Психология


НазваниеПсихология
страница1/37
Дата публикации09.03.2013
Размер6.12 Mb.
ТипКнига
userdocs.ru > Психология > Книга
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   37


В. А. Крутецкий

ПСИХОЛОГИЯ





Допущено Министерством просвещения СССР

в качестве учебника

для учащихся педагогических училищ

МОСКВА

«ПРОСВЕЩЕНИЕ»

1989
ББК 88

К84

Рецензенты:

1. Доктор психологических наук, профессор П. А. Просецкий.

2. Преподаватель Истринского педагогического училища Л. К. Кикоин.

^ Крутецкий Вадим Андреевич
ПСИХОЛОГИЯ
Редактор С. Д. Крекова. Художник В. В. Кошмин

Художественный редактор Е. Л. Сеорина

Технические редакторы Л. Е. Пухова, Н. А, Киселева. Корректор Т. Ф. Алексина.

ИБ JVs 3583

Сдано в набор 16.04.79. Подписано к печати 24.12.79. Формат 60x90/16. Бум. типограф. № 2. Гарн. обыкн. нов. Печать высокая с фотополимерных форм. Усл. печ. л. 22,0. Уч.-изд. л. 24,45. Тираж 257 000 экз. Завда 96. Цена 80 коп. Ордена Трудового Красного Знамени издательство «Просвещение» Государственного комитета РСФСР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли. Москва, 3-й проезд Марьиной рощи, 41. Саратовский ордена Трудового Красного Знамени полиграфический комбинат Росглавполиграфпрома Государственного комитета РСФСР по делам издательств, полиграфии и книжной торговля. Саратов, ул. Чернышевского, 59.
Крутецкий В. А.

К84 Психология: Учебник для учащихся пед. училищ.— М.: Просвещение, 1980.—352 с, ил.

Книга написана в соответствии с программой курса педагогии в педагогических училищах.

В учебнике раскрыты общие вопросы психологии, рассмотрены закономерности психических процессов, психической деятельности, эмоционально-волевая сфера личности, ее индивидуальные особенности, освещены вопросы возрастной и педагогической психологии, содержится материал для проведения практических работ.

К 60602 — 305 _з_80 4308022100 103(03) – 80 ББК 88 15

Издательство «Просвещение», 1980 г.

Содержание

^ ОТ АВТОРА 5

Раздел первый. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ 6

Глава I. ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ, ЕЕ ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ 6

§ 1. Общее понятие о психике и психологии 6

§ 2. Материалистическое понимание психики. 8

§ 3. Значение и задачи психологии 12

§ 4. Методы психологии 13

Глава II. МОЗГ И ПСИХИКА 22

§ 1. Строение нервной системы 22

§ 2. Кора больших полушарий мозга 25

§ 3. Работа нервной системы человека 28

Глава III. РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ И СОЗНАНИЯ 35

§ 1. Развитие психики в животном мире 35

§ 2. Сознание человека и его общественная природа 39

Раздел второй. ЛИЧНОСТЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 43

Глава IV. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ЛИЧНОСТИ И ПУТЯХ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ 43

§ 1. Понятие о личности 43

§ 2. Общественная природа личности и ее формирование 44

§ 3. Направленность личности 47

§ 4. Личность и коллектив 49

Глава V. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 52

§ 1. Понятие о деятельности 52

§ 2. Структура деятельности 53

§ 3. Виды деятельности 54

§ 4. Умения и навыки человека 58

§ 5. Привычки 62

Глава VI. ВНИМАНИЕ 65

§ 1. Внимание и его физиологические основы 65

§ 2. Виды и свойства внимания 68

§ 3. Развитие и воспитание внимания школьников 74

Раздел третий. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ ЛИЧНОСТИ 78

Глава VII. ОЩУЩЕНИЕ 78

§ 1. Понятие об ощущении 78

§ 2. Анализаторы как органы ощущений 78

§ 3. Виды ощущений 80

§ 4. Общие закономерности ощущений 84

§ 5. Развитие ощущений 85

Глава VIII. ВОСПРИЯТИЕ 88

§ 1. Восприятие и его физиологические основы 88

§ 2. Основные особенности восприятия 89

§ 3. Развитие восприятия и наблюдательности у детей 92

Глава IX.ПАМЯТЬ 95

§ 1. Память и ее значение 95

§ 2. Физиологические основы памяти 96

§ 3. Процессы памяти 97

§4. Виды памяти 99

§ 5. Запоминание и условия его эффективности 103

§ 6. Забывание и борьба с ним 107

§ 7. Индивидуальные особенности памяти 108

§ 8. Развитие памяти у детей 110

Глава X. МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ 113

§ 1. Понятие о мышлении 113

§ 2. Речь и ее функция 115

§ 3. Операции мышления 116

§ 4. Основные формы мышления 118

§ 5. Индивидуальные особенности мышления человека 120

§ 6. Виды речи 122

§ 7. Развитие мышления и речи у детей 124

Г л а в а XI. ВООБРАЖЕНИЕ 128

§ 1. Понятие о воображении 128

§ 2. Виды воображения 129

§ 3. Развитие воображения у детей 133

Глава XII. ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА 134

§ 1. Общее понятие об эмоциях и чувствах 134

§ 2. Особенности эмоций 136

§ 3. Виды чувств 140

§ 4. Развитие эмоций и чувств у детей 142

Глава XIII. ВОЛЯ 144

§ 1. Общее понятие о воле 144

§ 2. Анализ волевого действия 146

§ 3. Волевые качества личности 148

§ 4, Развитие и воспитание воли у детей 150

Раздел пятый. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ 153

Глава XIV. ТЕМПЕРАМЕНТ 153

§ 1. Понятие о темпераменте 153

§ 2. Физиологические основы темперамента 154

§ 3. Характеристика темпераментов 156

§ 4. Учет темпераментов детей в учебно-воспитательной работе 158

Глава XV. ХАРАКТЕР 161

§ 1. Понятие о характере 161

§ 2. Черты характера 163

§ 3. Формирование характера и пути его воспитания 166

Глава XVI. СПОСОБНОСТИ 169

§ 1. Понятие о способностях и их природе 169

§ 2. Виды способностей 172

§ 3. Способности и личность 174

§ 4. Условия развития способностей у детей 175

Раздел шестой. ОСНОВЫ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ 179

Глава XVII. ВВЕДЕНИЕ В ВОЗРАСТНУЮ ПСИХОЛОГИЮ 179

§ 1. Общие закономерности психического развития 179

§ 2. Понятие возраста и возрастных особенностей 181

Глава XVIII. РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В РАННЕМ И ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ 183

§ 1. Развитие ребенка в раннем и преддошкольном возрасте 183

§ 2. Развитие ребенка в дошкольном возрасте 184

§ 3. Готовность ребенка к обучению в школе 185

Глава XIX. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА 188

§ 1. Общая характеристика возраста 188

§ 2. Учебная деятельность младшего школьника 189

§ 3. Особенности развития познавательных процессов 191

§ 4. Формирование личности в младшем школьном возрасте 194

Глава XX. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКА И СТАРШЕГО ШКОЛЬНИКА 199

§ 1. Общая характеристика подросткового возраста 199

§ 2. Учебная деятельность и труд подростка 200

§ 3. Формирование личности в подростковом возрасте 202

§ 4. Развитие эмоционально-волевой сферы и общения 205

§ 5. Интересы и способности подростков 207

§ 6. Некоторые психологические особенности старшего школьника 208

§ 7. Трудовая деятельность и выбор профессии старшими школьниками 210

Раздел седьмой. ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ 213

Глава XXI. ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ 213

§ 1. Учение и era закономерности 213

§ 2. Формирование у школьников научных понятий 216

§ 3. Формирование активного, самостоятельного, творческого мышления 219

§ 4. Индивидуализация обучения 221

Глава XXII. ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ ВОСПИТАНИЯ 224

§ 1. Общие закономерности формирования личности школьника 224

§ 2. Психологические основы воспитательного воздействия 227

§ 3. Роль коллектива в процессе воспитания 232

§ 4. Психологические основы воспитательного воздействия труда 234

§ 5. Индивидуальный подход в воспитании 237

Глава ХХIII. НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ УЧИТЕЛЯ 241

§ 1. Личность советского учителя 241

§ 2. Педагогические способности 242

^ НЕКОТОРЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ 246

Примерная программа изучения учащихся 246

Общие сведения об учащемся 246

Направленность личности учащегося 247

Воля и характер учащегося 247

Психолого-педагогическая характеристика 248

Программа изучения ученического коллектива (III класс) 249

ЛИТЕРАТУРА 250

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   37

Похожие:

Психология iconКлиническая психология, статистика и методы оценки и измерения, экспериментальная...
Образование: бакалавр, Лондонский университет, 1938; Доктор философии. Лондонский университет, 1940
Психология iconСеминар №1 предмет, задачи и методы педагогической психологии
...
Психология icon1 неделя психология 4 курс
Специализации: «социальная психология» «психол. Консультирование» «психология управления»
Психология icon1. Психология управления: ее объект и предмет Психология управления...
Личность работника изучается рядом психологических дисциплин, таких как общая психология, психология труда, инженерная психология....
Психология iconЛекции по общей психологии Александр Романович Лурия
...
Психология iconМетодические рекомендации по изучению курса «Психология» (II часть)...
Кузнецова, Е. В. Методические рекомендации по изучению курса «Психология» (II часть) («Возрастная психология», «Педагогическая психология»,...
Психология iconРабочая программа учебной дисциплины социальная психология по специальности...
Безносов Д. С., Заварзина Л. В., Трофимов А. Б. Социальная психология: Учебная программа по специальности 020400 – «Психология» Под...
Психология iconШаповаленко И. В. Ш24 Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология)
Допущено Советом по психологии умо по классическому университетскому образованию в качестве учебника для студентов высших учебных...
Психология iconМетоды зоопсихологии Учебные вопросы: Зоопсихология и сравнительная психология
Дисциплина опд. Ф. 16 «Зоопсихология и сравнительная психология» относится к дисциплинам федерального компонента государственного...
Психология iconПсихология
Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное посо­бие. М.: Изд-во Моск ун-та, 1984. — 272 с
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница