Курсовая работа по дисциплине «Общая психокоррекция»


Скачать 293.27 Kb.
НазваниеКурсовая работа по дисциплине «Общая психокоррекция»
Дата публикации20.04.2013
Размер293.27 Kb.
ТипКурсовая
userdocs.ru > Психология > Курсовая



Витебский государственный университет им. П.М.Машерова


Методические рекомендации

по написанию курсовых работ по дисциплине

Общая психокоррекция
преподаватель Макарова А.А.
Витебск

2011

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Курсовая работа является формой учебной работы, в процессе которой студенты овладевают методикой и техникой научного исследования, приобретают навыки работы со специальной литературой, осваивают правила оформления научной документации в соответствии с действующими стандартами.

^ Курсовая работа по дисциплине «Общая психокоррекция» представляет собой законченную учебно-научную работу, в которой представлены результаты теоретического и эмпирического исследования, разработана и обоснована система коррекционных, профилактических мероприятий.

Данная работа включает организацию и проведение теоретического исследования проблемы, констатирующего эксперимента, разработку и обоснование на этой основе системы психопрофилактических, психокоррекционных, развивающих мероприятий без экспериментальной оценки их эффективности.

^ Целями курсовой работы являются:

  • расширение и углубление представлений студентов о специфике исследования психологической реальности в различных отраслях психологической практики;

  • применение системы полученных теоретических знаний в практике решения психодиагностических задач;

  • приобретение навыков самостоятельного решения практических проблем с научных позиций и письменного изложения полученных результатов;

    • развитие умений обоснования и проведения экспериментального исследования, планирования и описания психопрофилактических, психокоррекционных, развивающих мероприятий

    • совершенствование умений корректной обработки и интерпретации психодиагностического материала, разработки и составления психокоррекционных мероприятий.


^ ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
1 этап — выбор темы, определение объекта и предмета исследования, формулировка целей, задач и гипотезы исследования, разработка рабочего плана.

2 этап — оформление введения и теоретической части исследования, сбор эмпирических данных, составление основных таблиц и графиков, анализ и интерпретация результатов исследования, формулирование выводов.

3 этап — обоснование и разработка коррекционных мероприятий, написание пояснительной записки, оформление главы 2, выводов, заключения, практических рекомендаций, библиографии и приложений. Представление оформленной курсовой работы научному руководителю.

4 этап — представление курсовой работы на аттестацию и защита курсовой работы.

Для оказания научно-консультационной и методической помощи студенту назначается руководитель из числа преподавателей кафедры.

Руководитель курсовой работы:
• выясняет степень подготовленности студента к разработке выбранной темы, дает рекомендации по использованию обязательной и дополнительной литературы, получению информации из других источников, при необходимости оказывает помощь студенту в определении объекта, предмета, целей, задач и концепции курсовой работы;
• проводит консультации по содержанию, стилю и оформлению курсовой работы;
• осуществляет рецензирование выполненной курсовой работы, указания по устранению недостатков, неточностей;
• оформляет отзыв с выводом об оценке курсовой работы;
• информирует руководство кафедры и факультета о случаях значительного отклонения от графика подготовки курсовой работы или других проблемах, которые могут поставить под сомнение завершение студентом работы в установленный срок.

Для руководства курсовой работой преподавателю выделяется в рамках расписания занятий время для проведения консультаций студентов.

На первой консультации осуществляется согласование тем курсовых работ и проводится установочное занятие по порядку написания и оформления работы.

На последующих консультациях преподаватель определяет состояние работы студентов над проектом и отвечает на вопросы по дальнейшей подготовке работы.

На заключительной консультации студент представляет руководителю черновой вариант работы для согласования и подготовки окончательного варианта Завершенную работу студент представляет научному руководителю для представления на аттестацию за 20 дней до защиты курсовой работы.

^ 1. Выбор темы

Тематика курсовой работы по психокоррекции разрабатывается и утверждается кафедрой прикладной психологии. Выбранная тема должна быть актуальной, соответствовать состоянию и перспективам развития прикладной психологии и решать конкретные задачи процесса обучения. Студенту предоставляется право выбора темы курсовой работы из утвержденного списка. Тема, выбранная студентом, уточняется и конкретизируется совместно с руководителем курсовой работы. Тема курсовой работы может быть изменена по согласованию с научным руководителем и заведующим кафедрой.

Выбор одной и той же темы курсовой работы двумя и более студентами не допускается.

(Примерная тематика курсовых работ представлена в Приложении 1).

^ 2. Анализ литературы по проблеме исследования

При анализе литературных источников по проблеме исследования целесообразна следующая последовательность работы.

1) Ознакомиться с определениями основных понятий, относящихся к рассматриваемой теме, используя словари и энциклопедии. В них можно найти ссылки на наиболее известные работы в данной области и на ученых, внесших вклад в исследование изучаемого явления.

2) Составить библиографию по интересующей Вас теме с помощью доступного для вас систематического каталога. В систематическом каталоге библиографические ссылки сгруппированы по темам. Просмотрите несколько разделов каталога, попадающих в смысловое поле предмета исследования.

3) Анализ литературы предполагает изучение состояния проблемы в современной отечественной и зарубежной науке, представленной в учебно-методических пособиях, монографиях, специальных периодических изданиях и психологических интернет-ресурсах. Отправной точкой поиска являются ключевые слова.

4) В результате изучения научной литературы составляется библиографический список по теме работы, определяется система методов, с помощью которых осуществляется исследование данной проблемы, формулируются и конкретизируются задачи курсовой работы, определяется круг вопросов, подлежащих дополнительному изучению.

Всего список литературы должен включать не менее 35 источников.

^ 3. Написание теоретической части работы и предоставление чернового варианта первой главы научному руководителю для проверки

Курсовая работа по дисциплине «Общая психокоррекция» содержит следующие структурные компоненты: введение, теоретическая часть (Глава 1), практическая часть ( Глава 2), заключение.

^ Во Введении аргументируется актуальность выбранной темы, формулируется проблема и методологический аппарат, который содержит цель, объект и предмет, задачи исследования. Здесь же приводится краткая характеристика базы исследования. Общий объем введения составляет около 10% от всего объема курсовой работы, то есть до 5 страниц печатного теста.

Главе 1 представляется результат теоретического анализа литературы по изучаемой проблеме, подходы к ее решению в отечественной и зарубежной психологической науке.

Сущность теоретического анализа как метода исследования составляет сопоставление представленных в тексте подходов, позиций, мнений и оценок различных авторов с последующим их содержательным обобщением. Содержательное обобщение этих позиций и подходов предполагает мысленное преобразование (В.В.Давыдов) сравниваемых теоретических и концептуальных положений на предмет их продуктивности в объяснении и интерпретации изучаемых в рамках курсовой работы явлений.

Текст первой главы может состоять из 3-4 параграфов. Каждый параграф целесообразно завершать небольшим резюме, отражающим основные выводы по данному параграфу.

В конце первой главы формулируются выводы.

Общий объем теоретической главы составляет 30-40% от всего объема курсовой работы, то есть 15-20 страниц печатного теста.

^ 4. Планирование и проведение экспериментального исследования

Планирование и разработка констатирующего эксперимента производится в соответствии с задачами, гипотезой исследования и базируется на основных методологических принципах психодиагностического обследования – принципах стандартизации, взаимодополнения объективных и субъективных методов исследования личности, репрезентативности, достоверности, объективности.

Основополагающими нормами деятельности психолога при организации констатирующего психодиагностического исследования выступают этические принципы.

Сбор экспериментальных данных завершается процедурами обработки и обобщения результатов.

^ 5. Написание практической части работы

Результаты психодиагностического эксперимента, обоснование и содержание программы коррекционной программы представляются в практической части работы – Главе 2, которая в свою очередь может быть разделена на 2-3 параграфа.

В параграфе 2.1. отражаются общие принципы и методика организации экспериментального исследования: цель, этапы эмпирического исследования, специфика выборки, базу исследования и методический аппарат исследования.

В параграфе 2.2 представляются результаты констатирующего исследования, приводится описание количественного и качественного анализа полученных результатов. Количественный анализ может содержать элементы описательной статистики (процент выраженности анализируемого свойства в группе, частота проявления признака и проч.). Качественный анализ результатов должен содержать психологическую интерпретацию описываемых психологических явлений.

Объем выборки для проведения констатирующего эксперимента определяется в соответствии со спецификой исследования и согласовывается с научным руководителем. В зависимости от выбранной темы в ходе проведения эксперимента могут быть использованы как групповая так и индивидуальная форма работа. При индивидуальной форме обследования и экспериментальной выборке до десяти человек результаты отражаются в комплексном психологическом заключении на каждого испытуемого.

В параграфе 2.3 описывается система коррекционно-профилактических мероприятий, разработанная на основании анализа проведенного диагностического исследования. В конце Главы 2. формулируются выводы, в которых отображаются важнейшие тенденции и зависимости, выявленные в ходе проведения констатирующего эксперимента, а также обобщаются центральные моменты, имеющие первостепенное знанчение в системе коррекционно-профилактических мероприятий.

Общий объем практической главы составляет 35-40% от всего объема курсовой работы, то есть до 20 страниц печатного теста.

^ В заключении содержатся общие выводы, в которых отражены ответы на сформулированные во введении задачи. Количество выводов соответствует количеству поставленных задач. Общий объем заключения составляет 10% от всего объема курсовой работы, то есть до 5 страниц печатного теста.

6. Оформление курсовой работы

Обязательными структурными элементами курсовой работы являются:

    • титульный лист;

    • автореферат;

    • содержание;

    • введение;

    • основной текст работы (2 главы);

    • выводы;

    • заключение;

    • список использованных источников;

    • приложения;

    • лист оценки курсовой работы.

Примеры оформления титульного листа, оглавления, автореферата и списка литературы приведены в Приложениях.

Объем курсовой работы по психодиагностике – 50-55 страниц компьютерного набора. Курсовая работа выполняется на белой односортной бумаге формата А-4 на одной стороне листа через 1,5 интервала шрифтом Times New Roman №14 текстового редактора Word. Размеры полей: левое, верхнее и нижнее – 20 мм; правое – 10 мм;

Приложение не включается в общий объем курсовой работы.

Протоколы диагностического исследования представляются в отдельной папке.

Основной текст работы делится на главы и параграфы. Главы нумеруются римскими цифрами в пределах всей работы и начинаются с новой страницы.

Параграфы нумеруются арабскими цифрами, где первая цифра показывает, к какой главе этот параграф относится, а вторая – непосредственно номер самого параграфа (например, 2.3. – так обозначается третий параграф второй главы, знак параграфа в курсовой работе не используется).

Параграфы имеют свое название. В отличие от глав они располагаются сплошным текстом, один за другим, а не с новой страницы. Подчеркивать слова в заголовках глав и параграфов и переносить слова нельзя. В конце заголовка главы или параграфа точку не ставят.

Заголовки глав печатаются прописными (заглавными) буквами, располагаются по центру строки и отделяются от основного текста 2 межстрочными интервалами.

Страницы курсовой работы нумеруют арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Номер страницы проставляется в правом верхнем углу страницы без точки в конце. Титульный лист включается в общую нумерацию страниц. Номер страницы на титульном листе не проставляется.

Каждая глава, Содержание, Введение, Заключение, Список использованных источников, приложение начинаются с новой страницы. Выполненная курсовая работа переплетается.

^ 7. Защита курсовой работы

Выполненная студентом курсовая работа проверяется научным руководителем и оценивается по пятибалльной шкале в листе оценивания с 1 по 17 пункт.

При оценке работы учитываются содержание работы, ее актуальность, степень самостоятельности, умение решать профессиональные задачи, уровень профессиональной состоятельности студента. Одновременно указываются положительные и отрицательные стороны работы.

Достоинства и недостатки выполненной работы отражаются научным руководителем на обратной стороне листа оценивания курсовой работы.

Защита курсовых работ происходит согласно утвержденным на кафедре общей психологии срокам публично перед комиссией, состоящей из преподавателей кафедры.

На защите студент должен кратко изложить содержание работы, уметь ответить на вопросы членов комиссии. Окончательная оценка курсовой работы выставляется комиссией по итогам защиты и качеству выполненной работы. Оценка за курсовую работу выставляется в экзаменационную ведомость, журнал, индивидуальный план студента, зачетную книжку студента и в приложение к диплому.
^ НЕКОТОРЫЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

СТРУКТУРНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Введение целесообразно писать после того, как будет написана основная часть курсовой работы. Во введении обосновывается актуальность темы, ее практическая значимость; определяются объект, предмет, цель и задача исследования; формулируется гипотеза исследования; практическая значимость работы; рассматриваются методы, с помощью которых оно проводилось; раскрывается структура работы, приводятся сведения о базе исследования и выборке испытуемых.

^ Актуальность темы исследования — степень ее важности в данный момент и в данной ситуации для решения проблемы, вопроса или задачи (проблема отвечает современной социальной ситуации, привлекает внимание многих исследователей, требует прояснения и дополнения, нуждается в новых методических инструментах и т.д.).

Актуальность курсовой работы по психопрофилактике и психокоррекции носит практический характер, то есть вытекает из злободневных запросов практики в той области общественной жизни, где Вы проводите свое прикладное исследование.

Основными аспектами актуальности психологического исследования по психопрофилактике и психокоррекции могут быть:

  • потребность в новых фактах, которые позволят расширить теорию и сферу ее применения на практике;

  • потребность в более эффективных психодиагностических и исследовательских методах, способных обеспечить получение новых данных;

  • потребность в разработке методов (технологий), имеющих более широкие возможности (эффективности психологического воздействия, обучения, тренировки, реабилитации, профилактики и т.д.);

  • потребность в разработке психологических рекомендаций или в решении практических проблем на основе использования психологических знаний.

Объект исследования — процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения.

Предмет исследования — то, что находится в границах объекта. Предмет исследования определяет тему исследования. Объект и предмет исследования соотносятся между собой как целое и часть или как общее и частное.

Гипотеза исследования— это предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, которое не подтверждено и не опровергнуто. Гипотеза — это предполагаемое решение проблемы. Она определяет главное направление научного поиска. К научной гипотезе предъявляются два требования:

  • Гипотеза не должна содержать понятий, которые не уточнены.

  • Гипотеза должна быть проверяемой при помощи имеющихся методик и методов.

Примером гипотезы в курсовой работы может выступать следующее предположение о том, что программа комплексной коррекции неуспеваемости младших школьников должна быть направлена на снижение школьной тревожности, повышение уровня самооценки и развитие учебной мотивации детей.

Цель исследованияожидаемый результат Вашей работы, который позволит разрешить обозначенную проблему. Возможной целью психологического исследования в данной курсовой работе может быть: «Теоретически и экспериментально обосновать и разработать психокоррекционную программу».

Практическая значимость исследования связана с той конкретной, ощутимой пользой, которую могут принести его результаты, помочь кому-либо в его практической деятельности. Пример формулировки: «Разработанная программа психокоррекции может быть полезна в работе школьного психолога при решении проблем школьной дезадаптации».

^ Теоретическая часть работы. Выполнение задач исследования невозможно без ознакомления с основными литературными источниками по теме курсовой работы. С целью более полного их поиска необходимо использовать разные источники: каталоги и картотеки библиотек учебного заведения, а также городских научных библиотек, библиографические указатели, прикнижные и пристатейные списки литературы, сноски и ссылки в учебниках, монографиях, словарях и др., указатели содержания годовых комплектов специальных периодических изданий, электронные каталоги библиотек и т.п.

На этапе работы с литературными источниками необходимо выяснить состояние изученности выбранной темы, что позволит конкретнее и точнее определить направления исследования и сформулировать параграфы теоретического раздела.

К формулировке глав и параграфов курсовой работы выдвигаются такие основные требования: сжатость, четкость и синтаксическое разнообразие в построении предложений с преобладанием простых; последовательное и точное отображение внутренней логики содержания работы.

Собранные материалы могут быть скомпонованы по хронологическому принципу, т.е. ваше изложение будет описывать этапы исследования проблемы отечественными и зарубежными учеными. Однако логическое построение предпочтительнее, так как представления материала по логическому принципу могут дать более глубокое понимание природы изучаемого явления.

Cструктура текста может быть примерно такой:

  1. Феноменологическое описание предмета изучения: область проявлений, их частота, временные параметры или признаки интенсивности и другие качественные характеристики.

  2. Место изучаемого явления среди других, т.е. его взаимосвязи и взаимовлияния, а также факторы, его обусловливающие.

  3. Рассмотрение с опорой на избранный методологический подход. Выделяемая структура явления.

  4. Сущность, природа явления. Имеющиеся в литературе определения данного явления; разнообразие в его понимании.

  5. Закономерности, которым подчиняется явление.

  6. Прикладное использование явления (свойства или функции).

Список использованной литературы отражает объем использованных источников и степень изученности исследуемой темы, является визитной карточкой автора работы, его профессиональным лицом, свидетельствует об уровне овладения навыками работы с научной литературой. Литературное оформление курсовой работы является важным элементом ее выполнения и одним из многих факторов, которые учитывает комиссия при оценивании во время защиты.

Прежде всего, обращается внимание на содержательный аспект изложения материала – логичность и последовательность, полнота и репрезентативность научных источников, общая грамотность, соответствие стандартам и принятым правилам, а также на текст работы, качество сформулированных выводов.

^ Практическая часть работы. Решение практических задач исследования предполагает выполнение следующих шагов:

  1. Уточнение целей и задач эмпирического исследования (в отдельных случаях реализация цели может требовать выполнение нескольких задач), «перевод» теоретических понятий, в которых обозначена проблема, в конкретные исследовательские переменные.

Определение базы исследования и выборки испытуемых, подбор и обоснование методик (место и условия проведения исследования, контингент и число испытуемых, их социальные и психологические характеристики, наличие экспериментальной и контрольной групп и т.д.). Обосновывается связь методов и методик (как «техник» сбора эмпирических данных). При планировании эксперимента целесообразно составить психодиагностическую программу исследования (Таблица 1), отражающую референты исследуемого феномена, используемые методики, а также анализируемые показатели (подробно приведена в методических рекомендациях по написанию курсовых работ по психодиагностике - сост. М.В.Бадалова).

Таблица 1

Диагностическая программа анализируемого феномена

Составляющие изучаемого психического феномена (сферы, процесса, свойства, психического образования и проч.)

Методики, направленные на исследование структурной составляющей

Диагностический показатель








































  1. Описание этапов и процедур исследования - описываются этапы и процедуры исследования, упоминаются все обстоятельства, могущие предположительно повлиять на полученные данные.

  2. Проведение диагностического исследования. Проведение обследования неразрывно связаны с этическими аспектами деятельности психолога (подробно приведены в методических рекомендациях по написанию курсовых работ по психодиагностике - сост. М.В.Бадалова).

  3. Обработка первичных данных, анализ полученных результатов.

  4. Разработка и описание психопрофилактической, коррекционной программы или программы развития.

Алгоритм составления психокоррекционной программы может включать в себя следующие этапы:

- установление психологического диагноза на основе данных психологического анамнеза, психодиагностического исследования;

- определение целей и задач психокоррекции;

- выбор методологического направления или подхода, в рамках которого будет строиться психокоррекционная работа;

- определение формы психокоррекционной работы, частоты и длительности встреч, необходимого оборудования, дополнительных условий;

- определение возможностей отслеживания промежуточных результатов и оценки эффективности результатов коррекции;

- планирование психопрофилактических мер с учетом индивидуальных особенностей и специфики социальной ситуации клиента;

- разработка и написание рекомендаций.

  1. Написание практической части курсовой работы.

Способы оформления табличного материала должны соответствовать ГОСТу (приведены в общих методических рекомендациях по написанию курсовых работ по психологии - сост.В.Г.Моисеев).

Диагностический эксперимент завершается этапом обработки и обобщения эмпирического массива данных и интерпретацией результатов.

Представление полученных данных целесообразно в табличной форме. При этом, в таблице могут быть отражены результаты исследования как по отдельной методике, так и всем методикам одновременно.

Примеры представления результатов психодиагностического эксперимента, выполненного при групповой форме обследования см. подробнее в методических рекомендациях по написанию курсовых работ по психодиагностике - сост. М.В.Бадалова)

Общие результаты психодиагностического исследования по группе выносятся в Приложение. Ниже приведен пример табличного представления общих результатов психодиагностического исследования в группе.

В Главе 2, параграфе 2.2. в табличной форме целесообразно представлять обобщенные по группе результаты диагностического исследования.
Таблица 2

Результаты исследования самооценки тревожности, ригидности

и экстравертированности (методика Д.Моудсли)



п/п

Испытуемые

Тревожность

(баллы)

Уровень

Ригидность

(баллы)

Уровень

Экстраверти-рованность

(баллы)


Уровень

1

А.Г.

55

высокий

63

высокий

50

высокий

2

А.С.

62

высокий

54

высокий

44

средний

3

Б.К.

48

высокий

63

высокий

44

средний

4

В.С.

52

высокий

46

высокий

44

средний

5

В.Т.

52

высокий

54

высокий

44

средний



Например, ниже, в таблице 3, представлены обобщенные результаты диагностического исследования особенностей и динамики самооценки подростков.

Таблица 3

Распределение испытуемых по уровням самооценки и уровням притязания (Дембо–Рубинштейн)

Уровни

Уровень притязания

Уровень самооценки

Кол-во чел

% выборки

Кол-во чел

% выборки

Очень высокий

9

60,0

7

46,7

Высокий

4

26,6

2

13,3

Средний

1

6,7

5

33,3

Низкий

1

6,7

1

6,7


Полученные результаты могут быть представлены наглядно в графическом виде – в виде гистограмм, диаграмм, дискограмм и др. Подписи ко всем нетекстовым вставкам (рисунки, графики, схемы) помещаются внизу, т.е. под ними, и содержат не только название, но и необходимые пояснения, например, расшифровку условных обозначений.

Наглядно результаты диагностики уровня притязаний и самооценки у подростков по методике Дембо–Рубинштейн представлены ниже на рисунке 1.


Рисунок 1. Распределение испытуемых по уровню притязаний

(методика Дембо-Рубинштейн)


Рисунки и иллюстрации размещают в тексте работы, если они громоздки (больше чем ½ печатной страницы) или касаются темы лишь косвенно - их следует представлять в Приложении. То же самое справедливо и для таблиц. Туда же помещаются образцы методического инструментария (опросные листы, исследовательские протоколы), иллюстративные материалы и т.п.

Все приложения должны иметь порядковую нумерацию и названия, которые отвечают их содержанию. Нумерация листов с приложениями продолжает общую нумерацию страниц основного текста работы.

^ Написание практической части курсовой работы. Обобщение и анализ результатов обследования представляется в тексте второй главы.

Традиционно в первом параграфе второй Главы (п.2.1) приводят методику проведения констатирующего исследования.

В качестве отправных фразеологических оборотов в параграфе 2.1 могут стать следующие фразы: «С целью проверки выдвинутой в работе гипотезы о том, что…….был проведен констатирующий эксперимент. Задачами эксперимента стали:

1. определить …..для выбранного контингента испытуемых;

2. изучить особенности ……….. у данной категории …………..;

3. исследовать …………..;

4. установить характер зависимости между………..

Эксперимент осуществлялся на базе ……… в период с …….. 2009 года по ……. 2010 года. В обследовании приняли участие ……..

В качестве диагностических методик для решения поставленных задач применялись…….

Дадим описание используемых в работе методик».

При описании диагностических методик необходимо указывать: название методики, авторов. Выделяются в тексте следующие элементы: цель методики; форма проведения, инструкция испытуемым; обработка и интерпретация результатов.

Второй параграф (п.2.2) посвящен обсуждению полученных результатов и их психологической интерпретации.

Описание должно быть предельно строгим, т.е. содержать в себе только факты с их качественными (есть — нет) или количественными (сколько, как часто и пр.) характеристиками. В качестве отправных фразеологических оборотов в параграфе 2.2. могут стать следующие фразы: «С целью изучения… проведено диагностическое исследование по методике …». Общие результаты диагностического исследования по группе представлены в таблице 1, Приложение А. Обобщенные результаты исследования … представлены ниже, в таблице 2.1. ».

После наглядного представления результатов необходимо их проинтерпретировать, то есть раскрыть значения полученных фактов с точки зрения теории, соотнести их с проблемами, подходами, рассмотренными в теоретической части. Интерпретация результатов (количественных и качественных) должна включать в себя научные понятия и категории, а также информацию о том, что могли бы означать полученные данные для решения поставленной проблемы. Кроме того, результаты интерпретируются с точки зрения обоснования содержания коррекционных мероприятий (возможных методов, приемов и способов коррекционного воздействия).

Содержательно в параграфе 2.3. можно условно выделить две части – пояснительную записку и содержательную часть программы психопрофилактических, коррекционных или развивающих мероприятий.

В пояснительной записке приводится обоснование необходимости коррекционного воздействия, излагается общая стратегия работы:

- кратко отмечается специфика индивидуальных особенностей клиента (группы), общая специфика проблемы, возраста, деятельности, на которые направлено коррекционное воздействие;

- формулируются: общая цель коррекции, форма осуществления коррекционных мероприятий, общий подход или модель, объясняющие причины трудностей или отклонений в развитии;

- уточняются основные принципы, положенные в основу коррекционной работы, коррекционные, профилактические и развивающие задачи;

- описываются основные этапы коррекционной работы (блоки психокоррекционного комплекса), с указанием целей и задач;

- излагается кратко общая тактика коррекционной работы (общее время, необходимое для реализации коррекционных мероприятий, частота встреч и длительность каждого коррекционного воздействия, формы участия других лиц, оборудование и материалы и т.д.).

В содержании программы указывается: структура коррекционных занятий (при необходимости общая структура всех занятий или отдельно каждого занятия), основные методы, приемы, техники коррекционного воздействия.

Завершают работу ВЫВОДЫ по второй главе, Заключение, Список литературы и Приложения.

Общее число выводов не должно превышать 5—7. Они должны, во-первых, соответствовать поставленным задачам, а во-вторых, отражать результаты проверки первоначально выдвинутых гипотез.

В данной курсовой работе выводы дополняются практическими рекомендациями, они должны быть адресными.

В Заключении в краткой форме отражено содержание всей работы с выводами по теоретической и практической частям работы.

Заключение должно содержать общую оценку результатов проделанной работы, ее теоретической и эмпирической частей. По своему содержанию заключение обычно «симметрично» введению, т.е. в нем автор еще раз как бы напоминает смысл и содержание выполненной работы, определяет ее место среди других направлений психологических исследований и психологической практики. В нем намечаются пути и цели дальнейших исследований и подчеркиваются практические рекомендации.

Приложение А
Перечень тем курсовых работ по дисциплине «Общая психокоррекция»*



Тема курсовой работы

1

Коррекция школьной тревожности старших подростков методом арт-терапии

2

Коррекция детско-родительских отношений методом «серийного рисования»

3

Коррекция девиантных форм поведения подростков

4

Коррекция делинквентного поведения в юношеском возрасте

5

Психокоррекция детско-родительских отношений в системе «мать-дочь»

6

Коррекция ситуативной тревожности у студентов-психологов первого курса методами арт-терапии

7

Коррекция нарушений эмоционально-волевого компонента учебной деятельности у млпдших школьников

8

Развитие рефлексии психологического времени у студентов психологического факультета

9

Развитие рефлексивных и прогностических способностей студентов психологического факультета

10

Развитие антиципационных способностей у подростков

11

Коррекция временной перспективы у студентов психологического факультета

12

Тренинг личностного роста в работе по формированию профессиональной идентичности

13

Психокоррекция гиперактивности у учащихся начальной школы

14

Психопрофилактика стрессов у учащихся первого класса в период адаптации к школе

15

Психокоррекция эмоциональных нарушений социально запущеных подростков

16

Психокоррекция детско-родительских отношений методом сказкотерапии

17

Коррекция девиантных форм поведения методом сказкотерапии

18

Психокоррекция межличностного одиночества подростков

19

Психологическая профилактика виктимного поведения детей-воспитанников детского дома

20

Психокоррекция аддиктивного поведения подростков (на примере компьютерной аддикции)

21

Психокоррекция аддиктивного поведения подростков (на примере табачной аддикции)

22

Профилактика и коррекция страхов у детей младшего школьного возраста

23

Профилактика межличностных конфликтов в трудовом коллективе

24

Психопрофилактика деструктивного экзаменационного стресса у студентов

25

Психопрофилактика школьной неуспеваемости младших подростков

26

Коррекция агрессивного поведения младших школьников

27

Психокоррекция познавательной сферы младших школьников

* - предлагаемые темы могут быть уточнены по усмотрению научного руководителя .


Приложение В
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..……....3

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ ПРОБЛЕМЫ АГРЕССИВНОСТИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ…...………...5

1.1.Агрессия как психологический феномен, теории детерминации……..…..5

1.2. Специфика агрессивного поведения в подростковом возрасте……………..14

1.3. Общие подходы к коррекции агрессивного поведения в практике оказания психологической помощи…………………………………………………………..23

Выводы по первой главе………………………………………………………….29

^ ГЛАВА II. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ………………………….……………..………….30

2.1. Общие принципы и методика организации экспериментального

исследования особенностей агрессивного поведения подростков……………30

2.2. Описание результатов констатирующего исследования……………………37

2.3.Программа коррекции агрессивного поведения подростков.….......................45

2.4.Пути профилактики агрессивного поведения подростков…….................54

Выводы по второй главе…………………………………………………………57

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...58

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………..............60

ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………..............62


Похожие:

Курсовая работа по дисциплине «Общая психокоррекция» iconКурсовая работа по дисциплине «Агрохимия»
Курсовая работа по дисциплине «Агрохимия»: / И. И. Серегина, В. Ф. Волобуева, В. М. Лапушкин, Т. В. Украинская. М.: Изд-во ргау –...
Курсовая работа по дисциплине «Общая психокоррекция» iconКурсовая работа по дисциплине на тему: «Технологии социальной работы...
Фгбоу впо Пензенский государственный университет Факультет   Кафедра социологии и социальной теории и практики работы социальной...
Курсовая работа по дисциплине «Общая психокоррекция» iconКурсовая работа по дисциплине «Питание и удобрение садовых растений»
Курсовая работа по дисциплине «Питание и удобрение садовых растений»: / И. И. Серегина, В. Ф. Волобуева, В. М. Лапушкин. М.: Изд-во...
Курсовая работа по дисциплине «Общая психокоррекция» iconКурсовая работа по дисциплине «организация и управление производством»
Курсовая работа по дисциплине «организация и управление производством» состоит из следующих составляющих
Курсовая работа по дисциплине «Общая психокоррекция» iconКазанский государственный университет культуры и искусств факультет...
Профориентационная работа с молодежью в контексте традиций и инноваций. 20
Курсовая работа по дисциплине «Общая психокоррекция» icon6. Курсовая работа
Курсовая работа студента обеспечивает реализацию цели и решение задачи курса на основе выполнения индивидуальных заданий по
Курсовая работа по дисциплине «Общая психокоррекция» icon6. Курсовая работа
Курсовая работа студента обеспечивает реализацию цели и решение задачи курса на основе выполнения индивидуальных заданий по
Курсовая работа по дисциплине «Общая психокоррекция» iconКурсовая работа по дисциплине: «Макроэкономика»

Курсовая работа по дисциплине «Общая психокоррекция» iconКурсовая работа по дисциплине «Технологии продюсерской деятельности»

Курсовая работа по дисциплине «Общая психокоррекция» iconКурсовая работа по дисциплине «Управление трудовым ресурсами»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница