Программа учебной практики научно-исследовательская работа Направление 050700 «Специальное (дефектологическое) образование»


Скачать 275.27 Kb.
НазваниеПрограмма учебной практики научно-исследовательская работа Направление 050700 «Специальное (дефектологическое) образование»
страница1/2
Дата публикации02.06.2013
Размер275.27 Kb.
ТипПрограмма
userdocs.ru > Психология > Программа
  1   2
Министерство образования и науки РФ
Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«АРМАВИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»


«СОГЛАСОВАНО»

Начальник отдела профессиональной

ориентации, практики и содействия

трудоустройству
________________ С.В.Андрющенко

"_____"___________________2013 г.

«УТВЕРЖДЕНО»

Руководитель

основной образовательной

программы
_________________В.И. Лахмоткина

"_____"_________________2013 г.



^ ПРОГРАММА учебной ПРАКТИКИ
Научно-исследовательская работа

Направление

050700 «Специальное (дефектологическое) образование»

Профиль

«Логопедия»

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр
Программа одобрена на заседании УМК

Социально-психологического факультета

от ___________________2013 года, протокол № __

Автор (ы) ст.преподаватель В.А.Дегальцева,

доцент Л.А.Ястребова

Рецензент (ы) доцент В.И.Закутько

Армавир, 2013

^ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Цели и задачи составления программы практики

Практика в структуре подготовки специалиста занимает особое место. В современных условиях от выпускника вуза требуются не только глубокие теоретические знания, но и уверенное владение приемами решения практических задач. Достижение этой цели определяет необходимость придать практике комплексный характер. Ее содержание отражает ход учебного процесса в целом, позволяет закрепить уже освоенный материал и служит предметом для дальнейшего осмысления.

Цель подготовки любого специалиста − освоение им профессиональной деятельности в избранной сфере. Для студента, обучающегося по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» профиль «Логопедия» − это организация и содержание коррекционно-логопедической работы.

Практика студентов высшего учебного заведения является важнейшей составной частью их профессиональной подготовки. Ее задачи, содержание, организационные формы, методическое оснащение должны способствовать овладению студентом основами профессиональных умений, навыков в единстве с глубоким сознанием роли и места теории в практической деятельности специалиста, а также помочь ему в формировании профессионально значимых качеств личности.

^ Требования ФГОС ВПО 050700 –

«Специальное (дефектологическое) образование

Трудоемкость и коды формируемых компетенций в ходе

учебных и производственных практик по направлению

050700 – «Специальное (дефектологическое) образование

Код

УЦ

ООП

Учебные циклы, разделы и проектируемые результаты их освоения

Трудоемкость (зачетные единицы)

Перечень дисциплин для разработки примерных программ, а так же учебников и учебных пособий

Коды формируемых компетенций

Б.5

Учебная практика

(Научно-исследовательская работа)

3

Психология

Специальная психология

Специальная педагогика

Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья, Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных учреждениях, Медико-биологические основы дефектологии,

Логопедия

ОК-1, 5, 7

ОП-1-3

ПК-5, 6, 7, 9

У выпускника по направлению подготовки 050700 – «Специальное (дефектологическое) образование» с квалификацией (степенью) «бакалавр» в процессе учебной практики должны быть освоены следующие профессиональные компетенции:

а) общекультурные (ОК):

  • способность к социальному взаимодействию, сотрудничеству и разрешению конфликтов в социальной и профессиональной сферах, к толерантности, социальной мобильности (ОК-1);

  • способность к письменной и устной коммуникации на государственном языке; владеть одним из иностранных языков в рамках профессионального общения, готовностью к использованию навыков публичной речи, ведения дискуссии (ОК-5);

  • способность использовать нормативные правовые документы в своей профессиональной деятельности (ОК-7);

б) профессиональные (ПК):

в области диагностико-консультативной деятельности:

  • способностью организовывать и осуществлять психолого-педагогическое обследование лиц с ОВЗ с целью уточнения структуры нарушения для выбора индивидуальной образовательной траектории (ПК-5);

  • способностью к анализу результатов медико-психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе использования различных (клинико-психолого-педагогических) классификаций нарушений в развитии, в том числе для осуществления дифференциальной диагностики (ПК-6);

  • способностью осуществлять динамическое наблюдение за ходом коррекционно-развивающего воздействия с целью оценки его эффективности (ПК-7);

в области исследовательской деятельности:

  • готовностью к сбору, анализу и систематизации информации в сфере профессиональной деятельности (ПК-9).

Имея в качестве приоритетной учебно-познавательной цели овладение будущим специалистом умениями и навыками своей профессиональной деятельности, практика сохраняет в себе все черты, органически присущие процессу обучения и воспитания. При его организации учитываются основополагающие педагогические принципы, которые ориентируют преподавателей на всесторонний учет реальных возможностей студента в практической деятельности, обусловленных его познавательным опытом.
^ 1.2. Нормативные и методические документы,

служащие основанием для вуза при организации практики бакалавров

Настоящая программа разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ГОС ВПО) по специальности 050700 – «Специальное (дефектологическое) образование» (квалификация − «Учитель-логопед»), с учетом требований к уровню подготовки выпускника по учебной и производственной практики федеральным государственным стандартом, а так же с учетом календарного графика учебного процесса.
^ 1.3. Нормативно-методические документы,

разработанные в вузе и регламентирующие деятельность студента

в период практики, а также виды отчетности студента

о прохождении практики

Регламентация деятельности студента в период практики, а также виды отчетности студента осуществляется на основе положения о прохождении непрерывной практики в АГПА, положения о прохождении практики на психолого-педагогическом факультете и, разработанной на кафедре программы.
^ 1.4. Место учебной практики в структуре ООП бакалавриата

В ходе научно-исследовательской практики студентам предоставляется возможность сбора экспериментальных данных по заранее разработанной программе исследования, связанной с определенным аспектом изучения таких дисциплин, как «Психология», «Педагогика», «Специальная психология», «Специальная педагогика», «Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья», «Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных учреждениях», «Медико-биологические основы дефектологии», «Логопедия».

Прохождение данной практики дисциплины является необходимой основой для подготовки студентов к написанию курсовых и выпускной квалификационной (бакалаврской) работ по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» и прохождения производственной практики.

^ В результате прохождения практики студент должен:

Знать:

  • нормативные правовые документы в своей профессиональной деятельности;

  • теоретические основы педагогики, психологии, специальной педагогики и психологии;

  • характеристику различных вариантов дизонтогенеза;

  • медико-биологические и лингвистические основы специальной педагогики и психологии;

  • общие и специфические закономерности психофизического развития лиц с ОВЗ;

  • особенности развития речи в онтогенезе;

  • этиопатогенез слухоречевых и нервно-психических расстройств;

  • современные тенденции развития психолого-педагогических концепций в системе образования лиц с ОВЗ;

  • сущность, содержание, структуру образовательных процессов и систем,

  • педагогические технологии и инновационные процессы в сфере общего и специального образования;

  • актуальные технологии обучения, в том числе информационные, лиц с ОВЗ.

Уметь:

  • применять полученные теоретические профессиональные знания в процессе научно-исследовательской работы;

  • использовать в своей профессиональной деятельности информационные и коммуникационные технологии для решения профессиональных задач;

  • участвовать в коллективной научно-исследовательской деятельности групп студентов;

  • планировать собственную научно-исследовательскую деятельность;

  • отбирать и использовать диагностический инструментарий, необходимый для решения поставленных исследовательских задач;

  • организовывать и осуществлять психолого-педагогическое обследование лиц с ОВЗ;

  • анализировать результаты медико-психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ и осуществлять дифференциальную диагностику.

Владеть:

  • навыками социального взаимодействия, сотрудничества и разрешения конфликтов в социальной и профессиональной сферах;

  • способностью к письменной и устной коммуникации на государственном языке;

  • одним из иностранных языков в рамках профессионального общения, готовностью к использованию навыков публичной речи, ведения дискуссии;

  • основами использования различных средств коммуникации в разных видах профессиональной деятельности;

  • методами сбора, анализа и систематизации информации исследовательского характера.


^ 1.5. Сроки и продолжительность практики

Научно-исследовательская работа, как раздел учебной практики, проводится для студентов, обучающихся на 2 курсе по очной форме в 4 семестре в течение 2 недель в соответствии с графиком учебного процесса. Трудоемкость практики составляет 3 зачетные единицы (108 часов)
^ П. ЦЕЛИ И ВИДЫ ПРАКТИКИ

Цели научно-исследовательской практики:

  1. Закрепление, расширение и углубление полученных студентами в процессе аудиторных занятий и самостоятельной работы теоретических знаний при изучении профессиональных дисциплин.

  2. Содействие становлению компетентности бакалавра в области  исследования актуальных проблем специального (дефектологического) образования как основы проектирования и реализации профессиональной педагогической деятельности.

Задачи научно-исследовательской практики:

  1. Формирование навыков самостоятельной научно-исследовательской работы, практического участия в научно-исследовательской деятельности.

  2. Развитие способности к самообразованию.

  3. Подготовка к участию в конференциях, научно-практических семинарах, круглых столах с материалами по теме проведенного исследования.

В процессе научно-исследовательской работы студентами должны быть освоены следующие компетенции:

  • способность к социальному взаимодействию, сотрудничеству и разрешению конфликтов в социальной и профессиональной сферах, к толерантности, социальной мобильности (ОК-1);

  • способность к письменной и устной коммуникации на государственном языке; владеть одним из иностранных языков в рамках профессионального общения, готовностью к использованию навыков публичной речи, ведения дискуссии (ОК-5);

  • способность использовать нормативные правовые документы в своей профессиональной деятельности (ОК-7);

  • способность организовывать и осуществлять психолого-педагогическое обследование лиц с ОВЗ с целью уточнения структуры нарушения для выбора индивидуальной образовательной траектории (ПК-5);

  • способность к анализу результатов медико-психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе использования различных (клинико-психолого-педагогических) классификаций нарушений в развитии, в том числе для осуществления дифференциальной диагностики (ПК-6);

  • способность осуществлять динамическое наблюдение за ходом коррекционно-развивающего воздействия с целью оценки его эффективности (ПК-7);

  • готовность к сбору, анализу и систематизации информации в сфере профессиональной деятельности (ПК-9).

В процессе научно-исследовательской работы у студентов должны быть сформированы следующие профессиональные способности учителя-логопеда:

  • осуществлять логопедическое обследование ребенка;

  • отбирать и использовать диагностический инструментарий для изучения индивидуальных особенностей детей разных возрастных категорий;

  • взаимодействовать с администрацией образовательного учреждения для решения профессиональных задач;

  • использовать современные формы и технологии взаимодействия с коллегами (воспитателем, дефектологом и др.) для решения профессиональных задач;

  • определять сферу профессиональных интересов, выявлять проблемы (затруднения) в осуществляемой профессиональной деятельности и определять способы их решения;

  • опираться на универсальные компетенции при решении задач профессионального роста (способы работы с различными источниками информации, соблюдение социально-правовых норм).


^ III. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИКИ
3.1. Базы практики и рабочие места студентов

Основной базой для выполнения научно-исследовательской практики является АГПА. Базами проведения практической части являются различные типы специальных (коррекционных) образовательных учреждений.
^ 3.2. Руководство практикой
3.2.1. Обязанности кафедры, ответственной за организацию практики

В обязанность кафедры входит организация, методическое руководство, согласование программ практики с предприятиями-базами практики, назначение руководителей практики из числа профессорско-преподавательского состава, подготовка распоряжения о распределении студентов на практику, обеспечение предприятий и самих студентов программами практики. А также проведение организационного собрания студентов-практикантов и руководителей практики по разъяснению целей, содержания, порядка и контроля прохождения практики.
^ 3.2.2. Обязанности кафедрального руководителя практики

Деканат совместно с кафедрой определяют ответственного за проведение практики на факультете.

Руководители практики из числа профессорско-преподавательского состава выпускающей кафедры осуществляют методическое руководство научно-исследовательской работой студентов. Ответственный за проведение практики от кафедры составляет распоряжение о распределении студентов на практику с указанием места прохождения практики и руководителей практики от образовательного учреждения. Все фигурирующие в распоряжении лица заблаговременно ставятся в известность. Проводит установочную конференцию, на которой разъясняются цели, содержание, порядок и контроль прохождения практики, о так же итоговую конференции, на которой заслушиваются отчеты студентов о проделанной работе и выставляются итоговые отметки.

В обязанности кафедрального руководителя практики входит:

  • установление связи с базовыми учреждениями;

  • обеспечение планирования, организации и учета результатов практики студентов;

  • осуществление текущего контроля за прохождением практики;

  • проведение индивидуальных консультаций для студентов по вопросам содержания практики;

  • организация и проведение установочной и отчетной конференций по учебной практике;

  • участие в обсуждении вопросов организации практики на заседаниях кафедры и Совете факультета;

  • разработка и внесение предложений по совершенствованию практики, принятие необходимых мер по устранению недостатков в ее организации и проведении;

  • организация своевременной сдачи отчетов о прохождении практики студентами;

  • своевременное оформление финансовых документов;

  • представление письменного отчета о проведении практики вместе с замечаниями и предложениями по ее совершенствованию в деканат факультета.

  1   2

Похожие:

Программа учебной практики научно-исследовательская работа Направление 050700 «Специальное (дефектологическое) образование» iconПрограмма приглашение международная научно практическая конференция...
Юбилейная международная научно-практическая конференция «Специальное образование: пути развития за 20 лет независимости»
Программа учебной практики научно-исследовательская работа Направление 050700 «Специальное (дефектологическое) образование» iconПрограмма научно-исследовательской практики направление 080100. 68...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образованиямосковской области
Программа учебной практики научно-исследовательская работа Направление 050700 «Специальное (дефектологическое) образование» iconПрограмма научно-педагогической практики направление 080100. 68 Экономика...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московской области
Программа учебной практики научно-исследовательская работа Направление 050700 «Специальное (дефектологическое) образование» iconПрограмма научно-исследовательской практики направление 080100. 68...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образованиямосковской области
Программа учебной практики научно-исследовательская работа Направление 050700 «Специальное (дефектологическое) образование» iconПрограмма научно-педагогической практики направление 080100. 68 Экономика...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московской области
Программа учебной практики научно-исследовательская работа Направление 050700 «Специальное (дефектологическое) образование» iconПрограмма учебно-исследовательской практики для направления подготовки 050700. 62 Педагогика
Задачами учебно-исследовательской практики является закрепление у студентов теоретических знаний
Программа учебной практики научно-исследовательская работа Направление 050700 «Специальное (дефектологическое) образование» iconПод системой образования следует понимать совокупность образовательно-воспитательных...
Е и воспитание; г) профессионально-техническое образование; д) среднее специальное образование (сельскохозяйственные техникумы или...
Программа учебной практики научно-исследовательская работа Направление 050700 «Специальное (дефектологическое) образование» iconПрограмма учебной практики
В процессе учебной практики студент должен достичь цели и решить задачи, зафиксированные в концепции сквозной комплексной программы...
Программа учебной практики научно-исследовательская работа Направление 050700 «Специальное (дефектологическое) образование» iconПрограмма курса «алгебра 2» Направление «Педагогическое образование»
Направление «Педагогическое образование», профиль «Математика», первый курс, второй семестр, 2011/12 уч год, 36 часов лекций, 36...
Программа учебной практики научно-исследовательская работа Направление 050700 «Специальное (дефектологическое) образование» iconПрограммасоциально-педагогической практики для студентов 4курса отделения...
Основными критериями выбора баз практики являются: развитая социально-педагогическая служба учреждения; штатные социальные работники,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница