2. этапы становления педагогической психологии первый этап




Скачать 224.65 Kb.
Название2. этапы становления педагогической психологии первый этап
Дата публикации17.04.2013
Размер224.65 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Психология > Документы
2. этапы СТАНОВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Первый этап – с середины XVII в. (выхода в свет «Великой дидактики» Я.А. Коменского) до конца XIX в. – может быть назван общедидактическим с «ощущаемой необходимостью психологизировать педагогику» по выражению И. Песталоцци. Крупнейшие представители педагогической науки этого периода – Я. А. Коменский (1592–1670), И. Песталоцци (1746–1827), Ж.-Ж Руссо (1712–1778), И. Гербарт (1776–1841), А. Дистервег (1790–1866), К. Д. Ушин-ский (1824–1870) – уже рассматривали те проблемы, которые и сейчас входят в область интересов педагогической психологии: связь развития с обучением и воспитанием, творческую активность ученика, способности ребенка и их развитие, роль личности учителя, психологические особенности организации обучения и др. Это период первых попыток научного осмысления данного процесса, и собственно психологические аспекты перечисленных проблем были раскрыты этими исследователями далеко не полностью.

^ Второй этап развития педагогической психологии имеет хронологические границы с конца XIX в.(выхода в свет труда П.Ф. Каптерева «Педагогическая психология») до середины XX в. Начинает оформляться как самостоятельная отрасль, опираясь на достижения педагогической мысли предшествующих столетий и результаты психологических и психофизических экспериментальных исследований. Педагогическая психология развивалась и оформлялась одновременно с интенсивным развитием экспериментальной психологии и разработкой конкретных педагогических систем.

В это время появляется много работ, посвященных собственно психологическим проблемам учения и обучения: особенностям запоминания, развития речи, интеллекта, особенностям выработки навыков (А.П. Нечаев, А. Бинэ и Б. Анри, Г. Эббингауз, Ж. Пиаже, Дж. Дьюи, С. Френэ и др.). Важным явлением на данном этапе стало формирование особого психолого-педагогического направления – педологии. В этой науке комплексно, на основе совокупности психофизиологических, анатомических, психологических и социологических измерений определялись особенности поведения ребенка в целях диагностики его развития.

^ Третий этап развития педагогической психологии (с середины ХХ в.) выделяется на основании создания ряда собственно психологических теорий обучения. Так, в 1954 г. Б. Скиннер наряду с Дж. Уотсоном выдвинули идею программированного обучения, а в 1960-е гг. Л.Н. Ланда сформулировал теорию его алгоритмизации. Затем начала разрабатываться целостная система проблемного обучения, опирающаяся, с одной стороны, на точку зрения Дж. Дьюи о том, что обучение должно идти через решение проблем, а с другой – на положения С.Л. Рубинштейна и других о проблемном характере мышления, его фаз-ности, о природе возникновения мысли в проблемной ситуации.

^ 3. ПРЕДМЕТ,СТРУКТУРА,ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Педагогическая психология – это отрасль психологии, изучающая закономерности развития человека в условиях обучения и воспитания. Она тесно связана с педагогикой, детской и дифференциальной психологией, психофизиологией.

Структуру педагогической психологии составляют три раздела: психология обучения; психология воспитания; психология учителя.

Предмет психологии обучения – развитие познавательной деятельности в условиях систематического обучения. Предмет психологии воспитания – развитие личности в условиях целенаправленной организации деятельности ребенка, детского коллектива.Предмет психологии учителя – психологические аспекты формирования профессиональной педагогической деятельности, а также те особенности личности, которые способствуют или препятствуют успешности этой деятельности. Основное содержание педагогической психологии составляют психологические закономерности процессов обучения и воспитания , поэтому задачей пед психологии является изучение этих двух составляющих.

^ 4 Методы исследования в педагогической психологии.

изучение продуктов деятельности обучающихся; опрос в формах беседы и анкетирования, социометрическая методика изучения взаимоотношений в коллективе.

Наблюдение – основной, наиболее распространенный в педагогической психологии (и в педагогической практике в целом) эмпирический метод изучения человека. Под наблюдением понимается целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Результаты фиксации данных наблюдения называются описанием поведения объекта. Педагогическое наблюдение. Этот метод применяется в процессе практически любого педагогического исследования, что вполне естественно. Изучение педагогических явлений требует от исследователя их непосредственного наблюдения, накопления и фиксации фактического материала, относящегося к педагогической работе. Наблюдение бывает: открытое и скрытое наблюдение, сплошное и выборочное наблюдение

Эксперимент – один из основных (наряду с наблюдением) методов научного познания вообще, психологического исследования в частности. Отличается от наблюдения активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование одной или несколькими переменными (факторами) и регистрацию сопутствующих изменений в поведении изучаемого объекта.

Чаще всего в психолого-педагогических экспериментах имеют дело с 2 группами: экспериментальной, в которую включается изучаемый фактор, и контрольной, в которой он отсутствует. Эксперимент Стенли Милгрэма в 1963 году «повинуемость». По форме проведения выделяют два основных вида эксперимента – лабораторный и естественный. Формирующий эксперимент – применяемый в возрастной и педагогической психологии метод прослеживания изменений психики ребенка в процессе активного воздействия исследователя на испытуемого.

^ Метод тестирования. Тест – в психологии – фиксированное во времени испытание, предназначенное для установления количественных (и качественных) индивидуально-психологических различий. тестирование отличается: точностью; простотой; доступностью, возможностью автоматизации

^ 5.Основные тенденции современного образования.

1.осознание каждого уровня образования как органической составной части системы непрерывного народного образования 2.«индустриализация обучения», т.е. его компьютеризация и сопровождающая ее технологизация, что позволяет действенно усилить интеллектуальную деятельность современного общества; 3.переход от преимущественно информативных форм к активным методам и формам обучения с включением элементов проблемности, научного поиска, широким использованием резервов самостоятельной работы обучающихся , 4.поиск психолого-дидактических условий перехода от жестко регламентированных контролирующих к развивающим, активизирующим, интенсифицирующим, игровым, что предполагает стимуляцию, развитие, организацию творческой, самостоятельной деятельности обучающихся, 5.необходимость организации обучения как коллективной, совместной деятельности обучающихся, где акцент переносится «с обучающей деятельности преподавателя на познающую деятельность студента. А.А. Вербицкий Личностный компонент ЛДП предполагает, что в центр процесса обучения ставится как сам обучающийся, так и его личностные особенности – мотивы, цели, психологический склад, т. е. сам ученик как личность. Учитель определяет учебную цель каждого занятия и направляет весь образовательный процесс на развитие личности ученика исходя именно из интересов, знаний и умений обучающихся. ЛДП подразумевает, что в процессе преподавания любого учебного предмета максимально учитываются национальные, половые, возрастные, статусные и индивидуально-психологические особенности обучающегося. Этот учет осуществляется через содержание и форму учебных заданий, через характер общения с учеником.

^ 6.Сущность учения и его закономерности. Усвоение может трактоваться с разных позиций. Во-первых, усвоение – это механизм формирования индивидуального опыта человека через «присвоение опыта» общественно-исторического, осуществляющееся на протяжении всей жизни человека в результате наблюдения, обобщения и принятия решений и протекающее в различных условиях – стихийно или в специальных условиях образовательных систем. Во-вторых, усвоение – это сложная интеллектуальная деятельность человека, включающая все познавательные процессы, обеспечивающие прием, смысловую обработку, сохранение и воспроизведение принятого материала. В-третьих, усвоение – это результат учения, учебной деятельности, их основная цель. В общем виде усвоение можно определить как процесс приема, осмысления и сохранения полученных знаний и применения их для решения практических и теоретических задач. психологические компоненты усвоения: 1. Положительное отношение учащихся. 2. Процесс непосредственного чувственного ознакомления с материалом 3. Мышление как процесс активной переработки полученного материала 4. Процесс запоминания и сохранения полученной и обработанной информации

Учение играет огромную роль в социализации ребенка, которая осуществляется при контактах с другими людьми и продуктами культуры на основе усвоения культурно-исторического опыта, вложенного в предметы, язык, познавательные системы. В жизни общества учение выполняет следующие функции: 1)передает общественный опыт последующим поколениям, которые развивают и обогащают его; 2) способствует выработке у человека речи, которая используется для хранения, переработки и передачи информации

^ 7.Мотивы учения, способы учения, активность и ответственность Мотивация учения складывается из многих сторон: общественных идеалов, смысла учения, мотивов, целей, интересов, поэтому становление мотивации есть не простое возрастание положительного отношения к учению, а стоящие за ним усложненные структуры мотивационной сферы. Мотивация становится двигателем учения. Учению человек подвержен на всех стадиях своего существования, независимо от возраста, социального положения и других условий. Учение может происходить как сознательно, целенаправленно, так и неосознанно, причем, ежедневно. То, какая именно мотивация сформируется у учащегося, зависит от ряда факторов, среди которых можно назвать следующие: построение образовательной системы, функционирование конкретного образовательного учреждения, организация образовательного процесса, субъектные особенности учащегося, субъектные особенности педагога, специфика учебного предмета. Учебная мотивация характеризуется направленностью, устойчивостью и динамичностью

^ 8.Психологическая характеристика усвоения Психологические особенности характера усвоения существенно зависят от возраста учащихся. Все исследователи усвоения отмечают, что это неоднородный процесс, включающий в себя несколько компонентов, ступеней или фаз. Так, В. А. Крутецкий дидактически интерпретировал психологические компоненты усвоения,[24] выделенные Н. Д. Левитовым : 1. Положительное отношение учащихся. 2. Процесс непосредственного чувственного ознакомления с материалом 3. Мышление как процесс активной переработки полученного материала 4. Процесс запоминания и сохранения полученной и обработанной информации

^ 9.Типологиянеуспевающих учеников . критерии : Обучаемость , Отношение к школе, позиция школьника. Три типа: 1.Низкая успеваемость, сочетающаяся с положительным отношением к школе и сохранение позиций школьника. 2. Высокое качество мыслительной деятельности и отрицательное отношение к школе, частичное или полная утрата позиций школьника 3.Низкая обучаемость. Отрицательное отношение к школе. Частичная или полная утрата позиций школьника.

В основу деления на подтипы положено еще два критерия: 1.Средства при помощи которых школьник компенсирует неуспех в учении. 2.Наличие или отсутствие направленности на определенный вид деятельности в будущем.

^ Первый тип делится на два подтипа. 1..учащиеся стремящиеся компенсировать неуспех в учебной работе с помощью, какой либо практической деятельности. Для данной группы учеников характерна неразвитость мышления. У данного подтипа наблюдается наличие направленности на определенный вид деятельности в будущем. Более или мене ясные представления о желаемой профессии. 2. Для учеников этого подтипа характерно стремление избегать всяких трудностей в учебной деятельности: списывание, подсказки. Не пытаются вникнуть в смысл учебного задания, не думают о будущем.

ВТОРОЙ ТИП: делится на два подтипа: 1. Учащиеся свой неуспех в учебе и неблагополучное место в коллективе компенсируют внеклассной интеллектуальной деятельностью и внеклассными увлечениями. 2. Неуспех в учении у школьников приводит их к поискам связи с другими, чаще всего внешкольными сообществами. Чаще всего эти сообщества имеют отрицательный характер. Грубо нарушают дисциплину. Направленности на будущее нет.

^ 10.Самостоятельная работа Самостоятельная работа школьников, рассматриваемая в целом как деятельность, представляет собой многостороннее, полифункциональное явление. Она имеет не только учебное, но и личностное и общественное значение. Являясь по общему признанию сложной и многозначной, самостоятельная работа терминологически точно не определена, хотя ее содержание однозначно интерпретируется всеми исследователями и практиками обучения в смысле целенаправленной, активной, относительно свободной деятельности обучающегося. В деятельностном определении самостоятельная работа — это организуемая самим школьником в силу его внутренних познавательных мотивов, в наиболее удобное, рациональное с его точки зрения время, контролируемая им самим в процессе и по результату деятельность на основе внешкольного опосредованного системного управления ею со стороны учителя (обучающей программы, дисплейной техники).

^ 11.Основные понятия технологии дифференцированного обучения

В педагогической психологии, дидактике, а также в школьной практике широко используются термины «индивидуальный подход», «индивидуализация обучения», «дифференцированное обучение», «дифференциация» и другие. Дифференцированное обучение – это:1) форма организации учебного процесса, при котором учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств; 2) часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых. Дифференцированное обучение – это технология обучения в одном классе детей с разными способностями. Создание наиболее благоприятных условий для развития личности ученика как индивидуальности. Дифференциация – организация учебного процесса с учетом доминирующих особенностей групп учащихся Дифференциация – организация учебного процесса с учетом доминирующих особенностей групп учащихся. Дифференцированное обучение – это не разделение детей на классы по уровням, а технология обучения в одном классе детей с разными способностями. Создание наиболее благоприятных условий для развития личности ученика как индивидуальности. Основными способами изучения индивидуальных особенностей школьников являются планомерные систематические наблюдения за учеником, индивидуальные и групповые беседы на намеченную тему. Главное заключается в том, чтобы всесторонне изучить ребенка и опираться на его индивидуальные качества. В настоящее время в российском образовании применяется дифференциация:

по возрастному составу (школьные классы, возрастные параллели, разновозрастные группы);

по полу (мужские, женские, смешанные классы);

по области интересов (гуманитарные, физико-математические, биолого-химические и др. группы, направления, отделения, школы);

по уровню умственного развития (способные, одаренные, дети с ЗПР);

по уровню достижений (отличники, успевающие, неуспевающие);

по личностно-психологическим типам (типу мышления, темпераменту и др.);

^ 12.Теории обучения. Теория поэтапного формирования умственных действий концепция, разработана П.Я.Гальпериным , об управляемом извне процессе образования представлений и понятий об объектах на основе внешних действий . Основана на ряде допущений: 1.Перед выполнением нового действия необходима активная ориентировка субъекта в условиях действия; 2.Построение действия осуществляется при преимущественной основе на орудия психической деятельности , в качестве которых выделяются эталоны, знаки, меры; 3. Восприятие и мышление являются интериоризованными внешними предметными действиями. В контексте данной теории описаны четыре группы условий, требующихся для овладения новым умственным действием: наличие мотивации , выполнение действия во внешней форме без ошибок, приобретение действием свойств обобщенности, разумности, перевод действия в умственный план. При реализации требований данной теории в учебном процессе регламентируются следующие действия: сначала учащемуся разъясняется ориентировочная основа действия, которая предстает в виде схемы на карточке; на основе этой схемы начинается выполнение решения задач, полная совокупность которых соответствует полноценному действию. При этом действие сначала осуществляется и отрабатывается во внешней речи, которая переходит во внутреннюю речь и, наконец, в скрытую речь, представляющую собой исключительно внутреннее действие.

В основу технологии линейного программированного обучения были положены 3 основных требования:

а) исключение из процесса обучения страха учащегося перед наказанием, насмешками со стороны учителя и товарищей, плохими оценками (вот характерный отрывок из текста Б. Скиннера, отвечавшего на свой же риторический вопрос: как относится большинство взрослых людей к математике, которой их учили в школе

б) переход от контроля учителя к самоконтролю учащегося;

в) перевод традиционной педагогической системы, основанной на принципах Яна Коменского: "один Учитель – много Учеников" в режим самообучения учащихся.

По мнению Б. Скиннера, его концепция, иногда называемая «инструментальное / обусловленное обучение», в корне отличается от концепции условных рефлексов И.П. Павлова

^ Проблемное обучение требует изменения типа деятельности ученика и изменения структуры учебного материала. Суть активности, достигаемой при проблемном обучении, заключается в том, что ученик должен анализировать фактический материал и оперировать им так, чтобы самому получить из него новую информацию. Другими словами, это расширение, углубление знаний при помощи ранее усвоенных знаний или новое применение прежних знаний. Нового применения прежних знаний не может дать ни учитель, ни книга, оно ищется и находится учеником, подставленным в соответствующую ситуацию. Это и есть поисковый метод учения как антипод методу восприятия готовых выводов учителя (хотя последний метод тоже вызывает определенную активность ученика). суть активизации учения школьника посредством проблемного обучения заключается не в обычной умственной активности и мыслительных операциях по решению стереотипных школьных задач и выполнению репродуктивных заданий. Она состоит в активизации его мышления путем создания проблемных ситуаций, в формировании познавательного интереса и моделировании умственных процессов, адекватных подлинному творчеству. При этом вырабатываются навыки поискового исследовательского подхода к решению теоретических или практических проблем. Проблемное обучение строится на основе принципа проблемности, реализуемого через различные типы учебных проблем и через сочетание репродуктивной, продуктивной и творческой деятельности ученика.

^ 13.Психология педагогической деятельности Пед деятельностьхарактеризуется двумя типами отношений. Субъектными (ученик-учитель) и СубъектОбъектными – обусловлнные отношением педагога к средству, предмету пед. Воздействия. Пед. Деятельность – это система взаимоотношений и взаимодействий педагога с обучающимися, и между собой, а так же структурирование педагогом учебного процесса на основе развития его важных проф. Качеств. Особенности пед.деятельности: Кузьмина Н.В 1.Деятельность организованная, организованное содержание. 2. Содержанием времени. 3.составом обучающихся. 4. Объект деятельности педагога- это личность ребенка, его продукты деятельности. 5.Педагог не имеет возможности пользоваться в своей работе какой либо аппаратурой, для определения степени и характера умственного , нравственного, а так же качества понимания, запоминания учебного материала, прочности усвоения нравственных норм и правил усвоения. Структура пед деятельности: 1.Гностический(знания) компонент. 2. Проектировочный компонент. 3. Конструктивный компонент 4.Организаторские умения. 5. Коммуникативный компонент. По Ю.П. Вавилову: 1. Мотивационный.(желание работать) 2.Исполнительский(непосредственная деятельность) 3.Нейтрально оценочный компонент. Функции пед.дятельности: Две группы: общетрудовые и педагогические

Общетрудовые: Конструктивная функция; Коммуникативная ф-ия; Организаторская ф-ия; исследовательская ф-ия.

Педагогическая 1Информационная 2.мобилизационная. 3.развивающая ф-ия. 4.ориентационная.

^ 14.Психология личности педагога. Индивидуальный стиль деятельности педагога.

Стили: Эмоционально-импровизационный. :отсутсвие обратной связи, Ориентация на сильных учеников. 2.Эмоционально методичный. Ориентация на процесс и результаты отношения. Смена видов деятельности. Закрепление, контроль знаний, коллективное отношение. Смена видов деятельности. Закрепление, контроль знаний, коллективное отношение. 3.Рассуждающеимправезационный. Ориентация на процесс обучения. Меньше изобретаетльности на процесс обучения. Меньше контакт с учениками, но больше импровизации. 4.РАссуждающе-методический. Ориентация на результаты, стандартное ведение занятий, ориентация на слабых учеников. ПРОФ, ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГа: Способность понимать ученика; Способность доступно излагать материал, Организаторские способности, Способность к творческой работе, Способность заинтересовать, ПРОФ, САМОСОЗНАНИЕ ПЕДАГОГА: 1.актуальное Я(каким видит и оценивает себя педагог в настоящее время) 2.Ретроспективные (то каким себя видит педагог по отношению к начальным этапам работы 3.Идеальное Я(то каким бы хотел стать педагог. 4.Рефлексивное Я (то как с точки зрения педагога его рассматривают.

^ 15.Педагогические способности: Классификация крутетского: 1.Дидактические способности- способность передавать учащимся учебный материал. (доступный, понятный, интересный, самосоятоят. Активности) Должен обладать академическими способностями. 2. Перцептивные способности- способность проникать во внутренний мир ученика. Психолог наблюдатель. 3.РЕЧЕВЫЕ способности – ясно и четко выражать свои мысли с помощью речи, а так же мимикой и пантомимикой. 4.Орг сопосбности- способность организовать ученический коллектив. Орг.совю собственную деятельность. 5. АВТОРИТАРНЫЕ способности – умение влиять на коллектив и каждого в отельности. 6. Коммуникативные спос – способности разговора с детьми, умение найти правильный подход к учащимся. ^ 7.ПЕД, ВООБРАЖЕНИЕ- специальная способность выражающаяся в предвидении последствий своих действий в воспит проектировании личности обучающегося. 8.Способность к распределению внимания.

16.особенности педагогического общения. «барьеры» в пед.взаимодействии

Проф.общение педагога с обучающимися на занятии и вне его имеет определенные пед.функции и направлены на создания благоприятного психологического климата, и отношения между педагогом и воспитанником внутри коллектива. Проф.Пед общение – это система приемов и методов обеспечивающих реализацию целей и задач пед.деятельности и организующих, направляющих соц псих взаимодействие педагога и воспитуемого. ^ КОМПОНЕНТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ. 1.КОГНЕТИВНЫЙ компонент(знание общих особенностей реализации коммуникаций, перцептивной стороны общения. 2.РЕГУЛЯТИВНЫЙ компонент умение переавать информацию ученикам. Понимать актуальное эмоциональное психологическое состояние. Умение адекватно воспринимать и оценивать личностные качества другого человека, умение управлять собственным состоянием. 3.Аффективный компонент. Эмоциональное состояния – характеризующие отношения которое возн. Между партнерами по общению. ^ ФУНКЦИИ ПЕД ОБЩЕНИЯ: 1.ПОЗНОВАТЕЛЬНАЯ. 2ЭМОТИВНАЯ(представляет отношения говорящего сообщаемому и собеседника) 3.ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ Ф-ия (целенаправленные соц направленные качества личности. 4.РЕЗУЛЬТАТИВНАЯ (которая побуждает адресата к действию. ПРЕДПОСЫЛКИ УСПЕХА В ПЕД ОБЩЕНИИ: 1группа- физиологические предпосылки 2группа-Психологические предпосылки(интеллект) 3группа-Социально-психологический (статус, авторитет) Затруднения общения у педагога могут возникнуть в самых разных областях, но основными из них являются следующие: этносоциокультурная, статусно-позиционно-ролевая, возрастная, индивидуально-психологическая, деятельностная.

^ 17.Мотивация Педагогической деятельности Мотивация обучения - это общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, к активному освоению содержания образования.

Педагогическая практика выработала многообразие путей и средств для формирования устойчивых познавательных интересов: увлеченное преподавание, новизна учебного материала, историзм, связь знаний с судьбами людей, их открывших, показ практического применения знаний в связи с жизненными планами и ориентациями учащихся, использование новых и нетрадиционных форм обучения, чередование форм и методов обучения, проблемное обучение, эвристическое обучение, обучение с компьютерной поддержкой, применение мультимедиа-систем, использование интерактивных компьютерных средств, взаимообучение (в парах, микрогруппах), тестирование ЗУН, показ достижений обучаемых, создание ситуаций успеха, соревнование (с коллегами), создание положительного микроклимата в группе, доверие к обучаемому, педагогический такт и мастерство педагога, положительное отношение педагога к своему предмету, к обучаемым, гуманизация межличностных отношений и др.

^ 18.Основные понятия психологии воспитания

Целью воспитания является формирование личности ребенка , которая обладает полезными качествами необходимыми для жизни общества. Задачей воспитания определено общечеловеческими ценностями: 1.понятие добра и зла 2.порядочности 3.свободы 4.ответственности. Воспитание бывает 1физическое 2.умстенное 3.трудовое. 4.нравственное. 5.эстетическое. 6.музыкальное воспитание 7.художественное воспитание. Принципы воспитания:

Принцип общественной направленности воспитания. 2. Принцип связи воспитания с жизнью, трудом. 3. Принцип опоры на положительное в воспитаннике, человеке. 4. Принцип гуманизации воспитания. 5. Принцип личностного подхода в воспитании. 6. Принцип единства воспитательных воздействий.

^ 19.Психологические основы воспитательных технологий. (в.асухомлинсокго; В.А.Караковского)

Цели воспитательной системы В.А. Сухомлинского - создание условий для разностороннего развития детей. Личность ребенка - в центре всей педагогической деятельности. Технологическая цепочка: внесение в сознание детей мысли о проблеме человека - пробуждение адекватного эмоционального состояния - стимулирование совершения доброго поступка - совместное с детьми переживание доставленной другому радости - инициирование собственной активности в поиске нуждающихся в помощи и способах ее оказания - новые совместные переживания. Различные виды труда, составляют технологическую цепочку, обеспечивающую формирование трудовых навыков и качеств личности (уважение к людям любого труда, чувство собственного достоинства, трудолюбие, упорство, терпение и др.). технология формирования нравственных убеждений (понятие - поступок - убеждение) имеет следующую технологическую цепочку: внесение в сознание азбуки моральной культуры (общечеловеческих норм нравственности) - вовлечение детей в практику совершения добрых дел - пробуждение переживания радости от сделанного хорошо и огорчение дурными проявлениями - осмысление совершенного действия -обретение уверенности в действиях - самостоятельный и осознанный выбор позиции или действия во имя добра и справедливости.

^ Технологии В.А. Караковского Цели. Гуманистическая воспитательная система, задача которой - создание условий для полноценного развития личности, в первую очередь через создание гуманистических, демократических отношений между педагогами и учащимися, через творчество и самоуправление.

две задачи. Первая - построение гуманных отношений, комфортное общение через создание благоприятных социально-психологических условий для продуктивного сотрудничества учителей, учащихся и их родителей. Вторая - содействие личностному росту, самореализации субъектов воспитательной системы.

^ 20 Особенности воспитания на разных возрастных этапах Воспитательная работа всегда ориентирована на определенную возрастную группу. В соответствии с возможностями и особенностями возраста выдвигаются воспитательные задачи и выбираются средства и методы педагогического воздействия.

В различных учебно-воспитательных учреждениях осуществляется дифференцированная работа с отдельными возрастными группами. В жизни человека принято выделять дошкольный, школьный возрастной период и период социальной зрелости — взрослость. Внутри каждого из этих периодов есть более короткие возрастные этапы, характеризуемые определенным своеобразием развития человека. Так, дошкольный возраст подразделяется на период раннего детства — до двух лет, собственно дошкольный — с двух до семи лет. Школьный возраст в соответствии с основными этапами обучения и воспитания подразделяется на младший — 7—9 лет (I—III классы), младший и средний подростковый возраст — 10—12 лет (IV—VI классы), старший подростковый возраст — 13—15 лет (VII—VIII классы) и юношеский возраст — 16—17 лет (IX—X классы).

^ Дошкольный возраст — это значительный период в жизни детей, так как от рождения до школы они проходят очень болылой путь развития. Это период интенсивного физического роста и общего укрепления организма, развития головного мозга и всех основных функций организма. В этот период весьма заметно проявляются не только общие возрастные особенности, но и индивидуально-типологические черты. Типологические черты обусловливаются прежде всего наличием у ребенка нервной системы определенного типа. типов может быть четыре: сангвинический (сильный, уравновешенный, подвижный); холерический (сильный, неуравновешенный, подвижный) ; флегматический (сильный, уравновешенный, инертный) и меланхолический (слабый). В дошкольном возрасте развиваются потребности и формируются на этой основе разнообразные интересы. В период дошкольного детства начинают проявляться такие индивидуальные особенности, как склонность к определенным видам деятельности (рисованию, пению и др.), стремление быть в кругу детей или действовать в одиночку, выявляется умение подчиняться требованиям или нежелание считаться с ними и т. п.

^ Младший школьный возраст — это также значительный этап в жизни и развитии ребенка. Младший школьник проходит сложный путь от новичка-первоклассника, только переступившего порог школы, до ученика, хорошо освоившего режим и ритм школьной жизни, овладевшего значительным багажом знаний, активно включившегося в общественную жизнь школы. В этот период начинается усиленное развитие умственных сил, происходит дальнейшее физическое, нравственное и эстетическое развитие. В этом возрасте могут более отчетливо проявляться склонности и задатки к отдельным видам искусства — рисованию, музыке, танцам; к определенным областям знания — математике, языкам. Под влиянием обучения у учащихся вырабатывается ряд умений, необходимых для самостоятельного овладения знаниями, работы с различными учебными материалами.

Усиливается потребность в общении. Между отдельными детьми устанавливаются довольно четко выраженные отношения дружбы и товарищества. В силу большой внушаемости детей этого возраста авторитет родителей продолжает оставаться значительным. Авторитет же учителя практически всегда непререкаем, и поэтому сила воздействия его на личность младшего школьника чрезвычайно велика

^ Подростковый возраст весьма сложен для учебно-воспитательных воздействий. В основе трудностей лежат особенности физиологических процессов, происходящих в организме подростка, и их отражение в общем развитии, что приводит к значительной неуравновешенности его поведения, легкой возбудимости нервной системы и даже отдельным срывам. В этот период развивается чувство взрослости, вызывающее стремление избавиться от опеки старших (и родителей, и учителей), а отсюда — известный негативизм в поведении, сопротивление воспитательным воздействиям, склонность к противоречию, отстаивание своих прав и желание поступать по-своему. Значительно расширяется круг интересов подростка. Он увлекается чтением лриключенческой литературы, фильмами с героической тематикой, его тянет к общению с интересными (с его точки зрения) людьми, в числе которых оказываются иногда и не самые достойные. Появляется интерес к профессиям. Подростки начинают задумываться о выборе пути по окончании школы. Усиливаются патриотические чувства, мечты о подвигах. Усиливается и потребность в общении со сверстниками. Дружеские связи и привязанности становятся более устойчивыми и крепкими. Причем в основе их возникновения часто лежит общность интересов и увлечений. Дружба между девочками и мальчиками в этот период возникает реже, хотя у них начинает проявляться взаимный интерес. В воспитательной работе с подростками особое значение имеют чуткость и такт, проявление уважения, к праву на самостоятельность (в рамках соблюдения общих требований, предъявляемых школой и родителями). Большую, роль может сыграть в этот период пробуждение у подростков интереса к самовоспитанию, и прежде всего на основе стремления подражать любимым героям.

^ В воспитании учащихся старшего школьного (юношеского) возраста роль учителя особенно возрастает. Это период активного формирования основ мировоззрения молодого человека, усвоения им системы научных, этических и эстетических представлений, взглядов и убеждений, которые должны затем служить руководством в выборе жизненного пути. В этом возрасте происходит сглаживание и постепенное исчезновение противоречий в характере и диспропорций в физическом развитии, наблюдавшихся в подростковом возрасте.

На этом этапе возрастного развития особенно заметно проступают индивидуальные различия. Но вместе с тем более отчетливо видны и социально-типизированные черты личности и формы поведения, которые школа стремилась сформировать у учеников на протяжении всех десяти лет обучения и воспитания. В первую очередь это широкий круг социальных интересов и выработка качеств, характеризующих общественную активность нашей молодежи. У многих старшеклассников заметно проявляются склонности и интересы к определенным видам деятельности или профессиям, подкрепляемые уверенностью в их праве на свободный выбор жизненного пути и получение образования, необходимого для овладения избранной профессией, а также сознание того, что использование этого права зависит от знаний и настойчивости самого ученика. В эти годы еще больше развивается чувство собственного достоинства

^ 21.Роль семьи, культуры, детского коллектива в воспитании личности

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой. Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях.

22 Сотрудничество педагога и психолога в осуществлении психолого-педагогического консультирования родителей

В психолого-педагогическом консультировании очень важно, чтобы сам психолог-консультант имел педагогическое образование и достаточно хорошо ориентировался в теории и практике педагогики. Необходим также и собственный опыт по обучению и воспитанию детей, желательно - разного возраста. консультант-психолог не имеет права открыто проявлять отрицательные реакции на поведение клиента и внешне демонстрировать ему свое отношение. Это правило действует даже том случае, если клиент явно нарушает принятые нормы педагогической этики или морали. При консультировании по психолого-педагогическим вопросам следует также иметь в виду, что полностью и добросовестно выполнять рекомендации психолога-консультанта не всегда будут именно те люди, кого они касаются и кому персонально на самом деле адресуются.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

2. этапы становления педагогической психологии первый этап iconТемы контрольных работ для студентов 4 курса педагогического факультета...
Основные этапы психолого-педагогического исследования. Классификация методов исследования в педагогической психологии

2. этапы становления педагогической психологии первый этап iconВопросы к экзамену по педагогической психологии 2012 Предмет, задачи...
Будет 25 билетов по 1 вопросу и 23 билета по 1 проблемной ситуации. Будет 2 стопки: из одной нужно будет вытянуть вопрос, а из второй...

2. этапы становления педагогической психологии первый этап iconВопросы к экзамену для студентов 2 курса фмф но дисциплине «Педагогика»
История образования и педагогической мысли как наука, основные функции. Этапы становления педагогики

2. этапы становления педагогической психологии первый этап iconТема введение в экономическую теорию
Предыстория и основные этапы становления экономической теории как науки: донаучный этап, меркантилизм, физиократия, классическая...

2. этапы становления педагогической психологии первый этап iconТема 2 История становления и развития предмета психологии
Общая характеристика этапов становления психологии (предмет, методы, достижения)

2. этапы становления педагогической психологии первый этап iconВопросы к экзамену по педагогической психологии для студентов 4 курса...
Проблема соотношения психического развития человека и его воспитания и обучения

2. этапы становления педагогической психологии первый этап iconСеминар №1 предмет, задачи и методы педагогической психологии
...

2. этапы становления педагогической психологии первый этап iconВопросы для экзамена по психологии Раскрыть особенности психологии...
Объяснить место психологии в системе наук и ее связь с педагогической наукой и практикой

2. этапы становления педагогической психологии первый этап iconЭкзаменационные вопросы по психологии предмет психологии. Понятие о психике
Этапы развития психологии (Природа психического на разных этапах развития психологии)

2. этапы становления педагогической психологии первый этап iconЛекция 1 общее представление о психологии как науке задача курса....
Общая характеристика. Психологии. Основные этапы развития представлении о предмете психологии

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
userdocs.ru
Главная страница