Е. С. Иванов доктор медицинских наук, профессор (Санкт-Петер­бургский государственный университет, кафедра специальной психоло­гии)


НазваниеЕ. С. Иванов доктор медицинских наук, профессор (Санкт-Петер­бургский государственный университет, кафедра специальной психоло­гии)
страница1/14
Дата публикации09.03.2013
Размер2.42 Mb.
ТипУчебное пособие
userdocs.ru > Психология > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


ББК 88.4 Ш63

Рецензенты:

Е. С. Иванов — доктор медицинских наук, профессор (Санкт-Петер­бургский государственный университет, кафедра специальной психоло­гии);

С. Т. Посохова — доктор психологических наук, профессор (Инсти­тут специальной педагогики и психологии, зав. кафедрой психологии развития личности).

Шипицына Л. М.

Ш63 Психология детского воровства: Учебное пособие. СПб.: Речь, 2007. - 276 с.

ISBN 5-9268-0577-5

В учебном пособии выделены современные проблемы девиантного поведения детей и подростков; их причины, связанные с нару­шением родительской привязанности и семейным неблагополучием. Основной акцент делается на психологических аспектах воровства как наиболее типичной и распространенной формы девиантного поведе­ния детей и подростков. Рассматриваются типология, причины воров­ства и их особенности с позиции возраста, а также в качестве патоло­гического фактора. Представлены направления психокоррекционной работы и профилактики детского воровства, а также психологические рекомендации для педагогов и родителей.

Учебное пособие может быть использовано студентами, аспи­рантами, изучающими психологические, социальные, педагогиче­ские науки, а также педагогами, психологами, социальными работ­никами.

© Л. М. Шипицына, 2007
© Издательство «Речь», 2007
ISBN 5-9268-0577-5 © И. Могутова, иллюстрации, обложка, 2007

Оглавление

Предисловие …………………………..5

Глава 1. Девиантное поведение детей и подростков ……………………..……13

  1. Причины девиантного поведения …………………………..16

  2. Особенности поведенческих реакций подростков на воздействия среды …………… …………….34

Глава 2. Нарушение родительской привязанности - основа девиантного поведения ребенка ………………………….43

  1. Привязанность и ее формы ………………………….43

  2. Поведение привязанности ………………………….46

  3. Нарушение привязанности …………………….…….50

  4. Материнская привязанность и ее нарушение ………….…………..….60

  5. Отцовская привязанность и ее нарушение ............................................. 68

Глава 3. Семейное неблагополучие как причина детской девиантности…….....85

  1. Проблемная семья …………………..………94

  2. Некомпетентная семья …………………..………97

  3. Благополучная семья …………………….….… 100

Глава 4. Воровство как типичная форма девиантного поведения детей и подростков …………………………………………………………….…. 107

  1. Понятие воровства ……………………….… 107

  2. Детское воровство .,……… ……………………….… 113

Глава 5. Причины детского воровства ……………………….… 126

  1. Импульсивность ……………………….… 128

  2. Психологическая неудовлетворенность……………………………… 132

  3. Неразвитость нравственных представлений и воли…………………. 141

Глава 6. Возрастной аспект воровства …………………………… 153

  1. Воровство в дошкольном возрасте ……………………….…...153

  2. Воровство в школьном возрасте ……………………….….. 162

  3. Типология детского воровства ……………………….….. 171

Глава 7. Воровство как форма психологической зависимости ………………...176

Глава 8. Клептомания как патологическая форма воровства ……………….….188

Глава 9. Психокоррекция воровства ………………………….. 201

9.1. Основные направления коррекционной работы ……………….. 201

  1. Игротерапия ………………………….. 215

  2. Сказкотерапия ……………………..…… 221

Глава 10. Профилактика детского воровства ……………………..…… 231

Приложения

Приложение 1. Рекомендации психолога родителям дошкольников………….237

Приложение 2. Рекомендации психолога родителям школьников………..…253

Литература ……………………….. 272

ПРЕДИСЛОВИЕ

Предлагаемое учебное пособие — первая в нашей стра­не попытка системного изложения основных проблем пси­холого-педагогического, социально-психологического и клинико-психологического порядка в отношении наиболее распространенной формы девиантного поведения детей и подростков — воровства. Эта область в педагогике относит­ся к «стыдным» проблемам и упоминается лишь вскользь в исследованиях, связанных с поведением трудных подро­стков, либо не рассматривается вообще. В медицинской литературе описывается патологический аспект воров­ства — клептомания. Психологические механизмы воров­ства в разные возрастные периоды у ребенка, роль биоло­гических и социальных факторов, в частности, связанных с нарушением родительской привязанности и межличнос­тными отношениями в семье, — рассматриваются очень кратко в единичных работах. Это касается также вопросов профилактики детского воровства начиная с раннего воз­раста, а также применения различных форм и методов психокоррекционного воздействия с ворующим ребенком и нормализации семейных взаимоотношений.

Между тем основную долю среди преступлений под­ростков в последние годы составляют кражи (более 60%). Значительная часть подростковых преступлений прихо­дится на грабежи, хулиганство, разбои, угоны автомо­билей, умышленное уничтожение или повреждение иму­щества, убийство, мошенничество.

Отмечается высокая криминальная активность детей в возрасте до 14-15 лет. Количество общественно-опасных деяний, совершаемых несовершеннолетними, не достигшими возраста уголовной ответственности, прак­тически не снижается. Ежегодно органами внутренних дел осуществляется направление в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа (школы, колонии, училища) 6-8 тысяч несовершеннолетних, а требуется как минимум в 5 раз больше. Наиболее частой причиной направления подростков в такие учреждения является воровство, которое выявляется более чем у 95% контингента воспитанников.

Преступность среди несовершеннолетних во многом связана с неблагополучием в семье, ослаблением воспи­тательной функции школы или детского дома, недоста­точно эффективной работой по обеспечению занятости подростков.

Известно, что «преступниками не рождаются, пре­ступниками становятся». Сочетание неблагоприятных биологических, социально-психологических, семейных и других факторов искажает весь образ жизни детей и подростков, приводит к разным формам девиантного поведения.

Если абстрагироваться от множества конкретных мо­тивов, толкающих подростков на те или иные преступ­ления, то можно выделить фактор, общий, пожалуй, для всех: они все несчастливы. Спектр эмоций, конечно, мно­гообразен. Это и отчаяние, и разочарованность, и злоба, и обида, и зависть, и чувство неполноценности, и презре­ние к людям, и жажда реванша и многое другое, но все это несовместимо с состоянием счастья, душевной гар­монии, радости (в отличие от злорадства, которое часто сопутствует преступлению.) Иными словами, рост преступности несовершеннолетних свидетельствует о том, что все больше и больше детей в стране чувствуют себя несчастными.

В 1992-1993 гг. к психологам на консультации и психокоррекционные занятия вдруг стали ча­сто приводить детей, уличенных в воровстве. Их количество неук­лонно росло. Сначала такая «кри­минализация» в группах детей повергла психологов в панику, но постепенно к ней привыкли и стали говорить, что это устойчивая тенденция, с которой волей-неволей надо смириться. Но в 1994 г. число «детей-воришек», посе­щающих психолога, резко сократилось.

В чем же дело? Ведь преступность растет, и детская — в том числе. Очевидно, наступила относительная эконо­мическая стабильность, состояние шока прошло. При этом детское воровство вернулось в неблагополучные слои общества, где, собственно, всегда и обитало. Небла­гополучный слой общества увеличился, потому и возрос уровень детской преступности. Отсюда можно сделать два важных вывода. Первый: неблагополучный или мар­гинальный слой увеличился, за счет чего, естественно, увеличилась и детская преступность по стране. Но мар­гиналам несвойственно обращаться к психологам. Как и всерьез заниматься воспитанием детей. И второй вы­вод: случаи детского воровства часто наблюдаются в се­мьях, где родители — бизнесмены. Если в подобных се­мьях дети воруют (естественно, речь сейчас не идет о клептомании — серьезном психическом отклонении), то коррекционным мерам, которые в данном случае необ­ходимо принимать, неизбежно препятствует образ жиз­ни родителей. Образ жизни, который они не хотят и не могут изменить, потому что он обеспечивает им высокий уровень доходов. Конечно, они не учат детей воровать, но сами жизненные принципы, взятые на вооружение в этой среде, идут вразрез с наложением на воровство стро­гого табу.

В богатых семьях сегодня все чаще и чаще отмечают­ся нарушения морали, нравственности, да и просто ис­кажение понятий любви, совести и порядочности. Так, психологи констатируют, что сегодняшние дошкольни­ки гораздо хуже, чем дошкольники 1980-х, различают нравственные оттенки в поступках людей. По существу, у них две основные характеристики: «плохой» или «хо­роший». Более точное определение (злой, жадный, гру­бый, ленивый, вредный и т .д.) вызывает существенные трудности.

Это первые симптомы деградации. Динамика тут ясна: сначала перестают различать оттенки, а потом и основ­ные цвета. В то же время смены ценностных ориентиров, то есть ожидаемой трансформации, не происходит. В массе своей дети не становятся более расчетливыми, предприимчивыми, конкурентными, индивидуалиста­ми, превыше всего ставящими личный успех и благопо­лучие. Иными словами, не приобретают положительных черт, которых так ожидают их состоятельные родители.

Другой вариант. В семьях, где ребенок только лжет, родители воспринимают это как конец света, но если он украл или ворует... Такое не сравнить уже ни с чем. Любая катастрофа покажется обыденным явлением и бунт стихии — сущим пустяком. Никто иной, а родители в чрезвычайном положении, которое необходимо как-то исправить.

Они «кипятятся», «бушуют», «выходят из берегов». Однако вряд ли вся лавина отрицательных эмоций спо­собна сразу прекратить воровство. И мысль, что в семье растет преступник, не будет выходить из головы родите­лей. Мать и отец теряют покой, им стыдно посмотреть в глаза другим, и жизнь теряет свою привлекательность, неповторимость.

Они резко меняют былое отношение к ребенку. Он бу­дет выводить их из себя по пустякам. Они станут приди­раться «без повода», воспитывая его день и ночь, подчер­кивая, что он стал им неприятен, что они разочарованы в нем и не верят ему. Избрав такую тактику общения с ребенком, родители только толкают его продолжить этот путь, если он его в самом деле начал.

К сожалению, практика свидетельствует о том, что родители не всегда в состоянии предупредить возникно­вение отклонений в нравственном развитии ребенка. Некоторые из них не обладают необходимым уровнем психолого-педагогической подготовки, другие, в силу объективных причин (занятость на работе, частые коман­дировки, длительные болезни), не имеют возможности уделять достаточно внимания своим детям, общению с ними; наконец, третьи — вообще не желают заниматься воспитанием. Их забота о ребенке, в лучшем случае, огра­ничивается тем, что они одевают и кормят его. К тому же часто такие родители сами служат ярким образцом отри­цательного поведения. Дети в таких семьях не получают соответствующих их возрасту морально-этических знаний и имеют в результате этого пробелы или отклонения в си­стеме субъективных отношений. Некоторые из них уже в раннем возрасте, вследствие продолжительного пребы­вания в неблагоприятной социальной микросреде, при­обретают навыки аморального поведения и обладают определенным жизненным опытом отрицательного ха­рактера. Это, конечно, не означает, что ребенок, который воспитывается в неблагоприятной семейной обстановке, фатально обречен стать неполноценной, в нравственном отношении, личностью.

В связи с этим, запрещая какое-то действие, следует, во-первых, всегда давать доступную возрасту ребенка словесную оценку неодобряемому действию. Например, разъяснить, что нельзя брать без разрешения не только данную, конкретную вещь, но и все остальные вещи, при­надлежащие другим людям, так как это плохой посту­пок — кража. Надо стремиться выработать у ребенка не только правильную привычку, но и общее правильное отношение (в данном случае — отрицательное отношение к воровству в целом, а не просто привычку не брать чу­жие вещи).

Во-вторых, необходимо следить, чтобы ни один, даже самый незначительный проступок ребенка (совершен­ный им часто по неведению) не оставался незамеченным, не вызывал надлежащую реакцию окружающих. А. С. Макаренко писал по этому поводу, что первый случай детского воровства — это не воровство, это «взял без спро­су», а потом это делается привычкой, воровством.

Детские проступки, как правило, не так опасны для окружающих, как для самого ребенка. Если вовремя не остановить ребенка, совершившего первый (пусть даже очень незначительный) проступок, не разъяснить ему в доступной форме ошибочность его действий и не научить, как действовать правильно, у него может постепенно сформироваться неправильное отношение к окружаю­щей действительности, искаженное понимание основных нравственных ценностей, норм и правил поведения, при­нятых в обществе.

Таким образом, ранняя профилактика нарушений поведения детей должна, по существу, начинаться с пер­вых же дней жизни ребенка. Она заключается в правиль­ной организации систематического, целенаправленного воспитательного воздействия, которое осуществляется, в основном в семье.

Система общественного воспитания, включающая об­щеобразовательные школы, дошкольные и разнообраз­ные внешкольные учреждения, призвана компенсиро­вать недостатки семейного воспитания, обеспечить коррекцию отношений, личности. Школа, как ведущее и основополагающее звено этой системы, располагает на­учно-обоснованной методикой воспитания, высококва­лифицированными педагогическими и психологически­ми кадрами, необходимой материальной базой. Все это создает благоприятные возможности для осуществления профилактических мероприятий, направленных на пре­дупреждение девиантного поведения, и, в частности, дет­ского воровства.

Данное учебное пособие посвящено раскрытию раз­личных причин и форм нарушенного (девиантного) по­ведения у детей разного возраста. Среди них главный акцент сделан на особенностях типичной в наше время для детей и подростков формы девиантного поведения — воровства.

В современной возрастной и педагогической психоло­гии данное явление изучено слабо, а как самостоятельное и актуальное — вообще не рассматривается. Для решения проблемы раннего детского воровства предлагаются в ос­новном педагогические рекомендации или психотерапев­тические подходы. В литературе по детской психиатрии данный вопрос рассматривается в рамках проблемы па­тологии характера и преступного поведения.

Назрела необходимость в интеграции социально-педа­гогических и медико-психологических подходов, в ана­лизе и коррекции личности «ребенка-воришки».

Методологической основой психокоррекционной рабо­ты с воровством могут служить современные концепции о формировании детской привязанности, материнской и отцовской депривации, индивидуальном развитии ребен­ка и кризисах развития личности, а также о дисфункцио­нальных семьях. Все эти концепции рассматриваются в первых главах книги. Вторая часть пособия посвящена изложению причин воровства детьми и подростками в разном возрасте и при патологии. В третьей части пред­ставлены профилактические и коррекционные меры при единичных и повторяющихся случаях воровства, а так­же рекомендации психолога по тактике поведения и от­ношения к детям с данной формой девиантного поведения.

Учебное пособие может быть использовано студента­ми и аспирантами педагогических, психологических, социальных специальностей, а также педагогами, вос­питателями, психологами, социальными работниками и просто родителями.

Глава 1

^ ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ

И ПОДРОСТКОВ

Состояние детской и подростковой преступности пред­ставляет собой одну из острейших проблем российского общества. При этом наблюдается тенденция увеличения количества правонарушений, совершенных детьми и подростками, проживающими в полных семьях. Так, согласно существующим статистическим данным, из числа осужденных несовершеннолетних доля воспиты­вающихся вне семьи составляет только 5,3%, в непол­ной семье воспитываются 38,9%, в полной семье — 55,9%. Потребность в неформальном, нерегламентированном общении с родителями у подростков выявляется не меньше, чем в общении со сверстниками. Проведен­ные исследования показывают, что общением с матерью удовлетворены только 31,1%, а с отцом — всего 9,1 % подростков. Ежегодно примерно 250 тысяч родителей подвергаются мерам административного воздействия за злостное невыполнение своих обязанностей по воспита­нию и обучению детей, в суды направляются материалы для возбуждения до 30 тысяч дел о лишении родительс­ких прав (А. А. Реан, 2004).

В психологической литературе девиантным называет­ся поведение, отклоняющееся от социально-психологичес­ких и нравственных норм, либо ошибочный антиобще­ственный образец решения конфликта, проявляющийся в нарушении общественно принятых норм или в ущербе, нанесенном общественному благополучию, окружающим и себе (Л. М. Злобин, 1973).

В качестве дополнительных признаков выделяются трудности коррекции поведения и особая необходимость в индивидуальном подходе со стороны воспитателей и вни­мании сверстников (Воспитание трудного ребенка..., 2001).

Несмотря на некоторые различия, большинство авто­ров главным критерием девиаций считают нарушение норм, принятых в том или ином обществе.

Следовательно, девиантное поведение — это система поступков, противоречащих принятым в обществе нор­мам. Это поведение может быть обусловлено как педаго­гической запущенностью, невоспитанностью, так и пси­хическими аномалиями: неадекватностью реакций, ригидностью, негибкостью поведения, склонностью к аффективным реакциям (Н. В. Вострокнутов, 1996).

Девиантное поведение несовершеннолетних имеет свою специфическую природу и рассматривается как резуль­тат социальных причин под влиянием различных воздей­ствий наличность ребенка, подростка, юноши (А. Е. Личко, 1985).

В числе разнообразных, взаимосвязанных факторов, обусловливающих проявление девиантного поведения, выделяются следующие:

  • индивидуальный фактор, действующий на уровне биологических предпосылок асоциального поведе­ния, которые затрудняют социальную адаптацию;

  • психолого-педагогический фактор, проявляющий­ся в дефектах школьного и семейного воспитания;

  • социально-психологический фактор, раскрываю­щий неблагоприятные особенности взаимодействия несовершеннолетнего со своим ближайшим окру­жением в семье, на улице, в учебно-воспитательном коллективе;

  • личностный фактор, который, в первую очередь, проявляется в активно-избирательном отношении ребенка к предпочитаемой среде общения, к нормам и ценностям своего окружения, к педагогическим воздействиям семьи, школы, общественности, а также в личных ценностных ориентациях и личной способности к регулированию своего поведения;

  • социальный фактор, определяющийся социальны­ми и социально-экономическими условиями суще­ствования общества.

Выявление негативных влияний затруднено, прежде все­го, потому, что они не выступают изолированно, а представ­ляют собой взаимодействие самых разнообразных факторов с разным негативным вкладом в развитие отклоняющегося поведения: человеческое развитие в целом обусловлено вза­имодействием наследственности, среды, воспитания и соб­ственной практической деятельности человека.

Истоки учебных неуспехов и нарушенного поведения лежат в педагогической и социальной запущенности, раз­личных отклонениях в состоянии физического и психи­ческого здоровья. Эта взаимосвязь была подмечена еще в прошлом веке, но актуальна она и сегодня. По большей части отклонения в поведении обусловлены не врожден­ными психическими и физиологическими дефектами, а представляют собой последствия неправильного воспита­ния в семье и в школе.

Нижняя возрастная граница отклонений в поведении очень подвижна, и причины отклонений глубоко индивидуальны. Уже в старшей группе детского сада воз­можно наблюдение суще­ственных отклонений. Среди них отсутствие контакта со сверстниками из-за неуме­ния разрешать конфликты «мирным» путем, стремле­ние нарушить коллективную игру, познавательную дея­тельность детей, если в ней не удовлетворяются личные интересы, отсутствие эле­ментарных навыков и привычек культурного поведения (вежливости, аккуратности, исполнительности и пр.), обидчивость, упрямство, вспышки озлобленности, вплоть до проявления агрессивного поведения и воров­ства.

^ 1.1. ПРИЧИНЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Традиционно причины девиантного поведения подраз­деляются на две группы:

  1. причины, связанные с психическими и психофизио­логическими расстройствами;

  2. причины, связанные с социальными и психологи­ческими проблемами.

По отношению к подросткам и молодежи в отдельную группу следует выделить причины, связанные с возрас­тными кризисами.

Остановимся более подробно на каждой из этих групп.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Похожие:

Е. С. Иванов доктор медицинских наук, профессор (Санкт-Петер­бургский государственный университет, кафедра специальной психоло­гии) iconПоздний возраст и стратегии его освоения издание 2-е, дополненное
Рецензенты: доктор социологических наук Т. Л. Александрова (Российский государственный профессионально-педагогический университет);...
Е. С. Иванов доктор медицинских наук, профессор (Санкт-Петер­бургский государственный университет, кафедра специальной психоло­гии) iconЛитература как часть культуры
Рецензенты: кафедра культурологии Московского педагогического государственного университета (зав кафедрой — доктор философских наук,...
Е. С. Иванов доктор медицинских наук, профессор (Санкт-Петер­бургский государственный университет, кафедра специальной психоло­гии) iconУчебное пособие для студентов
Высшего государственного учебного заведения Украины «Украинская медицинская стоматологическая академия» город Полтава, доктор медицинских...
Е. С. Иванов доктор медицинских наук, профессор (Санкт-Петер­бургский государственный университет, кафедра специальной психоло­гии) iconПрограмма интернатуры по специальности «Терапия»
Фпк и пк учреждения образования «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет», доктор медицинских наук,...
Е. С. Иванов доктор медицинских наук, профессор (Санкт-Петер­бургский государственный университет, кафедра специальной психоло­гии) iconКафедра хирургических болезней
Хворостов Евгений Дмитриевич, заведующий кафедрой, доктор медицинских наук, профессор
Е. С. Иванов доктор медицинских наук, профессор (Санкт-Петер­бургский государственный университет, кафедра специальной психоло­гии) iconУчебный курс «Допинговые проблемы современного спорта и организация...
Р педагогических наук, профессор А. А. Кудинов; кандидат философских наук, профессор Ю. Н. Москвичев; кандидат педагогических наук,...
Е. С. Иванов доктор медицинских наук, профессор (Санкт-Петер­бургский государственный университет, кафедра специальной психоло­гии) iconМуниципальных образований
Самович Ю. В., доктор юридических наук, профессор, гоу впо "Кемеровский государственный университет"
Е. С. Иванов доктор медицинских наук, профессор (Санкт-Петер­бургский государственный университет, кафедра специальной психоло­гии) iconПсихология деятельности и способности человека
Доктор философских наук профессор ел,Юшмов (Московский государственный университет)
Е. С. Иванов доктор медицинских наук, профессор (Санкт-Петер­бургский государственный университет, кафедра специальной психоло­гии) icon-
Енез и его патологическое влияние на внутренние и внешние признаки человеческого организма». - доктор биологических наук П. Гаряев...
Е. С. Иванов доктор медицинских наук, профессор (Санкт-Петер­бургский государственный университет, кафедра специальной психоло­гии) iconРоссийской федерации московский государственный университет природообустройства
Авторы: Голованов А. И., профессор, доктор технических наук, заслуженный деятель науки РФ (Главы 1, 2, 3), Зимин Ф. М., доцент, кандидат...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница