Психологический практикум


НазваниеПсихологический практикум
страница1/8
Дата публикации02.04.2013
Размер1.31 Mb.
ТипРабочая учебная программа
userdocs.ru > Психология > Рабочая учебная программа
  1   2   3   4   5   6   7   8


САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯ

УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ
ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Кафедра психологии

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ


По направлнию

100200«Туризм»
Санкт-Петербург

2007 г.

ББК 88

УДК159.9

К89

Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию

кафедрой психологии.

Протокол от 10 октября 2007 г. №2

Учебно-методический комплекс одобрен методической комиссией факультета социального управления.

Протокол от 17 октября 2007 г. № 2

^ Кукулите Т.Г.

Психологический практикум. Учебно-методический комплекс. – СПб.: СПбАУиЭ, 2007. –117 с.
Учебно-методический комплекс включает основные требования и организационно-методические указания по изучению психологии в применении к деятельности специалиста в сфере сервисного обслуживания, рабочую учебную программу, общие методические рекомендации по изучению дисциплины, словарь терминов по дисциплине. Курс знакомит студентов с психологическими аспектами, такими как индивидуальные особенности личности, самопознание, общение,управление поведением, психическое здоровье и др.; обучает умению использовать психодиагностические методики; формирует навыки построению гармоничных отношений с самим собой, а также с другими людьми- заказчиками сервисного обслуживания; помогает выработать правильные тактики и стратегии поведения для достижения максимального результата в деятельности.

Учебно-методический комплекс написан на основании требований государственного стандарта высшего профессионального образования к содержанию и уровню подготовки выпускников по специальности 100103«Социально-культурный сервис и туризм» Может использоваться для специальности «Документоведение» и направления «Туризм»

© СПб Академия управления и экономики, 2007

© Т.Г. Кукулите, 2007

СОДЕРЖАНИЕ



^

Рабочая учебная программа дисциплины


4



Общие методические рекомендации по изучению дисциплины

18



Методические рекомендации к семинарским и практическим занятиям

47



Методические рекомендации по выполнению контрольных работ

91



Порядок проведения контроля качества подготовки студентов по дисциплине, содержание контролирующих материалов

95



Глоссарий

112


1. ^ РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ


  1. ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА И ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ




  1. Цели и задачи изучения дисциплины


Целью преподавания дисциплины «Психологический практикум» является формирование у студентов научных знаний психологии и практических умений использования их в профессиональной деятельности.

Задачи обучения по дисциплине:

  • сформировать представление о фундаментальных психологических закономерностях взаимодействия человека с другими людьми и внешним миром;

  • сформировать представление о поведении человека как проявления отношения человека к чему- либо или к кому-либо;

  • сформировать понимание психологического конфликта и путей его благоприятного раз решения

  • сформировать систему знаний о методах диагностики психологического состояния субъектов процессов познания и общения;

  • освоить технологии и способы актуализации и реализации намерений личности в процессе межсубъектного взаимодействия;

  • овладеть навыками моделирования делового взаимодействия и общения в тренинговых занятиях, включающих практическое влияние на человека с помощью своего поведения

В результате изучения дисциплины студенты должны:

иметь представление о профессионально-значимымых свойствах и качествах, позволяющие им профессионально грамотно решать различные задачи;

знать: об основных закономерностях протекания психической деятельности человека; социально-психологических аспектах коммуникативного процесса; психологических конфликтах и путях их разрешения; о психологических техниках эффективного взаимодействия.

уметь изучать и учитывать индивидуально-психологические особенности личности; устанавливать психологический контакт с различными категориями граждан и располагать их к себе; применять психологические приемы воздействия в сложных ситуациях.

владеть навыками: самопознания; использования методов и приемов, направленных на формирование и развитие профессиональной психологической наблюдательности, развитых эмоционально-волевых и коммуникативных качеств.
2. Организационно-методические указания

Дисциплина «Психологический практикум» входит в цикл общих профессиональных дисциплин (ОПД). Курс тесно связан с таким дисциплинами учебного плана, как «Общая психология», «Национально-культурный этикет», «Социальная психология», «Конфликтология» и др.

Курс знакомит с множеством знаний, это и умение войти в контакт, и знание значений невербальных проявлений, и механизмы формирования эмпатии, и умение убеждать, быть выразительным, держать себя с достоинством и многое другое. Отдельным звеном в формировании имиджа работника сервиса выделяется здоровый образ жизни и способность к саморегуляции собственного психического состояния при стрессах, конфликтах и других неблагоприятных состояниях. Таким образом, «Психологический практикум» для будущих работников сферы сервиса, имеющий своей главной целью формирование психически здоровой и психологически грамотной личности будущих специалистов, призван дать им основные знания и навыки по построению гармоничных отношений с самим собой, а также с другими людьми- заказчиками сервисного обслуживания.

Изучение курса предполагает тесное взаимодействие таких видов обучения как лекции, практические занятия и самостоятельная работа.

Лекции знакомят студентов с основными идеями, концепциями, взглядами зарубежных и отечественных ученых.

На практических занятиях студенты приобретают практические навыки. Рекомендуется использовать на семинарских занятиях различные психологические методики, тесты, упражнения, тренинги, которые способствуют закреплению теоретических знаний, стимулируют потребность в саморазвитии.

Во время самостоятельной работы студенты знакомятся с литературой, подбирают практический материал, готовят дклады, готовятся к зачету.

Контроль успеваемости и качества подготовки студентов по учебной дисциплине включает текущий контроль успеваемости, рубежный контроль и промежуточную аттестацию.

Текущий контроль успеваемости проводится в ходе всех видов учебных занятий в формах: устного опроса, оценки выступлений с докладами, обсуждения рефератов.

Рубежный контроль имеет целью установить качество усвоения учебного материала по определенным темам учебной дисциплины. Проводится в форме контрольной работы или тестирования.

Промежуточная аттестация имеет целью определить степень достижения учебных целей по дисциплине. Проводится в форме зачета.
^ II. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1. Личность с точки зрения развития самой личности

Введение в учебную дисциплину: цель, задачи, предмет и основное содержание дисциплины, ее место и роль в подготовке специалиста, построение и последовательность обучения по дисциплине, отчетность по дисциплине, рекомендации по самостоятельной работе.

Психологический портрет индивидуальности в применении к деятельности специалиста в сфере сервисного обслуживания. Теоретические подходы к исследованию мотивации: теория биологических побуждений, теория оптимальной активации, когнитивные теории мотивации. Изучение мотивов клиентов в сфере социокультурного сервиса и туризма. Факторы, определяющие эмоции человека. Изучение личности в деловых отношениях. Методы изучения.
^ Тема 2. Факторы детерминации поведения человека

Формы проявления «Я – образа». «Я – образ» и реальное «Я». Имидж личности. Макро- и микросреда личности. Поведение человека как проявление отношения к чему-либо или к кому-либо.
^ Тема 3. Психология взаимоотношений в группе

Формирование первого впечатления. Каузальная атрибуция. Социальные стереотипы, установки, предубеждения. Статусно-ролевые отношения. Внутренняя социально-психологическая структура, осно­вывающаяся на межличностных отношениях (восприятии и понимании людьми друг друга).
^ Тема 4. Психология общения

Общение, функции, средства, виды и типы, каналы.

Функции общения: передача информации; управление поведением человека; познавательная функция, функция обмена эмоциональными и психическими состояниями.

Каналы общения: зрительный, слуховой, тактильный, кинестетический.

Тип общения: функционально-ролевое общение; межличностное общение; деловое общение; рапортное общение. Методы развития коммуникативной компетентности: коммуникативный тренинг.
^ Тема 5. Невербальные средства общения

Значение поз, жестов, мимики человека в общении, их подсозна­тельная обусловленность. Визуальный контакт. Отзеркаливание. Взаим­ное расположение в пространстве. Межличностное расстояние и пр.
^ Тема 6. Взаимосвязь психотипа личности и поведения

Особенности речи и поведения людей различных конституциональных типов (Э. Крэчмер). Экстраверсия, интроверсия и поведение (К. Юнг). Темперамент человека и его влияние на межличностное общение (И. Павлов).
^ Тема 7. Основы взаимодействия в психологии

Статусно-ролевые и межличностные основы взаимодействия с клиентом. Формирование привлекательности и доверия. Преодоление психологических барьеров взаимодействия. Барьеры общения: барьер отрицательных эмоций, барьеры воспри­ятия, барьеры речи, барьеры установки, барьер первого впечатления, барьер взаимопонимания. Коммуникативные просчеты - результат неправильных установок. Манипуляции собеседником - защита от манипуляций. Трансактный анализ (Э. Берн). Понятие "пристройки" и "трансакции". Типы трансакции: "демагог", "коллега" и др. Скрытые трансакции. Виды манипуляций, их трансактный анализ. Схема защиты от ма­нипуляции. Пассивный и активный виды защиты.
^ Тема 8. Специфика взаимодействия специалиста по социокультурному сервису и туризму с потребителем услуг

Самопрезентация специалиста по социокультурному сервису и туризму: атрибуты внешности, мимика, жесты, пантомимика, коммуникативная культура. Влияние внешнего облика и речевого поведения работника СКС и Т на личность потребителя. Психологические основы взаимодействия с клиентом. Установление и развитие отношений с клиентом, техника выявления потребностей и возможностей клиента, презентация предлагаемой услуги, техника психологического воздействия на клиента.
^ Тема 9. Конфликтные взаимодействия в сфере социально-культурного сервиса и туризма

Модели поведения личности в конфликтном взаимодействии. Характеристика основных стратегий поведения (К. Томас). Технологии управления конфликтами. Деятельность руководителя по предотвращению и разрешению конфликтов. Эффективное общение и рациональное поведение в конфликте. Способы и приемы разрешения конфликтов в сфере социально-культурного сервиса и туризма.
^ Тема 10. Социально-психологический тренинг как форма практического обучения специалистов в сфере социально-культурного сервиса и туризма

Теоретико-методические основы социально-психологический тренинга (СПТ). Цели, задачи и принципы СПТ. Действия руководителя СПТ на различных этапах проведения занятия. Базовые методы, применяемые в СПТ: групповая дискуссия, игровые методы. Технология проведения СПТ.
^ III. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ

ПО СЕМЕСТРАМ, ТЕМАМ И ВИДАМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
(очная форма обучения – 5 лет)


п/п

Название разделов и тем курса

Всего часов

^ Количество аудиторных часов

Самост

работа

лекции

семинары

практические занятия

1

Личность с точки зрения развития самой личности.

10

1




2

7

2

Факторы детерминации поведения человека

10

1




2

7

3

Психология взаимоотношений в группе.

10

2




4

4

4

Психология общения.

10

2




2

6

5

Невербальные средства общения

10

2




4

4

6

Взаимосвязь психотипа личности и поведения.

10

2




4

4

7

Специфика взаимодействия специалиста по социокультурному

10

2




4

4

8

Психологические основы взаимодействия с клиентом

10

2




4

4

9

Конфликтные взаимодействия в сфере социально-культурного сервиса и туризма

14

2




4

6

10

Социально-психологический тренинг как форма практического обучения специалистов в сфере социально-культурного сервиса и туризма

10

2




4

4

Всего:

104

18




34

52

(очно-заочная форма обучения – 6 лет)


п/п

Название разделов и тем курса

Всего часов

^ Количество аудиторных часов

Самост

работа

лекции

семинары

практические занятия

1

Личность с точки зрения развития самой личности.

10

1




2

7

2

Факторы детерминации поведения человека

10

1




2

7

3

Психология взаимоотношений в группе.

10

1




2

7

4

Психология общения.

10

1




2

7

5

Невербальные средства общения

10

1




2

7

6

Взаимосвязь психотипа личности и поведения.

10

1




2

7

7

Специфика взаимодействия специалиста по социокультурному

10

1




2

7

8

Психологические основы взаимодействия с клиентом

10

1




4

5

9

Конфликтные взаимодействия в сфере социально-культурного сервиса и туризма

14

2




2

10

10

Социально-психологический тренинг как форма практического обучения специалистов в сфере социально-культурного сервиса и туризма

10

2




4

4

Всего:

104

12




24

68


(заочная форма обучения – 6 лет)


п/п

Название разделов и тем курса

Всего часов

^ Количество аудиторных часов

Самост

работа

лекции

семинары

практические занятия

1

Личность с точки зрения развития самой личности.

13

0,5

0,5




12

2

Факторы детерминации поведения человека

11

0,5

0,5




10

3

Психология взаимоотношений в группе.

12

0,5

0,5




11

4

Психология общения.

18

0,5







17,5

5

Невербальные средства общения

10

0,5







9,5

6

Взаимосвязь психотипа личности и поведения.

18

0,5

0,5




17

7

Специфика взаимодействия специалиста по социокультурному

14

0,5

0,5




13

8

Психологические основы взаимодействия с клиентом

14

0,5

1




12,5

9

Конфликтные взаимодействия в сфере социально-культурного сервиса и туризма

16

0,5

0,5




15

10

Социально-психологический тренинг как форма практического обучения специалистов в сфере социально-культурного сервиса и туризма

10

0,5

1




8,5

Всего:

104

4

6




94



^ IV. ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
4.2 Практические занятия для студентов очной формы обучения


Номера тем дисциплин

Тема практического занятия

Количество часов

1

Личность с точки зрения развития самой личности.


2

2

Факторы детерминации поведения человека

2

3

Психология взаимоотношений в группе.

4

4

Психология общения

2

5

Невербальные средства общения

4

6

Взаимосвязь психотипа личности и поведения.

4

7

Специфика взаимодействия специалиста по социокультурному

4

8

Психологические основы взаимодействия с клиентом

4

9

Конфликтные взаимодействия в сфере социально-культурного сервиса и туризма

4

10

Социально-психологический тренинг как форма практического обучения специалистов в сфере социально-культурного сервиса и туризма

4


^ 4.2. Семинарские занятия для студентов заочной формы обучения


Номера тем дисциплин

Тема семинара

Количество часов

1

Личность с точки зрения развития самой личности.

0,5

2

Факторы детерминации поведения человека

0,5

3

Психология взаимоотношений в группе

0,5

6

Взаимосвязь психотипа личности и поведения.

0,5

7

Специфика взаимодействия специалиста по социокультурному

0,5

8

Психологические основы взаимодействия с клиентом

1

9

Конфликтные взаимодействия в сфере социально-культурного сервиса и туризма

0,5

10

Социально-психологический тренинг как форма практического обучения специалистов в сфере социально-культурного сервиса и туризма

1


^ V. ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ДЛЯ СТУДЕНТОВ-ЗАОЧНИКОВ


  1. Значение практической психологии для специалиста в сфере социально-культурного сервиса и туризма

  2. Психологический портрет индивидуальности, анализ основных характеристик

  3. Тип темперамента и характера по К. Леонгарду

  4. Исследование и методы развития памяти, мышления, воображения

  5. Социально-психологическая структура группы. Статусно-ролевые отношения,профессионально-квалификационные характеристики, половозрастной состав

  6. Общение: функции, средства, виды, каналы.

  7. Методы слушания: нерефлексивное и рефлексивное слушание.

  8. Трансактный анализ. Характеристика "пристройки" и "трансакции".

  9. Классификация "абстрактных типов" собеседников, рекомендации по отношению к ним.

  10. Средства общения: вербальные и невербальные.

  11. Психологические установки на восприятие человека человеком. Типичные искажения представлений о другом человеке.

  12. Психологические механизмы общения и взаимовлияния. Заражение, внуушение ,подражание, соревнование, конформизм.

  13. Барьеры общения, их характеристика

  14. Аудитория. Установление контакта. Приемы поддержания внимания.

  15. Публичное выступление. Цели. Логические и психологические средства публичной речи

  16. Аргументация и доказательство: тезисы, довод, способ доказательства. Риторические методы аргументирования.

  17. Фактический материал как средство доказательства. Факты, документы, статистические материалы и др.

  18. Виды манипуляций, их трансактный анализ.

  19. Защита от манипуляций. Пассивный и активный виды защиты.

  20. Ведение деловых бесед и выступлений, культура телефонного разговора, деловые подарки.

  21. Лидерство, типы лидеров.

  22. Менеджер - руководитель, формирующий в себе качества психолога.

  23. Этика приказа и просьбы, этика наказания, формула увольнения.

  24. Конфликты. Причины конфликтов.

  25. Структурные методы управления конфликтами.

  26. Методы коммуникативно-управленческого влияния. Этические нормы.

  27. Атрибуты имиджа (стиль одежды, украшения, манера речи и пр.).

  28. Принципы оптимизации служебных отношений.


^ VI. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
6. 1 Основная литература

  1. Гришина Н. В. Психология конфликта. - СПб.: Питер, 2006.

  2. Дружинин В. Н. Психология: учебник для гуманитарных вузов. -СПб.: Питер, 2007.

  3. Милорадова Н.Г. Психологический практикум по курсу «Психология управления». М.: МГСУ, 2004.

  4. Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. Учебно-методическое пособие. Москва – Воронеж, 2002.

  5. Психологические типологии [Текст] : Пособие для менеджеров и практических психологов / ред. Ю. П. Платонов, 2004. - 512 с

  6. Сидоренко, Елена Васильевна. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии [Текст] / Е. В. Сидоренко, 2007. - 208 с.

  7. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии /под ред. А.А.Крылова, С.А.Маничева. СПб: Питер, 2000.

  8. Практическая психология: Учебник /Под ред. М.К. Тутушкиной. Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по техническим специальностям. М.: Изд-во АСВ, 1997.

  9. Рамендик Д.М., Солонкина О.В. "Психологический практикум. Социально-культурный сервис и туризм."- Изд. «Мастерство».-2006


6.2 Дополнительная литература

  1. Анцупов А. Я. Словарь конфликтолога. -2-е изд.. -СПб.: Питер, 2006

  2. Бакирова, Гузэль Хафазовна. Тренинг управления персоналом [Текст]: научное издание / Г. Х. Бакирова, 2006. - 400 с.

  3. Васильев, Николай Николаевич. Тренинг преодоления конфликтов / Н. Н. Васильев, 2007. - 174 с.

  4. Диагностика здоровья. Психологический практикум [Текст] / ред. Г. С. Никифоров, 2007. - 950 с.

  5. Дружинин А. Е. Тренинг продаж [Текст] / А. Е. Дружинин, А. Л. Замулин, 2006. - 224 с.

  6. Игумнов, Сергей Александрович. Управление стрессом: современные психологические и медикаментозные подходы [Текст] / С. А. Игумнов, 2007. - 112 с.

  7. Изард К. Э. Психология эмоций. - СПб.: Питер, 2006. -(Мастера психологии)

  8. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы: Учебное пособие. -СПб.: Питер, 2006.

  9. Калинин, Сергей Иванович. Тайм-менеджмент. Практикум по управлению временем [Текст]: научное издание / С. И. Калинин, 2006. - 371 с.

  10. Климчук, Виталий Александрович. Тренинг внутренней мотивации. Программа развития: теория и методика [Текст] : монография / В. А. Климчук, 2006. - 76 с.

  11. Пайнс Э., Маслич К. Практикум по социальной психологии. – СПб.: Питер, 2001.

  12. Пузиков, Василий Григорьевич. Технология тренинга продаж [Текст] : производственно-практическое издание / В. Г. Пузиков, 2007. - 256 с.

  13. Сатран, Галина Николаевна. Тренинг командообразования [Текст] / Г. Н. Сатран, 2005. - 187 с

  14. Смит, Мануэль. Тренинг уверенности в себе [Текст] / М. Дж. Смит, 2002. - 244 с.

  15. Чикер, Вера Александровна. Психологическая диагностика организации и персонала [Текст]: научное издание / В. А. Чикер, 2006. - 176 с.

  16. Шарухин, Анатолий Петрович. Психология менеджмента [Текст]: Учебное пособие для вузов / А. П. Шарухин , 2005. - 352 с.

  17. Шевцова, Ирина Владимировна. Тренинг тренеров: 9 дней личностного роста [Текст] : монография / И. В. Шевцова, 2006. - 128 с.


^ 2. ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Рекомендации по использованию материалов УМК
К активным методам обучения относят совокупность форм организации и управления учебно-познавательной деятельностью обучаемых, обладающих следующими отличиями от традиционных форм:

• принудительной активизацией поведения и мышления обучаемых;

• высокой степенью вовлеченности обучаемых в учебный процесс (активность обучаемых сопоставима с активностью преподавателя);

• обязательностью взаимодействия обучаемых между собой или с преподавателем;

• наличием предпосылок для поэтапной оценки успешности и полноты усвоения материала;

• повышенной степенью мотивации, эмоциональности и творческого характера занятий;

• направленностью на освоение материала в максимально сжатые сроки.
2.1 Рекомендации по использованию материалов УМК и проведению лекционных занятий
В целях активизации мыслительной деятельности студентов, развития способности анализировать научные и практические проблемы необходимо включение в лекцию следующих методов и приемов: элементов диалога, эвристической беседы, групповой дискуссии и др.

1. Включение в лекцию проблемных вопросов, ситуаций, заданий. Такие вопросы можно использовать в конце лекции как задание на следующее занятие. Поскольку зачастую активное участие в обсуждении принимают не все студенты, группу можно разделить на несколько малых групп, каждая из которых должна будет дать ответ на поставленный вопрос.

2. Использование эвристической беседы как тщательно продуманной системы вопросов способствует лучшему усвоению нового материала.

3. Актуализация прежних знаний и опыта студентов в период чтения лекции посредством вопросов, небольших тестов, анализа конкретных ситуаций. Вопросы к студентам, требующие приведения жизненных примеров, которые могут проиллюстрировать те или иные психологические феномены и закономерности; вопросы, связанные с учебной работой и поведением студентов. Важно также побуждать студентов к сравнению того, как они раньше объясняли наблюдаемые в жизни психические явления и как они могут объяснить эти явления сейчас.

4. Использование суждений студентов по какой-то теме непосредственно в содержании читаемой лекции. Для этого на предыдущей лекции проводится небольшая письменная работа (может быть, и домашняя) с целью выяснения мнения студентов по проблеме, которая будет рассматриваться на следующей лекции. Суждения студентов затем «вкрапливаются» в содержание лекции. Студенты становятся соавторами лекции.

5. Анализ конкретных ситуаций.

6. Показ значения психологических знаний для будущей специальности студентов.

Использование мини-опытов, экспериментов.

7. Использование фактических данных (жизненных примеров, знакомых студентам; цифр, иллюстрирующих количественную сторону каких-либо психических явлений; отрывков из художественной литературы

8. Использование наглядного материала на лекции (показ предметов, демонстрация экспериментов и психических явлений, репродукции картин, рисунков, фотографий, таблиц, графиков, диаграмм, схем, кинофильмов, диапозитивов, слайдов).

9. Использование опорных сигналов, опорных тезисов лекций.

10. Тренировка чувствительности – прием, активирующий внимание и эмоциональную вовлеченность слушателя в тему, проблему. Достигается это путем введения в содержание лекции научного, профессионального и личного опыта преподавателя: что он считает важным в даваемой информации, почему так утверждает или отрицает что-то, как поступает в таких случаях и многое другое.

11. Вкрапление в обобщающую лекцию специально допущенных ошибок, которые должны быть обнаружены студентами. Можно сообщить количество допущенных ошибок.

12. В работе с основными понятия тем преподаватель может сам раскрывать содержание основных понятий, выделяя их главные и существенные признаки, показывая иерархическую зависимость между раскрываемыми понятиями. Однако можно применять ряд приемов активного обучения, при котором студенты становятся соавторами определения сути того или иного понятия: мозговой штурм, смысловое расщепление, иерархизация понятия, объяснение понятия с использованием рисунков и метафор, введение более простого, чем в учебнике, понятия, использование фольклора, использование типичных жизненных ситуаций, свободные ассоциации, нахождение семантической связи между значением слова и содержанием понятия, введение игровых элементов, задача с подсказкой, сравнение нескольких точек зрения на тот или иное понятие, ведение словариков психологических понятий (см. Ключникова Г.А. Методы и приемы активного обучения и проверки знаний. – В. Новгород, 2001).

Самостоятельная подготовка студента к лекции в первую очередь заключается в перечитывании конспекта предыдущей лекции. Стимулировать чтение конспектов может регулярная практика проведения устного или письменного экспресс-опроса в начале следующей лекции.


    1. ^ Рекомендации по изучению отдельных тем дисциплины


  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

Психологический практикум iconМетодические рекомендации по изучению учебной дисциплины психологический...
Психология : Методические реко­мендации по изучению курса, психологический практи­кум.– Н. Новгород: Ниже­го­родская академия мвд...
Психологический практикум iconУчебник жизни для дураков 2 роман оглавление
Кто у вас родится (Психологический практикум и практические занятия в одном флаконе) Глава 2
Психологический практикум iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины Для студентов факультета...
Общий психологический практикум: Методические рекомендации по изучению дисциплины /нф мгэи. – Нижний Новгород, 2003
Психологический практикум iconПсихологический Центр "Здесь и Теперь" Организует выездной психологический лагерь
В ходе интересной Игры под руководством опытных психологов каждому ребенку предстоит
Психологический практикум iconДиагностика и интерпретация апрель пресс эксмо-пресс 2 0 0 1
Д 46 Детский рисунок: диагностика и интерпретация. — М: Апрель Пресс, Изд-во эксмо-пресс, 2001. — 272 с, илл. (Серия «Психологический...
Психологический практикум iconПрактикум по гештальттерапии петербург
Фредерик С. Перлз, Пауль Гудмен, Ральф Хефферлин практикум по гештальттерапии: пер с англ
Психологический практикум iconПрактикум по информатике
Практикум по информатике: Учебное пособие / Сост. Л. Я. Козак, О. В. Шестопал – Рыбница, 2008. – 60 с
Психологический практикум iconПрактикум по общей психологии учебное пособие для студентов
Практикум з психології : короткий конспект з дисципліни, укладені ст викладачем кафедри практичної психології Черепєхіною О. А
Психологический практикум iconПрактикум по учебной дисциплине специализации «дознание в органах...
Практикум подготовлен преподавателем кафедры предварительного расследования Садиоковой У. В
Психологический практикум iconПрактикум по когнитивной терапии
М15 Практикум по когнитивной терапии: Пер с англ. — Спб.: Речь, 2001. — 560 с. Isbn 5-9268-0036-6
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница