Где и как


НазваниеГде и как
страница1/19
Дата публикации12.04.2013
Размер2.13 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Психология > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19


санкт-петербургский институт гештальта

КООРДИНАТЫ "Я":

ГДЕ И КАК

альманах 2

Санкт-Петербург 1999

Второй выпуск альманаха Санкт-Петербургского Института Гештальта включает в себя как обсуждение теоретико-методологических аспектов Гештальта, так и работы, посвященные его применению для решения конкретных практических задач. Издание включает новые переводы зарубежных статей на эту тему, и работы, выполненные сотрудниками Института. Книга адресована психотерапевтам, практическим психологам, консультантам по проблемам организаций и другим специалистам, работающим или интересующимся Гештальтом. Она также может представлять интерес для студентов, изучающих психологию и психотерапию.

Координаты "Я": где и как

Альманах 2

Редакторы-составители Е.А. Иванова и Н.М. Лебедева

Санкт-Петербург, 1999

© Санкт-Петербургский Институт Гештальта, 1999.

СОДЕРЖАНИЕ

От редакторов............................................................................................4

^ ОБЩИЕ ВОПРОСЫ

Е.А. Иванова, ИМ. Лебедева. Гештальт — в поисках обобщений ю

Н.М. Лебедева. Шерингв гештальт-группах...................................28

И.Ш. Сафаров. Творческое приспособление и цикл контакта......54

^ ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ГЕШТАЛЬТА

ГЕШТАЛЬТ В РАБОТЕ С ОРГАНИЗАЦИЯМИ

Г. Маскулье. Пентаграмма Гингера ..................................................65

Г. Маскулье. Семинары «Навстречу контакту с публикой» (для

персонала Парижского общественного транспорта (RATP)) .... 70 Е.А.Иванова. Опыт применения гештальт-подходадля изменения

структуры традиционного психиатрического интервью............79

^ Е.А. Шиканова. Применение Гештальт-подхода в работе

с психотиками................................................................................93

ВВ. Чаплюк. Гештальттерапия при цереброгенных заболеваниях

периферической нервной системы ............................................ 102

^ СБ. Вайсов. Методика диагностики потребностей

наркозависимых........................................................................... 108

СБ. Вайсов. Исповедь наркомана................................................... 119

^ ДРУГИЕ ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ГЕШТАЛЬТА МАО. Перепелицы на. Психотерапевтическая ситуация в

образовательном процессе с применением гештальт-подхода

техническом ВУЗе....................................................................... 153

^ Л.П. Перлова. Опыт использования гештальт-подхода в театре

юношеского творчества при обучении детей театральному гриму

163 М.М. Казакова. Две стратегии предъявления себя на рынке труда в

тренинге подростковых групп.................................................... 176

Информационный бюллетень СПб Института Гештальта ................... 183

^ ОТ РЕДАКТОРОВ

Координаты Я: где и как. Снова разговор о Гештальте, его проблемах, теории и практике. Мы продолжам беседу с того места, гда остановились два с половиной года назад: с координат "Я". Напрашивается метафора: если "Я" и его данности —центр колеса, втулка, ось, то вопросы, которые человек ставит сам или отражет как "вызов" среды — кто? когда? где? что происходит? откуда я об этом узнал? как я это делаю? для чего мне это служит? — подобны спицам, соединяющим втулку с ободом. Обод— моя граница-контакт; она катится по той почве, которая и есть внешнее, окружающий мир, цепляясь за все его шероховатости, подскакивая на выбоинах. Без этих простых и вечных вопросов я не знаю ничего о том, что вокруг меня; я в пустоте. Если пара вопросов пропускается — ось прогнется; "кривая" никуда не вывезет. Очень хочется попробовать начать отвечать на них последовательно, не спеша, вместе с теми, для кого Гештальт является предметом интереса, философией, или сферой профессиональных усилий — с теми, для кого он является частичкой "Я". Где этот метод применим? Что нам сегодня представляется его границами? Как приложить на практике свои идеи, воззрения, опыт? Это вопросы, на которых мы стараемся сконцентрироваться в этом сборнике, смиренно оставляя прочие вопросы назавтра.

Предлагаемый Вашему вниманию сборник является вторым альманахом, выпускаемым Санкт-Петербургским Институтом Гештальта. Когда мы печатали первый, то думали, что будем выпускать ежегодник. Мы явно переоценили собственные способности и недооценили требования, которое сегодняшнее непростое время предъявляет к специалистам, занимающимся практической психологией: растет профессиональный уровень

4

коллег, и количество предложений на профессиональном рынке значительно опережает платежеспособный спрос — и отсюда множество проблем, связанных с конкуренцией. Масса чисто практических забот: об учебных программах, адаптированных к Российской жизни времен социальных и экономических кризисов; о собствнном помещении для работы — потому что бытие "временно-арендующего" не дает стабильности, потребной для настоящей самостоятельности; о получении всяческого рода прав, признаний и лицензий, с их выматывающей душу бюрократической бумажной волокитой — но без них возможны только более или менее красивые и денежные "акции", "демонстрации", "конференции", а долгосрочные, кропотливые, всерьез изменяющие жизнь наших студентов и клиентов программы повисают в воздухе. Наконец, необходимость снова и снова искать и находить свой собственный почерк в практике гештальт-терапии, консультирования и обучения. На занятия наукой и даже на обобщения практического опыта на бумаге времени и сил оставалось прискорбно мало.

Когда очень хочется "выжить" и удержаться на "гребне волны" I мысли о теории уходят в фон.

Лавинообразно возросло количество книг по специальности, которые стали доступны — и то, что три года назад было так ясно и четко (полученное из рук и книг французских учителей-Гештальтистов — мы с благодарностью имеем ввиду прежде всего Сержа и Анну Жинжер и Жан-Мари Робина и издания Кливлендского Института Гештальта) утратило во многом свою непреложную ученическую понятность и потребовало собственных сомнений, и разочарований, и нового осмысления связей и обособления своего подхода от прочих: на стыке сегодняшних психотерапевтических направлений, уже очень далеко шагнувших от классических источников. Новых размышлений о месте Гештальта в чреде других школ — с их новаторством и противоречиями; укладом обращения к личности и ее ответственности, к текущему моменту, к осознаванию терапевтом нюансов своей реакции на клиента— который стал привычным,

5

разделяется практически всеми подходами и является по существу "общей почвой" для сегодняшней психотерапии вне зависимости от личных пристрастий и ориентации терапевта. Попыток сориентироваться в широко распахнувшемся поле, "пространстве Гештальта", с его многомерностью и прикладными возможностями, выходящими далеко за рамки психотерапии и психологического консультирования.

Так или иначе, прошел 1997, с его иллюзией относительного благосостояния и подъема; прошел 1998, с ожиданием обвала и по Российскому обыкновению, "нежданным-негаданным" крахом; есть тревожный для нас 1999. Мы хотим публиковать то, что сейчас содержится в нашем редакционном портфеле — не ожидая, пока работы приобретут завершенность и отточенность, а авторы — акдемический статус; пока появятся деньги на копирайты; пока будут сделаны новые переводы.

Мы стараемся сохранить преемственность направления нашего альманаха, и одновременно видим, как во многом изменилась тематика и стиль работ. Отчасти это обусловлено тем, что Гештальт становится в России все более известным и популярным направлением. Этому способствует появление новых изданий на русском языке. Мы имеем ввиду прежде всего книги Ф. Перлза: "Внутри и вне помойного ведра", "Гештальт-подход" и "Свидетель терапии", "Гештальт-семинары" — эти бестселлеры Америки начала семидесятых, до сего времени у нас доступные лишь ограниченной англояычной аудитории. Вышла основополагающая книга И. и М. Польстеров "Интегрированные техники Гештальт-терапии" и относительно новая работа И. Польстера "Обитаемый человек: терапевтическое исследование личности". Широкому читателю оказалась доступной "Гештальт-психология" В. Келлера и К. Коффки. Профессионалы и "любители" открыли для себя "Окна в мир ребенка" В. Окландер, немало толковых переводов появлялось в ежегодных сборниках Московского Института Гештальта. Не стоит сбрасывать со счета и книги "смежников" — Дж. Бюдженталя, К. Витекера, Ролло Мэя, М.Бубера, Н. Мак-Вильямс и др.

6

Эти книги заполнили, до некоторой степени информационный вакуум, прежде всего в отношении источников, принципов и базовых понятий Гештальта. Появились подробные описания отдельных сеансов, дающие возможность составить общую картину представления о гештальт-терапии и гештальт-консультировании. Из более частных тем широко освещалась работа со сновидениями и немного — консультирование пар.

Вместе с тем, не стоит забывать, что большая часть появившихся публикаций — это переводы классических монографий, впервые изданных зарубежом свыше 20 лет назад. С того времени Гештальт, как направление психотерапии и психологической практики довольно сильно изменился, не говоря уж о том что сегодняшняя Российская действительность разительно отличается от той, в которой они были написаны и адаптированы. Ведь теория, как любая другая фигура, существует только в соотношении со своим фоном; если социальный фон, как в нашем случае, качественно иной, то и некоторые теоретические положения требуют если не переосмысления, то по крайней мере рассмотрения под другим углом. Посему в настоящем альманахе мы старались как сосредоточить внимание на тех общих аспектах Гештальта, которые до настоящего времени в литературе на русском языке не рассматривались, так и показать широкое прикладное значение Гештальта, в большей мере отвечающее реалиям сегодняшней Российской действительности.

Укрепились позиции Гештальта и сфере обучения специалистов и практики в широком значении этого слова. Институты, центры и творческие мастерские "множатся как грибы после дождя", не только в столицах, но и в уездных городах России и порубежья. Институты, стоявшие у основания отечественнного Гештальта набирают обороты. Жизнь нашего Института — фон, из которого прорастает этот сборник — тоже в значительной мере переменился. За прошедшие два с половиной года деятельность Санкт-Петербургского Института Гештальта приобрела некоторую стабильность и даже респектабильность. Наряду с лицензией на обучающую деятельность (профессиональную переподготовку

7

специалистов), Институт получил также право на проведение психотерапии, как вида медицинской деятельности. Институт, на сегодняшний день единственный в Петербурге, обрел "право гражданства" в FORGE, узаконив свое членство в этой уважаемой международной организации и получив одобрение своих программ, как соответствующих международному стандарту, на VI Конгрессе FORGE в 1997г. в Брюсселе. Мы стали хозяевами "собственной территории", которую сумели оборудовать согласно своим пристрастиям. Нас стало больше: в состав Института влились новые сотрудники, и принесли свой горячий энтузиазм и новый опыт. Наконец, у нас появилаь первая сотня выпускников, "практиков в области Гештальта", некоторые из коих заставляют наши сердца сладко трепыхаться от гордости.

Сфера интересов Института включила как клинические аспекты Гештальта, так и работу с парами, организациями, применение гештальт-подхода в тренинговых программах, в творчестве и гештальт-педагогике. В альманах включены как статьи авторов, имена которых вам могут быть знакомы по по первому альманаху и др. публикациям, так и авторов, которых читатель скорее всего видит впервые. Мы заинтересованы поддержать те ростки гештальт-практики, которые выросли на нашей сегодняшней почве. Мы имеем в виду работы наших молодых коллег — выпускников Института. Эти работы делались на основе 1-2 лет самостоятельной практики и для нас представляют ценность скорее заложенные в них идеи, как нечто "становящееся", нежели результаты — "установившееся" и "ставшее". Видете ли, собранные знания прекрасны видом, и обладание ими ласкает душу; но чтоб печь булочки, которые покупают — нужна мельница — с ее энергией от ветра или воды; нужны тяжелые жернова, которые без устали вершат свой занудливый труд, перетирая зерна в муку; нужно терпеливое усердие мельника, который удовлетворяется своим прозаическим и, зачастую невзрачным продуктом. И когда мы набираем эти строчки, то чувствуем себя и мельником и жерновом, и зерном и мукой. И мы очень надеемся что и вы "приложите толику

8

терпения и доброй воли", чтоб воспользовавшись этими идеями, этой мукой, приготовить подходящие для вас и ваших клиентов хлеб и пряники.

^ Наш альманах состоит из разделов:

Общие вопросы, где помещены дискуссионные статьи, касающиеся обсуждения теоретико-методических аспектов Гештальт-подхода;

. Прикладные аспекта Гештальта, в свою очередь подразделяемые на гештальт а работе с организациями, применение Гештальт-подхода в клинике и другие прикладные сферы Гештальта — в обучении, в консультированиии пар, в театре.

Альманах открывается статьей Е.А.Ивановой и Н.М.Лебедевой, в которой рассматривается место Гештальта в современном психотерапевтическом поле, его теоретико-методологические корни и базовые принципы, особенности позиции гештальт-терапевта (в частности, известный миф о гештальтисте как об искусном фрустраторе). Статья завершается постскриптумом-эссе, который, как надеются авторы, может оказаться полезным для просветительской работы с населением и побудить самих психотерапевтов и психологов-практиков к собственной терапии.

Статья Н.М.Лебедевой касается различных аспектов шеринга в гештальт-группах. Автором предложен конфигуратор существующих типов шеринга, обсуждаются основные подмножества его смыслов (для отдельных участников, для группы в целом и для ведущего группу), приведены ответы на наиболее часто задаваемые по поводу шеринга вопросы.

В статье Ильдара Сафарова делается попытка осмыслить некоторые положения теории Гештальта. Его внимание привлекает скачкообразный переход в процессе творческой адаптации организма к окружающей среде. Для описания этого принципиально важного для гештальтистской теории феномена существующие модели цикла контакта /опыта представляются ему упрощенным и недостаточными и автор ищет собственную модель, которая позволила бы отразить объективную сложность непрерывных

9

творческих природных процессов. Для этого он рассматривает цикл контакта с точки зрения системно-динамической теории и нелинейной теории колебаний. Впервые для анализа психологических феноменов привлекается теория Пригожина. В качестве модели цикла контакта избирается нелинейная синэргическая модель — бифуркация Хофмана.

В альманах включены две работы Г.Маскулье, директора Парижской Школы Гештальта (EPG), которые он любезно предоставил нам для перевода и публикации. Статья "Семинары "Навстречу контакту с публикой" привлекла нас конкретной информацией об обучающей программе, проведенной EPG для руководства и сотрудников парижского метрополитена. В ней, наряду с исторической справкой о разработке проекта программы, рассматривается его структура, основные направления работы, достигнутые результаты и возможные перспективы. Статья "Пентограмма Гингера" содержит лаконичное изложение идей Г.Маскулье по использованию указанной пентаграммы (ставшей для гештальтистов уже классической) в работе с организациями.

Мы приносим искреннюю благодарность автору за предоставленные работы и гордимся тем, что впервые Читатель встречается с Г.Маскулье на русском языке именно на страницах альманаха нашего Института.

Наиболее многочисленными в альманахе являются статьи, которые касаются использования Гештальта в клинике.

В статье Е.А.Ивановой обосновывается целесообразность и техническая применимость гештальт-подхода в повседневной практике врача-психиатра. В ней предпринята попытка изменения структуры традиционного психиатрического интервью средствами Гештальта. При этом специальное внимание уделяется особенностям первичного контакта врача-психиатра с депрессивными пациентами и больными, у которых на первый план выступает тревога. Автор также проводит сравнительный анализ некоторых понятий Гештальта и клинической психопатологии.

В статье Е.А.Шикановой обсуждаются теоретические положения и практический опыт применения гештальт-подхода в
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

Похожие:

Где и как iconКак все было 6 мая из первых уст, а не очередная ложь сми! Репост!!!
А. Навальный. Когда мы подошли головой колонны к Болотной, то увидели, что нарушены все наши договоренности. (А перед каждым митингом...
Где и как iconПод Погостьем Там, где вьется речка, словно плеть, Тлеют всюду вражеские...
Многие трупы просто растаскивали по воронкам не в силах разобраться где голова, где живот, уже не говоря об оторванных от прямых...
Где и как iconДревнерусский языкъ 6 курс 1
«где». Нет. Вот когда без определённой формы будет так – «кде», а когда «инде» значит далеко. Т. е чувствуешь разницу? «кде» это...
Где и как iconГде в Казани можно заказать свой портрет?
Сегодня наши физиономии запечатлеваются уже даже не на фотобумаге, а просто хранятся в бездушных килобайтах. Но надо, надо, господа,...
Где и как iconЕсть, молиться, любить (Eat, Pray, Love)
Есть, молиться, любить” книга о том, как можно найти радость там, где не ждешь, и как не нужно искать счастье там, где его не будет...
Где и как iconРоман Глушков Холодная кровь
«Он стоял у порога тайны, где прахом рассыпаются наши расчеты, где река времени исчезает в песках вечности, где гибель формулы заключена...
Где и как iconКак познакомиться с девушкой?
Этот вопрос так: где угодно! На улице, в кафе, в общественном транспорте, в ночном клубе. Хорошие девушки бывают везде, и ты не угадаешь,...
Где и как iconКак познакомица з девушкой???
Этот вопрос так: где угодно! На улице, в кафе, в общественном транспорте, в ночном клубе. Хорошие девушки бывают везде, и ты не угадаешь,...
Где и как iconКволс Кэтрин Радость воспитания. Как воспитывать
Представьте себе такую семью, где каждый старается поддержать другого, где внимательно прислушиваются друг к другу и выходят из конфликтных...
Где и как iconКволс Кэтрин Радость воспитания. Как воспитывать
Представьте себе такую семью, где каждый старается поддержать другого, где внимательно прислушиваются друг к другу и выходят из конфликтных...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница