2 Осн проблемы и обл исследования мед псих


Название2 Осн проблемы и обл исследования мед псих
страница1/5
Дата публикации22.04.2013
Размер0.57 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Психология > Документы
  1   2   3   4   5
1)Предмет, принципы и стр-ра мед. псих.

Мед. псих.– наука, изучающая психолог-е особенности людей, страдающих различ. заболеваниями, методы и способы диагностики психич.х отклон-й, дифференциации психолог-х феноменов и психопатолог-х симптомов и синдромов, психологию взаимоотношений пациента и мед. работника, психопрофилактические, психокоррекционные и психотерапевтические способы помощи пациентам, а также теоретич. аспекты психосомат. и соматопсих. взаимовлияний.

Объект мед. псих. явл. чел. с душевными болями и проблемами, с трудностями адаптации и самореализации, связанными с состоянием его здоровья.

Предмет: медицинская психология направлена на исследование и решение разнообразных проблем системы здравоохранения, клиническая психология концентрируется на анализе психологических факторов в контексте того или иного заболевания

Для исследовании предмета ведущим методом является клинический:

клиническое наблюдение;

клиническое интервью;

клинический (патопсихологический) эксперимент.

Структура мед. псих.:

клин. психология (в которую входит патопсихология, нейропсихология и соматопсихология), психофармакология,

психотерапия, психическую реабилитацию,

психогигиена и психопрофилактиа

^ Принципы мед. псих.:

– Системности (целостности) - целостное изучении феномена в совокупности всех его проявлений.

– Генетический (развития) - рассмотрение феномена в его развитии, движении, динамике.

– Детерминизма - предполагает наличие причинно-следственной связи между явлением и сущностью.

2) Осн. проблемы и обл. исследования мед. псих

Мед. псих. – погранич. дисциплина. Она находится на стыке психологии и медицины.

В область ее исследования входит выяснение следующих психолог. закономерностей:

– возникновение и течение болезни; влияние заболевания на психику чел-а;  взаимодействие психических и соматических процессов при возникновении и разв. болезней; формир. представлений о своем заболевании у больного, формир. адекватных личностных установок, связанных с лечением; использ. компенсаторных и защитных механизмов личности в терапевтич. целях; изуч. динамики осознания болезни;  изуч. психолог-х воздействий лечебных методов и средств: медикаментов, процедур, хирургических вмешательств и др.;  изуч. отнош. больных с мед. персоналом, родственниками и друг с другом; изуч. воздействия психолога и врача в ходе проведения им диагностич., профилактич. и лечебной работы.

^ Основные проблемы:

  • Психосомат. Проблема (выяснение роли и значения психич. факторов на возникновение и течение соматических заболеваний); Проблема пусковых (стартовых) механизмов заболевания; Проблема психологической нормы, ее границ и критериев диагностики.; Проблема взаимодействия конституционально-генетических и социально-средовых факторов при формировании аномалий развития.

3)Понятие о профессиональной деятельности и профессиональной позиции психолога

Профессия психолога относится к категории профессий «человек-человек», где существует ориентация на Другого. Т.к. субъектом исследования является человек, а характер знаний прикладной, от медицинского психолога требуется высокая мера ответственности за результаты своей деятельности. Профессия психолога одна из немногих, где реализуется ценностный подход к профессиональной деятельности, т.е. она не может существовать без определённый нравственно-этических принципов, норм и критериев. Нормы и критерии, определяющие характер взаимодействия с объектом, зафиксированы в этическом стандарте психолога, которые входят в профессионально-этический кодекс. Важнейшими из них являются: ценностное отношение к клиенту, ответственность, компетентность, конфиденциальность. Профессиональная позиция психолога-это осознание им границ своей компетентности, своих профессиональных возможностей в плане воздействия на Другого человека, на предмет и методы исследования. Профессиональная позиция медицинского психолога включает:1)нравственно-этическую позицию(мера воздействия на другого),2)исследовательскую позицию(отношение к предмету и методам исследования).Исследовательская позиция включает в себя:1) точку зрения, позволяющую видеть под определённым углом предмет своего изучения,2)систему взглядов на предмет исследования, определяющую отношение к нему и выбор принципов и методов его изучения. Медицинский психолог в своей профессиональной деятельности должен обладать определёнными теоретическими знаниями и практическими навыками. Теоретические знания:1)основные теоретико-методологические проблемы медицинской психологии,2)основные медицинские и психологические понятия,3)смежные знания,4)основы психодиагностики, 5)основы патопсихологии. Практические навыки и умения медицинского психолога должны обеспечивать квалифицированное профессиональное решение задач в области психодиагностики, психокоррекции и психологического консультирования.

4) Содержание понятия «псих. здоровье». Психич. и личн. развитие как условие психич. здоровья

Понятие «психич. здоровье» относ. к «стыковым» понятиям, где сталкиваются два способа познания – научное и житейское. ^ Психическое здоровье, по определению Всемирной организации здравоохранения, - это состояние, способствующее наиболее полному физическому, умственному и эмоциональному развитию человека.

  • В науч. аспекте – как часть научного сознания со всеми его характерными признаками (теоретич., концептуальный характер знания, оперирование точными понятиями, опора на конкрет. методологию и др.).

  • как житейское понятие – часть индивидуального обыденного сознания л-ти, одним из компонентов существования этого сознания. Являясь частью индивид-го сознания, психич. здоровье переживается личностью как соответствие либо несоответствие норме, входит в мировоззрение личности, определяя философию ее жизни.

^ Критерии психического здоровья.

Феномен психического здоровья принято рассматривать на двух уровнях проявления:

  • внешнем, рассматривающем это понятие с точки зрения наблюдателя (врач, психолог) - клиническуя картина здоровья

  • внутреннем, или субъективном, – с точки зрения самого человека, переживающего себя как здорового или нездорового - ВКЗ + ВКБ

Г.С. Абрамова, Ю.А. Юдчиц к критериям психич. здоровья относят: внеш. критерии – адаптацию и социализацию, а внутр. критерии – индивидуализацию.

В кач. осн. критерия оценки психич. здоровья, по мнению ряда авторов, выступает понятие адаптации. Адаптация, в традиционном значении, представляет собой процесс и результат приспособления системы к условиям внешней и внутренней среды.

Психологическое здоровье личности

Г. Салливан считал, что разв. л-ти происходит путем межличностных отношений. Психич. болезнь есть результат ложной концепции себя и других людей, а способ лечения – определить, что было неправильным в раннем периоде развития, и помочь клиенту осознать это.

Так сформир. гуманистич. направл. в психологии: психич. расстройства как невозможность индивида реализовать полноту человеческого Я, человеческих возможностей.

Т.о., проблема психич. здоровья перешла на уровень – как проблема личностной зрелости, свободы и ответственности, реализации личностью собственного потенциала.

Альтернативой норме в случае психологической модели здоровья становится не болезнь, а отсутствие возможности развития в процессе жизнедеятельности, неспособность к выполнению своей жизненной задачи. В связи с этим логичным является утверждение Б.С. Братуся о том, что для все большего числа людей становится характерным диагноз: «Психически здоров, но личностно болен».

Большое значение в сохранении психического здоровья имеет правильная организация воспитания ребенка. Разностороннее развитие, постоянный контроль за состоянием здоровья, своевременная коррекция возникших изменений обеспечивают нормальный психический статус ребенка.


5) Критерии психического здоровья. Уровни психического здоровья.

+ что-то можно из 4 вопроса Всемирная организация здравоохранения выделяет следующие критерии психического здоровья

- осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я»; чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях;

критичность к себе и своей собственной психической продукции (деятельности) и ее результатам;

соответствие психических реакций (адекватность) силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям; способность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами; способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать эти планы; способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.

Выделяют три уровня психического здоровья человека:

- уровень психофизиологического здоровья (определяется состоянием и функционированием центральной нервной системы);

- уровень индивидуально - психологического здоровья (определяется состоянием и функционированием психической деятельности);

- уровень личностного здоровья (определяется соотношением потребностей человека с возможностями и требованиями социальной среды).

Очевидно, что каждый уровень психического здоровья человека имеет свою медико-психологическую и социально-ценностную систему критериев нормы и аномалии. Негативные изменения могут происходить как на одном, так и на двух и всех трех уровнях.

Нарушения психофизиологического уровня здоровья проявляются в форме многообразных нервных заболеваний, возникающих как в центральной нервной системе, так и в периферической (мигрень, невралгия, неврит, полиневрит и др.).

Нарушения индивидуально-психологического уровня здоровья обуславливают появление ряда психических заболеваний (расстройства восприятия, мышления, памяти, эмоций и т.д.). Нарушения личностного уровня здоровья вызывают изменения направленности личности, которые делают невозможным ее нормальное сосуществование с социальным окружением (алкоголизм, наркомания, преступники-маньяки).

6) Понятие нормы психического здоровья. Осн. подходы к дихотомии «норма-патология»

Не существует единого мнения о норме психического здоровья. Среди множества концепций можно выделить три группы:

Панпсихиатрическая концепция: все люди психически ненормальны и все страдают психопатологич. состояниями. То есть норм. людей вообще не существует, а каждый человек – отклонение от нормы в той или иной степени.

Доказательство: отчужденность от себя, от других, от мира вообще, конфликтность, снижение социальной поддержки, преступность, войны, угроза глобального самоуничтожения.

Антипсихиатрическая: отрицает правомерность самой постановки вопроса о психической норме и патологии. Все люди психически нормальны, патологии вообще не существует. Негатив. отношения между людьми также нормальны, ибо такова природа людей. Психиатрия является лженаукой, служащей средством подавления нестандарт. личностей. Психич. больные люди – жертвы плохого, патогенного общества, которое признает сумасшедшим того, кто не соглашается с предписаниями религии и государства.

Клиническая: разделяет психическую норму и патологию. Здоровье и болезнь в данной концепции представляют собой полярности, между которыми содержится континуальный ряд клинических форм разной степени патологии.

Понятие психич. здоровья через идею нормы психич. здоровья формируется соц. окружением, тем общественным устоем, в рамках котор. проходит жизнедеятельность личности.

Статистический подход: норма как что-то среднее, не выделяющегося из массы, как наиболее приспособленного, адаптированного к окружающей среде. Как правило, чем реже встречается та или иная форма поведения, тем больше вероятность, что ее будут воспринимать как аномальную. Быть нормальным значит быть, как все.

Культурно-релятивистский подход: согласно ему, о норме и патологии можно судить лишь на основании соотношения особенностей культуры определенных социальных групп, к которым принадлежат исследуемые. То, что вполне нормально для одной социальной группы, для другой будет выглядеть как патология. Нормальное-то, что соответствует представлениям данной культуры о норме

Норма и патология есть дихотомия (два противоположных полюса). Между нормой и патологией сущ., скорее, не качественные, а количественные различия, в реальной жизни в популяции существуют плавные переходы от одного состояния к другому.

В любом состоянии здоровья можно обнаружить элементы нездоровья и наоборот.

Э. Крепелин: норма как разбавленная патология. Схожей точки зрения придерживался и З. Фрейд, говоря о «психопатологии обыденной жизни».

П.М. Зиновьев: психиатрия вынуждена заниматься изучением состояний, находящимся между душевным здоровьем и душевной болезнью. Область нормы действительно переполнена многочисленными мелкими и крупными явлениями, только количественно отличающимися от несомненно ненормальных.

В отеч. психиатрии эта идея нашла воплощение в выделении Ю.А. Александровским группы погранич. психич. расстройств как нерезко выраженных нарушений, граничащих с состоянием здоровья и отделяющих его от собственно патологических психич. проявлений.

7)Понятие адаптации как основного критерия психического здоровья

В качестве основного критерия оценки психического здоровья, по мнению ряда авторов, выступает понятие адаптации (Ю.А. Александровский, Б.Д. Карвасарский, Г.К. Ушаков, С.М. Громбах).

Адаптация, в традиционном значении, представляет собой процесс и результат приспособления системы к условиям внешней и внутренней среды.

И.П. Павлов: каждое заболевание как нарушение взаимодействия между организмом и средой.

ЖПиаже: определял адаптацию как то, что обеспечивает равновесие между воздействием организма на среду и обратным воздействием среды (равновесие между ассимиляцией и аккомодацией)

К.К. Платонов выделяет три типа адаптации – физиологическую, психологическую, социально-психологическую.

С.М.Громбах: основной критерий полноценности адаптации - развитие интеллекта.

Социально-психологическая адаптация –особо сложная система мероприятий, направленных на владение новыми общественными формами деятельности(по Громбаху).

Александровский: психическая адаптация-может быть представлена как результат деятельности целостной системы, активность которой обеспечивается не просто совокупностью отдельных компонентов, а их взаимодействиеми содействием, порождающими новые интегративные качества, не присущие отдельным образующим системам.

Нормальная психическая адаптация является одним из критериев психического здоровья. Внешним проявлением нарушения адаптации выступают симптомы и синдромы как варианты дезадаптации. Степень адаптации индивидуальна для каждого человека, зависит как от биологических, так и от социальных факторов и составляет адаптационный барьер- функционально динамическое образование, индивидуальное для каждого человека. В качестве показателя психического здоровья выступает понятие адаптации, внешними проявлениями которой являются в первую очередь(по Громбаху):эффективная учебная деятельность, успешность социальных контактов, эмоциональное благополучие, усвоение норм поведения. Адаптация бывает: биологическая (те приспособление организма), социальная (т.е. приспособление к обществу), этническая (приспособл группы к обществу).
8)Понятие о психологическом (личностном) здоровье.

Инициатива в постановке и разработке проблемы психологического здоровья принадлежит представителям гуманистической психологии. Феноменологический подход в психотерапии лёг в основу практических аспектов профессиональной заботы о психологическом здоровье личности.

Понятие «психологическое здоровье» одной из первых ввела в психологию Дубровина, разграничивая тем самым категорию «психическое здоровье», имеющую отношение к отдельным психическим процессам и механизмам, и «психологическое здоровье», характеризующую личность в целом, в связи с выделением специфически присущего человеку качества-духовности. Она определяет его как здоровье, которое относится к личности в целом, находится в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа.

Слободчиков говорит о том, что сегодня традиционные представления оказываются непригодными для описания и понимания реальных социально-психологических явлений. В числе этих явлений-нарушения психического здоровья. Для успешной реализации профессиональной деятельности практическому психологу необходима новая концепция психического здоровья, иной понятийный аппарат, который отражал бы специфику сложных феноменов духовно-душевного благополучия. В связи с этим речь идёт о новом понимании предмета психологии-духовности и соответственно о пересмотре традиционных критериев психического здоровья.

1)Понятия «психическое здоровье и «психологическое здоровье» необходимо рассматривать не как синонимы, а как автономные понятия, для каждого из которых свойственно своё содержание, критерии, условия и механизмы их формирования,2)существующее в современной медицинской психологии понятие «психическое здоровье» необходимо «расширять» за счёт содержания понятия «психологическое здоровье».

Психологическое здоровье - оптимальное функционирование всех психических структур, необходимых для текущей жизнедеятельности.

Психологически здоровый человек разумен, открыт к сотрудничеству, защищен от ударов жизни и вооружен необходимым инструментарием, чтобы справляться с жизненными вызовами.

Психологически здоровый человек отличается от человека психологически проблемного. У них разное поведение (в первую очередь социальное поведение) и разная структура личности.

Психологическое здоровье не только наполняет человека субъективным ощущением благополучия, оно само по себе правильно, истинно и реально. Именно в этом смысле оно «лучше» болезни и «выше» ее.
9)Болезнь как процесс. Содержание

Болезнь-процесс, возникающий в результате воздействия на организм вредоносного раздражителя внешней/внутренней среды, характеризующийся понижением приспособляемости живого организма к внешней среде при одновременной мобилизации его защитных сил.

Причины болезней разнообразны, но все они могут быть сведены в группы: механические, физические, химические, биологические, психогенные (для человека)

Любой из этих факторов вызывает состояние болезни, если он неадекватен (то есть чрезвычаен, непривычен) для организма. Неадекватность может быть количественной (количество раздражителя является чрезмерным для организма), качественной (на организм воздействует фактор, по отношению к качеству которого в организме не выработано защитно-приспособительных механизмов), временной (количественно и качественно адекватный раздражитель воздействует длительно или в такие промежутки времени и в таком ритме, которые непривычны для организма) и зависящей от индивидуальных свойств данного организма (то есть определяемой индивидуальной реактивностью данного организма в виде повышенной чувствительности). В современном представлении болезнь характеризуется следующими основными чертами:

1)В развитии болезни ведущую роль играет внешняя среда, а для человека — прежде всего социальная.

2)Большое значение в развитии болезни, кроме этиологического фактора (то есть причины болезни) и внешних условий, имеют защитно-приспособительные механизмы организма.

3)Болезнь — страдание целостного организма. Не существует совершенно изолированных болезнью органов и тканей, то есть местных болезней. При всякой болезни в большей или меньшей степени вовлекается весь организм, что не исключает наличия основного поражения в том или ином органе или части организма. Различают следующие периоды болезни: скрытый, или латентный (для инфекционных болезней — инкубационный), — период между началом воздействия болезнетворного агента и появлением первых симптомов болезни. Он может длиться от нескольких секунд (например, при отравлении сильными ядами) до десятков лет (например, при проказе). Продромальный период — период появления первых признаков болезни, (повышение температуры, разбитость, общее недомогание). Период полного развития болезни, длительность которого колеблется от нескольких суток до десятков лет (туберкулёз, сифилис, проказа). Период завершения болезни (выздоровление, реконвалесценция) может протекать быстро, критически или постепенно, литически. В зависимости от длительности течения и быстроты нарастания и исчезновения проявлений болезни различают острые и хронические. Присоединение к основным проявлениям болезни дополнительных изменений, не связанных с непосредственной причиной болезни, но развивающихся в результате её течения, называется осложнением. Исходом болезни могут быть: полное выздоровление, выздоровление с остаточными явлениями, стойкое изменение органов, иногда возникновение новых форм заболевания в виде отдалённых последствий и смерть.
10. Болезнь как процесс. Типы течения.

Болезнь-это нарушение нормальной жизнедеятельности организма, обусловленное функциональными и морфологическими изменениями. Болезнь - это нарущение целостноти, потеря способн сопрот-ся внеш и внутр врагам орг-ма. Бол полифункциональна(очень много причин для воз-я болезни)Причины воз-я бол-ни:а)наслед-я предраспол-ть;б)род-е травмы;в)органич-е забол-я разного возр-та;г)особен воспит-я в раннем возр-те;д)переж-е телесно-травмир-го опыта в дет-ве и младен-ве;д)эмоц-й климат в семье и хар-е личностн особен сиблингов;е)недавние телесные поврежд.Типы течения:непрерывное и приступообразное. Непрерывное вкл: а)регредиентный-это обратно развёрн симптом,регресс .б)стационарн тип(это скорее не процесс, а сост-е,стойкое, не имеющ тенденцию ни к улучшен,ни к ухудшен-ю;в)прогредиентный (клинич картина носит хар-р постоянного усложн-я негативной и продуктивной симптоматики тип. Приступообразн вкл:а)фазный(явл как фазы и течения,пр-р:маниакально-депрессивный психоз;б)рецидивирующий(на фоне резидуальной симптоматике происходит обострение или рецидивирующие усиление;в)рекуррентный тип;г)приступообразно-прогредиентный.

11)Понятие уровня расстройств

Психический уровень - внутреннее беспокойство, тревога, расстройство сна, лабильность настроения, повышенная истощаемость, расстройства внимания.
  1   2   3   4   5

Похожие:

2 Осн проблемы и обл исследования мед псих iconПолезные ископаемые России
Волга: астраханская обл., волгоградская обл., саратовская обл., самарская обл., ульяновская обл., респ татарстан, чувашская респю,...
2 Осн проблемы и обл исследования мед псих iconСеминар №2 по дисциплине «Методология и методы психологического исследования»...
Проблемная ситуация и проблема исследования. Требования к формулированию проблемы научного исследования
2 Осн проблемы и обл исследования мед псих iconОп — прикладная отрасль психологии, изучающая все аспекты псих деятельности и поведения
Оп — прикладная отрасль психологии, изучающая все аспекты псих деятельности и поведения людей в организациях с целью повышения эффективности...
2 Осн проблемы и обл исследования мед псих iconМіністерство охорони здоров’я україни центральний методичний кабінет з вищої медичної освіти
Амн україни, д мед н., професором В. Г. Майданником; доцентом кафедри пропедевтики внутрішніх хвороб №1, к мед н. Схм. Плєновою,...
2 Осн проблемы и обл исследования мед псих icon1. Предмет и задачи педагогической психологии
В качестве объекта могут выступать материальные и нематериальные явления, тела, процессы. Объектом пед псих яв человек. Предметом...
2 Осн проблемы и обл исследования мед псих iconOverview мед стом,фарм Sheet 1: мед

2 Осн проблемы и обл исследования мед псих icon1 Предмет, задачи и структура пед-кой пси-гии. Связь пед-кой пс-ии...
Пед псих это отрасль пс-ии, изуч-ая закономерности развития ч-ка в усл-х обуч-я и восп-ия
2 Осн проблемы и обл исследования мед псих iconИївська обл. Обухівський р-н,м. Украинка,вул. Енергетиків,10 к. 61
Исследования последних лет показали, что у населения мегаполисов и промышленных центров Украины крепнет запрос на проведение здорового...
2 Осн проблемы и обл исследования мед псих iconКнига вторая Дж. Эдвард Морган-мл. Мэгид С. Михаил Перевод с английского
Перевод с английского: канд мед наук Горелов В. Г., Добродеев А. С., канд мед наук Селезнев M. H., канд мед наук Цейтлин A. M., Шатворян...
2 Осн проблемы и обл исследования мед псих icon3. суд мед акушерство- гинекология вопросы спорных пол отношений и пол преступ
Суд. Мед-отросль мед науки, которая занимается расмотрением вопросов возникающих в гражданской и уг. Практике и разрешаемых только...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница