Учебное пособие Автор-составитель Шувалов Юрий Николаевич Тула, 2012


НазваниеУчебное пособие Автор-составитель Шувалов Юрий Николаевич Тула, 2012
страница1/10
Дата публикации22.04.2013
Размер1.61 Mb.
ТипУчебное пособие
userdocs.ru > Психология > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10






Психология

Учебное пособие




Автор-составитель Шувалов Юрий Николаевич

Тула, 2012

ББК 88.4 я 73

Ш95
Автор:
Ю.Н.Шувалов - кандидат психологических наук, доцент кафедры управления персоналом, спортивно-оздоровительного экспедиционного туризма и физической культуры ТФ Российской международной академии туризма
Рецензенты:
Аксёнов В.П. – кандидат педагогический наук, профессор кафедры теории и методики физической культуры и спортивных дисциплин ТГПУ им. Л.Н. Толстого;

^ Макаров В.М. – кандидат педагогических наук, доцент кафедры управления персоналом, спортивно-оздоровительного экспедиционного туризма и физической культуры ТФ Российской международной академии туризма.

Шувалов Ю.Н.

Ш 16 Психология – Учеб. пособие / Ю.Н.Шувалов; Тульский филиал Российской международной академии туризма. -– Тула: Папирус, 2012. – 114с.
Пособие предназначено для студентов, которые проходят дисциплину «Психология» В пособии содержится теоретический материал определенный государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования от 14.04.2005г.

Введение
Психология как наука и ее роль в формировании личности менеджера. Каждая конкретная наука отличается от других наук особенностями своего предмета. Геология изучает состав, строение и историю Земли, геодезия – ее форму и размеры и т.д. Выяснение специфических особенностей явлений, изучаемых психологией, представляет значительно большую трудность. Пони мание этих явлений во многом зависит от мировоззрения, которого придерживаются люди, сталкивающиеся с необходимостью постигнуть психологическую науку.

Трудность в том, что явления, изучаемые психологией, издавна являлись человеческим умом и отграничивались от других проявлений жизни как особые явления.

Наблюдая различные явления, человек имеет свое собственное восприятие. Постепенно сложились представления о различных разрядах явлений, которые стали именоваться психическими. Их особый характер видели в принадлежности к внутреннему миру человека, к душевной жизни (псюхе – душа). Эти явления группируются под названиями «восприятие», «память», «мышление», «воля» и др.; в совокупности образуя то, что именуется «психикой», т.е. внутренним миром человека.

Люди, наблюдая других людей, всегда по их поступкам, поведению усматривали мотивы, которыми руководствуется человек, его реакциями на те или иные события, особенности характера. Поэтому задолго до того как психические процессы, свойства и состояния человека стали предметом научного анализа, накапливалось житейское психологическое знание людей друг о друге. Это знание закреплялось, передавалось из поколения в поколение в языке, народном творчестве, произведениях искусств.

Определенное представление о психике дает человеку и его личный жизненный опыт. Житейские психологические сведения, почерпнутые из общественного и личного опыта, образуют донаучную психологию.

Предметом же научного изучения в психологии являются конкретные факты психической жизни, характеризуемые качественно и количественно.

Научная психология не ограничивается только описанием психологического факта, каким бы интересным он не был, но и старается объяснить его. Последнее предполагает раскрытие законов, которым подчиняются явления этого ряда. Поэтому предметом изучения в психологии вместе с психологическими фактами становятся психологические законы. Так, например, возникновение некоторых психологических фактов наблюдается с необходимостью всякий раз, когда для этого имеются соответствующие условия, т.е. закономерно.

Закономерный характер имеет, например, факт относительного постоянства восприятия. Например, страница книги воспринимается как белая и при ярком солнечном освещении и в сумерках, хотя характеристика лучей, отбрасываемых бумагой, будет весьма различной.

Специальные исследования показали, что постоянство восприятия не дано человеку изначально от рождения. Оно формируется постепенно по строгим законам. Если бы не было такого постоянства, то при малейшем изменении условий у человека происходило радикальное изменение картины видимого мира, и он находился бы постоянно в положении первооткрывателя.

Знание закономерных связей само по себе не раскрывает конкретных механизмов, посредством которых закономерность может проявляться. Поэтому в задачи психологии входит установление механизмов психической деятельности.

Поскольку механизмы психической деятельности представляют работу конкретных анатомо-физиологических аппаратов, осуществляющих тот или иной психический процесс, то природу и действие этих механизмов психология выясняет в тесном содружестве с физиологией, биофизикой, биохимией и другими науками.

Таким образом, подытоживая, можно сказать, что психология как наука изучает факты, закономерности и механизмы психики, т.е. внутренний - субъективный мир человека.

Объектом изучения психологии является прежде всего человек, его поведение, общение, деятельность, психические механизмы отражения действительности, его переживания и связанные с ними состояния.

Человек является не только и не сколько биологическим существом, сколько социальным, он живет и развивается в обществе. Поэтому психология изучает как отдельного человека (как индивида и как личность), так и группы людей и общества в целом.

На современном этапе психология выступает к роли системообразующего фактора методов познания.

Одним из основных психологических понятий является сознание, как правило, все психические явления находят отражение в сознании человека, осознаются как реально существующие, хотя в действительности могут и не быть связанными с реально существующими в природе объектами, в данный момент не воздействующими на органы чувств. В этом проявляется внутренний характер психических явлений.

Субъективный же характер внутреннего мира человека состоит в том, что у к5аждого человека имеется свое собственное восприятие окружающего мира и самого себя (глубина пони мания вещей, эмоциональная окраска того или иного события). Это не значит, конечно, что вследствие этого человек не может адекватно воспринимать действительность.

Отечественная психология стоит на точке зрения, что психика является свойством мозга, Такую связь психический явлений с работой головного мозга показал И.М.Сеченов в своем знаменитом труде «Рефлексы головного мозга», вышедшим в 1861 году. Он писал, что психические явления такие же естественные явления, как и все другие функции человеческого организма, что они не могут быть беспричинными, а являются результатом рефлекторной отражательной деятельности нервной системы. Таким образом, И.М.Сеченовым был заложен принцип детерминизма (причинной обусловленности) психической жизни человека.

Психика человека имеет несколько уровней. Низший уровень психики образует подсознательное, это такая форма отражения действительности, при которой отдельные компоненты психического акта не осознаются. Например, двигательные автоматизмы, осуществляемые человеком при определенном поражении головного мозга, бред, галлюцинации, сновидения. К этим же явлениям относят реакции человека на неосознаваемые раздражители, побуждения к деятельности, в которых не осознается причина и цель (склонность к той или иной деятельности).

Высший уровень психики – сознание, которое есть не что иное, как осознание бытия. Сознание может быть направленным как на внешний мир, так и на самого себя, Младенец не отделяет себя от внешнего мира, он сам для себя внешний мир. Но постепенно он становится способным выделять себя из внешнего мира, начинает понимать, что его ощущения принадлежат только ему, что то, что он переживает, не является переживанием окружающих его людей. Возникает самосознание, при котором ребенок может направлять сознание на самого себя. С его возникновением начинается познание человеком не только окружающего мира, но и внутреннего, возникает понимание сопричастности человека как «Я» к окружающей его действительности.

Сознание связано как с простейшими психическими процессами (ощущения), так и с более сложными (восприятие, представления, воображение, мышление, память). Эти процесса получили название познавательных процессов, и они характеризуются различными по сложности уровнями психического отражения. Правда, в реальной жизни эти процессы в качестве самостоятельных почти не выступают. Они всегда тесно связаны друг с другом. Например, восприятие как опознание, узнавание какого-либо объекта невозможно без участия памяти и мышления. Мышление невозможно без представления, восприятия, памяти и т.д.

Отражение действительности – главная, но не единственная функция сознания и психики. Другая функция – организация жизнедеятельности и деятельности человека, его поведения. Поэтому психология изучает поведенческие реакции человека, его общение, любые виды деятельности. При этом изучение этих вопросов проходит через призму возрастных, половых, типичных и индивидуальных особенностей человека (свойств нервной системы, темперамента, характера, способностей, знаний и умений, сквозь призму общественных отношений). Значительное место в психологическом изучении человека занимает вопрос о его психическом развитии, о формировании его как личности, общественного существа.

^ Роль психологии в формировании личности менеджера. Психология как учебный предмет является одним из фундаментальных учебных дисциплин, с помощью которого формируется профессиональное мастерство менеджера. Этот учебный предмет помогает правильно определять содержание и методы управленческого процесса, адекватно воспринимать особенности отдельных работников и коллектива в целом, правильно организовывать свою деятельность и деятельность своих подопечных, учитывать свои сильные и слабые стороны, находить оптимальные пути установления взаимоотношений с людьми.

Повышение роли человеческого фактора находит свое отражение в программах подготовки специалистов, работающих с людьми, в том числе и в подготовке менеджеров.

Современный руководитель даже самой малой социальной группы не может продуктивно осуществлять свою деятельность без глубоких знаний в психологии. Умение хорошо разбираться в людях, знать их особенности, способности, позволяет правильно расставлять кадры, снимать конфликты, формировать положительный эмоциональный климат в группе и в конечном счете повышать производительность труда.

^ Мозг и психика. Идеи И.М.Сеченова о рефлекторном характере психики и ее регулятивной роли в поведении человека и животных были экспериментально подтверждены трудами И.П.Павлова, который открыл закономерности реагирования мозга животных, а также человека с внешней средой. Совокупность взглядов И.П.Павлова на эти закономерности обычно называют учением о высшей нервной деятельности.

Основные положения этого учения заключаются в следующем. Животным (в том числе и человеку) свойственно два вида рефлексов: безусловные, возникающие непроизвольно, если на организм действуют внешние или внутренние раздражители, и условные, которые возникают только при определенных условиях. Безусловные рефлексы являются врожденными. К ним относятся инстинкты (пищевой, болевой, оборонительный, половой и др.)

Условнее рефлексы вырабатываются в процессе жизнедеятельности организма, в результате неоднократных повторений раздражителей и однотипных реакций на них. Так, например, если ребенок не раз принимал горькую пилюлю, то один только вид их будет вызывать у него горечь во рту. Это происходит потому, что возбуждение в зрительном центре мозга ребенка и во вкусовом центре следуют одно за другим, и при повторном возбуждении между этими двумя центрами в коре головного мозга образуется связь, посредством которой уже один вид лекарства вызывает у ребенка ощущение горечи.

Условный рефлекс не только приобретается в жизни, но может со временем и утрачиваться, если не будет подкрепления. Поэтому И.П.Павлов назвал его временной нервной связью. Временные нервные связи образуются в коре головного мозга не только в результате появления раздражителя и последующего подкрепления, но и в результате пробных действий, которые приводят к достижению цели.

Условно-рефлекторная деятельности коры головного мозга И.П. Павлов назвал сигнальной деятельностью мозга, так как раздражители внешней среды дают организму сигналы о том, что для него имеет значение в окружающем мире. Поступающие в мозг сигналы, которые вызываются предметами и явлениями действующими на органы чувств в И.П. Павлов назвал первой сигнальной системой. Она имеется и у животных, но у человека произошла чрезвычайна прибавка к механизмам нервной деятельности. Эта прибавка – человеческая речь. «Слово составляет вторую, специально нашу, сигнальную систему действительности, будучи сигналом сигналов» - говорил И.П.Павлов. При помощи слова могут быть замещены сигналы первой сигнальной системы, образы-сигналы.

Обе сигнальные системы находятся в постоянном взаимодействии. Если сигналы второй сигнальной системы не имеют опоры в первой сигнальной системе, то они становятся непонятными. Так слово на иностранном языке, которого мы не знаем, ничего нам не говорит, так как за эти слово нет для нас конкретного содержания.

Вместе с тем и одни первые сигналы не дают глубоких и полных знаний о мире. Лишь при посредстве второй сигнальной системы человек научился расширять свои сведения, обобщая отдельные факты, устанавливая важные для себя закономерности. Благодаря второй сигнальной системе люди углубляют и сохраняют свои знания.

И.П.Павлов назвал мозг саморегулирующейся системой. Это значит, что мозг не просто отвечает на внешние раздражители, но контролирует и регулирует выполняемые на его указанию действия. Это возможно лишь только в том случае, если имеется информация о результативности выполняемого действия. Обратная связь в виде сигналов двигающихся органов тела в кору головного мозга о ходе их движения является четвертым звеном рефлекса.

Таким образом, рефлекс представляет собой замкнутое кольцо или спираль, расширяющеюся в результате обратной информации, которая может потребовать уточнения движения органов тела. Отсутствие обратной связи исключает возможность точного реагирования организма на какие бы то ни было внешние или внутренние воздействия раздражителей. Ели человек лишается возможности ощущать положение и движение, например, совей руки, он не сможет произвести рукой точных движений.

С помощью аппарата обратной связи производится сопоставление результатов действия с образцом, хранящимся в памяти. Опережающее отражение является качеством психики, свойственным не только человеку, но и животному. Оно дает возможность животному заранее готовиться, например, к зиме, а человеку – предвидеть результаты не только осуществляемых, но и намечаемых на будущее действий, поступков и даже длительной деятельности. Различие между человеком и животным здесь в том, что человек может предвидеть далеко отдаленный по времени результат. Чем разумнее человек, тем дальше он видит последствие своих поступков.

Без опережающего отражения человек не мог бы организовывать и планировать свои действия. Если оно плохо развито у человека, то ему нужны постоянные подсказки и непосредственное руководство. Такие люди, как правило, лишь слепо выполняют волю других людей. Такой человек не может быть самостоятельным.

Психика проявляется у человека в трех видах психических явлений: психические свойства личности, психические состояния, психические процессы.

^ Психические свойства личности – это темперамент, характер, способности, стойкие проявления психических процессов, склонности, убеждения, знания, навыки, умения и привычки. Все эти свойства присущи человеку в течение если не всей, то большей части его жизни.

^ Психические состояния – это менее длительные, но более сложные. Они продолжаются в течение нескольких часов, дней, недель. К ним относят состояния бодрости или подавленности, работоспособности или усталости, раздражительности, рассеянности, хорошего или плохого настроения и т.д.

^ Психические процессы – это элементарные психические явления, включенные в более сложные виды психической деятельности. Они более кратковременны – от долей секунды до десятков минут.

Все три вида психических явлений тесно взаимосвязаны и могут переходить одни в другие. Свойства темперамента и психические процессы, например, предопределяют то или иное психическое состояние, а состояние, часто проявляясь, может стать привычкой или чертой характера. Состояние может обусловливать то или иное протекание психических процессов.

Глава 1. Краткая История развития психологии

^ Зарождение психологической мысли и развитие античной психологии
Интерес к знаниям в области психологии возник давно. За несколько тысячелетий до нашей эры на Востоке складываются великие цивилизации: египетская, индийская, китайская и другие. В недрах этих циливизаций зародились идеи, которые впоследствии и привили к современному научному знанию по психологии.

В древние времена считалось, что душа присутствует в природе везде, где есть движение и теплота. Первое философское учение, основанное на вере во всеобщую одухотворенность мира, получило название «анимизм». Его основой выступало убеждение в том, что у всего, что существует на свете, есть элементы души, Душа же понималась как независимая сущность, отделенная от тела и способная управлять всеми живыми и неживыми предметами.

С помощью такого наивного представления древним все же удавалось логично объяснять многие психологические явления. Например, такие как смерть и сон. Считалось, что когда человек умирает, то его душа навсегда покидает тело, и когда он спит, она временно отсутствует, возвращаясь при пробуждении.

Объяснение природы душевных явлений в древности проходила под креном о независимости души от тела и о ее внематериальном происхождении.

Вслед за этим возникли попытки натурфилософского истолкования души, т.е. ее понимания как материального явления. Самые первые подобные описания и объяснения психики базировались на картине мира, которая содержала три основных начала: воду, воздух и огонь. В соответствии с ней всё существующее на Земле представлялось состоящим из этих материальных начал, причем носителем души считалось огненное начало, Самой же душе приписывалась функция движения.

Два великих мыслителя IV века до нашей эры – Платон и Аристотель создали системы, которые на протяжении многих веков оказывали глубокое влияние на философско-психологическую мыль человечества.

Платон, родоначальник европейского идеализма создал новую философию взамен древнегреческой мифологии. Одновременно он вел напряженную борьбу с материалистическим направлением в философии, вершиной которой в период античности явилось атомистическое учение.

Согласно этому учению мир представляется состоящим из множества мельчайших, неделимых частиц – атомов, которые обладают разной величиной и подвижностью, Наиболее мелкие и самые подвижные из них – это атомы души. Душа с этого времени стала рассматриваться как материальный орган, ожитворяющий тело и управляемый таким же материальным началом – духом (разумом).

Утверждалось, что атомы души живут вполне самостоятельно, могут проникать в тело и покидать его. Динамикой движения атомов души в учении Аристотеля объяснялись многие из тех явлений которые изучаются и в современной психологии: восприятие, память, мышление, сноведения и др. Учение о душе, как независимый раздел философии было оформлено Аристотелем в его трактате «О душе».

Идеалистическое объяснение душевных явлений выражено в трудах Платона и его последователей, в них была представлена классификация душевных явлений: разум, мужество (современное – воля), вожделение (т.е. мотивация). Каждый тип душевных явлений размещался в разных частях тела: разум в голове; мужество в груди; вожделение – в брюшной полости. Преобладание той или и ной части души у человека связывалось с его индивидуальностью и соотносилось с социальным происхождением.

Идея как нематериальная сущность души было объявлена в качестве вечной и неизменной первопричины всего существующего, а вещи стали рассматриваться как ее воплощение.

Система Аристотеля, в том числе его взгляды на природу и происхождение души, была противоречивой (дуалистической) В ней содержались идеалистические и материалистические постулаты. Прежде всего постулат о том, что перводвигателем мира является высшая бестелесная форма (бог). Вместе с тем его психологическое учение имеет биологическую направленность, в ней доминирует материалистические тенденции. Аристотель полагал, что идейное богатств во мира воплощено в конкретных, чувственно воспринимаемых вещах и раскрываются только благодаря земному общению с ними в процессе опыта.

Таким образом, система Аристотеля пыталась совместить в себе материалистическое и идеалистическое представление о душе. Наряду с прогрессивными материалистическими воззрениями, которые получили развитие в последующие века, оно включала ряд представление идеалистического плана, это привело в дальнейшем к запрету научного исследования души человека, Это произошло в эпоху средневековья, которая оказала отрицательное влияние на развитие научной мысли, в том числе и психологической. Попытки исследования души с материалистических позиций карались церковью, которая присвоила себе монопольное право заниматься этими вопросами. В средние века философия тесно смыкается с теологией, поэтому учение о душе стало частью теологического мировоззрения и полностью отошло во владение религии. Установленный ею запрет на материалистическое исследование душевных явлений просуществовал до XVII века.

Важным шагом на пути познания психического явилось зарождение понятия о сознании. К этому привели изучение органов чувств и регуляции движения. В результате произошло разграничение уровней психического.

Вплотную к понятию о сознании подошел знаменитый римским врач Гален (129-199). Именно он разделил нервно-психическую деятельность на периферическую и центральную (непрерывно двигающеюся в мозгу). Воздействие на органы чувств изменяет состояние «психической» пневмы в органе. Но этого еще было недостаточно, чтобы у человека возникло какое-либо впечатление, необходимо, чтобы с периферической пневмой, соединялась центральная. В этом случае телесные изменения начинают распознаваться душой. Именно это «распознавание» по Галену и есть нечто близкое к современному пониманию сознания.

К важнейшим достижениям античного периода в изучении психического можно отнести:

  • переход от глобального представления о душе к более дифференцированному;

  • появление категорий, разделяющих поведение органических и неорганических тел;

  • открытие специфики психической формы жизни по сравнению с общебиологической;

  • зарождение понятия о сознании как особой форме существования душевных явлений.



^ Развитие психологии от эпохи Возрождения до середины ХIХ века
Эпоха Возрождения освободила все науки искусства от догматов и ограничений, наложенные на них религиозными представлениями. Активно стали развиваться естественные науки, возникли и преобразовывались различные виды искусств. Учение о душе, как самое сложное и запутанное, оказалось одним из последних, чьё право на самостоятельность существования было завоевано в борьбе с религией.

Значительным стимулом в этому явились новые философские взгляды европейский материалистов XVI-XVII веков, дополненные в этому времени открытиями в области естественных наук.

Одной из таких наук была механика, Она привела к созданию сложных машин, способных выполнять всевозможные движения, напоминающие поведение человека и животных, Появился соблазн применить законы механики к пониманию и объяснению движений человека

Под влиянием механики в психологии утвердился новый взгляд на источники и механизмы поведения человека, Возникла биомеханика и способ объяснения поведения человека, который вполне обходился без обращения к таким понятиям как сознание, воля, разум, душа.

Но эти явления все же оставались реальностью и требовали объяснения их роли в жизни и поведении человека.

Философской основой нового решения проблемы взаимосвязи психики и поведения явилось учение, утверждающее раздельное, независимое существование в мире двух начал: материи и духа (дуализм).

С XVII века начинается эпоха нового развития психического знания. Тело человека и животных теперь рассматривается как сложно устроенная машина, однако продолжает сохраняться идея, что работа человека в отличие от тела животных регулируется не органическими потребностями, а душой.

Попытку вновь соединить телу и душу предпринял нидерландский философ Спиноза (1632-1677). Одновременно был введен принцип детерминизма – принцип всеобщей причинной обусловленности и естественной научной объяснимости любых явлений.

Проблема сущности психического, его отношение в природе вещей получает радикально-материалистическое развитие в работе английского ученого Гоббса (1588-1679). Французский философ Рене Декарт (1596-1650) заложил основы детерминистской концепции поведения и интроспективной концепции сознания. Немецкий философ Готфрид Лейбниц (1646-1716) публикует работы, содержащие первые идеи о бессознательном и его связи с сознанием.

Своеобразие психологической мысли XVII века рассматривается у разработке следующих учений:

  • о живом теле (в том числе и человеческом) как механической системе, которая не нуждается;

  • о сознании как присущей индивиду способности путем внутреннего наблюдения (интроспекция) иметь достоверное, знание о собственных психических состояниях и актах;

  • о страстях (аффектах) заложенных в теле в силу его собственной природы регуляторах поведения, направляющих человека к тому, что для него полезно и отвращающих от того, что вредно;

  • о соотношении физиологического и психического.

В XVIII веке на свет появляется два учения, которые надолго предопределили развитие психологии как науки, это эмпиризм и сенсуализм.

Эмпиризм (от греческого эмпериа – опыт) представлял собой учение о внутреннем опыте и законах его приобретения человеком. Задачей эмпирической психологии считалось наблюдение за отдельными фактами их классификацией, установлении проверяемой опытом закономерной связи между фактами. Идея о том, что психика человека базируется на его опыте, была выдвинута Джоном Локком (1632-1704).

Сенсуализм представлял собой учение о детерминировании чувственного познания над рациональным, под влиянием сенсуализма развилась ассоциативная психология, Идеи сенсуализма оказали сильное влияние на первые экспериментальные работы в области психологии. Предполагалось, что задача эксперимента состоит в выявлении первичных чувственных элементов (ощущений), с помощью которых возводится сложная душевная жизнь. Крупнейший представитель ассоциативной психологии Дейвид Гартли (1705-1757) соединил понятие рефлекса с понятием ассоциации. Это соединение выразилось следующим образом: внешнее воздействие, порождающее рефлекторный ответ, запечетлевается в виде следов памяти - ассоциаций; часто повторение соответствующего воздействия ведет к быстрому восстановлению следов по механизму ассоциаций.

Выдающимся открытием XVII века является открытие рефлекторной природы поведения. С начала XVIII века учение о психике связывается с мозгом. Это случилось под влиянием достижений в исследовании физиологии мозга, особенно его центральной части – головного. Получает физиологическое подтверждение идея рефлекса, возникает конкретно-научное представление о структуре рефлекторной дуги. Рефлекс означает отражение. Из философского понятия рефлекс превращается в материальный биологический факт.

Подлинный переворот в научной мысли произвела книга ^ И.М. Сеченова «Рефлексы головного мозга» В этой книге все основные психологические процессы и явления получают рефлекторную трактовку. «Все акты сознательной и бессознательной жизни человека являются рефлексами по способу происхождения, истокам, структуре и функционированию», - пишет И.М. Сеченов. То, что представляется в виде образов, мыслей, ощущений и идей, есть не что иное, как отдельные моменты целостных рефлекторных актов, В них психологические процессы и состояния играют высшую регулирующую и сигнальную роль.

Таким образом, главные итоги развития психологии XVIII века:

  • возникновение и развитие эмпиризма, как убеждения во всемогуществе опыта;

  • возникновение сенсуализма, как детерминации чувственного познания над рациональным;

  • рождение на базе сенсуализма ассоциативной психологии;

  • возникновение психофизиологического направления в психологии, связывающего отношение психических процессов в нервными.



^ Развитие психологических знаний от середины ХIХ века до ХХ века
Во второй половине XIX века произошли важные открытия в области медицины, в частности психиатрии, которые показали тесную связь между душевными явлениями и телесными процессами. В свете этих данных становился необъяснимым постулат о независимости материальных и идеальных явлений, потребовалось но новому объяснять из взаимосвязь.

Механистическое объяснение поведения человека, теряло свою привлекательность из-за примитивности, оно неплохо служило пониманию простых, однообразных движений, но не в состоянии было объяснить их вариативность, изменчивость, зависимость от психического состояния организма. Мысль как высшая форма разумного человеческого поведения не укладывалась в проскурово ложе рефлекса.

К середине XIX века возник интерес к поиску общего между человеком и животным в других отношениях, например, в интеллектуальных и речевых способностях. Родилась такая наука как зоопсихология.

Со второй половины XIX века психология становится самостоятельной наукой. Её основным методом объявляется интроспекция. Благодаря работам немецкого ученого Вельгельма Вундта (1832-1920) в психологию входит научный лабораторный эксперимент, создаются первые психологические лаборатории.

На стуке двух наук психологии и физиологии возникает наука психофизиология. Последняя четверть XIX века проходит под знаком успехов именно этой науки.

Вслед за этим появляется психология индивидуальных различий (дифференциальная психология). Этот термин был введен В.Д.Небылициным. Большой вклад в дифференциальтную психологию внесли отечественные ученые И.П. Павлов (1849-1935), Б.М. Теплов (1896-1965), В.Д. Небылицын (1930-1972).

В начале ХХ века количество экспериментов и тестов в психологии стало стремительно возрастать, вместе с тем, ученые перестали удовлетворятся только лабораторными экспериментами, что привело к экспериментированию в естественных условиях. Пионером в этой области стал Александр Федорович Лазурский (1974-1917) в области психологии личности, а также Владимир Михайлович Бехтерев (1857-1927) в области социальной психологии.

В начале ХХ века в психологии возникает кризисная ситуация. Причин было несколько:

  • отрыв психологии от практики;

  • невозможность научного исследования с помощью метода интроспекции;

  • невозможность объяснения связи психический явлений с физиологическими и поведением человека;

  • отрывом между теорией и практикой.

К этому времени образцом науки становятся точные и естественные знания. Этот кризис привел к краху сложившиеся психологические направления и возникновению новых: бихевиоризм, гельштат-психология, психоанализ.

^ Становление и развитие отечественной психологии
Отечественная психологическая мысль также имеет давние традиции. В России на рубеже XIX столетия общественно-политическая ситуация была более острой, чем на Западе. Поэтому обсуждение вопросов психологии сразу включалось в контекст острых споров на актуальные общественные темы: нравственные, педагогические, религиозные, юридические. Психология тем самым оказалась одной из горячих точек конфронтации материалистического и идеалистического мировоззрения.

Со времен полемики И.М. Сеченова (1829-1905) – материалиста, с Константином Дмитриевичем Кавелиным (1828-1885) – идеалистом общественное мнение стало на сторону И.М.Сеченова в сознании передовой части русского общества утвердилось убеждение, что решающее слово психологии принадлежит естествоиспытателям.

Идеи И.М.Сеченова непосредственно повлияли на работу таких известных ученых как В.М.Бехтерев, И.П.Павлов. Большие заслуги в области развития отечественной психологии принадлежат А.Ф.Лазурскому, Н.Н.Ланге.

Борьба между материализмом и идеализмом, развернувшаяся в нашей стране вскоре после Октябрьской революции, привела к прекращению активной научной деятельности ученых, придерживающихся в философии идеалистических позиций. Такая судьба постигла и Георгию Ивановича Челпанова, которому принадлежит честь создания в нашей стране первого психологического института в 1912 году.

Далеко не всегда в этой борьбе использовались научные методы аргументации, это привело к определенному застою в развитии психологической мысли, однако благодаря многим талантливым ученым, которые пришли в науку после революции психологию не постигла участь таких наук как генетика и кибернетика.

Такие выдающиеся ученые как Сергей Леонидович Рубинштейн (1889-1960). Алексей Алексеевич Ухтомский (1875-1942) Лев Семенович Выготский (1865-1934) Александр Романович Лурия (1902-1977) и др. сохранили и развили науку, вырастили новое поколение ученых, которые впоследствии продолжили их дело. К таким ученым относятся Алексей Николаевич Леонтьев (1902-1979), Александр Владимирович Запорожец (1905-1981), Даниил Борисович Эльконин (1904-1984), Борис Михайлович Теплов, Владимир Дмитриевич Небылицын, Борис Герасимович Ананьев (1907-1972). Именно с последним ученым связывают окончание кризиса в отечественной психологии в 60 годах прошлого столетия. Эта плеяда ученых преобразовывали под воздействием общества и социальной практики отечественную психологию.

В настоящее время развитие отечественной психологии находится в руках учеников этих выдающихся ученых.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Похожие:

Учебное пособие Автор-составитель Шувалов Юрий Николаевич Тула, 2012 icon24 апреля 2012 года
Актовом зале Администрации Центрального района г. Тула состоится конференция "Подбор и обучение персонала Тула 2012", его организатором...
Учебное пособие Автор-составитель Шувалов Юрий Николаевич Тула, 2012 iconУчебное пособие составитель Лауреат Государственной премии Российской...
Учебное пособие предназначено для студентов, аспирантов, преподавате­лей высших юридических и исторических учебных заведений, для...
Учебное пособие Автор-составитель Шувалов Юрий Николаевич Тула, 2012 iconУчебное пособие по математике Датировано: июнь 2012 Важная информация...
Это учебное пособие создано для подготовки студентов к академическому квалификационному тесту по математике. Ответы прилагаются в...
Учебное пособие Автор-составитель Шувалов Юрий Николаевич Тула, 2012 iconУчебное пособие Смоленск 2008 Философия:
Итунина Н. Б. – составитель, ответственный редактор, темы лекции Ч. I.: 3, 4, 7, 9; Ч. II.: 2, 3, 5
Учебное пособие Автор-составитель Шувалов Юрий Николаевич Тула, 2012 iconУчебное пособие Рекомендовано Министерством общего и профессионального...
Основы философии: Учебное пособие для вузов / Рук автор колл и отв ред. Е. В. Попов. М.: Гуманит изд центр владос, 1997. 320 с
Учебное пособие Автор-составитель Шувалов Юрий Николаевич Тула, 2012 icon«Конституционное право зарубежных стран» для слушателей ипк и пк...
Автор-составитель: зав кафедрой истории и теории права юридического факультета уо «Витебский госуниверситет имени П. М. Машерова»,...
Учебное пособие Автор-составитель Шувалов Юрий Николаевич Тула, 2012 iconИнструкция
...
Учебное пособие Автор-составитель Шувалов Юрий Николаевич Тула, 2012 iconКонференция «Подбор и обучение персонала Тула 2012» Организаторы
Тульский клуб бизнес-тренеров, Тульский клуб молодых предпринимателей, при поддержке Администрации г. Тула
Учебное пособие Автор-составитель Шувалов Юрий Николаевич Тула, 2012 iconДипломная работа : методическое пособие для студентов специальности...
Бродовская Е. В. Выпускная квалификационная работа (дипломная работа): методическое пособие для студентов специальности 031600 Связи...
Учебное пособие Автор-составитель Шувалов Юрий Николаевич Тула, 2012 iconУчебное пособие Составитель Р. Х. Зулкарнеев Уфа 2002г
В пособии кратко представлены рекомендации по диагностике и оказанию неотложной помощи при терминальных состояниях, основанные на...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница