После крестьянской реформы 1861 г начался период капиталисти¬ческого развития России. Он выражался в быстром росте капита¬листических форм промышленности


НазваниеПосле крестьянской реформы 1861 г начался период капиталисти¬ческого развития России. Он выражался в быстром росте капита¬листических форм промышленности
страница1/24
Дата публикации24.03.2013
Размер2.7 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24


1. высшая власть

После крестьянской реформы 1861 г. начался период капиталисти¬ческого развития России. Он выражался в быстром росте капита¬листических форм промышленности, сельского хозяйства, в процес-сах расслоения крестьянства и превращения барщинного поме¬щичьего хозяйства в капиталистическое, усиление рыночных капи¬талистических отношений, чему немало способствовало появление более совершенных путей сообщения— железных дорог.В организации и деятельности старых, наследованных от крепо¬стнической монархии учреждений, появились новые элементы: представители буржуазии стали чаще приглашаться в качестве членов в совещательные отраслевые учреждения министерств (ко¬митеты, советы) при сохранении в них преобладания чиновников- дворян, в министерствах была проведена децентрализация дея¬тельности с расширением полномочий местных органов. В деятель¬ности высших государственных ^органов (Комитет министров, Государственный совет, Сенат) все большее место стали занимать дела, связанные с буржуазным предпринимательством и собствен¬ностью, акционерными обществами и компаниями; правительственный аппарат самодержавия все больше считался с мнениями дво¬рянской и буржуазной общественности, выраженными через пе¬риодическую печать и публицистику.Произошли некоторые изменения и в бюрократии. Ее числен¬ность возросла и достигла к началу XX в. 385 тыс. человек (из них 161 тыс. классных чиновников). В среде высшей бюрократии пони¬зился процент земельных собственников (немного более 50%). В составе бюрократии по-прежнему преобладали дворяне-чинов¬ники, но наряду с этим появились и новые прослойки. Одну из них составляла так называемая плутократия (богатые люди из буржуазии), другую — «третий элемент» — вольнонаемный персо¬нал органов самоуправления (врачи, учителя, статистики, агроно¬мы и т. п.)1. Уже с 60-х годов в государственном аппарате появи¬лись женщины (счетный персонал Государственного контроля). К концу XIX в. на государственной службе находилось 38 тыс. жен¬щин (учебные и медицинские заведения, почта, телеграф и т. п.).Усложнившиеся задачи управления и появление в государст¬венном аппарате чиновничьих должностей с техническими знания¬ми снова вынудили самодержавное государство ставить вопрос о реформе гражданской службы и упразднении «Табели о ран¬гах». Специальная комиссия о службе гражданской 1895—1901 гг. даже подготовила новый проект «Устава о службе гражданской» с предложением некоторых полумер, призванных повысить опера¬тивность бюрократии (сокращение числа чинов, упразднение про¬изводства за выслугу лет и т. п.). В условиях кануна революции был сохранен старый «Устав о службе гражданской» 1832 г., в ар¬хаичных нормах которого самодержавие видело известную гаран¬тию сохранения дворянской однородности верхов бюрократии.[Установившиеся в пореформенные годы связи бюрократии с буржуазным предпринимательством вынудили принять закон 1884 г., запрещавший чиновникам I—III классов (а по некоторым ведомствам и ниже) участие в правлениях акционерных обществ и компаний.^Все эти процессы в государственном строе России не следует преувеличивать. Несмотря на введение буржуазных реформ и не¬которых изменений в организации, составе и деятельности прави-тельственных учреждений, Россия оставалась абсолютной монар¬хией с неограниченным самодержавным императором во главе. В стране сохранились основные дореформенные государственные высшие, центральные и даже местные учреждения (особенно ор¬ганы администрации и полиции) с дворянским чиновничьим боль¬шинством, а также и основы дореформенного права. Социальной опорой самодержавной монархии оставался класс помещиков с сохранившимся и после 1861 г. поместным землевла¬дением. К помещикам-дворянам примыкала и дворянская бюро¬кратия.

В условиях развития капитализма снизу самодержавие было вынуждено покровительствовать буржуазии «сверху», насаждать капитализм в интересах своих военно-политических и финансово- хозяйственных функций.Самодержавное государство выступало как крупнейший в стране помещик и капиталист. К концу XIX в. ему принадлежа¬ла 7з всех земель страны, 2/з лесов, 2/3 железных дорог, 7/втеле¬графа, множество промышленных предприятий. Государственно- капиталистическую деятельность осуществлял ряд ведомств поре¬форменной России (Министерства земледелия и государственных имуществ, путей сообщения, военное и морское, Главное управле¬ние почт и телеграфов и др.).Нарастание нового революционного кризиса и революционную ситуацию в начале XX в. правительство пыталось предотвратить усилением полицейского гнета, распространением различных ста¬дий «исключительного» положения, внесудебными формами рас¬правы, расширением деятельности Департамента полиции, жан¬дармских управлений и охранных отделений, насаждением прово¬каций в политических партиях (зубатовщина, гапоновщина), при¬влечением к делу «охранения тишины и спокойствия» армии и во¬енного аппарата.В деятельности государственных учреждений России накануне первой революции сохранялись формализм, обширное бумажное делопроизводство, полная бесконтрольность чиновничества. В самом самодержавном государственном строе появились чер¬ты разложения и гнилости. Большое влияние на государственные дела стала оказывать «придворная камарилья» — неофициальное правительство из близких к царю лиц и отдельных представителей высшей бюрократии: московский генерал-губернатор вел.кн. Сер¬гей Александрович, министр внутренних дел В. П. Плеве, статс- секретарь А. М. Безобразов, управляющий делами Особого коми¬тета Дальнего Востока контр-адмирал А. М. Абаза и др.В предреволюционные годы самодержавие предпринимало и некоторые попытки лавирования (созыв Особого совещания о нуждах сельскохозяйственной промышленности в 1902—1905 гг., «полицейский социализм» В. Плеве и др.)' Указом «О мерах к усовершенствованию государственного порядка» 12 декабря 1904 г., составленным на основе доклада министра внутренних дел кн. П. Д. Святополк-Мирского, Николай II обещал расшире¬ние прав земств, пересмотр законов о крестьянах, старообрядцах, печати, об исключительном положении и т. п. Предложение Свя- тсшолка-Мирского о включении в состав Государственного совета представителей земств и городского самоуправления в указ не вошло.Созданный в 1900 г. Департамент промышленности, наук, тор¬говли был тесно связан с «заботами» самодержавного государства о «нуждах» русской буржуазии; он способствовал быстрому рас-смотрению и проведению через общее собрание Государственного совета законопроектов о капиталистической деятельности банков, акционерных обществ, компаний и пр.В годы политической реакции 80-х годов значение Государст¬венного совета несколько падает за счет усиления роли Комитета министров. Александр III предпочитал обсуждать законопроекты в более узком кругу доверенных высших чиновников — в Комитете министров, В верхах бюрократии не раз выдвигались проекты расширения состава Государственного совета за счет выборных членов — от дворян, земств, городов (наиболее значительны про¬екты М. Т. Лорис-Меликова и кн. П. Д. Святополк-Мирского). Все эти проекты не были реализованы.Государственный совет оставался важным звеном в системе государственного аппарата России. Роль этого учреждения подчер¬кивалась тем, что во главе его стояли великие князья Константин Николаевич (1865—1881) и Михаил Николаевич (1881 — 1905).Характер самостоятельного высшего учреждения имела и Комиссия прошений. В 1895 г. она была преобразована в «Канцелярию по принятию прошений на высочайшее имя прино¬симых». Через это учреждение представители господствующего класса осуществляли право «законодательной инициативы». В Ко¬миссию прошений, а затем в Канцелярию шел поток жалоб и про¬шений, которые подвергались тщательной классовой фильтрации.Надзор за Дальневосточным наместничеством осуществлял Особый комитет Дальнего Востока (1903—1905).

С железнодорожной политикой правительства было связано су¬ществование Комитета железных дорог (1859—1874) и Комитета Сибирской железной дороги (1892— 1905).Вся деятельность Комитета министров была направлена на укрепление и охранение господствующих позиций дворянстваг в экономике и самодержавном государстве, на поощрение капита¬листической промышленности и торговли. На утверждение Коми¬тета министров поступало множество уставов акционерных об¬ществ, компаний, банков, положений о биржах, представления и предписания министра путей сообщения, разрешающих построй¬ку железных дорог.В пореформенное время Комитет министров выступает как орган проведения карательной политики. По закону 1872 г. ми¬нистр внутренних дел подавал на имя Комитета министров пред-ставления о запрещении книг или повременных изданий, «распро¬странение коих признано им, министром, особенно вредным», а Комитет министров принимал постановление об их уничтожении. За 1872—1904 гг. по постановлениям Комитета министров было уничтожено до 200 различных изданий (в том числе произведения К. Маркса, сборник «Материалы к характеристике нашего хозяй-ственного развития» со статьей В. И. Ленина.На пост председателя Комитета министров назначались опыт¬ные чиновники, занимавшие ранее министерские и прочие высокие посты: граф П. Н. Игнатьев (1872—1879), граф П. А. Валуев (1879—1881), С. Ю. Витте (1903—1906) и др.К началу XX в. Комитет министров сохранял характер высше¬го административного учреждения, в которое, по выражению Ю. Витте, «вносилась масса административного хлама — все, что не было более или менее точно определено законами, а также важные законодательные акты, которые рисковали встретить сис¬тематическое и упорное сопротивление со стороны Государствен¬ного совета»1.Собственнная его императорского величества канцелярия продолжала играть в 60—70-х годах значитель¬ную роль в государственном аппарате России. Буржуазные ре¬формы почти не коснулись этого учреждения; оно сохранило доре¬форменную обособленность, функции и устройство (четыре отде¬ления).Довольно активной была деятельность Второго отделения кан¬целярии. С 1862 г. оно стало важнейшим звеном законодательст¬ва: здесь предварительно рассматривался всякий законопроект, подлежащий внесению из министерства в Государственный совет. Второе отделение принимало участие в разработке многих буржу¬азных реформ: не только редактировало законопроекты и состав-ляло на них отзывы, но иногда составляло проекты предполагае¬мых реформ (например, устав уголовного судопроизводства).Второе отделение проводило текущую работу по изданию томов второго «Полного собрания законов» и переизданию от¬дельных томов «Свода законов». В 1882 г. Второе отделение было упразднено, а его дела были переданы в Государственный совет.Приспособленное к борьбе с небольшими организациями рево¬люционеров и крестьянскими «бунтами» Третье отделение в усло¬виях массового революционного движения 60—70-х годов с тру¬дом справлялось со своими обязанностями. В его аппарате прошли реорганизации — распределение дел между его экспедициями из¬менилось. В первой экспедиции велись дела, связанные с оскорб¬лением царя и членов его семьи, а также следствия по государст¬венным преступлениям; вторая — заведовала штатом Третьего отделения, собирала сведения о религиозных сектах, изобретениях, усовершенствованиях, культурно-просветительных, экономических и страховых обществах, о фальшивомонетчиках, принимала раз¬личные прошения о пособиях, т. е. заведовала разнородным кру-гом дел, не носящих политического характера. После взрыва в Зимнем дворце 5 февраля 1880 г. последовал указ 12 февраля о создании «Верховной распорядительной комис¬сии по охране государственного порядка и общественного спокой-ствия» во главе с генералом М. Т. Лорис-Меликовым. В ведение этой комиссии поступали все политические следствия по столице и Петербургскому военному округу, а также верховный надзор за политическими следствиями по всей стране. Ей также «времен¬но» подчинялись Третье отделение и Отдельный корпус жандар¬мов. Все местные власти были обязаны оказывать комиссии в де¬лах политических следствий «содействие».Главными задачами Верховной распорядительной комиссии были: объединение всех карательных органов для борьбы с рево¬люционным движением, экстренный разбор всех политических дел, разгрузка столичных тюрем, ускорение судебного рассмотрения всех дел и административная расправа с частью арестованных и т. д. Подавляющее большинство этих дел рассматривал Лорис- Меликов. В 1885 г. для рассмотрения дел «об упущениях» и «противо- нравственных проступках» судей был учрежден в составе Сената Высший дисциплинарный суд. Созданием этого органа правитель¬ство получило возможность в обход принципа «несменяемости судей» устранять неугодных судей.Старый громоздкий аппарат Сената не был способен к осуще¬ствлению быстрой и гибкой судебной расправы с политическими заключенными.В Особом присутствии Сената рассматривались самые круп¬ные народнические процессы 70-х годов: «долгушинцев», о демон¬страции на площади Казанского собора 6 декабря 1876 г., «про¬цесс 50-ти», «процесс 193-х», «первомартовцев»; в мае 1877 г. рас¬сматривался процесс первой рабочей организации в России—• «Южнороссийского союза рабочих».Буржуазные преобразования не коснулись Святейшего Синода, сохранившего существовавшие до 1861 г. функции и ап¬парат. Синод лишь номинально числился высшим учреждением, фактически же по своему значению он приближался к министер¬ству. Изменения в пореформенном Синоде были направлены на усиление идеологического влияния церкви на народные массы. В 1885 г. в составе Синода учреждается Совет по церковно-при- ходским школам — орган надзора за этими учебными заведениями и управления ими. Обер-прокурор Синода в 1880—1905 гг. К. П. Победоносцев выступал как один из вдохновителей полити¬ческой реакции и контрреформ 80-х — начала 90-х годов.

2. Местные госуд учреждения

В пореформенной России продолжало существовать в основном старое административно-территориальное деление. К началу XX в. в России было 78 губерний, 18 областей, 4 градоначальства (в том числе Петербургское), 10 генерал-губернаторств (Московское и 9 — на окраинах).Отмена крепостного права, создание новых финансовых и су¬дебных учреждений, органов земского и городского «самоуправ¬ления» — все это лишь частично изменило правительственный аппарат.Местные учреждения Министерства внутренних дел. Главой местной администрации оставался губернатор, официально при¬знаваемый законами «хозяином губернии». Структура губернского правления подверглась изменени¬ям. Особое внимание местная администрация стала обращать на рабочее движение — в структуре отдельных губернских правлений появляются «фабричные столы». Губернское правление оконча¬тельно превращается в исполнительный орган губернатора. Го¬раздо большее значение приобретает канцелярия губернатора.Губернатор являлся председателем до полутора десятков раз¬личных совещательных учреждений губерний: присутствий, коми¬тетов, комиссий, составленных из чиновников губернии, иногда с привлечением представителей земского и городского «самоуп¬равления». В ряде присутствий соответствующими министерства¬ми назначались непременные члены. Эти присутствия, комитеты и прочие учреждения при губернаторе дополняли деятельность губернского правления. С их помощью губернатор осуществлял надзор за новыми пореформенными учреждениями; с помощью губернского по крестьянским делам присутствия (1861—1889) и губернского присутствия (1889—1917)—надзор за крестьянски¬ми сословными органами; губернского по городским делам при¬сутствия (1870—1892) и губернского по земским и городским де¬лам присутствия (1892—1917)—за городскими и земскими орга¬нами «самоуправления»; губернского по фабричным делам при¬сутствия (1886—1917) —за фабрично-заводской промышленностью и рабочим движением; губернского по воинской повинности при-сутствия (1874—1917) —за руководством по комплектованию ар¬мии; губернского по питейным делам присутствия (1885—1917) — за наиболее прибыльным источником бюджета царской России — «питейным делом», губернского распорядительного комитета (1876—1917)—за осуществлением сохранившихся и после 1861г. феодальных «натуральных» земских повинностей (постойной, под¬ворной и др.); губернского лесохранительного комитета (1888— 1917)—за сохранностью казенных лесов и т. п. Из дореформен¬ных присутствий и комитетов сохранились губернские рекрутские комитеты, а также статистические комитеты; последние с 60-х годов ежегодно издавали губернские «памятные книжки» или «адрес-календари» — справочники об учреждениях и чиновниках каждой губернии.В местности, которая объяв¬лялась на положении «усиленной охраны», местному админист-ратору, генерал-губернатору (губернатору) или градоначальнику предоставлялись широкие полномочия: закрывать собрания, тор¬говые и промышленные заведения, запрещать органы печати, аре¬стовывать, штрафовать и высылать в административном порядке разных «подозрительных» и «вредных» лиц; ссылка осуществля¬лась по соглашению Особого совещания Министерства внутрен¬них дел. В местности, объявленной на положении «чрезвычайной охраны», вся полнота власти передавалась генерал-губернатору или специально назначенному главноначальствующему, которому подчинялся весь местный гражданский, а нередко и военный аппа¬рат. Он мог учреждать особые военно-полицейские команды, пере¬давать в военный суд любое дело, устранять от должности чинов¬ников, а также должностных лиц земского и городского самоуп¬равления, налагать секвестр на недвижимое и арест на движимое имущество.«Правила о местностях, объявляемых состоящими на военном положении» 18 июня 1892 г. устанавливали еще одну стадию «исключительного положения» — военное положение, когда вся полнота власти передавалась военным учреждениям и в отноше¬нии к гражданским лицам широко применялась военная юрис¬дикция. Правительство широко применяло «исключительное поло¬жение» в борьбе с рабочим и крестьянским движением, особенно в конце XIX —начале XX в. Положение 14 августа 1881 г., по выражению Ленина, «стало одним из самых устойчивых, основных законов Российской империи»2. В 1901 г. режим «усиленной ох¬раны» и «обязательных постановлений» губернаторов распростра¬нялся более чем на 7з населения России.Централизация городской и уездной полиции увеличила власть исправников, в ведении которых находились основные дела поли¬цейского управления уездного города и уезда. Власть исправни¬ка охватывала весь уезд. В каждом уезде под председательством предводителя дворянства или исправника действовали распоряди¬тельно-исполнительные коллегии и совещательные органы из уезд¬ных чиновников; чаще всего они назывались присутствиями (по воинской повинности, крестьянским, питейным делам и др.) или комитетами (например, распорядительный).В 1903 г. при становых приставах и полицейских урядниках учреждалась уездная полицейская стража, составлявшая воору¬женную опору их действиям вместо ненадежных волостных и сель¬ских должностных лиц из крестьян.К концу XIX в. управы благочиния были повсеместно упразд¬нены. Их заменили в городах канцелярии обер-полицеймейстеров, полицеймейстеров, градоначальников. В составе этих учреждений наряду с распорядительными, исполнительными, инспекторскими и прочими отделениями появились сыскные отделения — зачатки уголовного розыска в растущих городах капиталистиче¬ской России. С 80-х годов появляются секретно-розыскные отде¬ления, получившие позднее наименование охранных отде¬лений (охранок).В городах появляются управления городским полицейским те¬леграфом, медицинские полицейские управления, адресные столы и бюро, управления речной и фабричной полиции и т. д.Города подразделялись на части, а части — на участки и око¬лотки во главе с частными приставами, участковыми и околоточ¬ными надзирателями. Управления полицейскими частями («част¬ные дома») сохранили старый, дореформенный облик.Каждое сельское общество (включавшее одно или несколько селений) имело сельский сход, выбиравший сельских долж¬ностных лиц (сельского старосту, сборщика податей, сотских, де- сятких) и разрешавший некоторые поземельные дела (например, переделы общинных земель), раскладку налогов, мелкие поли¬цейские дела. Гораздо большее значение имело волостное сослов¬ное крестьянское звено — волостной сход. Волость представ¬ляла собой крестьянскую сословную единицу, охватывающую несколько селений. В состав волостного схода входили сельские и волостные лица во главе со старшиной, а также «десятидвор- ники» — выборные от каждых десяти дворов. Волостной сход вы¬бирал волостных должностных лиц, представителей на предва¬рительный съезд для выбора гласных в уездное земское собрание от сельских обществ, разрешал хозяйственные нужды волости, утверждал приговоры сельских сходов и т. д. Избираемый волост¬ным сходом на три года волостной старшина выполнял полицей¬ские функции: следил за «сохранением общественного порядка, спокойствия и благочиния в волости». Ему подчинялись сельские nстаросты и другие должностные лица волости, а также волост¬ное правление. Это учреждение состояло из старшины, всех старост, сборщиков податей, одного-двух заседателей и писаря. Обязательным в волостном управлении было присутствие только старшины и писаря. Писарь назначался мировым посредником, а впоследствии — земским начальником и играл в волостном прав¬лении немаловажную роль. Волостное правление вело значитель¬ное делопроизводство. mВолостной суд представлял собой коллегию из 4—12 су-дей, выбираемых ежегодно волостным сходом. Этот сословный крестьянский суд рассматривал споры и тяжбы между крестья¬нами (если сумма иска не превышала 100 руб., в 1889 г. сумма была повышена до 300 руб.), а также мелкие уголовные дела. Опасаясь самостоятельности этих крестьянских учреждений, правительство опутало их сложной трехстепенной системой орга¬нов правительственно-дворянского надзора и опеки, превратив их в исполнительные инстанции этих органов. С 1880 г. в Москве и Варшаве при канцеляриях обер-полицеймейстеров и градоначальников появляются «отделения по охране общественной безопасности и по¬рядка». Эти секретно-розыскные отделения, называвшиеся с 1903 г. охранными отделениями, получают широкое распространение. Вхождение охранных отделений в состав канце¬лярий обер-полицеймейстеров или градоначальников было рас¬считано на то, чтобы скрыть от общественности их истинный смысл. В ведении каждой охранки находились агентура наблю¬дения (филеры) и негласные агенты «в партийной среде».Московское охранное отделение претендовало на роль органи¬затора политического сыска на территории всех центральных гу¬берний России. Начальник этого отделения С. В. Зубатов (1896— 1902) создал «летучий отряд филеров». Филеры этого отряда сопровождали московских революционеров по всей России. Впос¬ледствии Зубатов перенес этот «опыт» в Департамент полиции, создав там центральный летучий филерский отряд. Основным отделом охранки был ведавший филерами «отдел наружного на¬блюдения».В недрах московской охранки зародилась идея создания ле¬гальных рабочих организаций, внушавших рабочим мысль о бес¬полезности политической борьбы. Сея разлад среди рабочих, московская охранка с начала XX в. стала насаждать зубатовские организации в Москве. Ленинская «Искра», вскрывая полицей¬скую сущность зубатовщины, призывала к активному разоблаче¬нию ее.До,конца века в ведении Министерства внутренних дел нахо¬дились основные тюремные учреждения. Общее их чис¬ло возросло, а в самой системе произошли некоторые изменения. В 80-х годах прекратили свое существование арестантские роты, смирительные и работные дома, а также долговые тюрьмы.В ведении Министерства внутренних дел находились местные почтовые и телеграфные учреждения — почтово-телеграфные кон¬торы и их отделения, объединенные в 1885 г. в территориально- телеграфные округа. В столицах сохранились почтамты, создава¬лись управления столичными телеграфами. При ряде почтамтов возникли «черные кабинеты» — органы перлюстрации писем.

Под надзором Министерства внутренних дел находилась зна¬чительная группа дворянских и городских сословных учреждений, а также земских и городских органов «самоуправления».Городовое положение 11 июня 1892 г. явилось городской контр¬реформой. Оно заменило для избирателей налоговый ценз иму¬щественным. Избирательные права получили только те жители города, которые имели недвижимое имущество, оцененное особой оценочной комиссией в столицах и городах с населением свыше 100 тыс. на сумму не менее 3000 руб., в губернских городах — 1000—1500 руб. (в зависимости от размеров города) и в уездных городах — 300 руб. В число избирателей включались владельцы торгово-промышленных заведений города, имеющие гильдейские свидетельства. Мелкая и часть средней буржуазии лишались из¬бирательных прав. Число избирателей по городам России, имев¬шим городское «самоуправление», сократилось в несколько раз.

Местные учреждения Министерства финансов.

Законом 30 апреля 1885 г. была учреждена должность подат¬ных инспекторов, на которых вначале был возложен надзор за доходностью подлежащих обложению торгов и имуществ, а впос-ледствии надзор за исправностью платы налогов вообще. Подат¬ные инспектора председательствовали в созданных почти одно¬временно уездных податных присутствиях, исполнявших различ¬ные поручения казенной палаты по наблюдению за сбором пош¬лин с торговли и промыслов. В губернии создавалось под пред¬седательством управляющего казенной палатой губернское по податным делам присутствие, заведовавшее дополнительным сбо¬ром с торгов и промышленных предприятий.В том же 1885 г. были созданы губернские и уездные по пи¬тейным делам присутствия, дававшие разрешения на открытие питейных заведений, а с введением винных монополий, наблюдав¬шие за ее введением.Для надзора за выполнением первого фабричного закона в 1882 г. была создана фабричная инспекция. Губернии, имевшие фабрично-заводскую промышленность, объединялись . в фабричные округа, а в каждый, округ назначался инспектор. Фабричные инспектора России подчинялись главному фабрично¬му инспектору при Департаменте торговли и мануфактур. В вцду того что проведение в жизнь первого фабричного закона задер¬живалось, инспектора получили распоряжение изучать «быт» ра¬бочих. Обобщенные ими сведения в первых ежегодных печатных отчетах вскрыли настолько тяжелую картину положения рабо¬чих, что правительство запретило публиковать подобные от¬четы.В дальнейшем институт фабричных инспекторов возрастал. К 1886 г, в каждом округе уже имелось по нескольку фабричных инспекторов, подчиненных окружному инспектору. В том же году были созданы губернские по фабричным делам присутствия,, раз¬рабатывающие дополнительные правила, «регулирующие» отно¬шение фабрикантов и рабочих и принимающие жалобы фабри¬кантов. В состав присутствия входили чиновники губернии (вице- губернатор, прокурор окружного суда, начальник губернского жандармского управления, окружной инспектор и его помощник), а также двое фабрикантов. Рассматривая этот состав, В. И. Ле¬нин писал: «Если бы прибавить сюда начальника тюрьмы и командующего казаками, то налицо были бы все чиновники, осуществляющие «заботливость русского императорского прави¬тельства о рабочих классах».

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24

Похожие:

После крестьянской реформы 1861 г начался период капиталисти¬ческого развития России. Он выражался в быстром росте капита¬листических форм промышленности iconПриказ Минпромэнерго РФ от 07. 08. 2007 n 311 "Об утверждении Стратегии...
Об утверждении Стратегии развития электронной промышленности России на период до 2025 года
После крестьянской реформы 1861 г начался период капиталисти¬ческого развития России. Он выражался в быстром росте капита¬листических форм промышленности iconВ рунете давно не умолкают споры о поголовной чипизации населения....
Правительстве РФ. Причём, ещё 3 года назад. Речь идет о Приказе Минпромэнерго №311 от 7 августа 2007 года Об утверждении Стратегии...
После крестьянской реформы 1861 г начался период капиталисти¬ческого развития России. Он выражался в быстром росте капита¬листических форм промышленности iconБ. С. Интерберг. Первые рабочие союзы в россии: история изучения...
...
После крестьянской реформы 1861 г начался период капиталисти¬ческого развития России. Он выражался в быстром росте капита¬листических форм промышленности iconОпережающее задание Тест «Правление Александра ii»
Бывшие крепостные крестьяне, не переведенные на выкуп после реформы 1861 г и несшие повинности в пользу помещиков, назывались
После крестьянской реформы 1861 г начался период капиталисти¬ческого развития России. Он выражался в быстром росте капита¬листических форм промышленности iconЭпоха Великих реформ Александра II. Отмена крепостного права
Царский рескрипт генерал-губернатору Виленской, Ковненской и Гродненской губерний об учреждении в губерниях губернских комитетов...
После крестьянской реформы 1861 г начался период капиталисти¬ческого развития России. Он выражался в быстром росте капита¬листических форм промышленности iconОбщественное движение в россии во второй половине XIX века
Шестидесятники. Подъем крестьянского движения в 1861-1862 гг был ответом народа на несправедливость реформы 19 февраля. Это активизировало...
После крестьянской реформы 1861 г начался период капиталисти¬ческого развития России. Он выражался в быстром росте капита¬листических форм промышленности iconО настоящей прибыли и реальном росте
Приложение Б. Победители и проигравшие компании в некоторых отраслях промышленности США и Великобритании
После крестьянской реформы 1861 г начался период капиталисти¬ческого развития России. Он выражался в быстром росте капита¬листических форм промышленности iconПоколение эвм- период развития вычислительной техники, отмеченный...
Смена поколений связана с переходом на новую элементную базу, что приводит в скачку в росте основных характеристик ЭВМ
После крестьянской реформы 1861 г начался период капиталисти¬ческого развития России. Он выражался в быстром росте капита¬листических форм промышленности iconБилет 1 Предметом науки истории государства и права России
Предметом науки истории государства и права России является изучение возникновения, развития и смены типов и форм государства и права,...
После крестьянской реформы 1861 г начался период капиталисти¬ческого развития России. Он выражался в быстром росте капита¬листических форм промышленности iconКратко говоря, основной целью аграрной реформы Столыпина было создание...
Сибирь, а также Дальний Восток, Среднюю Азию и Северный Кавказ набирало темпы. Переезд был бесплатным, а специально оборудованные...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница