Оформление кабинета практического психолога как начальный этап плодотворного консультирования


Скачать 293.49 Kb.
НазваниеОформление кабинета практического психолога как начальный этап плодотворного консультирования
страница1/2
Дата публикации08.07.2013
Размер293.49 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Психология > Документы
  1   2
Организация индивидуального консультирования
ОФОРМЛЕНИЕ КАБИНЕТА ПРАКТИЧЕСКОГО

ПСИХОЛОГА КАК НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП

ПЛОДОТВОРНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
Cоздание интерьера кабинета практического психолога чрезвычайно важно, он должен быть оформлен так, чтобы своим интерьером радикально отличаться от служебных помещений. Это дает возможность посетителю отвлечься от повседневной жизни, снять нервно-эмоциональное напряжение. Так, например, этому будет способствовать округлая форма комнаты, наличие подвесного потолка и его наклоны по отношению к полу, тканевая обивка стен, присутствие природно-декоративных элементов (камней, растений, аквариума и т. п.).

Плавные линии, неяркие полутона, тишина — это условия, помогающие клиенту отстраниться от текущих забот. Поэтому комната должна быть изолирована от шума, вибрации и неблагоприятных факторов. Пол должен быть мягким (он будет глушить звук и — при ощущении ногой мягкого покрытия — успокаивать человека).

Оптимальной считается температура от 20 до 22 °С. При оборудовании комнаты необходимо стремиться создать иллюзию открытого пространства. Иллюзия большого пространства создается за счет высоких потолков и нескольких окон в комнате, а также продуманного использования зеркал. Не рекомендуется использовать яркие, блестящие поверхности и перенасыщать мелкими деталями. Шторы на окнах должны быть из светонепроницаемой ткани. Все светильники лучше направить на потолок, чтобы обеспечить мягкий, рассеянный свет. Кроме того, по периметру комнаты устанавливается разноцветная подсветка, в удобном месте оборудуется экран (лучше вогнутой формы, для создания иллюзии объема).

По мере возможности следует приобрести мягкие, удобные кресла с высокими спинками. Идеальный вариант посадки клиента и психолога — напротив друг друга, чуть наискось, чтобы видеть лица друг друга и без труда отвести взгляд в сторону, если того потребует ситуация, также хорошо когда у них есть пространство для ног, достаточное для того, чтобы свободно встать или сесть на свое ме­сто. Бывает полезно, когда между ними находится что-то вроде журнального столика, куда можно что-либо положить или, при необходимости, вести запись. Но большой стол может стать помехой и восприниматься как барьер между клиентом и консультантом.

Очень хороший эффект дает ионизатор воздуха.

Такой вариант оформления кабинета практического психолога является идеальным, но даже в случае, если этот вариант недоступен, консультацию можно провести в углу обыкновенной отдельной комнаты, посадив клиента спиной к двери, тем самым ограничив его поле зрения, чтобы он сосредоточился на консультировании.
^ СОЗДАНИЕ ДОВЕРИТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

МЕЖДУ ПСИХОЛОГОМ И КЛИЕНТОМ

(ВЕРБАЛЬНЫЕ И НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СПОСОБЫ)

Начинать психологическую консультацию нужно с создания доверительных отношений между психологом и клиентом. Если со стороны клиента не возникает доверия к психологу) на вторую встречу он просто не пойдет.

Доверие бывает сознательное и подсознательное. Сознателъное доверие к другому человеку никогда не возникает с первой встречи. При сознательном доверии говорят: «Я ему доверяю поэтому, поэтому и потому».

^ Подсознательное доверие, являющаяся основой и началом работы с клиентом, называют раппортом. Для того чтобы создать эту связь, нужно овладеть несколькими приемами.

- ^ Подстройка к позе (кроме термина «подстройка», это называют «отражение», «присоединение», «отзеркаливание»). Психологу необходимо принять ту же позу, что и у консультируемого. Отражение позы может быть прямым (как отражение в зеркале) и перекрестным (отражение части позы партнера: если у собеседника закинута левая нога за правую, сделайте то же самое).

- ^ Подстройка к дыханию, т. е. копирование дыхания собеседника.

Прямая подстройка. Вы начинаете дышать так же, как и клиент, в том же темпе. Прямая подстройка более эффективна.

^ Непрямая подстройка. Вы согласуете с ритмом дыхания клиента какое-нибудь движение или говорите в такт его дыханию, т. е. на выдохе.

Необходимо обратить внимание на то, что у мужчин и женщин разные типы дыхания. У мужчин брюшной тип дыхания, у женщин - грудной.

Предположим, вы работаете с клиентом, у которого очень частое дыхание. Вам так дышать сложно. Нужно применить непрямую подстройку (говорить на его выдохе) или копировать дыхание через раз.

- ^ Подстройка к движению. В беседе клиент жестикулирует, кивает головой, меняет позу. Это все — предмет для подстройки. Нужно быть наблюдательным и подстраиваться так, чтобы собеседник не осознавал этого. Легче отразить движение руками, пантомимику, К жестам рук собеседника можно подстроиться с помощью движения пальцев, причем движения не нужно копировать зеркально и полностью. Можно их только наметить, отразить направление, не обязательно завершать. Из мелких движений хорошо подстраиваться к миганию. Делайте это так: мигайте с той же частотой, что и собеседник.

- ^ Подстройка к типу мышления, точнее, к способу обработки внутреннего опыта. Способов" обработки внутреннего опыта три: аудиальный, визуальный, кинестетический. Свои решающие аргументы психолог обязательно должен переводить на язык ведущей модальности клиента.

Определить ведущий для каждого человека способ обработки внутреннего опыта (ведущую модальность) можно, задав вопрос: «Как вы узнаете о мире?»

^ Каналы восприятия как способ договориться с клиентом

Каналы восприятия

Показатель

Тип канала

Визуальный (зрение)

Аудиальный (звуки)

Кинестетичекий (ощущения)

Слова

Вижу

Представьте

Обратите внимание

Мне кажется

В фокусе

Говорю

Послушайте

Логично

Тихо/ громко

Звучит

Повторите

Легко/ тяжело

Чувствуйте

Приятно

Удобно

Вкусно

Уютно

Тональность голоса

Высокая

Средняя

Низкая

Темп речи

Торопливый Аритмичный

Ровный

Размеренный

Замедленный

Певучий

Жесты

На уровне лица

На уровне пояса, локти прижаты к бокам

На уровне бедер или отсутствуют

Направление взгляда

Вверх прямо

Вверх влево

Вверх вправо

Прямо перед собой

Направо

Налево

Вниз направо

Вниз прямо

Вниз влево


В работе с клиентом, которому необходимо разобраться в самом себе, решить конкретные жизненные проблемы, после создания раппорта используют другие приемы создания доверия:

— сообщение клиенту о том, как его воспринимает консультант («Видимо, это вас очень волнует», «Вы чем-то встревожены»);

  • замечания по поводу содержания беседы («Я думаю, что мы с вами нашли решение проблемы», «Пора приступить к данному вопросу» и т. д.;

  • уточнение содержания высказываний и чувств клиента («Вы сказали, что любите ее. А что такое любовь по-вашему?», «Вы сказали, что были расстроены. Опишите подробнее, что вы имели в виду»);

  • перефразирование. Это способ сформулировать сообщение говорящего для проверки его точности («Если я правильно понимаю, вы говорите...», «Другими словами, вы считаете...»);

  • подведение итогов («Сначала вы чувствовали печаль, а затем она сменилась сожалением. Это так?»);

  • интерпретация. Консультант анализирует поступки клиента раскрывает реальные причины его поведения («Выходит, что вы вымещаете свой гнев на муже и детях»):

Большое значение для установления контакта имеет пол психолога. Так, мужчины предпочитают консультироваться у психологов своего пола. Для клиентов-женщин важны сочувствие, чуткость психолога, а не пол. Психолог-консультант любого пола должен внушать доверие внешним видом, манерой вести беседу.
^ Индивидуальное консультирование

Естественно, что содержание индивидуального консультирования определяется заказом клиента. Точная работа на заказ отличает профессионального психолога от непрофессионального. Этот вид профессиональной работы требует направленной рефлексии психолога на два важнейших научных понятия - на понятие нормы психического развития и на понятие позиции во взаимодействии.

Содержание понятия нормы психического развития позволяет дифференцировать задачи взаимодействия (социальные, этические, нравственные, психологические) с клиентом и осознанно выбирать стратегию работы с клиентом.
^ Этапы индивидуальной работы с клиентом.

Исследование проблем. На этой стадии консультант устанавливает контакт с клиентом и достигает обоюдного доверия: необходимо внимательно выслушать клиента, говорящего о своих трудностях, и проявить максимальную искренность, эмпатию, заботу, не прибегая к оценкам и манипулированию. Следует поощрять клиента к углубленному рассмотрению возникших у него проблем и фиксировать его чувства, содержание высказываний, невербальное поведение. Двумерное определение проблем. На этой стадии консультант стремится точно охарактеризовать проблемы клиента, устанавливая как эмоциональные, так и когнитивные их аспекты. Уточнение проблем ведется до тех пор, пока клиент и консультант не достигнут одинакового понимания; проблемы определяются конкретными понятиями. Точное определение проблем позволяет понять их причины, а иногда указывает и способы разрешения. Если при определении проблем возникают трудности, неясности, то надо вернуться к стадии исследовании. Идентификация альтернатив. На этой стадии выясняются и открыто обсуждаются возможные альтернативы решения проблем. Пользуясь открытыми вопросами, консультант побуждает клиента назвать все возможные варианты, которые тот считает подходящими и реальными, помогает выдвинуть дополнительные альтернативы, однако не навязывает своих решений. Во время беседы можно составить письменный список вариантов, чтобы их было легче сравнивать. Следует найти такие альтернативы решения проблем, которые клиент мог бы использовать непосредственно. Планирование. На этой стадии осуществляется критическая оценка выбранных альтернатив решения. Консультант помогает клиенту разобраться, какие альтернативы подходят и являются реалистичными с точки зрения предыдущего опыта и настоящей готовности измениться. Составление плана реалистичного решения проблем должно также помочь клиенту понять, что не все проблемы разрешимы. Некоторые проблемы требуют слишком много времени; другие могут быть решены лишь частично посредством уменьшения их деструктивного, дезорганизующего поведение воздействия. В плане решения проблем следует предусмотреть, какими средствами и способами клиент проверит реалистичность выбранного решения (ролевые игры, "репетиция" действий и др.). Деятельность. На этой стадии происходит последовательная реализация плана решения проблем. Консультант помогает клиенту строить деятельность с учетом обстоятельств, времени, эмоциональных затрат, а также с пониманием возможности неудачи в достижении целей. Клиент должен усвоить, что частичная неудача — еще не катастрофа и следует продолжать реализовывать план решения проблемы, связывая все действия с конечной целью. Оценка и обратная связь. На этой стадии клиент вместе с консультантом оценивает уровень достижения цели (степень разрешения проблемы) и обобщает достигнутые результаты. В случае надобности возможно уточнение плана решения. При возникновении новых или глубоко скрытых проблем необходим возврат к предыдущим стадиям.

^ Общие правила и установки консультанта, структурирующие процесс консультирования и делающие его эффективным:

  1. Не бывает двух одинаковых клиентов и ситуаций консультирования. Человеческие проблемы только извне могут казаться схожими, однако поскольку они возникают, развиваются, существуют в контексте уникальных человеческих жизней, то и сами проблемы в действительности являются уникальными. Поэтому каждое консультативное взаимодействие уникально и неповторимо.

  2. В процессе консультирования клиент и консультант постоянно изменяются сообразно их отношениям; в психологическом консультировании нет статичных ситуаций.

  3. Самым лучшим экспертом собственных проблем является клиент, поэтому при консультировании следует помочь ему принять на себя ответственность за решение его проблем. Видение собственных проблем клиентом не менее, а может быть, и более важно, нежели представление о них консультанта.

  4. В процессе консультирования чувство безопасности клиента важнее, чем требования консультанта. Таким образом, в консультировании неуместно добиваться цели любой ценой, не обращая внимания на эмоциональное состояние клиента.

  5. Стремясь помочь клиенту, консультант обязан "подключить" все свои профессиональные и личностные возможности, однако в каждом конкретном случае он не должен забывать, что он всего лишь человек и поэтому не способен полностью отвечать за другого человека, за его жизнь и трудности.

  1. Не следует ожидать непосредственного эффекта от каждой отдельно взятой консультативной встречи - решение проблем, а также успех консультирования - это процесс, в котором заметные улучшения сменяются ухудшениями, потому что самоизменение требует многих усилий и риска, которые не всегда и не сразу завершаются успехом.

  2. Компетентный консультант знает уровень своей профессиональной квалификации и собственные недостатки, он ответственен за соблюдение правил этики и работу на благо клиентов.

  3. Для обозначения и концептуализации каждой проблемы могут быть использованы различные теоретические подходы, но нет и не может быть наилучшего теоретического подхода.

  4. Некоторые проблемы — это сущностные человеческие дилеммы и в принципе неразрешимы. В таких случаях консультант должен помочь клиенту понять неизбежность ситуации и смириться с ней.

  5. Эффективное консультирование — это процесс, который выполняется вместе с клиентом, но не вместо клиента.


^ Процесс консультативной беседы

Весьма условно беседу консультанта с клиентом можно разделить на четыре этапа: 1) знакомство с клиентом и начало беседы (5-10 минут); 2) расспрос клиента, формулирование и проверка консультативных гипотез (25-35 минут); 3) коррекционное воздействие (10-15 минут); 4) завершение беседы (5-10 минут).

^ Начало беседы

Успех беседы во многом зависит от того, насколько уже с первых минут психолог сумеет проявить себя доброжелательным и заинтересованным собеседником. Консультант может продемонстрировать свою заинтересованность и доброжелательность с самых первых минут встречи, поднявшись навстречу клиенту, а то и встретив его в дверях кабинета; при необходимости можно помочь снять верхнюю одежду, показать, куда удобнее поставить сумки, а затем предложить сесть. Лучше, если консультант с самого начала подбадривает клиента репликами типа: "Проходите, пожалуйста", "Усаживайтесь поудобнее" и т.п.

Не следует слишком суетиться, заигрывать с клиентом, с первых минут пытаться вступить с ним в активный контакт, предлагать и обещать свою помощь. Хорошо, если консультант не слишком многословен; непосредственно перед тем как начать беседу, лучше сделать паузу (не слишком большую - 45 - 60 секунд, иначе у клиента может возникнуть состояние напряженности и растерянности).

Очень важный момент начала беседы - знакомство с клиентом по имени. Лучше, если психолог представляется так же, как клиент - по имени-отчеству, просто по имени и т.д. (из этой рекомендации могут быть исключения, связанные с возрастом собеседника, а также со спецификой условий, в которых про­ходит консультация). Трудно предугадать, как именно представится клиент, поэтому лучше, если консультант даст ему возможность назвать себя первым, используя реплику типа: "Давайте познакомимся, как вас зовут?" После того как клиент назовет себя, психолог, ориентируясь на его форму представления, сможет назвать себя соответствующим образом - Димой, Дмитрием или Дмитрием Борисовичем.

Когда клиенту необходимо объяснить, что такое психологическое консультирование, на что он может рассчитывать, обращаясь за помощью. "Мы - психологи, советов не даем, никаких лекарств не прописываем. Наша помощь людям состоит в том, что мы разговариваем с ними и стараемся помочь им увидеть их собственную ситуацию со стороны, с другой точки зрения, иначе отнестись к ней и, если нужно, на основании этого принять решение или изменить свое поведение". К подобным фор­мулировкам никогда не бывает лишним добавить гарантию анонимности всего того, что происходит за дверями психологического кабинета.

Конечно, такая краткая характеристика профессиональной деятельности может вызвать у клиента множество вопросов типа: "А вы уверены, что сможете мне помочь?" В таком случае лучше не вступать в длительную дискуссию, не обещать клиенту гарантиро­ванной помощи, а предложить: "Давайте попробуем".

Следующий шаг, который необходимо предпринять, - это перейти непосредственно к процессу консультирования (расспрос клиента, формулирование и проверка консультативных гипотез).

Если клиент молчит, ждет, что скажет консультант, ему можно помочь начать рассказывать о себе репликами типа: "Слушаю вас внимательно" или "Расскажите, что вас сюда привело". Когда клиент выражает неуверенность, о чем и как следует говорить, с чего начать, можно добавить: "Рассказывайте то, что считаете важным сами, а если что-то понадобится узнать мне, я вас сам спрошу, если вдруг в этом возникнет необходимость". Иногда клиента можно специально успокоить: "Не торопитесь, времени у вас достаточно".

Частые ошибки: употребление слова «проблема» и излишняя фиксация внимания клиента на особенностях ситуации консультирования репликами типа: "Не бойтесь", "Не напрягайтесь", "Даже если вам будет стыдно говорить о чем-то, вы...".

^ Сопротивление консультированию - распространенное явление в начале беседы, когда клиент, уже находясь в кабинете психолога, все еще задает для себя вопрос, стоило ему сюда приходить или нет. Так, например, оказавшись лицом к лицу с консультантом, он может начать выражать сомнения по поводу того, подходит ему консультант ему или нет по возрасту, полу, профессиональному опыту и т.д. Что можно сделать в такой ситуации? Прежде всего, не стоит слишком сильно настаивать на том, что раз клиент попал именно к вам, то и работать он должен именно с вами в качестве консультанта. Лучше всего предложить продолжать беседу, пообещав, что если у человека действительно возникнет в этом необхо­димость, он сможет обратиться к другому специалисту. Обсуждая это с клиентом, можно привлечь и некоторые доводы: "Практическая психология - это наука, поэтому мои личные особенности не играют такой уж большой роли, гораздо важнее профессиональная квалификация, которую вы сможете оценить, лишь начав работать со мной".

Когда клиент начинает разговор с общих тем и вопросов, которые лично к нему не имеют никакого отношения - почему сейчас так много разводов и т.д. Конечно, полностью игнорировать вопросы клиента не стоит, но интерес к "судьбам бытия" практически никогда не бывает основанием для обращения за консультацией. К тому же время консультанта ограничено. Необходимо помнить, что подобная дискуссия чаще всего представляет собой одно из проявлений сопротивления, страха перед началом беседы и ее возможными последствиями, поэтому лучше воспользоваться удобным случаем и помочь клиенту преодолеть эту ситуацию, задав вопрос: "А почему вас волнуют эти вопросы, что привело сюда лично вас?". От прямого ответа клиент может уйти, но психологу следует предпринять такую попытку, и чем раньше это произойдет, тем легче будет для обоих сменить тему обсуждения.

Случается, что человек, пришедший в консультацию, просит консультанта помочь не ему самому, а кому-то еще. Его запрос может быть, например, таким: "Пригласите сюда мою жену (мужа), дочь (сына), он (она) не хочет идти сам (-а), а ему (ей) требуется помощь". В таких ситуациях психологу следует проявлять твердость: он работает только с теми, кто непосредственно обращается за помощью и кто готов обсуждать и анализировать свою жизненную ситуацию с точки зрения собственной ответственности за нее. При этом стоит сориентировать на работу того, кто уже пришел в консультацию, напомнив, что в любом конфликте есть две стороны, и даже если влияние одной из них на то, как разворачиваются события, на первый взгляд, незначительно, оно, несомненно, существует. Разобравшись в том, каково оно, можно попытаться хотя бы в чем-то изменить ситуацию. Вступая в такую дискуссию, не следует забывать, что попытка приписать собственные проблемы другому является классической формой сопротивления.

^ Расспрос клиента

Условно разделим этот этап беседы на два подэтапа, на первом из которых психолог еще ничего не знает о клиенте и поэтому больше всего заинтересован в том, чтобы последний максимально полно рассказывал о себе и о своей ситуации. Второй же этап начинается тогда, когда консультант уже имеет достаточно информации для того, чтобы сформулировать психокор­рекционные гипотезы и начать их проверку.

^ Первая фаза расспроса клиента

Поскольку на этой фазе основная цель консультанта - "разговорить" клиента, ее реализации лучше всего будут помогать вопросы и реплики, максимально стимулирующие его на рассказ. Это "открытые" реплики типа: "Расскажите мне о ваших отношениях...", "Какая у вас семья?", "Когда и как это началось?" и т.д.

На этом этапе консультант 1) поддерживает контакт с клиентом; 2) стимулирует его на дальнейший рассказ; 3) способствует целенаправленному развитию беседы; 4) осмысливает то, что говорит клиент.

1. Наиболее эффективный способ поддержания контакта с клиентом в то время, как он говорит о себе, - внимательное, эмпатическое слушание. Для того чтобы клиент чувствовал, что его внимательно слушают, обычно достаточно того, чтобы консультант подбадривал и одобрял его, кивая или выражая свое согласие вставками типа: "Конечно", "Угу", "Да-да".

На этой фазе беседы часто выясняется: то, как интерпретирует свою ситуацию клиент, в чем и как он видит причины своих проблем, далеко от действительности, противоречиво, негативно характеризует других людей, выставляя в положительном свете рассказчика. Но работать с этим материалом, не соглашаться с клиентом, указывая на его ошибки, на этом этапе не стоит. На этом этапе следует придерживаться принципа "принятия концепции клиента". Часто уже в процессе рассказа точка зрения клиента изменяется, он готовится к принятию нового взгляда на себя и окружающих, иной концепции происходящего.

2. Стимулирование клиента на рассказ. Следует специально попросить рассказать: историю возникновения проблемы (когда и в связи с чем она появилась); отношения клиента со всеми действующими в его рассказе лицами, их отношения к проблеме; представление о том, чем именно вызвана проблема с точки зрения самого человека и окружающих людей; происходившие когда-либо ухудшения и улучшения ситуации и с чем они могли быть связаны; чем именно вызвано обращение в консультацию, почему оно происходит именно сейчас, а не раньше или позже.

3. Структурирование беседы необходимо как самому консультанту, так и клиенту. У клиента должно быть логичное представление о том, что и зачем говорится и обсуждается в данный момент. Структурирование беседы полезно и консультанту, поскольку позволяет эффективнее использовать время консультации: ведь если клиент может с легкостью проследить, откуда и как возникают те или иные темы в разговоре, с чем конкретно связаны вновь появляющиеся идеи, то, следовательно, нет необходимости что-то дополнительно повторять или объяснять.

Но в чем именно должно выражаться структурирование? Задавая какой-либо вопрос, меняя тему обсуждения, консультанту следует объяснить, почему он это делает, чем это вызвано. Вполне допустимо, если это объяснение будет несколько расходиться с тем, что на самом деле думает консультант по этому поводу; достаточно, чтобы для клиента соблюдалась хотя бы какая-то видимость логики всех переходов в разговоре. Реплики-связки могут выглядеть следующим образом: "Вы много говорите о своем отце, но, поскольку мы имеем дело с семейной ситуацией, мне бы хотелось, чтобы вы несколько слов сказали и о своей матери" или "Вы мне рассказали о том, каковы ваши отношения теперь, но для того чтобы разобраться в конфликте, мне необходимо знать, какими они были раньше и как и в связи с чем начали ухудшаться".

Другой прием структурирования беседы - краткое комментирование того, что говорит клиент, подведение итогов сказанного по тому или иному поводу: "Значит, с вашей точки зрения, большую роль в этом конфликте играют ваши бывшие коллеги по работе" или "Таким образом, вы мне рассказали о ваших отношениях с сыном на сегодняшний день". Подобные реплики консультанта помогают клиенту оценить свой рассказ, проверить, не упущено ли что-то важное, что следует добавить.

4. Осмысление того, что говорит клиент - во многом внутренняя работа психолога. Для того чтобы полноценно участвовать в диалоге с клиентом, консультанту следует помнить имена, названия, даты, различные детали, упоминаемые клиентом. Кроме того, прямое "цитирова­ние" сказанного им позволяет быстрее переориентировать клиента, продемонстрировать ему возможность другой точки зрения. Для того чтобы не упустить что-то важное, консультант может попробовать кое-что записывать во время беседы. Конечно, для этого, прежде всего, необходимо получить согласие клиента, но обычно это довольно легко. Не стоит писать, когда клиент плачет, очень возбужден, рассказывает о чем-то сокровенном.

Процесс расспроса, исходя из используемой здесь модели, занимает 25-30 минут, но 15-20 минут спустя после начала беседы консультант должен уже достаточно хорошо разбираться в проблемах и ситуации клиента, быть готовым к тому, чтобы перейти ко второй фазе расспроса - формулированию и проверке консультативных гипотез.

^ Гипотезы в психологическом консультировании

Каждая гипотеза - это попытка консультанта понять ситуацию клиента. Гипотезы в психологическом консультировании - это, по сути, варианты более конструктивных позиций в ситуации, вероятные способы переориентации клиента в его отношении к своим проблемам.

Гипотезы консультанта основываются на том, что рассказывает клиент о себе и своих проблемах. Но это лишь база для их построения. Концептуальное видение того, о чем говорит клиент, значительно облегчает работу, позволяет лучше интерпретировать материал, быстрее находить то, что может помочь в сложившейся ситуации, оперировать большим количеством идей в понимании происходящего. Но профессионал должен уметь не только осмыслять то, что говорит клиент, но и передавать, формулировать свое видение ситуации таким образом, чтобы обратившийся за помощью человек сумел понять и принять его. Вербально выраженная консультантом гипотеза является
  1   2

Похожие:

Оформление кабинета практического психолога как начальный этап плодотворного консультирования iconСистематизирующая таблица видов деятельности практического психолога
Человек рассматривается как объект воздействия (предлагается возможность управления психикой человека)
Оформление кабинета практического психолога как начальный этап плодотворного консультирования iconОсновные виды деятельности практического психолога образования
Основными видами деятельности детского психолога являются: психологическое просвещение, психологическая профилактика, психологическое...
Оформление кабинета практического психолога как начальный этап плодотворного консультирования iconВопросы к семинарам
Теоретико-методологические основы профессиональной деятельности практического психолога
Оформление кабинета практического психолога как начальный этап плодотворного консультирования iconНастольная книга практического психолога
А. О. Прохоров, доктор психологических наук (Казанский государственный педагогический университет)
Оформление кабинета практического психолога как начальный этап плодотворного консультирования iconНастольная книга практического психолога
А. О. Прохоров, доктор психологических наук (Казанский государственный педагогический университет)
Оформление кабинета практического психолога как начальный этап плодотворного консультирования iconПромежуточный (тест, контрольная) 10 б итоговый контроль 10 б подготовка...
Предпосылки и начальный этап формирования уголовно-исполнительного законодательства 5
Оформление кабинета практического психолога как начальный этап плодотворного консультирования iconВопросы государственного экзамена по психологии
Психология как профессия. Научная, прикладная, практическая и педагогическая деятельность психолога. Этические основы деятельности...
Оформление кабинета практического психолога как начальный этап плодотворного консультирования iconПримерный комплекс лечебной гиинастики применяемый в остром периоде (начальный этап)
...
Оформление кабинета практического психолога как начальный этап плодотворного консультирования iconВоенная психология
Военный психолог как профессия. Исследовательская и практическая деятельность военного психолога. Обязанности и профессиональная...
Оформление кабинета практического психолога как начальный этап плодотворного консультирования iconПрограмма переподготовки, авторские рабочие тетради (юниты) с сопроводительным...
О программе профессиональной переподготовки «Инновационные механизмы в работе практического психолога и hr менеджера»
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница