Конспект лекций по дисциплине «Введение в общую и сравнительную психологию»


Скачать 297.74 Kb.
НазваниеКонспект лекций по дисциплине «Введение в общую и сравнительную психологию»
страница1/3
Дата публикации22.04.2013
Размер297.74 Kb.
ТипКонспект
userdocs.ru > Психология > Конспект
  1   2   3
Краткий конспект лекций

по дисциплине «Введение в общую и сравнительную психологию»
Термин «психология» образован от греческих слов psyche - душа, психика и loqos - знание, осмысление, изучение.

Психика есть форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении (деятельности) регулятивную функцию. Психика – это свойство высокоорганизованной животной материи головного мозга отражать окружающую действительность, строить на этой основе неотчуждаемый от субъекта образ этого мира, с помощью которого происходит регуляция поведения и деятельности человека.
Сознанием обычно называют свойственный человеку способ отношения к объективной действительности, опосредованный всеобщими формами деятельности людей.
В системе наук психологии должно быть отведено совершенно особое место, т.к., во-первых, это наука о самом сложном, что пока известно человечеству, - о психике. Во-вторых, психология находится в особом положении потому, что в ней сливаются объект и субъект познания. Задачи психологии неизмеримо сложнее задач любой другой науки, ибо только в ней мысль совершает поворот на себя. Только в ней научное сознание человека становится его научным самосознанием. В-третьих, особенность психологии заключается в ее уникальных практических следствиях: познавая себя, человек себя изменяет.
Наиболее существенными критериями научного познания в психологии являются: 1) объективность, т.е. стремление к получению объективной истины (истины, не зависящей от субъективных желаний и предпочтений исследователя; ранее даже говорили: "истины, не зависимой от сознания ученого"); 2) детерминизм как стремление вскрыть и исследовать закономерную взаимообусловленность изучаемых в науке явлений.

Детерминизм - причинная обусловленность, всеобщая закономерная связь природы, общества, мышления, закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих их факторов.
В психологии отчетливо представлены два вида детерминизма: причинный и целевой детерминизм.

Принципы психологии

1. Принцип единства психики (сознания) и деятельности: психика возникает и развивается в рамках деятельной активности человека. Поэтому лучший способ исследования психических явлений - это изучение в условиях реальной деятельности или моделирование компонентов ведущей деятельности в психологических тестах (например, в лабораторном эксперименте). Сознание человека представляет собой внутренний план осуществляемой им деятельности, а деятельность - внешняя форма выражения сознания, процесс его опредмечивания. Психика познаваема только в деятельности, которую она регулирует

^ 2. Принцип развития предполагает рассматривать психические явления в постоянном изменении, движении и развитии, разрешении противоречий под влиянием системы внешних и внутренних детерминант. Существует единство онтогенетических, филогенетических и социально-исторических детерминант развития и проявления психики. Данный принцип ориентирует психологов на изучение условий возникновения психических явлений, тенденций их изменения, качественных и количественных характеристик этих изменений.

^ 3. Принцип активности сознания личности предполагает, что личность является активным субъектом преобразования мира, в том числе и идеального (мира и преобразования).

^ 4. Принцип единства внешних воздействий и внутренних условий гласит, любые внешние воздействия (стимулы, факторы, влияния) преломляются через совокупность внутренних индивидуальных психофизиологических условий (способности, характер, мотивация, психические процессы и состояния).

^ 5. Принцип системности (системного строения психического явления) -принцип, требующий анализировать каждый элемент психики в тесной связи с ее функционированием в целом. Он предполагает, что психические явления возникают только как результат единых, взаимосвязанных процессов целостно работающего организма, обладающего нервной системой и осуществляющего внешнее поведение. Психику нельзя «слепить» из ощущений, восприятия, памяти и прочих процессов. Психическое представляет собой систему взаимодействующих компонентов ее структуры.
Области психологического знания

Существуют две разных области психологического знания - научная и житейская, обыденная психология. Если научная психология возникла сравнительно недавно, то житейское психологическое знание всегда было включено в различные виды человеческой практики. Каждый из нас имеет запас житейских психологических знаний. Есть даже выдающиеся житейские психологи. Это, конечно, великие писатели, а также некоторые представители профессий, предполагающих постоянное общение с людьми: педагоги, врачи, священнослужители и др. Об уровне житейских психологических знаний можно судить по тому, как человек может понять другого, повлиять на его поведение, предсказать его поступки, учесть его индивидуальные особенности, помочь ему и т.п. Сравним житейскую и научную психологию.

Первое отличие: житейские психологические знания конкретны; они приурочены к конкретным ситуациям, конкретным людям, конкретным задачам. Если ситуативные выводы противоречат один другому (например, едва ли найдется пословица, к которой нельзя подобрать другую, обратную по значению), то житейскую мудрость это не смущает, ей нет нужды стремиться к единообразию. Научная же психология, как и всякая наука, стремится к обобщениям, систематизируя знания в форме логически непротиворечивых положений, аксиом и гипотез. Для этого она использует научные понятия. Отработка понятий - одна из важнейших функций науки. В научных понятиях отражаются наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и соотношения. Научные понятия четко определяются, соотносятся друг с другом, связываются в законы, защищая научный психологический опыт от “засорения” житейскими ассоциациями. Особенность научных психологических понятий состоит в частом совпадении с житейскими по своей внешней форме, т.е., попросту говоря, употреблении тех же слов. Однако значения этих слов, как правило, различны. Житейские термины обычно более расплывчаты и многозначны.

Второе отличие житейских психологических знаний состоит в том, что они носят интуитивный характер. Это связано с особым способом их получения: они приобретаются путем практических проб и ошибок. Научная психология базируется на опыте, который с самого начала является абстрагированным от многих деталей, понятийно оформленным. Отличны и пути, методы познания - целенаправленного, систематического, инструментально оснащенного. Для научного психолога удачная догадка становится гипотезой, допускающей экспериментальную проверку. Конечно, эксперимент возможен и в житейской психологии, и люди часто прибегают к этому эффективному средству получения необходимой информации (не ожидая подходящего случая, а активно организуя его). Однако научно-психологические эксперименты отличаются не только большей строгостью своих гипотез, но и условиями проведения. В современной психологии эти условия нередко отдалены от жизненной конкретности и даже могут искажать ее. Отличаются и результаты экспериментов: ученым нередко приходится отказываться от собственных обыденных представлений, “не веря своим глазам”.

Следует обратить внимание на то, что в первых научных описаниях психических явлений исследователи привлекали свой личный опыт. Однако главная ценность этих описаний состоит не только в их проницательности и детальности, а в том, что они оказались удачными обобщенными схемами для постановки научно-исследовательских задач.

Третье отличие состоит в способах передачи знаний и даже в самой возможности их передачи. В сфере практической психологии такая возможность весьма ограничена, т.к. обыденные знания не фиксируют реальные условия, в которых они были получены, а эти условия как раз и являются решающими при попытке использовать известное другим человеком и в новой ситуации. Поэтому так часто ошибки отцов повторяются их детьми. Собственный опыт, соразмеренный со своими возможностями и специфическими условиями, приходится переживать и накапливать заново.

Иное дело - опыт научной психологии. Хотя он и не столь обширен как житейский, зато содержит информацию об условиях, необходимых и достаточных для воспроизведения тех или иных явлений. Полученные знания упорядочены в научных теориях и передаются путем усвоения обобщенных, логически связанных положений, которые служат основанием для выдвижения новых гипотез.

Четвертое различие состоит в том, что научная психология располагает обширным, разнообразным и подчас уникальным фактическим материалом, недоступным во всем своем объеме ни одному носителю житейской психологии. Материал этот накапливается и осмысливается, в том числе в специальных отраслях психологической науки.В них, имея дело с различными стадиями и уровнями психического развития животных и человека, с дефектами и болезнями психики, с необычными условиями труда - условиями стресса, информационных перегрузок или, наоборот, монотонии и информационного голода и т.п. - психолог не только расширят круг своих исследовательских задач, но и сталкивается с новыми неожиданными явлениями.

Итак, научная психология является системой теоретических (понятийных), методических и экспериментальных средств познания и исследования психических явлений. По сравнению с психологией житейской (донаучной) она представляет собой переход от неограниченного и разнородного описания этих явлений к их точному предметному определению, к возможности методической регистрации, экспериментального установления причинных связей и закономерностей, обеспечения преемственности своих результатов.
^ Основные функции психики:

• отражение окружающего мира;

• регуляция активности, т.е. поведения, деятельности;

• адаптация, т.е. сохранение целостного организма.
^ Направления в исследовании психики

Панпсихизм – вся материя (живая и неживая) обладает психикой.
Биопсихизм – психика возникает у жизни вообще.
Зоопсихизм – психика на уровне животной жизни.
Нейропсихизм психика с появлением нервной системы у животных.
Антропопсихизм – психика только у человека.

^ Формы проявления психической активности:
1. Психические процессы: когнитивные; эмоциональные; волевые
2. Психические состояния: мотивационно-волевые; эмоциональные; уровни организованности психической активности
3. Психологические свойства: направленность, характер, темперамент.

Процессы, состояния и свойства классифицируются на индивидуальные и групповые, они также делятся на внутренние и внешние.

Психология имеет тесные связи практически со всеми иными научными дисциплинами. В группу «медицинской психологии» входит прежде всего патопсихология, которая занимается исследованием, диагностикой, коррекцией и профилактикой различных психических и личностных нарушений в основном при различных психических заболеваниях как у взрослых, так и у детей. Нейропсихология занимается изучением "вкладов", которые те или иные мозговые структуры (подкорковые образования, зоны мозговой коры и т.п.) вносят в протекание психической деятельности, а также диагностикой и коррекцией соответствующих нарушений при самых разнообразных "локальных" поражениях мозга. Психофизиология занимается нейрофизиологическими механизмами психических процессов.
Отрасли психологии можно различать по нескольким критериям. Во-первых, по сферам деятельности: психология труда, инженерная, педагогическая и др.

Во-вторых, по тому, кто является ее субъектом и вместе с тем объектом психологического анализа: человек определенного возраста (детская и возрастная психология), группы людей (социальная психология), представитель той или иной национальности (этнопсихология), пациент психиатра (патопсихология) и т.д.

Наконец, отрасли психологии могут определяться по конкретным научным проблемам: проблема связи нарушений психики с мозговыми поражениями (нейропсихология), психических и физиологических процессов (психофизиология).

^ Этапы развития психологии:

1) донаучный — до VII—VI вв. до н.э. Нет научных исследований психики. Представления о душе на основе мифов, легенд, сказаний, религиозных обычаев;

2) научный — рубеж VII-VI вв. до н.э. Влияние философии на психологию. Душа — источник активности тела, обладает функциями познания и регуляции поведения. Нет специальных методов исследования. Определение основных проблем психологии, связанных с исследованием познания, активности души;

3) ассоцианистическая психология — конец XVIII — начало XIX вв. Предмет психологии — сознание, состоящее из ощущений, чувств, представлений. Первая психологическая школа, концепции об адаптационной функции психики, теория рефлекса;

4) экспериментальная психология — середина XIX — начало XX вв. Первые симптомы методологического кризиса;

5) 10-30-е гг. XX в. Методологический кризис и разделение психологии на отдельные школы. Делится на несколько предметов: элементы психики (структурализм), функции психики (функционализм), поведение, структуры психики (гештальтпсихология), высшие психические функции и деятельность (советская психология). Психоанализ и проективные методы;

6) 1940-1960 гг. Развитие психологических школ. Гуманистическая психология — акцент на внутренний мир человека, его сущность. В центре внимания — интеллект человека. Появляются опросники;

7) современная психология — вторая половина XX в. Совершенствование экспериментальных методов исследования психики.
^ Методы психологии
Основными методами получения фактов в психологии являются наблюдение, беседа и эксперимент.

Основные методы психологических исследований и их варианты, применяемые для сбора первичных данных

Основной метод

Вариант основного метода

Наблюдение

Внешнее (наблюдение со стороны)




Внутреннее (самонаблюдение)




Свободное




Стандартизированное




Включенное




Стороннее

Опрос

Устный




Письменный




Свободный




Стандартизированн ый

Тесты

Тест-опросник




Тест-задание




Проективный тест

Эксперимент

Естественный




Лабораторный

Моделирование

Математическое




Логическое




Техническое




Ки бер нетическое

  1   2   3

Похожие:

Конспект лекций по дисциплине «Введение в общую и сравнительную психологию» iconЮлия Борисовна Гиппенрейтер Введение в общую психологию: курс лекций
...
Конспект лекций по дисциплине «Введение в общую и сравнительную психологию» iconКонспект лекций по дисциплине "инвестирование"
Конспект лекций по дисциплине «Инвестирование» для студентов экономических специальностей всех форм обучения Сост.: В. М. Гридасов...
Конспект лекций по дисциплине «Введение в общую и сравнительную психологию» iconКонспект лекций по дисциплине вгипу, 2009 Конспект лекций по дисциплине...
Учебное пособие предназначено для студентов различных специальностей, изучающих дисциплину “Информационные технологии на транспорте”....
Конспект лекций по дисциплине «Введение в общую и сравнительную психологию» iconКонспект лекций «Ильин А. А. Акушерство и гинекология. Конспект лекций»
Конспект лекций предназначен для подготовки студентов медицинских вузов к сдаче зачетов и экзаменов. Книга включает в себя полный...
Конспект лекций по дисциплине «Введение в общую и сравнительную психологию» iconКонспект лекций по дисциплине “Бизнес-планирование внешнеэкономической деятельности”
Конспект лекций по дисциплине “Бизнес-планирование внешнеэкономической деятельности” для студентов специальности 7050206 – менеджмент...
Конспект лекций по дисциплине «Введение в общую и сравнительную психологию» iconКомпьютерная графика и web дизайн Конспект лекций Днепропетровск
Конспект лекций по дисциплине “Компьютерная графика и web дизайн” содержит теоретические сведения для подготовки к зачету. В конспекте...
Конспект лекций по дисциплине «Введение в общую и сравнительную психологию» iconКонспект лекций для специальности «Государственное и муниципальное управление»
Конспект лекций предназначен для студентов дневного и заочного отделений специальности «Государственное и муниципальное управление»...
Конспект лекций по дисциплине «Введение в общую и сравнительную психологию» iconКонспект лекций для студентов направления 070104 «Морской и речной транспорт»
Конспект лекций рассмотрены и одобрены на заседании кафедры «Судовождение» кгмту
Конспект лекций по дисциплине «Введение в общую и сравнительную психологию» iconКраткий конспект лекций для студентов дневного и заочного отделения...
Психология труда. Краткий конспект лекций /Сост. М. Д. Лапина – Мариуполь, 2004, 34 с
Конспект лекций по дисциплине «Введение в общую и сравнительную психологию» iconКонспект лекций Киров 2010 удк 681. 332
Теория автоматов (часть I). Конспект лекций /Киров, Вятский государственный университет, 2010, 56с
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница