Скачать 210.01 Kb.
|
Содержание Таблица «Формы переживания эмоций».Схемы и таблицы Рефераты и доклады |
Планы семинаров Семинарское занятие 1. Тема: Психология как наука 1. Психологические знания и психологическая наука. 2. Структура современной психологии и ее задачи. 3. Психология в системе современной науки 4. Психические явления, их специфика и классификации. Методические указания При ответе на первый вопрос необходимо рассмотреть отличительные особенности психологических и житейских знаний, привести примеры сотрудничества житейской и научной психологии. Понятие «психология» в трудах отечественных и зарубежных психологов. Система психологического знания. Ответ на второй вопрос предполагает рассмотрение критериев выделения, общих характеристик отраслей психологии, раскрыть структуру современной психологии и ее задачи, дать характеристику основные отрасли современной прикладной психологии, в зависимости от разнообразие видов деятельности людей. Отвечая на третий вопрос важно рассмотреть место психологии в системе современной науки, раскройте позицию Ж. Пиаже, Б.М. Кедрова.. Охарактеризуйте связь психологии с философией, естествознанием, педагогикой и другими науками. Ответ на четвертый вопрос предполагает рассмотрение психических явлений. Литература:
Практические задания
Семинарское занятие 2. Тема: Предмет психологии.
Методические указания. При ответе на первый вопрос необходимо рассмотреть специфику развития психологии в рамках философии и естествознания: зарождение теоретических представлений о душе в античные времена, накопление психологических знаний в философии и естествознания 17 – 18 вв., создание предпосылок для выделения психологии в самостоятельную науку в первой половине 19 в. Ответ на второй вопрос предполагает рассмотрение особенностей развития психологии как самостоятельной науки. Дайте характеристику экспериментальной психологии сознания. Отвечая на третий вопрос рассмотрите бихевиоризм и его основные положения. Уделите внимание поведению как предмету. При ответе на четвертый вопрос раскройте основные положения психоанализа и взгляд на предмет психологии. Отвечая на пятый вопрос рассмотрите положения гештальт психологии. Литература:
Практические задания
Семинарское занятие 3. Тема. Мозг и психика
Методические рекомендации: Изучая первый вопрос, раскройте строение и функционирование центральной и периферической нервной систем. Определите функции головного мозга. Во втором последнем вопросе изучите взаимосвязь психики и мозга человека, т.е. продукта деятельности мозга. Рассмотрите понятие высшей нервной деятельности, рефлекторной деятельности, рассмотрите вклад Н.А. Бернштейна, И.М.Сеченова, А.А.Ухтомского, И.П.Павлова. Отвечая на третий вопрос, обратите внимание на модель функциональной системы П.К.Анохина. Проблема локализации и антилокализации психики. Охарактеризуйте три блока мозга по А.Р. Лурия: энергетический блок, блок приема переработки и хранения информации, блок программирования, регуляции и контроля деятельности. Межполушарная и функциональная асимметрия мозга, изучение преобладания правого или левого полушария. Вербальность или образность полушарий. Специфические процессы каждого из полушарий головного мозга. Проблема нарушения одного из полушарий. При ответе на четвертый вопрос укажите типы отражения. Остановитесь на психическом отражении. Раскройте критерии психического. Ответ на пятый вопрос предполагает и рассмотрение стадий: сенсорной, перцептивной и интеллектуальной. Литература:
Практические задания
Из хрестоматии по психологии / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1977.
Семинарское задание 4. Тема: Сознание и деятельность
Методические рекомендации Отвечая на первый вопрос, дайте определение сознания, выделите его структурные компоненты по А.В. Петровскому. Обратите внимание на структуру сознания, предложенную А.Н. Леонтьевым: чувственная ткань, значение, личностный смысл. Раскройте принцип единства сознания и деятельности, предложенный С.Л. Рубинштейном. Во втором вопросе дайте понятие деятельности. Опишите основные принципы деятельностного подхода в психологии. Категория деятельности в объяснении природы психических явлений. При ответе на третий вопрос раскройте структуру деятельности по А.Н. Леонтьеву, выделите ее компоненты: потребность, мотив, цель, задачи, условия, действия, операции. Выделите уровни структуры деятельности. В четвертом вопросе раскройте механизмы освоения деятельности. Опишите сущность процессов освоения деятельности: интериоризация и экстериоризация. Выделите уровни освоения деятельности: элементарное умение, навык, мастерство. Назовите виды навыков. Дайте характеристику привычки в сравнении с навыком. Пятый вопрос начните с характеристики игровой деятельности: определение, типы игры и их становление в онтогенезе. Далее раскройте учебную деятельность, выделите ее структуру, предложенную Д.Б. Элькониным. Укажите на значение трудовой деятельности в жизни человека. Литература:
Практические задания:
Из хрестоматии по психологии / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1987.
Семинарское занятие 5 Тема: Личность в психологии
Методические рекомендации При ответе на первый вопрос укажите на междисциплинарный статус понятия «личность», дайте определения личности(С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев, И.С. Кон и др.). Укажите критерии сформированности личности. Во втором вопросе выделите структуру личности по С.Л. Рубинштейну, А.Н. Леонтьеву, А.Г. Ковалеву, К.К. Платонову, Б.Г. Ананьеву. Укажите на отличия данных структур и на их сходство. Третий вопрос начните с основных идей З. Фрейда на природу бессознательного. Выделите структуру личности: Ид, Эго, Суперэго. Укажите на специфику образования этих сфер в онтогенезе. Выделите стадии психосексуального развития личности. Раскройте защитные механизмы личности. Отвечая на четвертый вопрос, раскройте взгляды Юнга, Хорни, Салливена на природу бессознательного. Выделите их критику в адрес психоанализа и основные линии их теорий. В пятом вопросе раскройте когнитивный подход к личности. Выделите структуру личности: самоэффективность, самооценка, саморегуляция. Раскройте понятие конструкта и его проявления. Шестой вопрос начните с взглядов А. Маслоу на природу личности. Опишите пирамиду Маслоу и принципы функционирования потребностей личности. Выделите критерии самоактуализации. Далее раскройте взгляды К. Роджерса на личность. Литература:
Практические задания
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Из хрестоматии по психологии / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1977. Леонтьев А.Н. Индивид и личность Петровский А.В. Быть личностью Из хрестоматии по психологии / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1987.
Семинарское занятие 6. Тема. Темперамент 1. Понятие о темпераменте. 2. Конституционные теории о темпераменте 3. Учение о свойствах нервной системы И.П. Павлова, Б.М. Теплова, В.Д. Небылицина, В.М. Русалова. 4. Психологическая характеристика типов темперамента. Методические указания Отвечая на первый вопрос, раскройте историческое содержание терминологии в учении о темпераментах, устойчивость и постоянство темпераментов в процессе развития личности. При ответе на второй вопрос рассмотрите основные взгляды представителей конституционной теории о темпераменте (К. Сиго, Э. Кречмер, У. Шелдон). Ответ на третий вопрос начните с учения о высшей нервной деятельности И.П. Павлова. Остановитесь на исследованиях Б.М. Теплова и В.Д. Небылицына о свойствах высшей нервной деятельности. Раскройте структуру темперамента, предложенную В.М. Русаловым. Давая психологическую характеристику типов темперамента, определите их основные свойства: сензитивность, активность, реактивность, пластичность – ригидность, экстраверсия – интроверсия, эмоциональная возбудимость, темп реакции. Покажите как эти свойства проявляются у людей с различными типами темперамента. Литература:
Практические задания
Теплов В.М., Небылицын В.Д. Изучение основных свойств нервной системы и их значение для психологии индивидуальных различий Мерлин В.С. Отличительные признаки темперамента Из хрестоматии по психологии / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1987.
Семинарское занятие 7. Тема. Характер.
Методические указания Дайте определение понятия «характер», проанализируйте его. Остановитесь на истории характерологических учений. Рассматривая связь темперамента и характера, остановитесь подробнее на природных и социальных предпосылках характера. Выделите сходства и различия в данных категориях. Ответ на третий вопрос предполагает характеристику структурных компонентов характера: система отношений личности, особенности волевой регуляции личности, эмоциональные и интеллектуальные проявления характера. Раскройте формальную теорию индивидуальности (А.В. Либин). При ответе на четвертый вопрос дайте определение понятию «акцентуация характера». Охарактеризуйте типы акцентуированной личности (по К. Леонгарду) и типы акцентуации характера (по А.Е. Личко). Литература:
Практические задания
А. Е. Личко Определение понятий «Психопатия» и «акцентуации характера» // Из хрестоматии Психология индивидуальных различий / ред.: Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романов. - М. : КноРус, 2000. B. Н. Мясищев. Проблема отношений человека и ее место в психологии Из хрестоматии по психологии / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1987.
Семинарское занятие 8. Тема. Способности. 1. Общая характеристика способностей человека.
3. Уровни развития способностей Методические рекомендации Дайте определение способностей. При ответе используйте работу Б.М. Теплова «Способности и одаренность». Раскройте основные концепции способностей (теория наследственности способностей, теория приобретенных способностей, теория врожденного и приобретенного в способностях). Раскройте понятие «задатки». При ответе на второй вопрос раскройте следующие уровни способностей: репродуктивный, творческий, талант, гений. Покажите общественно историческую обусловленность проявления талантливости и гениальности. Отвечая на третий вопрос, охарактеризуйте общие способности, выделите качества общих способностей: глубина, гибкость, осознанность, устойчивость, самостоятельность мышления, особенности памяти, наблюдательность. Дайте определение специальных способностей, выделите структурные компоненты специальных способностей (опорные, ведущие и фоновые свойства). Литература:
Практические задания
Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников Из хрестоматии по психологии / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1977. Теплов Б.М. Способности и одаренность Из хрестоматии по психологии / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1987.
Семинарское занятие 9. Тема. Эмоции и воля 1. Функции и значение эмоций и чувств.
Методические рекомендации При ответе на первый вопрос необходимо раскрыть понятие «эмоции», «чувства», взаимосвязь чувств и эмоций. Рассмотрите функции эмоций, их характеристики. Отвечая на второй вопрос раскройте формы эмоциональных переживаний, эмоционально-волевая сфера. При ответе на третий вопрос дайте общее представление о чувствах. Соотношение понятий «чувство» и «эмоция». Свойства чувств, классификация чувств и их общая характеристика. При ответе на четвертый вопрос дайте характеристику волевой регуляции личности. Отвечая на пятый вопрос раскройте структуру сложного волевого акта. Литература:
Практические задания
Иванников В.А. К сущности волевого поведения Из хрестоматии по психологии / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1987. Дарвин Ч. Выражение эмоций у человека и животных Селье Г. Некоторые аспекты учения о стрессе Из хрестоматии по психологии / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1977.
«Теория эмоция Кеннона – Барда».
Семинарское занятие 10. Тема. Мотивация.
Методические рекомендации: Отвечая на первый вопрос, дайте определение понятий потребностей и их основную характеристику. Рассмотрите классификацию потребностей: высшие, социальные, психофизиологические, биогенные потребности. Пирамиду (иерархию) человеческих потребностей (по А.Маслоу). Изучите отечественные классификации потребностей: материальные, духовные, социальные потребности. По Симонову П.В. – витальные, социальные и идеальные потребности. По Мак – Келланду – власти, успеха, причастности. В втором вопросе раскройте психологию мотивации. Понятие мотива и мотивационной сферы в отечественной и зарубежной психологии. Классифицируйте мотивы: по видам деятельности, по времени проявления, по предметному содержанию, по уровню обобщенности, по содержанию потребностей, по установкам личности, по степени осознания. Актуальные и потенциальные, ведущие и второстепенные, смыслообразующие и мотивы стимулы, предметные, функциональные и нормативные мотивы. В третьем вопросе раскройте мотивационные состояние: интерес, состояние мотивационного потока, желание, страсть, влечение, стремление, намерение, установка. В четвертом вопросе обратите внимание на понятие направленности личности и ее виды: гуманистическая, эгоистическая, депрессивная и суицидальная. Эмоциональная направленность по Б.И. Додону. Система ценностных ориентаций личности. Диспозионная концепция регуляции социального поведения личности В.Я. Ядова. Понятие личностных ценностей. Терминальные и инструментальные ценности по М. Рокич. Литература:
Практические задания
Ильин Е.П.Индивидуальные особенности мотивации // Ильин Е.П Мотивация и мотивы. – СПб., 2002.
К зачету должны быть сданы КОНСПЕКТЫ
^
^
ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
|
![]() | 1. Психология как наука 7 Тема Психология личности 12 ... | ![]() | Тема: Психология как наука. Предмет и методы психологии Психология изучает внутренний мир психических явлений человека, осознаваемых или не осознаваемых им |
![]() | Лекция 2 часа Тема лекции: психология как наука. Исторические этапы... Начала христианской психологии: Учеб пособие для вузов / Под ред. Б. С. Братуся. — М.: Наука, 1995 | ![]() | Психология с одной сто-роны очень старая, но в то же время совсем... Оно образовано от греческих слов «psyche» (душа) и «lo-gos» (знание, наука): переводя досло-вно, психология есть наука о душе. Итак,... |
![]() | 1 Психология как наука. Предмет, задачи и структура современной психологии.... ... | ![]() | 1. Психология управления: ее объект и предмет Психология управления... Личность работника изучается рядом психологических дисциплин, таких как общая психология, психология труда, инженерная психология.... |
![]() | Тема 1 «Психология управления как наука и учебная ... | ![]() | Учебники: Андреева «Социальная психология» Социальная психология как наука. История формирования социально-психологических идей |
![]() | Учебники: Андреева «Социальная психология» Социальная психология как наука. История формирования социально-психологических идей | ![]() | 1. Психофизиология профессиональной деятельности как наука: предмет... Зиологии лежат 2 науки: Психология-наука,которая изучает закономерности развития и функционирования психики, как особой формы жизнедеятельности.... |