Книга представляет собой курс лекций, прочитанный в Новосибирском государственном университете в рамках программы Tempus-Tacis. Рекомендуется студентам, изучающим психологию. Оглавление


НазваниеКнига представляет собой курс лекций, прочитанный в Новосибирском государственном университете в рамках программы Tempus-Tacis. Рекомендуется студентам, изучающим психологию. Оглавление
страница1/8
Дата публикации20.04.2013
Размер1.06 Mb.
ТипКнига
userdocs.ru > Психология > Книга
  1   2   3   4   5   6   7   8


Введение в методологию социально-психологического
исследования


Элена Дзуки
Миланский католический университет

Милан - Новосибирск
1997

Книга представляет собой курс лекций, прочитанный в Новосибирском государственном университете в рамках программы Tempus-Tacis. Рекомендуется студентам, изучающим психологию.

Оглавление

Глава 1 6

Психология и наука 6

Глава 2 13

Измерение в психологии
и экспериментальный метод 13

Глава 3 21

Валидность исследования 21

Глава 4 29

Схемы исследования
и корреляционный метод 29

Глава 5 35

Другие методы исследования 35

Глава 6 45

Проведение исследования 45

Глава 7 49

Пример корреляционного исследования: токсикомания как реализация стремления к рискованному поведению 49

Глава 8 57

Пример экспериментального исследования: влияние гендерных стереотипов на запоминание 57

Глава 9 61

Пример лонгитюдного исследования: изучение связи между "поиском ощущений" в подростковом возрасте и развитием тенденции к девиантному поведению 61

Глава 1

Психология и наука

Сегодня большая часть психологов придерживается определения психологии как науки о поведении и поэтому идентифицирует поведение как объект исследования психологии. Под поведением подразумеваются:

  1. такие формы деятельности организма, которые воспринимаются непосредственно (например, улыбка), или такие, которые можно наблюдать только с помощью точных приборов (например, мускульное напряжение);

  2. внутренние процессы, не наблюдаемые непосредственно: память, интеллект, свойства личности.

Существование этих процессов выводится из наблюдаемых проявлений. Об интеллекте, например, можно судить, исходя из ответов испытуемого при тестировании. Наличие агрессивности можно предположить, наблюдая вербальную или моторную агрессию.

Психология относится к гуманитарным наукам. Это молодая наука, и в ней используются, помимо научных, различные донаучные методы.

Научный метод применяется для тех проблем, которые связаны с познанием реального мира. Существует, однако, общенаучный метод, который применяется во всех науках и состоит в формулировании гипотез, построении теорий и в проверке теоретических построений. В данном процессе различают следующие этапы:

  1. формулировка вопросов;

  2. предполагаемый ответ в свете того, что уже известно, то есть формулировка гипотез;

  3. вывод эмпирических последствий, связанных с данными гипотезами;

  4. определение методик для подтверждения или опровержения гипотез;

  5. проверка адекватности и достоверности использованных методик;

  6. проверка гипотез и интерпретация результатов;

  7. установление областей, к которым применимы данные гипотезы.

Этот процесс является общим для любого научного исследования и не зависит от объекта. Каждая научная дисциплина характеризуется совокупностью проблем, рассматриваемых с помощью совокупности методик, и именно по специфике используемых методик различаются дисциплины.

Исходный момент научного и ненаучного познания одинаков. Как ученый, так и обычный человек – оба прежде всего собирают информацию для того, чтобы найти ответ на вопрос. Отличие заключается в том, что процедуры, принятые в научном познании, являются эксплицитными и систематическими.

Кроме того, научный метод отличается от других методов познания своей способностью к самокоррекции. Основной характеристикой научного метода является объективность. Наука – это способ получения знаний на основе объективных наблюдений, которые проводятся таким образом, что исследователи с нормальным восприятием при использовании одних и тех же методик достигают одних и тех же результатов. Объективность в науке не подразумевает независимость ученого от объекта его исследований, но предполагает, что если наблюдения проведены объективно и описаны достаточно точно, то они могут быть снова повторены другими исследователями. Поэтому тщательная регистрация является решающим условием в науке. Субъективные наблюдения – это такие наблюдения, которые проведены одним лицом и не воспроизводимы во всей полноте другим лицом. Объективность, согласно некоторым авторам, является единственной характеристикой, которая отделяет то, что является наукой, от того, что таковой не является.

Кроме того, научный метод предусматривает, что теоретические суждения должны быть связаны с наблюдаемыми явлениями. Используемые термины должны быть тщательно определены, чтобы их значение было понятным относительно событий действительности, наблюдаемых объективно, а также относительно теорий, разработанных для объяснений этих событий.

Наука определяется часто как деятельность, направленная на разрешение проблем. Наука “психология” – это способ объяснения поведения.

Научный метод может служить для описания, объяснения, предсказания.

Первым шагом в любой науке является описание явлений, которые считаются важными для данной науки. Например, перед тем, как установить причины, по которым индивидуум стал психопатом, необходимо тщательно описать поведение и выявить то общее, что имеют психопаты. Только тогда, когда будет получено достаточно ясное описание психопатической личности, можно искать биографические или физиологические факторы, которые заставили человека стать таковым. Важность метода описания показывает сходство, которое существует между психологией и биологическими науками. В течение многих лет биологи занимались в основном описанием и классификацией живых форм. Этот процесс остается важным и сегодня, но только сравнительно недавно биологам удалось преодолеть описательный уровень и заняться исследованием механизмов биологических процессов.

Поскольку психология является молодой наукой, она, по-видимому, еще долго будет оставаться на описательном уровне. Наиболее ярко это проявляется в такой области психологии, как психология личности, где описание личности является объектом постоянных дискуссий. В настоящее время существуют различные подходы к этому описанию. Так, типологические теории пытаются классифицировать людей по категориям или определенным типам, подобно тому, как ботаник классифицирует растения. Согласно характерологическим теориям, люди, напротив, отличаются друг от друга количественно, а не качественно, в зависимости от различных черт характера, которыми обладают в большей или меньшей степени. Теории социального обучения противопоставляют внешние причины поведения и личностные причины. Помимо этих существуют и другие теории. Можно утверждать, что большое количество противоположных подходов к описанию личности соответствует, скорее, примитивному состоянию науки.

Вторая цель научного метода – объяснение явлений.

Третьей целью является предсказание, то есть возможность прогнозировать возникновение явления.

Можно выделить шесть постулатов, которые характеризуют научный метод.

  1. Детерминизм. Утверждается, что даже если причины явлений многочисленны, исследователь может их выявить.

  2. Эмпиризм. Наука основывается на эмпирических наблюдениях.

  3. Теоретическая интеграция. Наука пытается строить теории. Хорошая теория устанавливает взаимосвязь между фактами, которые считались независимыми до момента исследования, и генерирует таким образом новые гипотезы исследования. Теория позволяет предсказывать, контролировать и объяснять. Наука придает большое значение теориям, тогда как экспериментальные данные не имеют такого значения, если только не находятся в теоретическом контексте. Наука состоит из теорий, которые организуют рациональным способом различные эмпирически выявленные отношения.

  4. ^ Динамический подход. Наука – это постоянная проверка. Необходимо подвергать обсуждению факты, теории и суждения.

  5. Публичное измерение. Наука – это публичная деятельность. Передача публике наблюдений, которые были собраны, допускает их ревизию. Метод является научным, если дает право другим лицам воспроизвести наблюдения.

  6. ^ Парадигматичская эволюция. Наука строится, исходя из парадигм и моделей. Парадигма ( гр. paradeigma пример, образец) – это некое научное достижение, которое в течение некоторого времени определяет научную модель. Например, в психологии психоанализ и бихевиоризм играли роль парадигм.

Согласно Куну (Kuhn, 1962), каждая наука проходит различные парадигматические циклы. Цикл состоит из:

  1. подготовительной фазы – внутри одной и той же школы выявляются различные научные подходы;

  2. нормальной фазы – какое-либо важное открытие или научное достижение заставляет прогрессировать отрасль науки. При этом постоянно подвергаются проверке научные положения, несовместимые с существующими или отклоняющиеся от них;

  3. научная революция – новая парадигма вытесняет старую.

Таким образом, наука развивается не прямолинейно, а проходит определенный цикл, состоящий из фаз.

Основной целью науки является разработка теорий, которые объясняют отношения, исследуемые в данной области. Теория – это возможное объяснение явлений. В широком смысле теория есть утверждение или группа утверждений, которые характеризуют отношения между переменными. В узком смысле слова теория есть утверждение или совокупность утверждений, которые устанавливают отношения между переменными. Эти утверждения включают по крайней мере одно понятие, которое отражает явления, не наблюдаемые непосредственно, и которое необходимо для объяснения отношений между переменными. Следовательно, теория есть совокупность взаимосвязанных понятий, определений и суждений, которые обеспечивают систематическое видение явлений, точно определяет отношения между переменными с целью объяснения и предсказания этих явлений. Переменная есть любая характеристика социального или физического окружения, которая может принимать различные значения. Примерами переменных являются цвет глаз или цвет волос человека, интеллект, свойства личности и т. д.

Наука не может быть чисто теоретической или чисто эмпирической. Для движения вперед наука использует как теории, так и эмпирические пробы, то есть эксперименты. Теория является продуктом научной деятельности и ее исходным пунктом. Она всегда должна рассматриваться как ложная априори, потому что не может быть ничем иным, как упрощением реальности.

При создании теории могут быть использованы индуктивный и дедуктивный методы. Индуктивный метод предполагает движение от частного к общему, то есть от фактов к теории. Выводы, сделанные на основе анализа единичного факта или явления, считаются справедливыми для всех других аналогичных фактов и явлений. Общее теоретическое знание выводится исходя из закономерности, полученной в единичном, эмпирическом случае (от частного к общему). Строго говоря, понятие, выведенное индуктивным путем, является недоказуемым, потому что не доказано само положение о том, что можно делать универсальные (общие) утверждения, исходя из отдельных и частных утверждений. Исследование, базирующееся исключительно на индукции, никогда не могло бы начаться. Действительно: бессмысленно обобщать данные, которые не управляются гипотезами об отношениях между изучаемыми фактами. Закон, полученный с помощью индукции, есть не что иное, как хорошая гипотеза, которую надо проверить возможно большим количеством исследований.

Согласно дедуктивному методу, гипотеза, напротив, есть, в первую очередь, общее утверждение, которое затем подвергается эмпирической проверке. Сначала исследователь формулирует более или менее специфические постулаты и гипотезы, а затем собирает данные с целью проверки этих гипотез.

Оба метода дополняют друг друга, пересекаются и используются взаимосвязанно. Отношение между теорией и экспериментом является очень тесным. Эксперименты проводятся для познания действительности и выработки теорий.

Данная схема взята из работы Макбарнеу (McBurney) “Методология исследования в психологии” Mulino, Италия, 1983.

Схема



На схеме из блока реальный мир расходятся две стрелки. Стрелка, направленная вправо, обозначает процесс разработки некой теории. Затем при помощи логического дедуктивного метода делаются предсказания. Стрелка, исходящая из блока реальный мир и направленная влево, обозначает проведение эксперимента. Результатом эксперимента является получение эмпирических данных. Последним этапом является сравнение результатов эксперимента и предсказаний теории. Если между ними есть соответствие, то можно сказать, что теория подтверждена. В противоположном случае теория признается недействительной. Если теория подтверждается, другие теоретические предположения могут быть проверены в другом эксперименте. Теория может быть разработана для того, чтобы сделать предсказания, которые также могут быть проверены.

Если же теория не подтверждается, существуют две возможности: 1) теория может быть модифицирована для объяснения новых данных; 2) эксперимент может быть изменен для более тщательной проверки теории. В любом случае после того, как на основе результатов эксперимента сделаны выводы, необходимо вернуться к блоку реальный мир и решить, что нужно модифицировать – теорию, экспериментальный метод или и то и другое. Поэтому стрелка, которая ведет от блока выводы к блоку реальный мир, обозначает, что наука есть непрерывный процесс. На самом деле крайне редко отдельный эксперимент позволяет ответить на все вопросы, поставленные научной проблемой. Ученые непрерывно формулируют теории, объясняющие явления реального мира, и постоянно проводят эксперименты для того, чтобы проверить эти теории.

Схема 2 показывает, как данная модель может быть использована в эксперименте Низбета (Nisbett), посвященному исследованию поведении людей с избыточным весом. В данном эксперименте (1978) бутерброды помещались перед испытуемыми, которым предлагалось съесть столько, сколько они хотели, и взять другие из холодильника, если им хотелось еще. У половины испытуемых перед каждым из них был только один бутерброд. У другой половины – по три бутерброда. У людей с нормальным весом наблюдалась тенденция съедать одинаковое количество бутербродов при обоих условиях: если перед ними был только один бутерброд, то они брали другие из холодильника, чтобы утолить до конца чувство голода. Если перед ними было три бутерброда, то наблюдалась тенденция не съедать все бутерброды, когда их чувство голода утолялось одним или двумя. Люди же с избыточным весом в обоих случаях съедали все бутерброды, которые были перед ними (то есть один бутерброд или три бутерброда), и не брали бутерброды из холодильника.

Схема



Роль теории заключается прежде всего в организации познания и в объяснении законов. Закон есть утверждение, согласно которому регулярно связываются между собой определенные события. Теория соединяет описания и законы и служит для объяснения выявленных законов. Действенность теории связана с тем количеством событий и законов, которые она может объяснить. Кроме того, считается, что чем более специфично объяснение, тем лучше теория. Наконец, роль теории предусматривает также предсказание новых законов. Хорошая теория объясняет различные законы и предсказывает, каким образом искать новые. Однако психология интересуется не только теорией, но и практическими проблемами.

Гипотеза является частью теории. В целом это утверждение, которое устанавливает отношение между двумя понятиями или переменными. Например, можно сказать, что если произойдет событие X, то с определенной вероятностью будет наблюдаться событие Y. Научная гипотеза должна соединять теоретические понятия, которые по определению являются ненаблюдаемыми, со случаями поведения, которые являются наблюдаемыми. Иными словами, исследователь должен измерить через наблюдаемые проявления определенную концептуальную переменную в определенном эксперименте. Существуют различные возможности операционального определения концептуальных переменных. Поэтому при отрицательных результатах исследователь должен спросить себя, соответствует ли то, что он наблюдал и измерял, тому, что он намеревался исследовать. Даже в рамках одной и той же теории всегда возможны различные операциональные определения одной и той же концептуальной переменной. Например, в эксперименте по разочарованию разочарование может быть определено различными способами.

Помимо характеристики “операциональности” и, следовательно, возможности быть подвергнутой эмпирической проверке, хорошая научная гипотеза должна также удовлетворять требованию простоты. То есть должна предлагать более простое объяснение рассматриваемого явления. Кроме того, она должна иметь средний уровень обобщенности, так как слишком общие гипотезы имеют риск не стать операциональными, а слишком ограниченные теории рискуют разрушить само значение изучаемого явления. Речь здесь идет о гипотезах типа: если происходит X, то будет наблюдаться Y. В таких исследованиях X варьируется исследователем и наблюдается Y. Напротив, часто эмпирическое исследование в психологии касается изучения динамики одной или более переменных, то есть установления отношения между двумя или более переменными. В данном случае речь идет о корреляционных гипотезах.

Исследователь формулирует значимые гипотезы, базирующиеся на знаниях, уже накопленных по данному вопросу другими авторами или исследователями. Данный подход является важным для изложения гипотез, когерентных по отношению к уже существующим знаниям. Не все гипотезы одинаково убедительны. Только гипотезы, строго базирующиеся на предшествующих знаниях, могут эффективно использоваться для интерпретации результатов. Гипотезы вырабатываются постепенно. Можно выделить три типа гипотез: общие гипотезы, гипотезы исследования и статистические гипотезы.

  1. ^ Общие гипотезы отражают основное содержание исследования, которое выводится из общих знаний и теорий и служит в качестве руководства для более глубоких размышлений.

  2. ^ Гипотеза исследования является конкретизацией общих для данного исследования гипотез. Гипотезы исследования являются операциональными, если относятся к конкретным операциям, которые должны быть реализованы для того, чтобы можно было измерить явления, интересующие исследователя. В этом смысле гипотеза должна быть строгой, иметь определенную теоретическую преемственность (то есть включать в себя предшествующие теоретические элементы) и быть проверяемой (то есть подтверждаться или опровергаться на основе анализа собранных данных).

  3. Что касается статистической гипотезы, после того, как она сформулирована, необходимо решить, как установить, какие эмпирические факты подтверждают или опровергают ее. Различные способы статистического анализа служат для определения существующих взаимосвязей и установления того, дают ли полученные величины действенную оценку явлений, то есть определяют, подтверждена гипотеза исследования или она должна быть опровергнута.

Гипотезы существенно отличаются в зависимости от типа проводимого исследования, природы исследуемых явлений и степени прогресса познания в выбранной области. Кроме того, гипотезы меняются в зависимости от метода получения знаний, который использует исследователь. Например, в случае экспериментального метода гипотеза является предсказанием причинного отношения между переменными, внешними по отношению к субъекту, введенными исследователем, и вариациями, измеренными последовательно в данном субъекте. В случае систематических наблюдений гипотеза укажет, какой переменной исследователь должен уделить внимание.

Цикл научного исследования

В науке процесс определения проблемы для исследования базируется на:

  1. частном интересе исследователя;

  2. наблюдениях, которые выявляют пробел в знаниях, имеющихся в данной области;

  3. запросе заказчика.

Предмет исследования может быть взят из наблюдений за непонятными фактами или из теоретической сферы. Проблема исследований должна давать ответ, вносящий значительный вклад в процесс познания. Необходимо избегать слишком неясных проблем. Действительно, только проблемы, которые могут быть сформулированы операционально, подвергаются научному анализу. Таким же образом необходимо избегать слишком общих проблем, потому что они предполагают исследования, которые не могут быть реализованы из-за их временной продолжительности и широты. Иногда вопрос остается нерешенным из-за невозможности собрать информацию по деонтологическим причинам.

  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

Книга представляет собой курс лекций, прочитанный в Новосибирском государственном университете в рамках программы Tempus-Tacis. Рекомендуется студентам, изучающим психологию. Оглавление iconПредлагаемая читателю книга "Литература эпохи Возрождения. Идея универсального...
Средних веков и эпохи Возрождения, а также зарубежной литературы XVII и XVIII вв
Книга представляет собой курс лекций, прочитанный в Новосибирском государственном университете в рамках программы Tempus-Tacis. Рекомендуется студентам, изучающим психологию. Оглавление iconКнига представляет собой антологию (в 2-х частях) тематически сгруппированных...
Предназначенная в помощь изучающим курс философии по новому учебнику для вузов «Введение в философию», книга привлечет внимание всех,...
Книга представляет собой курс лекций, прочитанный в Новосибирском государственном университете в рамках программы Tempus-Tacis. Рекомендуется студентам, изучающим психологию. Оглавление iconОбразовательная программа в рамках реализации образовательной программы...
В рамках реализации образовательной программы для молодых людей – участников проекта рекомендуется использовать образовательный курс...
Книга представляет собой курс лекций, прочитанный в Новосибирском государственном университете в рамках программы Tempus-Tacis. Рекомендуется студентам, изучающим психологию. Оглавление iconИм. А. М. Горчакова приглашают вас принять участие в «Новосибирской...
Управления (нгуэу), Исследовательский центр публичного права (ицпп) и Фонд поддержки публичной дипломатии им. А. М. Горчакова приглашают...
Книга представляет собой курс лекций, прочитанный в Новосибирском государственном университете в рамках программы Tempus-Tacis. Рекомендуется студентам, изучающим психологию. Оглавление iconСио К. К. С 34 Управленческая экономика: Пер с англ
Рекомендуется студентам экономических и технических вузов, изучающим экономическую теорию, слушателям программ мва
Книга представляет собой курс лекций, прочитанный в Новосибирском государственном университете в рамках программы Tempus-Tacis. Рекомендуется студентам, изучающим психологию. Оглавление iconО первой сессии курса по Перинатальная психология
Новосибирской городской общественной организации центра содействия повышению родительской культуры "Озарение", преподаватель спецкурса...
Книга представляет собой курс лекций, прочитанный в Новосибирском государственном университете в рамках программы Tempus-Tacis. Рекомендуется студентам, изучающим психологию. Оглавление iconКурс лекций по макроэкономике Предмет макроэкономики
Макроэкономика, как и микроэкономика, представляет собой раздел экономической теории
Книга представляет собой курс лекций, прочитанный в Новосибирском государственном университете в рамках программы Tempus-Tacis. Рекомендуется студентам, изучающим психологию. Оглавление iconФедеральное государственное образовательное учреждение Высшего профессионального...
В основу учебного пособия положен курс лекций по разделу Оптика, который читался в течение ряда лет в Ростовском государственном...
Книга представляет собой курс лекций, прочитанный в Новосибирском государственном университете в рамках программы Tempus-Tacis. Рекомендуется студентам, изучающим психологию. Оглавление icon«Психодиагностика. Конспект лекций»: Эксмо; Москва; 2008 isbn 978-5-699-26681-4
Книга предназначена длястудентов-психологов и представляет собой конспект лекций по психодиагностике. Подробное изложение материала...
Книга представляет собой курс лекций, прочитанный в Новосибирском государственном университете в рамках программы Tempus-Tacis. Рекомендуется студентам, изучающим психологию. Оглавление iconКнига рассчитана на психологов, философов и лингвистов
Монография представляет собой изложение курса лекций, про* читанных автором на факультете психологии Московского государственного...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница