Характерные черты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей


Скачать 99.39 Kb.
НазваниеХарактерные черты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Дата публикации20.04.2013
Размер99.39 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Психология > Документы
Характерные черты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

По книге А.М. Шахмановой «Воспитание детей-сирот дошкольного возраста»

Дети-сироты – дети, лишившиеся родителей в результате смерти последних.

Развитие таких детей, как правило, во многом определяется тем, в каком возрасте это произошло. Чем раньше ребёнок остался без родителей, тем тяжелее сказываются на его развитии последствия сиротства.

Дети, оставшиеся без попечения родителей (социальные сироты) – дети, чьи родители живы, но в силу тех или иных причин не воспитывают своих детей.

Эта категория делится условно на несколько групп:

  • дети, брошенные в первые месяцы жизни и прошедшие через воспитание в условиях дома ребенка (дети, оставшиеся без родителей с рождения до 3 – 4 лет);

  • дети, поступившие в детский дом, в результате лишения их родителей родительских прав или по иным причинам, т.е. дети, имеющие чаще всего негативный опыт жизни в семье;

  • беспризорные дети – это специфические дети, имеющие опыт жизни «на улице».

Каждая из этих условных групп несет на себе свою особую печать последствий родительской депривации.

Современная ситуация в России свидетельствует о том, что детей-сирот в нашей стране всего 10% от общего количества детей, оставшихся без родительского попечения.

Несмотря на все трудности, сопровождающие сиротское воспитание, в психоэмоциональном плане дети-сироты находятся в несколько более выгодном положении, чем социальные сироты, зная, что их родители умерли, и осознавая, что их никто не бросал, просто так сложились обстоятельства.

Неприятие ребенка родителями приводит к тяжелым последствиям в развитии маленькой личности. С учетом типа темперамента среди них можно отметить следующие.

У ребенка с холерическим темпераментом проявляются:

  • агрессивность;

  • болезненное честолюбие;

  • быстрая истощаемость нервной системы;

  • подозрительность;

  • завистливость.

Дети-сангвиники становятся:

  • сдержанными;

  • осторожными;

  • уступчивыми;

  • скрытными;

  • склонными к страхам и неврастении.

У флегматиков развиваются:

  • нерешительность;

  • робость;

  • боязливость.

Как правило, социальные сироты поступают в детский дом из алкогольных семей.

Таким детям свойственна устойчивая привычка ко лжи, так как они вынуждены были скрывать от других правду об алкоголизме их родителей.

Теперь рассмотрим характеристики малышей из дома ребенка. Установлено, что эти дети – наиболее уязвимая категория детей, оставшихся без попечения родителей. Такие дети значительно отстают от своих сверстников в физическом и психическом развитии.

Английский ученый Л. Ярроу, изучая состояние младенцев в приюте, выявил четыре вида их отставания в развитии:

  • материнская депривация – отсутствие связи ребенка именно с биологической матерью;

  • сенсорная депривация – резкое снижение у ребенка яркости восприятия и разнообразия впечатлений;

  • социальная депривация – сокращение общения ребенка с другими людьми;

  • эмоциональная депривация –слабая выраженность эмоциональности в общении с окружающим миром, вялое реагирование на окружение;

Наиболее сложным видом отставания в развитии детей-сирот ученый считал материнскую депривацию, и многие психологи согласны с этим утверждением.

Этой категории детей свойственны полное отсутствие инициативы и интереса к окружающему миру, апатичность к индивидуальному жизненному распорядку и каким-либо волевым проявлениям.

Э. Пиклер: «Ребенок – пассивная кукла в руках взрослого, действует только по определенному указанию, собственной инициативы у него нет. Даже умеющий хорошо сидеть ребенок дает себя кормить лежа, пассивно, с опущенными руками до тех пор, пока взрослый не посадит его на стул к столу, в руки не даст ложку и не предложит есть самостоятельно… Дети постарше, если им точно не говорят, что надо делать, часто беспомощно бродят, слоняются, ждут указаний взрослого. Создается такое впечатление, что они, собственно говоря, живут в совершенном тумане, для них мир – загадочное явление, в котором они не пытаются разобраться. У них нет индивидуального отношения ни к жизненному распорядку, ни к окружающему предметному миру, да и к собственному телу едва проявляют интерес. Их можно поднять, опустить хоть на прежнее место, хоть на новое, в кровать, в манеж или куда угодно – они пассивны».

Многие нарушения, возникающие в связи с материнской депривацией в раннем возрасте, проявляются не сразу, а гораздо позднее.

Н.М. Щелованов доказал, что не разлука с матерью, а дефицит воспитания, внимания, общения задерживает нормальное развитие.

Особую группу детей, оставшихся без попечения родителей, составляют беспризорные. Различают два типа беспризорных: «уличник» и «из семьи». Первые стремятся к самостоятельности, к подчинению детской среды своему авторитету, уверены в своих силах, имеют практический опыт жизни на улице, знакомы с притонами, ресторанами, азартными играми, сильно подражают взрослым, но недоверчивы к ним, отрицательно относятся к власти.Второму типу, беспризорным «из семьи», характерны нелюдимость и некоторая дикость, пассивность, боязнь практической жизни вне семьи, подчиненность влиянию других, более сильных сверстников-беспризорников. Чаще всего они попрошайничают, собирают бутылки, совершают мелкие кражи, добывая пропитание себе и бомжам-родителям.

Важнейшей проблемой, объединяющей детей всех названных типов, является слабое здоровье.

Также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, свойственны процессы общего отставания в психическом развитии, которые охватывают интеллектуальную, волевую, эмоциональную сферы жизнедеятельности.

У них наблюдаются снижение познавательной активности, ограниченность кругозора, искаженные воспоминания о себе в прошлом, скудные представления о настоящем и будущем.

Психологи отмечают свойственную этим детям крайнюю ситуативность умственных действий, которая определяется либо предметным окружением, либо прямыми указаниями взрослого, неразвитое воображение, отсутствие познавательной инициативы и целеустремленности. Дети не умеют мечтать, фантазировать, их желания ограничены сиюминутными потребностями.

При этом отмечается целый набор негативных черт характера:

  • замкнутость;

  • зависть;

  • недоверие к людям и миру;

  • болезненное честолюбие;

  • упрямство;

  • эгоизм;

  • агрессивность.

Психологи и педагоги отмечают:

  • нервозность многих воспитанников;

  • повышенную возбудимость;

  • подверженность ночным страхам, фантазиям и выдумкам либо о страшном, либо о хорошем, что демобилизует ребенка.

У детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проявляются деформация личности, искажения в формировании самосознания, спровоцированные нереализованной потребностью в любви, привязанности и признании. Именно это приводит к возникновению серьезных проблем в сфере эмоционального развития.

Неразвитый эмоциональный интеллект. Этим детям мало знаком язык жестов и мимики, изменчивых интонаций. Они редко проявляют сочувствие, сопереживание в отношениях с окружающими людьми.

В исследованиях Э.А. Минковой приводится эмоциональный портрет воспитанника детского дома, который характеризуется такими чертами, как:

  • пониженный фон настроения;

  • бедная гамма эмоций, однообразие эмоционально-экспрессивных средств общения;

  • склонность к быстрой смене настроения (оживление переходит в плач, крик; благодушие, приподнятое настроение – в угрюмость, агрессию)

  • однообразность и стереотипность эмоциональных проявлений;

  • эмоциональная поверхностность, которая сглаживает отрицательные переживания и способствует их быстрому забыванию;

  • неадекватные формы эмоционального реагирования на одобрение и замечание (от пассивности и равнодушия до агрессивности и враждебности);

  • повышенная склонность к страхам, тревожности и беспокойству;

  • основная направленность эмоций – получение всё новых и новых удовольствий;

  • нестабильность эмоциональных контактов с окружающими (легко вступают в контакт, внешне в общении могут казаться живыми и непосредственными, но быстро меняют партнеров по игре);

  • непонимание эмоционального состояния другого человека;

  • чрезмерная импульсивность, аффективная взрывчатость.

В исследованиях М.К. Бардышевской выделяется несколько групп детей 3 – 5 лет, воспитывающихся в условиях детского дома:

  • «Избегающие» дети. Эта немногочисленная группа детей характеризуется наиболее тяжелым эмоциональным состоянием воспитанников. Эти дети очень трудно привыкают к жизни в группе, стремятся к уединению. Тяжелое психологическое состояние такого ребенка не безнадежно. Постепенно, хотя и очень медленно, он привыкает к взрослому, который заботится о нем.

  • «Цепляющиеся» дети.Такой ребенок активно стремится к контакту со взрослым. Он ищет в нем источник эмоционального тепла и защиты.

  • Дети с «недифференцированными» привязанностями – это самая большая группа детей. Им свойственны поверхностные, неупорядоченные, легко меняющиеся эмоциональные связи.

  • «Амбивалентные» дети – это дети с противоречивой, конфликтной привязанностью к взрослому.

  • «Социально-тревожные» дети – это дети, имеющие ранний опыт жизни в семье; им свойственна глубокая, устойчивая избирательная привязанность к «своему» взрослому и страх перед чужими, избегание их.

  • «Гармоничные» дети – это также дети, имеющие ранний опыт жизни в семье, но, в отличие от «социально-тревожных» детей, склонных к образованию единственной сильной привязанности, у гармоничных детей формируется сеть привязанностей.

Характерные особенности выпускника детского дома (по исследованиям Ю.М. Мерзлякова):

  • отсутствие опыта социальных контактов с людьми (на работе, в сфере обслуживания и т.д.);

  • трудности в общении (там, где это общение свободно, где требуется строить отношения);

  • не сформированность потребности и способности трудиться;

  • иждивенчество, непонимание материальной стороны жизни;

  • отсутствие личностного опыта нормальной жизни в семье;

  • недоразвитие индивидуальности;

  • отсутствие нравственного иммунитета к условиям негативной среды;

  • плохое состояние здоровья.

Основные причины, которые провоцируют развитие негативных качеств личностного развития воспитанников детских домов (речь не идет о детях с психическими дефектами):

  • социальные условия прежней жизни в неблагополучных семьях или на улице;

  • дефицит общения;

  • замкнутость в стенах образовательного учреждения;

  • постоянное пребывание в коллективе, особенно в условиях переполненности групп;

  • характер работы некоторых воспитателей, которые давлеют над всеми действия ребенка жесткой регламентацией, отслеживают каждый его шаг.

Вопросы



Вопрос

Ответ



Дайте определения терминов «дети-сироты», «дети, оставшиеся без попечения родителей (социальные сироты)».






Какое преимущество в психоэмоциональном плане дети-сироты имеют по сравнению с детьми, оставшимся без попечения родителей?






Каким образом последствия неприятия ребенка родителями зависят от типа его темперамента?






Каково количественное соотношение детей-сирот и социальных сирот в современной России?






Как связаны такие феномены, как алкоголизм и социальное сиротство?






Почему социальным сиротам часто свойственна устойчивая привычка ко лжи?






Какой из четырех выделенных Л. Ярроу видов отставания в развитии детей в приюте этот ученый считал наиболее сложным?






Назовите две категории беспризорных детей. В чем отличие этих категорий друг от друга?






Для каких категорий детей, оставшихся без попечения родителей, обычно характерно слабое здоровье?






В чем специфика представлений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о своем прошлом, настоящем и будущем?






В чем проявляется крайняя ситуативность умственных действий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей?






Какие негативные черты характера свойственны детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей?






В чем причина искажения в формировании самосознания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей? В чем, на Ваш взгляд, заключается это искажение?






В чем проявляется неразвитость эмоционального интеллекта детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей?






Какая из выделенных Э.А. Минковой черт характера детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, наиболее трудно, на Ваш взгляд, поддается коррекции? Почему?






Как Вы думаете, по какому признаку М.К. Бардышевская выделила группы детей 3 – 5 лет, воспитывающихся в условиях детского дома?






Как Вы думаете, формирование каких из негативных особенностей выпускника детского дома, выделенных Ю.М. Мерзляковым, можно с наибольшей вероятностью предотвратить посредством волонтерских программ? Каким образом это возможно?






Назовите основные причины, которые провоцируют развитие негативных качеств личностного развития воспитанников детских домов.







Похожие:

Характерные черты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей iconОтчет контрольно-счетной палаты по детям-сиротам 26 октября 2012
Республики Коми, выделенных в 2011 году на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,...
Характерные черты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей iconСвидетельство о государственной аккредитации
Государственное образовательное учреждение для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей специальный (коррекционный)...
Характерные черты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей iconСвидетельство о государственной аккредитации
Государственное казенное образовательное учреждение для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальный (коррекционный)...
Характерные черты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей iconИностранное усыновление в россии
По состоянию на 2012 год в Российской Федерации без попечения родителей остаются 654 355 детей. 105 688 ребят находятся в учреждениях...
Характерные черты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей iconСтатья 1; «Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами,...
Федеральный закон «Об общественном контроле за обеспечением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
Характерные черты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей iconЗакон №3138-6 «Об общественном контроле за обеспечением прав детей-сирот,...
Сегодня, на рассмотрении Госдумы, находятся опасные законопроекты, которые в конечном итоге, разрушают последние скрепы, сохраняющие...
Характерные черты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей iconИ детей, оставшихся без попечения родителей
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия
Характерные черты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей iconВопрос 162. Усыновление (удочерение) детей. Отмена усыновления. Понятие,...
Усыновление (удочерение) является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Условия, порядок и правовые...
Характерные черты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей iconФедеральный банк данных о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей
Го банка данных о детях, включающая в себя совокупность региональных банков данных о детях, а также документированную информацию...
Характерные черты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей iconМетодические материалы для участников конференции
Кто такие дети-сироты и дети, оставшихся без попечения родителей, каковы их основные права 12
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница