Юлия М. 8 лет, ученица 2 класса. К психологу обратилась учительница, которая не находит поддержки у родителей девочки в вопросах ее воспитания и обучения


Скачать 92.29 Kb.
НазваниеЮлия М. 8 лет, ученица 2 класса. К психологу обратилась учительница, которая не находит поддержки у родителей девочки в вопросах ее воспитания и обучения
Дата публикации11.07.2013
Размер92.29 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Психология > Документы
Ситуационная задача 17.

Юлия М. 8 лет, ученица 2 класса. К психологу обратилась учительница, которая не находит поддержки у родителей девочки в вопросах ее воспитания и обучения. Основной проблемой является установка Юлии на постоянную помощь и опеку, нелюбовь к труду. У нее нет самостоятельности, инициативы, ответственности.

Девочка соматически ослаблена. Частые пропуски занятий привели к постепенному снижению ее успеваемости до неудовлетворительной по основным предметам. При общем снижении познавательной активности у девочки повышена утомляемость, увеличение интеллектуальных нагрузок приводит к быстрому истощению. Юлии требуется больше времени для выполнения любого учебного задания.

Юлия единственный ребенок в семье, ее очень любят и опекают бабушки и дедушки как со стороны ее матери, так и отца, поскольку она и единственная внучка. Отец девочки успешный бизнесмен и не принимает активного участия в жизни дочери, обеспечивая семью материально. Из беседы с матерью девочки выяснилось, что воспитание в семье осуществляется по типу «кумир семьи».

Психологическое обследование показало у Юлии нормальный для ее возраста уровень умственного развития. При сохранности психических процессов отмечается выраженное снижение мотивации учебной деятельности и продуктивности учебной деятельности в связи с патологическим развитием личности (тревожная мнительность, эгоцентризм).

  1. Установите форму задержки психического развития у ребенка. .

  2. Определите основные направления психолого-педагогической коррекционной работы над проблемой.


Ситуационная задача 18.

Игорь Д., 10 лет, учится во 2 классе. Пошел в школу с 8,5 лет, поскольку имеет порок сердца и очень ослаблен соматически. Родителей беспокоят астения, раздражительная слабость, а также неврологические наслоения в виде страхов, прежде всего боязни смерти. Сниженная познавательная активность проявляется в неудовлетворительной успеваемости. Несмотря на соблюдение разумной требовательности и щадящего режима для сына, попытки родителей улучшить успеваемость Игоря не дают результатов.

В ходе психологического обследования у Игоря установлен невысокий, но нормальный для его возраста уровень умственного развития. Выявлена достаточная сформированность психических процессов, снижение динамики умственной работоспособности, повышенная истощаемость внимания, уменьшение объема памяти в зрительной и слуховой модальностях.
1.Установите форму задержки психического развития у ребенка. .

2.Определите основные направления психолого-педагогической коррекционной работы над проблемой.

Ситуационная задача 19.

Ольга С. 11 лет, ученица 2 класса (оставалась на повторное обучение в 1 классе), направлена на консультацию психолога в связи с выявлением причин стойкой неуспеваемости. Она плохо ориентируется в понятиях «право-лево», пишет буквы и цифры в «зеркальном» виде, не различает сходные фонемы. Учительница считает, что Ольгу надо либо снова оставлять на второй год, либо переводить в школу для умственно отсталых.

Изучение анамнеза показало наличие негрубой органической недостаточности нервной системы резидуального характера вследствие минимальной мозговой дисфункции перинатального периода (патология беременности в сочетании с недоношенностью плода).

Психологическое обследование показало у Ольги невысокий, но нормальный для ее возраста уровень умственного развития. Недоразвитие психических процессов и функций приводит к нарушению интеллектуальной продуктивности. Установлено также частичное недоразвитие отдельных психических функций.

Нейропсихологический анализ структуры психического дефекта позволил выявить

нарушение умственной работоспособности, недостаточность устойчивости, переключения, объема внимания. Отмечается недоразвитие ориентировочной основы деятельности, зрительно-пространственного гнозиса и праксиса, а также выраженная дефицитарность в развитии отдельных свойств внимания, памяти, гнозиса, праксиса.
1.Установите форму задержки психического развития у ребенка. .

2.Определите основные направления психолого-педагогической коррекционной работы над проблемой.
Ситуационная задача 20.

Костя А., 7 лет, ученик 1 класса. Мальчик невысокого роста, инфантильного телосложения. Направлен к психологу учительницей, которая жалуется на то, что ученик постоянно играет на уроках, отвлекается. Это привело к неуспеваемости уже в первом полугодии обучения. Мальчик делает только то, что ему интересно, что преподносится в занимательной форме.

В ходе психологического обследования у Кости установлен невысокий, но нормальный для его возраста уровень умственного развития. Отмечена относительная сформированность психических процессов, но замедленный темп их становления. Выявлено недоразвитие мотивации учебной деятельности, преобладание игровых мотивов, а также личностная незрелость.

Нейропсихологическое исследование показало нарушение динамики умственной работоспо­собности, снижение объема памяти и внима­ния вследствие недоста­точной мотивации дея­тельности.
^ 1.Установите форму задержки психического развития у ребенка. .

2.Определите основные направления психолого-педагогической коррекционной работы над проблемой.

ЗАМЕЧАНИЯ

При психологическом изучении детей с задержкой психического развития необходимо учитывать клиническую форму ЗПР, так как нарушения познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, речи, праксиса) при различных клинических вариантах проявляются по-разному. Кроме того, важное место при психологическом анализе структуры психического дефекта, особенно у детей с ЗПР церебрально-органического генеза, принадлежит нейропсихологическому анализу. В таблице 1 И.И. Мамайчук представлены психологические параметры задержки психического развития с учетом их клинико-психологических проявлений и нейропсихологических особенностей.
Таблица 1. Психологические параметры задержки психического развития

^ Формы ЗПР

Клинико-психологические проявления

Нейропсихологические особенности

Конституцио

нальная

форма ЗПР (психофизи

ческий инфантилизм)

Относительная сформированность психических процессов, но замедлен­ный темп их становления. Недоразвитие мотивации учебной деятельности. Личностная незрелость

Нарушение динамики умственной работоспособности. Снижение объема памяти и внимания вследствие недоста­точной мотивации деятельности.

Соматогенная

форма ЗПР


Сформированность психических процессов. Астения, раздражитель­ная слабость.

Снижение динамики умственной работоспособности. Повышенная истощаемость внимания. Уменьшение объема памяти в зрительной и слуховой модальностях

Психогенная

форма ЗПР


При сохранности психических процессов.

Выраженное снижение мотивации учебной дея­тельности. Снижение продуктивности учебной деятельности в связи с патологическим разви­тием личности (тревож­ная мнительность, эго­центризм и др.).

Возможна «иррегулярность» в психическом развитии. Неравномерное развитие психических процессов.


ЗПР церебрально-орга­нического

генеза


Недоразвитие психиче­ских процессов и функ­ций, что приводит к на­рушению интеллектуальной про­дуктивности


Частичное (парциаль­ное) недоразвитие от­дельных психических функции.


Нарушение умственной работоспособности. Недоразвитие устой­чивости, переключения, объема внимания. Снижение объема внима­ния во всех модальностях.

Недоразвитие ориенти­ровочной основы дея­тельности.

Недоразвитие зритель­но-пространственного гнозиса и праксиса. Выраженная дефицитарность в развитии отдель­ных свойств: внимания, памяти, гнозиса, праксиса.

Учитывая клинико-психолого-педагогические параметры, выделяют четыре основные группы детей с ЗПР:

1. Дети с относительной сформированностью психических процессов, но со сниженной познавательной активностью. В этой группе наиболее часто встречаются дети с ЗПР вследствие психо­физического инфантилизма и дети с соматогенной и психогенной формами ЗПР.

2. Дети с неравномерным проявлением познавательной актив­ности и продуктивности. Эту группу составляют дети с легкой формой ЗПР церебрально-органического генеза, с выраженной ЗПР соматогенной формы и с осложненной формой психофизи­ческого инфантилизма.

3. Дети с выраженным нарушением интеллектуальной про­дуктивности, но со сформированной познавательной активнос­тью. В эту группу входят дети с ЗПР церебрально-органического генеза, у которых наблюдается выраженная дефицитарность от­дельных психических функций (памяти, внимания, гнозиса, праксиса).

4. Дети; для которых характерно сочетание низкого уровня интеллектуальной продуктивности и слабовыраженной познава­тельной активности. В эту группу входят дети с тяжелой формой ЗПР церебрально-органического генеза, у которых наблюдается первичная дефицитарность в развитии всех психических функ­ций: внимания, памяти, гнозиса, праксиса и пр., а также недораз­витие ориентировочной основы деятельности.
^ Основной целью психологической коррекции детей и подро­стков с задержкой психического развития является оптимизация их интеллектуальной деятельности за счет стимуляции их психи­ческих процессов и формирования позитивной мотивации на познавательную деятельность.

Важным принципом психологической коррекции познаватель­ных процессов и личности детей является учет формы и степени тя­жести задержки психического развития. Например, у детей с психо­физическим инфантилизмом в структуре познавательного дефекта определяющая роль принадлежит недоразвитию мотивационной стороны учебной деятельности. Поэтому психокоррекционный про­цесс должен быть направлен на развитие познавательных мотивов. У детей с 3ПР церебрально-органического генеза наблюдается то­тальное недоразвитие предпосылок интеллекта: зрительно-пространственного восприятия, памяти, внимания. В связи с этим коррекционный процесс должен быть направлен на формирование этих психических процессов, на развитие навыков самоконтроля и регу­ляции деятельности.

Для удобства анализа нарушения познавательной деятельности выделяют три основных блока психокоррекционного процесса: мотивационный, регуляторный и блок контроля.

Таблица 2. Направления и задачи психологической коррекции детей с различными формами ЗПР

Наименование блока

Содержание блока

Психокоррекционные задачи

Формы ЗПР

Мотива

ционный

блок

Неумение ребен­ка выделить, осо­знать и принять цели действия

Формирование познавательных мотивов: создать проблемные учеб­ные ситуации; стимулировать активность ребен­ка на занятии. Обратить внимание на тип семейного воспитания. Приемы: создание игровых учебных ситуаций; дидактические и развивающие игры.

Психофизи­ческий инфанти­лизм
Психогенные формы ЗПР

Блок регуляции

Неумение планировать свою деятельность во времени

и

по содержанию

Обучить ребенка планированию своей деятельности во времени. Предварительно организовать ориентировки в заданиях. Предварительно проанализировать с ребенком используемые способы деятельности.

Приемы: обучение детей продуктивным видам деятельности (конструированию, рисованию, лепке, моделированию).

Соматогенные формы ЗПР.
Органический инфантилизм
ЗПР церебрально -

органического

генеза


Блок контроля

Неумение ребенка контролиро

вать свои действия и вносить необходимые коррективы по ходу их выполнения.

Обучить контролю по результатам. Обучить контролю по способу деятельности. Обучить контролю в процессе деятельности.

Приемы: дидактические игры и упражнения на внимание, память, наблюдательность; обучение конструированию и рисованию по моделям.

ЗПР церебрально -

органического

генеза
Соматогенная

форма ЗПР.
Психогенная

форма ЗПР.


Психокоррекционные занятия с детьми с ЗПР по развитию познавательных процессов могут проводиться как индивидуаль­но, так и в группе. Важным является единство требований к ребенку со стороны педагога, психолога и других специалистов. Это успешно достигается при тщательном соблюдении режима дня, четкой организации повседневной жизни ребенка, чтобы создать все возможности для завершения начатых ребенком действий.

Похожие:

Юлия М. 8 лет, ученица 2 класса. К психологу обратилась учительница, которая не находит поддержки у родителей девочки в вопросах ее воспитания и обучения iconИнтервью: Автор проекта и ведущий программ Юлия Журавлёва Президент...
Тренер, ведущий программ личностного роста, бизнес-программ, программ обучения тренеров, один из авторов проекта «я--автор Своей...
Юлия М. 8 лет, ученица 2 класса. К психологу обратилась учительница, которая не находит поддержки у родителей девочки в вопросах ее воспитания и обучения iconОбразовательная программа для учащихся 2 класса «Этика чувств»
П о д о б щ е й р е д а к ц и е й Платоновой С. М., канд пед наук, доцента кафедры теории и методики обучения и воспитания лгу им....
Юлия М. 8 лет, ученица 2 класса. К психологу обратилась учительница, которая не находит поддержки у родителей девочки в вопросах ее воспитания и обучения iconОглавление
Перед выходом этой книги ко мне обратилась мать тринадцатилетней девочки, покончившей с собой
Юлия М. 8 лет, ученица 2 класса. К психологу обратилась учительница, которая не находит поддержки у родителей девочки в вопросах ее воспитания и обучения iconЗаболевания носа и околоносовых пазух
В лор отделение обратилась девочка 4 лет, которая жалуется на резкое затрудненное нос дых появивш. 10 дней назад после ушиба
Юлия М. 8 лет, ученица 2 класса. К психологу обратилась учительница, которая не находит поддержки у родителей девочки в вопросах ее воспитания и обучения iconПедагогическая психология в системе наук о человеке. Объект, предмет....
Фундаментальная наука, изучающая закономерности психического и личностного развития человека в условиях обучения и воспитания
Юлия М. 8 лет, ученица 2 класса. К психологу обратилась учительница, которая не находит поддержки у родителей девочки в вопросах ее воспитания и обучения iconК врачу-гинекологу обратилась мама с девочкой 8 лет с указанием на появление у
Больная, 47 лет, поступила в гинекологическое отделение с жалобами на контактные
Юлия М. 8 лет, ученица 2 класса. К психологу обратилась учительница, которая не находит поддержки у родителей девочки в вопросах ее воспитания и обучения iconК врачу-гинекологу обратилась мама с девочкой 8 лет с указанием на появление у
Больная, 47 лет, поступила в гинекологическое отделение с жалобами на контактные
Юлия М. 8 лет, ученица 2 класса. К психологу обратилась учительница, которая не находит поддержки у родителей девочки в вопросах ее воспитания и обучения iconОт 12 до 17 лет
Компания Study British English приглашает детей от 12 до 17 лет принять участие в программе обучения английскому языку в период школьных...
Юлия М. 8 лет, ученица 2 класса. К психологу обратилась учительница, которая не находит поддержки у родителей девочки в вопросах ее воспитания и обучения iconЗадача разработки новых методов, средств, форм, систем обучения,...
Педагогика – это наука о законах воспитания, образования и развития человека на разных стадиях его возрастного развития. Предметом...
Юлия М. 8 лет, ученица 2 класса. К психологу обратилась учительница, которая не находит поддержки у родителей девочки в вопросах ее воспитания и обучения iconСемья Миллеров состоит из родителей, Артура и Джейн, им около сорока;...
Тила. И только когда он постучал громче и попытался открыть дверь, Гейл отозвалась. Открыв дверь, отец увидел, что она выглядела...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница