Программа экзамена общепрофессиональные дисциплины предисловие Государственные междисциплинарный экзамен по специальности 050706 «Педагогика и психология»


Скачать 381.97 Kb.
НазваниеПрограмма экзамена общепрофессиональные дисциплины предисловие Государственные междисциплинарный экзамен по специальности 050706 «Педагогика и психология»
страница1/4
Дата публикации11.07.2013
Размер381.97 Kb.
ТипПрограмма
userdocs.ru > Психология > Программа
  1   2   3   4


ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

П Р О Г Р А М М А

ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ЭКЗАМЕНА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ – 050706 «ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ»

Воронеж 2011


Худякова Т.Л., Аврамова Т.И.
Программа государственного междисциплинарного экзамена по специальности 050706 Педагогика и психология. – Воронеж, ВГПУ, 20011. – 29 с.
Одобрено кафедрой общей и педагогической психологии ( протокол заседания кафедры от ). Рекомендовано для студентов Вороежского педагогического университета, обучающихся по специальности 050706 Педагогика и психология.

Воронежский педагогический

университет, 2011


Содержание

Предисловие………………………………………………………...……………. 5
Программа экзамена. Общепрофессиональные дисциплины………………… 6
Рекомендуемая литература……………………………………………………… 17
Вопросы для подготовки к государственному междисциплинарному экза-
мену………………………………………………………………………………. 19
Практические задания к государственному междисциплинарному экзамену.. 21

^ ПРОГРАММА ЭКЗАМЕНА

ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Предисловие

Государственные междисциплинарный экзамен по специальности 050706 «Педагогика и психология» включает основные общепрофессиональные дисциплины и дисциплины специализации.

Главной целью государственного междисциплинарного экзамена является проверка знаний, навыков, умений студентов по различным аспектам социально-психологической работы, психологического консультирования и психологической помощи.

В соответствии с государственным стандартом высшего профессионального образования будущий специалист должен быть готов к индивидуальным и групповым формам психологической помощи дошкольникам, младшим школьникам, подросткам, лицам юношеского возраста, взрослым. Должен уметь провести консультацию с родителями детей и учащихся. Должен уметь оказать помощь себе самому.

Основные задачи экзамена:

- закрепить полученные знания, теоретическую компетентность студентов по изученным профессиональным психологическим дисциплинам;

- развить и закрепить навыки глубокого, творческого и всестороннего анализа и изложения научной, методической и другой литературы по учебным дисциплинам;

- научить студентов практически применять полученные теоретические знания в практике психологического консультирования и социально-психологической деятельности, то есть формировать практические прикладные компетентности.

Программа определяет минимум содержания общепрофессиональных учебных дисциплин, которые должны изучить студенты в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта.

Программа предназначена для оказания помощи студентам при самостоятельной работе по изучению психологических дисциплин, а также при подготовке и сдаче государственного междисциплинарного экзамена.

^ Общая психология

Психология как наука. Психика как предмет психологии. Принципы психологии. В.Вундт как основатель современной научной экспериментальной психологии. Психология сознания как высшей специфически человеческой формы отражения действительности. Признаки и свойства сознания. Определение, функции, эмпирические характеристики сознания. Интроспективный метод. Этапы становления психологии.

Методология и методы современной психологии. Основные принципы познания в современной психологии: принцип детерминизма, принцип целостности, принцип развития, принцип системности, принцип деятельностного подхода, принцип личностного подхода и др.

Основные методы психологии: наблюдение, самонаблюдение, опрос, тестирование, эксперимент, моделирование, анализ продуктов деятельности и др. Лонгитюдный метод и метод поперечных срезов, биографический метод. Психологическая помощь как метод психологического познания.

Первые психологи-экспериментаторы. Фр.Гальтон как основатель тестового метода в психологии. Основные требования к тестам\ стандартизация, валидность, надежность\.

Тесты на диагностику личности: психометрические \опросники\ и проективные \вербальные и невербальные\.

^ Когнитивная психология.

Познание и отражение. Опосредование в познавательной деятельности.

Ощущение и восприятие. Познание и отражение. Ощущения, понятия, классификации. Чувствительность, пороги ощущений. Психофизика ощущений. Понятия чувствительности, абсолютного и дифференциального порогов ощущений. Адаптация, сенсибилизация, синестезия.

Восприятие, понятие, основные свойства, феноменология. Виды восприятия. Отличие восприятия от ощущений. Основные свойства образа восприятия: предметность, константность, целостность, категориальность, структурность, осмысленность. Активность восприятия и явление апперцепции. Научение в восприятии.

Симультанность, сукцессивность перцептивного процесса. Предмет и фон восприятия, «законы гештальта» в восприятии, то есть факторы, определяющие интеграцию ощущений в целостные зрительные образы: близость воспринимаемых элементов друг к другу, их сходство, естественное продолжение и замкнутость. Восприятие пространства. Зрительные иллюзии. Отличие иллюзий от галлюцинаций. Восприятие времени, иллюзии времени. Восприятие движений. Константность и предметность восприятия. Особенности социальной перцепции.

Наблюдение как метод исследования, как особый вид восприятия. Основные признаки наблюдения: целенаправленность, системность. Наблюдательность как свойство личности как профессионально-важное качество психолога.

Внимание. Виды, свойства внимания, их жизненные показатели. Показатели продуктивности внимания. Факторы, влияющие на продуктивность параметров внимания. Непроизвольное внимание. Факторы, вызывающие непроизвольное внимание. Характеристики непроизвольного внимания. Произвольное внимание, характеристики, связь с речью. Линии развития натурального и культурного внимания. Эксперименты А.Н.Леонтьева. Процесс формирования опосредованного внимания у детей, эксперименты Л.С.Выготского. Послепроизвольное внимание. Предвнимание, по У.Найсеру

Внимание и возраст. Законы гетерохронности, механизм компенсации. Методы исследования внимания: косвенные наблюдения, методика Шульте, корректурные таблицы.

Память. Основные процессы памяти. Произвольная память как высшая психическая функция. Понятие ассоциации и их основные виды.

Виды памяти. Основные факты и закономерности психологии памяти. Классификации видов памяти: 1\по времени хранения\кратковременная, долговременная\; 2\по видам модальностей, 3\произвольная и непроизвольная.

Процесс запоминания. Произвольное, непроизвольное запоминание. Эксперименты П.И.Зинченко, А.А.Смирнова. Установки на запоминание. Механическая, логическая память. Факторы произвольного запоминания. Влияние материала на процесс запоминания, по У.Флоресу. Реминисценция как феномен улучшения памяти на второй день после заучивания.. Мнемические приемы в процессе запоминания.

Воспроизведение, виды. Забывание и сохранение. Факторы забывания. Влияние фактора «место в списке» на процесс забывания, по П.Линдсею и Д.Норману. Время и интерференция как причины забывания. Виды памяти: иконическая, кратковременная, долговременная. Объем, продолжительность разных видов памяти. Качественные особенности забывания, эмоциональные факторы забывания по З.Фрейду. «Кривая забывания» Г.Эббингауза. Оперативная память. Типы памяти, индивидуальные особенности памяти, их качественные и количественные характеристики, их учет в обучающей деятельности.

Развитие и тренировка памяти. Понятие дивергентности непосредственного и опосредованного запоминания у детей по А.Н.Леонтьеву. Мнемические действия как сущность развития произвольной смысловой памяти. Показатели продуктивности памяти. Условия и приемы эффективного запоминания; приемы улучшения памяти.

Память и возраст. Продуктивность, закономерности мнемических процессов на разных возрастных стадиях. Закон гетерохронности, фактор компенсации.

Методы диагностики памяти: методика «Заучивание 10-ти слов» А.Р.Лурия \кратковременная память, долговременная, динамика запоминания\. Аномалии памяти. Значение памяти в жизни и деятельности человека, в обучении, воспитании, общении с людьми.
Мышление. Предмет и методы исследования в психологии мышления. Мышление как обобщенное и опосредованное отражение действительности в ее существенных свойствах и отношениях. Мышление как процесс активного, творческого познания и преобразования действительности. Виды мышления, классификации. Теоретическое и практическое мышление. Понятийное, наглядно-образное, наглядно-действенное. Особенности и сфера применения каждого подвида.

Изучение мышления как познавательного процесса. Основные мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, аналогия, обобщение, абстракция, классификация, систематизация, конкретизация. Основные мыслительные действия: понятие, суждение, умозаключение, рассуждение. Индукция и дедукция. Функции мышления \познавательная, целеполагания, рефлексии, антиципации\. Этапы процесса мышления.

Связь мышления с решением задач, его нацеленность на открытие нового знания. Проблемная ситуация, задача. Психологический анализ решения задач, факторы, влияющие на процесс решения, по А.Н.Леонтьеву, Ю.Б.Гиппенрейтер.

Понятие интеллекта, по Ж.Пиаже. Структура интеллекта. Устойчивость и изменчивость показателей интеллектуального развития. Вербальный, невербальный интеллект.

Мотивы мышления. Готовность к мышлению. Развивающее обучение, «зона ближайшего развития». «Методика успеха». Индивидуальные различия в мыслительных способностях. Качества ума, по З.И.Калмыковой. Уровни обучаемости. Ригидность ума. Развитие мышления. Развитие понятийного мышления. Стадии развития интеллекта, по Ж.Пиаже. Стадии сенсомоторного интеллекта, дооперационного мышления, конкретных и формальных мыслительных операций. Качества детского мышления. Исследование процесса формирования понятий, по Л.С.Выготскому. Интериоризация как основной механизм формирования высших психических функций, в частности, мышления.

Творческое, критическое мышление. Факторы, способствующие и препятствующие творческому мышлению человека.

Мышление и речь. Функции речи. Генетические корни мышления и речи. Линия развития мышления и речи в филогенезе и онтогенезе. Внутренняя речь как сокращенная форма речи; структура, функции. Смысл и значение слов. Эгоцентрическая речь ребенка, по Л.С.Выготскому, Ж.Пиаже.

Нарушения мышления: 1\снижение уровня обобщения; 2\искажения мышления: эмоциональная деструкция мышления, резонерство, разноплановость мышления, нарушения критичности мышления, по Б.В.Зейгарник.

Методы диагностики мышления \методики «Сравнение понятий», «Аналогии», «Исключение лишнего», «Метафоры». Диагностика мыслительной операции обобщения, способности выделять существенный признак, мыслительной операции аналогии, способности к пониманию и передаче смысла слов, фраз, в том числе, переносного смысла. Стандартизированные и нестандартизированные методы диагностики мышления.
Теория деятельности, концепция А.Н.Леонтьева. Развивающие виды деятельности: развивающие игры, учебная деятельность. Деятельность субъекта как «единица» психологического анализа личности.

Общее представление о способностях. Общие и специальные способности. Развитие способностей. Требования к деятельности, формирующей и развивающей способности: творческость, оптимальный уровень трудности, поддержание интереса, нужной мотивации и положительного эмоционального настроя ребенка к данному виду деятельности.
Эмоции и чувства. Эмоции, понятие; основные особенности; функции. Роль и значение эмоций. Виды эмоций. Психические состояния, классификация состояний; функции состояний.

Состояние стресса, понятие. Факторы, обуславливающие стресс. Естественные, искусственные стрессоры, кратковременного, длительного действия. Изменение поведения при стрессе. Стресс и соматические заболевания. Индивидуальные особенности состояния стресса. Связь особенностей личности с силой и длительностью стресса. Зависимость стресса от интенсивности мотивов, степени профессиональной подготовленности и психологической устойчивости личности. Эмоциональная устойчивость, понятие. Связь с силой нервной системы и уравновешенностью, с эффективностью механизмов регуляции, с мотивационным фактором. Методы диагностики стресса. Возможности психологической поддержки при разного рода стрессовых состояниях. Возможности саморегуляции, самопомощи при стрессе.

Воля и произвольность. Воля как высший уровень регуляции.

Проблема личности в психологии.

Проблема личности в психологии. Теория личности; отечественный подход. Индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность. Потребности и мотивация. Генотипическое и фенотипическое, биологическое и социальное в индивидуальном развитии человека. Свойства, структуры и типологии личности.

Личность как система отношений: Леонтьев А. Н., Рубинштейн С. Л., Мясищев В. Н., Ананьев Б. Г., Асмолов А. Г.

Проблема темперамента в психологии. Типы нервной системы, типы темперамента, свойства темперамента: сензитивность, реактивность, резистентность, ригидность, экстра-интровертированность Павлов И.П., Небылицын В.Д. Современные отечественные представления о структуре темперамента\ Русалов В.М.\.

Проблема характера в психологии. Характер как система наиболее устойчивых черт, проявляющих себя в поведении, различных видах деятельности, общении. Типологии характеров. Типология акцентуированных характеров по А.Е.Личко, по К.Леонгарду. Методы исследования характера. Проблема коррекции характера.

Проблема ценностных ориентаций в психологии. Базовые психологические потребности и ценности. Механизмы усвоения ценностей. Иерархия ценностей. Ценностные ориентации личности как объект психологического воздействия. Методы изучения системы ценностей человека. Профессиональные ценности и направленность личности психолога.
Введение в западные теоретические системы личности. Описательные подходы. Теории личностных черт: Айзенк, Р.Кеттел, Роттер и др.

^ З.Фрейд и психоанализ. Бессознательный уровень психики\ид как регулятор поведения и эмоций. Содержание уровня ид или бессознательной мотивации; либидозные и агрессивные импульсы ид. Основные понятия психоанализа. Структура личности по З.Фрейду. Уровни ид, эго, супер-эго.

Ид - его содержание, функции, характеристики, принцип удовольствия как принцип функционирования ид.

Эго - содержание, основная цель, принцип реальности как основной принцип функционирования эго. Механизмы взаимодействия с уровнем ид.

Супер-эго - содержание, функции, формирование, закономерности развития собственного внутренного нравственного контроля\совести. Механизм взаимодействия супер-эго с эго и ид.

Сильные стороны концепции личности З.Фрейда; критика.

Психоанализ о защитных механизмах личности. Защитные механизмы эго, - это бессознательные искажения оценки реальности и себя с целью снижения тревожности и контроля импульсов ид. Формы проявления психологических защит личности. Методы изучения психологических защит.

^ К.Юнг и его аналитическая психология. Новое понятие бессознательного: личное, коллективное. Архетипы. Типология характера по К.Юнгу. Типы: экстраверт-интроверт мыслительный, чувственный, ощущающий, интуитивный.
^ Гуманистические концепции личности.

А.Адлер, индивидуальная психология. Основные идеи. «Комплекс недостаточности» как основная движущая сила развития личности. Неблагополучные ситуации детства как факторы формирования ошибочного стиля жизни – дети с физической недостаточностью; пренебрегаемые дети; избалованные дети\тираны\. Шкалы самооценки как инструмент замера «комплекса недостаточности».

Социальный интерес как врожденная способность, требующая развития, определяющая успешность, удовлетворенность в жизни.

^ К.Роджерс, личностно-центрированный подход. Основные понятия: Я-концепция, конгруэнтность\неконгруэнтность; потребность в самоактуализации; личностный рост, принятие себя и другого. Структуры Я-концепции: 1\Я-реальное, Я-идеальное, Я-социальное; 2\когнитивная составляющая, эмоционально-оценочная, поведенческая. Эмпатическое понимание, принятие и конгруэнтность психолога как условия построения терапевтического диалога, способствующего личностному росту человека. Отчужденность как препятствие росту. Неконгруэнтность Я-концепции как механизм фрустрации, невроза; предмет для психотерапевтического воздействия.
  1   2   3   4

Похожие:

Программа экзамена общепрофессиональные дисциплины предисловие Государственные междисциплинарный экзамен по специальности 050706 «Педагогика и психология» iconРабочая программа дисциплины колумнистика в современной прессе блок...
...
Программа экзамена общепрофессиональные дисциплины предисловие Государственные междисциплинарный экзамен по специальности 050706 «Педагогика и психология» iconПрограмма государственного экзамена по дополнительной специальности «Педагогика и психология»
Педагогика и психология, предъявляемым к профессиональной подготовленности специалиста – социального педагога, педагога-психолога,...
Программа экзамена общепрофессиональные дисциплины предисловие Государственные междисциплинарный экзамен по специальности 050706 «Педагогика и психология» iconВлияние стиля семейного воспитания на психологическое здоровье школьника
Выпускная квалификационная работа по специальности 050706 «Психология и педагогика»
Программа экзамена общепрофессиональные дисциплины предисловие Государственные междисциплинарный экзамен по специальности 050706 «Педагогика и психология» iconПрограмма итогового междисциплинарного государственного экзамена...
Программа предназначена для подготовки студентов выпускных курсов психологического факультета, обучающихся по специальности 030301....
Программа экзамена общепрофессиональные дисциплины предисловие Государственные междисциплинарный экзамен по специальности 050706 «Педагогика и психология» iconМетодические рекомендации по комплексной психолого-педагогической...
Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования
Программа экзамена общепрофессиональные дисциплины предисловие Государственные междисциплинарный экзамен по специальности 050706 «Педагогика и психология» iconПрограмма государственного экзамена по основной специальности «Социальная...
Типовые задачи профессиональной деятельности в соответствии со специальностью, на решение которых направлено содержание проверяемых...
Программа экзамена общепрофессиональные дисциплины предисловие Государственные междисциплинарный экзамен по специальности 050706 «Педагогика и психология» iconРабочая программа учебной дисциплины социальная психология по специальности...
Безносов Д. С., Заварзина Л. В., Трофимов А. Б. Социальная психология: Учебная программа по специальности 020400 – «Психология» Под...
Программа экзамена общепрофессиональные дисциплины предисловие Государственные междисциплинарный экзамен по специальности 050706 «Педагогика и психология» iconПрограмма государственного междисциплинарного экзамена итоговой аттестации...
Положения об итоговой государственной аттестации выпускников Кузгпа (2004г.), приказа ректора Кузгпа «О форме проведения итогового...
Программа экзамена общепрофессиональные дисциплины предисловие Государственные междисциплинарный экзамен по специальности 050706 «Педагогика и психология» iconПрограмма итоговой государственной аттестации выпускников по специальности...
Вид итоговой аттестации в соответствии с учебным планом – итоговый междисциплинарный экзамен по специальности
Программа экзамена общепрофессиональные дисциплины предисловие Государственные междисциплинарный экзамен по специальности 050706 «Педагогика и психология» iconПрограмма государственного экзамена по специальности 28030265 Комплексное...
Учебным планом специальности 28030265 «Комплексное использование и охрана водных ресурсов» предусмотрен государственный экзамен по...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница