1. Педагогика как наука


Название1. Педагогика как наука
страница1/19
Дата публикации10.03.2013
Размер2.26 Mb.
ТипМетодическое пособие
userdocs.ru > Психология > Методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19


Федеральное агентство по образованию






Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования


Санкт–Петербургский государственный
технологический институт
(Технический университет)


Кафедра социологии

С.В. Карпухин, Е.А. Ливач

ВАРИАНТЫ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ПО ПОДГОТОВКЕ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ИНТЕРНЕТ–ЭКЗАМЕНУ ПО ПЕДАГОГИКЕ И ПСИХОЛОГИИ

Методическое пособие






Санкт–Петербург

2009

УДК 378

Варианты тестовых заданий по подготовке к Федеральному Интернет-экзамену по педагогике и психологии. Методическое пособие / Сост. С.В. Карпухин, Е.А. Ливач – СПб.: СПбГТИ(ТУ), 2009. – 139с.

В методическом пособии приведены варианты тестовых заданий Интернет-экзамена в сфере профессионального образования (ФЭПО – 9) по педагогике и психологии и возможные ответы на поставленные вопросы.

Пособие предназначено для студентов, обучающихся на всех факультетах института по курсу «Педагогика и психология», всех преподавателей, организаторов учебного процесса и членов Центра тестирования.

Рекомендовано к изданию РИСо СПбГТИ(ТУ)

Содержание
Введение…………………………………………………………………………………….……4

Тема 1. Педагогика как наука…………………………………………………………….……..5

Тема 2. Основные категории педагогики…………………………………………………..…..8

Тема 3. Образование как общественное явление и педагогический процесс………………11

Тема 4. Методология педагогики и методы педагогических исследований………………..15

Тема 5. Целеполагание в педагогике………………………………………………………….18

Тема 6. Педагогический процесс………………………………………………………………21

Тема 7. Сущность, структура и функции процесса обучения……………………..………...25

Тема 8. Общие принципы дидактики…………………………………………………………28

Тема 9. Цели, содержание и структура непрерывного образования………………….…….31

Тема 10. Методы и формы организации учебной деятельности……………………………34

Тема 11. Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса…………………………………………………………………………………….…..39

Тема 12. Средства и методы педагогического воздействия на личность……………….….42

Тема 13. Коллектив как объект и субъект воспитания……………………………………....45

Тема 14. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда формирования личности……….………………………………………………………..…......50

Тема 15. Система образования РФ………………………………………..………………...…53

Тема 16. Образовательные учреждения, их типы и организационная структура…..……...55

Тема 17. Принципы управления образовательными системами……………………….…...59

Тема 18. Методы, приемы и средства управления образовательными системами…….….62

Тема 19. Общая характеристика педагогической профессии…………………………..…...64

Тема 20. Профессиональная деятельность педагога………………………………….….…..68

Тема 21. Требования к современному педагогу………………………………..……….……71

Тема 22. Мастерство педагогического общения………………………………………….….76

Тема 23. Предмет и методы психологии……………………….…………….………….……80

Тема 24. История развития научной психологии……………………………………….……83

Тема 25. Психика и организм……………………………………………………………....….87

Тема 26. Психика, поведение и деятельность…………………………………………..…….91

Тема 27. Развитие психики человека и животных…………………………………..….……94

Тема 28. Сознание человека……………………………………………………………….…..97

Тема 29. Ощущение………………………………………………………………….…….….101

Тема 30. Восприятие……………………………………………………………………….…103

Тема 31. Память и представление………………………………………………………...….106

Тема 32. Мышление и интеллект……………………………………………………….……110

Тема 33. Воображение и творчество…………………………………………………..….….116

Тема 34. Внимание…………………………………………………………………………….119

Тема 35. Психология личности……………………………………………………………….121

Тема 36. Эмоционально-волевая сфера личности…………………………………………..124

Тема 37. Индивидуально-психологические свойства личности….………………………..128

Тема 38. Психология общения……………………………………………………………….135

Литература………………………………………………………………………………….…138

Введение
Данные «Методические указания» предназначены в помощь студентам СПб ГТИ, сдающим интернет-экзамен по предмету «Педагогика и психология».

«Указания» состоят из 38 тем, в каждой из которых имеется от 5 до 10 тестовых вопросов, а также глоссарий. Глоссарий содержит термины, понятия и персоналии, встречающиеся в формулировке тестовых вопросов. Вопросы, в свою очередь, либо заимствованы из демонстрационной версии интернет-экзамена, либо разработаны самостоятельно и включают важнейшие термины и определения из данной темы предмета.

Самостоятельная работа с «Методическими указаниями» строится по следующему алгоритму. Вы отвечаете на вопросы, пользуясь информацией, полученной в глоссарии по данной теме, а также литературой (список литературных источников указан в конце «Указаний»).

Вопросы имеют как простую форму (в этом случае они могут содержать от 1 до 3 правильных вариантов ответа), например:
Вопрос № 4. Изучение психики посредством устного общения называется методом…

  1. наблюдения

  2. тестов

  3. анкеты

  4. беседы


так и сложную, например:
Вопрос № 1. Установите соответствие между познавательным процессом и его характеристикой:


обобщенное и опосредованное отражение существенных связей и отношений действительности

1. восприятие

закрепление, сохранение и воспроизведение опыта

2. воображение

построение новых целостных образов действительности путем переработки содержания сложившегося опыта

3. мышление

формирование образа предмета или явления, непосредственно воздействующего на органы чувств

4. память



В этом случае вам следует переставить понятия во втором столбца таким образом, чтобы они соответствовали определениям, указанным в первом столбце. Тогда правильным ответом будет: 3, 4, 2, 1, то есть:


обобщенное и опосредованное отражение существенных связей и отношений действительности

3. мышление

закрепление, сохранение и воспроизведение опыта

4. память

построение новых целостных образов действительности путем переработки содержания сложившегося опыта

2. воображение

формирование образа предмета или явления, непосредственно воздействующего на органы чувств

1. восприятие


Желаем Вам успешной сдачи интернет-экзамена!

С. В. Карпухин, Е. А. Ливач
ДЕ № 1. Общие основы педагогики

Тема 1. Педагогика как наука
Вопрос № 1. Предметом педагогики как науки является...



  1. целенаправленно организуемый педагогический процесс

  2. противоречия, закономерности, отношения, технологии организации осуществления воспитательного процесса

  3. методы организации педагогического процесса

  4. совокупность правил воспитания и обучения детей


Вопрос № 2. К функциям педагогики как науки НЕ относят…



  1. научно-обоснованное целеполагание и планирование системы образования

  2. внедрение результатов педагогических исследований в практику

  3. анализ, обобщение, интерпретация и оценка педагогического опыта

  4. изучение биологических факторов развития личности


Вопрос № 3. Основоположником научной педагогики в России является…



  1. А.С. Макаренко

  2. Я.А. Коменский

  3. К. Д. Ушинский

  4. Н. К. Крупская


Вопрос № 4. Возникновение педагогики как науки определил(а)…



  1. забота родителей о счастье детей

  2. биологический закон сохранения рода

  3. объективная потребность в подготовке человека к жизни и труду

  4. прогресс науки и техники


Вопрос № 5. Наука, изучающая закономерности влияния социальной среды на формирование личности, называется ____________ педагогикой.



  1. общей

  2. коррекционной

  3. сравнительной

  4. социальной


Вопрос № 6. Выдающимися отечественными педагогами ХХ века являются…



  1. К.Д. Ушинский

  2. А.И. Солженицын

  3. А.С. Макаренко

  4. В.А. Сухомлинский


Вопрос № 7. Первые университеты появились…

  1. в Древней Греции в III в. до н.э.

  2. в России в XVIII в.

  3. в Западной Европе в XII-XIII вв.

  4. в Древнем Риме в I в.


Вопрос № 8. В структуру педагогических наук НЕ входит…



  1. дошкольная педагогика

  2. дидактика

  3. сравнительная педагогика

  4. педагогическая психология


Вопрос № 9. Установите соответствие научной дисциплины и её содержания

1. изучает специфику народного воспитания, накопленный и отраженный в национальной культуре опыт воспитания

А) этнопедагогика

2. изучает особенности воспитания и обучения детей с отклонениями в физическом, психическом и умственном развитии

Б) теория воспитания

3. изучает процесс формирования личности и коллектива, закономерности, принципы, отношения, методы его осуществления

В) дефектология

4. изучает процесс обучения, содержание образования, принципы, формы, способы и средства реализации целей обучения

Г) теория обучения


Вопрос № 10. Раздел педагогики, разрабатывающий систему образования людей пенсионного возраста, называется...



  1. специальной педагогикой

  2. педагогикой третьего возраста

  3. коррекционной педагогикой

  4. социальной педагогикой


ГЛОССАРИЙ:


Андрогогика (антропогогика)

– наука о воспитании взрослых.

Гуманистическая педагогика

– система научных теорий, утверждающая воспитанника в качестве активного, сознательного, равноправного участника педагогического процесса.

Дидактика (теория обучения)

– отрасль педагогики, наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах, организации, системах и технологиях, достигнутых результатах (продуктах).

Дошкольная педагогика

– отрасль педагогики, изучающая закономерности воспитания детей дошкольного, в том числе и раннего, возраста; тесно связана с детской психологией, возрастной анатомией и физиологией, педиатрией, гигиеной, а также с рядом др. наук.

Коменский Ян Амос

– (1592-1670) чешский педагог и просветитель, основатель педагогики как науки, автор книги «Великая дидактика» (1654). Предложенные Коменским принципы, формы, методы обучения (например, классно-урочная система) составляют основу педагогической теории.

Крупская Надежда Константиновна

– (1869-1939) советский политический и общественный деятель, исследователь проблем формирования советской школы, организации внеклассной воспитательной работы, пионерского движения.

Макаренко Антон Семёнович

– (1888-1939) советский педагог, автор концепции создания и руководства детским коллективом, методики трудового воспитания, исследователь проблем семейного воспитания, автор книги «Педагогическая поэма».

Общая педагогика

– базовая научная дисциплина, изучающая общие закономерности воспитания человека, разрабатывающая основы педагогического процесса в учебных учреждениях всех типов.

Педагогика

– наука, изучающая закономерности, принципы, методы, средства и формы организации педагогического процесса как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни.

Педагогика третьего возраста

– отрасль педагогической науки, разрабатывающая систему образования, ​развития, воспитания людей пенсионного возраста.

Педагогическая психология

– отрасль психологии, изучающая психические явления, возникающие в условиях целенаправленного педагогического процесса; разрабатывает психологические основы обучения и воспитания. Педагогическая психология тесно связана как с общей и детской психологией, так и с педагогикой; включает два раздела — психологию воспитания и психологию обучения.

Педагогический процесс

– специально организованное взаимодействие обучающего и обучаемого; целью этого взаимодействия является передача старшими и освоение младшими социального опыта, необходимого для жизни и труда в обществе.

Солженицын Александр Исаевич

– (1918-2008) русский писатель, публицист, поэт, общественный и политический деятель, лауреат Нобелевской премии.

Получил широкую известность, помимо литературных произведений (как правило, затрагивающих острые общественно-политические темы), также историко-публицистическими произведениями об истории России XIX—XX веков.

Социальная педагогика

– отрасль педагогики, исследующая воздействие социальной среды на воспитание и формирование личности; разрабатывающая систему мероприятий по оптимизации воспитания личности с учетом конкретных условий социальной среды.

Специальная (коррекционная) педагогика (дефектология)

– совокупность наук о воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии: слепых – тифлопедагогика, глухонемых и глухих – сурдопедагогика, умственно отсталых – олигофренопедагогика.

Сравнительная педагогика

– отрасль педагогики, изучающая особенности образования, воспитания и обучения в конкретных социальных системах (культурах, государствах, нациях).

Сухомлинский Василий Александрович

– (1918-1970) советский педагог, директор школы, исследователь проблем морального воспитания молодежи, автор книги «Сердце отдаю детям».

Теория воспитания

– часть педагогики, изучающая закономерности, ​содержание, методы, средства, условия воспитательной работы.

Университет

– высшее учебное заведение, которое реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования по широкому спектру направлений подготовки; выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования.

Ушинский Константин

Дмитриевич

– (1824-1870) «Учитель русских учителей», крупнейший русский педагог, автор работ «Человек как предмет воспитания», «О пользе педагогической литературы», учебника «Родное слово». Ему принадлежит знаменитый афоризм «Воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни».

Этнопедагогика

– наука, предметом изучения которой является народная ​педагогика как традиционная практика воспитания и обучения, ​исторически сложившаяся у различных этносов.



^ ДЕ № 1. Общие основы педагогики

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

Похожие:

1. Педагогика как наука icon*Вопрос Педагогика как наука о воспитании и образовании Педагогика - наука о воспитании человека;...
Педагогика познает свой объект растущего, развивающегося человека в нерасторжимом слиянии природного, общественного и индивидуального...
1. Педагогика как наука iconВопросы к зачету по дисциплине «Психология и педагогика» для студентов...
Педагогика как наука, ее основные категории, отрасли, методы педагогических исследований
1. Педагогика как наука iconТема: Педагогика в системе наук о человеке
Педагогика как наука сформировалась значительно позже, чем появилось в человеческом обществе то, что она изучает – воспитание
1. Педагогика как наука iconЛитература для самостоятельной работы 20
Педагогика как наука, ее выделение в особую отрасль знания и предмет исследования 10
1. Педагогика как наука iconПеречень вопросов к экзамену и к тестированию по дисциплине «Теория обучения и воспитания»
Педагогика – как наука о воспитании. Основные этапы развития педагогической науки
1. Педагогика как наука icon4 дидактическая единица – Общие основы педагогики
Педагогика как наука отличается от житейского педагогического опыта тем, что … изучает передовой педагогический опыт
1. Педагогика как наука iconВопросы к экзамену для студентов 2 курса фмф но дисциплине «Педагогика»
История образования и педагогической мысли как наука, основные функции. Этапы становления педагогики
1. Педагогика как наука iconТем Предмет Этнопедагогики
РФ. Этническая педагогика как наука о народной педагогике, как область знаний, изучающая эмпирический воспитательно-образовательный...
1. Педагогика как наука iconЛекция Социология как наука Термин "социология"
О. Контом, что буквально обозначает "наука об обществе, социальной жизни", и дает нам общие представления о том, что изучает эта...
1. Педагогика как наука iconЭтнология как наука. Функции этнологии
Этнология как наука. Функции этнологии. Этнология наука о различиях культурных и исторических разных народов. Наука этнология складывается...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница