Тема основные проблемы возрастной психологии


НазваниеТема основные проблемы возрастной психологии
страница1/16
Дата публикации05.04.2013
Размер2.95 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Психология > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16
ЧАСТЬ I.

ВВЕДЕНИЕ В ДИСЦИПЛИНУ «ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
ТЕМА 1. Основные проблемы возрастной психологии

1.1. Проблема движущих сил и источников психического развития.

Основной проблемой возрастной психологии является решение вопроса о движущих силах и источниках психического развития. А.Г. Асмолов, анализируя возможные теоретические подходы в зарубежной психологии, объясняющие развитие человека, выделяет следующие, в которые укладывается множество отдельных теорий и концепций.

Во-первых, это биогенетический подход, в центре внимания которого находятся различные проблемы, связанные с развитие человека как индивида, который проходит различные стадии созревания по мере реализации филогенетической программы в онтогенезе.

Во-вторых, это социогенетический подход, представители которого делают акцент на изучении процессов социализации человека, освоения им социальных норм и ролей, приобретения социальных норм и ценностных ориентаций.

«Промежуточным» подходом является когнитивный подход, объясняющий уровень развития человека с точки зрения не только развертки генотипа, но и определенных социальных условий, благодаря которым происходит когнитивное развитие ребенка.

Следующий подход - персоногенетический – ориентирован на рассмотрение проблем активности, самосознания и творчества личности, формирования человеческого «Я», борьбы мотивов, самореализации личностного выбора, непрестанного поиска смысла жизни в ходе жизненного пути индивидуальности.

В целом, исследователи отмечают условность такого деления, так как многие из существующих теорий невозможно отнести «в чистом виде» ни к одному из указанных подходов.

Биогенетический подход

В конце XIX и начале XX в. как в Европе, так и в Америке при изучении теоретических проблем развития психики ребенка преобладал биогенетический подход. Представители этого направления утверждали, что судьба ребенка определяется врожденными особенностями, и объясняли развитие психики биогенетическим законом. В его основу была положена идея спонтанности (самопроизвольности) психического развития ребенка, т. е. независимости от воспитания. Воспитание они рассматривали лишь как внешний фактор, способный либо затормозить, либо ускорить процесс выявления некоторых природных, наследственно обусловленных психических качеств.

В рамках биогенетического подхода основными концепциями являются теории рекапитуляции Э.Геккеля и С.Холла, психоаналитические теории З.Фрейда и Эрика Эриксона.

Теории рекапитуляции

Э. Геккель сформулировал биогенетический закон в отношении эмбриогенеза: онтогенез есть краткое и быстрое повторение филогенеза. Этот закон был перенесен на процесс онтогенетического развития ребенка.

Американский психолог Ст. Холл считал, что ребенок в своем внутриутробном развитии кратко повторяет весь ряд форм, которые прошли его животные предки за сотни миллиардов лет, от простейших одноклеточных существ до первобытного человека. Ребенок же в период детства проходит весь ход развития человечества от первобытной дикости до современной культуры.

Так исследователями, придерживающимися данной теории, были выделены 5 периодов человеческой культуры, в соответствии с которыми сменяются интересы и потребности ребенка от рождения до взрослости.

Первый из них – это период дикости. У ребенка в этот период наблюдается стремление к копанию в земле, все, что ни попадается, он тащит в рот. Этот период длится приблизительно 5 лет и достигает своего максимума в 3 года.

Следующий период – это период охоты и захвата добычи. Для него характерен страх ребенка перед чужими людьми, действия тайком, жестокость, составление детских шаек, преобладают игры в пленных, засады, прятки. Он длится с 5 до 12 лет, но основные свои признаки проявляет в возрасте 7 лет.

Третий период исследователи назвали период пастушества. Основными чертами является нежность к животным, стремление иметь собственное домашнее животное, дети в этот период любят строить шалаши, хижины, подземелья. Он длится от 9 до 14 лет, а пик приходится на 10 лет.

Четвертый период – земледельческий. Преобладающей страстью ребенка становится садоводство. Продолжается он с 12 до 16 лет, а пик падает на 14 лет, а пик падает на 14 лет.

Последний период был назван промышленно-торговым. Основное место занимают денежные интересы. Любимые занятия – обмен, продажа, торговля. Начинается этот период с 14 лет и продолжается у взрослого. Максимального развития он достигает в 18-20 лет.

Таким образом, процесс онтогенетического развития повторяет развитие человеческого рода. Так, по мнению Ст. Холла, дети часто просыпаются ночью в страхе, даже в ужасе и после долго не могут уснуть. Он объяснял это атавизмом: ребенок попадает в давно прошедшую эпоху, когда человек один спал в лесу, подвергаясь всяким опасностям, и внезапно пробуждался.

Ст. Холл считал, что игра ребенка — это необходимое упражнение для полной утраты рудиментарных и теперь уже бесполезных функций. Ст. Холл предполагал также, что развитие детского рисунка отражает те стадии, которые проходило изобразительное творчество в истории человечества.

Эти положения Ст. Холла, естественно, вызвали критику у многих психологов. Основные аргументы были следующие:

1). Взрослый человек, как бы примитивен он ни был, вступает в отношения с природой, в борьбу за существование как готовый, созревший индивид; у ребенка совсем другие отношения с окружающей действительностью. Поэтому то, что кажется похожим, вызвано другими причинами, представляет собой другой феномен (С.Л. Рубинштейн).

2). В филогенезе происходит решающая перестройка всего эмбриогенеза в целом, происходит опускание вниз решающих моментов развития (И. И. Шмальгаузен).

В то же время, несмотря на ограниченность и наивность концепции рекапитуляции, это была теоретическая концепция, имеющая своей задачей нахождение закона психического развития. В концепции Ст. Холла впервые была сделана попытка показать, что между историческим и индивидуальным развитием существует связь, которая недостаточно прослежена.

Идеи Ст. Холла оказали значительное влияние на детскую психологию через исследования двух его знаменитых учеников — А. Гезелла и Л. Термена.

Психоаналитическая теория З.Фрейда

Ее предметом являются человеческие эмоции и межличностные отношения. Наиболее известны три периодизации представителей психоаналитической теории: Зигмунда Фрейда, А.Фрейд и Эрика Эриксона. З.Фрейд (1856-1939) объяснял развитие личности действием биологических факторов и опытом раннего семейного общения. В основе концепции психического развития ребенка лежит его учение о тройственной структуре личности: ИД — Оно, ЭГО — Я, СУПЕРЭГО - Сверх-Я.

Ид - вместилище страстей (влечения и инстинкты), главной функцией которого являются побуждения. Главное влечение - либидо - сексуальное влечение, все, отчего мы получаем удовольствие. Ид - источник активности.

Эго - прижизненное образование, которое подчиняется принципу реальности.

Суперэго - это социальная подструктура (совесть, ценности, мораль, идеалы), которая формируется при жизни под влиянием общества.

По З.Фрейду, развитие биологически предопределено, а влияние социума проявляется в долговременном вкладе - приобретённые установки, черты, ценности. Источником психического развития являются влечения и инстинкты. Ребёнок рождается с определённым запасом энергии либидо. Детская инфантильная сексуальность лежит в основе взрослой, но не предопределяет её. Развитие - есть преобразование и перемещение сексуальной энергии по разным эрогенным зонам (области тела чувствительные к стимулу).

Следовательно, согласно подходу З. Фрейда, развитие, являясь тождественным психосексуальному, - это биологически детерминированная последовательность, развёртывающаяся в неизменном порядке и присущая всем людям независимо от культурного уровня. Согласно З.Фрейду, психологическое развитие ребенка проходит следующие психоаналитические стадии: предгенитальные (оральная, анальная, фаллическая); с пубертатом (латентный период, генитальная). стадии детского развития соответствуют стадиям перемещения зон, в которых находит свое удовлетворение первичная сексуальная потребность. В этих стадиях отражаются развитие и взаимоотношение между Id, Ego и Super-Ego.

Оральная стадия (0 - 1,5 г.). От рождения - до прекращения кормления грудью. Эта фаза развития характеризуется тем, что основной источник удовольствия и потенциальной фрустрации связан с кормлением. Ведущая эрогенная область этой стадии — рот как орудие питания, сосания и первичного обследования предметов.

Оральная стадия состоит из двух фаз — ранней и поздней, занимающих первое и второе полугодия жизни и соответствующих двум последовательным либидозным действиям — сосанию и укусу.

Согласно З.Фрейду, первоначально сосание связано с пищевым удовольствием, но постепенно оно становится либидозным действием, на почве которого закрепляются инстинкты Id: ребенок и в отсутствии пищи иногда посасывает свой большой палец. Этот тип наслаждения в трактовке 3. Фрейда совпадает с сексуальным наслаждением и находит предметы своего удовлетворения в стимуляции собственного тела. Поэтому эту стадию он называет аутоэротичной.

В первое полугодие жизни, по 3. Фрейду, ребенок еще не отделяет свои ощущения от объекта, которым они были вызваны: мир ребенка — это фактически мир без объектов. Ребенок живет в состоянии первичного нарциссизма (его базисное состояние — сон), при котором он не осознает существования других объектов в мире.

Во второй фазе младенческого возраста у ребенка начинает формироваться представление о другом объекте (матери) как существе, независимом от него, — он испытывает беспокойство, когда мать уходит или вместо нее появляется незнакомый человек. Усиливается влияние реального внешнего мира, развивается дифференциация Ego и Id, повышается опасность со стороны внешнего мира и чрезмерно вырастает значение матери как объекта, который может защитить от опасностей и как бы возместить потерянную внутриутробную жизнь.

Биологическая связь с матерью вызывает потребность быть любимым, которая, возникнув, останется в психике навсегда. Но мать не может по первому требованию удовлетворять все желания младенца; в воспитании неизбежны ограничения, становящиеся источником дифференциации, выделения объекта. Таким образом, в начале жизни различение между внешним и внутренним, согласно взглядам 3. Фрейда, достигается не на основе восприятия объективной реальности, а на основе переживания удовольствия и неудовольствия, связанных с действиями другого человека.

Во второй половине оральной стадии, с появлением зубов к сосанию добавляется укус, который придает действию агрессивный характер, удовлетворяя либидозную потребность ребенка. Но мать не позволяет ребенку кусать свою грудь, даже если он недоволен или расстроен, и его стремление к наслаждению начинает вступать в конфликт с реальностью.

По 3. Фрейду, у новорожденного еще нет Ego, но оно постепенно дифференцируется из Id, модифицируясь под влиянием внешнего мира. Его функционирование связано с принципом «удовлетворение-отсутствие удовлетворения». Поскольку мир познается ребенком через мать, при ее отсутствии он испытывает состояние неудовлетворенности и благодаря этому начинает выделять мать, так как отсутствие матери для него есть отсутствие наслаждения. На этой стадии не существует еще инстанция Super-Ego, и Ego ребенка находится в постоянном конфликте с Id.

Недостаток удовлетворения желаний, потребностей ребенка на этой стадии развития как бы «замораживает» определенное количество психической энергии, происходит фиксация либидо, что составляет препятствие для дальнейшего нормального развития. Ребенок, который не получает достаточного удовлетворения своих оральных потребностей, вынужден продолжать искать замещение для их удовлетворения и поэтому не может перейти на следующую стадию генетического развития.

На оральной стадии фиксации либидо у человека, по 3. Фрейду, формируются некоторые черты личности: ненасытность, жадность, требовательность, неудовлетворенность всем предлагаемым. Уже на оральной стадии, согласно его представлениям, люди делятся на оптимистов и пессимистов. «Застревание» на оральной стадии, по 3. Фрейду, сказывается на взрослой личности в виде зависимости от оральных стимулов. Люди раздражительные, агрессивные, саркастичные, склонные к перееданию, грызущие ногти, сосущие волосы и пальцы, много говорящие, беспрестанно курящие, любящие жевательную резинку, леденцы и семечки, как сказал бы 3. Фрейд, «застряли на оральной стадии развития». Наоборот, удовлетворительное грудное вскармливание, близость матери способствует развитию и дает спокойных, самостоятельных людей.

Анальная стадия (1,5 - 3 г.). Эрогенная зона находится в области ануса, когда дети получают удовольствие от задержки и выталкивания фекалий. Это период приучения к горшку, а удовольствие ребенок испытывает от напряжения анального сфинктера.

По 3. Фрейду, на этой стадии полностью образована инстанция Ego, и теперь она способна контролировать импульсы Id. Обучение туалетным привычкам мешает ребенку получать удовольствие, которое он испытывает от удержания или выделения экскрементов, и в его поведении в этот период появляются агрессия, зависть, упрямство, собственнические чувства. У него также развиваются защитные реакции против копрофилических тенденций (желание потрогать испражнения) — отвращение и чистоплотность. Детское Ego научается разрешать конфликты, находя компромиссы между стремлением к наслаждению и действительностью. Социальное принуждение, наказания родителей, страх потерять их любовь заставляют ребенка мысленно представлять себе, интериоризировать некоторые запреты. Таким образом начинает формироваться Super-Ego ребенка как часть его Ego, где в основном заложены авторитеты, влияние родителей и других взрослых, которые играют очень важную роль в качестве воспитателей, социализаторов ребенка.

З.Фрейд полагал, что важным фактором является то, как родители приучали ребёнка к горшку. Здесь берут своё начало все регуляции. Основные тактики родителей могут быть следующие.

Тактика “ негибких требований”, когда родители требуют немедленного выполнения команды, а ребёнок не хочет это делать. В результате такого приучения, согласно З.Фрейду, формируется анально - удерживающий тип личности, характерными чертами которого являются упрямство, скупость, пунктуальность, аккуратность, склонность к коллекционированию.

Тактика родительской строгости и наказаний, которая может породить анально - выталкивающий тип личности, характерными чертами которой являются склонность к разрушению, враждебность, садистические наклонности в любовных отношениях, когда партнёр становится объектом обладания.

По З.Фрейду, это неправильные тактики. Правильной тактикой является поддерживающая тактика, когда родители хвалят ребёнка. В результате такого воздействия возникает позитивный тип, способный на творчество и самовыражение.

Фаллическая стадия (3 - 5, 6 лет). Это пик детской сексуальности, когда эрогенной зоной становится область гениталии. Рассматривание органов, манипулирование, заинтересованность к вопросам пола, половых отношений, фантазии, чаще всего неверные представления. Дети этого возраста воспринимают половой акт, как агрессивные действия отца в отношении к матери. Если до этой стадии сексуальность - аутоэротичность, то теперь предметно, когда свои привязанности дети выражают к взрослым людям, к родителям.

Мотивационно-аффективную либидозную привязанность к родителям противоположного пола 3. Фрейд предложил называть эдиповым комплексом для мальчиков и комплексом Электры для девочек. В греческом мифе о царе Эдипе, убившем отца и женившемся на матери, скрыт, по мнению 3. Фрейда, ключ к сексуальному комплексу: испытывая бессознательное влечение к матери и ревнивое желание избавиться от соперника-отца, мальчик переживает по отношению к отцу ненависть и страх. Страх наказания со стороны отца лежит в основе комплекса кастрации, подкрепленного открытием, что у девочек нет пениса, и выводом, что он может утерять пенис, если будет плохо себя вести. Комплекс кастрации вытесняет эдиповы переживания (они остаются неосознанными) и способствует идентификации с отцом.

З. Фрейд одним из первых описал процесс идентификации с агрессором.

Функции:

1) модель мужского поведения;

2) идентифицируя себя с отцом, удерживает мать, как объект любви (он, как отец);

3) подготовка почвы к развитию Суперэго.

Возможные заостренные формы фаллического характера. У мужчин - стремление всегда к успеху, доказывание мужественности, безжалостное завоевание женщин, дерзки, хвастливы и опрометчивы (Дон Жуан).
У женщин - либо склонность к обольщению, либо борьба за главенство перед мужчинами. Неразрушение одного из комплексов может стать одной из причин гомосексуальности.

Посредством вытеснения Эдипова комплекса полностью дифференцируется инстанция Super-Ego. Застревание на этой стадии, трудности преодоления эдипова комплекса создают основу для формирования робкой, застенчивой, пассивной личности. Девочки, имеющие трудности в преодолении комплекса Электры, часто формируют невротическое желание иметь сына.

С развитием ребенка «принцип удовольствия» сменяется «принципом реальности», поскольку он вынужден приспосабливать инстинкты Id к тем возможностям удовлетворения влечений, которые дают реальные ситуации. В процессе развития ребенок должен научиться оценивать относительную важность различных и часто противоречивых инстинктивных желаний, чтобы, отказавшись или отсрочив удовлетворение одних, добиться исполнения других, более важных.

Самые важные периоды в жизни ребенка завершаются до 5—6 лет; именно к этому времени сформированы все три главные структуры личности.

Латентный период (6 - 12 лет). Не является стадией передышки либидо. На этом этапе, активность направлена на усвоение человеческого опыта, налаживание отношений со сверстниками. Это период подготовки к взрослости.

Генитальная стадия (пубертат). В период половой зрелости возрождается сексуальная энергия и появляется интерес к противоположному полу.

З. Фрейд утверждал, что подростковый возраст проходит через гомосексуальный опыт (психологический опыт проявления интереса и дружбы к своему полу). Гомосексуальная стадия равна фаллической стадии (Эдипов комплекс).

Затем наступает период выбора брачного партнёра. В это время формируется генитальный характер - идеальный тип личности. Зрелый, ответственный человек, который вносит вклад в общество. Человек должен быть активным, заботливым о других.

З. Фрейд показал, что для развития человека главное значение имеет другой человек, а не предметы, которые его окружают.

В русле основных положений психоанализа работали так же Анна Фрейд и Эрик Эриксон.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

Похожие:

Тема основные проблемы возрастной психологии iconНа вопросы к экзамену по возрастной психологии
Предмет возрастной психологии изучает закономерности психического развития человека в онтогенезе и особенности развития психики,...
Тема основные проблемы возрастной психологии iconПрактикум по возрастной психологии удк 159. 922. 6(076. 58) Ббк 88. 4я73 А16 Абрамова Г. С
А16 Практикум по возрастной психологии: Учеб по­собие для студ вузов. — 2-е изд., стереотип. — М
Тема основные проблемы возрастной психологии iconI. теоретические и методологические вопросы возрастной и индивидуальной...
Прикладное и теоретическое значение возрастной и дифференциальной психологии, ее задачи
Тема основные проблемы возрастной психологии iconОтделение психологии, дефектологи и возрастной физиологии нанп украины...
Приглашаем Вас принять участие в работе Международной научно-практической Интернет-конференции «Виртуальное образовательное пространство:...
Тема основные проблемы возрастной психологии iconОтветы на вопросы к экзамену по психологии развития и возрастной психологии
Возрастная психология это отрасль психологии, где изучается онтогенетическое развитие психики на различных возрастных этапах, факты...
Тема основные проблемы возрастной психологии iconТема: «Правовая психология»
Правовая психология как отрасль прикладной юридической психологии: понятие, предмет, цели, задачи, основные проблемы
Тема основные проблемы возрастной психологии iconТема: «Судебная психология»
Судебная психология как отрасль прикладной юридической психологии: понятие, предмет, цели, задачи, основные проблемы
Тема основные проблемы возрастной психологии iconТема: «Исправительная (пенитенциарная) психология»
Пенитенциарная психология как отрасль прикладной юридической психологии: понятие, предмет, цели, задачи, основные проблемы
Тема основные проблемы возрастной психологии iconВниманию студентов 1 курса фмф: Материалы к экзамену по курсу Возрастная...
Краткая история становления возрастной психологии как самостоятельной отрасли психологической науки
Тема основные проблемы возрастной психологии iconКафедра психологии человека Российского государственного педагогического...
Оргкомитет принимает к рассмотрению материалы, посвященные широкому кругу проблем общей, возрастной, социальной, педагогической,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница