Руководство (группой)


НазваниеРуководство (группой)
страница1/46
Дата публикации31.03.2013
Размер5.63 Mb.
ТипРуководство
userdocs.ru > Психология > Руководство
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   46
Рудестам К.

Групповая психотерапия. — СПб.: Питер, 2001. — 384 с: ил. — (Серия «Золотой фонд психотерапии»).

ISBN 5-318-00445-8

Книга известного американского психолога К. Рудестама является подробным изложе­нием теоретических и практических основ работы терапевта в группах. В иен раскрываются вопросы, общие для любой психокоррекционной группы, описываются их различные модели, включая Т-группы и группы встреч, а также такие популярные формы работы, как гештальт-терапия, психодрама, трансакгный анализ, арт-терапия и др. Книга задумана как пособие к курсам клинической психологии, социальной психологии и развития личности для студентов, аспирантов и преподавателей психологических и медицинских вузов. Кроме того, она может бытьполезной для самообразования всем специалистам, призванным обеспечивать сохранение психического здоровья, а также всем образованным гуманитариям с целью исследовать свои отношения с собой и другими.

Оглавление

Предисловие к русскому изданию........

Предисловие ........................................................

1. Психология групп.........................................

^ Преимущества групповой формы работы.....

Психокоррекционные группы......_...................

Члены групп, их цели и роли.............................,

Руководство (группой)........................................

^ Групповой процесс................................................

Этика.....................................................................

Резюме......................................................,.............

Литература..........................................................

2. Т-группы............................................................

^ История и развитие...........................................

Основные понятия...............................................

Основные процедуры...........................................

Оценка.....................................................................

Резюме....................................................................

Литература..........................................................

3. Группы встреч...................................,............

^ История и развитие...........................................

Основные понятия...............................................

Основные процедуры...........................................

Оценка.....................................................................

Резюме....................................................................

Литература..........................................................

4. Гештальт-группы..........................................

^ История и развитие...........................................

Основные понятия...............................................

Основные процедуры...........................................

Оценка.....................................................................

Резюме....................................................................

Литература..........................................................

5. Психодрама......................................................

^ История и развитие...........................................

Основные понятия...............................................

Основные процедуры ....................................................

Оценка.........................................................................

Резюме .............................................................................

Литература...................................................................

6. Группы телесной психотерапии....................

^ История и развитие....................................................

Основные понятия..................................................

Основные процедуры ....................................................

^ Другие методы телесной психотерапии................

Оценка.............................................................................

Резюме ............................................................................

Литература..................................................................

7. Танцевальная терапия.......................................

^ История и развитие...................................................

Основные понятия.......................................................

Основные процедуры ...................................................

Оценка.............................................................................

Резюме............................................................................

Литература..................................................................

8. Арт-терапия............................................................

^ История и развитие...................................................

Основные понятия.......................................................

Основные процедуры ...................................................

Оценка.............................................................................

Резюме......................................................................

Литература.................................................................

9. Темоцентрированное взаимодействие....

^ История и развитие..................................................

Основные понятия......................................................

Основные процедуры ..................................................

Оценка............................................................................

Резюме ...........................................................................

Литература.................................................................

10. Трансактный анализ........................................

^ История и развитие..................................................

Основные понятия......................................................

Основные процедуры ..................................................

Оценка......................................................................

Резюме ...........................................................................

Литература.................................................................

11. Группы тренинга умений..................................................

^ История и развитие......................................................................

Основные понятия..........................................................................

Основные процедуры ......................................................................

Оценка................................................................................................

Резюме...............................................................................................

Литература.....................................................................................

12. Практические упражнения......................................

Т-группы...........................................................................................

^ Группы встреч.................................................................................

Гещтальт-группы..........................................................................

Психодрама.......................................................................................

^ Группы телесной психотерапии..................................................

Группы танцевальной терапии...................................................

Группы арт-терапии...................................................................

^ Группы темоцентрированного взаимодействия......................

Группы трансактного анализа....................................................

Группы тренинга умений (тренинг уверенности в себе)......

Литература......................................................................................

13. Итоги и перспективы..........................................................

^ Резюме по моделям психокоррекционных групп ......................

Сравнение различных моделей психокоррекционных групп...

Перспективы.....................................................................................

Литература......................................................................................

Приложение.....................................................................................

Книга известного американского психолога К. Рудестама, посвя­щенная одной из самых перспективных и бурно развивающихся отраслей со­временной практической психологии — работе с группами, давно и хорошо известна у нас в стране. Первое знакомство с «Групповой психотерапией» со­стоялось в 1990 году, когда в издательстве «Прогресс» вышел сокращенный перевод книги Рудестама. В этом издании были опущены три главы — о Руфи Кон и ее группах темоцентрированного взаимодействия, об Эрике Бернс и группах, использующих в своей работе трансактный анализ, и последняя, обобщающая (см. главы 9, 10 и 13 настоящего издания). Кроме того, текст перевода содержал значительное количество неоговоренных купюр. В таком виде «Групповая психотерапия» выдержала два издания и, несмотря на много­тысячные тиражи, надежно исчезла с полок книжных магазинов.

Сейчас вы держите в руках не просто дополненное переиздание «Группо­вой психотерапии», а, по существу, совершенно новую книгу. Название ста­рое, хотя оно по-прежнему мало похоже на название оригинала («Experiential Groups in Theory and Practice»). Последнее обстоятельство объясняется тем, что русский язык так до сих пор и не выработал точного эквивалента для термина «experiential» (прилагательное от слова «experience», которое, в зави­симости от контекста, может переводиться и как «опыт», и как «пережива­ние», и как «эмпирическое проживание»); тем, что группами, в работе кото­рых используются организационные формы и методики, подобные описанным в этой книге, как правило, руководят люди, имеющие специальность психоте­рапевта; и не в последнюю очередь тем, что участники таких группы приходят в них преимущественно в связи с психологическими проблемами. Таким обра­зом, русское словосочетание «Групповая психотерапия», по традиции сто­ящее на обложке русского Рудестама, не столько отсылает к предмету описа­ния, как это делает название оригинальное, сколько «окликает» потенциальных русскоязычных читателей этой книги, и в первую очередь тех из них, кто с ней уже знаком, но в свое время не сумел ее приобрести.

Итак, как и прежде, основной адресат «Групповой психотерапии» — психо­терапевты и психологи-практики.

За последние годы этот адресат стал многочисленней, неплохо овладел английским языком, имеет не только широкий доступ к современной научной литературе «на языках», но и даже возможность общаться с зарубежными коллегами на их территории.

Можно не сомневаться, что такой читатель способен оценить всю важность и значительность факта появления нового перевода и, соответственно, новой точки зрения на текст, казалось бы, уже вполне состоявшийся по-русски. Ведь выпуск этой книги призван не только удовлетворить возрастающий спрос на специальную литературу по групповым методам психотерапии и психокоррек­ции, но внести необходимый вклад в развитие языка отечественной психоте­рапии и практической психологии. Конечно же, несмотря на всю свою новизну, этот перевод ни в коем случае не отменяет и не заменяет предыдущего. Скорей он вступает в напряженный диалог со своим предшественником, в отдельных случаях весьма существенно уточняя его, в других — дополняя, а иногда — давая шанс на существование новому русскому эквиваленту какого-либо узко-направленческого термина или термина общеупотребительного, но получив­шего специфическую огласовку в рамках конкретного метода. Это очень суще­ственно, так как каждый из подходов, описанных на страницах этой книги, обладает неповторимой языковой аурой, воплощает уникальную лингвистиче­скую стратегию своих создателей, и, по всей видимости, для К. Рудестама было принципиально важно предоставить каждому методу право на самовысказывние, не искаженное академическим протоколом на «нейтральном» мета­языке. В результате мы имеем дело не с переводом относительно однородного конвенционального текста на русский язык, но с попыткой перенесения в наш социокультурный контекст целого ряда цеховых (групповых) диалектов и сто­ящих за ними традиций.

В завершение уместно будет упомянуть о том, что в настоящее время издательство «Питер» готовит к выпуску русскоязычное издание «Theory and Practice of Group Psychotherapy» фундаментального труда Ирвина Ялома, крупнейшего авторитета в области групповых методов, ссылки на которого" неоднократно встречаются на страницах настоящей книги. Но можно с уверен­ностью утверждать, что и после выхода книги Ялома это учебное пособие, написанное опытным практиком и талантливым популяризатором группового движения, не утратит своего значения и останется ценным источником инфор­мации для тех, кого интересует феномен группы и история, теория и методо­логия использования групповой динамики как способа терапевтического и раз­вивающего воздействия на человеческую личность.

Предисловие

Подобно многим другим авторам учебников, я взялся за написание книги, посвященной теоретическим и практическим аспектам работы психокоррекционных1 групп, потому что никак не мог найти подходящего учебного по­собия для читаемых мною курсов лекций. В этих курсах, которые называются по-разному — «Психология малых групп», «Процессы в малых группах» или «Групповая психотерапия», — я пытаюсь объединить преподавание концептуаль­ных основ с обучением через практику. С одной стороны, я добиваюсь осмысле­ния студентами поведения в группах, для чего даю им теорию и демонстрирую технические приемы работы в группах. В то же время я, как правило, даю сту­дентам возможность самим ощутить себя членами группы. И мне нужна была книга, которая объединяла бы оба эти способа обучения на материале множества существующих в настоящее время методов психотерапии и работы с группами.

Название получившейся книги как раз и отражает задачу объединения те­ории и практики. Стоящее в названии книги слово «experiential» широко ис­пользуется для обозначения таких методов работы в группе, которые делают упор на приобретении непосредственного живого опыта, составляющего осно­ву обучения и развития личности. Книга начинается с рассмотрения вопросов, которые являются общими для всех психокоррекционных групп. Это такие вопросы, как членство в группах, руководство ими, цели групп, содержание проводимой в них работы, происходящие в них процессы и этика групп. В последующих главах представлены различные модели групп, включая Т-группы и группы встреч, а также такие популярные формы работы в группах, как гештальт-терапия, психодрама, трансактный анализ, и менее известные, толь­ко оформляющиеся подходы, такие как телесная психотерапия, темоцентрированное взаимодействие, танцевальная терапия, арт-терапия и, наконец, тре­нинг умений.

В каждой главе дается набор фундаментальных понятий каждого подхода и обсуждаются основные приемы работы, проиллюстрированные случаями из практики. В заключение главы в общих чертах оценивается рассмотренный в ней подход. Для того чтобы студенты могли получить опыт участия в работе групп, в главе 12 предлагаются детальные описания прошедших проверку уп­ражнений. Их можно использовать как таковые или после соответствующей адаптации как иллюстрацию тех способов работы в группах, которые описаны в основном тексте. Глава 13 содержит краткий сравнительный обзор всех рас­смотренных методов и предложения на будущее.

Книга задумана как пособие к курсам клинической психологии, социальной психологии и развития личности для студентов и аспирантов. Кроме того, она может быть полезной для самообразования в области исследования малых групп и для проведения психотерапевтических консультаций, а также для практиков, которые хотят пополнить свои профессиональные знания и усовер­шенствовать методы работы. К ним относятся психологи, медсестры в Психиат­рических клиниках, работники социальных служб, служители церкви и вспо­могательный персонал в учреждениях, призванных обеспечивать сохранение психического здоровья. Наконец, книга может принести пользу всякому, кому интересно, что происходит, когда люди объединяются в малые группы с, це­лью исследовать свои отношения с собой и другими.

В подготовку этой книги внесли свой вклад многие. Я глубоко признателен сотням своих студентов и клиентов, благодаря которым я существенно расши­рил собственные знания о таком феномене, как группы, и о себе самом. Боль­шую и квалифицированную помощь на разных этапах работы мне .оказали Но-рин Нискер, Хони Розенбаум, Бренда Кейл, Говард Фромкин, Руфь Кон, Эве­лин Чаллис, Кристин Паффер, Мартин Раппепорт, Велло Сермат и Хитер Уайт, за что я приношу им свою искреннюю благодарность.

Ценные замечания были получены от рецензентов.: Роберта У. Кэша (Уни­верситет штата Калифорния в Лонг Бич), Роберта К. Конина (Университет г. Цинцинатти), Денниса Дж. Хаубрича (Райрсоновский Политехнический ин­ститут), Хосе Джорджа Иглесиаса (Колледж общины Пима) и Марвы Дж. Лар-раби (Университет Южной Каролины).

Я ценю поддержку сотрудников издательства «Брукс/Коул» и особенно веру в успех моей работы, которую продемонстрировала Клэр Вердуэн, а так­же конструктивные предложения Дэна Брекке и Джона Бергеза. Я благодарен своим машинисткам Максине Вассерман и Дульчис Прендергаст за их добросо­вестную работу и за терпение, проявленное ими при отсутствии такового у меня. Наконец, я в особом долгу перед моей женой и лучшим другом Джанис Рубин за ее мастерство редактора и заботу об авторе в периоды, когда он испытывал стресс или впадал в панику.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   46

Похожие:

Руководство (группой) iconРуководство no человеческой эволюции Перев с англ под ред. Е. Брежневой....
«Группой». Читая их послания с комментариями Стива Ротера (друга и соратника Ли Кэрролла), мы вспоминаем о том, Кто мы есть, почему...
Руководство (группой) iconМатериалы подготовлены группой консультантов-методологов акг "Интерком-Аудит"
Материалы подготовлены группой консультантов-методологов зао "bkr-интерком-Аудит"
Руководство (группой) iconРуководство для самостоятельной работы по дисциплине «Детские болезни»
Руководство предназначено для студентов, обучающихся по специальности 060103 педиатрия
Руководство (группой) iconРуководство Общее руководство подготовкой и проведением соревнований...
Гомельское городское молодежное общественное объединение традиционного и спортивного каратэ
Руководство (группой) iconРуководство подготовкой и проведением конкурса Общее руководство...
Начальник отдела по делам молодежи Дятловского районного исполнительного комитета
Руководство (группой) icon«Особые семьи» Челябинская областная общественная организация помощи...
«Особые семьи» Челябинская областная общественная организация помощи детям с нарушениями развития и их семьям. Организация создана...
Руководство (группой) iconОбщение, взаимодействие людей происходит в разнообразных группах....
Общение, взаимодействие людей происходит в разнообразных группах. Под группой понимается социальная общность, выделяемая на основе...
Руководство (группой) iconРуководство для врачей
Восстановительная хирургия мягких тканей челюстно-В76 лицевой области. Руководство для врачей/П. Ар-жанцев, В. А. Виссарионов, Б....
Руководство (группой) iconРуководство Игрой Общее руководство Игрой осуществляет мбу г о. Самара мц «Диалог»
Настоящее Положение проведения районной военно-спортивной игры «Навстречу Победе» для учащихся общеобразовательных учреждений (далее...
Руководство (группой) iconРуководство для корпоративного Макиавелли 1 «Менеджер Мафии. Руководство...
«Менеджер Мафии. Руководство для корпоративного Макиавелли»: эт сетера паблишинг; Москва; 2003
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница