Предмет и методы психологии управления. Функции управленческой деятельности


Скачать 119.87 Kb.
НазваниеПредмет и методы психологии управления. Функции управленческой деятельности
Дата публикации08.07.2013
Размер119.87 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Психология > Документы




Предмет и методы психологии управления.

Функции управленческой деятельности

1. Предмет, объект, задачи психологии управления.

2. Категории персонала управления.

3. Понятия о методах исследования.

4. Психология управления в системе научных дисциплин.

5. Функции управления.

Предмет, объект, задачи

В настоящее время, как в целом социальном, так и в частности, в научном пространстве управление понимается как профессия, которой посвящают себя специалисты - профессионалы, обладающие высокой общетеоретической, а также специальной подготовкой и постоянно накапливающие в ходе собственной управленческой деятельности эмпирический материал для дальнейшего теоретического анализа и самоанализа. Большое значение имеют здесь личностные качества, психологическая подготовка управленца, а также знание им общей психологии и психологии управления. Современный руководитель любого уровня прежде всего должен решить для себя следующие задачи:

– овладеть теоретическими основами рационального управления - наукой управления;

– уметь использовать ее на практике, творчески воплощать положения этой науки в конкретной управленческой ситуации и деятельности в целом.

Так работает механизм взаимодействия теоретических знаний и практического опыта в личности профессионала на протяжении всей его управленческой карьеры.

Как и любая другая наука управление имеет свой объект и предмет.

^ Объектом психологии управления является та часть социальной реальности, которая подвержена управленческому влиянию со стороны субъекта управления, и в процессе воздействия на которую и во взаимодействии с которой вырабатываются и осуществляются психологические механизмы управленческой деятельности.
^ Предметом науки управления являются управленческие отношения, а это отношения:

  • между субъектом и объектом управления;

  • между членами организациями, находящимися на одном и том же иерархическом уровне;

  • между различными организационными подразделениями в пределах единой структуры.

Предмет психологии управления – психологические аспекты процесса руководства различными видами совместной деятельности людей и межличностного взаимодействия в организации. Его можно определить как психологические аспекты управленческих отношений, которые конкретизируются в различных уровнях проблематики психологии управления (см. схемы 1, 2, 3).

Схема 1 Психологические аспекты деятельности субъекта управления

П
Психологический анализ личности руководителя

Психология принятия управленческого решения

Индивидуальный стиль и проблемы его коррекции

Требования к личностным качествам руководителя
сихологические аспекты деятельности субъекта управления


Схема 2 Психологические аспекты деятельности организации как субъекта и объекта управления

П
Возможности использования психологических факторов для решения задач управления

Закономерное формирование благоприятного социально-психологического климата в организации

Формальная и неформальная структура организации

Ценностные ориентации в организации, кодекс взаимоотношений в процессе трудовой деятельности, руководство процессом их формирования

Мотивация труда членов организации
сихологические аспекты деятельности организации как субъекта и объекта управления


Схема 3 Психологические аспекты взаимодействия руководителя и подчинённых
П
Создание и развитие системы коммуникации

Проблемы управленческого общения

Оптимизация взаимодействия в цепи «руководитель - подчиненные»
сихологические аспекты взаимодействия руководителя и подчиненных



Проблема функционирования информационной функции организации (фактор повышения эффективного управления)



Управленческая профессия обладает следующими психологическими особенностями, которые отличают ее от других видов социально-значимой деятельности:

  • очень большое разнообразие видов деятельности на разных уровнях управленческой иерархии;

  • связанный с этим характер ответственности, обладающий многоплановой, многовекторной направленностью (за принятие решения, за верный и продуктивный контроль над исполнителями, перед исполнителями, за результат, мотивационную сферу, распределение поощрений и т.д.);

  • неалгоритмический, творческий характер деятельности, особенно, когда она осуществляется в информационном вакууме, в условиях переменчивой, часто конфликтной обстановки;

  • прогностическая, футурологическая природа решаемых управленческих задач;

  • значительная роль коммуникативной функции;

  • выработка ценностно-нормативной системы, кодекса взаимоотношений между членами организации в ходе совместной деятельности и общения;

  • обдумывания механизмов проективной разрядки, снимающих конфликтность и напряженность внутри коллектива;

  • знание конкретных деталей и способность увидеть их значимость для функционирования общего целого;

  • высокая психологическая напряженность, связанная с постоянными поисками источников информации, большой ответственностью за принимаемые решения.

Как мы видим, управленческая деятельность - это сложным образом организованный вид трудовой деятельности по осуществлению функций управления в организации с целью сохранения ее структуры, ее совершенствования, развития, рациональных преобразований, приводящих в движение прогрессивные компоненты целого.

Цель управленческой деятельности состоит в обеспечении целенаправленной и скоординированной деятельности организации по решению стоящих перед ней задач. Цель же психологии управления как научной дисциплины - сформировать теоретический багаж управленца-руководителя обогатить его знаниями, касающимися психологической стороны управленческой деятельности, интегрировать эти знания в личность самого руководителя, т.е. «нарисовать» его «психопортрет». Цель эта конкретизируется в следующих задачах нашего предмета:

– разъяснить руководителю категориальный и инструментальный аппарат психологии управления;

– ознакомить управленца с важнейшими психологическими механизмами, которые неминуемо будут задействованы в процессе его практической деятельности;

– ознакомить с основными теоретическими положениями современной психологии управления, а также с направлениями их практического применения в управленческом процессе;

– обучить умению влиять на деятельность и поведение сотрудников;

– способствовать овладению навыками делового общения.

Управленческая деятельность производится персоналом управления.

Существует три его основные категории:

  • руководители или линейные менеджеры (10% работников аппарата управления);

  • специалисты или функциональные менеджеры (60-70% работников аппарата управления);

  • служащие аппарата управления (20-30% работников аппарата управления).

Понятие о методах исследования

Метод (от греч. µs - путь исследования, основы познания) - термин, достаточно распространенный литературе, но не имеющий строго определенного, общепринятого значения. Обычно под научным методом имеют ввиду сумму некоторых общих научных подходов и приемов, позволяющих исследователю добиться результата.

Методы психологии управления, как уже было сказано, сходны с методами других наук (социологии, психологии, социальной психологии). В разной научной литературе представлены разные методы. Нам хотелось бы выделить методы опроса, а также метод изучения документов.

Метод опроса представляет собой наиболее разработанный метод исследования. Существуют следующие виды опросов:

^ По содержанию деятельности исследования

– анкетный опрос;

– интервью;

– экспертный опрос (опрос лиц, компетентных в интересующих исследователя вопросах);

– социометрический опрос (метод количественных измерений и анализа структуры взаимоотношений в малых социальных группах. Хорош для выставления диагноза межличностных отношений. Например, перед вами группа работников из 30 человек. Вопрос в том, с кем бы вы хотели продолжить работу, если Вы сами формируете группу для важного экспериментального исследования. Участники напротив пишут баллы от 29 до 0).

^ По форме контакта

– индивидуальный (интервью, экспертный);

– групповой (анкетирование и социометрический);

– устный / письменный;

– сплошной или выборочный (в масштабе общества);

– свободный или формализованный.

^ Методы изучения документов

Документальной можно назвать любую информацию, зафиксированную в печатном или рукописном листе, на магнитной ленте, фото- или кинопленке.

Классификации документов производятся по следующим основаниям:

  • по степени персонификации: личные и безличные;

  • в зависимости от статуса: официальные и неофициальные;

  • по источнику информации: первичные и вторичные;

  • по роли исследователя в происхождении документа: целевые и наличные;

  • материалы СМИ.

Различают два основных метода анализа документов – традиционный (классический) и количественный (контент-анализ).

Традиционный анализ документов в отличии от простого ознакомления предполагает скрупулезное изучение анализируемого материала, проверки обоснованности и достоверности приводимой в нем информации.

Контент-анализ – перевод в количественные показатели массовой текстовой информации с последующей статистической ее обработкой. Контент-анализ обычно начинается с выявления смысловых единиц, а именно:

– понятия, выраженного в словах и отдельных терминах;

– темы, выраженной в смысловых фрагментах, в статьях, теле-радио передачах;

– имён выдающихся личностей, наименований общественных институтов, организаций и учреждений;

– целостного общественного события, официального документа, факта, произведения, случая, несущего смысловую общественную нагрузку.

Психология управления в системе научных дисциплин

Психология управления самым тесным образом сотрудничает со всевозможными научными дисциплинами гуманитарного, и не только плана (естественнонаучными, техническими, точными, экономическими направлениями знаний). Например, рассуждая о сложностях внедрений инноваций на производстве и психологических механизмах и барьерах, связанных с непринятием нововведений в организации, ученые вникают в том числе и в технические подробности, необходимые стороны технологического процесса. В случае разъяснения мотивационной сферы производства мы опираемся на знания экономической теории и практики экономики предприятия: распределение, оплата труда, гигиенически условия труда неодинаковы, разнообразны и возбуждают различные психологические механизмы и последствия. Достаточно тесным является сотрудничество психологии управления с информатикой, математической статистикой, на чьи методы она часто опирается и чей инструментарий использует. Сама этимология понятия «социальное управление» указывает на связь психологии управления с социологией, социальной психологией, чей богатейший исследовательский опыт используется психологией управления в большом объеме. Безусловно, ни о какой психологии управления нельзя говорить без знания общей психологии. Управленческая система, ее модификации, восприятие самого феномена управления обществом и личностью разнятся в различных национальных культурах, в контексте культурно-исторических эпох, в пространствах цивилизаций. Поэтому психология управления существенную информацию черпает из исторического и культурологического знания. Среди методов, понятий, категорий данной науки большой пласт корнями уходит в философское знание. И этот перечень можно еще долго продолжать.

Итак, психология управления – многовекторная научная дисциплина с широким спектром вопросов, которая находится в состоянии постоянного диалога с другими отраслями научного знания самого разнообразного характера.
^ Функции управления

Психология управления содержит в своей структуре такую категорию как «функции управленческой деятельности».

Функции управленческой деятельности классифицируют по их общим значениям, разделяя их на целевые и организационные.

Термин «целевые функции» достаточно прозрачен. Его легко можно объяснить исходя из этимологии слова «целевые». Назначение этих функций состоит в направленности управления и определённой цели системы (отрасли, региона, корпорации, государства, учреждения и т.д.). Сущность управления состоит в достижении цели. Ради её осуществления принимаются управленческие решения. Поэтому целевые функции являются не только неотъемлемым, но и определяющим элементом управленческой деятельности.

Цель конкретизируется в задачах, которые субъект управления решает, опираясь на организационные функции, а именно:

– общеорганизационную;

– материально-технического обеспечения;

– экономико-финансового развития;

– учёта и контроля;

– политико-правового обеспечения;

– социального обеспечения и социальной защиты работников;

– коммуникативную;

– функцию мотивации.

^ Общеорганизационная функция состоит из распределения поручений между сотрудниками, определения задач и полномочий исполнителей, распределение ролей с учётом квалификации работников, организации дисциплины. Специфическими здесь являются функции руководителя по организации и контролю экономических структур, управлении кадрами, связанные с правовым контролем, взаимодействием со СМИ.

^ Материально-техническая функция (функция поддержки жизнеобеспечения всех структур) обеспечивает действительные потребности системы и её подсистем в материальных ресурсах, технологиях производства; выявляет требования, пожелания и возможности общества для удовлетворения потребности данной системы, осуществляет распределение материально-технических средств внутри структуры. От руководителя здесь требуется организация сбора, обработки и анализа фактических данных о выполнении плана поставки материальных ресурсов и оперативных заданий, выявление затрат и т.п.

^ Финансово-экономическая функция позволяет руководителю осуществлять своевременный анализ стоимости для его организации в момент осуществления поставленной задачи и определить понесённые системой затраты по обеспечению своих компонентов (подразделений).

С этой функцией тесно связана функция учёта и контроля – обеспечение сбора, передачи, хранения и обработки данных учёта (количественная обработка информации о деятельности организации, о выполнении управленческих решений, о количественном наличии финансов, материальных ресурсов). Учёт является основой контроля, который обеспечивает обратную связь, давая фактическую информацию о воплощении в практическую деятельность объектом управления поставленных перед ним целей.

^ Политико-правовая функция даёт возможность субъекту управления ориентироваться в политико-правовой сфере общества и обеспечивает эффективное управление подчинёнными в рамках единой организации.

^ Социальная функция управления (реализует принцип социальной справедливости) направлена на содействие эффективному разрешению возникающих в обществе конфликтов и противоречий, которые вызваны разнородностью труда и его оплаты, социальным неравенством людей, наличием в обществе и организации граждан, утративших способность к производительному труду, и требует их социальной защиты.

^ Коммуникативная функция управления направлена на обеспечение достойного психологического климата на предприятии, наличие доступной профессионально необходимой информации, наличие в организации удобной коммуникативной сферы.

Она тесно связана с функцией мотивации, которая представляет собой важнейший фактор повышения эффективности управления. Направлена она на создание условий для добросовестного выполнения подчинёнными их прямых профессиональных обязанностей. Содержит она учёт гигиенических условий труда, материальную и моральную заинтересованность сотрудников в достижении высоких результатов труда.

Кроме вышеперечисленных, управление включает в себя функции прогнозирования и планирования.

^ Функция прогнозирования состоит в предвидении субъектом управления конечного результата работы системы в будущем, построение образа, цели, задач и способов, необходимых для её достижения.

Функция планирования включает в себя разработку решения о том, каковы должны быть конкретные результаты, этапы исполнения, пути достижения, исполнители на каждом из уровней работы.

Контрольные вопросы:

  1. Конкретизируйте понятие предмета психологии управления.

  2. Что представляет собой метод контент-анализа?

  3. Каковы связи психологии управления с другими научными дисциплинами?

  4. Какие категории персонала управления Вам известны?

  5. Перечислите функции управленческой деятельности.

Похожие:

Предмет и методы психологии управления. Функции управленческой деятельности iconЛекция Управление как социальное явление
Лекция Предмет и методы психологии управления. Функции управленческой деятельности
Предмет и методы психологии управления. Функции управленческой деятельности iconУправления, цели, функции, структура и методы управления
Область управленческой и хозяйственной деятельности, обеспечивающей рациональное управление экономическими процессами, организации...
Предмет и методы психологии управления. Функции управленческой деятельности icon3. Принципы, методы и функции управления персоналом
Применение экономических, административных и социально-политических методов управления персоналом в системах государственной службы...
Предмет и методы психологии управления. Функции управленческой деятельности iconЗадачи психологии управ. Законы пс управления Методы пси упр. Психология...

Предмет и методы психологии управления. Функции управленческой деятельности iconЧто такое управленческое решение?
Принятие решения – важнейший пункт теории управления и важная составная часть управленческой деятельности. В управленческой практике...
Предмет и методы психологии управления. Функции управленческой деятельности iconМетодические указания по выполнению заданий на практи ческих и семинарских
Занятие Предмет и задачи психологии профессиональной деятельности. Методы изучения профессиональной деятельности
Предмет и методы психологии управления. Функции управленческой деятельности iconВопросы для экзамена по психологии Раскрыть особенности психологии...
Объяснить место психологии в системе наук и ее связь с педагогической наукой и практикой
Предмет и методы психологии управления. Функции управленческой деятельности icon1. Предмет, метод, цели, функции курса «Теория управления»
Предмет, метод, цели, функции курса «Теория управления» Объектом теории управления являются со­циальные системы, в которых реализуется...
Предмет и методы психологии управления. Функции управленческой деятельности iconЛекция №1 Предмет, метод и содержание дисциплины
Менеджмент – область управленческой и хозяйственной деятельности, обеспечивающей рациональное управление экономическими процессами,...
Предмет и методы психологии управления. Функции управленческой деятельности iconСтруктура и функции образа мира в практической деятельности
Работа выполнена на кафедре психологии труда и инженерной психологии факультета психологии Московского государственного университета...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница