I. теоретические и методологические вопросы возрастной и индивидуальной изменчивости психики глава


НазваниеI. теоретические и методологические вопросы возрастной и индивидуальной изменчивости психики глава
страница1/23
Дата публикации06.04.2013
Размер4.04 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Психология > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23
ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Часть I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ВОЗРАСТНОЙ И ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ИЗМЕНЧИВОСТИ ПСИХИКИ

Глава 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ВОЗРАСТНОЙ И ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

§ 1. Предмет возрастной и дифференциальной психологии

§ 2. Классификация методов возрастной и дифференциальной психологии

§ 3. Прикладное и теоретическое значение возрастной и дифференциальной психологии, ее задачи

Глава 2. ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА

§ 1. Видовая специфика биологического в развитии человека

§ 2. Генетические уровни психофизиологической организации и ее развитие

§ 3. Социальное в развитии человека и его психики

^ Глава 3. ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА

§ 1. Микрохронологическая характеристика и темпы возрастной динамики психики

§ 2. Гетерохрония и противоречивость индивидуального развития

§ 3. Макрохронологическая характеристика и длительность жизни человека

§ 4. Видовые изменения временной структуры развития человека и его психики

^ Глава 4. СТРУКТУРНО-ДИНАМИЧЕСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В ИНДИВИДУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕКА

§ 1. Значение структурно-генетического подхода в естествознании и психологии

§ 2. Структурная характеристика возрастной динамики психофизиологических функций

§ 3. Структурно-динамическая характеристика личности

^ Глава 5. ДЕТЕРМИНАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА

§ 1. Роль труда, общения и познания в индивидуальном развитии

§ 2. Игра и ее роль в психическом развитии

Часть II. ПЕРИОДИЗАЦИЯ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ЧЕЛОВЕКА

^ Глава 6. ПЕРИОД НОВОРОЖДЕННОСТИ

Глава 7. МЛАДЕНЧЕСКИЙ ПЕРИОД

Глава 8. ПРЕДДОШКОЛЫЧЫЙ ПЕРИОД

Глава 9. ДОШКОЛЬНЫЙ ПЕРИОД

§ 1. Развитие психофизиологических функций

§ 2. Формирование личности, субъекта общения, познания и деятельности

§ 3. Психологическая готовность к школьному обучению

^ Глава 10. ШКОЛЬНЫЙ ПЕРИОД

§ 1. Развитие психофизиологических функций

§ 2. Формирование субъекта учебно-познавательной деятельности

§ 3. Формирование личности

^ Глава 11. ПЕРИОД ВЗРОСЛОСТИ

§ 1. Возрастной подход к изучению взрослого человека

§ 2. Возрастная динамика психофизиологических функций

§ 3. Формирование личности, субъекта деятельности и индивидуальности

^ Глава 12. ПЕРИОД ГЕРОНТОГЕНЕЗА

§ 1. Геронтогенез на разных уровнях индивидной организации человека

§ 2. Возрастная динамика психофизиологических функций

§ 3. Развитие личности, субъекта деятельности и индивидуальности

Часть I

^ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ВОЗРАСТНОЙ И ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ИЗМЕНЧИВОСТИ ПСИХИКИ

Глава 1

ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ВОЗРАСТНОЙ

И ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
§ 1. ПРЕДМЕТ ВОЗРАСТНОЙ И ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Отличие возрастной и дифференциальной психологии от других отраслей психоло­гии состоит в том, что ее научным объектом являются не сами психические явления, а их развитие или возрастная изменчивость. Следовательно, объект науки носит слож­ный, динамический характер, и для его изучения требуется системный подход [3; 8; 22; 25].

Перечислим наиболее существенные проблемы, которыми занимается современ­ная возрастная и дифференциальная психология. К их числу относятся научное об­основание возрастных норм различных психофизиологических функций как в моло­дом, так и в пожилом возрастах, определение эталонов зрелости индивида, личности; выявление актуальных и потенциальных возможностей человека в разные периоды его жизни; научное прогнозирование развития и понимание роли ранних периодов жизни для последующего развертывания психических «ресурсов» человека. Решение этих задач возможно лишь при значительных изменениях в понимании самого объек­та возрастной и дифференциальной психологии, изучении всего жизненного цикла человека, включающего детские и юношеские годы, взрослость и период старения.

Необходимость интегрального подхода в возрастной и дифференциальной психо­логии, направленного на объединение отдельных фаз и периодов жизни, предпола­гает учет данных, получаемых в различных психологических науках, — в детской пси­хологии, акмеологии, психогеронтологии, а также в других науках о человеке, рас­сматривающих возрастные аспекты и индивидуальные различия, проблемы генеза и возрастного развития (возрастной физиологии, медицине, педагогике и т. п.).

Специфика объекта возрастной и дифференциальной психологии состоит преж­де всего в том, что на протяжении жизни в психологии человека происходят не толь­ко рост, но и разнообразные качественные преобразования. Еще И. М. Сеченов обра­тил внимание на чрезвычайную сложность процесса индивидуального развития че­ловека. «Несомненно, — писал ученый в работе «Элементы мысли»,— прогрессивный цикл превращений составляет умственное развитие индивидуального человека от рождения до зрелости, но для нас этот именно цикл и стоит под вопросом» [30, с. 286]. Он же впервые в качестве объекта научных исследований стал рассматривать всю жизнь человека до глубокой старости, считая ее фундаментальной проблемой есте­ствознания.

Системное рассмотрение всего жизненного цикла позволяет выявить общие за­кономерности индивидуального развития человека с момента его рождения и исполь­зовать эти закономерности для решения современных задач возрастной и дифферен­циальной психологии.

Б. Г. Ананьев [5] выделил две главные характеристики возраста: метрическую и топологическую. Метрическое свойство возраста выражено в сумме прожитых лет, в общем времени жизни индивида к определенному моменту его существования. Средняя продолжительность жизни является одной из важных, имеющих соци­альный смысл, интегральных временных характеристик человека. Метрическая ха­рактеристика возраста показывает не только длительность протекания или форми­рования того или иного психического процесса или свойства, но и то, каким образом развертывается этот процесс или свойство во времени, ускоренно или замедленно, равномерно или неравномерно и т. п. Другой характеристикой возраста является его топологическое свойство, выраженное в фазах, стадиях становления различных пси­хологических функций, в периодизации психической организации в целом.

Б. Г. Ананьев рассматривал возраст человека как функцию биологического и ис­торического времени. «Как человек в целом, так и его временные характеристики, в том числе и возраст, есть взаимопроникновение природы и истории, биологическо­го и социального. Поэтому возрастные изменения тех или иных свойств человека яв­ляются одновременно онтогенетическими и биографическими. Следует считать од­носторонними и устаревшими представления о возрастных особенностях человека как чисто биологических феноменах» [5, с. 192]. В итоге психолог понимал возраст как суммацию разнородных явлений роста, общесоматического, полового и нервно-психического созревания, зрелости или старения, конвергируемых со многими слож­ными явлениями общественно-экономического, культурного, идеологического и со­циально-психологического развития человека в конкретно-исторических условиях. При этом он считал, что возрастные изменения могут быть правильно поняты лишь в свете диалектической взаимосвязи органического и социального в психическом развитии человека. Возраст является одной из наиболее интегральных характерис­тик человека и относится не только к индивидным свойствам и функциям, но и к личности, субъекту разных видов деятельности. В то же время онтогенез и жизнен­ный путь человека определяются принципиально разными условиями и факторами, и само понятие возраста имеет разный смысл в процессе развития индивидных и личностных свойств человека.

Несмотря на кажущуюся доступность, возрастная эволюция психики как объект науки имеет свою сложную специфику, характеризующуюся целым рядом черт.

Первая заключается в том, что возрастная изменчивость различных форм психи­ки отличается разной интенсивностью в зависимости от этапов человеческой жизни и имеет различное значение в отдельные фазы жизни [3].

Следующая специфическая черта выражена в том, что возрастные особенности различных форм человеческой психики проявляются в единстве с их индивидуаль­ной вариативностью на каждом этапе развития. С. Л. Рубинштейн подчеркивал, что «реальный процесс психического развития человека всегда является конкретным ин­дивидуальным процессом» [28, с. 167]. Чем старше ребенок и сложнее психические процессы, тем большую роль играют индивидуальные особенности, тем значитель­нее индивидуальные различия. Усиление индивидуальных различий на протяжении всего жизненного цикла отмечал и Б. Г. Ананьев. Он писал: «Уже в подростковом, а тем более в юношеском возрасте смена возрастных периодов во многом зависит не только от условий воспитания, но и от сложившихся индивидуальных и типологи­ческих особенностей формирования личности. Процессы роста, созревания и разви­тия все более опосредуются накопленным жизненным опытом и образовавшимися типологическими и индивидуальными чертами. Это положение особенно характер­но для всех периодов зрелости, возрастные различия между которыми как бы «пере­крываются» типом индивидуального развития, характером практической деятельно­сти» [3, с. 157].

Стадии индивидуального развития зависят от образа жизни человека, от реаль­ных форм деятельности и их конкретного содержания. Своеобразие зрелости и про­цесса старения зависят от всего жизненного пути, от типа характера и меры активно­сти человека в трудовой, профессиональной деятельности. Именно поэтому люди приходят к порогу гражданской и интеллектуальной зрелости многообразными пу­тями.

Индивидуальные различия накладывают отпечаток на переход от зрелости к ста­рости. Преждевременное старение одних и социальная и интеллектуальная актив­ность, «молодость» других в период старения определяются образом жизни человека как личности и субъекта деятельности, мерой его социальной зрелости. В процессе развития человека усиливается роль индивидуальных различий и влияние индиви­дуальности на характер возрастной изменчивости психики [5].

Современное состояние научных знаний позволяет выделить различные аспекты рассмотрения возрастной динамики психики как объекта научного познания. К ним относятся биосоциальный, хронологический, структурно-динамический и каузаль­ный аспекты. В системе указанных аспектов представляется возможным достаточно полно отразить специфику возрастной динамики индивидуального развития челове­ка (см. рис. 1.1).

С онтологической позиции объект возрастной и дифференциальной психологии рассматривается в плане соотношения биологического и социального в индивидуаль­ном развитии человека. Причем, для понимания возрастной изменчивости психики онтологический аспект имеет особое значение. Он позволяет выявлять специфику психического развития, заключающуюся у человека в единстве биологического и со­циального бытия при ведущем, определяющем значении социального.

Хронологический аспект характеризует психическую эволюцию как процесс, осу­ществляющийся во времени на протяжении всей жизни человека. Возрастная динами­ка определяется по таким метрическим критериям, как скорость, темп, длительность и направленность (вектор) изменений психических форм в разные периоды индиви­дуального развития. Хронологический подход позволяет выявить неравномерность и гетерохронность развития психики и своеобразие его временной структуры.

При помощи структурного подхода можно определить возрастную динамику пси­хических явлений с точки зрения степени их дифференциации и интегрированности. При структурно-динамическом подходе раскрывается процесс структурообразования на разных уровнях психического развития и обсуждается вопрос о том, каким образом осуществляется преемственность и качественные преобразования в развитии психики.

К числу сложнейших и существенных вопросов возрастной и дифференциальной психологии относится проблема детерминации психического развития. Каузальный подход предполагает рассмотрение внешних и внутренних факторов, определяющих развитие движущих сил и условий индивидуальной эволюции человека.

При системном анализе важно соотнести между собой различные характеристики и закономерности индивидуального развития, которые выявляются при рассмотрении объекта возрастной и дифференциальной психологии с каузальной, хронологической, структурно-динамической позиций и в аспекте биосоциального единства. Такой путь познания позволяет подойти к более глубокому пониманию сущности возрастной и дифференциальной изменчивости психики, выявить специфику пcихического развития человека. Поэтому при дальнейшем рассмотрении психического развития с целью более глубокого понимания необходимо обратить внимание на т как действие различных факторов регулирует его временные и структурно-динамические закономерности и как сам человек, включаясь в различные виды деятельности (профессиональную, учебно-образовательную, общественную, спортивную и др.), может изменить типичный ход эволюционных процессов на уровне индивида и личности.


^ Онтологический аспект

(Закономерности соотношения биологического и социального)





^ Структурно-динамический аспект

(закономерности качественных преобразований)

Хронологический аспект

(хронологические закономерности)

^ Возрастная изменчивость психики






Каузальный аспект

(Каузальные закономерности)

Рис. 1.1. Аспекты системного описания объекта возрастной и дифференциальной психологии

§ 2. КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ВОЗРАСТНОЙ И ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Многомерность и чрезвычайная сложность процесса индивидуального развития психики, требующие многоаспектного анализа и применения разного рода подходов, предполагают использование разнообразного набора конкретных методических среде определение общей стратегии исследования, решения организационных проблем. Сам системный подход к психическому развитию человека предполагает многокомплексность исследований. Это обусловливается в первую очередь тем обстоятель­ством, что без комплексного использования методических приемов по существу не­возможно выявить и углубить понимание основных генетических законов, имеющих сложную природу, которая может быть раскрыта только путем разного рода соотно­шений и сопоставлений. Комплексное исследование необходимо также и при рас­смотрении условий и полифакторных воздействий, вызывающих различного рода из­менения в психике человека в разные периоды его жизни. Следует, однако, заметить, что изучение развития не исключает, а предполагает так называемые моноисследо­вания, имеющие дело с динамическими характеристиками каких-либо отдельных пси­хических функций и направленные на изучение соответствующих закономерностей и зависимостей, к примеру, такой важной характеристики, как неравномерность раз­вития. Подобного рода исследования приобретают большую научную ценность, если они проводятся в рамках системного и комплексного подходов к человеку, к измене­ниям его психических форм. Такие основные характеристики развития, как гетерохронность, структурообразование, могут быть выявлены только в результате соотно­шения между собой разного рода данных измерений динамики конкретных форм пси­хики как в генетическом плане, так и в плане выявления взаимоотношений разных компонентов развития.

Таким образом, чем сложнее задача, тем интенсивнее выражена комплексность в методической части исследования. В максимальной степени этот процесс выражен при описании отдельных периодов жизни, при построении в психологии различных периодизаций жизненного цикла человека, а также при соотнесении между собой зна­ний о человеке, полученных в разных научных дисциплинах.

Комплексный подход может быть направлен на решение задач разного типа. Во-первых, при установлении связей психического развития с другими формами и уров­нями развития человека в системе человекознания. Во-вторых, при исследовании собственных феноменов развития, его основных характеристик и детерминирующих его факторов. Программирование комплексных исследований, как подчеркивал Б. Г. Ананьев [4], само по себе представляет крупную методологическую задачу. По­требность в таких исследованиях возникает лишь на определенном уровне научных разработок, когда отдельные параметры и характеристики развития, полученные в специальных исследованиях, не объясняют его целостной природы. Переход от част­ных, специальных исследований к комплексному, синтезирующему изучению озна­чает сосредоточение сил и средств на познании связей, отношений и зависимостей между всеми характеристиками объекта. «Поэтому особенно важно на одних и тех же людях получать основные характеристики и величины, исследуя их реальные вза­имосвязи в процессе развития» [4, с. 326]. Проведение серий комплексных исследо­ваний, по мнению Б. Г. Ананьева, является непременным условием создания систе­мы психологической диагностики, применяемой для решения различных практиче­ских задач в целях полного использования потенциалов человеческого развития.

Проведение исследований, ориентируемых на возрастную переменную, носит спе­цифический характер и предполагает использование двух основных организацион­ных методов: метода возрастных, или «поперечных», срезов и лонгитюдинального метода, или метода «продольных» срезов. Такого рода стратегия исследования, где предполагается сличение характеристик разных возрастов, позволяет выявить воз­растную динамику, ее специфические черты в отношении различных форм психики.

Существенным моментом в общей системе исследования является вопрос о кон­кретных методах, процедурах добывания эмпирического материала о возрастных по­казателях психики. К ним относится большая группа основных методов психологии, которые охватывают способы получения психологических фактов в рамках общей стратегии решения задач возрастной и диффефенциальной психологии. Для того чтобы эмпирические данные приобрели научный смысл, превратились в научные факты, необходимо использование различных методов математической обработки полученных данных. Такая обработка преследует цель выяснения различий и взаи­мосвязей, разного рода соотношений и установления на их основе закономерностей возрастной и индивидуальной изменчивости психики.

При рассмотрении методической части целесообразно учитывать ее системный характер как исследовательский цикл, где имеет место последовательное включение и использование разных групп методических средств, позволяющих в своей совокуп­ности наиболее достоверным образом решать конкретные научные задачи, связанные с развитием и изменчивостью психики. Классификация методических средств, акту­альных для познания психического развития человека, основана на описании систе­мы методов современной психологии, предложенной Б. Г. Ананьевым [4]. Эта клас­сификация (см. табл. 1.1) включает организационные, эмпирические, «обрабатыва­ющие» и интерпретационные группы методов. Рассмотрим их подробнее.

Таблица 1.1

^ Классификация методов

Организационные

Эмпирические

«Обрабатывающие »

Интерпретационные

Лонгитюдинальный, или «продольных» срезов
Комплексный
«Поперечных» срезов, или сравнительно-возрастной



Обсервационные (наблюдение, самонаблюдение)
Экспериментальные

(лабораторный, по­левой, естественный, констатирующий, формирующий

эксперименты)
Праксиметрические
Биографические
Анкетирование
Беседы, интервью
Психодиагностические



Количественные:

Определение средне-

арифметической, коэффициента вариации, лимитов, крите­рия Стьюдента и др.
Регрессионный анализ
Дискриминантный анализ
Дисперсионный анализ
Корреляционный и факторный анализы
Таксономический анализ и др.
Качественные:

Психологическая казуистика
Дифференциация по типам, группам, вариантам развития

Генетические

(описание и интерпретация генетических связей между фазами и уровнями развития)
Структурные

(описание и интерпретация взаимо­связей между отдельными парамет­рами развития)




Подавляющее большинство исследований в детской, возрастной, педагогической психологии, в психогеронтологии выполнены с помощью организационных методов, в частности метода «возрастных» срезов. Модификации указанного метода состоят в том, что в качестве предмета исследования берутся различные возрастные интерва­лы, например преддошкольный и дошкольный возраст, и исследуется комплекс изу­чаемых психических явлений (память, мышление и речь) или динамика какого-либо одного психического процесса. Одним из такого рода исследований является цикл работ по проблеме памяти, выполненный под руководством А. А. Смирнова [11], где сопоставлялись особенности мнемических процессов у дошкольников, школьников и взрослых людей. Таким же путем проводились многие исследования по детской пси­хологии [17; 35].

В коллективных исследованиях, выполненных под руководством Б. Г. Ананьева [4; 7] в широком возрастном диапазоне методом «поперечных» срезов, в интеллекту­альных функциях взрослых были выявлены онтогенетические изменения в зритель­ном восприятии по параметру константности от раннего детства до глубокой старости. В других циклах исследований метод «возрастных» срезов был применен для опре­деления онтогенетических преобразований комплекса зрительно-пространственных функций — поля зрения, остроты зрения, линейного глазомера, где были выявлены особенности созревания и старения каждой из этих функций и специфика их взаи­моотношений в различные возрастные периоды [1; 6; 24]. Метод «поперечных» сре­зов применяется к индивидам одной возрастной группы, что дает возможность уста­новить усредненные величины и границы нормальной вариантности в показателях той или иной психической функции.

С совершенствованием указанного метода в нем усиливаются процессы интегра­ции и дифференциации. В связи с задачей изучения жизненного цикла человека в целом, при организации исследования все большее значение приобретает широкий охват разных периодов жизни. Для более глубокого понимания возрастной динамики на разных этапах жизни важным оказывается микровозрастной анализ, который по­зволяет выявить сложный характер изменений функций в различные периоды их раз­вития.

С середины XIX в. в психологии стал применяться другой организационный ме­тод — метод «длинника». Он возник, когда Дарвин, Тэн, Кусмауль, Прейер и другие ученые начали наблюдения за своими детьми, систематически фиксируя развитие их речи, эмоций, сенсомоторных функций. В отечественной психологии систематичес­кое генетико-психологическое исследование раннего детства проводилось В. М. Бех­теревым и его коллегами. Н. М. Щелованов в основанной В. М. Бехтеревым клини­ке-лаборатории длительное время изучал одних и тех же детей комплексным путем [9; 31].

Метод «продольных» срезов по сравнению с методом «поперечных» срезов при­меняется в гораздо меньших масштабах. Примерами могут служить систематическое изучение детей в течение первых двух лет жизни, которое позволило швейцарскому психологу Ж. Пиаже выявить стадии развития сенсомоторного интеллекта [33], си­стематическое изучение зрительно-пространственных функций у взрослых, выпол­ненное Л. Н. Гольбиной [13].

Использование лонгитюдинального метода в широком возрастном диапазоне Л. Шоенфельдом и В. Овенсом [5] носило комплексный характер. Ими проводилось обследование вербальных, смысловых, логических и числовых функций у одних и тех же людей на протяжении 42 лет жизни. Лонгитюдинальный метод, сложившийся в детской психологии, был применен в геронтологии [2]. В работе И. С. Кона [18] рас­сматриваются результаты лонгитюдинальных исследований и вопросы их организа­ции, представленные в работах зарубежных психологов, описываются программы долгосрочных исследований, продолжавшихся 30-40 лет и охватывающих широкий круг личностных, интеллектуальных, физических характеристик человека.

Лонгитюдинальные исследования имеют целью изучение генетических связей между фазами жизни. Лонгитюдинальный метод позволяет определять диапазон воз­растной изменчивости и индивидуальной вариабельности фаз жизненного цикла, что составляет основу дифференцированного управления процессом развития. По сло­вам Б. Г. Ананьева, «особенно важны наиболее отдаленные влияния, распространя­ющиеся в самую глубину структуры личности и ее жизненного цикла. Для определе­ния таких опосредованных и отдаленных влияний, действующих в длинном ряду ге­нетических связей между фазами развития, Лонгитюдинальный метод должен быть признан основным. Этот метод может иметь значение и для определения сравнитель­ной ценности разных систем обучения, поскольку эта ценность выражается не толь­ко и не столько непосредственным эффектом в данный момент, сколько наибольшей долговечностью эффектов, их полезностью для развития и здоровья человека» [5, с. 197].

С преимуществом лонгитюдиналыюго организационного метода в определении генетических связей между фазами психического развития связана и другая его важ­ная черта. Она заключается в том, что указанный метод является наиболее эффек­тивным при научном прогнозировании дальнейшего хода психической эволюции [7].

В качестве следующей существенной особенности лонгитюдинального метода следует назвать его ориентацию на выявление индивидуальных характеристик чело­века в ходе его развития, которое происходит у разных людей различными путями и с неодинаковой скоростью. Этот метод применяется для изучения становления твор­ческой индивидуальности, для более точного определения веса каждого из факторов, влияющих на ее развитие [2; 5].

Лонгитюдинальный метод предполагает такую организацию исследований, при которой в соответствии с долгосрочной программой, рассчитанной на ряд лет, непре­рывно прослеживается ход индивидуального развития путем регулярного, многократ­ного и систематического обследования на его отдельных этапах с привлечением экс­периментальных и функциональных проб и заданий, а также других методов (биогра­фического, праксиметрического анализа продуктов деятельности и т. п.). Итогом лонгитюдинальной организации исследования является монография, охватывающая несколько фаз периодов человеческой жизни. «Сопоставление ряда таких индивиду­альных монографий позволяет достаточно полно представить диапазон колебаний возрастных норм и моментов перехода от одной фазы развития к другой» [4, с. 301].

Следует обратить внимание на трудоемкость и чрезвычайную сложность соблю­дения регулярности и периодичности обследования одного и того же человека, так как при таком обследовании происходит адаптация испытуемого к условиям опыта. Сочетание двух организационных методов, лонгитюдинального обследования сту­денческого возраста и обследования лиц того же возраста, но методом «поперечных» срезов, посредством применения одного и того же набора методик впервые в нашей психологии было осуществлено под руководством Б. Г. Ананьева в комплексных ис­следованиях 1965-1972 гг. Это позволило установить закономерности возрастной из­менчивости индивидных и личностных характеристик в период ранней и средней взрослости с достаточно высокой степенью надежности [4].

Для современных исследований в области возрастной и дифференциальной пси­хологии характерным является комплексный подход, при котором становится воз­можной экспериментальная разработка целостней концепции развития. «Подобно сравнительному и лонгитюдинальному методам, вовсе не представляющим сами по себе какой-либо теории, но являющимся способами организации исследовательско­го цикла, комплексный метод сам по себе еще не есть концепция целостности изуча­емых феноменов, но, бесспорно, он направлен на построение такого исследователь­ского цикла, который обеспечивал бы в будущем построение такой концепции» [4, с. 302].

Следующая группа методов включает эмпирические приемы, с помощью которых добываются факты о возрастной изменчивости психики и которые используются в соответствии с общей организацией исследования путем применения метода «попе­речных» срезов, или лонгитюда. Основные эмпирические методы психологии (обсер­вационные, экспериментальные, праксиметрические, биографические и др.) пред­ставляют основные пути получения знаний об особенностях индивидуального раз­вития человека. Так, сведения о процессе усложнения поведения ребенка с момента рождения и о генезе интеллектуальной деятельности были получены Ж. Пиаже [33] путем наблюдения в сочетании с естественным экспериментом в лонгитюдинальных исследованиях детей. Многочисленные данные относительно возрастных особенно­стей памяти, мышления, восприятия в дошкольном периоде были добыты путем орга­низации исследований методом «поперечных» срезов, где широко использовались различные модификации лабораторного и естественного экспериментов [11; 35]. Для изучения становления личности и субъекта деятельности проводились лонгитюдинальные исследования в сочетании с праксиметрическим и обсервационным метода­ми в их ретроспективной модификации [19]. Сравнительное изучение биографий ученых, художников позволило определить оптимальные для человека периоды твор­чества [2; 19; 21].

В группу так называемых «обрабатывающих» методов возрастной и дифферен­циальной психологии входят различные математико-статистические методы. В соот­ветствии с задачами выяснения степени дифференциации данных по разным возраст­ным группам используются критерии различий, дискриминантный анализ. С целью получения усредненного критерия оценки возрастной группы по тем или иным пси­хологическим параметрам и степени выраженности в ней индивидуального разнооб­разия данных рассчитываются средние величины, лимиты и коэффициент вариации. Для того, чтобы теоретическим путем определить форму кривой данных, полученных в том или ином возрастном диапазоне, а также иметь возможность экстраполировать дальнейший ход изменений, применяется регрессионный анализ [26]. Для выясне­ния роли заданных факторов среди совокупности других неорганизованных факто­ров в развитии психических функций и свойств используется дисперсионный анализ [6]. Одними из распространенных методов количественной и качественной обработ­ки материала являются корреляционный и факторный анализы [15]. В результате корреляционного анализа были выявлены особенности структурирования интеллектуальных функций и их качественных преобразований в школьном и взрослом пери­одах жизни [4; 14]. Качественный анализ с использованием указанных эмпирических и статистических методик позволяет выделить типы, варианты и профили отдельных характеристик и подсистем индивидуального развития психики.

Группа интерпретационных методов включает в себя приемы обобщающего ха­рактера, направленные на теоретический синтез и интерпретацию статистически об­работанных данных. Собранный материал может быть обобщен в виде психограмм, синтетического описания онтогенеза жизненного пути личности, субъекта деятель­ности и индивидуальности. В результате применения интерпретационных методов могут быть получены типология развития, различные онтогенетические закономер­ности. Интерпретация данных осуществляется в двух основных направлениях, гене­тическом и структурном, и имеет целью исследование генетических связей и харак­тера взаимосвязей отдельных сторон психического развития.
§ 3. ПРИКЛАДНОЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ВОЗРАСТНОЙ И ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ, ЕЕ ЗАДАЧИ

Усиливающийся интерес к проблемам психического развития обусловлен тем, что в настоящее время практически значимыми становятся такие задачи, как научное обо­снование профотбора и профессиональной ориентации школьников; переориентация на разных возрастных ступенях, включая пожилой возраст; непрерывное образова­ние, обучение не только детей, но и взрослых; переобучение и улучшение професси­ональной подготовки в зрелые годы жизни человека. Современное общество в усло­виях научно-технического прогресса заинтересовано в выявлении «психических ре­сурсов» и повышении уровня творческого потенциала, работоспособности человека на протяжении всей его сознательной жизни.

Учет возрастных особенностей необходим при построении эффективных режимов тренинга операторов, обучении профессиональному мастерству в условиях высоко­автоматизированного производства, при оценке надежности работы и адаптационных возможностей человека в процессе интенсификации производства. Возрастные и дифференциальные особенности важны также при клинической диагностике в целях более точной профилактики, лечения и при трудовой экспертизе с использованием глубоких и всесторонних знаний о состояниях и возможностях человека в разные пе­риоды его жизни. Тесная связь с клиникой, медициной, включая гериатрию, способ­ствует углубленной разработке основных проблем возрастной и дифференциальной психологии, таких как потенциалы человеческого развития в различные периоды жизни. В педагогической деятельности высокая эффективность обучения и воспита­ния достигается благодаря всестороннему знанию учащихся, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Практическая работа с людьми в других областях общественной жизни, в сфере обслуживания, управления также требует дифферен­цированного подхода на основе знаний о возрастных и дифференциальных особен­ностях человека.

Взаимодействие возрастной и дифференциальной психологии с практикой осу­ществляется различными путями: непосредственно, опосредованным путем, через медицину и педагогику, а также через психологические науки, образованные в ре­зультате расширения междисциплинарных связей — социальную психологию, педа­гогическую психологию, инженерную психологию. И те, и другие науки создают но­вые возможности для развития сфер практического использования возрастной и дифференциальной психологии.

Прикладные задачи решаются на основе знания общих закономерностей онтоге­нетического развития и системного подхода к объекту возрастной и дифференциаль­ной психологии. К числу таких задач относятся определение и научное обоснование возрастных норм психического развития, которые используются как в клинике в це­лях установления различного рода отклонений в развитии человека, так и при опре­делении социальных функций и ролей человека в разные периоды его жизни (граж­данская и трудовая зрелость, пенсионный возраст и т. п.). Знания возрастных норм и диапазона индивидуальных различий необходимо в целях прогнозирования психи­ческого развития. Широкий диапазон действия возрастных норм обусловлен тем, что возраст выступает в качестве одной из наиболее интегральных характеристик чело­века. Оценивая возрастные особенности с позиции комплексного подхода, важно, однако, учитывать неодинаковую степень связи изменений различных функций с возрастом. При общем глобальном подходе к возрастным нормам ведущее значе­ние имеет классификация периодов и отдельных фаз жизни, которые характеризу­ются сочетанием метрических и топологических свойств. Кроме того, в зависимости от содержания и направленности социально значимых требований к человеку в раз­ные периоды его онтогенеза на первый план в определении норм психического раз­вития выступают различные критерии, которые определяют специфику комплексной оценки того или иного периода жизни. Так, при поступлении в школу, наряду с дру­гими показателями физического и психического развития, решающее значение име­ет психологическая готовность к обучению. Пенсионный возраст оценивается преж­де всего с точки зрения состояния трудоспособности человека как субъекта деятель­ности и личности в структуре других его характеристик.

Наряду с разработкой возрастной периодизации жизненного цикла как наиболее комплексной и сложной, важное прикладное значение отводится возрастному нор­мированию по отдельным подструктурам и функциям (память, внимание, сенсорно-перцептивные и другие функции), реально используемым и развивающимся в про­цессе обучения и в других видах деятельности. Становление человека как личности, как субъекта общения, познания, общественного поведения и практической деятель­ности так или иначе связано с возрастными лимитами, которые опосредуют процесс социального воздействия на человека, социальную регуляцию его статуса и поведе­ния в обществе. Начало формирования субъекта учебной деятельности датируется 6-7-летним возрастом. В трудовом законодательстве фиксируются возрастные пре­делы зрелости человека как субъекта трудовой деятельности в общем и профессио­нальном планах. И, наконец, в государственных законодательствах устанавливаются возрастные ступени созревания человека как личности, как субъекта общественного поведения, приобретающего с определенного возраста гражданские права и обязан­ности. С формированием индивидных качеств человека, наряду с его социально-пси­хологическими характеристиками, связан возраст вступления в брак и создания семьи. Установление «старта» и «финиша» в развитии человека — субъекта трудовой деятельности, выделение периодов наивысших достижений в научной и художе­ственной сферах и сроков оптимальной, общей и профессиональной трудоспособно­сти имеют существенное значение для более глубокого, дифференцированного под­хода к социальному возрастному нормированию. Возрастное нормирование имеет социальный и дифференциальный смысл, поскольку возрастные эталоны позволя­ют также определять степень выраженности индивидуальных различий, степень про­движения в психическом развитии в конкретный период жизни.

Проблема возрастного нормирования включает в себя не только рассмотрение усредненных эталонов, но и вопрос об индивидуальной вариативности психологиче­ских характеристик. Индивидуальные различия выступают и в качестве относительно самостоятельной проблемы в структуре возрастной и дифференциальной психоло­гии. Рассмотрение возрастных и индивидуальных особенностей в их единстве созда­ет новые возможности для определения обучаемости и воспитуемости, для опреде­ления степени зрелости психологических функций у отдельных людей. Выявление различных путей развития психологических функций и разнообразия темпов их воз­растной динамики имеет значение для более точной оценки не только каждого воз­растного «среза», но и главным образом самого процесса индивидуального развития, с точки зрения разнообразия проявлений возрастной нормы под воздействием раз­личных факторов. В данном случае речь идет о научной основе индивидуально-пе­дагогического подхода к человеку и о решении задач воспитания и обучения.

Следующий цикл научно-практических проблем возрастной и дифференциаль­ной психологии связан с феноменом ускорения процесса развития. Акселерация в период роста и созревания организма и ретардация старения, отодвигание границ ге-ронтогенеза на более поздние возраста в современном обществе под действием цело­го комплекса социально-экономических, деятельностных, а также санитарно-гигие­нических и биотических факторов стимулируют, со своей стороны, разработку сис­темы возрастного нормирования.

Для дальнейшего исследования одной из основных проблем возрастной и диффе­ренциальной психологии — классификации периодов жизни — первостепенное зна­чение имеет структурно-генетический подход к онтогенетическому развитию чело­века, который способствует углубленному изучению его качественных особенностей, психологических механизмов и внутренних детерминант. Практическое значение структурно-генетического подхода заключается в использовании функциональных связей, что дает возможность направленно управлять возрастной динамикой и опре­делять меры сензитивности в отдельные периоды жизни.

В возрастной и дифференциальной психологии решаются три группы задач: науч­но-исследовательские, диагностические и коррекционные.

Исследовательские задачи рассматривают объект науки на разных уровнях: на уровне общих закономерностей и факторов развития и на уровне специфического их проявления в отдельные периоды жизни. К более конкретному уровню относится рассмотрение проблем возрастной динамики отдельных сторон психики (психофи­зиологических функций, процессов, свойств), а также их взаимосвязей на протяже­нии всего жизненного цикла человека. Научно-исследовательские задачи возрастной и дифференциальной психологии направлены на более полное и глубокое понима­ние объекта и предмета науки.

Решение диагностических задач дает возможность распознавать и оценивать сте­пень зрелости индивидных и социальных, личностных характеристик человека на разных этапах его развития, оценивать отклонения разного рода в психическом раз­витии у лиц разного возраста, определять потенциальные возможности психическо­го развития. При этом диагностические задачи могут решаться совместно с прогно­стическими как в периоды раннего онтогенеза, так и в периоды взрослости и геронтогенеза.

Коррекционные задачи ориентированы на исправление дефектов в психическом развитии и на устранение тех причин, которые вызывают разного рода отклонения (семейные условия и др.). Решение этого рода задач осуществляется путем психоло­гических консультаций, специально организованных тренировок и обучающих экс­периментов, психолого-педагогического тренинга, путем разработки рекомендаций по изменению образа жизни с учетом возраста и индивидуальных особенностей че­ловека. Важно подчеркнуть, что эффективность коррекционной работы возрастного и дифференциального психолога во многом зависит от активности и готовности са­мих лиц, нуждающихся в психологической помощи.

^ Вопросы для повторения и размышлений

1. В чем выражается системный подход в возрастной и дифференциальной психо­логии и каковы основные аспекты рассмотрения ее объекта?

2. Из каких основных методических разделов состоит исследовательский цикл в воз­растной и дифференциальной психологии? Какова последовательность и проце­дура использования разных методов? Каковы преимущества и ограничения лонгитюдинального метода и метода «поперечных срезов?

3. Какие актуальные практические и теоретические задачи могут решаться на осно­ве применения знаний из области возрастной и дифференциальной психологии?
ЛИТЕРАТУРА

1. Александрова М.Д. Очерки психофизиологии старения. — Л., 1965.

2. Александрова М.Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии. — Л., 1974.

3. Ананьев Б. Г. О системе возрастной психологии // Вопросы психологии. — 1957. — №5.

4. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. — М., 1977.

5. Ананьев Б. Г. Избр. психол. труды: В 2 т. — М., 1970. — Т. 1.

6. Ананьев Б. Г., Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей. — М., 1964.

7. Ананьев Б. Г., Кудрявцева Н. А., Дворяшина М. Д. Индивидуальное развитие чело­века и константность восприятия. — М., 1968.

8. Анциферова Л. И., Завалишина Д. Н., Рыбалко Е. Ф., Категория развития в психо­логии // Категории материалистической диалектики в психологии / Отв. ред. Л. И. Анцыферова. - М., 1988.

9. Бехтерев В. М., Щелованов Н.М. К обоснованию генетической рефлексологии // Новое в рефлексологии и физиологии нервной системы. — М.; — Л., 1928. — Т. I.

10. Викторов В. И. Исследование устойчивости семантической факторной структу­ры семантического дифференциала и ее теоретическая интерпретация / Дисс. ... канд психол. наук. — Л., 1982.

11. Возрастные и индивидуальные различия памяти / Под ред. А. А. Смирнова. — М., 1967.

12. Волков И. П. Социометрия как метод социальной психологии / Дисс.... канд. пси­хол. наук. — Л., 1968.

13. Гольбина Л. Н. Пространственно-различительные функции и их связь с индивиду­альным развитием взрослого человека / Дисс.... канд. психол. наук. — Л., 1970.

14. Грановская Л. Н. Применение количественных методов к анализу возрастной из­менчивости взаимосвязей интеллектуальных функций взрослых / Дисс.... канд. психол. наук. — Л., 1973.

15. Докторов Б. 3. Факторный анализ в психологическом исследовании человека / Дисс.... канд. психол. наук. — Л., 1970.

16. Забродин Ю. М. Проблемы разработки практической психологии // Психологи­ческий журнал. — 1980. — Т. I. — № 2.

17. Зинченко П. И. Непроизвольное запоминание. — М., 1961.

18. Кон И. С. Постоянство и изменчивость личности // Психологический журнал. — 1987. - Т. 8. - № 4.

19.Логинова Н. А. Биографический метод в психологии и смежных науках / Дисс.... канд. психол. наук. — Л., 1975.

20. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. — М., 1984.

21.Пелъц Д., Эндрю с Ф. Ученые в организациях. — М., 1973.

22. Принцип развития в психологии / Под ред. Л. И. Анцыферовой. — М., 1978.

23. Психодиагностические методы в комплексном лонгитюдном исследовании сту­дентов / Отв. ред. А. А. Бодалев. — Л., 1976.

24. Рыбалко Е. Ф. Возрастные особенности объема и структуры зрительного поля. — Л., 1969.

25. Рыбалко Е. Ф. О системном подходе в возрастной психологии // Эксперименталь­ная и прикладная психология. — 1975. — Вып. 6.

26. Рыбалко Е. Ф. О закономерностях мнемических функций в раннем онтогенезе // Вести. Ленингр. ун-та. — Сер.: Экономика. Философия. Право; Вып. 3. — 1979. — №17.

27. Рыбалко Е. Ф. Актуальные проблемы возрастной психологии // Там же. — Вып. 1. — 1981.-№5.

28. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — М., 1946.

29. Семенов В. Е. Применение метода коатент-анализа в социально-психологических исследованиях / Дисс.... канд. психол. наук. — Л., 1975.

30. Сеченов И. М. Избр. соч. - М., 1952. -Т. 1.

31. Степанова Е. И. Человек как предмет комплексного познания в трудах В. М. Бех­терева // Психологический журнал. — 1982. — Т. 3. — № 6.

32. Степанова Е. И. Человек: Возраст, труд, образование // Вопросы психологии. — 1986. - № 1.

33. ФлейвеллДж. Генетическая психология Ж. Пиаже. — М., 1969.

34. Шорохова Е. В. Психология личности и образ жизни // Личность в системе кол­лективных отношений / Под ред. А. А. Бодалева. — М., 1980.

35. ЭльконинД. Б. Детская психология. — М., 1960.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23

Похожие:

I. теоретические и методологические вопросы возрастной и индивидуальной изменчивости психики глава iconВопросы к зачету по детской психологии, 3 курс
Предмет детской психологии, ее связь с другими науками. Теоретические и практические задачи детской психологии. Методологические...
I. теоретические и методологические вопросы возрастной и индивидуальной изменчивости психики глава iconНа вопросы к экзамену по возрастной психологии
Предмет возрастной психологии изучает закономерности психического развития человека в онтогенезе и особенности развития психики,...
I. теоретические и методологические вопросы возрастной и индивидуальной изменчивости психики глава iconТест Гилфорда (модифицированный) Данный тест направлен на изучение...
Тесты предназначены для возрастной группы от 5 до 15 лет. С детьми от 5 до 8 лет процедура проводится в индивидуальной форме. С возрастной...
I. теоретические и методологические вопросы возрастной и индивидуальной изменчивости психики глава iconГенетика микроорганизмов
Генетика наука об изменчивости и наследственности организмов. Основателем учения об изменчивости и наследственности является Ч. Дарвин,...
I. теоретические и методологические вопросы возрастной и индивидуальной изменчивости психики глава iconОтветы на вопросы к экзамену по психологии развития и возрастной психологии
Возрастная психология это отрасль психологии, где изучается онтогенетическое развитие психики на различных возрастных этапах, факты...
I. теоретические и методологические вопросы возрастной и индивидуальной изменчивости психики глава iconНаучно-теоретические основы и методологические подходы по реализации...
Предмет дисциплины: научно-теоретические основы и методологические подходы по реализации внешнеэкономических стратегий отечественных...
I. теоретические и методологические вопросы возрастной и индивидуальной изменчивости психики глава iconСеминар Вопросы для обсуждения: Предмет и задачи общей психологии....
Предмет психологии. Методологические, теоретические и естественно-научные основы психологии
I. теоретические и методологические вопросы возрастной и индивидуальной изменчивости психики глава iconУчебное пособие для учащихся
Н. Л. Моргунова (глава I), С. А. Попов (глава II), Ю. С. Зобов (главы Ш, V § 1, 2, 3, 5), П. Е. Матвиевский (глава IV), Ю. П. Злобин...
I. теоретические и методологические вопросы возрастной и индивидуальной изменчивости психики глава iconМетодологические и теоретические проблемы психологии
Взаимосвязь личностного развития и профессионального становления студентов-психологов
I. теоретические и методологические вопросы возрастной и индивидуальной изменчивости психики глава icon1. Теоретические основы экономического анализа хозяйственной деятельности предприятия
Задание Используя способ группировки проанализировать возрастной состав оборудования, если известно (табл. 1)
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница