Тема: «Методичка по обществознанию: подготовка к егэ»


НазваниеТема: «Методичка по обществознанию: подготовка к егэ»
страница1/4
Дата публикации11.03.2013
Размер0.51 Mb.
ТипМетодичка
userdocs.ru > Психология > Методичка
  1   2   3   4
Областная научно-практическая конференция
Тема: «Методичка по обществознанию: подготовка к ЕГЭ»



Выполнила: ученица 10 класса

Осенкова Екатерина Дмитриевна

Научный руководитель:

Осташин Андрей Николаевич


2011-2012

Содержание

Стр.

Введение 4

Раздел I. Вводное занятие и анализ заданий теста

Глава 1. Вводное занятие 6

Глава 2. Структуры блоков А, В, С. Особенности проверки

2.1Структура текста и затраты времени 7

2.2. Структура блока А. 8

2.3. Структура блока В. 11

2.4. Структура блока С 12

Раздел II. Блок занятий по разделам 13

^ Глава 1. Преодоление ошибок при решении заданий блока А

1.1 Преодоление ошибок при решении заданий блока А 14

1.2. Рекомендации к последующим урокам по данному блоку 17

^ Глава 2. Преодоление ошибок при решении заданий блока В 18

2.1 Преодоление ошибок при решении заданий блока В 19

2.2. Рекомендации к последующим урокам по данному блоку 24

^ Глава 3. Преодоление ошибок при решении заданий блока С 25

3.1. Задания к тексту С1 – С4 26

3.2. Общие рекомендации по отработке решений заданий С1 –С4 32

3.3. Тексты блока С 33

3 3.4. Задания С5 34

3.5. Задания С6 36

3.6. Задания С7 38

3.7. Задания С8 42

3.8. Задания С9 46

Раздел III. Психология поведения ученика на ЕГЭ. Особенности психологической подготовки к единому государственному экзамену.

^ Глава 1. Особенности психологической подготовки к ЕГЭ

1.1. Как организовать подготовку к ЕГЭ 48

1.2. Как готовиться к ЕГЭ по обществознанию: советы психолога 49

1.3. Ответы на часто задаваемые вопросы 50

^ Глава 2. Психология поведения ученика на ЕГЭ 54

Заключение 57

Список используемой литературы 58

Приложения 59

Введение
Актуальность темы

В последнее время при подготовке к ЕГЭ по обществознанию ученики сталкиваются с большим количеством различной литературы. Большое количество пособий и сборников содержат разный материал о том, что и как необходимо готовить для успешной сдачи ЕГЭ по обществознанию. По этой причине большое количество старшеклассников допускают несколько серьёзных ошибок при подготовке:

1 ошибка - не учитывается тот факт, что практически каждый год меняется структура теста и требования к знаниям и навыкам;

2 ошибка - разные советы (из разных сборников) сильно путают ученика;

3 ошибка – учащиеся могут получить самую противоречивую информации в процессе подготовке к экзамену. Наличие единого сборника или методички я считаю наиболее актуальной проблемой для современного выпускника.
Цель

Создать стандартизированную методичку для подготовки к ЕГЭ

по-обществознанию.
Задачи

1. Собрать и проанализировать материал по теме исследования.

2. Составить поурочные занятия для подготовки к экзамену.

3. Подобрать и предложить образцы заданий блока С.

4. Найти и проанализировать рекомендации по подготовке к ЕГЭ.
Изученность темы

По данной теме за последние несколько лет вышли значительное количество методичек, которые можно условно поделить на следующие группы:

  1. Сборники тестов, в которых сдержится советы и рекомендации по следующим вопросам:

1) Как заполнять бланки

2) Как отвечать на наиболее спорные и проблемные задания в ЕГЭ

3) По каким темам и учебникам готовиться к экзамену.

Эту группу пособий можно считать лишь частично удобной.

  1. Специализированные сборники для подготовки к ЕГЭ. Они содержат в основном теоретический материал, который может встретиться на экзамене в различных заданиях. Но такие сборники, как правило, не содержат практических заданий; а также различные авторы дают разную рекомендацию, об одних и тех, же темах – это приводит к путанице в процессе подготовке.

  2. Универсальные сборники, которые содержат несколько вариантов с указанием возможных ошибок. Но в них отсутствует информация следующего характера:

  1. Как распределять время на экзамене.

  2. Как рационально работать с черновиком.

  3. Как контролировать, сея в процессе выполнения сложных заданий ЕГЭ.

Исходя из этого, я считаю, что данная тема освещена частично.

Методы работы

  1. Поисковый

  2. Аналитический

  3. Метод теоретического анализа

Структура работы

Данная работа состоит из введения, трёх тематических разделов, заключения, списка литературы и приложений.

Раздел I. Вводное занятие и анализ заданий теста

^ Глава 1. Вводное занятие
Цель: познакомить учащихся с особенностями проведения ЕГЭ по обществознанию и особенностями проверки заданий блоков А, В, С.

Задачи:

  1. показать схемы затрат времени на решение заданий и оформление ответов;

  2. показать факторы, влияющие, на объективность проверки заданий блока С;

  3. рассмотреть схему проведения ЕГЭ;

  4. рассмотреть структуру ЕГЭ;

  5. рассмотреть схему начисления баллов за выполнение заданий блоков А, В, С.


^ Глава 2. Структуры блоков А, В, С. Особенности проверки

    1. Структура текста и затраты времени


Тест состоит из 3 блоков: А, В, С.

А – 20 заданий, 1 правильный ответ из 4 предложенных, 1 балл за правильный ответ, всего 20 баллов.

В – 8 заданий, В1 и В2 по 1 баллу, В3, В4, В5, В6, В7, В8 по 2 балла за правильный ответ, всего 14 баллов.

С – 9 заданий, С1, С2, С5 по 2 балла, С3, С4, С6, С7, С8 по 3 балла, С9 – 5 балла за правильный ответ, всего 26 баллов.

Итого, максимальный первичный балл – 60.

ЕГЭ по обществознанию длится 3,5 часа.

Рекомендуемая схема распределения времени: схема №1

3 часа

около 2 часов 10 минут около 40 минут

работа в черновике резерв 10 минут запись ответов в бланках

Рекомендуемая схема распределения времени в работе с черновиком:

схема №2

2 часа 10 минут

блоки А и В около - 40 минут блок С – около 2 часов

желательно, 2 проверки желательно, варианты ответов

ВНИМАНИЕ! Схемы распределения времени являются условными. Схемы могут меняться, так как в процессе подготовки к ЕГЭ будут проявляться такие факторы, как: знания, умения, навыки, индивидуальные особенности ученика, опыт оформления и другие. Схемы распределения времени необходимы для того, чтобы учащиеся научились контролировать время и темп решения заданий, и оформление ответов.

2.2. Структура блока А.
Задания блока А разбиты по тематическим разделам:

А1. – А4. – темы 10 класса;

Человек и общество

Природное и общественное в человеке, Общественное и индивидуальное сознание. Мировоззрение, его виды и формы. Виды знаний. Понятие истины, её критерии. Мышление и деятельность. Потребности и интересы. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Системное строение общества: элементы и подсистемы. Основные институты общества. Понятие культуры. Формы и разновидности культуры. Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки. Образование, его значение для личности и общества. Религия. Искусство. Мораль. Понятие общественного прогресса. Типы обществ. Глобальные проблемы.
А5. – А8. – экономика;

Экономика

Экономика и экономическая наука. Факторы производства и факторные доходы. Экономические системы и собственность. Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение. Постоянные и переменные затраты. Финансовые институты. Банковская система. Основные источники финансирования бизнеса. Ценные бумаги. Рынок труда. Безработица. Виды, причин и последствия инфляции. Экономический рост и развитие. Понятие ВВП. Роль государства в экономике. Налоги. Государственный бюджет. Мировая экономика. Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина.

А9. – А12. – социология;

Социальные отношения

Социальная стратификация и мобильность. Социальные группы. Молодёжь как социальная группа. Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные основы национальной политики в РФ. Социальный конфликт. Виды социальных норм. Социальный контроль. Свобода и ответственность. Отклоняющееся поведение и его типы. Социальная роль. Социализация индивида. Семья и брак.
А13. – А16. – политология;

Политика

Понятие власти. Государство, его функция. Политическая система. Типология политических режимов. Демократия, её основные ценности и признаки. Гражданское общество и государство. Политическая элита. Политические партии и движения. Средства массовой информации в политической системе.

Избирательная компания в РФ. Политический процесс. Политическое участие. Политическое лидерство. Органы государственной власти РФ. Федеративное устройство России.
А17. – А20. – право.

Право

Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс. Понятие и виды юридической ответственности.

Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя РФ.

Законодательство РФ о выборах. Субъекты гражданского права.

Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности. Имущественные и неимущественные права. Порядок приёма на работу. Порядок заключения и расторжения трудового договора. Правовое

Регулирование отношений супругов. Порядок и условия заключения и расторжения брака. Особенности административной юрисдикции. Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Международное право. Споры, порядок их рассмотрения. Основные правила и принципы гражданского процесса. Особенности уголовного процесса. Гражданство РФ.

Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщика. Правоохранительные органы. Судебная система.

2.3. Структура блока В.
В1. – схема (нужно вставить пропущенный термин).

В2. – перечень характеристик понятия или раздела (нужно найти и выписать «выпадающую» характеристику).

В3. – соотношение понятий и характеристик.

В4. – перечень различных характеристик (нужно выбрать и выписать характеристики, соответствующие предложенному понятию).

В5. – нумерованный текст (нужно определить характер высказываний и выписать ответ).

В6. – текст (нужно вставить пропущенные термины).

В7. - перечень различных характеристик (нужно выбрать и выписать характеристики, соответствующие предложенному понятию).

В8. – перечень различных характеристик (нужно выбрать и выписать характеристику, обобщающую все предложенные).

Задания блока В проверяют не только фактические знания, но и навыки ученика.

2.4. Структура блока С
С1. – по тексту (найти и выписать).

С2. – по тексту (найти и выписать).

С3. – комбинированное (найти и выписать из текста + доп. задание).

С4. – комбинированное (с опорой на текст задание на проверку навыков).

С5. –по знаниям теории.

С6. – проверка навыков с опорой на теорию.

С7. – ситуация (проанализировать ситуацию и ответить на вопросы).

С8 – составить развернутый план ответа

С9. – эссе (мини-сочинение по высказыванию).

Задания блока С проверяют и фактические знания по предмету, и умения, и навыки.

ВНИМАНИЕ! Учащиеся должны быть проинформированы о следующих условиях проведения ЕГЭ:

1. блоки А и В проверяет компьютерная программа;

2. блок С проверяет комиссия преподавателей, возможен субъективный фактор оценивания;

3. ЕГЭ проводится в здании другой школы;

4. Учащиеся данной школы будут перемешаны с учащимися других школ, в классе будут находиться 15 учеников и 2 учителя – наблюдателя;

5. ЕГЭ начинается в 10 часов утра и на решение теста отводится 3 часа.

Раздел II. Блок занятий по разделам
Цель: познакомить учащихся с эффективными методиками решения заданий блока А.

Задачи:

  1. познакомить учащихся со структурой заданий блока А;

  2. показать типы, совершаемых ошибок;

  3. показать и отработать методы преодоления ошибок;

  4. отработка навыков решения заданий блока А.

Структура блока:

  1. вводное занятие;

  2. теоретические занятия (по содержательным линиям);

  3. практические занятия (по содержательным линиям);

  4. практические занятия (в рамках теста);

  5. практические занятия (в рамках теста, с контролем времени и оформлением бланка №1).


Общая информация для занятий:

Все ошибки, допускаемые в блоке А, можно условно разделить на 3 группы:

  1. фактические – отсутствие знаний по разделу или теме;

  2. логические – нет навыка рассуждения;

  3. личностные – нет внимания при прочтении заданий и вариантов ответа.

Для преодоления или недопущения ошибок ученик должен знать логику построения заданий блока А.


^ Глава 1. Преодоление ошибок при решении заданий блока А

1.1 Преодоление ошибок при решении заданий блока А
В блоке А присутствуют задания 2 типов:

1. 1 вопрос – 4 варианта ответа;

2. 2 суждения – 4 варианта ответа.
Пример 1

А1. Какой из ниже перечисленных признаков отличает общество от природы?

  1. системность

  2. непрерывное развитие

  3. создание второй культуры

  4. развитие по определенным законам

Первый тип заданий считается простым. Ученик должен найти правильный ответ из 4 предложенных вариантов. При этом надо помнить, что правильный ответ можно найти используя не только знания, но и логику рассуждения, и перевод ключевого термина, и подстановку примера.

ВНИМАНИЕ! Учащиеся должны знать, что гадание ответа или подсказка со стороны, может привести к ошибке. Учащиеся должны отказаться от мысли о возможной помощи со стороны и подойти к решению заданий самостоятельно.

Пример 2

А15. Верны ли суждения?

А. Для повышения благосостояния групп населения с низкими доходами государство использует бюджетный механизм.

Б. Снижение налогов всегда ведет к повышению заработной платы наемных работников.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения не верны

Второй тип задания считается сложным. Ученик должен оценить суждения как истинные и ложные.

ВНИМАНИЕ! Данный тип заданий содержит слова-ловушки, которые искажают смысл суждения. Например: только, всегда, все, никогда и т. д. Иногда, встречаются ложные продолжения или дополнительные подстановки, которые меняют смысл высказывания. Например, социология изучает общество и окружающий мир. Ученик должен внимательно читать суждения и учитывать такие ловушки.
Для преодоления нефактических ошибок я предлагаю систематизировать процесс проверки и решения заданий блока А.

1 шаг. Расположим задания в бланке черновика по группам.

А1 А5 А9 А13 А17

А2 А6 А10 А14 А18

А3 А7 А11 А15 А19

А4 А8 А12 А16 А20

экономика социология политология право

Такое расположение позволит ученику видеть тематические группы заданий и решать их, опираясь на различные темы курса «Обществознание».
2 шаг. Ученик решает задания 1 раз, фиксируя ответы по группам.

А1 – 1 уверен в правильном ответе

А2 – 3 или 4 не уверен, но считаю, что либо 3, либо 4

А3 - ? ответ не знаю, не уверен в знаниях, буду гадать
Таким образом, 1 решение дает ученику следующую информацию:

  1. группа заданий в ответе, на которые, уверен;

  2. группа заданий, где нужно выбрать 1 ответ из 2 вариантов;

  3. группа заданий, ответы, на которые, не знает.

3 шаг. Ученик решает задание 2 раз и получает итоговые ответы.

На этом этапе ученик решает только те задания, которые у него вызвали сомнения.

ВНИМАНИЕ! Очень важно видеть ответы или варианты ответов, а не держать их в голове. Задания со знаком ? можно проверить еще раз, после решения блоков В и С. В других блоках ЕГЭ возможны подсказки.

1.2. Рекомендации к последующим урокам по данному блоку


  1. Ученик должен провести теоретические занятия по всем содержательным линиям ЕГЭ.

  2. Ученик должен после каждой практики по содержательным линиям разобрать с учеником ошибки.

  3. Для закрепления знаний ученик должен выписать ошибки.

  4. Практику по блоку А нужно разделить на этапы:

- работа над содержательными линиями;

- работа по различным блокам (экономика, право и т.д.);

- работа в рамках отдельного варианта.

ВНИМАНИЕ! Решение заданий блока А должны отрабатываться весь учебный год, с обязательным контролем времени и разбором ошибок.

  1   2   3   4

Похожие:

Тема: «Методичка по обществознанию: подготовка к егэ» iconВ помощь выпускнику: «Подготовка к егэ по обществознанию»
Обществознание один из самых выбираемых предметов выпускниками школ, т к он является профилирующим во многих вузах России. Чтобы...
Тема: «Методичка по обществознанию: подготовка к егэ» iconОбществознание. Задание С9
Егэ 2013 – Больше, чем подготовка. Лучшее сообщество для подготовки к егэ в контакте
Тема: «Методичка по обществознанию: подготовка к егэ» icon2. Основные правила заполнения бланков егэ
Егэ (далее ппэ), осуществляющих инструктаж выпускников и поступающих в день проведения егэ. Выпускники и поступающие, участвующие...
Тема: «Методичка по обществознанию: подготовка к егэ» iconМетодическая рекомендация
Егэ по обществознанию включает в себя задание с 9, которое требует от выпускников написание эссе
Тема: «Методичка по обществознанию: подготовка к егэ» iconМетодичка для студентов тема
Тема: Биологическая роль калия, кальция, фосфора. Клиническое значение дисэлектролитемии. Методы определения показателей минерального...
Тема: «Методичка по обществознанию: подготовка к егэ» iconVk com/gia ege -бесплатная подготовка к егэ

Тема: «Методичка по обществознанию: подготовка к егэ» iconVk com/gia ege -бесплатная подготовка к егэ

Тема: «Методичка по обществознанию: подготовка к егэ» iconVk com/gia ege -бесплатная подготовка к егэ

Тема: «Методичка по обществознанию: подготовка к егэ» iconМетодичка для студентов тема
Тема: Обмен жидкостей в организме. Отеки. Обмен натрия. Гипо- и гипернатриемия. Методы диагностики водно-электролитного баланса
Тема: «Методичка по обществознанию: подготовка к егэ» iconVk com/examsvk: Подготовка к егэ – шпаргалки, новости, советы

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница