Лекция 2 часа Тема лекции: психология как наука. Исторические этапы развития психологии. План лекции


НазваниеЛекция 2 часа Тема лекции: психология как наука. Исторические этапы развития психологии. План лекции
страница1/18
Дата публикации02.04.2013
Размер1.93 Mb.
ТипЛекция
userdocs.ru > Психология > Лекция
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18


Курс лекций по психологии

Лекция – 2 часа

Тема лекции: «ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА. ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ.
План лекции:

  1. История становления и развития психологии.

  2. Предмет и структура психологии.

Рекомендуемая литература:

  1. Годфруа Ж. Что такое психология. В 2-х т. Т. 1 / Пер. с фр. — М.: Мир, 1996.

  2. Начала христианской психологии: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Б.С. Братуся. — М.: Наука, 1995.

  3. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педа­гогических заведений. В 2-х кн. Кн. 1. — М.: Просвещение — Владос, 1994.

  4. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психоло­гии. В 2-х т. Т. 1. — Ростов н/Д.: Феникс, 1996.

  5. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений — М.: Ака­демия, 1998.

  6. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Ме­щерякова. — М.: Педагогика-Пресс, 1999.

  7. Психология: Учебник для вузов / Под ред. А.А. Крылова. — М.: Проспект, 1998.

  8. Психология. Биографический библиографический словарь / Под ред. Н. Шихи, Э. Чэпмена, У. Конроя; Пер. с англ. — СПб.: Евразия, 1999.

  9. Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии. — СПб Питер 1999.


Психология, как и педагогика, берет свое начало в глубине тысячелетий. Термин «психология» (от греч. psyche — душа, logosучение, наука) означает «учение о душе». Психологическое знание исторически развивалось — одни представления сменялись дру­гими.

Изучение истории психологии, конечно, не может сводиться к простому перечислению проблем, идей и представлений различ­ных психологических школ. Для того чтобы разобраться в них, нужно уяснить их внутреннюю связь, единую логику становления психологии как науки.

Психология как учение о душе человека всегда обусловлена антропологией, учением о человеке в его целостности. Исследо­вания, гипотезы, выводы психологии, какими бы отвлеченными и частными они ни казались, подразумевают определенное пони­мание сущности человека, ориентируются на тот или иной его

образ. В свою очередь, учение о человеке вписывается в общую картину мира, формируемую на основе синтеза знаний, миро­воззренческих установок исторической эпохи. Поэтому история становления и развития психологических знаний видится как вполне логичный процесс, связанный с изменением понимания сущности человека и с формированием на этой основе новых под­ходов к объяснению его психики.
1. История становления и развития психологии
1.1. Мифологические представления о душе

Человечество начинало с мифологической картины мира. Сво­им названием и первым определением психология обязана грече­ской мифологии, согласно которой Эрот, бессмертный бог люб­ви, влюбился в красивую смертную женщину Психею. Любовь Эрота и Психеи была столь сильна, что Эроту удалось убедить Зевса превратить Психею в богиню, сделав ее бессмертной. Таким образом, влюбленные соединились навеки. Для греков этот миф был классическим образом истинной любви как высшей реализа­ции человеческой души. Поэтому Психея — смертная, обретшая бессмертие, — стала символом души, ищущей свой идеал. Вместе с тем в этой прекрасной легенде о трудном пути Эрота и Психеи навстречу друг другу угадывается глубокая мысль о сложности овладения человеком своим духовным началом, своим разумом и чувствами.

Древние греки изначально понимали тесную связь души с ее физической основой. Такое же понимание этой связи прослежи­вается и в русских словах: «душа», «дух» и «дышать», «воздух». Уже в древнейшую эпоху в понятии души соединялось в единый ком­плекс присущее внешней природе (воздух), организму (дыхание) и независимой от тела сущности, управляющей жизненными про­цессами (дух жизни).

В ранних представлениях душа наделялась способностью вы­ходить на волю из тела, пока человек спит, и жить собственной жизнью в его снах. Полагали, что в момент смерти человека душа покидает тело навсегда, вылетая через рот. Учение о переселении душ относится к одному из самых древних. Оно было представ­лено не только в Древней Индии, но и в Древней Греции, осо­бенно в философии Пифагора и Платона.

Мифологическая картина мира, где тела заселяются душами (их «двойниками» или призраками), а жизнь зависит от произвола богов, веками царила в общественном сознании.

1.2. Психологические знания в античный период

Психология как рациональное познание души человека зароди­лась в античности в недрах философии на основе созданной в этот период геоцентрической картины мира, ставившей человека в центр мироздания.

Античная философия восприняла от предшествовавшей мифо­логии понятие души. Практически все древние философы пыта­лись выразить с помощью понятия души самое главное сущност­ное начало живой природы, рассматривая ее как причину жизни и познания.

Впервые человек, его внутренний духовный мир становится центром философского размышления у Сократа (469—399 до н.э.). В отличие от своих предшественников, занимавшихся преимуще­ственно проблемами природы, Сократ сосредоточился на внутрен­нем мире человека, его убеждениях и ценностях, умении дей­ствовать в качестве разумного существа. Главную роль в психике человека Сократ отводил умственной деятельности, которая ис­следовалась в процессе диалогического общения. После его иссле­дований понимание души наполнилось такими идеями, как «бла­го», «справедливость», «прекрасное» и т.д., которых физическая природа не знает.

Мир этих идей стал сердцевиной учения о душе гениального ученика Сократа — Платона (427—347 до н.э.).

Платон разработал учение о бессмертной душе, обитающей в смертном теле, покидающей его после смерти и возвращающейся в вечный сверхчувственный мир идей. Главное у Платона не в учении о бессмертии и переселении души, а в исследовании содержания ее деятельности (в современной терминологии в исследовании психи­ческой деятельности). Он показал, что внутренняя деятельность души дает знания о реальности сверхчувственного бытия, вечного мира идей. Каким же образом находящаяся в бренной плоти душа приоб­щается к вечному миру идей? Всякое знание, согласно Платону, есть воспоминание. При соответствующих усилиях и подготовке душа может вспомнить то, что ей довелось созерцать до своего земного рождения. Он учил, что человек «насаждение не земное, а небесное».

Платон впервые выявил такую форму психической деятельно­сти, как внутренняя речь: душа размышляет, спрашивает сама себя, отвечает, утверждает и отрицает. Он первым попытался рас­крыть внутреннюю структуру души, вычленив ее тройственный состав: высшую часть — разумное начало, среднюю — волевое на­чало и низшую часть души — чувственное начало. Разумная часть души призвана согласовывать низшие и высшие мотивы и побуж­дения, идущие от разных частей души. В сферу изучения души вводилась такая проблематика, как конфликт побуждений, и рас­сматривалась роль разума в его разрешении.

Ученик Платона — Аристотель (384—322 до н.э.), споря со сво­им учителем, возвратил душу из сверхчувственного в чувственный мир. Он выдвинул концепцию души как функции живого организ­ма, а не какой-то самостоятельной сущности. Душа, по Аристоте­лю, является формой, способом организации живого тела: «Душа есть суть бытия и форма не такого тела, как топор, а такого естествен­ного тела, которое в самом себе имеет начало движения и покоя».

Аристотель выделил в организме различные уровни способно­стей к деятельности. Эти уровни способностей составляют иерар­хию уровней развития души.

Аристотель различает три вида души: растительную, живот­ную и разумную. Два из них принадлежат к физической психоло­гии, поскольку не могут существовать без материи, третья — ме­тафизична, т.е. разум существует отдельно и независимо от фи­зического тела как божественный разум.

Аристотель впервые ввел в психологию идею развития от низ­ших уровней души к ее высшим формам. При этом каждый чело­век в процессе превращения от младенца во взрослое существо проходит ступени от растительной к животной, а от нее к разум­ной душе. Согласно Аристотелю, душа, или «психе», — это двига­тель, позволяющий организму реализовывать себя. Центр «пси­хе» находится в сердце, куда поступают впечатления, передавае­мые от органов чувств.

При характеристике человека Аристотель на первое место выд­вигал знания, мышление и мудрость. Эта установка во взглядах на человека, присущая не только Аристотелю, но и античности в це­лом, была в значительной степени пересмотрена в рамках сред­невековой психологии.

1.3. Психология в Средние века

При изучении развития психологических знаний в эпоху Сред­невековья нужно учитывать целый ряд обстоятельств.

Психологии как самостоятельной области исследований в пе­риод Средневековья не существовало. Психологические знания включались в религиозную антропологию (учение о человеке).

Психологические знания Средневековья основывались на ре­лигиозной антропологии, которая особенно глубоко была разра­ботана христианством, особенно такими «отцами церкви», как Иоанн Златоуст (347—407), Августин Аврелий (354—430), Фома Аквинский (1225—1274) и др.

Христианская антропология исходит из теоцентрической кар­тины мира и основного принципа христианской догматики — прин­ципа креационизма, т.е. творения мира Божественным разумом.

Современному научно ориентированному мышлению очень трудно понять учения святых отцов, которые носят преимуще­ственно символический характер.

Человек в учении святых отцов предстает как центральное су­щество во Вселенной, высшая ступень в иерархической лестнице тварного, т.е. сотворенного Богом мира.

Человек есть центр Вселенной. Эта идея была известна и ан­тичной философии, которая рассматривала человека как «микро­косм», малый мир, объемлющий собой все мироздание.

Христианская антропология не отказалась от идеи «микрокосма», но святые отцы существенно изменили ее смысл и содержание.

«Отцы церкви» считали, что природа человека связана со все­ми основными сферами бытия. Своим телом человек связан с зем­лей: «И создал Господь Бог человека из праха земного и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою», — го­ворится в Библии. Чувствами человек связан с материальным ми­ром, душой — с духовным миром, разумная часть которой способ­на восходить к самому Творцу.

Человек, учат святые отцы, двойственен по своей природе: один его компонент — внешний, телесный, а другой — внутрен­ний, духовный. Душа человека, питая тело, с которым она вместе создана, находится в теле повсюду, а не сосредоточена в одном ка­ком-то месте. Святые отцы вводят различие между «внутренним» и «внешним» человеком: «Бог сотворил внутреннего человека и слепил внешнего; слеплена плоть, сотворена же душа». Говоря современным языком, внешний человек есть явление природное, а внутренний человек — сверхприродное явление, есть нечто та­инственное, непознаваемое, божественное.

В отличие от интуитивно-символического, духовно-опытного пути познания человека в восточном христианстве, западное христианство пошло по пути рационального постижения Бога, мира и человека, выработав такой специфический тип мышления, как схоластика (конечно, наряду со схоластикой в западном христи­анстве существовали и иррационалистические мистические уче­ния, но не они определяли духовный климат эпохи). Апелляция к рациональности в конечном итоге привела к переходу цивили­зации Запада в Новое время от теоцентрической к антропоцент­рической картине мира.

1.4. Психологическая мысль эпохи Возрождения и Нового времени

Гуманистическое движение, зародившееся в Италии в XV в. и распространившееся в Европе в XVI в., получило название «Воз­рождение». Возрождая античную гуманистическую культуру, эта эпоха способствовала освобождению всех наук и искусств от дог­матов и ограничений, наложенных на них средневековыми рели­гиозными представлениями. В результате довольно активно ста­ли развиваться и сделали значительный шаг вперед естественные, биологические и медицинские науки. Началось и движение в на­правлении формирования психологического знания в самостоя­тельную науку.

Громадное влияние на психологическую мысль XVII—XVIII вв. оказала механика, ставшая лидером естественных наук. ^ Механи­ческая картина природы обусловила новую эпоху в развитии ев­ропейской психологии.

Начало механическому подходу к объяснению психических явлений и сведению их к физиологии было положено француз­ским философом, математиком и естествоиспытателем Р. Декар­том (1596—1650), который первым разработал модель организма как автомата или системы, работающей подобно искусственным механизмам в соответствии с законами механики. Тем самым живой организм, который раньше рассматривался как одушевлен­ный, т.е. одаренный и управляемый душой, освобождался от ее определяющего влияния и вмешательства.

Р. Декарт ввел понятие рефлекса, ставшее впоследствии фун­даментальным для физиологии и психологии. В соответствии с де­картовой схемой рефлекса внешний импульс передавался в мозг, откуда происходила ответная реакция, приводящая в движение мышцы. Им давалось объяснение поведению как чисто рефлек­торному феномену без обращения к душе как движущей телом силе. Декарт надеялся, что со временем не только простые дви­жения — такие, как защитная реакция зрачка на свет или руки на огонь, — но и самые сложные поведенческие акты удастся объяс­нить открытой им физиологической механикой.

До Декарта веками считалось, что вся деятельность по воспри­ятию и обработке психического материала производится душой. Он же доказывал, что телесное устройство и без нее способно успешно справляться с этой задачей. Каковы же функции души?

Р. Декарт рассматривал душу как субстанцию, т.е. сущность, не зависящую ни от чего другого. Душа определялась им по един­ственному признаку — непосредственной осознаваемое своих явлений. Ее предназначение заключалось в знании субъекта о соб­ственных актах и состояниях, незримых ни для кого иного. Тем са­мым произошел поворот в понятии о «душе», ставший опорным для следующего этапа в истории построения предмета психоло­гии. Отныне этим предметом становится сознание.

Декартом на основе механистического подхода был поставлен теоретический вопрос о взаимодействии «души и тела», который в дальнейшем стал предметом обсуждения для множества ученых.

Еще одна попытка построить психологическое учение о чело­веке как целостном существе была сделана одним из первых оп­понентов Р. Декарта — голландским мыслителем Б. Спинозой (1632—1677), который рассматривал все многообразие чувств че­ловека (аффектов) в качестве побудительных сил человеческого поведения. Им был обоснован важный для понимания психиче­ских явлений общенаучный принцип детерминизма — всеобщей причинной обусловленности и естественной научной объяснимости любых явлений. В науку он вошел в форме следующего ут­верждения: «Порядок и связь идей те же, что и порядок и связь вещей».

Тем не менее современник Спинозы немецкий философ и ма­тематик ^ Г.В. Лейбниц (1646—1716) рассматривал соотношение ду­ховных и телесных явлений на основе психофизиологического па­раллелизма, т.е. независимого и параллельного их сосуществова­ния. Он считал зависимость психических явлений от телесных иллюзией. Душа и тело действуют самостоятельно, однако между ними существует предустановленная гармония на основе Боже­ственного разума. Доктрина психофизиологического параллелиз­ма нашла многих сторонников в годы становления психологии как науки, в настоящее же время принадлежит истории.

Другая идея Г.В. Лейбница о том, что каждая из бесчисленно­го множества монад (от греч. топоs — единое), из которых состо­ит мир, «психична» и наделена способностью воспринимать все, что происходит во Вселенной, нашла неожиданное эмпирическое подтверждение в некоторых современных концепциях сознания.

Следует отметить также, что Г.В. Лейбниц ввел понятие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

Похожие:

Лекция 2 часа Тема лекции: психология как наука. Исторические этапы развития психологии. План лекции iconЛекция 1 общее представление о психологии как науке задача курса....
Общая характеристика. Психологии. Основные этапы развития представлении о предмете психологии
Лекция 2 часа Тема лекции: психология как наука. Исторические этапы развития психологии. План лекции iconПлан лекции: Предмет и задачи психологии профессионального образования...
Выступая отраслью педагогической психологии, психология профессионального образования исследует психологические механизмы обучения...
Лекция 2 часа Тема лекции: психология как наука. Исторические этапы развития психологии. План лекции iconПрограмма лекции Адрес Время проведения лекции Участники лекции 12...

Лекция 2 часа Тема лекции: психология как наука. Исторические этапы развития психологии. План лекции iconПлан-конспект лекции Тема лекции «Культура Античности»
Зелинский Ф. Ф. Древний мир и мы. Научно популярные статьи [1904]. Спб., 1997. ("Из жизни идей", т. 2)
Лекция 2 часа Тема лекции: психология как наука. Исторические этапы развития психологии. План лекции iconКонспект лекции План лекции Цель, задачи и объекты анализа финансовой...
Одним из видов экономического анализа является финансовый анализ, который с определенной долей условности подразделяется на внутренний...
Лекция 2 часа Тема лекции: психология как наука. Исторические этапы развития психологии. План лекции iconЛекции по общей психологии Александр Романович Лурия
...
Лекция 2 часа Тема лекции: психология как наука. Исторические этапы развития психологии. План лекции icon1 Психология как наука. Предмет, задачи и структура современной психологии....
...
Лекция 2 часа Тема лекции: психология как наука. Исторические этапы развития психологии. План лекции iconМетодические указания по проведению лекции дисциплина: геоинформатика Тема лекции
Знакомство (представление преподавателя студентам, контактная информация, озвучивание формы аттестации и требований по ней)
Лекция 2 часа Тема лекции: психология как наука. Исторические этапы развития психологии. План лекции iconТема: Психология как наука. Предмет и методы психологии
Психология изучает внутренний мир психических явлений человека, осознаваемых или не осознаваемых им
Лекция 2 часа Тема лекции: психология как наука. Исторические этапы развития психологии. План лекции icon1. Основные признаки и этапы развития организованной преступности...
Центр по изучению транснациональной преступности и коррупции при Американском университете (г. Вашингтон, сша)
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница