Книга игра в жизни дошкольника : пособие для педагогов учреждений дошк образования / Е. А. Панько { и др. }


НазваниеКнига игра в жизни дошкольника : пособие для педагогов учреждений дошк образования / Е. А. Панько { и др. }
страница1/6
Дата публикации20.04.2013
Размер0.71 Mb.
ТипКнига
userdocs.ru > Психология > Книга
  1   2   3   4   5   6


КНИГА

Игра в жизни дошкольника: пособие для педагогов учреждений дошк.образования / Е.А. Панько { и др. }; под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. – Минск: Нац. ин-т образования, 2012. -184 с.



№ п/п

содержание

стр.

1.

Во что и как играют современные дошкольники

2




Игра уходит. Куда?

2




Какие сюжеты игр популярны

2




О некоторых причинах снижения уровня развития детской игры

3




Разные игры привлекают ребенка

4




В какие игры дети играют сегодня дома

4

2

^ КОНФЛИКТЫ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

5




О современных подходах к конфликтам

5




Как общаются дети при конфликтном распределении ролей

7

3

^ ОБЩЕНИЕ В ИГРЕ ДЕТЕЙ С РАЗНЫМИ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИМИ ОСОБЕННОСТЯМИ

9




О специфике поведения мальчиков и девочек в игровой деятельности

9




Разные виды детских игр: тендерные проявления в общении

11

4

^ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ В ИГРЕ

13




ОБЩЕНИЕ В СИСТЕМЕ «ПЕДАГОГ-ИГРАЮЩИЕ ДЕТИ»

13




Зачем педагог взаимодействует с играющими воспитанниками

13




Значима «игровая позиция» педагога!

15

5

^ ИГРА КАК СРЕДСТВО ПОЗНАНИЯ И КОРРЕКЦИИ

18




В игре ребенок познает себя и мы его также

18

6

^ ДЕТСКАЯ ИГРУШКА: КАКОЙ ЕЙ БЫТЬ?

19




Кукла для ребенка не вещь, а скорее личность

19




Влияние игрушки может быть разным: есть основания для беспокойства

20




Как ориентироваться в мире разных игрушек

21


^ ВО ЧТО И КАК ИГРАЮТ СОВРЕМЕННЫЕ ДОШКОЛЬНИКИ

В какие игры любишь играть?

В куклы нравится играть, Барби, в разные пазлы, в собачек еще.

В прятки, догонялки, в Лунтика. Дома в компьютер) с папой играть люблю.

Из беседы с шестилетними дошкольниками

^ Игра уходит. Куда?

Что характерно для игр современных дошкольников? Изме­нилась ли культура игры? Каково место игровой деятельности в жизни современного ребенка?

Игра дошкольников, которая уже давно признана как силь­нейшее средство социализации, самореализации ребенка, как его ведущая деятельность, в реальной детской жизнедеятельности, к сожалению, утрачивает свои позиции. Дети в наших дошкольных учреждениях играют мало, особенно в самостоятельные сюжетно-ролевые игры.

Как ни парадоксально на первый взгляд, но нашим воспи­танникам в детском саду часто некогда играть. Да, они заняты, заняты деятельностью, нередко полезной, насыщенной, интерес­ной, развивающей, но преимущественно организованной взрос­лыми. Не так просто, оказывается, педагогам на практике отойти от сложившегося стереотипа в работе и отнестись к ребенку как к субъекту деятельности. Необходима перестройка педагогическо­го сознания воспитателя, изменение акцента в работе: перенос внимания с организованной педагогом деятельности на самостоя­тельную деятельность детей и прежде всего на игру.

Тревогу у детских психологов вызывает проявляющаяся тен­денция современного дошкольного образования: все большая ори­ентация на ускорение (акселерацию) развития в ущерб его обогащению (амплификации). Развитие же ребенка при этом все чаще отождествляется с формированием ЗУНов (знаний, умений, навы­ков). А это приводит к его явному упрощению (симплификации) [3; 31; 86].
^ Какие сюжеты игр популярны

Во что играют наши воспитанники, какие игры предпо­читают? Согласно исследованиям последних лет, жизненным наблюдениям, дошкольники играют в самые разные игры. По­пулярностью у детей пользуются, прежде всего, традиционные игры на бытовые сюжеты («Магазин», «Кафе», «Парикмахерская» и др.). Затем следуют игры, объединенные сюжетной линией «Дочки-матери» (кормление, прогулка, укладывание спать, купа­ние «дочки» и др., «Семья куклы Барби»). Сюжеты мальчиков отличаются остротой, воинственностью («Погоня», «Бандиты и наши», «Спасатели», «Пожарные» и др.).

Исследования последних лет (в том числе — авторов) свиде­тельствуют: наряду с традиционными сюжетами у современных дошкольников появляется совершенно новый пласт сюжетов, за­имствованный из мультфильмов и телепередач («Человек-Паук», «Телепузики», «Космические пришельцы», «Черепашки-ниндзя», «Роботы-Бионики», «Пингвины из Мадагаскара» и др.). Число таких игр среди сюжетно-ролевых относительно велико. Приведем пример одной из таких игр.

Тимофей и Ян строят из конструктора космический корабль. Они космические пришельцы. Мальчики берут игрушки, которые принесли из дома, — маленьких героев мультфильмов «Трансформеры» и «Соник Икс».

Я и. Я буду Сопик, а ты давай будешь Шэдоу. Мы попали па планету. Моими друзьями будут трансформеры, которым я буду помогать спасать их планету.

Т и м о ф е й. Ага, давай. Я — бесстрашный злодей, проберусь на секретную базу и заберу у вас волшебный изумруд в капсуле. Я бу­ду повелителем всего мира. Ага! (Зло смеется.)

Я н. Не заберешь, мы тебя победим! Посмотри, какие у меня трансформеры, тебе с нами не справиться!

Тимофей берет космический корабль и пролетает мимо «Сопика» (Ян держит игрушку в руке.).

Я н. Ого, ты меня чуть не сбил, ну, берегись, сейчас я тебя догоню на своем космическом корабле.

Мальчики имитируют полет космических кораблей в воздухе.

Т и м о ф е й (останавливается). До меня дошли слухи, что профессор Роботпнк захватил вашу базу с помощью нового изобре­тения.

Я н. О, пет! Трансформеры, в атаку, нас хотят захватить!

Ян откладывает игрушку Сопнк и берет двух трансформеров. Ти­мофей при этом подходит все ближе к базе с волшебным изумру­дом. Два трансформера «вступают в бой» с Щэдоу (пластмассовой игрушкой).

Т и м о ф е й. Я ранил одного трансформера (забирает у Яна одну игрушку, откладывает ее и продолжает игру один па один).

Ян берет игрушку Блэк Дум и обращается от его имени: «Стойте, изумруд украли».

Тимофей - Кто- украл?

Я н -. Доктор Эгман.

Т и м о ф е й. Тогда нам надо найти этого доктора Эгмана. Быстрей, за мной, я знаю, где он может быть...

Героя мультфильма в такой игре дети изображают, пользуясь преимущественно набором специфических для него фраз, дей­ствий. Иногда сюжеты привлекательных, «зацепивших» их мульт­фильмов дети разыгрывают в режиссерских играх, играх-драматизациях, используя наборы специальных игрушек.

Ира и Юля играют в игру «Маша и медведь». У Иры в руках игрушка медведь (идентичный образ мультипликационного героя), у Юли — игрушка Маша.

И р а. Так, я медведь. Вот я проснулся и иду в лес собирать малину.

Ю л я. Мишка, я с тобой.

И р а. Нет, Машенька, сиди дома. Вот тебе телефон, если что, звони!

«Мишка» уходит в «лес» (девочки из игрушек сконструировали поляпу).

Ю л я (прикладывает игрушку Машу к своему уху). Набираю номерок... (ждет) Миша, Миша, я есть хочу.

И р а. Иду, иду. Еще не всю малину насобирал.

Юля тем временем играет с «Машей». Затем берет игрушку волк и делает вид, что он напал па нее.

Ю л я. Миша, Миша, на меня волки напали!

Ир а. Иду, иду. Где эти волки, а ну, разбойники, я вам сейчас покажу, как мою Машу обижать (грозно машет рукой волку).

Юля показывает, как волк убегает, испугавшись медведя.

И р а. Иди сюда, Маша, будем с тобой обед варить.

Ю л я. Есть хочу, есть хочу (говорит как в мультфильме).

И р а. Подожди, Машенька. Что будем готовить? Суп или кашу?

Ю л я. И суй, и кашу. Я пойду лука па суп па огороде сорву.

И р а. Иди, иди, а я пока кашу стану варить.

Юля идет па «поляну» и делает движения игрушкой (Машей), как будто та собирает лук.

К.) л я. О, я еще морковки возьму. А Мише малинку сорву.

Затем девочка идет в «дом», к медведю. Ира тем временем по­казывает, как медведь кашу мешает.

Ю л я. Миша, я тебе малинки принесла, бери (игрушка Маша кормит медведя малинкой).

И р а. Спасибо, дорогая. А я тебе уже каши сварил. Сейчас и суп будет готов. Где твой лук?

Ю л я. А вот он (игрушка Маша «протягивает» воображае­мый лук).

Затем Ира расставляет па стол посуду, к ней обращается Юля (уже без игрушки в руках): «Миша, тебе большую тарелку надо, а мне маленькую, я же маленькая».

Медведь и Маша «кушают» суп и кашу. Девочки ставят игрушки рядом, а сами берут ложки, чашки и изображают обед.

Ю л я (берет игрушку). Спасибо, Миша. Я иду Спать.

Девочка укладывает куклу спать, к пей подходит Ира и от лица медведя желает спокойной ночи.

Еще одна своеобразная группа сюжетных игр современных до­школьников — игры в домашних животных (по данным О. В. Гударевой они составляют примерно 10 %). В таких играх дети бе­рут на себя роли кошечек, собачек, их хозяев и разыгрывают от­ношения между ними (кормление, прогулки, лечение и т. п.).

И специальные исследования, и жизненные наблюдения сви­детельствуют: у современных детей даже в старшем дошкольном возрасте доминируют бытовые сюжеты; профессиональные же и общественно-политические вытесняются телевизионными. Жизнь взрослых людей перестает быть основным содержанием детских игр, как это отражено в исследованиях игровой деятель­ности отечественными психологами. В сюжетах игр современных детей дошкольного возраста присутствуют виртуальные персона­жи, домашние животные [3; 20].

Дима (5 лет) принес в группу игрушку «Человек-Паук». Вадим (5,5 лет) и Саша (5 лет) заинтересовались повой игрушкой.

В а д и м. Покажи мне. Классная!

Д и м а. Давайте играть, я буду спасать тебя, Саша, от песочного человека. Помнишь, как оп хотел всех засыпать?

В а д и м. Ага, помню. А я буду песочным человеком, и ты со мной будешь сражаться. Смотри, какой я сильный и страшный (мальчик берет в руки робота и воображает, что это песочный человек).

Д и м а. Я — Человек-Паук. Смотри, как я быстро прыгаю! Я выпущу своп нити и смогу тебя победить и спасти весь город.

В а д и м. Нет, не сможешь, я большой и песочный, я рассып­люсь, а потом снова превращусь в большого человека.

Д и м а. "Тогда я сплету паутину, обкручу её вокруг домов, потом потяну и смогу тебя поймать...
^ О некоторых причинах снижения уровня развития детской игры

Детские психологи констатируют: уровень развития игровой деятельности современных дошкольников в целом значительно ниже, нежели был у их сверстников середины прошлого века. Так, по данным Е. О. Смирновой и О. В. Гударевой, у современных детей 4—5 лет (возраст пика сюжетно-ролевой игры) преобладает игра-действие (47 %), характерная для низкого уровня развития игровой деятельности (смысловой центр ее — игровые действия предметом; игра кратковременна, слабо эмоционально насыщенна).

Игра-роль (с характерным проговариванием и устойчивым раз­вернутым представлением роли) встречается все реже. Крайне редко можно наблюдать игры-отношения, которые соответствуют высокой, наиболее развитой форме ролевой игры: главным содер­жанием становится выполнение действий, связанных с отноше­нием к другим людям, роли которых выполняют другие дети; ярко выражена эмоциональная вовлеченность в игру. Такие игры появляются только у отдельных детей после 5 лет (по данным О. В. Гударевой они составляют 18 %).

Специалисты констатируют; игра перестает быть способом вхождения ребенка в мир взрослых и освоения им социальных отношений. При пристальном изучении материалов игр совре­менных дошкольников обнаруживается: из игры уходит «правило-сообразность», непосредственно связанная с осознанностью и от­ветственностью своего поведения. Наши воспитанники все меньше ориентируются на образ взрослого и нормативные модели поведе­ния, предлагаемые обществом; они далеко не всегда выделяют правила социального взаимодействия, присваиваемые в ролевой игре (В. С. Собкин и Е. О. Смирнова), что сказывается на специ­фике игр современных дошкольников, их сюжетах и содержании.

^ Причины снижения уровня развития детской игры различны (о некоторых из них уже говорилось выше). Ряд психологов свя­зывают это со значительно изменившимися за последнее десяти­летие социокультурными условиями жизни детей, наблюдающим­ся разрывом между поколениями детей и родителей (А. Л. Венгер, В. И. Слободчиков, Б. Д. Эльконин). Высокая степень заня­тости родителей снижает возможность их участия в воспитании детей, приводит к отчуждению от них (М.Сuddemi, К. Мооге и др.). Кроме того, за последние годы появились новые профессии, суть которых «закрыта» для ребенка (менеджер, программист, дизай­нер, стилист и др.), характер, поведение взрослого в этих случаях не могут быть смоделированы ребенком в игре (Л. И. Эльконинова). Мир взрослых, считают ученые, стал еще более закрыт для детского понимания, и еще более сузилась сфера возможного участия детей в труде взрослых (Г. Г. и Е. Е. Кравцовы). Это ска­зывается и на детях — утрачивается представленность идеального образа взрослого; совместная жизнь со взрослым не дает со­держания (либо крайне ограниченное, искаженное) для игровой деятельности ребенка. Ситуация усугубляется и тем, что, как пра­вило, сегодня дети разного возраста разобщены, дворовое и со­седское общение, характерные для прошлого, сейчас становятся редкостью. Это затрудняет естественную трансляцию игровой дея­тельности от одного поколения к другому. В то же время в совре­менное детство активно внедряются новые информационные тех­нологии. Просмотр телевизионных передач, видеофильмов стано­вится привычной, формой досуга и часто основным источником впечатлений для современного ребенка.

К причинам, способствующим разрушению, обеднению детской игры, некоторые психологи относят и ограниченные возможности проникновения многих дошкольников во внутренний, чувствен­ный мир взрослых, скрывающих свои переживаний. Их тревогу, не без основания, вызывает тот факт, что мир социальных связей, знакомство с которыми так значимо, необходимо для развития ролевой игры, представлен для многих детей фактически только лишь вариантом отношений с одним из родителей. С одной сто­роны, социальный мир становится все сложнее и требует от ребенка дополнительных усилий в своем освоении, с другой же — этот мир становится все более закрытым для ребенка [3].

Снижение уровня развития ролевой игры не может не ска­заться негативно (и уже сказывается) па развитии наших детей, на статусе самой игры как ведущей в дошкольном возрасте.
^ Разные игры привлекают ребенка

Дети дошкольного возраста играют не только в сюжетно-ролевые игры, но и в подвижные («Пузырь», «Ловишки», «Хитрая лиса», «Краски», футбол, различного рода эстафеты, игры с мячом и др.). С не меньшим удовольствием занимаются они и наcnольно-печатными играми («Логический поезд», «Подбери кар­тинку», «Найди половинку», «Что из чего сделано?», «Лаби­ринты», «Шнурочки», лото, домино, пазлы, игры-путешествия, шашки и др.), играют и в музыкально-дидактические, словесные игры («Имена», «Назови слово на заданный звук», «Цепочка», «Да-нет», «Угадай по описанию», «Музыкальные игрушки» \\ др.). Все большее место в их жизнедеятельности занимают видео­игры, компьютерные игры («Луyтик. Подготовка к школе», «Лунтик учится рисовать», «Красная Шапочка. Математика для до­школьников», «Баба-Яга учится читать» и др.). Следует отметить, что интерес к этим играм становится все более выраженным и устойчивым. Не без основания некоторые специалисты видят в них серьезного конкурента играм традиционным. Чрезмерную же увлеченность детей видео- и компьютерными играми признают опасной для их здоровья и психического развития [5; 61; 81].
^ В какие игры дети играют сегодня дома

Есть ли особенности в игровой деятельности современных дошкольников в семье, в чем их специфика? С этой целью автора­ми был использован опрос, в котором приняло участие 100 ро­дителей воспитанников детских дошкольных учреждений г. Мин­ска, и анализ родительских дневников. Разработанные анкеты включали в себя вопросы, нацеленные на выявление позиции родителей по отношению к детским играм, видов и содержания игр ребенка в семье, взаимодействия партнеров в игровой дея­тельности и т. д. Вот некоторые результаты опроса.

На вопрос «Любит ли играть ребенок?» 98 % родителей ответили утвердительно, 1 % затруднились ответить, 1 % дали отрицательный ответ. Многие родители отметили, что их дети любят играть и активно привлекают к этому взрослых (мам, пап, бабушек, дедушек). Дома они играют в основном в вечернее вре­мя, когда родителям после работы приходиться заниматься до­машними делами. Поэтому те, у кого есть братья и сестры, без сомнения, в лучшем положении. Друзьями же детей, которые растут в семье одни, часто становятся игрушки и телевизор.

Ответы на вопрос «В какие игры любит играть ваш ребенок?» свидетельствовали о невысоком уровне осведомленности родите­лей относительно детской игры, расплывчатых представлениях о ней. Многие респонденты указывали виды деятельности ребенка, которыми он любит заниматься, не имеющие прямого отношения к игре («вырезает», «любит лепить» и т. д.), либо «привязывали» свои ответы к видам игрушек («любит велосипед», «играет с кон­структором» и т. д.).

Немало было и родителей, ответивших неопределенно па дан­ный вопрос («играют в разные игры», «играет в то же, во что и старший брат (сестра)» и т. д.). По мнению родителей младших дошкольников, наиболее любимыми играми их детей являются сюжетно-ролевые («дочки-матери», «водители»), игры по сюжетам любимых мультфильмов, игры со строительным материалом.

У детей 5—6 лет, по данным опроса, в числе любимых игр — сюжетно-ролевые («гонщики», «строители», «дальнобойщики», «войнушка», «больница», «кафе»), «игры-перевоплощения» в прин­цесс и героев сказок, мультфильмов, режиссерские игры, дидак­тические, настольно-печатные (лото, домино, шашки, шахматы, пазлы, лего-наборы и т. д.). Одинаково любимы всеми детьми подвижные игры.

Результаты анкетирования показали, что дети придумывают разнообразные игровые сюжеты. Так, например, мальчики любят придумывать сюжеты на производственную и общественную те­матику: игры-путешествия в «разные страны на различном транс­порте», «полеты в космос»; игры, связанные с военными профес­сиями («летчики», «спасатели», «солдаты», «милиционеры»). Ин­тересуют их и фантастические (50 %), и семейно-бытовые (13 %) сюжеты. Как отмечают 56 % родителей, особо популярны у маль­чиков игры по мотивам знакомых мультфильмов («Шрек», «Ру­салочка», «Алеша Попович», «Король Лев», «Карлсон», «Простаквашино» и т. д.).

В играх же девочек, по данным анкетирования, преобладают бытовые сюжеты, связанные с семьей, детским садом («Кукла идет в детский сад», «День рождения», «Котик заболел» и т. д.). Одна из участниц опроса пишет: «Светочка всегда после какого-нибудь события в нашей семье переносит это в свои игры. Не­давно был юбилей у нашей бабушки. Дочка на следующий день праздновала день рождения куклы, говорила ей те же поздра­вительные слова, что слышала на юбилее». Девочки также любят играть I! «Магазин», «Парикмахерскую», «Больницу», придумы­вают сюжеты игр, связанные с профессиями артистки, фотомо­дели, танцовщицы.

Особое предпочтение, по данным опроса, дети отдают компью­терным играм. 47 % родителей признали, что их дети любят именно эти игры. Многие семьи приобретают развивающие компью­терные игры с целью подготовки ребенка к школе п считают такие игры важными для умственного развития детей.

Как свидетельствуют материалы анкетирования, современные дошкольники дома играют в разные игры. В этих играх проявля­ются в целом те же тенденции, специфические особенности, что и в играх в условиях дошкольного учреждения.

Итак, игровая субкультура дошкольников изменилась. Ее нужно изучать и учитывать, как и позицию родителей по отношению к детской игре. В позиции родителей преобладает отношение к ней как к приятному для детей времяпровождению и ценностное отношение преимущественно пока лишь к дидактическим, обуча­ющим играй, которые рассматриваются ими как удобное средство для подготовки ребенка к школе. Такая позиция взрослых по отношению к ведущей для ребенка деятельности не способствует ни продлению детства, ни полноценному его проживанию. Й здесь есть поле для осмысления, психолого-педагогического воздействия, взаимодействия в интересах ребенка.

Современный английский психолог профессор Т. Брюс срав­нивает детскую игру с резервуаром, наполненным водой: «Чем глубже резервуар, тем больше ее может быть использовано в периоды засухи» [8]. Хочется, чтобы этот «резервуар» у наших детей был глубоким и полным.
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Книга игра в жизни дошкольника : пособие для педагогов учреждений дошк образования / Е. А. Панько { и др. } iconВеселые игры с числами и фигурами для детей 4- 5 лет
Учебное наглядное пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования
Книга игра в жизни дошкольника : пособие для педагогов учреждений дошк образования / Е. А. Панько { и др. } iconПриложение №4 финальная игра квн
Среди общеобразовательных учреждений, средних специальных учебных заведений, учреждений начального профессионального образования...
Книга игра в жизни дошкольника : пособие для педагогов учреждений дошк образования / Е. А. Панько { и др. } iconУчебное пособие может быть использовано при работе с детьми в детских...
Ф62 «са-фи-дансе». Танцевально-игровая гимнастика для детей: Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений....
Книга игра в жизни дошкольника : пособие для педагогов учреждений дошк образования / Е. А. Панько { и др. } iconО. Е. Громова Формирование начального детского лексикона: Практикум:...
Формирование начального детского лексикона: Практикум: Пособие для логопедов, педагогов дополнительного образования, воспитателей...
Книга игра в жизни дошкольника : пособие для педагогов учреждений дошк образования / Е. А. Панько { и др. } iconПриложение №3 музыкальный фестиваль квн
Среди общеобразовательных учреждений, средних специальных учебных заведений, учреждений начального профессионального образования...
Книга игра в жизни дошкольника : пособие для педагогов учреждений дошк образования / Е. А. Панько { и др. } iconУчебное пособие Для студентов дефектологических факультетов высших...
Без изучения психологии детей, имеющих недостатки разви­тия, педагогическое образование нельзя считать полноценным. Зна­ние данной...
Книга игра в жизни дошкольника : пособие для педагогов учреждений дошк образования / Е. А. Панько { и др. } iconУчебно-методическое пособие для организации и проведения тренингов социальной компетентности
Кибирев А. А., Веревкина Т. А. Интерактивные методы обучения: теория и практика: Учебно-методическое пособие для студентов высших...
Книга игра в жизни дошкольника : пособие для педагогов учреждений дошк образования / Е. А. Панько { и др. } icon“ родноеподмосковь е” ( учебное пособие для учащихся общеобразовательных...
Греханкина Л. Ф. «Родное Подмосковье» учебное пособие для учащихся 7-8-9 классов общеобразовательных учреждений
Книга игра в жизни дошкольника : пособие для педагогов учреждений дошк образования / Е. А. Панько { и др. } iconФильма. Организующий прием. Уникальное событие. Сценарий в клипе....
Пермского края продолжает цикл обучающих семинаров, направленных на решение задач обеспечения эффективного и качественного повышения...
Книга игра в жизни дошкольника : пособие для педагогов учреждений дошк образования / Е. А. Панько { и др. } iconУчебное пособие Рекомендовано Министерством общего и профессионального...
Учебное пособие предназначено для аспирантов и студентов высших учебных заведений, а также психологов, социологов, педагогов и всех,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница