Закономерности психического развития


Скачать 112.73 Kb.
НазваниеЗакономерности психического развития
Дата публикации20.04.2013
Размер112.73 Kb.
ТипЗакон
userdocs.ru > Психология > Закон

Общие понятия возрастной психологии. Феномен психического развития.

  1. Возрастная психология – отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза.

Онтогенез. 1866 год – в оборот ввёл Геккель.

Возрастная психология – наука относительно молодая. В конце 19 века – самостоятельное направление.

Три предпоссылки:

  • Потребность в педагогической практике (массовое образование)

  • Развитие естествознания.Дарвин – эволюция, так же человек на протяжении жизни

  • Развитие экспереминтальных методов.

Первоночально исследователи изучали только ранние этапы онтогенеза (до 17 лет – до 50-х годов), а потом зрелость и старость.

Разделы:

  • Детская психология (рождение – 7 лет)

  • Психология школьного возраста (7-17)

  • Акмеология (молодость, зрелость)

  • Геронтопсихология (зрелосьт, старость)




  1. Предмет:

  • Количественные и качественные изменения психики при переходе из одного возраста в другой

  • Уникальность, спицифика каждого возраста;

Возраст: хронологический, биологический, психологический, социально-психологический (совокупность тех социальных ролей, которые на данный момент человек освоил и пользуется).

  • Движущие силы, механизмы, факторы, закономерности психического развития;

Синзитивный период развития – период, наиболее благоприятный для формирования той или иной психической функции.

Социальная ситуация развития (Выготский) – форма взаимодействия человека с окружающей средой, социальной действительностью, в которой он находитсяя на данном этапе своей жизни.

Ведущий тип деятельности – вид деятельности, с которым связано возникновение важнейших психических новообразований в данном возрасте.

Новообразование – психические и социальные изменения, возникающие под влиянием ведущей деятельности и определяющие внешнюю и внутреннюю жизнь человека на данной ступени развития.

Кризис возрастного развития – сосредоточение резких и кардинальных сдвигов в психике и поведении человека, происходящих за относительно короткое время и наблюдающихся на стыке смежных возрастов.

  1. Психическое развитие – процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящих к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека.

Закономерности психического развития:

  • Неравномерность и гетерохронность (несовпадения по мере развития функций)

  • Сензитивность

  • Кумулятивность

  • Неустойчивость

  • Конвергентность-дивергентность

Факторы психического развития:

  • Среда

  • Наследственность

  • Активность

  • Обучение и воспитание


Социальная ситуация развития => возрастная деятельность => кризис => новообразование

Механизмы развития:

  • Социальная ситуация развития;

  • Ведущая деятельность

  • Кризис

  • Новое качество

И снова в начало.

30-40 лет – максимальный период развития

Психологическое развитие ребёнка до 7 лет

0-7 – 70% личности закладывается в этот период.

Этапы:

  1. Этап новорождённости от рождения до 1.5 месяца

  2. Младенец 1.5-1 год

  3. Ранее детство 1-3

  4. Дошкольный от 3-6(7)

Начинать воспитывать на 20 неделе после зачатия.

Рождение человека – первый кризис в его жизни:

  1. Кардинальная смена среды существования.

  2. Смена способа существования.

  3. Психологический шок

На момент рождения ребёнок является одним из наименее приспособленных к жизни из всех живородящих существ; это делает нас максимально адаптивными к разным как природным, так и социальным условиям.

Рефлексы:

  1. Функциональные (пищевые, защитные, поисковый, ориентировочный)

  2. Атавистические (ползание, переступательный, обезьяний, плавательный)

Ребёнок выделяет взрослого из окружающей жизни:

  1. Улыбается. Первая социальная реакция

  2. Двигательная реакция

Развитие познавательной сферы ребёнка

  1. Ощущение – самый развитий познавательный процесс

  2. Восприятие – период до 3 лет наиболее сенситивный для развития восприятия

  3. Внимание – очень не устойчиво, у 3 ребёнка устойчивость внимания до 1.5-2 минут

  4. Память – феномен детской амнезии, от 3 до 7 лет лучший период для развития памяти

  5. Мышление – до 3 лет мышление ребёнка – наглядно-действенное; от 3 до 5 – наглядно-образное; эгоцентризм - неумение стать на чужую позицию.

  6. Воображение – богатое.

  7. Речь – начинает развиваться с первых дней жизни ребёнка:

  • Гуление до 6 месяцев;

  • Лепет от 6 до 11

  • Ситуативная речь от 1 года до 1.5 (100 слов), 3 года (1000), 6 лет (3000)

Развитие личностной сферы дошкольника.

К 3 годам у ребёнка формируется первичная самооценка – должная быть устойчиво положительная, допустимо чуть завышенной.

В силу повышенной эмоциональности и впечатлительности дошкольники часто подвержены страхам.

Страхам подвержены первые дети в семь, которые мало поссещают детский сад.

Способы преодоления:

  • Рационализация (объяснение) страхов;

  • Создать вместе с ним амулет

  • Игра

  • Нарисовать страх

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является сюжетно-ролевые игра. Помимо этого ребёнок нуждается в художественной деятельности.

Психологическая характеристика младшего школьного возраста

7-11 лет

В этот период активно формируются все отделы позвоночника; мышцы руки, происходит окостенение руки; активно растёт сердечная мышца – увеличивается работоспособность. Завершаются процессы миелинизации (миелин – вещество, покрывающие нервные окончания), меняются зубы.

Окончательно определяется доминирующее полушарие мозга. В этом возрасте социальная ситуация ребёнка распадается на такие составляющие:

Учитель

Все остальные взрослые

Сверстники

Первый год обучения в школе направлен на адаптацию ребёнка к новой социальной ситуации. В норме до 3 месяцев. Качество адаптации зависит от отношения родителей к школе. Ведущая деятельность – учебная. Доминирует образное мышление и эмоциональная реакция на действительность. Поэтому в учебный процесс постоянно включены наглядность и другие вспомогательные средства.

Формы общения ребёнка со взрослыми:

Внеситуативно-познавательная (4-5- лет)

Внеситуативно-личностная (до 5-6 лет)

Содержание потребностей в общении:

  • 4-5 - потребность во внимании, сотрудничестве, уважении;

  • 5-6 – потребность в доброжелательном внимании, сотрудничестве, уважении взрослого при ведущей роли стремления и сопереживанию и взаимопониманию;

Мотив общения:

  • 4-5 – познавательный;

  • 5-6 – личностный;

Значение формы общения в общем развитии ребёнка;

  • Развитие наглядных форм мышления;

  • Переход к дискурсивному мышлению;


Формы:

  • Ситуативно-личностная (в первые 6 месяцев)

  • Ситуативно-деловая (до 3 лет)

  • Внеситуативно-позновательное (3-5)

  • Внеситутивно-личностная (5-7)


Для подростка вопрос «Кто я?» отходит на второй план, а на первый план «С кем я?» одиночество благоприятный период для творчества. Теряет интерес к прошлым увлечениям. Причины:

  • Это была мечта его родителей

  • Подростка не поддерживают сверстники

  • Конфликт и непонимание между учителем и подростком в кружке или в музыкальной школе

В этом возрасте – личностный эгоцентризм.
Психологические особенности подросткового возраста

Сложность подросткового возраста (12-16) обусловлено наложением друг на друга 2 кризисов: психологический и физиологический.

  • Физиологические особенности

  • Социальная ситуация развития

Пубертат- период полового развития (первые признаки наблюдаются в 9 лет) длится до 18 лет.

Ранний пубертат – 9-13 лет.

Поздний пубертат – 14- 18 лет.

1 стадия.

Очень активно начинает развиваться эндокринная система. Связана с нервной системой. Они работают на пределе своих возможностей.

Уменьшается работоспособность и выносливость – снижение успеваемости в школе.

У девочек н а1-1,5 года пубертатный период начинается раньше, чем у парней.

^ 2 стадия. (14-18 лет)

Темпы развития эндокринной системы снижаются. Нервная и эндокринная система уравновешиваются. Увеличивается работоспособность. На этой стадии проявляются вторичные половые признаки: смена голоса, начинается менструация. Полюции.

Важно, чтобы помимо учебы, подростки занимались другими делами: спортом, танцами, творчеством. На фоне того, после появления вторичных половых признаков у многих меняется вес.(увеличивается).

Американская булемия:

В этом возрасте у подростка сильно снижается самооценка.(важно поддерживать самооценку)

Самооценка из-за внешности распространяется на личность. Половое созревание сожет идти различными темпами:

  • Темпы ускоренного созревания – аксигерация.

  • Темпы замедленного развития – ретарданты.

Особенности социальной ситуации этого возраста.

Подростковый возраст – период, когда авторитет взрослых на порядок становится ниже, чем авторитет сверстников. Важно общение со сверстниками.

ЭльконинД.Б. – общение со сверсниками важно для этого возраста.

Фельдштейн –считал, что ведущая деятельность в этом возрасте социально значимая, если этого не происходит, он уходит в общение со сверстниками.

Причина конфликтов с родителями:

  1. Психологическая незрелость подростка

  2. С 7 лет нужно приучать ребенка к самостоятельности.

  3. Влияние стереотипов воспитания:

  4. Упреки подростку в материальной зависимости

  5. Наложение возрастных кризисов у членов семьи

Основное новообразие этого возраста – чувство взрослости.

Стадии отделения от взрослых:

  • Конфликт между потребностью в зависимости и стремление к автономии.

  • Когнитивное отделение (на уровне ума). Именно эта стадия наполнена конфликтами.

  • Эмоциональное отделение.

  • Стадия поиска образцов идентификации.


Психологические особенности юношеского возраста

17-21(для девушки) – 22 (для парня).

Юношеский возраст – это первый этап его возраста, в котором он становиться полноправным гражданином своей страны. Имеем права:

Вступление в брак, ходить на выборы, водить машину, заниматься трудовой деятельностью; юридическая ответственность и уголовная ответственность.

Ведущая деятельность возраста – профессиональное самоопределение. Особенности когнитивной сферы:

  • В этом возрасте у человека высокие интеллектуальные нагрузки;

  • Вырабатывается свой интеллектуальный вид деятельности;

  • Способность к дивергентному мышлению (несколько вариантов решения проблемы)

  • Часто преувеличиваются интеллектуальные способности;

  • Знания разрозненны;

Личностная сфера:

  • Переоценивание себя и своих проблем;

  • Сужается круг друзей;

  • Индивидуальный стиль одежды;

  • Умение просчитывать ситуацию;

  • Понимание, что время мчится;

  • Человек открывает свой внутренний мир  тяга к самовоспитанию.

Кризис юношеского возраста:

  • Основное новообразование – собственная система мировоззрения и ценностей, формирование образа «я».

Признаки и причины кризиса:

  • Человек сталкивается с реальностью;

  • Сохраняются завышенные иллюзии и ожидания;

  • Желание впасть в детство;

Признак завершения кризиса конструктивно:

Я принимаю себя таким, какой я есть

Мне хватает сил отвечать за свои поступки и свой выбор, но при этом я знаю, что нет единственно правильного и единственно правильного решения. Каждый мой выбор – это компромисс.

В юношеском возрасте определяются доминирующее эмоциональное основание:

  1. Коммуникативный тип личности;

  2. Гностический;

  3. Гедонический (пузыри, ванна);

  4. Проксический (от достижения цели);

  5. Альтруистический;

  6. Акизитивный (удовольствие от накопления)

  7. Эстетический;

  8. Глорический (всеобщее внимание);

  9. Романтический;

  10. Пернический (экстрим).

3 варианта взросления:

  1. Взрослеют плавно, человек легко включается в новую обстановку, ситуацию, ориентир на общепринятые ценности, прагматизм, близкие отношения с родителями, менее активен и самостоятелен;

  2. Быстро, скачкообразно взрослеет, высокая саморегуляция, рано определяет цели своей жизни, недостаток эмоциональности и рефлексии.

  3. Тяжёлые метания и поиск себя плохо понимает потребности и себя, импульсивны, живут эмоциями.

Форма любви:

Людус (игра)

Эрос (эротика, чувственные основания)

Мания

Прагма (по расчёту)

Агапи (любовь –жёртва амбициями, карьерой)

Сторге (взаимопонимание и поддержка)

Психологические особенности молодости и зрелости

Молодость 21(22)-35.

Зрелость – 35-55 (для женщин), 35-60 (для мужчин). Они складываются в период становления его профессии и семьи.

Психодинамическая теория – в основе теория Фрейда психоанализа (сам он её не устанавливал, сделали это последователи).

Теория фильтров – авторы Девис и Гербурфф.

Братья и сёстры приходятся друг другу сиблингами.

На устойчивость в отношениях влияет срок от знакомства до брака.
Тип отношений:

Дидактика – преподавание.

Озабоченность

Папина дочка, мамин сынок

Готовность к бою
Нормативные кризисы :

  1. 1-3 года совместной жизни: уклад жизни (ребёнка лучше заводить ближе к 3 году).

  2. Когда ребёнок идёт в школу

  3. 17-25 совместной жизни


Типы профессиональной ориентации:

  1. Ориентация на профессионализм

  2. Ориентация на менеджмент

  3. Ориентация на автономию

  4. Ориентация на стабильность

  5. Ориентация на интеграцию


Синдром эмоционального выгорания - в период зрелости.

Типы профессий:

Человек-механик

Человек-природа

Человек-человек

Человек-художественный образ
Синдром поведения – опаздывать начинает.

Когнитивное нарушение – снижается внимание, память…

Взрослому человеку требовательно чем-то заниматься, развиваться, а не седеть без дела.

Психологические особенности герунтогенеза

Первый этап. Пожилой возраст (65-70)

Второй этап. Период старости (70-90)

Третий этап. Период долголетия (90-…)

В мире существует 2 типа отношения к старости:

  1. Геронтофобия

  2. Геронтофибия

Начало герунтогенеза сопровождается кризисом «отставки».

Для благополучного проживания старости человеку нужно решить 3 очень важные задачи:

  1. Необходимо найти себя в новом социальном статусе.

  2. Принятие неизбежного ухудшения здоровья

  3. Смерится с фактом окончания своей жизни.

Физиологические особенности старости:

  1. Снижается выносливость и работоспособность

  2. Снижается нервная чувствительность.

  3. Человек уменьшается в росте

Нужно:

  1. Заниматься творчеством

Фрейд (либидо)

  1. Оральная стадия – 0-1 год (орально-пассивоное и орально-агрессивное кормление)

  2. Анальная стадия– 1-3 года (установление связи ребёнка с горшком; анально-удерживающие, анально-пассивное)

  3. Фалическая стадия 3-5 лет (начальное формирование гендерного различия).

  4. Латентная стадия - 7-11 лет (активность направлена на развитие)

  5. Генитальная стадия - формирование ориентации.

Выготский и Эльконин.

Похожие:

Закономерности психического развития iconМетодические указания аннотация теории детского развития периодизация...
Кого развития периодизация и закономерности психического развития ребенка кризис новорожденности и младенческий возраст кризис одного...
Закономерности психического развития iconНа вопросы к экзамену по возрастной психологии
Предмет возрастной психологии изучает закономерности психического развития человека в онтогенезе и особенности развития психики,...
Закономерности психического развития iconПедагогическая психология в системе наук о человеке. Объект, предмет....
Фундаментальная наука, изучающая закономерности психического и личностного развития человека в условиях обучения и воспитания
Закономерности психического развития iconОбщие и специфические закономерности психического развития
Это было не­обходимо для понимания возможностей детей в усвоении мате­риала, для обоснования и разработки содержания и методов обучения...
Закономерности психического развития iconИзучения общей психологии являются сущности и закономерности возникновения,...
Психология— наука о законах возникновения и функционирования психического отражения объективной реальности в процессе деятельности...
Закономерности психического развития icon10. Закономерности психического развития лиц с нарушениями слуха
Медицинская классификация детей с нарушениями слуха (по Л. В. Нейману) педагогическая классификация детей с нарушениями слуха (по...
Закономерности психического развития iconТипологические особенности психосоциального развития подростков
Д. Б. Элькониным и включающая в себя возрастную периодизацию концепция развития психики в детском возрасте [7] наиболее общепринятый...
Закономерности психического развития iconПлан: Актуальность вопросов сохранения и развития психического и...
Актуальность вопросов сохранения и развития психического и психологического здоровья человека с. 1
Закономерности психического развития iconБорякова Н. Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция...
Борякова Н. Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Учебно-методическое пособие....
Закономерности психического развития iconКонтрольные вопросы к экзамену (зачету) по курсу
Понятие «задержка психического развития», причины и категории задержки развития. Характеристика детей с зпр
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница