Шаповаленко И. В. Ш24 Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология)


НазваниеШаповаленко И. В. Ш24 Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология)
страница1/47
Дата публикации05.03.2013
Размер6.54 Mb.
ТипУчебник
userdocs.ru > Психология > Учебник
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   47
И.В. Шаповаленко

ВОЗРАСТНАЯ

психология

(Психология развития и

возрастная психология)

Допущено Советом по психологии УМО

по классическому университетскому образованию

в качестве учебника для студентов

высших учебных заведений, обучающихся

по направлению и специальностям психологии

Москва

ГАРДАРИКИ

2005

УДК 159.922.6

ББК 88.37

Ш24

Рецензенты:

доктор психологических наук Л.Ф. Обухова;

доктор психологических наук О.А. Карабанова

Шаповаленко И.В.

Ш24 Возрастная психология (Психология развития и возрастная

психология). — М.: Гардарики, 2005. — 349 с.

ISBN 5-8297-0176-6 (в пер.)

Учебник ≪Возрастная психология≫ представляет собой развернутый курс

по дисциплине ≪Психология развития и возрастная психология≫, разработан-

ный в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего

профессионального образования.

В книге реализован периодизационный подход к анализу возрастного раз-

вития, методологические принципы которого заложены Л.С. Выготским,

Д.Б. Элькониным.

Предлагаемый учебник может быть использован при подготовке специали-

стов по ряду специальностей — ≪Психология≫, ≪Социология≫, ≪Социальная пе-

дагогика≫, ≪Социальная работа≫ и др.

УДК ____________159.922.6

ББК 88.37

ISBN 5-8297-0176-6 c ≪Гардарики≫, 2005

c И.В. Шаповаленко, 2005

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие 9

Раздел первый. ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ

^ РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Глава I. Предмет возрастной психологии. Теоретические и практические

задачи возрастной психологии 11

§ 1. Характеристика возрастной психологии, психологии развития

как науки 11

§ 2. Проблема детерминации психического развития 16

§ 3. Основные понятия возрастной психологии 18

Глава II. Организация и методы исследования в психологии развития

и возрастной психологии 22

§ 1. Наблюдение и эксперимент как основные методы исследования

в психологии развития 22

§ 2. Метод наблюдения 23

§ 3. Эксперимент как метод эмпирического исследования 25

§ 4. Исследовательские стратегии: констатация и формирование . . . . 27

§ 5. Вспомогательные методы исследования 27

§ 6. Схема организации эмпирического исследования 30

Раздел второй. ИСТОРИЧЕСКОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ВОЗРАСТНОЙ

ПСИХОЛОГИИ

Глава III. Возникновение возрастной психологии как самостоятельной

области психологической науки 34

§ 1. Становление возрастной (детской) психологии как самостоятельной

области психологической науки 34

§ 2. Начало систематического изучения детского развития 36

§ 3. Из истории становления и развития российской возрастной

психологии во второй половине XIX — начале XX в 39

Глава IV. Теории детского развития первой трети XX в.: постановка

проблемы факторов психического развития 45

§ 1. Постановка вопросов, определение круга задач, уточнение предмета

детской психологии 45

§ 2. Психическое развитие ребенка и биологический фактор созревания

организма 47

§ 3. Психическое развитие ребенка: факторы биологический

и социальный 52

§ 4. Психическое развитие ребенка: влияние среды 54

6 Оглавление

Раздел третий. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

^ ЧЕЛОВЕКА В ОНТОГЕНЕЗЕ В ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Глава V. Психическое развитие как развитие личности: психоаналитический

подход 57

§ 1. Психическое развитие с позиций классического психоанализа

3. Фрейда 57

§ 2. Психоанализ детства 63

§ 3. Современные психоаналитики о развитии и воспитании детей . . . 68

Глава VI. Психическое развитие как развитие личности: теория

психосоциального развития личности Э. Эриксона 72

§ 1. Эго - психология Э. Эриксона 72

§ 2. Методы исследования в работах Э. Эриксона 73

§ 3. Основные понятия теории Эриксона 74

§ 4. Психосоциальные стадии развития личности 75

Глава VII. Психическое развитие ребенка как проблема научения

правильному поведению: бихевиоризм о закономерностях детского

развития 84

§ 1. Классический бихевиоризм как наука о поведении 84

§ 2. Бихевиористская теория Дж. Уотсона .85

§ 3. Оперантное научение 89

§ 4. Радикальный бихевиоризм Б. Скиннера 91

Глава VIII. Психическое развитие ребенка как проблема социализации:

теории социального научения 96

§ 1. Социализация как центральная проблема концепций социального

научения 96

§ 2. Эволюция теории социального научения 97

§ 3. Феномен научения через наблюдение, через подражание 98

§ 4. Диадический принцип изучения детского развития 102

§ 5. Изменение представлений о психологической природе ребенка . . . 104

§ 6. Социокультурный подход 105

Глава IX. Психическое развитие как развитие интеллекта: концепция

Ж. Пиаже 108

§ 1. Основные направления исследований интеллектуального развития

ребенка Ж. Пиаже 108

§ 2. Ранний этап научного творчества 108

§ 3. Операциональная концепция интеллекта Ж. Пиаже 114

§ 4. Критика основных положений теории Ж. Пиаже 122

Раздел четвертый. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО

^ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА В ОНТОГЕНЕЗЕ В РОССИЙСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Глава X. Культурно-исторический подход к пониманию психического

развития: Л.С. Выготский и его школа 125

§ 1. Происхождение и развитие высших психических функций 125

§ 2. Проблема специфики психического развития человека 129

§ 3. Проблема адекватного метода исследования психического развития

человека 131

§ 4. Проблема ≪обучение и развитие≫ 132

§ 5. Две парадигмы в исследовании психического развития 137

Оглавление

Глава XI. Стадиальность психического развития человека: проблема

периодизации развития в онтогенезе 140

§ 1. Проблема исторического происхождения возрастных периодов.

Детство как культурно - исторический феномен 140

§ 2. Категория ≪психологический возраст≫ и проблема периодизации

детского развития в работах Л.С. Выготского 143

§ 3. Представления о возрастной динамике и периодизации развития

Д.Б. Эльконина 147

§ 4. Современные тенденции в решении проблемы периодизации

психического развития 151

Раздел пятый. ОНТОГЕНЕТИЧЕСКОЕ ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

^ ЧЕЛОВЕКА: ВОЗРАСТНЫЕ СТУПЕНИ

Глава XII. Младенчество 156

§ 1. Новорожденность (0—2 месяца) как кризисный период 156

§ 2. Младенчество как период стабильного развития 163

§ 3. Развитие общения и речи 166

§ 4. Развитие восприятия и интеллекта 169

§ 5. Развитие двигательных функций и действий с предметами . . . . 172

§ 6. Созревание, обучение и психическое развитие на первом году

жизни 176

§ 7. Психологические новообразования младенческого периода.

Кризис одного года 177

Глава XIII. Раннее детство 181

§ 1. Социальная ситуация развития ребенка в раннем возрасте

и общение со взрослым 181

§ 2. Развитие предметной деятельности 183

§ 3. Зарождение новых видов деятельности 186

§ 4. Познавательное развитие ребенка 188

§ 5. Развитие речи 190

§ 6. Новые направления руководства психическим развитием

в раннем детстве 193

§ 7. Развитие личности в раннем детстве. Кризис трех лет 196

Глава XIV. Дошкольное детство 201

§ 1. Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте 201

§ 2. Игра как ведущая деятельность дошкольного возраста 202

§ 3. Другие виды деятельности (продуктивная, трудовая, учебная) . . . 209

§ 4. Познавательное развитие 210

§ 5. Общение со взрослыми и сверстниками 216

§ 6. Основные психологические новообразования. Личностное развитие . 218

§ 7. Характеристика кризиса дошкольного детства 220

Глава XV. Младший школьный возраст 224

§ 1. Социальная ситуация развития и психологическая готовность

к школьному обучению 224

§ 2. Адаптация к школе 227

§ 3. Ведущая деятельность младшего школьника 228

§ 4. Основные психологические новообразования младшего школьника. . 235

§ 5. Кризис отрочества (предподростковый) 238

8 Оглавление

Глава XVI. Подростковый возраст (отрочество) 242

§ 1. Социальная ситуация развития 242

§ 2. Ведущая деятельность в подростковом возрасте 245

§ 3. Специфические особенности психики и поведения подростков , . . 248

§ 4. Особенности общения со взрослыми 252

§ 5. Психологические новообразования подросткового возраста 252

§ 6. Развитие личности и кризис перехода к юности 254

Глава XVII. Юность 261

§ 1. Юность как психологический возраст 261

§ 2. Социальная ситуация развития 264

§ 3. Ведущая деятельность в юношеском возрасте 267

§ 4. Интеллектуальное развитие в юности 270

§ 5. Развитие личности 273

§ 6. Общение в юности . 278

Глава XVIII. Взрослость: молодость и зрелость . . 283

§ 1. Взрослость как психологический период 283

§ 2. Проблема периодизации взрослости 286

§ 3. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность

в период зрелости 289

§ 4. Развитие личности в период взрослости. Нормативные кризисы

взрослости 289

§ 5. Психофизиологическое и познавательное развитие в период

взрослости 301

Глава XIX. Взрослость: старение и старость 306

§ 1. Старость как биосоциопсихологическое явление 306

§ 2. Актуальность исследования геронтопсихологических проблем . . . . 308

§ 3. Теории старения и старости 309

§ 4. Проблема возрастных границ старости 313

§ 5. Возрастные психологические задачи и личностные кризисы

в старости 314

§ 6. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность

в старости 319

§ 7. Личностные особенности в старости 325

§ 8. Познавательная сфера в период старения . . 332

Приложение 342

ПРЕДИСЛОВИЕ

В настоящее время знание фактов и закономерностей психологиче-

ского развития в детстве, юности, зрелости и старости, возрастных

задач и нормативов развития, типичных возрастных проблем, пред-

сказуемых кризисов развития и способов выхода из них необходимо

самому широкому кругу специалистов — психологам, педагогам,

врачам, социальным работникам, работникам культуры и т.д.

Предлагаемый учебник представляет собой развернутый учеб-

ный курс по дисциплине ≪Психология развития и возрастная психо-

логия≫. Особенно полезен этот учебник будет для студентов, обу-

чающихся на вечерних и заочных отделениях вузов. Включенные в

пособие темы охватывают практически весь диапазон курса возрас-

тной психологии. В книге реализован периодизационный подход к

анализу возрастного развития, методологические принципы которо-

го Заложены Л.С. Выготским, Д.Б. Элькониным.

Учебник включает 5 разделов, объединяющих 19 тем.

Первый раздел ≪Предмет, задачи и методы психологии развития

и возрастной психологии≫ знакомит с методологическими, методи-

ческими и понятийными основами возрастной психологии, содер-

жит введение в основные проблемы данной отрасли психологиче-

ской науки.

Разделы второй ≪Историческое становление возрастной психо-

логии≫, третий ≪Основные концепции психического развития чело-

века в онтогенезе в зарубежной психологии≫ и четвертый ≪Основ-

ные закономерности психического развития человека в онтогенезе в

российской психологии≫ представляют собой изложение и анализ

основных теорий психического развития человека, разработанных в

зарубежной и отечественной психологии. Они знакомят читателя с

историей детской и возрастной психологии, классическими теория-

ми психического развития, тенденциями современного развития и

дискуссионными проблемами возрастной психологии как науки.

В пятом разделе ≪Онтогенетическое психическое развитие чело-

века: возрастные ступени≫ рассмотрены основные закономерности

психического развития на протяжении жизни человека —от рожде-

ния до старости, дано описание психологических возрастов от мла-

денчества до старости.

10 Предисловие

В Приложении приводится общая схема возрастной периоди-

зации психического развития человека. Каждая глава сопровож-

дается вопросами и заданиями, которые призваны обратить вни-

мание учащихся на ключевые моменты темы. Содержание глав

включает примеры из психологических исследований, литератур-

ные и жизненные иллюстрации, что облегчает восприятие теоре-

тического материала и позволяет обратиться к собственному опы-

ту каждого читателя, побудить поразмышлять над теми или

иными важными проблемами, имеющими и теоретическое, и

прикладное значение, связать теорию с практикой, перекинуть

мостики от классических теорий к современным актуальным про-

блемам психологии развития.

Раздел первый

^ ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ

РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Глава I

ПРЕДМЕТ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

^ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

§ 1. Характеристика возрастной психологии,

психологии развития как науки

Возрастная психология —это отрасль психологической науки, изу-

чающая факты и закономерности развития человека, возрастную

динамику его психики.

Объект изучения возрастной психологии —развивающийся,

изменяющийся в онтогенезе нормальный, здоровый человек. Пси-

хология развития выделяет возрастные изменения в поведении лю-

дей и стремится объяснить эти изменения, раскрыть закономерно-

сти приобретения людьми опыта и знаний1. В центре внимания — ≪различные формы психической организации, типичные для от-

дельных периодов жизненного пути человека≫2. Возрастная психо-

логия ставит своей задачей исследование целостного психического

развития ≪на всем пространстве человеческой жизни от рождения

до смерти≫, сверхзадача —изучение ≪изменяющегося, развивающе-

гося индивида в изменяющемся мире≫3.

Предмет возрастной психологии —возрастные периоды раз-

вития, причины и механизмы перехода от одного возрастного пе-

риода к другому, общие закономерности и тенденции, темп и

направленность психического развития в онтогенезе.

Выделены следующие р а з д е л ы в о з р а с т н о й п с и х о л о -

гии: психология младенца, психология раннего возраста, дошколь-

ная психология, психология младшего школьника, психология под-

1 См.: Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000. С. 13 —60.

2 Баттерворт Д., Харрис М. Принципы психологии развития. М., 2000. С. 16. 3 Кон И.С. Ребенок и общество. М., 1988. С. 70.

12 Раздел первый. Предмет, задачи и методы психологии развития...

ростка, психология юности, психология среднего возраста,

психология старости (геронтопсихология).

Важнейшей составной частью возрастной психологии была и ос-

тается детская психология. Д.Б. Эльконин в своем ≪Введении в дет-

скую психологию≫ определил ее предмет как изучение процесса ста-

новления ≪субъекта многообразной человеческой деятельности≫ из

беспомощного новорожденного1.

На рубеже XIX—X вв. возрастная психология именно в каче-

стве детской психологии выделилась в самостоятельную область зна-

ний. Вышедшая в 1882 г. книга немецкого биолога В. Прейера

≪Душа ребенка≫ считается отправной точкой систематических на-

учных исследований психического развития в детстве.

На протяжении прошедшего времени само понятие предмета

детской психологии (понимание того, что следует изучать) неодно-

кратно трансформировалось, что было тесно связано с изменением

методологии исследования2. Первоначально, во второй половине

XIX —начале XX в., задачей ученых был сбор и накопление кон-

кретных данных, эмпирических сведений, изучение феноменологии

психического развития в детские годы. Это был поиск ответов на во-

просы о том, что именно происходит в детском развитии, когда и в

какой последовательности появляются у ребенка новые умения,

компетентность в том или ином отношении. Этой задаче отвечали

методы объективного наблюдения, констатирующего, срезового

эксперимента (Ч. Дарвин, В. Прейер, А. Гезелл). Позже встал во-

прос о систематизации, об упорядочении фактологии, выявлении

некоторых общих закономерностей психического развития. Решение

этой задачи связано с именами С. Холла (теория рекапитуляции),

А. Гезелла (теория созревания), Л. Термена (нормативная тради-

ция изучения детей).

В 1920—930-х гг. внешне наблюдаемое поведение ребенка

стало основным объектом изучения с позиций классического бихе-

виоризма. Считалось важным установить реакции детей разных

возрастов и взрослых на идентичные стимулы, описать различия в

реагировании на внешнюю среду.

Исследователей все больше начинают занимать вопросы о фак-

торах, условиях и движущих силах развития. Стремление проник-

нуть в сущность детского развития реализовалось в переходе к мето-

дам сравнительного изучения психического развития в норме и

1 См.: Элъконин Д.Б. Введение в детскую психологию // Избр. психологические

труды. М., 1989. С. 26.

2 См.: Обухова А.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М., 1995.

С. 28-32.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   47

Похожие:

Шаповаленко И. В. Ш24 Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) iconВозрастная и дифференциальная психология издательство с. Петербургского
Возрастная и дифференциальная психология. — Спб.: Питер, 2001. — 224 с. — (Серия «Учебник нового века»)
Шаповаленко И. В. Ш24 Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) iconМетодические рекомендации по изучению курса «Психология» (II часть)...
Кузнецова, Е. В. Методические рекомендации по изучению курса «Психология» (II часть) («Возрастная психология», «Педагогическая психология»,...
Шаповаленко И. В. Ш24 Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) iconТемы семинарских занятий и задания к ним семинарское занятие №1....
Семинарское занятие №1. Возрастная психология и ее место в системе наук о человеке
Шаповаленко И. В. Ш24 Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) iconВопросы к экзамену по дисциплине «Психология (возрастная и педагогическая)»
Социальная ситуация развития, ведущий вид деятельности, основные новообразования
Шаповаленко И. В. Ш24 Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) iconЗакономерности психического развития
Возрастная психология – отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности...
Шаповаленко И. В. Ш24 Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) iconЛ. Ф. Обухова Детская (возрастная) психология
Учебник предназначен для студентов психологических факультетов университетов, педагогических вузов и колледжей, а также всех тех,...
Шаповаленко И. В. Ш24 Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) iconТ емы курсовых работ по курсу «Возрастная клиническая психология»
Психические особенности и психосоматические расстройства в период новорожденности и младенчества и раннего детства
Шаповаленко И. В. Ш24 Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) iconОтветы на вопросы к экзамену по психологии развития и возрастной психологии
Возрастная психология это отрасль психологии, где изучается онтогенетическое развитие психики на различных возрастных этапах, факты...
Шаповаленко И. В. Ш24 Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) iconМухина В. С. М92 Возрастная психология: феноменология развития, детство,...
Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов, обучающихся...
Шаповаленко И. В. Ш24 Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) iconКлиническая психология, статистика и методы оценки и измерения, экспериментальная...
Образование: бакалавр, Лондонский университет, 1938; Доктор философии. Лондонский университет, 1940
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница