1. Прецедентное право/судебная практика Европейского Союза создается в ходе толкования Судом положений учредительных документов и других


Скачать 58.36 Kb.
Название1. Прецедентное право/судебная практика Европейского Союза создается в ходе толкования Судом положений учредительных документов и других
Дата публикации05.08.2013
Размер58.36 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Право > Документы
Билет 12

1. Прецедентное право/судебная практика Европейского Союза создается в ходе толкования Судом положений учредительных документов и других источников первичного и вторичного права организации. Давая официальное толкование, Суд, однако, не только разъясняет смысл действующих правоположений, но и весьма часто выводит из них новые принципы и нормы.
Именно таким путем были сформулированы принципы верховенства и прямого действия права Европейского Союза (см. вопрос N 20), многие "общие принципы права Сообщества" (см. вопрос N 21), а также значительное число более специальных норм, действующих в рамках отдельных отраслей права Союза.
Установленные Судом правила в дальнейшем служат источником, который используется при разрешении дел судебными органами всех государств-членов. Суд Европейских сообществ, со своей стороны, также руководствуется принципами и нормами, установленными им ранее. По этой причине в новых решениях Суда постоянно можно встретить ссылки на "сложившееся прецедентное право", "установившуюся судебную практику". В то же время Суд формально не связан своими правовыми позициями, может изменять их. Правда, он делает это обычно весьма осторожно и постепенно, в эволюционном порядке.
Существующее ныне прецедентное право Союза останется в действии и после вступления в силу Лиссабонского договора 2007 г. (см. вопрос N 17). Можно предполагать, что роль этой группы источников продолжит возрастать в связи с предусмотренным Лиссабонским договором расширением юрисдикции союзных судов.
2.

Вопрос 1

Европейский Суд с самого начала оправдал обоснованность своего создания большим объемом дел, выносимых на его рассмотрение. С момента своего основания в 1952 году на рассмотрение Суда было вынесено более 8 600 дел. К 1978 году ежегодно рассматривалось по 200 новых дел, а к 1985 году - более 400. На лицо прогрессирующий объем поступающих в Европейский Суд дел, что, в свою очередь, является индикатором интенсивности взаимопроникновения систем государств-членов. По сути можно говорить об ускорении интеграционных процессов, ведь решения Европейского Суда de facto создают европейское прецедентное право в силу закрепленного за Европейским Судом права ссылаться на решения, вынесенные по делам со схожими обстоятельствами. ЮРИСДИКЦИЯ

Европейский Суд обязан гарантировать соблюдение права ЕС при толковании и применении договоров о создании Европейских Сообществ, а также актов, принятых компетентными институтами ЕС. Для выполнения этой задачи Суд обладает широкой юрисдикцией в целях рассмотрения различных видов исков и вынесения преюдициальных решений.

Виды исков:

* Слушания по невыполнению обязательства. Эти слушания позволяют Европейскому Суду определить, выполнило ли государство-член свои обязательства в соответствии с правом ЕС. Иск может быть подан Комиссией (именно так это, как правило, и происходит) или каким-либо государством-членом. Если Суд установит, что обязательство не было выполнено, то государство-член должно без промедления подчиниться вынесенному решению. Однако если после того, как Комиссия инициировала новые слушания, Европейский Суд выявит, что соответствующее государство-член не выполнило его решение, он может наложить фиксированное или периодическое взыскание.

* Слушания по аннулированию. Государство-член, Совет, Комиссия и, в некоторых случаях, Парламент могут обратиться в Европейский Суд с просьбой аннулировать полностью или часть законодательства ЕС, а физические лица могут обратиться по вопросу аннулирования правовой нормы, которая напрямую затрагивает их личные интересы. Таким образом, Суд может анализировать законность юридических документов, издаваемых институтами ЕС. Если иск обоснован, то оспариваемая норма признается недействительной.

* Слушания по бездействию. Европейский Суд также может рассматривать законность бездействия института ЕС и может наложить взыскания за выявленный факт оставление вопроса без ответа или непринятия соответствующих мер по его решению. Это полномочие Европейского Суда существенно помогает "дисциплинировать" бюрократический аппарат ЕС и, как следствие, осуществить отладку его работы для достижения максимальной эффективности.

* Иски о взыскании ущерба. По искам о взыскании ущерба, основанным на неконтрактных обязательствах, Европейский Суд определяет, отвечает ли ЕС за ущерб, нанесенный его институтами или служащими при выполнении своих обязанностей. Помимо полномочия на применение санкций в случае бездействия соответствующих институтов ЕС, Европейский Суд также вправе выносить решения о взыскании ущерба, нанесенного институтами или служащими ЕС, что, по сути, ставит его в один ряд с национальными судебными инстанциями общей юрисдикции, с той лишь разницей, что в случае с Европейским Судом субъектами выступают соответствующие институты или служащие ЕС.

* Апелляции. Европейский Суд может рассматривать апелляции (только по вопросу права) на решения, вынесенные судом первой инстанции ЕС, но в пределах своей юрисдикции. По своему содержанию юрисдикция Суда включает в себя три ocновные группы полномочий:
разрешать споры из правоотношений, возникающих на основании норм учредительных договоров и законодательства ЕС, — прямая юрисдикция;
рассматривать запросы судебных органов государств-членов, которые сталкиваются с проблемами толкования и применения норм права Европейского Союза, — преюдициальная (косвенная) юрисдикция;
разбирать дела в порядке предварительного контроля.
Дела прямой юрисдикции — это споры, возникающие в ходе реализации в жизнь норм права ЕС, т.е., по сути своей, дела искового производства. Одна из сторон (истец) привлекает другую (ответчика) к Суду за предполагаемое нарушение юридической нормы Сообщества, а также, возможно, ее субъективного права или интереса (например, в исках о возмещении вреда, причиненного частным лицам). руг лиц, которых можно привлечь к Суду в качестве ответчика, является ограниченным. Наиболее часто нарушителями «европейских» правил выступают, естественно, физические и юридические лица. Соответствующие дела (и гражданские, и уголовные) рассматривают национальные суды государств-членов, которые обязаны в том случае применять непосредственно действующие нормы права ЕС, даже вопреки законодательству конкретного государства.
Суд Европейских сообществ по общему правилу иски к частным лицам, а равно к должностным лицам государств-членов не рассмат ривает. К его юрисдикции отнесены те споры, которые являются наиболее сложными и важными с политической точки зрения и затрагивают интересы ЕС в целом.
В соответствии с Договором о ЕС в качестве ответчика перед Судом могут привлекаться, во-первых, государства-члены в целом, во-вторых, органы Европейского Союза, а также их должности лица и служащие.

^ 2. Иски к государствам-членам.  Государство-член привлекается Суду в случае нарушения им обязанностей, вытекающих из Договора о ЕС, т.е. невыполнения (ненадлежащего выполнения) им на своей территории любой нормы или индивидуального предписания Сообщества. Иски к органам Европейского Союза и их должностным лицам. Неправомерные действия (бездействие) могут совершать не только национальные, но и наднациональные власти в лице органов Европейского Союза. В зависимости от характера нарушения Договор, утверждающий Европейское Сообщество выделяет два основных вида исков:
1) иски об аннулировании (ст. 230)

2) иски из бездействия (ст. 232 ДЕС).

С некоторыми оговорками к сфере предварительного контроля Суда можно отнести еще несколько категорий дел (на практике они почти или вовсе не встречаются):
—дела о снятии иммунитета с судей и генеральных адвокатов. Соответствующее решение Суд может вынести как по собственной инициативе, так и на основании обращения заинтересованных государств-членов в случае совершения членом Суда преступления или проступка (ст. 3 Статута 2001 г.);
—дела о снятии иммунитета с имущества Европейских сообществ.
В соответствии со ст. 1 протокола «О привилегиях и иммунитетах» здания и помещения Европейских сообществ являются неприкосновенными. Государства-члены, на территории которых расположено имущество Сообществ, в том числе денежные активы, могут применять к нему меры принудительного характера (например, конфискацию) лишь с разрешения Суда Европейских сообществ, полученного заблаговременно;
—проверка законности процедуры привлечения государств-членов к ответственности за нарушение общих принципов конституционного строя (п. «е» ст. 46 Договора о Европейском Союзе в редакции Ниццкого договора).
Исходя  из вышеперечисленного  можно сделать вывод, что Суд ЕС наделен довольно широкими разноплановым  кругом полномочий, т.е.  он  осуществляет функции, характерные для конституционного, административного, гражданского, арбитражного суда.  Кроме того  Суд выступает и как консультативный орган, заключению которого придается особая юридическая сила.

Похожие:

1. Прецедентное право/судебная практика Европейского Союза создается в ходе толкования Судом положений учредительных документов и других iconКомментарий к основополагающим актам Европейского Союза в редакции Лиссабонского договора
Европейского Союза" с протоколами и приложениями, "Хартия Европейского Союза об основных правах" с официальными разъяснениями, "Лиссабонский...
1. Прецедентное право/судебная практика Европейского Союза создается в ходе толкования Судом положений учредительных документов и других iconДокумент предоставлен информационной базой
В бесплатном доступе свыше 140 000 правовых документов: законодательство России, предпринимательское право, кодексы, арбитражная...
1. Прецедентное право/судебная практика Европейского Союза создается в ходе толкования Судом положений учредительных документов и других iconПраво 14. 11. 2012 Судебная защита
Правосудие исключительно судами. Судебная власть осуществляется посредством судом общей юрисдикции, арбитражными судов, Конституционных...
1. Прецедентное право/судебная практика Европейского Союза создается в ходе толкования Судом положений учредительных документов и других iconБилет21
С. Хикс рассматривают Совет Министров как верхнюю палату в политической системе Европейского союза. Фактически любой правовой акт...
1. Прецедентное право/судебная практика Европейского Союза создается в ходе толкования Судом положений учредительных документов и других iconКашкин С. Ю., Четвериков А. О., Калиниченко П. А. и др. Право Европейского...
Кашкин С. Ю., Четвериков А. О., Калиниченко П. А. и др. Право Европейского Союза: учебное пособие (отв ред. С. Ю. Кашкин). 3-е изд.,...
1. Прецедентное право/судебная практика Европейского Союза создается в ходе толкования Судом положений учредительных документов и других iconОоо «образование без границ»   220030 г. Минск, >ул. Октябрьская...
«Экономика и торговля. Теория и практика современных экономических процессов на примере стран Европейского союза»
1. Прецедентное право/судебная практика Европейского Союза создается в ходе толкования Судом положений учредительных документов и других icon5 финансовая и монетарная политика европейского валютного союза
Формирование Европейского сообщества началось еще в начале 50-х годов прошлого столетия в виде Европейского объединения угля и стали,...
1. Прецедентное право/судебная практика Европейского Союза создается в ходе толкования Судом положений учредительных документов и других icon1. Регламенты, директивы и решения Европейского сообщества: понятие и юридические свойства
Состав и территория Европейского Союза. Условия и порядок вступления новых государств-членов
1. Прецедентное право/судебная практика Европейского Союза создается в ходе толкования Судом положений учредительных документов и других iconРабочая программа учебной дисциплины «Право Европейского Союза»
С. В. Рыбак, доцент кафедры теории и истории государства и права Ростовского филиала Российской таможенной академии
1. Прецедентное право/судебная практика Европейского Союза создается в ходе толкования Судом положений учредительных документов и других iconПрограмма Модели ес – 2012 мгимо (У) мид РФ. Формат
Формат: заседание одного из институтов Европейского Союза – Европейского Совета, 2 дня
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница