Учебно-методический комплекс по дисциплине Организация профессиональной деятельности


Скачать 342.48 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс по дисциплине Организация профессиональной деятельности
страница1/3
Дата публикации22.04.2013
Размер342.48 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
userdocs.ru > Психология > Учебно-методический комплекс
  1   2   3
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«Тверской государственный университет»
УТВЕРЖДАЮ

Декан педагогического факультета

_____________________ Т.В. Бабушкина

«___» ____________ 2011г.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по дисциплине

Организация профессиональной деятельности

психолого-педагогического направления
для подготовки магистров 2 курса очной формы обучения

специальность 050400 «психолого-педагогическое образование»

^

Обсуждено на заседании кафедры


Дошкольной педагогики и психологии

«__» ________ 2011 г. Протокол № ___

Зав. кафедрой

_____________ В.П. Анисимов

Составитель:

канд. психол. наук
______________ Т.А.Голубева


Тверь, 2012


II. Пояснительная записка

Дисциплина «Организация профессиональной деятельности психолого-педагогического направления» относится к базовой части общепрофессионального цикла в системе подготовки магистров (М.2Б.05). Курс «Организация профессиональной деятельности психолого-педагогического направления» направлен на интеграцию теоретических знаний магистров об изучении и проектировании профессиональной деятельности.

Содержание курса «Организация профессиональной деятельности психолого-педагогического направления» способствует овладению магистрами основными видами будущей профессиональной деятельности.

Дисциплина читается в 1-ом семестре и закладывает знания об основных психологических характеристиках профессиональной деятельности, а также о психологических закономерностях продуктивного и эффективного осуществления профессионально-педагогической деятельности.

^ Уровень начальной подготовки обучающегося для успешного освоения дисциплины предполагает наличие представления об основах педагогики и психологии, полученных в системе общего среднего, специального среднего профессионального, начального высшего профессионального (бакалавр педагогики) образования.

Трудоемкость дисциплины составляет - 2 зачетные единицы (72 часа).
^ Цель дисциплины - формирование и развитие у обучающихся следующих компетенций:

- способность выстраивать социальное взаимодействие на принципах толерантности и безоценочности (ОК-5);

- способность выстраивать взаимодействие и образовательный процесс с учетом закономерностей психического развития человека и зоны ближайшего развития учащихся (ОПК-1);

- умение использовать научно-обоснованные методы и технологии в психолого-педагогической деятельности, владеет современными технологиями организации сбора, обработки данных и их интерпретации (ОПК-2);

- умение организовывать междисциплинарное и межведомственное взаимодействие специалистов для решения задач в области психолого-педагогической деятельности с целью формирования системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и организационной культуры в образовательном учреждении (ОПК-4);

- владение современными технологиями проектирования и организации научного исследования в своей профессиональной деятельности на основе комплексного подхода к решению проблем профессиональной деятельности (ОПК-6);

- способность разрабатывать рекомендации субъектам образования по вопросам развития и обучения ребенка (ПКПП-6);

- способность определять проблемы и перспективы профессиональной ориентации и профессионального самоопределения подростков в системе школьного и дополнительного образования (ПКПП-10);

- способность консультировать педагогов, администрацию, воспитанников/учащихся по вопросам оптимизации учебного процесса в коррекционных образовательных учреждениях (ПКСПП-9).
В результате изучения дисциплины магистрант должен:

Знать

  • состав, структуру и виды профессиональной деятельности;

  • классификацию профессий;

  • понятия: самоопределение, диагностика, ориентация, отбор, адаптация, обучение.

  • феноменологию и закономерности развития человека в разные возрастные периоды и закономерности психической регуляции поведения;

  • показатели профессионального становления человека.

Уметь

  • определять профессионально важные качества
    и составлять психологический портрет профессионала;

  • изучать профессиональную деятельность человека как условие реализации его основных жизненных ориентаций;

  • выявлять особенности индивидуального стиля профессиональной деятельности;

  • управлять своими праксическими состояниями в ходе освоения профессиональной деятельности;

  • осуществлять профессиональную деятельность психолога;

  • исследовать уровень развития профессиональной компетентности и профессиональной культуры специалиста.

  • апробировать и применять научно обоснованные методы и техники психологических и педагогических обследований (мониторинг, наблюдение, анкетирование, опрос, глубинные интервью, беседа, комплексные и проективные тесты, приемы развития и др.);

  • организовать коллективную деятельность участников образовательного процесса.

Владеть

  • методами составления профессиограмм и психограмм и использования их в ходе изучения и проектирования профессиональной деятельности.

  • средствами оценки и формирования системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и организационной культуры в образовательном учреждении;

  • методами организации сбора (индивидуальной, групповой, массовой) профессионально важной информации, обработки данных и их интерпретации;

  • принципами и навыками проектирования и организации исследования (обследования) в профессиональной области;

  • современными методами профессиональной диагностики, консультирования, коррекции и профилактики;

  • современными (в том числе, организационными и управленческими) методами и техникой психологических и педагогических обследований, исследований и разработок


В процессе освоения дисциплины используются следующие образовательные технологии, способы и методы формирования компетенций:

проблемные технологии обучения, модульная технология обучения, диалог, дискуссия, элементы тренинга, работа в малых группах, обсуждение и другие активные методы обучения.

Форма отчетности -зачет

Составитель Голубева Т.А.., к.психол.н.

^ IV. Учебная программа по дисциплине

Раздел 1. Формирование индивидуального стиля профессиональной деятельности

Тема 1. Состав, структура и виды профессиональной деятельности;
классификация профессий


Предмет, задачи и методы психологии профессиональной деятельности. Классификация и особенности применения методов психологии профессиональной деятельности. Состав, структура и виды профессиональной деятельности; классификация профессий.
^ Тема 2. Профессиограмма и психограмма. Профессионально важные качества и психологический портрет профессионала

Профессиограмма: сущность, содержание, основные разделы профессиограммы; типы профессиограмм; методологические принципы разработки профессиограмм; основные требования к профессиограмме по Е.М. Ивановой и А.К. Марковой; методологическая схема составления профессиограммы. Психограмма: психограмма как типовой портрет успешного профессионала; профессиографирование как процесс составления психограммы. Профориентация в современных условиях.

Функциональная модель работы психики профессионала: профессионально важные качества и признаки профессиональной непригодности. Психологический портрет профессионала. Характеристики мотивационной, волевой, эмоциональной и операциональной сфер специалиста, отражаемые в психограмме. Схема описания профессии.

^ Тема 3. Профессиональная деятельность как условие реализации основных жизненных ориентации человека. Мотивация педагогической деятельности

Понятия «профессия», «профессионал» и «профессиональная деятельность». Психология профессионального самоопределения. Жизненная перспектива. Выбор профессии. Профессиональные и жизненные притязания. Профессиональные намерения. Ценностно-ориентационный подход к профессиональной информации и пропаганде. Операциональная модель жизненных ориентаций работника. Степень реализации жизненных ориентаций у рабочих и служащих. Оценка организационной среды рабочих и служащих. Связь оценок организационной среды и показателей степени реализации жизненных ориентаций.

Понятие «мотив» в психологической литературе. Проблема мотивации профессиональной деятельности в психологических исследованиях.
^ Тема 4. Индивидуальный стиль профессиональной деятельности

Понятие индивидуального стиля профессиональной деятельности. Характеристика педагогической деятельности. Стили педагогического руководства. Индивидуальный стиль педагогической деятельности. Проблемы формирования индивидуального стиля трудовой деятельности: формирование различных психологических систем профессиональной деятельности по В.Д. Шадрикову; основные аспекты в формировании индивидуального стиля деятельности по В.С. Мерлину; обобщенная схема освоения профессиональной деятельности.

Раздел 2. ^ Профессиональное становление

Тема 1. Праксические состояния. Освоение профессиональной деятельности. Психологическая профилактика эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога

Праксические состояния. Профессионализация как процесс овладения моделями профессии и профессиональной деятельности. Особенности педагогической деятельности. Понятие «синдром эмоционального выгорания». Причины и профилактика эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога.

^ Тема 2. Профессиональные: самоопределение, диагностика, ориентация, отбор, адаптация, обучение

Понятие профессионального самоопределения. Профессиональная ориентация, выбор профессии или ориентация на профессию. Психологическая диагностика. Профессиональный отбор и подбор. Профессиональное обучение. Профессиональная адаптация
^ Тема 3. Изучение и проектирование профессиональной деятельности

Профессиональная деятельность. Основные формы профессионального становления личности. Этапы профессионального становления. Модели становления профессиональной деятельности. Кризисы профессионального становления.
^ Тема 4. Профессиональная деятельность психолога

Основные направления деятельности практического психолога. Основные задачи и разделы практической психологии. Психопрофилактика и психогигиена. Психодиагностика и психокоррекция. Психологическое консультирование и психотерапия. Особенности построения психологического контакта.

^ Тема 5. Профессиональная компетентность и профессиональная культура специалиста

Компетенция и компетентность. Компетентностный подход как принцип образования. Ключевые образовательные компетенции. Квалифицированность в практической работе психолога. Модульное представление профессиональной компетенции учителя по А.К.Марковой. Уровни продуктивности деятельности учителя по Н.В. Кузьминой. Профессиональная культура специалиста.
V. Рабочая учебная программа


^
Наименование разделов и тем

Всего

Аудиторные занятия
Са-мост. работа

Лек-ции

Практзанят. семин

1.

Раздел 1. Формирование индивидуального стиля профессиональной деятельности

Тема 1. Состав, структура и виды профессиональной деятельности; классификация профессий


6





2


4

2.

Тема 2. Профессиограмма и психограмма. Профессионально важные качества и психологический портрет профессионала

7




2

5

3.

Тема 3. Профессиональная деятельность как условие реализации основных жизненных ориентации человека. Мотивация педагогической деятельности

9




4

5

4.

Тема 4. Индивидуальный стиль профессиональной деятельности

9




4

5

5

Раздел 2. Профессиональное становление

Тема 1. Праксические состояния. Освоение профессиональной деятельности. Психологическая профилактика эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога



9






4



5

6.

Тема 2. Профессиональные: самоопределение, диагностика, ориентация, отбор, адаптация, обучение

9




4

5

7.

Тема 3. Профессиональная деятельность. Изучение и проектирование профессиональной деятельности

9




4

5

8.

Тема 4. Профессиональная деятельность психолога

9




4

5

9.

Тема 5. Профессиональная компетентность и профессиональная культура специалиста

7




2

5




Итого:

72




30

44



  1   2   3

Похожие:

Учебно-методический комплекс по дисциплине Организация профессиональной деятельности iconУчебно-методический комплекс по дисциплине основы профессиональной
Учебно-методический комплекс составлен на основании госо мон рк и типовой программы от 2007 г по дисциплине «Основы профессиональной...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Организация профессиональной деятельности iconУчебно-методический комплекс дисциплины «информационная безопасность...
Учебно-методический комплекс содержит материалы, определяющие содержание и порядок изучения дисциплин, связанных с применением информационных...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Организация профессиональной деятельности iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «некомерческий коммуникации»
Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры маркетинга (протокол №1 от 14 сентября 2010 г.)
Учебно-методический комплекс по дисциплине Организация профессиональной деятельности iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «цены и ценообразование»
Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры налогов и таможенного дела (протокол №3 от 18 октября 2010...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Организация профессиональной деятельности iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «маркетинговые исследования»
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Маркетинговые исследования» составлен в соответствии с требованиями Государственного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Организация профессиональной деятельности iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «муниципальное право»
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Муниципальное право» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Организация профессиональной деятельности iconУчебно-методический комплекс дисциплины студента по дисциплине «Термодинамика и теплотехника»
Учебно – методический комплекс по дисциплине «Термодинамика и теплотехника» для студентов Казнту имени К. И. Сатпаева по специальности...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Организация профессиональной деятельности iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Жилищное право» разработан...
Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой гражданского права юридического факультета юфу (Протокол № от )
Учебно-методический комплекс по дисциплине Организация профессиональной деятельности iconУчебно-методический комплекс по дисциплине социология уфа-2007
Багсу, обучающихся по всем специальностям. Учебно-методический комплекс включает рабочую программу курса, учебно-методические материалы...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Организация профессиональной деятельности iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Информатика»
Учебно-методический комплекс составлен старшим преподавателем Абуовым Е. Э. на основании государственного стандарта образования по...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница