Шнейдер Л. Б. Ш763 Пособие по психологическому консультированию: Учебное пособие


НазваниеШнейдер Л. Б. Ш763 Пособие по психологическому консультированию: Учебное пособие
страница1/23
Дата публикации10.03.2013
Размер3.45 Mb.
ТипУчебное пособие
userdocs.ru > Психология > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23
Автор:

Шнейдер Лидия Бернгардовна, доктор психологических наук, профессор Московского педагогического государ­ственного университета

Шнейдер Л. Б.

Ш763 Пособие по психологическому консультированию: Учебное пособие. — М.: Ось-89, 2003. — 272 с.

ISBN 5-86894-713-4

Учебное пособие предназначено для студентов социально-психологи­ческих и психологических факультетов университетов, готовящих себя к практической психологической деятельности, а также для специалис­тов психологов и широкого круга читателей, интересующихся вопроса­ми психологии.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Учебное пособие по психологическому консультированию предназначено для студентов социально-психологических и психологических факультетов университетов, готовящих себя к практической психологической деятельности.

^ Целью курса «Психологическое консультирование» явля­ется освоение определенных видов и способов деятельности, необходимых для решения практических задач психологиче­ского консультирования, развитие личностных и профессио­нальных качеств психолога-консультанта.

В процессе освоения курса предусмотрено решение следую­щих задач:

- создать у студентов целостное представление о процессе психологического консультирования, его содержании, направ­лениях и формах;

- обеспечить тесную взаимосвязь теоретического и практи­ческого курсов обучения;

- способствовать формированию у студентов навыков психо­логического консультирования;

- создать условия для выработки каждым студентом своего профессионального стиля консультирования, осознания своих профессиональных возможностей, определения путей профес­сионального роста:

- развивать психологическую компетентность в области практической психологии.

Для решения этих задач основное внимание в курсе уделя­ется построению консультативной ситуации, организации взаимодействия в диаде «консультант - клиент», личностно­му, теоретическому и психотехническому самоопределению психолога-консультанта; раскрывается содержание, структу­ра и динамика процесса консультирования, отрабатываются приемы диалогического общения.

В пособии приведены разнообразные средства активного пси­хологического обучения для решения триединой задачи: понима­ния своего профессионального Я, принятия себя в профессии, управления собою в профессиональных ситуациях, и в целом, своим профессиональным развитием.

Главной идеей пособия стала концепция профессиональ­ной идентичности, понимаемой как многомерный и интегративный психологический феномен, обеспечивающий челове­ку целостность, тождественность и определенность, который развивается в ходе профессионального обучения совместно со становлением процессов самоопределения, самоорганизации и персонализации, а также обусловливается развитием реф­лексии. Подразумевается, что профессиональная идентич­ность есть самореферентность, т. е. ощущение и осознавание уникальности функционального и экзистенциального Я в его профессиональном служении и неповторимости личностных и профессиональных свойств, при наличии принадлежности социальной и профессиональной реальности.

Задачи работы с пособием на занятиях по психологическо­му консультированию решаются путем развития рефлексии (что я делаю и в чем смысл того, что я делаю), привлечения мыслительных средств анализа прототипа профессиональной деятельности, проектирования образа профессионального бу­дущего, осмысления и совершенствования своей профессио­нальной позиции. Одним из способов реализации личностно-позиционного подхода в обучении студентов является создание условий для достижения профессиональной иден­тичности, развития уверенности в себе, компетентности и про­фессионализма, построении адекватного образа Я. Другой способ связан с созданием образа успешного профессиональ­ного будущего, обнаружением и актуализацией своих профес­сиональных ресурсов, защитой образа будущего, корректи­ровкой его реальностью.

Повышению адекватности и устойчивости профессиональ­ной идентичности способствует достижение соответствия меж­ду образом Я и реальным опытом, между экзистенциальным и функциональным Я. Развитию позитивного профессиональ­ного самопринятия способствуют ситуации, в которых предос­тавляется возможность адекватного принятия решений в рам­ках профессионально-этических правил. Главная цель развития

профидентичности психологов-консультантов заключается в том, чтобы перейти от внешних источников подкрепления и обрат­ной связи в профессиональной деятельности, способствующих повышению самооценки, к внутренним источникам или к само­подкреплению, как к средствам, регулирующим развитие пози­тивного и адекватного самовосприятия. Студент постепенно должен взять на себя функцию профессионального самооцени­вания.

В предлагаемом учебном пособии по психологическому кон­сультированию представлена попытка произвольного достиже­ния и обретения профессиональной идентичности практических психологов. Программа практико-ориентированного обучения включает в себя 10 практических сессий 5x10. В учебнике со­держатся как оригинальные, так и заимствованные и модифи­цированные в целях учебной программы упражнения других авторов. Для самопроверки студенты получают диагностиче­ские материалы, используемые на различных этапах обучения. В Приложение 1 включены задания для самостоятельной рабо­ты, которые выполняются индивидуально как домашние зада­ния, а обсуждение проводится на группе, в Приложении 4 при­ведены тесты контроля знаний студентов.

Глава 1

^ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ КАК ВИД РЕАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ЧЕЛОВЕКУ

В СИТУАЦИЯХ ЖИЗНЕННЫХ ЗАТРУДНЕНИЙ

1.1. ВИДЫ РЕАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ЧЕЛОВЕКУ, ЕЕ СОДЕРЖАНИЕ И ИСПОЛНЕНИЕ

В соответствии с ориентированностью помощи и ее ха­рактером в науке выделяется несколько моделей помощи человеку: педагогическая, диагностическая, социальная, медицинская модель. Собственно психологическая модель описывается так: причины личностных проблем или небла­гополучия в жизни лежат либо в неадекватном взаимодейст­вии с самим собой и с другими людьми, либо в личностных особенностях людей по общению. В данной модели рассмат­риваются дисгармонии в отношениях между людьми и интрасубъективная напряженность, для преодоления которых консультант опирается как на научные знания, так и на за­кономерности человеческого бытия. Эта модель используется прежде всего в работе психологов-консультантов, психотера­певтов.

Оказываемая человеку реальная помощь классифицирует­ся в психологии по разным показателям:

- по времени действия: неотложная - необходима при сложных психических состояниях, возможности суицида, случаях насилия, в ситуациях острого горя и т. д. Это чаще всего относится к компетенции экстренных психологиче­ских служб, службы телефона доверия; продолжительная -полезна при возникновении трудных жизненных ситуаций, психологических кризисов, конфликтов {прерогатива пси­хологических консультаций);

- по направленности: личностно-ориентированная - направ­ленная непосредственно на клиента, на его обращение за помо­щью, определяющим является активность клиента в процессе консультирования, расширение его когнитивных возможностей и социальных способов разрешения проблемы; проблемно-ори­ентированная - ответ на сложившуюся или на прогнозируемую неблагоприятную для человека ситуацию, определяющим явля­ется экстернализация и решение типичных проблем, возникаю­щих у весьма отличающихся друг от друга по характеру и уста­новкам людей;

- по пространственной организации: контактная, когда бе­седа происходит лицом к лицу клиента с психологом; дис­тантная, которая подразделяется на телефонную и письмен­ную и допускает отсутствие прямого контакта;

- по выполнению функций консультантом: диагностиче­ская - постановка диагноза, составление психологического портрета индивида; диспетчерская - направление к конкрет­ному специалисту: психотерапевту, психиатру и т. п.; инфор­мационная — быстрое проникновение в проблемное месиво жалобы, точность определения и понимания сути проблемы клиента, верное толкование консультантом проблемы и инфор­мирование человека о действенных следствиях; коррекционная - устранение симптомов или причин дезадаптации, когда подозреваются существенные отклонения и обнаруживаются внутренние проблемы человека; консультативная - опти­мальное разрешение «рабочих» вопросов повседневности, так называемых «нормативных» затруднений; терапевтиче­ская - процесс лечения психологическими средствами рас­стройств и конфликтов, затрагивающих глубокие ядерные слои личности;

- по количеству участников: индивидуальная (когда по лич­ностным, социальным или общественным причинам групповая форма не представляется возможной); групповая (акцент дела­ется на развивающей, обучающей программе или, при необхо­димости, социальной поддержки группы участников);

- по вмешательству консультанта: директивная - указую­щая, дающая советы, как жить, нравоучительная; недирек­тивная- «идущая» за клиентом.

В специальной литературе отмечается, что психологиче­ская помощь - это емкое понятие, содержание которого вклю­чает в себя многообразие теорий и практик, варьирующихся от специфического применения такого метода, как глубинное интервью, до многообразных техник социально-психологиче­ского тренинга, целью которых является диагностическое, коррекционное, терапевтическое, образовательное, профес­сиональное и другое вспомоществование человеку. Понятие «психологическая помощь» отражает определенную область социально-психологической практики, полем деятельности в которой является множество вопросов, затруднений и про­блем, относящихся к повседневной психической жизни чело­века. В этом смысле психологическая помощь есть область и способ деятельности, предназначенные для содействия чело­веку и сообществу в решении широкого круга проблем, поро­ждаемых душевной жизнью человека в социуме.

Различные методы и психотехнические приемы составля­ют в совокупности и целостности технологию психологиче­ской помощи. Без них отношение консультанта и его клиента могут легко разрушиться, а сама психологическая помощь превратится в простое выражение сочувствия или морализа­торства. Однако не все так просто. В. Леви пишет: «...всюду сплошь психотехники - преподавание, демонстрации. Каких только, оказывается, нету на свете - личностные, межлично­стные, групповые, социальные, сексуальные, философские, трансцендентальные... Уйма восточных, древних, магиче­ских, культовых, уйма новейших, западных и восточно-за­падных, всевозможно помесных. С применением химии, с применением электроники... Прорвало, обуяло. И все, все это о том - КАК, что да как. А зачем? s- В отечественной психо­логической практике, согласно В. Цапкину, сложилась ситуа­ция среди практических психологов, когда главное - скорее помочь клиенту, главное - метод, главное технология, скорее узнать, «как это делается», не вникая в суть особой реально­сти, которая порождается тем или иным методом.

Психологическая практика нуждается в стабильном разви­тии и обретении эффективности. Возникает проблема оценки эффективности психологического воздействия. В. Н. Цапкин приводит мнение о зависимости эффективности психотерапии от веры психотерапевта в действенность своего метода и веры

пациента в помощь своего психотерапевта и отмечает, что эф­фективность психотерапии зависит не столько от метода, сколько от опыта и личности психотерапевта. Данное утвержде­ние справедливо и для психологического консультирования.

Эффективность психологического консультирования не является однозначно решенным вопросом практической пси­хологии. Сами консультанты и исследователи оперируют раз­ными критериями. Проблема оценки консультирования свя­зана с тем, что это процесс двусторонний и оцениваться он может с двух, иногда не совпадающих позиций - консультан­та и клиента. Кроме того, в оценке эффективности проявляет­ся фактор времени: результаты психологического воздейст­вия могут носить непосредственный (проявляются либо в процессе консультирования, либо сразу после окончания) и отсроченный характер (обнаруживаются спустя какой-то период времени). С нашей точки зрения следует выделить объективные и субъективные показатели эффективности кон­сультативного воздействия. К объективным можно отнести: устранение симптомов (решение проблемы, конкретный ответ на запрос клиента), количество и продолжительность встреч, частота контактов, снятие или ослабление эмоциональной на­пряженности - изменение эмоционального настроя клиента, свободное выражение чувств, повторные встречи, концентра­ция в диалоге на проблеме, мотивационная готовность клиен­та и консультанта, их обоюдная активность в процессе кон­сультирования. К субъективным можно отнести: снижение значения проблемы и изменение отношения к ней в процессе беседы, легкость контакта, чувство доверия, точность опреде­ления проблемы и ее оценка, удовлетворенность достигнутым результатом, оценка профессиональной компетентности кон­сультанта.

Во всех подходах к консультированию изначально известен симптом страдания, который необходимо понять индивидуаль­но, причем помощь человеку не сводится к использованию здравого смысла и житейского опыта, а основывается на общих закономерностях общения и структурирования психики. Воз­можности психологии для оказания психологической помощи описаны Б. С. Братусем: «Психология, пожалуй, привнесла момент... опосредрванности, то есть она не облегчает жизнь, не облегчает переживания, трудности, но она дает во внутреннем плане ощущение некоторой закономерности, что подобное было и с другими, что это имеет какую-то логику, какой-то внутренний закон. ...психология дает некоторый подспудный план иного видения. ... Это не значит, что ты его всегда мо­жешь вызвать, можно почти полностью погрузиться в пережи­вания, но возможность этого плана будет сохраняться. Это как бы вторая точка отсчета. ...».

Отличие психологических подходов в консультировании от всех прочих проявляется в двух основных особенностях: а) природа страданий - проблема недовольств, неудовлетво­ренности - кроется в сфере общения, особенностях личности, в восприятии себя и ситуации и т. п.; б) природа воздействия также лежит в сфере психологических процессов - в общении, специфике взаимодействия, личностных установках общаю­щихся. Оказание психологической консультативной помощи проводится в допущении, что клиент - здоровый человек, из­начально ответственный за себя и свои поступки (А. А. Бодалев, В. В. Столин).

Общепризнано, что содержание психологической помощи заключается в обеспечении эмоциональной, смысловой и эк­зистенциальной поддержки человеку или сообществу в ситуа­циях затруднений, возникающих в процессе личностного и со­циального бытия. Психологическая помощь может включать в себя: психодиагностику (сообщение клиенту объективной психологической информации, ответственность за достовер­ность и форму сообщения несет психолог), психологическую коррекцию (организованное воздействие на клиента с целью изменения показателей его активности и в соответствии с воз­растной нормой психического развития; разрабатывается ин­дивидуальная коррекционная программа), психологическое консультирование (помощь психически нормальным людям в достижении ими целей личностного развития) и психотера­пию (активное воздействие психотерапевта на личность кли­ента с целью восстановления или реконструкции психической реальности личности).

Современными исследователями отмечено, что в основе психологической помощи обнаруживается свойственная раз­личным уровням существования живого общая способность к самоорганизации. В теории самоорганизации установлено, что развитие человека отнюдь не линейно, общественные

нормы не навязывают и не диктуют человеку тот или иной жизненный путь, а предлагают для его осуществления собст­венный выбор, самостоятельное осмысление и конструирова­ние взглядов и позиций. Субъектность и субъективность рас­сматривается как главный методологический принцип дея­тельности, многообразие способов жизни и равноценность реальных практик не игнорируются, а признается их необхо­димость.

В человеческом сообществе феномен помощи существовал всегда, практический психолог - не единственный специа­лист «душеведческой» направленности. В этом смысле инте­ресно обращение к основам других профессий. В святоотече­ском учении достаточно четко определены духовные дары, обладание которыми необходимо в профессиях по оказанию вспомоществования другому человеку: дар мудрости (софиагнозис), дар знания, дар веры, дар целительства, дар чудотворения, дар пророчества (профития), дар различения духов (диакрисис пневматон), дар служения (диакония), дар язы­ков, дар пастырства (хивепнисис) и дар любви (агапе). Из всех даров дар любви есть наивысший.

Анализ многочисленной литературы по проблематике «counseling» показывает, что нет буквально ни одной области человеческой (личностной и общественной) жизни, в которой бы человек остался без психологической помощи.

Можно выделить следующие направления, а также основ­ные области и ситуации, где осуществляется «вспомощество­вание* человеку:

1). Психическое (и духовное) развитие человека (преодоле­ние комплекса неполноценности, удовлетворение эмоциональ­ных запросов в обретении личностной идентичности, помощь при эмоциональных травмах и выработка устойчивых мораль­ных норм и др.).

2). Экзистенциальные и личностные проблемы человека (воз­растные, профессиональные и личностные кризисы, проблемы идентификации и отчуждения, борьба за личностный и социаль­ный статус и др.).

3). Помощь семье (добрачное консультирование, семейная и супружеская психотерапия, психологическая помощь оди­ноким людям, разведенным, поддержка при вступлении в по­вторный брак).

4). Профилактика психического и личностного здоровья (тра­диционная превентивная и текущая помощь при психическом и соматическом заболевании, душевных страданиях, алкоголиз­ме, разрешении конфликтов и т. п.).

5). Психологическая помощь умирающему человеку и пси­хотерапия горя (малоразработанная и почти совершенно отсут­ствующая сфера психологической деятельности в России).

6). Проблемы пожилого возраста (изменение образа жизни в связи с выходом на пенсию, взаимоотношения с взрослыми детьми, неизбежный дефицит эмоциональных контактов, под­ведение и осмысление итогов прожитой жизни).

7). Проблемы личностной и групповой идентичности, общее психическое состояние (места заключения, больницы, казар­мы, студенческие городки).

8). Психологическая помощь и поддержка в кризисных си­туациях (внезапная смерть, попытка суицида, изнасилование, измена, потеря любви и др.).

9). Школьное консультирование (подготовка ребенка к шко­ле, вопросы адаптации в классном коллективе, трудности в обу­чении, взаимодействие семьи и школы).

10). Профессиональное консультирование (выбор профес­сии, профессиональное самоопределение, удовлетворенность трудом).

11). Психологическая помощь, относящаяся к кросс-куль­турной проблематике: проблемы в адаптации, преодоление эт­нических предрассудков и стереотипов у эмигрантов, поддерж­ка консультантов в работе с этническими меньшинствами.

12). Управленческое консультирование (совершенствование практики управления, повышение индивидуальной произво­дительности и эффективности организации в целом, гумани­тарная экспертиза, консультации по структурным изменениям в организации, обеспечение психологической поддержки в си­туациях нововведений).

В целом совокупность проблем, где психологическая по­мощь является востребованной, многообразна и многогранна. Проблемная зона захватывает область межличностных отно­шений, эмоциональные внутриличностные (как глубинные, так и ситуативные) конфликты и переживания, ситуации со­циализации (выбор профессии, создание семьи), вопросы персонализации (возрастные и экзистенциальные), то есть весь спектр эмоционально-смысловой жизни человека как общест­венного существа, наделенного психикой.

^ 1.2. УНИВЕРСАЛЬНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПРОЦЕССА, ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ,

ФОРМЫ И МОДЕЛИ КОНСУЛЬТАТИВНОЙ ПОМОЩИ

Ситуация общения клиента с психологом-консультантом включает такие составляющие: 1. Личность клиента и его пере­живания; 2. Личность психолога-консультанта в единстве его «самостных» и функциональных образований; 3. Взаимоотно­шения между клиентом и психологом. Эти составляющие явля­ются универсальными для всех подходов к консультированию.

Саму ситуацию создают вполне определенные внешние об­стоятельства и затруднения, и это является причиной обраще­ния за психологической помощью. Если сопоставить ситуа­ции обращения клиента к представителю другой профессии системы «человек-человек» - юристу, учителю, врачу, свя­щеннику, руководителю, даже официанту - и ситуации обра­щения человеком за психологической помощью, обнаружи­вается очень много различий. Обращаясь ко всем, без исключения, представителям иных коммуникационных про­фессий, клиент: а). Знает, чего он хочет (в ситуациях психоло­гической помощи человек не всегда способен четко сформули­ровать, чего он собственно хочет, иногда прямо заявляя: «Сам не знаю, чего хочу»); б). Осведомлен в той или иной мере о нор­мах взаимоотношений с представителем данной профессии (в ситуации психологической помощи удержать высокий уро­вень общности мыслей, чувств и действий обеих сторон на профессиональном уровне в коммуникативном пространстве бы­вает нелегко - есть опасности переноса или контрпереноса, другая опасность связана, наоборот, с формальным, бездуш­ным, ролевым характером взаимодействия); в). Достаточно хорошо понимает меру ответственности и ограничений - свою и профессионала (мера ответственности за исход психологиче­ской консультации очень варьируется в зависимости от

парадигмальной ориентации консультанта, у психоаналити­ка она выше, у бихевиориста почти равная с клиентом, у гума­нистически ориентированного психолога - минимизируется). В области консультативной помощи существуют вполне оп­ределенные трудности, связанные как со спецификой профес­сии, так и с неопределенностью статуса и прерогатив консуль­танта. Первая из трудностей состоит в том, что консультант работает не с ситуацией, а с переживанием, системой ценно­стей, отношений и состояний человека. В других профессиях межличностные отношения играют лишь определенную роль, иногда второстепенную, не говоря уже о личностных достоин­ствах специалиста (например, повара). В консультативной си­туации именно характер, динамика, своеобразие межлично­стных отношений, легкость поддержания консультативного контакта и консультативных отношений, результативность и завершенность диалога, личностные качества консультан­та, предъявляемые и не предъявляемые клиенту, использова­ние консультантом своего Я, играют главную роль в динамике процесса и определяют действенность помощи человеку. Диа­лог с психологом-консультантом весьма отличается от обычной беседы «по душам» - «кухонной терапии» - с хорошими друзь­ями и знакомыми. По мнению В. .К. Лосевой и А. И. Лунькова, обнаруживаются следующие нарушения контакта в процессе психологического консультирования:

1. Фиксация на отношениях, а не на проблеме.

2. Несовпадение репрезентативных систем.

3. Оценочная позиция психолога.

4. Формальное участие консультанта (надежда на «тех­нику»).

5. Невнимательность психолога к коммуникативным нор­мам.

6. Тревожность консультанта, чувство некомпетентности.

7. Включенность консультанта в игровое и манипулятивное взаимодействие с клиентом.

Основная задача консультанта - вызвать переживания кли­ента, основанные на безоценочном отношении к поступающей информации. В связи с этим Г. С. Абрамова выделяет четыре типа задач взаимодействия клиента с консультантом. Во-пер­вых, социальные задачи, когда человек оценивает свои пере­живания и информацию о других людях, ориентируясь на

социальные критерии и нормы («правильно - неправильно»). На этом этапе требуется изменение системы оценки клиента, что позволит увидеть (клиенту) цель с другой стороны, позволит отойти от шаблонного поведения и переживания. Во-вторых -этические задачи, когда клиент формулирует свое отношение к цели взаимодействия, заранее осуществляя выбор своего отно­шения («хорошо - плохо»). Консультанту необходимо показать ограниченность оценочной шкалы, которая не дает возможно­сти клиенту анализировать динамичность наличной информа­ции. В-третьих - нравственные задачи. Они связанны с ориен­тацией переживаний на критерии добра и зла, которые требуют осуществления выбора. Необходимо показать клиенту услов­ность этих критериев, подвести его к осознанию многообразия этих критериев для разных людей. В-четвертых, собственно личностные задачи. Они характеризуются тем, что клиент ста­вит вопрос о значении для себя той или иной информации, когда он открыт для освоения других форм поведения. Большую часть реальных клиентов составляют люди, ориентирующиеся на со­циальные и этические задачи взаимодействия с консультантом. Работа консультанта связана с тем, чтобы они совместно с кли­ентом переформулировали актуальную проблему в личност­ную задачу, что позволяет действительно оказать помощь, а не ориентировать клиента в системе оценок, как в большинстве случаев предлагают сами клиенты.

Основным и общим методом, реализуемым в рамках раз­личных подходов к консультированию, является беседа, так как она является ситуацией принятия специалистом профес­сиональных решений в отношении проблем клиента. Это именно та ситуация, где проявляются и формируются про­фессионально важные качества консультанта, осуществляет­ся личностная и профессиональная рефлексия на ситуацию взаимодействия с клиентом. Предметом взаимодействия яв­ляется внутренний мир клиента, целью - изменение отноше­ния клиента к нему, нахождение альтернатив действий, пе­реживаний и мыслей. Основным способом воздействия консультанта на клиента в ходе интервью-беседы являются вопросы (Г. С. Абрамова).

Оригинально работающие отечественные психотерапевты Лосева В. К., Луньков А. И. выделили цели и способы задава­ния вопросов:

Цели

Способы

Примеры

Получение информации

Конкретизация. Вербализация пере­живания

«Когда это началось?» «В чем конкретно выражается?» «Приведите последний случай» «Что этому предшествовало?»

Проверка и уточнение гипотезы

Интерпретация. Ус­тановление законо­мерности. Причин­ный и целевой анализ

«Так ли я Вас понял?» «Можно ли сказать, что...?» «Это всегда приводило к...?» «Были ли исключения?»

Ввод ин­формации

Проблематизация. Информирование о возрастных, про­фессиональных и иных нормах

« Считаете ли Вы, что это исключительная ситуация, не встречающаяся у других? » «Видели ли Вы такие же проявления у других?»

«Считаете ли Вы это типичным, нормаль­ным...?»

Этими же авторами сформулированы требования к конст­руированию вопроса, которые приводятся ниже.

^ Вопрос не должен

Вопрос должен

1. Содержать возможность однослож­ного ответа «да» или «нет»

1. Быть открытым

2. Быть оценочным

2. Предполагать развернутый ответ

3. Содержать возможность эмоцио­нального присоединения к психологу

3. Исключать возможность манипу­ляции психологом

4. Быть риторическим

4. Быть оценочным



5. Служить осмысленной цели, а не быть средством эмоциональной раз­рядки психолога

Руководствуясь многочисленными теориями, консультанты воздействуют на клиента. Как бы не объяснялось это воздейст­вие, в исследовании по эффективности психотерапевтической практики доказано, что результативность психологической по­мощи зависит не столько от метода, сколько от опыта и лично­сти консультанта, кроме того, во всех подходах к консультиро­ванию действуют одни и те же факторы. Цапкин В. Н. отмечает некоторые из них: во-первых, ослабление напряженности на первоначальной стадии интервью, во-вторых, расширение ре­пертуара когнитивных схем, в-третьих, изменение поведения клиента за счет нового эмоционального опыта, полученного на

сессии, в-четвертых, убеждение и внушение, явное или скрытое, и, в-пятых, усвоенное или осознанное отношение клиента к но­вым формам поведения.

^ 1.3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ, ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

И практические психологи, и академические исследовате­ли затрудняются дать четкое определение психологическому консультированию или однозначно указать сферы его приме­нения, поскольку слово «консультирование» уже давно пред­ставляет родовое понятие для различных видов консультатив­ной практики. Так, фактически в любой сфере, в которой используются психологические знания, в той или иной мере применяется консультирование как одна из форм работы. К консультированию относят и профессиональное консульти­рование, и педагогическое, и промышленное, и консультиро­вание руководителей, и пр. Консультативная психология представляет собой важное самостоятельное направление психологической науки и практики. Обобщая наработанный в литературе материал, проведем сравнение консультирова­ния и психотерапии по определенным параметрам. Результа­ты (при этом мы отдаем себе отчет, что в реальной практике та­кое разведение весьма условно) отражены в таблице 1.

Таблица 1 Сравнительный анализ консультирования и психотерапии

^ Параметры сравнения

Консультирование

Психотерапия

^ Методы воздействия

Беседа

Клиническая беседа

Цель

Реорганизация межлично­стных отношений

Решение глубинных личност­ных проблем

Специалисты

Психологи, социальные работники (диплом о выс­шем психологическом об­разовании + практика)

Врачи, психологи (диплом о высшем психологическом об­разовании + специализация по психотерапии или клинической психологии + практика + собст­венная психотерапия)

^ Локус жалоб

На других

На себя




^ Параметры сравнения

Консультирование

Психотерапия

^ В центре работы

Настоящее, сам клиент

Настоящее + прошлое, клиент + терапевт

^ Характер взаи­модействия

Доверительный контакт

Терапевтический (рабочий) аль­янс

Длительность

5-6 встреч

Десятки, а то и сотни

Клиенты

Любой дееспособный пси­хически здоровый человек

Как минимум рефлексирующий человек, как правило, невротик

Консультирование охватывает более широкий круг человече­ских проблем (направлено «вширь»), чем психотерапия (направ­лено «вглубь»). Консультирование и психотерапия ориентиро­ваны на разные этапы взаимодействия психолога и клиента. Консультирование отказывается от концепции болезни, то есть признает право человека на большее многообразие поведенче­ских реакций и психических состояний как здоровых, а не бо­лезненных проявлений. Основной функцией консультанта яв­ляется предоставление клиенту необходимой информации, стимулирование его активности для работы над собой.

В настоящее время особую роль приобретают превентивные формы психологического воздействия, «предвидящие» возник­новение проблемы. Превентивная психологическая помощь - это система психологического воздействия на личность через сово­купность методов и техник, разработанных на основе достоверно­го знания об основных психологических проблемах, возникающих в онтогенезе. Консультирование - это прежде всего превентивная, упреждающая помощь, предотвращающая развитие нежелатель­ных осложнений, в которой особое значение имеет диагностика. Методы консультирования можно отнести к методам превентив­ного психологического воздействия, состоящим в креативном воссоздании форм культурного филогенетического опыта, закре­пленных в известных способах разрешения этих проблем лично­сти для осознания, разрешения и преодоления этих проблем в он­тогенезе. Совокупность методов и способов направлена на: 1) соз­дание моделей проблем и проблемных ситуаций; 2) разъяснение сути их; 3) создание условий для обучения и самообучения чело­века способам самодиагностики и разрешения проблем; 4) приме­нение в предшествующий кризисам (проблемам) период.

Алешина Ю. Е. определяет психологическое консультирова­ние как непосредственную работу с людьми, направленную на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, где основным средством воздействия является определенным образом по­строенная беседа.

Цель консультирования -- культурно-продуктивная лич­ность, обладающая чувством перспективы, действующая осоз­нанно, способная разрабатывать различные стратегии поведе­ния и способная анализировать ситуацию с различных точек зрения. Разговор с консультантом должен помочь человеку в ре­шении проблем и налаживании межличностных отношений с ок­ружающими. В целом эффективность консультативного процес­са связывают с личностным продвижением и ростом. По мнению Скалли и Хопсона, существует три основных цели консультиро­вания: помощь другим в их самоусилении, личностное развитие клиента и создание здоровых микро- и макросистем для функ­ционирования индивидуумов. При этом они настаивают, что главной является вторая цель, и в этом видят залог эффективно­сти консультирования.

В процессе консультирования консультант, как правило, по­этапно решает основные задачи: 1) помогает клиенту сориентиро­ваться в собственных проблемах, найти направление, в котором следует искать выход из затруднительной ситуации; 2) актуали­зирует личностные ресурсы и способности клиента, способствую­щие нахождению новых возможностей решения проблем. Соот­ветственно консультативная беседа имеет два аспекта: диагности­ческий и психотерапевтический. Для решения диагностической задачи консультанту нужно осуществить всесторонний анализ не­обходимой информации о клиенте и его ситуации и определить (идентифицировать) проблемы, заставившие обратиться за помо­щью. В первую очередь выясняются причины и источники воз­никновения и развития проблем клиента. Терапевтическая зада­ча - это процесс реализации помощи человеку с использованием специальных приемов и техник. Он включает психологическую поддержку, оптимизацию психического состояния и актуализа­цию собственных ресурсов клиента, эффективность которых будет намного выше, если коррекционная работа опирается на результа­ты решения диагностической задачи, помогающей установить оп­тимальные формы помощи, адекватной именно для этого случая.

Схема деятельности консультанта любой теоретической ориентации (психодинамической, поведенческой и клиентцентрированной) выглядит так: выявление проблемы - диагноз -анализ фактов - план вмешательства - вмешательство в виде консультирования - оценка результатов совместной деятель­ности консультанта и клиента.

Проанализировав различные подходы в консультирова­нии, обнаруживаем сходные механизмы, определяемые об­щими закономерностями психологического воздействия: за­ражение, внушение, убеждение и подражание.

• Заражение определяется как бессознательная, неволь­ная подверженность индивида определенным психологиче­ским состояниям, проявляющимся не через осознанное при­нятие информации или образцов поведения, а через передачу определенного эмоционального состояния, с помощью рече­вого воздействия, ритмов, восклицаний и иных средств. При заражении осуществляется сопереживание диадой «кон­сультант-клиент* общего психологического состояния.

• Внушение представляет собой особый вид воздействия, а именно: целенаправленное, неаргументированное воздей­ствие одного человека на другого. При внушении осуществ­ляется процесс передачи информации, основанный на ее не­критическом восприятии,

• Убеждение построено на том, чтобы с помощью логиче­ского обоснования добиться согласия человека, принимающе­го информацию. Вывод должен быть сделан принимающим информацию самостоятельно.

• Подражание осуществляется простым принятием внеш­них черт поведения другого человека, а также воспроизведе­нием индивидом черт и образцов демонстрируемого поведе­ния. Различают несколько видов подражания: а) логическое и внелогическое; б) внутреннее и внешнее (Андреева Г. М.).

^ 1.4. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

Во многих профессиях существуют свои принципы и требо­вания, реализация которых является обязательной для спе­циалистов. В ряде стран мира существуют этические кодексы консультанта. Существуют определенные принципы поведе­ния консультанта, следование которым не только обеспечива­ет этичность профессиональной деятельности, но и является залогом успешности консультативного воздействия.

Приведем общие принципы психологического консульти­рования, выделенные различными авторами (Ю. Е. Алешина, П. П. Горностай, С. В. Васьковская, А. Н. Моховиков и др.):

^ 1. Доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту

Доброжелательность реализуется при внимательном и чутком отношении к клиенту. Оно противопоставляется как излишней благородной и деятельной (иногда навязан­ной) активности консультанта, так и примитивному, но вели­кодушному сочувствию, сопереживанию. Безоценочность -один из самых труднореализуемых принципов. По нашему мнению, на его полное воплощение в процесс консультант затрачивает лет 17. Безоценочность не значит равнодушие, оно предполагает «внимательный» нейтралитет и спокойное отношение к сообщаемым фактам. Кроме того, всегда, борясь с искушением оценивать другого по своим меркам и жизнен­ным эталонам, стоит напоминать себе - «смотря, что с чем сравнивать...». Воистину «не судите, да не судимы будете».

^ 2. Ориентация на нормы и ценности клиента

В процессе консультирования психологу важно опреде­литься, что значит то или иное событие не для него (консуль­танта), а для клиента. Компетентным в своей жизни может быть только сам клиент, психолог за него жить, думать, дейст­вовать не может. Но следует заботиться о том, чтобы понять, что значит тот или иной факт жизни для самого, обратившего­ся за помощью. Только встроившись в этот внутренний диалог человека с самим собой, можно начать движение из тупика. Мастерство консультанта в этом случае - подарить человеку возможность говорить о себе правду.

3. ^ Запрет давать советы

Это широко известный и пропагандируемый принцип, ос­нованный якобы на том, что ответственности за чужую жизнь нельзя на себя брать. Все это так, но однако мы предлагаем по­смотреть на данный принцип иначе. Во-первых, человек часто приходит именно за советом, он готов «сдать» свою свободу

в обмен на четкую инструкцию правильных действий; во-вто­рых, весьма распространенной является ситуация, когда пси­холог (например, школьный, детский практический психо­лог) дает советы, иногда называя их рекомендациями, и т. п. На наш взгляд, здесь уместно оговорить следующее.

• Давайте советы, если вы их знаете. Нередко психолог и рад бы дать совет, да он его не знает.

• Человек вправе выслушать совет и поступить по-своему. (Т. е. да если бы их еще и брали).

• Некоторые жизненные понятия (любовь, внимание, сча­стье и др.) в обыденном сознании людей имеют очень разные толкования. Поэтому даже очень хорошие советы могут вопло­щаться в редакции «кто как понял». Например, психолог посо­ветовал матери, обратившейся за помощью, разобраться в сво­их отношениях с сыном-подростком. Она вернулась домой и устроила головомойку ребенку, при этом подкрепляя свои крики и нотации тем, что ей так психолог велел. На память приходит случай, когда учительница посоветовала хорошему мальчику Жене, ученику 2-го класса, закончившему учебный год с одной четверкой, прийти домой и подумать, что ему меша­ет учиться. Он пришел, подумал и решил, что причина в том, что он много играет и много времени сидит у телевизора за про­смотром мультфильмов. Ребенок решил поступить мужествен­но: отказаться и от игрушек, и от мультфильмов. Он взял и вы­бросил с балкона 8-го этажа и игрушки, и телевизор... Опера­ция по избавлению от пороков прошла успешно, но вряд ли это имела в виду учительница.

• Совет должен быть востребованным, своевременным (что толку после драки махать кулаками или давать совет «под руку») и уместным. Мастерство и искусство психолога-кон­сультанта состоит в том, чтобы дать правильным образом вер­ный совет нужному лицу и в нужное время.

^ 4. Уважение к личности, анонимность и конфиденциальность

Человек имеет право на анонимность обращения и не раз­глашение его сокровенных мыслей. Уважение к личности человека следует соблюдать беспрекословно, независимо от возраста, национальности, вероисповедания, пола, профес­сии и пр.

^ 5. Разграничение личных и профессиональных отношений

Это принцип обусловлен как процессуальными аспектами консультативного процесса, так и результативными. Процес­суально и входить в контакт, и выходить из контакта легче, если нет никаких эмоциональных «сцепок» с клиентом. Ре­зультативно также лучше не иметь контактов вне консульта­тивного взаимодействия с клиентом, ибо известно уже из ме­дицинской практики, что «своих» не оперируют.

^ 6. Активизация клиента, принятие им ответственности за происходящее

Человек обращается в консультацию в ситуациях жизнен­ного неблагополучия. Но это его жизнь, и компетентным в ней может быть только он сам. Образно выражаясь, психолог не тащит на себе клиента из тупика, он не оставляет клиента в ту­пике наедине, однако ходит-то клиент сам. Иногда встречают­ся клиенты с пассивной позицией, жаждущие, чтобы за них воспитывали, действовали, решали и пр., они даже готовы это высоко оплачивать, но чтобы психолог избавил бы их от всех забот и обязательно добился качественного результата. В про­цессе консультирования нужна обоюдная активность и ответ­ственность - клиента и консультанта — для достижения пози­тивного результата.

^ 7. Не навреди

Принцип из широко известных, популярных, но не кон­кретных. Вряд ли кто-то организует свою профессиональную деятельность, стремясь кому-то вредить (это уже не по части психологии, а по части правоохранительных органов). Из­вестно, что проще всего не навредить, если ничего не делать. Как правило, этот принцип («Не навреди!») регулярно провоз­глашают те, кто не знает, как научить начинающих, что мож­но делать в практической психологии, а чего нельзя. На вся­кий случай провозглашается: «Не навреди!», тем самым снимается ответственность с лица, транслирующего знания. Последний всегда может сказать, что предупреждал. Этот принцип, конечно же, должен доводиться до каждого психо­лога с целью напоминания об ответственности, но в практике и особенно в супервизии стоит дополнять его четкими коммен­тариями, что можно делать в консультировании, а чего делать нельзя никогда.

^ 1.5. РАЗЛИЧНЫЕ ТИПЫ И УРОВНИ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

К классификации консультирования можно подходить, опи­раясь на разные критерии. Так, взяв в качестве классификаци­онного критерия возраст, следует прежде всего опираться на возрастную периодизацию, принятую в России. Эмпирически установлено, что категория возраста, применяемая в консульти­ровании, может говорить о двух разных лицах. Во-первых, обо­значать возраст клиента, во-вторых - возраст лица, по поводу которого клиент обратился. Консультирование ребенка в воз­расте до 15 лет бессмысленно: он еще не может полностью отве­чать за себя и быть продуктивной личностью. Более того, сама личность еще не сформирована, а, следовательно, к детям при­менима не консультативная, а психокоррекционная помощь. В пожилом возрасте консультирование с каждым годом утрачи­вает результативность, так как меняются потребности, соответ­ствующие возрасту, человек все меньше может отвечать за себя сам, все ниже его собственная продуктивность.

Другой категорией, служащей основанием для классифика­ции консультативного процесса, является пространство, то есть пространственная организация консультации. С этой точки зре­ния можно выделить два вида консультирования: очное и заоч­ное (телефонное и письменное).

Следующее основание для классификации должно учиты­вать количество клиентов, одновременно консультируемых од­ним консультантом. По этому критерию консультация может быть, во-первых, индивидуальной, во-вторых, групповой. При­чем под последней следует понимать беседу консультанта с дву­мя и более клиентами, так как в ряде социально-психологиче­ских работ объединение двух, а тем более трех человек уже именуется малой группой.

Иная классификация консультирования может быть по­строена на основе сферы приложения. В соответствии с этим могут быть выделены следующие виды консультирования: школьное, профессиональное, семейное, супружеское кон­сультирование и пр.

Можно разделить виды консультирования по принципу по­казаний: развивающее консультирование в противоположность консультированию в ситуации кризиса, переживаемого клиен­том.

Уровни консультирования зависят от уровня вмешательст­ва консультанта в жизнь клиента или группы. В практиче­ской психологии выделены следующие уровни консультиро­вания.

1. Индивидуальное развитие и изменение (на этом уров­не проводится индивидуальная консультация с психодиагно­стикой и коррекцией с целью оптимизации жизнедеятельно­сти клиента).

2. Оптимизация межличностных отношений (может про­водиться групповая консультация с элементами тренинга).

3. Организационное развитие (управленческое консуль­тирование).

Также можно выделить различные подходы к практике психологического консультирования в зависимости от сти­ля работы консультанта. В современной литературе описаны два основных стиля консультативной работы - «внимаю­щий» и «влияющий» (Демина Л. Д.). Для внимающего кон­сультирования характерны: закрытые вопросы и открытые вопросы, минимальные поощрения, парафраз, концентрация на чувствах, обобщение. Для влияющего стиля работы ха­рактерно: указание, информационное сообщение и (или) ин­терпретация, выражение своих чувств, влиятельное обобще­ние.

^ 1.6. РАЗЛИЧИЯ В ЗАПРОСАХ И МОТИВАХ ОБРАЩЕНИЯ К КОНСУЛЬТАНТУ

И ТИПЫ КОНСУЛЬТИРУЕМЫХ

Первое заявление клиента всегда звучит как жалоба, кото­рая отражает страдание и внутреннюю картину проблемы. Кроме того, в каждой жалобе содержится запрос («избавьте», «объясните», «помогите» и др.). Структурная композиция жалобы представляет описание страдания и запрос. В. К. Ло­сева и А. И. Луньков определяют запрос как явно выражен­ную человеком просьбу, первое словесное формулирование им своих трудностей, в разрешении которых он ожидает найти помощь у психолога. Запрос может быть неконструк­тивным и конструктивным.

К неконструктивным запросам В. К. Лосева и А. И. Луньков относят запрос с предельным обобщением и манипулятивный запрос.

^ Запрос с предельным обобщением. Клиент формулиру­ет свои трудности, исходя из установки не на решение про­блем, а на их избегание («Я хочу всем нравиться», «Мне нужно, чтобы мой ребенок всегда меня слушался», «Хочу, чтобы он учился лучше всех в школе»). Форма избегания, которую выбирает клиент, - перфекционизм, т. е. стремле­ние к первенству всегда и во всем, соответствие идеализиро­ванным, нереальным нормам. Перфекционизм выступает как стремление к достижению, но на глубинном уровне вы­ражает тревожность и мотивацию избегания неудачи. По нашему мнению, выполнение этого запроса в полном объеме (всегда, во всем и пр.) нереально, нужно четко и предельно ясно объяснять клиентам возможности консультирования и работать над трансформацией запроса в конструктивные

формы.

^ Манипулятивный запрос. Клиент формулирует свои трудности как потребность изменить кого-то, он жаждет по­мощи в управлении кем-то без его согласия («сделайте так, чтобы он меня полюбил» и пр.). Такой запрос, как минимум, неэтичен. Консультанту следует тактично и однозначно отка­заться. Исключение, по мнению Лосевой и Лунькова, состав­ляет запрос родителей относительно ребенка с тяжелыми по­веденческими и психическими нарушениями.

К конструктивным запросам эти авторы относят запрос о помощи в саморазвитии; запрос о снятии симптома; запрос о трансформации; запрос об информации; запрос о помощи в самопознании.

^ Запрос об информации. Клиент запрашивает информа­цию о границах нормы, о возможностях психологического из­менения и его прогнозе, о вариантах дальнейшего развития ситуации.

^ Запрос о помощи в самопознании. Клиент интересуется выявлением у себя определенных способностей; пытается разо­браться в своей роли по поводу происходящего с ним; нуждает­ся в помощи по самопринятию и самопониманию.

^ Запрос о помощи в саморазвитии. Клиент достаточно полно осознает свою проблему и четко ее формулирует. Как правило, в этих случаях он формулирует свою потребность в помощи конкретно (« помогите научиться общаться », « помо­гите улучшить память», «научите управлять своими эмоция­ми» и т. д.)

^ Запрос о трансформации. В таких случаях у клиента об­наруживается потребность начать жить как бы «с чистого лис­та» , отказавшись от жесткого детерминизма своей личной ис­тории. Он пытается обрести новый смысл жизни, отделить в себе свое подлинное от чуждого и наносного. Это запрос о по­мощи в освобождении от прежнего жизненного сценария, за­прос на достижение личностной целостности.

^ Запрос о снятии симптома. Клиент формулирует свои трудности через описание определенных симптомов. Он жа­луется на эмоциональные и когнитивные нарушения, описы­вает коммуникативные трудности, энергетические пробле­мы. Довольно подробно приводит описание психосоматиче­ской симптоматики.

В настоящее время общепризнано следующее положение, что понять личность невозможно вне ситуации, в которой она находится, поскольку между человеком и условиями его жиз­ни существует неразрывная связь. В связи с этим более под­робно остановимся на критических ситуациях, в которых ока­зывается человек.

Проблемы, относящиеся к работе консультанта, можно назвать «житейскими» проблемами, или «нормативными» трудностями, - это те индивидуальные обстоятельства, слу­чаи, эпизоды в жизни, которые оставляют более глубокий след в душе человека, чем он бы хотел. Причинами частого об­ращения к консультанту может быть как пустяковое дело, так и безвыходная, по словам клиента, ситуация.

Во-первых, обращение к консультанту может быть обу­словлено мнительностью клиента, излишним вниманием его к своему здоровью, внутренними проблемам. Например, пен­сионеры без родственников и друзей, которым необходимо вни­мание к себе.

Во-вторых - знания о себе необходимы для оправдания своих неудач и успехов. Например, подсчеты биоритмов по­зволяют спокойно относиться к спадам самочувствия,

активности, настроения. Загадочность нежелательных явле­ний собственной жизни и деятельности настораживает, требу­ет объяснения и оправдания.

В-третьих - когда возникают кризисы, спады, конфлик­ты, противоречие между «хочу» и «могу», «хочу и нужно, ожидаю и притязаю». Причем, обращаясь, часто ожидают со­вет, готовый рецепт, ясно и просто предписывающий конкрет­ные действия, необходимые для преодоления затруднений в личной жизни.

В-четвертых - это необходимость выговориться, что не удается осуществить в повседневной жизни.

Условно выделяют три типа клиентов (Обозов Н. Н.): а) не­уверенный в себе клиент (часто причина обращения за помо­щью - желание снять с себя ответственность, в консультации такой клиент взвешивает доводы «за» и «против», поэтому психолог должен создать у клиента полную уверенность в ре­шении вопроса); б) уверенный в себе клиент (для подтвер­ждения правильности своего уже готового понимания за­труднительного положения, психолог должен выступить в роли «ведомого, который только подсказками, предполо­жениями сможет разобраться в ситуации»); в) клиент, все знающий и доверяющий только себе (клиенты такого типа редки, они противоречивы, подвергают все сомнению и убеж­дены в своей правоте; они запускают решение своей пробле­мы или переходят в пограничные невротические состояния или уже имеют соматические заболевания, требующие тера­певтического, а иногда и полного медицинского вмешатель­ства).

Диагностика и последующее информирование клиентов об их индивидуальных психологических особенностях обнару­живает как согласие, так и несогласие относительно правиль­ности оценивания. Особый интерес для психолога представля­ет несогласие, указывающее на проблемность именно в этой сфере личности. Условиями этого несогласия являются соци­альная неодобряемость названного качества личности, неаде­кватность понимаемого термина (расхождение научного и обыденного понятия) и субъективно-личностная неприемле­мость. Согласие-несогласие формируется в результате сравни­вания своего мнения о себе, мнения других людей и мнения консультанта, а также зависит от пола и профессиональной

принадлежности. Отсюда основанием типологии консультируе­мых людей можно назвать отношение к консультации, что свя­зано с личностными особенностями консультируемых. Для первого типа характерны такие качества личности, как реали­стичность, самоуверенность и установка, что личный опыт не заменяет никакие психологические исследования. Для второ­го типа клиентов характерны эмоциональная утонченность, эстетичность и установка, что личность - это уникальное и та­инственное образование.

Глава 2

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ

^ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ В СТРУКТУРЕ

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

2.1. ДИАГНОСТИКА

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23

Похожие:

Шнейдер Л. Б. Ш763 Пособие по психологическому консультированию: Учебное пособие iconУчебное пособие для вузов
Учебное пособие предназначено для студентов высших учебных заведений, специализирующихся по психологии и социальной педагогике. В...
Шнейдер Л. Б. Ш763 Пособие по психологическому консультированию: Учебное пособие iconУчебное пособие для студентов высших учебных заведений
Учебное пособие предназначено для студентов высших учебных заве­дений, специализирующихся по психологии и социальной педагогике....
Шнейдер Л. Б. Ш763 Пособие по психологическому консультированию: Учебное пособие iconУчебное пособие по математике Датировано: июнь 2012 Важная информация...
Это учебное пособие создано для подготовки студентов к академическому квалификационному тесту по математике. Ответы прилагаются в...
Шнейдер Л. Б. Ш763 Пособие по психологическому консультированию: Учебное пособие iconУчебное пособие. Таганрог: Изд-во трту
Данное учебное пособие является электронной версией работы
Шнейдер Л. Б. Ш763 Пособие по психологическому консультированию: Учебное пособие iconУчебное пособие для студентов специальностей «Биология»
М молекулярная генетика. Сборник заданий и тестов: Учебное пособие. Мн.: Бгу, 2003. – 87 с.: ил
Шнейдер Л. Б. Ш763 Пособие по психологическому консультированию: Учебное пособие iconУчебное пособие Ростов-на-Дону 2009 удк ббк п
Учебное пособие предназначено для студентов, преподавателей и аспирантов экономических специальностей
Шнейдер Л. Б. Ш763 Пособие по психологическому консультированию: Учебное пособие iconУчебное пособие
...
Шнейдер Л. Б. Ш763 Пособие по психологическому консультированию: Учебное пособие iconI : Учебное пособие/ Под ред. И. А. Жеребкиной
...
Шнейдер Л. Б. Ш763 Пособие по психологическому консультированию: Учебное пособие iconУчебное пособие Новосибирск 2004 Рецензенты: к э. н., доц. Юдин Н. П
Учебное пособие предназначено для преподавателей и студентов вуза, слушателей дополнительного профессионального образования
Шнейдер Л. Б. Ш763 Пособие по психологическому консультированию: Учебное пособие iconУчебное пособие
Учебное пособие предназначено для студентов и аспирантов, изучающих социологию культуры. Содержание курса соответствует Государственному...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница