Программасоциально-педагогической практики для студентов 4курса отделения педагогики ипп кфу (направление подготовки 050700. 62 Педагогика профиль «Cоциальная педагогика»)


Скачать 113.98 Kb.
НазваниеПрограммасоциально-педагогической практики для студентов 4курса отделения педагогики ипп кфу (направление подготовки 050700. 62 Педагогика профиль «Cоциальная педагогика»)
Дата публикации08.07.2013
Размер113.98 Kb.
ТипПрограмма
userdocs.ru > Психология > Программа
ПРОГРАММАСОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ 4КУРСА ОТДЕЛЕНИЯ ПЕДАГОГИКИ ИПП КФУ

(направление подготовки 050700.62 - Педагогика – профиль «Cоциальная педагогика»)
Социально-педагогическая практика проводится на втором семестре4 курса в течение 4 недель.Практика в учреждении социальной направленности является обязательной частью профессиональной подготовки студентов профиля «Социальная педагогика» и рассматривается как важная форма связи процесса обучения в университете с будущей практической деятельностью. Социально-педагогическая практика проводится в условиях, приближенных к реальной обстановке будущей профессиональной деятельности, с опорой на знания студентов по изученным дисциплинам общего и специального профессионального цикла.Базами социально-педагогической практики студентов 4 курса являются специализированные учреждения муниципальной и региональной системы оказания социальных услуг: социальной помощи и поддержки, социальной защиты, коррекции и реабилитации, профилактики и пропаганды и др. Основными критериями выбора баз практики являются: развитая социально-педагогическая служба учреждения; штатные социальные работники, социальные педагоги и психологи высокой квалификации; достаточная методическая и материально-технической оснащённость учреждения.

^ Подведение итогов практики.По окончании практики, студенты, в установленный срок, предусмотренный графиком учебного процесса, сдают на проверку отчетную документацию, защищают на отчетной конференции одну из апробированных в ходе практики социально-педагогических технологий помощи различным категориям детей. По результатам практики студентам выставляют дифференцированный зачёт.
^ Цель практики – реализация профессиональных знаний, умений, навыков социального педагога; уточнение своей специализации деятельности социального педагога путем включения в исследовательскую деятельность социально-педагогического учреждения.

^ Задачи практики:

• формирование у студента целостной картины будущей профессиональной деятельности;

• формирование представлений и знаний об основных социально-педагогических и психологических проблемах, возникающих в процессе оказания профессиональной помощи детям и их семьям;

• формирование важнейших практических навыков в различных видах социально-педагогической и психологической работы с ребёнком, подростком и семьёй;

• профессиональное и личностное развитие студентов с целью разрешения их собственных внутренних проблем и активизации их личностных ресурсов;

• развитие профессиональной рефлексии;

• анализ деятельности социального (или) педагогического учреждения (цель, задачи, направления, формы, методы и т. д.);

• реализация коммуникативных, организационно-деятельностных, интеракциональных умений в различных типах учреждений социальной сферы.

^ Требования к уровню освоения содержания практики

Студент, прошедший данную практику, должен

иметь представление

• об основах государственной социальной политики в области образования;

• об интегрирующих и стержневых компонентах личностно-профессионального становления специалиста социальной сферы;

знать

• основные законы и нормативные акты, регламентирующие работу социального педагога в образовательном учреждении;

• цели и задачи образовательных учреждений и учреждений социального обслуживания населения;

• особенности процедуры педагогической диагностики, коррекции и консультации по социально-педагогической проблематике для детей и семей группы риска;

• специфику социально-педагогической профилактики и реабилитации дезадаптированных и социально депривированных детей и подростков;

уметь

• интегрировать знания по социально-педагогическим и специальным дисциплинам;

• совершенствовать навыки наблюдения и анализа индивидуальных особенностей личности учащегося и организации учебно-воспитательного процесса;

• использовать полученные знания для оказания практической социально-педагогической помощи ребёнку в области социальной защиты, поддержки;

• реализовывать программы позволяющие студенту отрабатывать вполне самостоятельно базовые компетентности, социально-профессиональные компетенции, ключевые квалификации и иные вспомогательные умения, входящие в содержание программ;

• оказывать комплексную помощь, направленную на создание благоприятных социально-педагогических условий в образовательных и других учреждениях системы социального воспитания и защиты;

• предупреждать примеры негативного отношения взрослых к детям, помогать в разрешении возникших конфликтов между учителями и учениками, родителями и детьми;

владеть

• приёмами и методами сотрудничества с органами правопорядка и социальной защиты населения;

• комплексом современных социальных технологий;

• приёмами проектирования и реализации авторской программы профессиональной деятельности в социальной сфере.
Отчетная документация:

  1. Индивидуальный план работы.

  2. «Портфолио документов» - папка образцов нормативно-правовых документов, регламентирующих работу социального педагога данного учреждения.

  3. «Портфолио социально-педагогических технологий» - описание социально-педагогических технологий по работе с разными категориями детей и их проблемами (организация и проведение профилактической работы; работа с многодетными и неблагополучными семьями; работа с инвалидами; работа с опекаемыми детьми; работа с «трудными детьми» и др.)

4. Дневник практики. В период практики студент регулярно ведет дневник практики. Записи должны отражать содержание работ, выполненных в течение дня, описание событий дня, деловых контактов, личных наблюдений.

5. Отчет о практике. Отчет по практике, отражающий проделанную студентом во время практики работу, должен очерчивать специфику места ее прохождения и содержать представление результатов заданий практики по каждой теме.
^ Содержание практики
Тема 1. Организация деятельности и структура учреждения социальной направленности
Различие центров социальной направленности. Специфика деятельности социального педагога в центрах с различными особенностями деятельности. Государственное обеспечение жизнедеятельности социальных центров и структур на разных уровнях. Общая структура муниципальных учреждений социальной направленности. Частная структура конкретных центров социальной направленности.
Основные вопросы для наблюдения и анализа:

Критерии социальной направленности как основной фактор выбора приоритетных стратегий деятельности учреждения: комплексные центры по работе с населением, центры досуговой деятельности, центры коррекции и реабилитации, центры временной изоляции и др. Приоритетные направления деятельности социального педагога в связи с различием направленности центров. Федеральное, региональное и муниципальное финансирование и учреждение центров. Общая структура муниципальной социальной инфраструктуры: городские центры оказания помощи и услуг, районные центры оказания помощи и услуг, микрорайонные центры, группы поддержки. Структура центра: руководство центром, материально-техническая база, основные и дополнительные отделы центра, отделы временного и постоянного характера. Возможности реализации центрами общих программ поддержки, вспомоществования, профилактики, пропаганды и др.

Практическое задание:

1. Ознакомление с условиями работы, направлениями деятельности и структуре учреждения, материально-технической обеспеченностью базы-практики.
2. Изучение документации, регламентирующей деятельность учреждения.
3. Перечисление в дневнике наблюдений перечня всех документов; оформление в дневнике практиканта анализа деятельности учреждения

Тема 2. Статус и функциональные обязанности социального педагога в учреждении социального типа

Социально-педагогические задачи, решаемые в ходе реализации деятельности социально-психолого-педагогической службы учреждения. Границы компетенции социального педагога, его место и роль в трудовом коллективе учреждения. Функциональные обязанности и основные виды деятельности социального педагога. Профессиональная грамотность социального педагога, основы взаимодействия с различными органами.
Основные вопросы для рассмотрения и анализа:

Социальная функция человека, охрана и защита человеческих прав, социальная защита и поддержка граждан, перестройка общественных институтов как факторы, влияющие на решение социально-педагогических задач. Делегирование специфических полномочий социальному педагогу со стороны государства для обеспечения выполнения социального заказа. Статусное положение социального педагога в трудовом коллективе. Функциональные обязанности социального педагога: консультирование, методическая работа, взаимодействие вне учреждения, организация связей с государственными и общественными организациями и др. Профессиональные знания, умения и навыки социального педагога, требующиеся для эффективной работы в учреждениях разного типа.
Практическое задание:

1.Оформление в дневнике анализа функциональных обязанностей социального педагога учреждения.


Тема 3. Категории людей, которым оказывается социально-педагогическая помощь в данном социальном учреждении


Характеристика основных категорий людей, с которыми работает данное социальное учреждение (трудные подростки, дети-инвалиды, дети-сироты, инвалиды, пенсионеры, ветераны и пр.). Анализ основных направлений, форм, методов и приёмов работы с разными категориями людей, в зависимости от их возраста, социальной проблемы, индивидуальных особенностей.

Основные вопросы для наблюдения и анализа:


Специфичные проблемы людей, обращающихся в социальное учреждение, формы и приемы работы с ними. Проблемы и потребности подростков, с которыми работает данное социальное учреждение. Категории семей, которым оказывается социально-педагогическая помощь.


Практическое задание:

1. Перечислить категории людей, с которыми работает данное учреждение, назвать их ведущие проблемы и потребности.Указать категории населения, которым оказывается необходимая социально-педагогическая помощь: дети и подростки, имеющие проблемы в развитии и семьи, воспитывающие детей-инвалидов и др., женщины, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации.
2. Изучение документации, отражающей работу с разными категориями детей и их проблемами:

– организация и проведение профилактической работы;

– работа с многодетными и неблагополучными семьями;

– работа с инвалидами;

– работа с опекаемыми детьми;

– работа с «трудными детьми» и др.
Тема 4. Диагностика в деятельности социального педагога в учреждении социальной направленности


Практическая диагностика как направление деятельности социального педагога в учреждении социальной направленности. Психодиагностические и педагогические задачи. Нормативные предписания разработчикам и пользователям диагностических методик. Требования к методикам, используемых в работе социального педагога. Требования к пользователям различных диагностических методик.
Основные вопросы для анализа и рассмотрения:

Использование данных исследования для постановки непсихологического диагноза, использование данных для постановки психолого-педагогического диагноза, использование данных для разработки путей комплексного социально-психолого-педагогического воздействия, использование данных исследования в целях саморазвития, самокоррекции и др. как основные задачи диагностики в деятельности социального педагога. Теоретические и эмпирические основания диагностических методик, надежность, валидность и др. как требования к разработчику и пользователю методикой. Предписания к подбору методик и объединению их в «батарею». Требования к процедуре проведения исследования. Ответственность социального педагога за конфиденциальность диагностической информации. Профессионально-этические стандарты и принципы проведения диагностического обследования.
Практическое задание:

1.Изучение и оформление в дневнике анализа диагностического инструментария в работе социального педагога (социально-психолого-педагогической службы).

2.Составление карточки индивидуального изучения личности с обоснованием включенных в диагностическое исследование методик
3.Составление и оформление в дневнике социально-психолого-педагогической характеристики личности клиента, краткого резюме, обозначающее характер проблемы, фиксирование вариантов возможного развития личности.


Тема 5. Проектирование и педагогические технологии социально-педагогической помощи

Основы проектирования социально-педагогической помощи. Значение и роль создания социально-педагогических проектов в развитии личности, микросоциума, социума в целом. Поддержка проектов государственными органами, общественными организациями. Кризисные ситуации. Модели проектирования. Виды проектов.
Основные вопросы для наблюдения и анализа:

Исследование и анализ социальной среды как условие, необходимое для определения цели и результатов реализации проекта. Виды проектов: краткосрочный, долгосрочный. Комплекс мер, предложений и мероприятий как основа создания проекта.

Кризисные ситуации личности, факторы их вызывающие. Модели проектирования для решения личностных проблем: кризисинтервентная и проблемно-ориентированная. 

Социально-педагогические технологии


Практическое задание:

1. Разработка мини-программы социально-педагогической направленности по оказанию помощи клиенту (развитию, адаптации, коррекции, реабилитации личности, профилактике любого рода нарушений и др.) с включением оснований предложенных мероприятий.

2.Комплексная программа решения социальной проблемы — выполнение индивидуального задания, которое представляет собой научное исследование на одну из актуальных тем социальной педагогики – подготовка практической части выпускной квалификационной работы.
^ Тема 6. Особенности и технологии профилактической деятельности учреждения социальной направленности

Основные направления профилактической деятельности учреждения. Социальная профилактика как профилактическая деятельность, осуществляемая на уровне государства через систему мер повышения качества жизни, минимизацию факторов социального риска, создание условий для реализации принципа социальной справедливости. Социально-педагогическая профилактика как система мер социального воспитания, направленных на создание оптимальной социальной ситуации развития ребёнка и способствующих проявлению различных видов его активности.

Основные вопросы для наблюдения и анализа:

Анализ профилактической деятельности социального учреждения. Определение приоритетного вида профилактики (психологическая, педагогическая, медицинская, социально-педагогическая). Мера реализации общей и специальной профилактики. Реализация ранней профилактики отклонений в развитии личности ребёнка.
Практическое задание:

1. Оценить способы и формы профилактической деятельности данного учреждения социальной направленности.

2. Определить содержание социально-педагогической профилактики в отношении категории детей, с которыми работает данное социальное учреждение.

Тема 7. Аналитическая деятельность социального педагога

Аналитическая деятельность социального педагога по всем разделам работы как неотъемлемая часть успешной профессиональной деятельности. Основные функциональные обязанности, профессиональные знания, умения и анализ. Результаты деятельности и анализ.
Основные вопросы для наблюдения и анализа:

Профессиональные умения социального педагога и их анализ: проектировочные, организаторские, коммуникативные, дидактические и др. Профессиональные функции социального педагога: организаторская, методическая, диагностическая, коррекционная, реабилитационная, функция поддержки и вспомоществования и др.
Практическое задание:

1. Осуществить самоанализ и самооценку реализации и результатов социально педагогической практики в учреждении социальной направленности, оценить собственные достоинства и недостатки, перспективы дальнейшего профессионального совершенствования.

Похожие:

Программасоциально-педагогической практики для студентов 4курса отделения педагогики ипп кфу (направление подготовки 050700. 62 Педагогика профиль «Cоциальная педагогика») iconУчебно-исследовательской практики для студентов 3 курса отделения педагогики ипп кфу
Программаучебно-исследовательской практики для студентов 3 курса отделения педагогики ипп кфу
Программасоциально-педагогической практики для студентов 4курса отделения педагогики ипп кфу (направление подготовки 050700. 62 Педагогика профиль «Cоциальная педагогика») iconПрограмма учебно-исследовательской практики для направления подготовки 050700. 62 Педагогика
Задачами учебно-исследовательской практики является закрепление у студентов теоретических знаний
Программасоциально-педагогической практики для студентов 4курса отделения педагогики ипп кфу (направление подготовки 050700. 62 Педагогика профиль «Cоциальная педагогика») iconВопросы к экзамену по истории педагогики и образования Для студентов...
Развитие педагогической мысли в рабовладельческом об­ществе (Древняя Греция, Древний Рим)
Программасоциально-педагогической практики для студентов 4курса отделения педагогики ипп кфу (направление подготовки 050700. 62 Педагогика профиль «Cоциальная педагогика») iconВопросы к экзамену по курсу «Педагогика» для студентов биофака (2,3 курс)
Педагогика в системе современного научного знания. Связь педагогики с другими науками. Отрасли педагогического знания
Программасоциально-педагогической практики для студентов 4курса отделения педагогики ипп кфу (направление подготовки 050700. 62 Педагогика профиль «Cоциальная педагогика») iconВопросы к экзамену для студентов 2 курса фмф но дисциплине «Педагогика»
История образования и педагогической мысли как наука, основные функции. Этапы становления педагогики
Программасоциально-педагогической практики для студентов 4курса отделения педагогики ипп кфу (направление подготовки 050700. 62 Педагогика профиль «Cоциальная педагогика») iconДисциплины
Институт ПиП, Педагогика (Социальная педагогика) очное, бакалавр педагогики 2012/2013 г, 4 курс
Программасоциально-педагогической практики для студентов 4курса отделения педагогики ипп кфу (направление подготовки 050700. 62 Педагогика профиль «Cоциальная педагогика») iconМетодическое пособие для студентов дневного и заочного отделений...
Методическое пособие предназначено для студентов отделения подготовки учителей начальных классов и бакалавров педагогики, но может...
Программасоциально-педагогической практики для студентов 4курса отделения педагогики ипп кфу (направление подготовки 050700. 62 Педагогика профиль «Cоциальная педагогика») iconВопросы к зачету по дисциплине «Психология и педагогика» для студентов...
Педагогика как наука, ее основные категории, отрасли, методы педагогических исследований
Программасоциально-педагогической практики для студентов 4курса отделения педагогики ипп кфу (направление подготовки 050700. 62 Педагогика профиль «Cоциальная педагогика») iconЛ. М. Горбунов практическая педагогика
«Педагогика». Содержание курса соответствует Государственному образовательному стандарту и предусматривает овладение студентами методологией...
Программасоциально-педагогической практики для студентов 4курса отделения педагогики ипп кфу (направление подготовки 050700. 62 Педагогика профиль «Cоциальная педагогика») iconЛекция 1 (14) педагогика в системе наук о человеке возникновение...
С развитием общества роль педагога существенно изменилась, переосмыслилось и само понятие, оно стало употребляться в более широком...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница