Лекция 1 Предмет и задачи возрастной психологии Общая характеристика 7 Понятие «развитие»


НазваниеЛекция 1 Предмет и задачи возрастной психологии Общая характеристика 7 Понятие «развитие»
страница1/26
Дата публикации17.04.2013
Размер3.52 Mb.
ТипЛекция
userdocs.ru > Психология > Лекция
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26
Содержание

Предисловие 6

Лекция 1

Предмет и задачи возрастной психологии

  1. Общая характеристика 7

  2. Понятие «развитие» 11

  3. Основные теоретические модели развития 16

  4. Теоретические и практические задачи психологии

развития 17

  1. Основные разделы возрастной психологии 19

  2. Связи возрастной психологии с другими разделами
    психологии 20

Лекция 2

Возрастная психология как самостоятельная

научная дисциплина

  1. Социально-историческая природа детства 23

  2. Развитие детства в истории общества 30

  3. Предпосылки возникновения возрастной психологии

как самостоятельной научной дисциплины 34

Лекция 3

Стратегии и методы возрастной психологии

  1. Методы исследования 36

  2. Проекты (формы) исследования психического развития

в онтогенезе 45

3.3. Стратегии исследования 46

Лекция 4

Факторный подход к проблеме движущих сил

психического развития ребенка

  1. Общая характеристика 49

  2. Теории нативизма 51

  3. Теории эмпиризма. Проблема движущих сил психического
    развития ребенка в бихевиоризме 62

  4. Теория конвергенции двух факторов 67

Лекция 5

Концепция психического развития ребенка 3. Фрейда

  1. Движущие силы психического развития 72

  2. Развитие сексуальных целей и сексуальных объектов 74

  3. Развитие структуры личности 75

  4. Развитие защитных механизмов 76

  5. Стадии психосексуального развития 77

4 ■ Возрастная психология. Конспект лекций

Лекция 6

Проблема развития мышления ребенка в ранних работах

Ж. Пиаже

  1. Основные закономерности 82

  2. Стадии развития мышления 86

  3. Проблема эгоцентрической речи и эгоцентрического
    мышления 89

Лекция 7

Операциональная концепция развития интеллекта

Ж. Пиаже

  1. Движущие силы развития 93

  2. Основные стадии развития интеллекта 95

Лекция 8

Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона

  1. Движущие силы развития 105

  2. Периодизация развития личности 108

Лекция 9

Культурно-исторический подход. Теория психического

развития ребенка Л. С. Выготского

9.1. Основные закономерности психического развития

ребенка 121

  1. Учение о психологическом возрасте 123

  2. Учение о высших психических функциях 127

  3. Проблема соотношения обучения и развития 134

  4. Значение концепции Л. С. Выготского 137

Лекция 10

Проблема движущих сил и причин психического

развития ребенка в деятельностном подходе

10.1. Принцип социально-исторической обусловленности

развития психики 138

  1. Роль социальной среды и наследственности 141

  2. Роль общения 142

  3. Роль деятельности. Понятие «ведущая деятельность» 144

Лекция 11

Проблема возраста и возрастной периодизации

в культурно-историческом подходе

  1. Критерии возрастной периодизации 148

  2. Периодизация психического развития ребенка

Д. Б. Эльконина 150

Содержание ■ 5

Лекция 12 Младенческий возраст

  1. Особенности пренатального развития ребенка 155

  2. Кризис новорожденности 156

  3. Возникновение потребности в общении со взрослым 159

  4. Психологические особенности младенческого возраста 162

Лекция 13 Ранний возраст

  1. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность 168

  2. Закономерности в развитии предметно-орудийных

действий 171

  1. Психологические новообразования умственного развития .... 172

  2. Эмоционально-личностное развитие 175

  3. Кризис трех лет 181

Лекция 14 Дошкольный возраст

  1. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность 185

  2. Теории детской игры 186

  3. Психологические новообразования 198

  4. Психологическая готовность ребенка к школе 201

Лекция 15

Младший школьный возраст

  1. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность 205

  2. Проблема психологической адаптации ребенка к школе 210

  3. Психологические новообразования младшего

школьного возраста 213

Лекция 16 Подростковый возраст

  1. Место подросткового возраста в периодизации 216

  2. Социальная ситуация развития, ведущая деятельность

и психологические новообразования 218

Лекция 17 Зрелые возрасты

  1. Критерий достижения взрослости 225

  2. Проблема периодизации 225

  3. Возрастные кризисы 229

  4. Развитие когнитивной сферы 231

Вопросы для самопроверки 233

Список литературы 235

Предисловие

Возрастная психология и психология развития — современная, быстро развивающаяся отрасль науки. Ее отличительной особенностью является социальная востребованность: ни одна проблема воспитания подрастающе­го поколения не решается без ориентации на фундаментальные научные теории и исследования в этой области. Практическая ориентированность, социальная значимость, быстрое внедрение результатов, расширение сфер приложения теоретических положений, — все это налагает особую ответ­ственность на специалистов, работающих в этой области.

Разнообразие теоретических подходов, в буквальном смысле «лавина» зарубежных исследований и публикаций, ни в коей мере не уменьшает зна­чения концепции психического развития ребенка, разработанной Л. С. Вы­готским и его учениками. Периодизация Д. Б. Эльконина — самая прак­тичная теория, обеспечивающая возможность плодотворной работы в обла­сти возрастно-психологического консультирования и оказания помощи детям, подросткам и их родителям. Автору посчастливилось на протяжении ряда лет слушать на факультете психологии МГУ им. М. В. Ломоносова лекции Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева. Струк­тура курса возрастной психологии выкристаллизовывалась на этих лек­циях, пользовавшихся огромным успехом и признанием не только сту­дентов, но и всех «вольнослушателей» университета.

Конспекты лекций, представленные в настоящем пособии, продолжа­ют заложенную традицию, сохранив общую структуру курса возрастной психологии Д. Б. Эльконина. Критический анализ теорий детского разви­тия, проблемы его условий и причин, характеристика возрастных стадий даны сквозь призму предложенной им периодизации. К сожалению, огра­ниченный объем издания оставляет за пределами обсуждения ряд акту­альных тем, являющихся «точками роста» современной психологии. Это проблемы универсальности и нормативности психического развития че­ловека в онтогенезе, типологии развития, соотношения возрастного и фун­кционального развития, генезиса и факторов жизнестойкости и уязвимос­ти ребенка и многое другое.

Жанр «конспект» предполагает обращение читателя к литературе для более углубленного знакомства с кругом проблем, обсуждаемых в посо­бии. Список рекомендуемой литературы позволит составить более полное представление об основных проблемах современной психологии развития и подходах к их решению. В основе конспекта лекций — курс по возраст­ной психологии, который автор читает для студентов факультета психоло­гии МГУ им. М. В. Ломоносова на протяжении последних 20 лет.

Лекция 1

Предмет и задачи возрастной психологии

^ 1.1. Общая характеристика

Предмет возрастной психологии изучает закономерности пси­хического развития человека в онтогенезе и особенности развития психики, сознания, личности и ее деятельности на каждой из возра­стных стадий развития.

Онтогенез — это индивидуальное развитие от рождения до смер­ти. Данная формулировка не совпадает с определением онтогенеза в биологии, где он понимается как индивидуальное развитие от момента зачатия и зарождения новой жизни до смерти. Это не слу­чайное расхождение. Согласно концепции, развиваемой в отечествен­ной психологии, психика и психическое отражение представляют собой новообразования кризиса новорожденное™. Психические формы отражения возникают в момент рождения. Период прена-тального развития (от момента зачатия до рождения) характеризу­ется иными формами отражения и иным типом развития, поэтому в общую периодизацию психического развития человека этот пе­риод не включен.

Курс включает три основных раздела: предмет, задачи, методы возрастной психологии; детерминанты (движущие силы, причины и условия) психического развития ребенка и взрослого; характери­стики отдельных возрастных стадий.

Интерес к возрастной психологии обусловлен как теоретичес­кими проблемами изучения закономерностей развития психики в онтогенезе, проявляющими себя в парадоксах развития, так и прак­тическими задачами обучения и воспитания нового поколения, ко­торые ставит общество перед возрастной психологией.

Прежде всего, обратимся к парадоксам развития, занимающим умы исследователей, философов, общественных деятелей на протя­жении ряда веков.

Парадокс первый: от беспомощности в начале онтогенеза к мо­гуществу в зрелости. Как из самого беспомощного существа среди новорожденных всех видов формируется гармоничная, интеллекту-

^ 8 ■ Возрастная психология. Конспект лекций

ально мощная в зрелости личность? Что делает человека самым совершенным видом?

Парадокс второй: стабильность центральной нервной системы (ЦНС) и прогресс психического развития. Общепризнано, что раз­витие психики и поведения животных связано с прогрессом ЦНС. Известно, что со времен кроманьонцев морфофизиологический об­лик человека практически не изменился. Как в условиях стабиль­ности вида человечество явно прогрессирует в целом? Как в услови­ях постоянства морфофизиологических свойств возникают новые родовые психологические способности человека: логическое мыш­ление, смысловая память, осмысленное восприятие, музыкальные способности и т. д.? Каковы механизмы развития новых человече­ских способностей?

Парадокс третий: проблема универсальности и многообразия индивидуальных траекторий развития личности, стабильности и индивидуальных различий. Условием сохранения вида является сохранение стабильности видовых, родовых качеств. Человеку, не­зависимо от расовой, этнической, социальной принадлежности, при­суща стабильная общая основа телесной организации (качества сен­сорных и перцептивных систем, познавательных способностей и пр.), на фоне которой существует безграничное многообразие вариантов развития.

В современной психологии существуют две парадигмы в пони­мании путей развития, две метафоры, объясняющие процесс раз­вития:

  • лестница (рис. 1) — единственно возможная траектория нор­мативного развития;

  • соты (рис. 2). Начиная свой путь из пункта А, мы приходим в
    пункт Б каждый своим путем, т. е. существует многообразие
    траекторий развития, обеспечивающих единый результат. Про-странство индивидуальных траекторий развития ограничено.

В В

\

\

\








/

/

/




/

/

/

/

/

/

/

/

/

/ / / / /

А
Рис. 1. Лестница Рис. 2. Соты


Лекция 1. Предмет и задачи возрастной психологии ■ 9

Парадокс развития связан с индивидуальными вариациями: как соотносятся постоянство и вариативность? Что определяет границы вариативности, выбор траектории развития, индивидуальность лич­ности? Это те вопросы, которые составляют третью загадку психоло­гии развития личности. Как соотносится между собой: родовое, ста­бильное, неизменное и индивидуальное, различающее нас друг от друга? Какие условия, причины определяют эту индивидуальность — вот задачи, которые ставит психология развития.

Парадокс четвертый: гетерохронность или неравномерность раз­вития. Неравномерность развития — это общий закон развития, имеющий ряд проявлений.

Первая иллюстрация гетерохронности связана с чередованием в жизни человека периодов стабильности и даже застоя, когда в личностной структуре не происходит каких-либо серьезных изме­нений, и периодов бурного развития и судьбоносных моментов, ког­да происходит переосмысление личностью всей жизни и ее целей. Здесь гетерохронность проявляется в чередовании стабильных пе­риодов развития и кризисов (моментов быстрой, фундаментальной перестройки). Темп развития меняется, сочетая общее затухание с чередованием коротких периодов бурного развития и периодов низкого темпа развития.

Вторая иллюстрация гетерохронности связана с соотношением развития личностной и познавательной сфер. В онтогенезе череду­ются периоды бурного развития интеллекта при стабильности и неизменности личностной сферы с периодами фундаментальной ее перестройки при постоянстве уровня интеллектуального развития. Гетерохронность выступает в неравномерности развития мотива-ционно-личностной сферы и операционно-технической умственной сферы (Д. Б. Эльконин). За повторениями этой закономерности стоит загадка механизма развития, имеющая определенный смысл. При­мером гетерохронности развития может служить развитие личнос­ти в подростковом возрасте.

Парадокс пятый: что произойдет с человеком, если он окажется вне человеческого общества? Будет ли происходить развитие его психики, умственных способностей, личности?

Ярким примером, демонстрирующим последствия развития ребенка вне человеческого общества и общения, являются дети-Маугли, дети, воспитанные животными. Существует очень мало фактов, особенно научно документированных, и много мифов.

Одним из наиболее достоверных фактов воспитания детей вол­ками является случай Амалы и Камалы — девочек, найденных в

^ 10 ■ Возрастная психология. Конспект лекций

индийских джунглях в стае волков, в возрасте примерно трех-че-тырех лет и девяти лет. Они отличались всеми повадками этих животных, не владели человеческой речью и прямохождением. Были предприняты попытки их перевоспитания. Но, к сожалению, одна из девочек быстро умерла, вторая так и не достигла мало-мальски соответствующего своему возрасту уровня развития, и эксперимент себя не оправдал. К сожалению, человечность, благородство и та­ланты детей волков остались уделом героя прекрасного романа Р.Киплинга «Маугли».

В научной литературе описан случай авейронского дикаря (Фран­ция, 1799). Жители местечка близ Авейрона обнаружили мальчика 12 лет, который не понимал речь и не говорил, передвигался на четве­реньках, не владел простейшими человеческими навыками и ручны­ми действиями. Мальчика назвали Виктором. Его судьбой заинтере­совался врач, гуманист, педагог, психолог Ж. М. Итард, внесший зна­чительный вклад в развитие детской психологии и дефектологии. Многие методики, разработанные исследователем для воспитания умственно отсталых детей, используются и по сей день. Судьба маль­чика стала для Итарда и прогрессивных деятелей того времени аргу­ментом в пользу основного лозунга Французской революции 1789-1799 гг. об исходном равенстве всех людей. Мы разные не потому, что у нас разные способности, а потому что у нас разные социальные условия. Итард полагал, что у Виктора был сохранный интеллект, иначе бы он не выжил в лесу без защиты и поддержки людей. В начале занятий у мальчика наблюдался значительный прогресс, он научился понимать фразы, владеть простейшими орудийными опера­циями и бытовыми действиями. Но через какое-то время развитие остановилось, и высшие психические функции — навыки чтения, пись­ма — сформировать у Виктора не удалось. Более того, с половым со­зреванием возникли неадекватность и агрессивность поведения. В возрасте 40 лет Виктор умер. Этот невольный «эксперимент», постав­ленный самой жизнью, привлек внимание к проблеме причин и усло­вий психического развития человека. Вопрос о том, какое значение для этого имеют социальная среда и воспитание, обсуждался широ­кой общественностью и в дальнейшем был спроецирован на соци­альную проблему создания системы общественного образования. Нуж­но ли создавать общедоступные школы для всего населения, и каки­ми они должны быть? Что станет с нами, если мы будем лишены «роскоши человеческого общения» в раннем детстве?

Другим хрестоматийным примером является случай Каспара Хаузера, по легенде, сына одного из германских князей. В ходе ин-

^ Лекция 1. Предмет и задачи возрастной психологии ■ 11

триг престолонаследия в младенчестве его подменили другим ре­бенком. Опасаясь возмездия за пролитую кровь, мальчика остави­ли в живых, но содержали в неволе в строгой изоляции. Уже моло­дым человеком он вдруг оказался на свободе. Каспар Хаузер был найден на улице, он не был ориентирован в пространстве и во вре­мени, но владел человеческой речью. В ходе воспитания у Каспара Хаузера наблюдался прогресс больший, чем у Виктора. Однако его судьба сложилась трагично — он погиб через несколько лет.

Феномен нарушения психического развития в условиях дефици­та общения получил название феномена депривации или госпита-лизма. Под депривацией понимается ограничение какой-то потреб­ности, в данном случае общения ребенка с другими людьми. Возни­кает вопрос: почему сепарация (разлука ребенка с близкими людьми) и депривация оказывают на него столь губительное действие?

Итак, проблема движущих сил и причин психического разви­тия ребенка в онтогенезе является актуальной не только в теорети­ческом, но и в социально-практическом плане.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26

Похожие:

Лекция 1 Предмет и задачи возрастной психологии Общая характеристика 7 Понятие «развитие» iconПредмет, значение и методы психологии развития и возрастной психологии. 3
Психическое развитие ребёнка как проблема социализации: теории социального научения. 11
Лекция 1 Предмет и задачи возрастной психологии Общая характеристика 7 Понятие «развитие» iconВопросы к зачету по психологии
Общая характеристика психологии как науки. Предмет социальной психологии – Алиева Ксения
Лекция 1 Предмет и задачи возрастной психологии Общая характеристика 7 Понятие «развитие» iconВопросы к экзамену ия 2011-12 Педагогическая антропологи: часть 1 общая психология
Предмет психологии, история развития предмета психологии, задачи и принципы психологии. Место психологии в системе наук
Лекция 1 Предмет и задачи возрастной психологии Общая характеристика 7 Понятие «развитие» iconЛекция 1 общее представление о психологии как науке задача курса....
Общая характеристика. Психологии. Основные этапы развития представлении о предмете психологии
Лекция 1 Предмет и задачи возрастной психологии Общая характеристика 7 Понятие «развитие» iconНа вопросы к экзамену по возрастной психологии
Предмет возрастной психологии изучает закономерности психического развития человека в онтогенезе и особенности развития психики,...
Лекция 1 Предмет и задачи возрастной психологии Общая характеристика 7 Понятие «развитие» iconI. теоретические и методологические вопросы возрастной и индивидуальной...
Прикладное и теоретическое значение возрастной и дифференциальной психологии, ее задачи
Лекция 1 Предмет и задачи возрастной психологии Общая характеристика 7 Понятие «развитие» icon3 Решение вопроса, в каком возрасте надо начинать школьное обучение
Предмет и задачи возрастной психологии. Ее теоретическое и практическое значение
Лекция 1 Предмет и задачи возрастной психологии Общая характеристика 7 Понятие «развитие» iconТема 2 История становления и развития предмета психологии
Общая характеристика этапов становления психологии (предмет, методы, достижения)
Лекция 1 Предмет и задачи возрастной психологии Общая характеристика 7 Понятие «развитие» iconСписок вопросов к зачету по дисциплине
Психологическая характеристика физической культуры: понятие «Психологии физической культуры», история изучения, объект, предмет,...
Лекция 1 Предмет и задачи возрастной психологии Общая характеристика 7 Понятие «развитие» iconСеминар Вопросы для обсуждения: Предмет и задачи общей психологии....
Предмет психологии. Методологические, теоретические и естественно-научные основы психологии
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница