Тема: Психология как наука


Скачать 210.01 Kb.
НазваниеТема: Психология как наука
Дата публикации01.04.2013
Размер210.01 Kb.
ТипКонспект
userdocs.ru > Психология > Конспект
Планы семинаров
Семинарское занятие 1.

Тема: Психология как наука

1. Психологические знания и психологическая наука.

2. Структура современной психологии и ее задачи.

3. Психология в системе современной науки

4. Психические явления, их специфика и классификации.

Методические указания

При ответе на первый вопрос необходимо рассмотреть отличительные особенности психологических и житейских знаний, привести примеры сотрудничества житейской и научной психологии. Понятие «психология» в трудах отечественных и зарубежных психологов. Система психологического знания.

Ответ на второй вопрос предполагает рассмотрение критериев выделения, общих характеристик отраслей психологии, раскрыть структуру современной психологии и ее задачи, дать характеристику основные отрасли современной прикладной психологии, в зависимости от разнообразие видов деятельности людей.

Отвечая на третий вопрос важно рассмотреть место психологии в системе современной науки, раскройте позицию Ж. Пиаже, Б.М. Кедрова.. Охарактеризуйте связь психологии с философией, естествознанием, педагогикой и другими науками.

Ответ на четвертый вопрос предполагает рассмотрение психических явлений.

Литература:

  1. Айсмонтас Б.Б. Общая психология: Схемы. - М., 2002.

  2. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. /Под ред. А.А. Бодалева, Б.Ф. Ломова. – Т. 1., - М.: Педагогика, 1980.

  3. Введение в психологию: Учеб.пособие /Под ред. А.П.Лобанова, С.И. Коптевой. - Мн., 2004.

  4. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. - М., 1986

  5. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций: Учебное пособие для вузов. – М.: ЧеРо, 1997.

  6. Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. - Мн., 1999.

  7. Ломов Б.Ф. Психология в системе научного знания //Хрестоматия по псих. /Под ред. А.В.Петровского. – М., 1987.

  8. Лубовский Д.В. Введение в методологические основы психологии. – М., 2005.

  9. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб., 2000.

  10. Нуркова В.В. Березанская Н.Б. Психология: Учебник. - М., 2004

  11. Общая психология/Под ред. А.В. Петровского. - М., 1987.

  12. Общая психология/Под ред. В.В.Богословского. - М., 1981.

  13. Психология./Под ред. Б.А. Сосновского. - М

  14. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб: Питер, 1999.

  15. Соколова Е.Е. Вввдение в психологию. – М., 2005

  16. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Психология и педагогика в вопросах и ответах. Рн/Д, 1999.

  17. Филатов Ф.Р. Основы психологии. – М., 2007

  18. Хрестоматия по психологии / Под ред. А.В. Петровского - М., 1987.


Практические задания

  1. Схема «Психические явления».

  2. Конспект «Ломов Б.Ф. Психология в системе научного знания»

Семинарское занятие 2.

Тема: Предмет психологии.

  1. Душа как предмет

  2. Сознание как предмет.

  3. Поведение.

  4. Бессознательное.

  5. Целостные структуры психики.

Методические указания.

При ответе на первый вопрос необходимо рассмотреть специфику развития психологии в рамках философии и естествознания: зарождение теоретических представлений о душе в античные времена, накопление психологических знаний в философии и естествознания 17 – 18 вв., создание предпосылок для выделения психологии в самостоятельную науку в первой половине 19 в.

Ответ на второй вопрос предполагает рассмотрение особенностей развития психологии как самостоятельной науки. Дайте характеристику экспериментальной психологии сознания.

Отвечая на третий вопрос рассмотрите бихевиоризм и его основные положения. Уделите внимание поведению как предмету.

При ответе на четвертый вопрос раскройте основные положения психоанализа и взгляд на предмет психологии.

Отвечая на пятый вопрос рассмотрите положения гештальт психологии.

Литература:

  1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. /Под ред. А.А. Бодалева, Б.Ф. Ломова. – Т. 1., - М.: Педагогика, 1980.

  2. Введение в психологию: Учеб.пособие /Под ред. А.П.Лобанова, С.И. Коптевой. - Мн., 2004.

  3. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. - М., 1986

  4. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций: Учебное пособие для вузов. – М.: ЧеРо, 1997.

  5. Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. - Мн., 1999.

  6. Ломов Б.Ф. Психология в системе научного знания //Хрестоматия по псих. /Под ред. А.В.Петровского. – М., 1987.

  7. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб., 2000.

  8. Нуркова В.В. Березанская Н.Б. Психология: Учебник. - М., 2004

  9. Общая психология/Под ред. А.В. Петровского. - М., 1987.

  10. Общая психология/Под ред. В.В.Богословского. - М., 1981.

  11. Психология./Под ред. Б.А. Сосновского. - М

Практические задания

  1. Конспекты из Хрестоматии по истории психологии/ Под. Ред П.Я. Гальперина. – М., 1980.

  • Уотсон Дж. Б Психология с точки зрения бихевиориста»

  • Фрейд Я и оно

  1. Составить таблицу «Многообразие предмета психологии»

    Этап становления психологии

    Предмет

    Представитель, направление психологии

    Основные положения, труды

    Философский










    Доэксперименатльный










    Экспериментальный










  2. Рефераты «Гуманистическая психология А. Маслоу», «Основные положения когнитивной психологии»


Семинарское занятие 3.

Тема. Мозг и психика

  1. Строение и функционирование центральной нервной системы.

  2. Высшая нервная деятельность, рефлекторная деятельность.

  3. Мозг – саморегулирующая система (функциональная асимметрия мозга, нарушения функционирования блоков мозга).

  4. Психическое отражение

  5. Стадии развития психики в филогенезе


Методические рекомендации:

Изучая первый вопрос, раскройте строение и функционирование центральной и периферической нервной систем. Определите функции головного мозга.

Во втором последнем вопросе изучите взаимосвязь психики и мозга человека, т.е. продукта деятельности мозга. Рассмотрите понятие высшей нервной деятельности, рефлекторной деятельности, рассмотрите вклад Н.А. Бернштейна, И.М.Сеченова, А.А.Ухтомского, И.П.Павлова.

Отвечая на третий вопрос, обратите внимание на модель функциональной системы П.К.Анохина. Проблема локализации и антилокализации психики. Охарактеризуйте три блока мозга по А.Р. Лурия: энергетический блок, блок приема переработки и хранения информации, блок программирования, регуляции и контроля деятельности. Межполушарная и функциональная асимметрия мозга, изучение преобладания правого или левого полушария. Вербальность или образность полушарий. Специфические процессы каждого из полушарий головного мозга. Проблема нарушения одного из полушарий.

При ответе на четвертый вопрос укажите типы отражения. Остановитесь на психическом отражении. Раскройте критерии психического.

Ответ на пятый вопрос предполагает и рассмотрение стадий: сенсорной, перцептивной и интеллектуальной.

Литература:

  1. Асмолов А.Г. Психология личности. - М., 1990.

  2. Бассин Ф.П. В вестибюле сознания // Хрестоматия по психологии / Под ред. Петровского А.В.- М., 1987.

  3. Введение в психологию: Учеб. пособие/ Под ред. А.П.Лобанова, С.И. Коптевой.- Мн., 2004.

  4. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М., 2001.

  5. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М., 1996.

  6. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности: Учеб. для ун-то по спец «Психология». – М.: Изд-во МГУ, 1989.

  7. Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях: Учеб. пособие. – СПб., 2006

  8. Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. - Мн., 1999.

  9. Лурия А.Р. Мозг и психика.// Хрестоматия по психологии./ Под ред. Петровского А.В. - М., 1987.

  10. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии: Учеб. пособие. – М., 2002


Практические задания

  1. Конспекты

  • Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики

  • Лурия А.Р. Мозг и психика

Из хрестоматии по психологии / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1977.

  1. Схема «Строение нервной системы»

Семинарское задание 4.

Тема: Сознание и деятельность

  1. Структура сознания

  2. Понятие о деятельности.

  3. Структура деятельности.

  4. Освоение деятельности. Умения, навыки, привычки.

  5. Основные виды деятельности.

Методические рекомендации

Отвечая на первый вопрос, дайте определение сознания, выделите его структурные компоненты по А.В. Петровскому. Обратите внимание на структуру сознания, предложенную А.Н. Леонтьевым: чувственная ткань, значение, личностный смысл. Раскройте принцип единства сознания и деятельности, предложенный С.Л. Рубинштейном.

Во втором вопросе дайте понятие деятельности. Опишите основные принципы деятельностного подхода в психологии. Категория деятельности в объяснении природы психических явлений.

При ответе на третий вопрос раскройте структуру деятельности по А.Н. Леонтьеву, выделите ее компоненты: потребность, мотив, цель, задачи, условия, действия, операции. Выделите уровни структуры деятельности.

В четвертом вопросе раскройте механизмы освоения деятельности. Опишите сущность процессов освоения деятельности: интериоризация и экстериоризация. Выделите уровни освоения деятельности: элементарное умение, навык, мастерство. Назовите виды навыков. Дайте характеристику привычки в сравнении с навыком.

Пятый вопрос начните с характеристики игровой деятельности: определение, типы игры и их становление в онтогенезе. Далее раскройте учебную деятельность, выделите ее структуру, предложенную Д.Б. Элькониным. Укажите на значение трудовой деятельности в жизни человека.

Литература:

  1. Аргентова Т.Е. Стиль общения как фактор эффективности совместной деятельности. // Психол. журнал - 1984-Т. 5 -№6 -с. 130-133

  2. Бедный Г.З. Некоторые механизмы саморегуляции в формировании темпа деятельности // Вопросы психологии - 1985. -№ 1. -С. 74-80.

  3. Дикая Л.Г. Психологические состояния и эффективность деятельности // Психол. журнал - 1982. - Т. 3 - № 6 -с. 154-157

  4. Кабанова-Меллер В.Н. Психология формирования знаний и навыков у школьников. - М, 1962. -с. 164-237

  5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1977. -с.73-101.

  6. Ломов Б.Ф. К проблеме деятельности в психологии // Психол. журнал, 1981.-Т.2-№5 с. 3-22.

  7. Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. - М, 1987.

  8. Общая психология / Под ред. В.В.Богословского. - М.. 1981.

  9. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. - М.. 1982-с.82-89.

  10. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного формирования умственных действий / Под ред. П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной. - М., 1968

Практические задания:

  1. Конспекты

  • Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание

  • А. Н. Леонтьев. Общее понятие о деятельности

Из хрестоматии по психологии / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1987.

  1. Схема «Структура деятельности»

  2. Доклад: Давыдов В.В. Новый подход к пониманию структуры и содержания деятельности // Псих, журнал - 1998. - Т. 19. - № 6 -с. 20-27.

Семинарское занятие 5

Тема: Личность в психологии

  1. Понятие о личности в психологии.

  2. Структура личности.

  3. Личность с позиции психоанализа.

  4. Взгляды неофрейдистов на проблему личности.

  5. Когнитивный подход к личности (Дж. Келли)

  6. Проблема личности в гуманистической психологии.

Методические рекомендации

При ответе на первый вопрос укажите на междисциплинарный статус понятия «личность», дайте определения личности(С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев, И.С. Кон и др.). Укажите критерии сформированности личности.

Во втором вопросе выделите структуру личности по С.Л. Рубинштейну, А.Н. Леонтьеву, А.Г. Ковалеву, К.К. Платонову, Б.Г. Ананьеву. Укажите на отличия данных структур и на их сходство.

Третий вопрос начните с основных идей З. Фрейда на природу бессознательного. Выделите структуру личности: Ид, Эго, Суперэго. Укажите на специфику образования этих сфер в онтогенезе. Выделите стадии психосексуального развития личности. Раскройте защитные механизмы личности.

Отвечая на четвертый вопрос, раскройте взгляды Юнга, Хорни, Салливена на природу бессознательного. Выделите их критику в адрес психоанализа и основные линии их теорий.

В пятом вопросе раскройте когнитивный подход к личности. Выделите структуру личности: самоэффективность, самооценка, саморегуляция. Раскройте понятие конструкта и его проявления.

Шестой вопрос начните с взглядов А. Маслоу на природу личности. Опишите пирамиду Маслоу и принципы функционирования потребностей личности. Выделите критерии самоактуализации. Далее раскройте взгляды К. Роджерса на личность.

Литература:

  1. Ананьев В.Г. Социальные ситуации развития личности и ее статус // Хрестоматия по психологии /Под ред. А.В.Петровского. - М., 1987, с. 134-180.

  2. Бодалев А.А. Личность и общение. М.. 1983

  3. Ковалев А.Г. Психология личности. – М., 68.

  4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975, гл. 5 «Деятельность и личность» с. 159-230.

  5. Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. - М., 1987.

  6. Общая психология / Под ред. В.В.Богословского. - М.. 1981.

  7. Общая психология/ Под ред. Б.А. Сосновского. – М., 2005.

  8. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982. -с. 213-254.

  9. Платонов К.К. Структура и развитие личности. - М., Наука. 1986. с. 213-252.

  10. Хьелл Л., Зиглер А. Теории личности. – СПб., 1999.

Практические задания

  1. Конспекты

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.

Из хрестоматии по психологии / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1977.

Леонтьев А.Н. Индивид и личность

Петровский А.В. Быть личностью

Из хрестоматии по психологии / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1987.

  1. Схема «Структура личности» по разным авторам

  2. Реферат «Проблема личности в исследованиях К. Хорни»


Семинарское занятие 6.

Тема. Темперамент

1. Понятие о темпераменте.

2. Конституционные теории о темпераменте

3. Учение о свойствах нервной системы И.П. Павлова, Б.М. Теплова, В.Д. Небылицина, В.М. Русалова.

4. Психологическая характеристика типов темперамента.
Методические указания

Отвечая на первый вопрос, раскройте историческое содержание терминологии в учении о темпераментах, устойчивость и постоянство темпераментов в процессе развития личности.

При ответе на второй вопрос рассмотрите основные взгляды представителей конституционной теории о темпераменте (К. Сиго, Э. Кречмер, У. Шелдон).

Ответ на третий вопрос начните с учения о высшей нервной деятельности И.П. Павлова. Остановитесь на исследованиях Б.М. Теплова и В.Д. Небылицына о свойствах высшей нервной деятельности. Раскройте структуру темперамента, предложенную В.М. Русаловым.

Давая психологическую характеристику типов темперамента, определите их основные свойства: сензитивность, активность, реактивность, пластичность – ригидность, экстраверсия – интроверсия, эмоциональная возбудимость, темп реакции. Покажите как эти свойства проявляются у людей с различными типами темперамента.

Литература:

  1. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. – Казань. 1969. –с. 195-255.

  2. Маклаков А.Г. Психология. – СПб., 2003

  3. Мерлин B.C. Отличительные признаки темперамента // Хрестоматия по психологии / Под ред. А.В.Петровского. – М.. 1987

  4. Небылицин В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. – М., 1976. –с. 148-261.

  5. Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. – М.. 1987.

  6. Общая психология / Под ред. В.В.Богословского. – М., 1981.

  7. Русалов В.М. О природе темперамента и его месте в структуре индивидуальных свойств человека. // Вопросы психологии. – 1985 - № 1.

  8. Стреляу Я. Роль темперамента в психологическом развитии. – М. 1982.

  9. Теплов Б.М., Небылицин В. Д. Изучение основных свойств нервной системы и их значение для психологии индивидуальных различий // Хрестоматия по психологии / Под ред. А.В.Петровского. - М., 1987

  10. Э.Кречмер. Теория темпераментов /Психология индивидуальных различий // Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер. – М., 2000.

Практические задания

  1. Конспекты

Теплов В.М., Небылицын В.Д. Изучение основных свойств нервной системы и их значение для психологии индивидуальных различий

Мерлин В.С. Отличительные признаки темперамента

Из хрестоматии по психологии / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1987.

  1. Провести на себе методики на выявление темперамента и написать сочинение «Мой темперамент»

  2. Реферат «Индивидуальный стиль деятельности»



Семинарское занятие 7.

Тема. Характер.

  1. Понятие « характер». Основные аспекты изучения характера.

  2. Соотношение категорий «темперамент» и «характер».

  3. Структура характера

  4. Акцентуация характера. Типологии акцентуаций характера.

Методические указания

Дайте определение понятия «характер», проанализируйте его. Остановитесь на истории характерологических учений.

Рассматривая связь темперамента и характера, остановитесь подробнее на природных и социальных предпосылках характера. Выделите сходства и различия в данных категориях.

Ответ на третий вопрос предполагает характеристику структурных компонентов характера: система отношений личности, особенности волевой регуляции личности, эмоциональные и интеллектуальные проявления характера. Раскройте формальную теорию индивидуальности (А.В. Либин).

При ответе на четвертый вопрос дайте определение понятию «акцентуация характера». Охарактеризуйте типы акцентуированной личности (по К. Леонгарду) и типы акцентуации характера (по А.Е. Личко).

Литература:

  1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. /Под ред. А.А. Бодалева, Б.Ф. Ломова. – М., 1980.

  2. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М., 1986.

  3. Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. Мн., 1999.

  4. Леонгард К. Акцентуированные личности. – Ростов н/Д., 2000.

  5. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – Л., 1983.

  6. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб., 2000.

  7. Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1987.

  8. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Психология и педагогика в вопросах и ответах. Рн/Д, 1999.

  9. Страхов И.В. Психология характера. – Саратов, 1970.

  10. Теплов Б.М. Избранные труды: в 2-х т. Т. 1. – М., 1985.

  11. Хрестоматия по психологии / Под ред. А.В.Петровского. – М., 1977


Практические задания


  1. Конспекты

А. Е. Личко Определение понятий «Психопатия» и «акцентуации характера» //

Из хрестоматии Психология индивидуальных различий / ред.: Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романов. - М. : КноРус, 2000.

B. Н. Мясищев. Проблема отношений человека и ее место в психологии

Из хрестоматии по психологии / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1987.


  1. Провести на себе методики на выявление акцентуации характера и написать сочинение «Мой характер»


Семинарское занятие 8.

Тема. Способности.

1. Общая характеристика способностей человека.

  1. Задатки как физиологическая основа развития способностей.

3. Уровни развития способностей

Методические рекомендации

Дайте определение способностей. При ответе используйте работу Б.М. Теплова «Способности и одаренность». Раскройте основные концепции способностей (теория наследственности способностей, теория приобретенных способностей, теория врожденного и приобретенного в способностях). Раскройте понятие «задатки».

При ответе на второй вопрос раскройте следующие уровни способностей: репродуктивный, творческий, талант, гений. Покажите общественно историческую обусловленность проявления талантливости и гениальности.

Отвечая на третий вопрос, охарактеризуйте общие способности, выделите качества общих способностей: глубина, гибкость, осознанность, устойчивость, самостоятельность мышления, особенности памяти, наблюдательность.

Дайте определение специальных способностей, выделите структурные компоненты специальных способностей (опорные, ведущие и фоновые свойства).

Литература:

  1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. - М., 1986.

  2. Дубровина И.В. Способности и интересы //Возрастная и педагогическая психология: учебник. – М., 1999. – С. 208 – 217.

  3. Крутецкий В.А. Математические способности и личность. // Хрестоматия по психологии / Под ред. А.В. Петровского. - М., 1987.

  4. Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. - Мн., 1999.

  5. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб., 2000.

  6. Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1987.


Практические задания

  1. Конспекты

Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников

Из хрестоматии по психологии / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1977.

Теплов Б.М. Способности и одаренность

Из хрестоматии по психологии / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1987.

  1. Рефераты «Проблема педагогических способностей», «Проблема способностей в учении Франца Галя»


Семинарское занятие 9.

Тема. Эмоции и воля

1. Функции и значение эмоций и чувств.

  1. Формы эмоциональных переживаний, эмоционально-волевая сфера.

  2. Общее представление о чувствах.

  3. Волевая регуляция личности

  4. Структура сложного волевого акта.

Методические рекомендации

При ответе на первый вопрос необходимо раскрыть понятие «эмоции», «чувства», взаимосвязь чувств и эмоций. Рассмотрите функции эмоций, их характеристики.

Отвечая на второй вопрос раскройте формы эмоциональных переживаний, эмоционально-волевая сфера.

При ответе на третий вопрос дайте общее представление о чувствах. Соотношение понятий «чувство» и «эмоция». Свойства чувств, классификация чувств и их общая характеристика.

При ответе на четвертый вопрос дайте характеристику волевой регуляции личности.

Отвечая на пятый вопрос раскройте структуру сложного волевого акта.
Литература:

  1. Василюк Ф.Е. Психология переживаний: анализ преодоления критических ситуаций. – М., 1984. – с. 31-77, 156-176.

  2. Вачков И. Эмоциональная диалектика //Школьный психолог. 2000. - № 46. – С. 3.

  3. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. – М., 1976. – С. 41-77, 132-135, 28-34, 78-135

  4. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. - М., 1986.

  5. Дарвин Ч. Выражение эмоций у человека и животных. // Хрестоматия по психологии / Под ред. А.В.Петровского. - М., 1987

  6. Диагностика и коррекция неблагоприятных вариантов развития личности. – Шадринск. – 1998. - С. 75-97.

  7. Изард К.Е. Эмоции человека. – М., 1980, С. 13-80, 83-99, 115-116.

  8. Китаев-Смык Л.А. Психология и концепция стресса. // Там же.

  9. Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. Мн., 1999.

  10. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб., 2000.

  11. Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1987.

  12. Общая психология / Под ред. В.В.Богословского. – М., 1981.

  13. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Психология и педагогика в вопросах и ответах. Рн/Д, 1999.

Практические задания

  1. Конспекты

Иванников В.А. К сущности волевого поведения

Из хрестоматии по психологии / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1987.

Дарвин Ч. Выражение эмоций у человека и животных

Селье Г. Некоторые аспекты учения о стрессе

Из хрестоматии по психологии / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1977.

  1. Рефераты «Информационная теория эмоций Симонова»

«Теория эмоция Кеннона – Барда».

  1. Схемы «Структура волевого акта», «Свойства эмоций».

  2. ^ Таблица «Формы переживания эмоций».



Семинарское занятие 10.

Тема. Мотивация.

  1. Потребности как источник активности личности.

  2. Общая характеристика мотивов.

  3. Мотивационные состояния.

  4. Психологическая направленность личности.

Методические рекомендации:

Отвечая на первый вопрос, дайте определение понятий потребностей и их основную характеристику. Рассмотрите классификацию потребностей: высшие, социальные, психофизиологические, биогенные потребности. Пирамиду (иерархию) человеческих потребностей (по А.Маслоу). Изучите отечественные классификации потребностей: материальные, духовные, социальные потребности. По Симонову П.В. – витальные, социальные и идеальные потребности. По Мак – Келланду – власти, успеха, причастности.

В втором вопросе раскройте психологию мотивации. Понятие мотива и мотивационной сферы в отечественной и зарубежной психологии. Классифицируйте мотивы: по видам деятельности, по времени проявления, по предметному содержанию, по уровню обобщенности, по содержанию потребностей, по установкам личности, по степени осознания. Актуальные и потенциальные, ведущие и второстепенные, смыслообразующие и мотивы стимулы, предметные, функциональные и нормативные мотивы.

В третьем вопросе раскройте мотивационные состояние: интерес, состояние мотивационного потока, желание, страсть, влечение, стремление, намерение, установка.

В четвертом вопросе обратите внимание на понятие направленности личности и ее виды: гуманистическая, эгоистическая, депрессивная и суицидальная. Эмоциональная направленность по Б.И. Додону. Система ценностных ориентаций личности. Диспозионная концепция регуляции социального поведения личности В.Я. Ядова. Понятие личностных ценностей. Терминальные и инструментальные ценности по М. Рокич.

Литература:

  1. Айсмонтас Б.Б. Общая психология: Схемы. – М., 2002.

  2. Введение в психологию: Учеб. пособие/ Под ред. А.П.Лобанова, С.И. Коптевой.- Мн., 2004.

  3. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М., 2001.

  4. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер., 2000.

  5. Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях: Учеб. пособие. – СПб., 2006

  6. Маклакова А.Г. Общая психология . СПб., 2000.

  7. Максименко С.Д. Общая психология: Учеб пособие. – М., 2004

  8. Нуркова В.В. Березанская Н..Б. Психология: Учебник. – М., 2004

  9. Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1987.

  10. Общая психология / Под ред. В.В.Богословского. – М., 1981.

  11. Попов А.Л. Психология: Учеб. пособие. – М., 2001

  12. Психология для студентов вузов: Учеб. пособие для вузов. – М., 2004

  13. Психология личности в трудах отечественных психологов /Сост. Л.В. Куликов. – СПб.: Питер, 2000.

Практические задания

  1. Конспекты

Ильин Е.П.Индивидуальные особенности  мотивации // Ильин Е.П Мотивация и мотивы. – СПб., 2002.

  1. Схема «Классификация мотивов»


К зачету должны быть сданы

КОНСПЕКТЫ

  1. Ломов Б.Ф. Психология в системе научного знания

  2. Уотсон Дж. Б Психология с точки зрения бихевиориста

  3. Фрейд Я и оно

  4. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики

  5. Лурия А.Р. Мозг и психика

  6. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание

  7. А. Н. Леонтьев. Общее понятие о деятельности

  8. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.

  9. Леонтьев А.Н. Индивид и личность

  10. Петровский А.В. Быть личностью

  11. А. Е. Личко Определение понятий «Психопатия» и «акцентуации характера»

  12. Теплов В.М., Небылицын В.Д. Изучение основных свойств нервной системы и их значение для психологии индивидуальных различий

  13. Мерлин В.С. Отличительные признаки темперамента

  14. Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников

  15. B. Н. Мясищев. Проблема отношений человека и ее место в психологии

  16. Теплов Б.М. Способности и одаренность

  17. Иванников В.А. К сущности волевого поведения

  18. Дарвин Ч. Выражение эмоций у человека и животных

  19. Селье Г. Некоторые аспекты учения о стрессе

  20. Ильин Е.П.Индивидуальные особенности  мотивации 


^ СХЕМЫ И ТАБЛИЦЫ

  1. Схема «Психические явления».

  2. Составить таблицу «Многообразие предмета психологии»

  3. Схема «Строение нервной системы»

  4. Схема «Структура деятельности»

  5. Схема «Структура личности» по разным авторам

  6. Схемы «Структура волевого акта», «Свойства эмоций».

  7. Таблица «Формы переживания эмоций».

  8. Схема «Классификация мотивов»


^ РЕФЕРАТЫ И ДОКЛАДЫ

  1. «Гуманистическая психология А. Маслоу»,

  2. «Основные положения когнитивной психологии»

  3. «Проблема личности в исследованиях К. Хорни»

  4. «Индивидуальный стиль деятельности»

  5. «Проблема педагогических способностей»

  6. «Проблема способностей в учении Франца Галя»

  7. «Информационная теория эмоций Симонова»

  8. «Теория эмоция Кеннона – Барда»

  9. Доклад: Давыдов В.В. Новый подход к пониманию структуры и содержания деятельности


ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

  1. Провести на себе методики на выявление темперамента и написать сочинение «Мой темперамент»

  2. Провести на себе методики на выявление акцентуации характера и написать сочинение «Мой характер».

Похожие:

Тема: Психология как наука icon1. Психология как наука 7 Тема Психология личности 12
...
Тема: Психология как наука iconТема: Психология как наука. Предмет и методы психологии
Психология изучает внутренний мир психических явлений человека, осознаваемых или не осознаваемых им
Тема: Психология как наука iconЛекция 2 часа Тема лекции: психология как наука. Исторические этапы...
Начала христианской психологии: Учеб пособие для вузов / Под ред. Б. С. Братуся. — М.: Наука, 1995
Тема: Психология как наука iconПсихология с одной сто-роны очень старая, но в то же время совсем...
Оно образовано от греческих слов «psyche» (душа) и «lo-gos» (знание, наука): переводя досло-вно, психология есть наука о душе. Итак,...
Тема: Психология как наука icon1 Психология как наука. Предмет, задачи и структура современной психологии....
...
Тема: Психология как наука icon1. Психология управления: ее объект и предмет Психология управления...
Личность работника изучается рядом психологических дисциплин, таких как общая психология, психология труда, инженерная психология....
Тема: Психология как наука iconТема 1 «Психология управления как наука и учебная
...
Тема: Психология как наука iconУчебники: Андреева «Социальная психология»
Социальная психология как наука. История формирования социально-психологических идей
Тема: Психология как наука iconУчебники: Андреева «Социальная психология»
Социальная психология как наука. История формирования социально-психологических идей
Тема: Психология как наука icon1. Психофизиология профессиональной деятельности как наука: предмет...
Зиологии лежат 2 науки: Психология-наука,которая изучает закономерности развития и функционирования психики, как особой формы жизнедеятельности....
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница