Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психолого-педагогическая коррекция»


НазваниеУчебно-методический комплекс по дисциплине «Психолого-педагогическая коррекция»
страница1/10
Дата публикации31.03.2013
Размер1.01 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
userdocs.ru > Психология > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОУ ВПО ТУЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ.Л.Н.ТОЛСТОГО


УТВЕРЖДЕНО

На заседании Ученого Совета университета

Протокол № « » 20__г.

Ректор ____________Н.А. Шайденко

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«Психолого-педагогическая коррекция»
По направлению подготовки 540600 «Педагогика»

Профиль 540609 «Практическая психология в образовании»

Рассмотрено на заседании кафедры

Практической психологии и педагогики

Протокол № 1 «9» сентября 2010 г.

Зав.кафедрой ______Кувырталова М.А.

Тула - 2010

^ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Минимальные требования к содержанию дисциплины (выписка из ГОСа по специальности).

Цель дисциплины:

- формирование теоретико-методологических и практических основ психолого-педагогической коррекции.

Задачи дисциплины:

  • познакомить с основными понятиями и категориями, объясняющими и раскрывающими сущность психолого-педагогической коррекции;

  • познакомить с основными направлениями психолого-педагогической коррекции;

  • познакомить с особенностями работы психолога с детьми дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста;

  • помочь студентам в овладении различными психокоррекционными методиками и технологиями;

  • оказать помощь студентам в их самопознании и саморазвитии;

  • сформировать навыки работы с научной литературой.


В содержании курса отражаются основные теоретические положения, которыми руководствуются в своей работе психологи системы образования. Теоретической основой психолого-педагогической коррекции является теория психического развития ребенка, разработанная в трудах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, которая утверждает принцип прижизненного формирования основных психологических структур в активной деятельности ребенка, через совместную деятельность со взрослым.

Курс освещает основные методы психокоррекционной практики и включает такие разделы, как «Теоретические основы психолого-педагогической коррекции», «Методы практической коррекции», «Особенности психокоррекционной работы с детьми разного возраста».

Изучение методов психолого-педагогической коррекции осуществляется по следующей схеме: основная цель метода, позиция психолога, позиция клиента, механизмы коррекционного воздействия, основные техники, используемые в рамках данного метода.

В процессе изучения курса «Психолого-педагогическая коррекция» студенты получают знания об основных отклонениях в психическом развитии детей разного возраста, о методах их диагностики и приемах коррекции.

Изучение данной дисциплины предполагает знания основных психологических теорий пройденных в курсе «Общей психологии», закономерностей психического развития из курса «Возрастная психология», психодиагностических методов, основ клинической психологии. В процессе изучения курса студенты актуализируют знания, полученные при изучении общей, возрастной и педагогической психологии, получают некоторые сведения из нейропсихологии и психофизиологии. Материал дисциплины тесно связан с психотерапией, психодиагностикой, психологическим консультированием.

В результате изучения дисциплины студент должен:

ЗНАТЬ:

- цели, задачи и содержание психолого-педагогической коррекции;

- этапы психокоррекционного процесса;

- формы организации психокоррекционных мероприятий;

- особенности индивидуальной и групповой формы психолого-педагогической коррекции;

- методы психологического воздействия;

- принципы составления психокоррекционных программ;

- особенности коррекционно-развивающей работы с детьми разного возраста.

УМЕТЬ:

- отбирать методы диагностики тех или иных отклонений психического развития;

- определять основные задачи и этапы коррекционно-развивающей программы;

- отбирать методы и приемы коррекционного воздействия с учетом типичных проблем детей разного возраста.

ВЛАДЕТЬ:

- элементами техники арттерапии,

игротерапии,

сказкотерапии,

пескотерапии

^ ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ:

об основных психотерапевтических школах
Методическое обеспечение всех видов контроля знаний студентов. Контроль знаний студентов обеспечивается на семинарских занятиях, путем проведения срезовых контрольных работ по каждому разделу дисциплины и на экзамене.

Нормативные документы, требования которых учитывались при разработке УМК дисциплины (ГОС по специальности, требования международных конвенций и стандартов подготовки специалистов, методические рекомендации УМО по образованию в области психологической помощи т.д.).
Содержание учебного материала дисциплины

^ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ

Раздел I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ.

Тема 1. Психолого-педагогическая коррекция как сфера деятельности практического психолога

Теоретические основы психолого-педагогической коррекции. Модели психокоррекции. Виды психолого-педагогической коррекции. Цели и задачи психокоррекционной работы. Принципы психолого-педагогической коррекции. Требования, предъявляемые к психологу, осуществляющему психокоррекционное мероприятия.

^ Основные понятия.

Психокоррекция. Психотерапия. Клиент. Психокоррекционные цели. Синдром выгорания.

Тема 2. Сущность коррекционного процесса.

Психокоррекционная ситуация. Психокоррекционный комплекс. Анализ психодиагностической информации. Принципы составления психокоррекционных программ. Виды психокоррекционных программ. Требования к составлению программы психолого-педагогической коррекции. Психологические особенности индивидуальной и групповой формы психокоррекционной работы. Оценка эффективности психокоррекционных мероприятий.

Основные понятия.

^ Каузальная психокорекция, симптоматическая психокоррекция, директивный подход, недирективный подход, психокоррекционная ситуация

Тема 3. Психопрофилактика и ее принципы.

Задачи психологической профилактики. Принципы психопрофилактики. Уровни психопрофилактики: первичная профилактика, вторичная профилактика, третичная профилактика. Виды психопрофилактической работы психолога образования. Содержание психопрофилактической работы: разработка и осуществление развивающих программ, выявление психологических особенностей ребенка, обеспечение психологических условий обучения и воспитания, необходимых для нормального развития, предупреждение осложнений в психическом развитии и развитии личности.

Основные понятия.

Профилактика, пропедевтика, превенция, абнормальность

^ РАЗДЕЛ II МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ.

Тема 1. Конгруэнтная коммуникация.

Цель конгруэнтной коммуникации. Техника эмпатического слушания. Техника эффективной похвалы. Техника использования «Я-высказываний», «Ты-высказываний». Техника разрешения конфликтных ситуаций.

^ Основные понятия.

Эффективная коммуникация, активное слушание, техника высказывания

Тема 2. Арттерапия.

Цели арттерапии. Направления в арттерапии: музыкотерапия, куклотерапия, библиотерапия, танцевальная терапия, рисуночная терапия. Задачи арттерапевта. Показания для проведения арттерапии. Особенности индивидуальной и групповой формы арттерапии. Проективный рисунок как одно из направлений арттерапии. Задачи метода. Интерпретирование рисунков. Использование проективного рисунка в коррекционной работе с детьми. Основные техники рисуночной терапии.

^ Основные понятия.

Арттерапевтическая ситуация. музыкотерапия, куклотерапия, библиотерапия, танцевальная терапия, рисуночная терапия

Тема 3. Психогимнастика.

Цели и задачи метода. Показания к применению метода. Этапы психогимнастического занятия. Психогимнастика Г. Юновой. Психогимнастика М.И.Чистяковой. Особенности применения метода в работе с детьми разного возраста.

^ Основные понятия.

Биодрамма, выразительные движения, эмоциональная экспрессия, психомышечная релаксация, аутотренинг, этюды.

Тема 4. Игра как средство психолого-педагогической коррекции.

Цель и задачи метода. Показания к применению. Психологические особенности индивидуальной и групповой формы игротерапии. Оснащение игровой комнаты. Требования к игрушкам. Требования к личности и профессиональной подготовке игротерапевта. Этапы игровой коррекции. Взаимосвязь психолога, педагога и родителей в процессе проведения игровых занятий.

^ Основные понятия.

Развивающая игра, дидактическая игра, психодрамма, куклотерапия

Тема 5. Сказка как средство психолого-педагогической коррекции.

Привлекательность сказок для коррекционной работы с детьми. Директивный и недирективный подход к использованию сказок. Возможности работы со сказкой. Виды сказок. Особенности использования в коррекционной работе терапевтических, психокоррекционных, дидактических, медитативных сказок. Приемы работы со сказкой. Сказочные функции. Основные приемы сочинения сказок. Использование сказок в коррекционной работе с детьми.

Основные понятия.

Художественная сказка, дидактическая сказка, медитационная сказка, психокорекционная сказка. Психотерапевтическая сказка.
^ РАЗДЕЛ III ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ РАЗНОГО ВОЗРАСТА.

Тема 1. Психокоррекционные технологии в работе с детьми дошкольного возраста.

Отличия развивающей и коррекционной работы. Принципы развивающей работы. Учет возрастных особенностей в процессе развивающей работы. Учет зоны ближайшего развития. Направления развивающей работы психолога. Игра как основное средство развивающей работы. Требования к отбору развивающих игр. Развивающие игры для детей раннего, младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.

Трудности развития детей дошкольного возраста. Нарушения поведения: агрессивность, вспыльчивость, пассивность, гиперактивность (синдром дефицита внимания). Причины отклонений в поведении. Основные направления в коррекции отклоняющегося поведения. Нарушения эмоциональной сферы: страхи (возрастные и невротические), повышенная тревожность. Причины нарушений эмоциональной сферы. Основные направления в коррекции нарушений эмоциональной сферы. Приемы коррекции поведения. Приемы коррекции эмоциональных отклонений в дошкольном возрасте. Основные методы практической коррекции, применяемые в коррекционной работе с дошкольниками. Ориентиры нормального развития ребенка. Отставание в психическом развитии. Приемы коррекции отставания в психическом развитии.

Основные понятия.

^ Детские страхи, тревожность, синдром дефицита внимания, синдром дефицита внимания с гиперактивностью,

Тема 2. Психокоррекционные технологии в работе с детьми младшего школьного возраста.

Особенности адаптации детей к обучению в школе. Причины школьной дезадаптации. Основные направления в коррекции дезадаптации младших школьников. Формирование мотивации к учению. Развитие познавательных интересов. Эмоциональные нарушения в младшем школьном возрасте: страхи, школьная тревожность. Причины нарушений эмоциональной сферы. Средства коррекции нарушений эмоциональной сферы. Методы диагностики дезадаптации, тревожности и страхов у детей младшего школьного возраста.

Основные понятия.

Школьная дезадаптация, школьная тревожность, шклльные страхи.

Тема 3. Психокоррекционные технологии в работе с детьми подросткового возраста.

Задачи психолога в работе с подростками. Направления деятельности психолога с подростками. Направления психолого-педагогической коррекции акцентуаций характера. Особенности коррекционной работы с различными типами акцентуированных личностей. Психопрофилактика отклоняющегося поведения подростков. Методы диагностики дезадаптации, тревожности и страхов у детей среднего школьного возраста.

Основные понятия.

^ Девиантное поведение, аддиктивное поведение, кризис подросткового возраста

Тема 4. Психокоррекционные технологии в работе со старшеклассниками.

Задачи психологической помощи детям старшего школьного возраста. Развитие временной перспективы и способности к целеполаганию. Профессиональная ориентация старшеклассников. Отклонения в поведении: девиации, аддикции. Основные направления коррекции и профилактики отклоняющегося поведения старшеклассников. Методы диагностики и психолого-педагогической коррекции тревожности и страхов, отклонений в поведении у детей старшего школьного возраста.

^ Основные понятия.

Профориентация, аддикция, девиации, акцентуации характера.

литературА
Основная

.

1. Осипова А.А. Общая психокоррекция. - М., 2009

2. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. В 2-х кн. - М., 2009

3. Осипова А.А. Общая психокоррекция. - М., 2009.

Дополнительная

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М.: «ЧеРо», 2008.

2. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М., 2007.

3. Лебедева Н.Н. Принципы и методы игровой терапии. М., 2006.

4. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. - М., 2005.

5. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. / Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 2006.

6. Чистякова М.И. Психогимнастика. - М., 2005.

7. Психотерапия / Под ред. Б.Д. Карвасарского. – С-Пб., 2006.

8. Лебедева Н.Н. Принципы и методы игровой терапии. М., 2006.

9. Кедьюсон Х. Практикум по игровой психотерапии. СПб., 2007

10. Агеева И.А. Коррекционные техники в школе. – СПб., 2008.
информационныЕ Интернет-ресурсЫ

http://www.koob.ru

http://www.myword.ru
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Похожие:

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психолого-педагогическая коррекция» iconВопросы к экзамену по дисциплине «Технологии коррекционно-педагогической деятельности»
Основные понятия «психолого-педагогическая коррекция», «коррекционно-педагогическая деятельность» и др
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психолого-педагогическая коррекция» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «некомерческий коммуникации»
Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры маркетинга (протокол №1 от 14 сентября 2010 г.)
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психолого-педагогическая коррекция» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «цены и ценообразование»
Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры налогов и таможенного дела (протокол №3 от 18 октября 2010...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психолого-педагогическая коррекция» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине основы профессиональной
Учебно-методический комплекс составлен на основании госо мон рк и типовой программы от 2007 г по дисциплине «Основы профессиональной...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психолого-педагогическая коррекция» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «маркетинговые исследования»
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Маркетинговые исследования» составлен в соответствии с требованиями Государственного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психолого-педагогическая коррекция» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «муниципальное право»
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Муниципальное право» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психолого-педагогическая коррекция» iconУчебно-методический комплекс дисциплины студента по дисциплине «Термодинамика и теплотехника»
Учебно – методический комплекс по дисциплине «Термодинамика и теплотехника» для студентов Казнту имени К. И. Сатпаева по специальности...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психолого-педагогическая коррекция» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Жилищное право» разработан...
Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой гражданского права юридического факультета юфу (Протокол № от )
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психолого-педагогическая коррекция» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине социология уфа-2007
Багсу, обучающихся по всем специальностям. Учебно-методический комплекс включает рабочую программу курса, учебно-методические материалы...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психолого-педагогическая коррекция» iconПрограмма по дисциплине опд. Ф. 05 Психолого-педагогическая антропология
Курс «Психолого-педагогическая антропология» разработан для студентов очного отделения Куйбышевского филиала нгпу, обучающихся по...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница