Психологическая инициация женщины «Хорошая женщина мёртвая женщина». Групповая метафора, возникшая на одном из тренингов


Скачать 218.95 Kb.
НазваниеПсихологическая инициация женщины «Хорошая женщина мёртвая женщина». Групповая метафора, возникшая на одном из тренингов
Дата публикации30.04.2013
Размер218.95 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Психология > Документы


Ефимкина Римма, Горлова Марина,

Новосибирск


ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ИНИЦИАЦИЯ ЖЕНЩИНЫ
«Хорошая женщина - мёртвая женщина».

Групповая метафора, возникшая на одном из тренингов.

Авторы статьи в течение трех лет проводят долгосрочные терапев­тические группы для женщин в гештальт-подходе и психодраматическом подходе. Центральной темой большинства женских сессий является тема женской инициации. Этот термин авторы вводят, чтобы обозначить опре­деленный феномен в жизни женщины, когда она осуществляет переход от стадии девушки к стадии зрелой женщины.

В этой статье мы даем определение женской инициации, сравниваем стратегии инициированных и неинициированных женщин, описываем схему инициации, иллюстрируя ее ключевыми моментами психотерапевтических сессий, и проводим аналогии между терапевтическими сессиями и сказками.
^ Определение инициации
Каждой женщине необходимо в своей жизни осуществить переход от состояния девочки к состоянию взрослой женщины. Мы называем этот переход - «инициация» женщины. Слово «инициация» заимствовано нами из антропологии, в переводе с английского оно означает «принятие в группу». Традиционно в обыденном сознании признаком того, что жен­щина прошла свою инициацию, считается начало сексуальной жизни, замужество, рождение детей - то есть социальная атрибутика. В своей психоконсультативной практике мы обнаружили, что наши клиентки, обладая перечисленными признаками, реально не чувствуют себя взрослыми зре­лыми женщинами.

С нашей точки зрения, для реальной инициации недостаточно формальных признаков. Необходима психологическая инициация женщины, то есть не внешний, а внутренний переход из одной стадии в другую. Проводя психотерапевтические сессии, посвященные психологической инициации женщины, мы обнаружили, что все они укладываются в опре­деленную схему. Мы заметили также, что эта же самая схема запечатлена в сказках и мифах.
^ Сказки на темы женской инициации
Мы обратились к сказкам, так как они являются отражением коллективной метафоры, содержат в себе и передают из поколения в поколе­ние общечеловеческие истины, в том числе затрагивающие тему инициа­ции женщины. С нашей точки зрения, это такие сказки, как «Морозко», «Крошечка-Ховрошечка», «Госпожа Метелица», «Золушка» и «Спящая красавица» Ш. Перро, «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»; Пушкина, «Снегурочка» Аксакова, а также древнегреческий миф о Психее, подробнее о котором можно прочесть в прекрасной книге Р. Джонсона «Она»1.

Впервые мы заметили, что эти сказки связаны с темой инициации, когда наши клиентки во время сессий проигрывали сходные сюжеты, на­пример, «прохождение через разного рода испытания», «пробуждение спящей красавицы», «смертельный сон от укола спицей», «предсказания злой пожилой женщины», «диалог с волшебным зеркалом» и др. Мы предположили, что если общие моменты повторяются с такой регулярностью, то эта связь не может быть случайной. Другими словами, мы считаем, что в сказках содержится схема коррекции, которую психотерапевт может использовать и своей работе с данной темой.
^ Сходство сюжетов
Сюжет кратко можно изложить так: мачеха, обнаружив, что падче­рица подросла 1) хороша собой, старается сжить ее со свету. Отец не за­ступается за дочь перед обидчицей. Наконец, мачеха дает задание, которое представляет собой смертельное испытание для девушки. Кто-то помогает девушке с ним справиться. Появляется молодой человек, кото­рый влюбляется в неё. В эпилоге - счастливое замужество героини, за­висть сестер, посрамление мачехи или даже гибель ее.

Выделим общие моменты сюжета:

• Героини находится и переходном периоде, когда девушка уже не ребе­нок, но еще не женщина;

^ В большинстве сказок у девушки мачеха, я не родная мать;

• Есть родной отец, который ведет себя ни отношению к дочери пассивно, не заступается за неё и не поддерживает;

• Как правило, у девушки есть сводные ссоры, являющиеся для мачехи родными дочерьми, к которым последняя добра.

• Девушка должна пройти смертельное испытание;

• Есть наставник - человек, животное или волшебное существо. Он по­могает девушке справиться со смертельным испытанием, поддерживает или даже спасает ее.

• В итоге у девушки появляется жених, с которым героиня счастлива.

• Посрамление мачехи, а иногда смерть.
Итак, что хочет народ сказать сюжетом, повторяющимся из сказки в сказку? Возникает целый ряд вопросов, ответы на которые, как нам кажется, проливают свет на то, как должна проходить психологическая инициация девушки.
• Почему мачеха, а не мать?

• Почему мачеха добра к своим родным дочерям, которые в том же возрасте, что и падчерица?

• Почему отец пассивен н не заступится за дочь?

• Почему в сказке главная героиня в возрасте девушки, а не ребенка, например?

• Почему девушка обязана умереть, прежде чем выйти счастливо замуж?

• Почему наставники - не люди и не женщины?

• Что происходит с мачехой, когда девушка проходит через смертельное испытание?

^

Почему мачеха, а не мать?



Начнем с первого вопроса, в котором, на наш взгляд, содержится ключ ко всей, теме. Что такое мачеха? Какая метафора скрыта за этим об­разом? Это злая мать, причем не родная. Что здесь принципиально? Фор­мально она не мать, а жена отца. В обычной семье у женщины две функ­ции: мать и жена. Как мать она любит свою дочь и желает ей добра, а как жена она является женщиной и соперницей своей дочери в конкуренции за мужчину. В этом, как известно, суть комплекса Электры.

Когда девочка растет в семье, она входит в треугольник: отец-мать-ребенок,

Дочь
Мать Отец
Когда она вырастает и перестает быть ребенком, меняются роли людей, входящих в треугольник. Родительские функции матери ослабевают, и тогда она выступает как женщина, отец - как мужчина, а дочь - как женщина, претендующая на мужчину. Самый близкий и доступный для дочери мужчина - отец. Таким образом, мать и дочь превращаются в женщин-соперниц, борющихся за мужчину - отца.

Девушка
Женщина Мужчина

Эти два треугольника сливаются в один до поры до времени, пока ребенок не вырос. Но вот дочь вырастает, она перестает нуждаться в родителях, и тогда резко и внезапно меняются роли в треугольнике. Женщина больше не востребована как мать, и метафорически она превращается в «мачеху», то есть женщину, соперничающую с другой взрослой женщиной (своей дочерью) за самца, партнера, мужчину. Вот откуда в сказке появляется мачеха: ей легче играть свою роль, если она не разрывается надвое между любовью к дочери и враждой к более молодой сопернице, как это бывает в реальной жизни. Материнскую функцию она осуществляет по отношению к своим родным дочерям, о чем речь пойдет ниже.
^ Почему мачеха добра к своим родным дочерям, которые в том же возрасте, что и падчерица?
В большинстве сказок у мачехи есть родные дочери, и она к ним очень добра. Почему это особо подчеркивается в сказках? Исходя из ска­занного выше, становится понятно, что, мачеха злая к падчерице не сама по себе, а в силу своей второй роли. Дело в том, что соперницей является только падчерица, так как она красива и молода. Поскольку собственные дочери в сказках не востребованы мужчинами, то матери не о чем переживать, они для нее продолжают быть детьми, а не соперницами.
^ Почему отец пассивен и не заступится за дочь?
Все эти сказки вообще как бы не про мужчин. У главной героини ни в одной из сказок нет братьев - только сестры! Активную роль в кон­фликте играют две фигуры: девушка и взрослая женщина, которая царила до того, как расцвела молодая соперница (ср. у Пушкина: «...между тем росла-росла, поднялась и расцвела». Так, в роли соперницы в мифе о Пси­хее выступает не мать, а сама Афродита, заподозрившая, что юная Психея может затмить богиню своей красотой. В «Спящей красавице» у главной героини есть мать и отец, но конфликт развернут не между девушкой и матерью, а между девушкой и старой, забытой всеми Злой феей, а если еще точнее - то между двумя феями - старой и молодой, а главная герои­ня - орудие в этих «разборках».

Несмотря на эти нюансы, во всех сказках центральной темой является женский конфликт, больше ничей. Тогда ясен ответ на вопрос, почему отец пассивен и не заступится за дочь перед своей жестокой и несправедливой женой (в сказке «Морозко» он даже сам отвозит ее в лес на верную погибель). Вместо отца мы должны видеть мужчину, который между двумя женщинами выбирает ту, которая может быть партнершей.

Поэтому он выбирает свою жену. Если говорить по сути, то девочки и бабушки мужчин не интересуют, интересуют женщины в детородном возрасте.

^ Почему в сказке главная героиня в возрасте девушки?
По какой-то причине детство героини неинтересно, хотя про детст­во существует множество сказок («Сестрица Аленушка и братец Ивануш­ка», «Гуси-лебеди» и др.). Интересен именно тот возраст, когда девушка выросла. Например, в сказке «Спящая красавица» завязка происходит во время рождения главной героини, когда Злая фея, внезапно появившаяся на празднике, пророчествует, что в 16 лет девушка умрет, уколовшись ве­ретеном. Затем сразу же следует кульминация: девушке уже шестнадцать, и пророчество сбывается; Если вспомнить психоаналитическую символику, то речь, безусловно, идет о первом сексуальном опыте, дефлорации («уколоться веретеном»). Помогает Добрая фея: нет, ты всего лишь уснешь, пока не придет избранник. Тогда можешь растрачивать дары юно­сти.

В этой сказке другие феи сделали множество прекрасных подарков, олицетворяющих богатство и прелесть юности. К сожалению, кроме этого роскошного приданого в юности таится и «смертельная опасность», о которой не обмолвилась ни одна из Добрых фей. Злая фея как бы делает легальным кризис, связанный с инициацией. Обращаясь все к той же, схеме (см. выше), мы делаем вывод, что в сказке взят наиболее кризисный, переходный момент у обеих женщин. До этого момента конфликта не было, треугольники совпадали, и одна роль не противоречила другой. Теперь же былая иерархия - «взрослый-ребенок» - должна замениться отношениями равенства. Но здесь-то как раз и нет равенства: в доме две взрослые женщины, одна из которых имеет мужчину, а другая нет. Задача девушки - пройти инициацию и найти своего собственного мужчину. Задача матери - пересмотреть свою уже не востребованную материнскую функцию и сменить сферу продуктивности. Запутавшись в социальных ролях, она становится для девушки буквально мачехой, что и отражено как в сказках, так и в сессиях.

У обеих женщин - период смены жизненных задач. Он может быть пройден через проделывание глубокой личной работы. Если этого не происходит — обостряется комплекс Электры. В сказках мы наблюдаем его проявление как смертельную борьбу двух соперниц, смертельную, потому что каждая из них умирает, мнимо или явно, в буквальном или переносном смысле.

Почему девушка обязана пройти смертельное испытание, прежде чем выйти счастливо замуж?

Смерть как тема настолько необъятна, что нуждается в рамках. В контексте данной статьи мы рассматриваем смерть как трансформацию: героиня «умирает» как девочка и «рождается» как женщина. Причем в сказках описано два исхода: прошедшие инициацию девушки обретают жениха, счастье в личной жизни, богатство («Морозко», «Крошечка-Ховрошечка» и др.) Не прошедшие - погибают реально (Снегурочка в сказке «Снегурочка»).

Мы не рассматриваем в данной статье сказки, посвященные мужской инициации («Царевна-Лягушка», «Иван Царевич и Серый волк» и др.), хотя темы очень близки друг другу. В психологической и в антропо­логической литературе тема инициации связывается, как раз, скорее, с мужчинами и описывается как тяжелое испытание, граничащее с физиче­ской смертью и включающее следующие стадии:

1. Испытание.

2. Трансформация.

3. Возрождение.

Так, в нашем обществе, например, олицетворением ритуала муж­ской инициации является армия.

Как видим, женская инициация также включает данные стадии и несет элементы страдания, поскольку психологически переживается как смерть.
^ Почему наставники - не люди и не женщины?
В сказках мы видим, что инициация не может быть совершена де­вушкой самостоятельно. Нужна сильная поддержка и разрешение стать женщиной кого-то старшего, более мудрого, того, кто сам инициирован. В жизни этим человеком является мать, которая сама прошла инициацию (об этом ниже). В сказках же материнскую функцию берут на себя другие герои: корова в «Крошечке-Ховрошечке», Дед Мороз в «Морозко», гос­пожа Метелица в «Госпоже Метелице», Добрая фея в «Золушке» и «Спя­щей красавице».

Особняком стоит сказка «Снегурочка». Снегурочка погибает, когда вместе с подружками прыгает через горячий костер, хотя остальные де­вушки справляются с испытанием. Удивительно символично: молодую девушку обращаться «с огнем» учит мать, но у Снегурочки приемные ро­дители - бабушка и дедушка, которые уже «отыгрались с огнем». И де­вушку некому наставить в этой жизни...

Нам представляется символичным также то, что герои-наставники, оказывающие девушке поддержку, в большинстве случаев не являются не только женщинами, но даже людьми (например, корова в «Крошечке-Ховрошечке»). Дед Мороз из «Морозко» - дед, не мужчина, то есть не в детородном периоде, само олицетворение мудрости. Почему это важно? Наставник - тот, кто не может быть конкурентом в борьбе за мужчину - животное, волшебное существо (фея), дед. Не будучи женщиной, настав­ник не попадается в ту же ловушку соперничества, он может быть ис­кренним в своей помощи.

Таким образом, в сказках у девушки есть как бы две «матери». Од­на - мачеха, соперница, другая - наставница и помощница. В сказках эти две роли разделены, но в жизни они слиты в одном и том же человеке, и их очень трудно различить. Две роли - стареющая женщина и мать вы­росшей дочери - находятся в конфликте между собой.
^ Что происходит с мачехой, когда девушка справляется со смертельным испытанием?
Привычное восприятие комплекса Электры в психологической литературе - через призму дочери. Но в сказках мы имеем дело с двумя женщинами, каждая из которых, как мы уже сказали, решает свою жизненную задачу. Что при этом переживает мачеха? Чего боится? «Если моя дочь - женщина, то я - старуха». А за старостью стоит страх потери при­влекательности и потери партнера. А еще глубже - страх смерти. Ста­реющая женщина хотела бы удержать молодость, красоту, цветущее пло­доносящее состояние. И когда она терпит поражение в конкуренции, то ведет себя как при дедовщине: вместо того, чтобы проделать глубокую внутреннюю работу и обрести новую продуктивность в новой сфере, она включается в соревнование за власть. «Я ль на свете всех милее?» - эти ставшие бессмертными строки Пушкина отражают суть женских «замерялок», кто тут «главный». Вместо полноценной женской жизни и прожива­ния момента идет набор очков.

Поэтому можно вести речь о двух инициациях: одна происходит у девушки (переход в женскую фазу), другая - у женщины (переход в фазу старости).
^ Инициированная женщина
Итак, в сказках рассматривается самый острый момент в жизни женщины, от исхода которого зависит, будет ли женщина плодоносящей, активной, счастливой или же погибнет как женщина. А как должна проходить инициация в жизни? Как выглядит инициированная женщина?

Нам представляется, что говорить придется о некоем идеале, опять-таки имеющемся, скорее, в сказках, нежели в реальной жизни: о Марье Искуснице, Василисе Прекрасной, Василисе Премудрой и др. Если неинициированных женщин мы видим повсеместно, то про инициированных можно сказать, что некоторым женщинам удается более или менее приблизиться к этому идеалу.

Ниже мы приводим схему, иллюстрирующую два пути психологи­ческого развития женщины. Первый путь «высчитан» нами, он показывает «идеальный» путь инициации. Второй мы наблюдаем в ходе реальных психотерапевтических сессий, описание которых приводится после схемы.


^ Женская инициация на психотерапевтических сессиях
А теперь обратимся к конкретным терапевтическим сессиям, которые мы проводим на наших тренингах «Инициация женщины». Участницы наших групп - женщины 30-40 лег, замужние и одинокие, имеющие детей и бездетные.

Если сравнивать терапевтические сессии со сказками, то в глаза бросается сходство сюжетов. В основе каждой сессии лежит конфликт клиентки с матерью, возникший, когда первая вступила в пубертат, и резко обострившийся, когда ей исполнилось 13-14 лет. Мать, до тех пор мяг­кая и любящая, вдруг начинает контролировать дочь, запрещает ей поздно возвращаться домой, надевать нарядную одежду, заставляет просиживать часами за уроками. Рано или поздно дочь срывается и нарушает запрет - поступает по-своему. За это следует жестокое наказание матери. Такие стычки повторяются все чаще. Как следствие, дочь либо рано выходит за­муж, чтобы только покинуть родительский дом, либо «идет по рукам», чтобы сделать матери назло, либо покоряется и отказывается от борьбы.

В психотерапевтических сессиях мы имеем дело с последствиями этого конфликта, когда прошло уже около 20 лет и наши клиентки зачас­тую имеют дочерей в подростковом возрасте, с которыми история повто­ряется. Ни одна из них не осознает истоков своей проблемы, с которой пришла на группу, но имеет желание что-то изменить в своей жизни.
Заявки
Начиная группу, мы спрашиваем, с какой целью пришли участни­цы, что хотят получить от взаимодействия. Как правило, уже в самых пер­вых словах заявок содержится в метафорическом виде тема инициации:
• Я не умею возбуждаться. Иногда моя «самка» приходит, иногда - нет. Заранее никогда не знаю, подведет она меня в этот раз или нет.

• После операции (удаление матки) не клеятся отношения с мужчинами. Я с ними борюсь, меряюсь силами, побеждаю. А хочется теплых отно­шений.

• Не могу родить ребенка мужу. Несколько лет больниц - хочу забере­менеть. Не беременею, хотя стараюсь изо всех сил. Я не уверена в себе как женщина.

• Мужчины видят во мне только сексуальный объект. Не умею отказы­вать. Хочу научиться,

• Мужчины не воспринимают меня как женщину, а, скорее, как партне­ра. Ненавижу позу амазонки. У меня действительно есть проблемы, например, по несколько месяцев отсутствуют менструации, я живу на гормонах.

• Хочу влюбиться, чтобы было интересно. Ненавижу старух.

• Боюсь стареть.

• Я бы хотела правильно жить. Но не знаю, как правильно. Хочу узнать.

• Меня стали считать женственной некоторые мужественные женщины, а мужчины считают пустым местом. Боюсь, что стану лесбиянкой. Хо­тела бы построить отношения с мужчиной.
Все эти заявки, такие разные на первый взгляд, можно объединить по общему признаку - во всех случаях речь идет о том, что какая-то часть личности, говоря метафорически, «мертва». Именно на этих сессиях воз­никла групповая метафора2, вынесенная нами в эпиграф статьи: «хорошая женщина - мертвая женщина» - но аналогии с поговоркой «хороший ин­деец - мертвый индеец», возникшей в те времена, когда переселенцы ос­ваивали территорию Америки и истребляли коренное население - индей­цев. Речь идет о войне не на жизнь, а на смерть. Если индеец мертв - то побеждает оккупант, вот почему хороший индеец - мертвый.

Какое отношение эта метафора имеет к нашим клиенткам? О завое­вании какой территории идет речь? Для кого хороша «мертвая» женщина? Кто ее убивает? Как это ни парадоксально звучит, убить в себе женщину заставляет девушку родная мать. И это иногда не метафора, а реальность.
^ Стратегии неинициированной женщины
Как мы уже сказали, когда девочка растет в семье, она входит в треугольник: отец-мать-ребёнок (см. схему 1). Когда она вырастает и пе­рестает быть ребенком, меняются роли людей, входящих в треугольник. Родительские функции матери ослабевают, и тогда она выступает как женщина, отец- как мужчина, а дочь - как женщина, претендующая на мужчину. Самый близкий мужчина - отец. Таким образом, мать и дочь превращаются в женщин-соперниц, борющихся за мужчину - отца.

Итак, первая стадия: отношения между матерью и дочерью стано­вятся отношениями соперниц.

Если мать - инициированная женщина, то она не скрывает тему секса. Она дает своей дочери разрешение на то, чтобы та стала женщиной, и помогает ей пройти инициацию, сама бессознательно представляя со­бою пример женщины, живущей полнокровной жизнью.

Если же мать не инициирована сама, то тема секса в семье табуирована. Мать манипулирует дочерью, чтобы последняя не получила разре­шение быть женщиной. Дочь под влиянием манипуляций видит только один «треугольник» в их отношениях - тот, который ей показывают от­крыто: «Мать-отец-дочь». Мать сознательно или бессознательно скрывает от дочери, что в треугольнике «женщина-мужчина-девушка» она вы­ступает как соперница собственной дочери.

Во всех сессиях, несмотря на различия в заявках, обязательно при­сутствует одинаковая сцена: клиентка вспоминает, что в возрасте 13-14 лет, когда она стала девушкой, мать запретила ей встречаться с мальчика­ми. Поскольку в реальной жизни суть отношений скрыта, а именно слиты в одну две роли матери (мать и соперница), то скрыты и манипуляции, за­прещающие девушке жить как женщине. Например, мать может демонст­рировать заботу, говоря дочери: «Не пойдешь гулять, пока не сделаешь все уроки». Скрытое послание: «Боюсь, что ты встретишься с мальчиками и вступишь в сексуальные отношения», «Боюсь потерять власть над то­бой, если ты станешь сильной». «Ты моложе и красивее меня, если ты вступишь в возраст сексуальности, мне прядется уступить тебе свою власть».

Манипуляция неинициированной матери можно разделить на три группы, в зависимости от ее стратегий3:

^ ИЗОЛЯЦИЯ
(«СИНИЙ ЧУЛОК», «БАБУШКА»)


ПРОТЕСТ
(«ШЛЮХА»)

ПОДЧИНЕНИЕ
(«ВЕЧНАЯ ДЕВОЧКА»)

«Секса не существует». «Ты должна посвятить себя детям (родителям, воспи­танию сестер и братьев, учебе, работе, науке, Ро­дине, Богу и т.д.).

«Если ты занимаешься сек­сом - значит ты шлюха». «Секс - это грязно». «Поцеловалась с мужчиной – иди в ЗАГС». «Попробуй только принеси в подоле!»

«Если ты потеряла девст­венность, ты больше непривлекательна для мужчин». «Ты у меня под колпаком, вижу тебя насквозь».


Все три типа легко узнаются по внешнему виду и поведению.
1. Изоляция. К первой группе относятся женщины, которые изолировались от своей женской сексуальности либо уйдя с головой в работу («Синий чулок»), либо в заботу о других («Бабушки»). Первым присущи черты мужского поведения (особенно если они выросли без отца и заменяли матери мужа); симптомы работоголизма (они уходят с головой в науку, учебу и т.д.), фанатизм. Вторые, как правило, посвящают себя детям, причем не своим, а чужим (они воспитывают либо приемных детей, либо детей родственников (племянников, например). У тех и других асексуальная внешность, только первые берут пример с мужчин, а вторые - с бабушек. «Бабушки», кроме того, часто страдают от лишнего веса.

2. Протеcт. Это группа женщин с протестным поведением, которых характеризует сверхвнимание к внешности, тему секса подменяют суррогатом - демонстрацией сексуальности. Это те женщины, которые либо вступили в ранний брак (как правило, по беременности), либо они имеют множество партнеров; женщины с темой насилия, содержанки. Если представительницы первой группы скрывают сексуальную жизнь, то представительницы второй выставляют ее напоказ. Используя терминологию Э.Берна, любимой игрой протестных женщин можно назвать «Динамо»4. В общении для них характерны кокетство, сексуальные провокации и авансы по отношению к мужчинам и конкуренция с женщинами. Среди заявок звучит тема чистоты-грязи.

3. Подчинение. В глаза бросается неконгруэнтность во внешности:

например, женщина, которой за тридцать, может одеваться как школьница, говорить детским голосом, вести себя капризно. Озабочена тем, чтобы как можно дольше не стареть, сохранить внешность девочки.

Объединяет представительниц всех трех групп то, что все они, так или иначе, асексуальны, или «мертвы» как женщины, не удовлетворены своей сексуальной жизнью и продуктивностью в самом широком смысле.
^ Пример сессии. «Спящая красавица»
Мы назвали эту сессию «Спящая красавица». Участница группы - Галина. Галине 31 год, она второй раз замужем, имеет дочь от первого брака. Сессия началась с заявки Галины поработать с собственным сном. Когда пересказ сна закончился, Галина сказала: «Меня разбудил мой ре­бенок». Мы восприняли эти слова как метафору: «мой ребенок» может восприниматься как внутренний ребенок клиентки, который, несмотря на взрослость клиентки, остается в детском состоянии, не получая удовле­творения.

Тема Галины - ребенок в обличье взрослой женщины - видна еще до того, как она заговорила о сне. Во-первых, по профессии она космето­лог, то есть ее бизнес связан с внешностью женщины. Метафорически род ее занятий выглядит таким образом: как подольше удержать женщину в состоянии девушки. Во-вторых, что касается внешности самой Галины, то в глаза бросается ее неконгруэнтность: женщина, которой за тридцать, со­стоящая во втором браке, мать - и при этом бантик в начавших уже седеть волосах, короткая юбочка в складку, напоминающая пионерскую, быст­рые движения, детский голосок.

Содержание сна следующее. Галина закрывает ребенка в пустом доме, уложила спать, а сама пошла гулять. Заперла, чтобы с ним не слу­чилось «ничего плохого».

Т: А что с ним может случиться плохого? К: Могут ворваться мужчины, которые чем-то опасны, и напугать.

Мы предложили Галине инсценировать сон, взяв на себя роль ре­бенка. На роль двери предложили выбрать кого-то из членов группы. «Дверь» оказалась двустворчатой, ее играли два человека, мужчина и женщина. Когда Галине предложили посмотреть на сцену со стороны, то это напомнило ей сцену из собственного подросткового детства. Так по­ступала мать, не пуская дочь гулять, чтобы ничего «такого» не случилось. На вопрос, что «такое» могло случиться, Галина ответила далеко не сразу. Подумав, она предположила, что речь шла о запрете играть с мальчиками. Это никогда не говорилось матерью напрямую, а давалось понять косвен­но, манипулятивным способом. Суть манипуляции: мать делает отноше­ния полов непривлекательными, представляя женщину как «тетку», «ста­руху». И перед дочерью на бессознательном уровне ставится неразрешимая задача: нужно все время оставаться девушкой, не развива­ясь, удерживая себя годы и годы в состоянии ребенка.

Мы предложили Галине сыграть взрослую женщину. Она помор­щилась.

Т: А что мешает это сделать?

К: Для меня женщина - это что-то непривлекательное, бесформен­ное...

Т: Непривлекательное для кого?

К: Для мужчин. Мне кажется, им должны нравиться молодые де­вушки, а не старухи.

Стало понятно, что для Галины между девушкой и старухой нет связующего звена, нет стадии «женщины».

Тогда мы сделали Галине другое предложение - сыграть старуху.

Т: Чем тебе не нравятся старухи? К: Они напоминают о смерти.

Следующая сцена была про смерть. Галина построила для себя гроб, что напомнило и ей, и группе сказку «Спящая красавица».

Т: Что бы помогло тебе ожить? Кто может тебя разбудить?

К: Собственный ребенок. (Вспоминаем начало сессии - сон Галины, в котором ее будит собственный ребенок. Теперь уже понятно, что речь идет о собственной неудовлетворенной потребности, без которой жизнь - сон).

Т: Побудь в роли этого ребенка. Чего ты хочешь?

К: Хочу пойти на улицу погулять с друзьями.

Далее следует сцена диалога с идеальной матерью, в котором та разрешает общаться с детьми, в том числе мальчиками. В сессиях, кото­рые мы проводили на женских тренингах, легко «озвучить» «мачеху», но «хорошую мать» приходится «выстраивать». Первая запрещает вступать в половые отношения, вторая должна дать такое разрешение и поддержать. Звучит это разрешение парадоксально: «ты можешь жить с мужчиной, даже если я против». Перевод: «Я как мать желаю тебе женского счастья, хотя я как женщина завидую твоей молодости и конкурирую с тобой».

Во время шеринга5 в группе родилась пародия6 :

Девочка: «Я с вами еще не...»

Бабушка: «Я с вами уже не...»

Между ними женщина, которая: «ДА!»

Голос мужчины: «Да где ж таких увидишь...»
^ Стадии инициации
Как же должна проходить психологическая инициация? Где жен­щины, которые говорят «ДА»?

Сказки говорят нам: чтобы стать взрослой женщиной, девушке, во-первых, нужно «победить» свою мачеху, которая не разрешает ей взрос­леть, потому что не хочет уступить свою территорию. Далее - получить разрешение от матери (в сказках ее роль играет кто-то другой) на личное счастье и совет, как себя вести. И последнее - найти своего мужчину и построить свой дом, свою территорию, свои границы.

Коррекция на психотерапевтических сессиях состоит из таких же стадий, кроме одной: если в сказках понятно, где злая мачеха, а где добрая фея, то в жизни невозможно различить эти две роли, так как они слиты в одной и той же женщине. Вот почему клиентка не может отреагировать свой протест - ей мешает сделать это любовь к матери. И наоборот: она не может сказать о своей любви, потому что мешают неотреагированная обида и гнев.

1. Таким образом, первая стадия в коррекции — развести роли, то есть показать две части личности матери: любящую («мать») и запрещающую («мачеха»).

2. Далее: отреагировать чувства обиды, гнева по отношению к той части личности матери, которая запрещает девушке вступать в отношения с противоположным полом и ассоциируется с мачехой.

3. Третье: получить разрешение на право быть женщиной от любящей части матери.

4. Четвертое: получив разрешение вступать в отношения с мужчинами, девушка должна найти «своего» мужчину, а не отца. Таким образом, схема приобретает следующий вид:



5. Наконец, девушка должна обозначить свою территорию и суметь защитить ее от контроля матери.

6. Последняя стадия - шеринг, поддержка группы, которая символизи­рует социальное одобрение.

На наш взгляд, нужно сказать несколько слов о роли «хорошей ма­тери». В жизни формам взрослого поведения обучает девочку собственным примером инициированная женщина. В сказках эту роль - роль по­мощника - берет на себя сказочное волшебное существо. На сессиях терапевт либо член группы, которого выбирает клиентка на эту роль.

Приведем еще один пример из терапевтической сессии, который иллюстрирует коррекционную часть сессии.

Пример сессии. «Снегурочка»

Светлане 35 лет. Разведена, дочери 16 лет. Заявка: «Не могу сама возбуждаться. Иногда моя самка приходит, иногда - нет. Я заранее нико­гда не знаю, подведет она меня или нет в этот раз».

Сессия проводилась в гештальт-подходе, с использованием мета­фор.
Т: Возбудись сейчас.

К: Как! Сама? Как это возможно при всех? Это стыдно…
Чувство стыда - основная фигура, с которой проходила работа на этой сессии. Интроект клиентки, вынесенный из общения с «запрещаю­щей частью» матери -. женщина не должна сама нести ответственность за свое возбуждение, это ответственность мужчины. Женщина - некая «снегурочка», холодная, без чувств, не отвечающая на любовные призывы мужчины. Суть проблемы Светланы в том, что женщина не может гово­рить о своей любви, проявлять свои чувства открыто.

Следующим шагом после осознания интроекта было получение разрешения от «разрешающей части» матери быть женщиной. Клиентка выбрала на эту роль участницу группы, которой дала слова: «женщина сама активна, она может говорить о том, чего ей хочется, это не стыдно, а нормально».

Третий этап - обучение матерью. Сессии на сексуальные темы в группе сложно проводить из-за социальных табу на эту тему. Как была решена проблема в данном случае? Как стало возможным здесь-и-теперь научить клиентку возбуждаться самой в присутствии 20 человек? Это удалось сделать через метафору. На вопрос, что хочет сделать, клиентка ответила: «Помяукать». Метафорически это означает: проявить собствен­ную сексуальную активность, побыть самкой. Однако в тот же момент вернулось чувство стыда, и, по словам клиентки, у нее «пересохло горло», она не смогла произнести ни звука. Тогда она сама обратилась за под­держкой к «идеальной матери» - женщине, выбранной ею на эту роль из группы. Сначала им удалось помяукать вдвоем, а потом - одной.

Еще одна стадия - поддержка мужчины. Клиентка «проверяет», «работает» ли новый механизм. Мужчина вступает в диалог своим мяу­каньем. Символически это выбор «своего» мужчины и выстраивание сво­их собственных границ.

Последняя стадия - поддержка группы. Группа мяукает хором с удовольствием вместе с клиенткой, подтверждая тем самым, что то, что происходит, нормально, приемлемо.


1 ^ Джонсон Р.А. Она. Глубинные аспекты женской психологии. – Харьков: «Фолио»,1996. – 124с.

2См. Ефимкина Р. П., Горлова М. Ф. Развитие метафоры » групповом процессе. //Жур­нал практического психолога. - 1998. -№4.

3Мы используем термины, введенные К. Хорни, для описания стратегий невротическо­го поведения личности (см. Хорни К. Невротическая личность нашего времени, - М., 1993)

4 Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. - М; Прогресс, 1988.

5 От англ. share - "делиться " - обмен чувствами между участниками группы после сессии в психодраматическом подходе,

6 См. Горлова М.Ф; Ефимкина Р. П. Излечение, неминуемо. Психотерапевтические пародии.-Новосибирск, 1999.


Похожие:

Психологическая инициация женщины «Хорошая женщина мёртвая женщина». Групповая метафора, возникшая на одном из тренингов iconСуществует ли йога для женщин?
Роль женщины в йоге Триады. Как должен относится мужчина к женщине, а женщина к мужчине с точки зрения Триады? Кто делает женщину...
Психологическая инициация женщины «Хорошая женщина мёртвая женщина». Групповая метафора, возникшая на одном из тренингов iconСтивен Кинг Кристина
Кристина — не женщина, но Эрни Каннингейм любит ее до безумия. Кристина — не женщина, но подруга Эрни с первого взгляда понимает,...
Психологическая инициация женщины «Хорошая женщина мёртвая женщина». Групповая метафора, возникшая на одном из тренингов iconМужчина+Женщина: познать и покорить Глава "Психология женщины и психология...
И они не только во внешних отличительных признаках пола. Оказывается, одноименные внутренние органы у мужчин и женщин действуют несколько...
Психологическая инициация женщины «Хорошая женщина мёртвая женщина». Групповая метафора, возникшая на одном из тренингов iconСветлана Алексиевич у войны не женское лицо
Есть и другие слова сестра, жена, друг и самое высокое мать. Но разве не присутствует в их содержании и милосердие как суть, как...
Психологическая инициация женщины «Хорошая женщина мёртвая женщина». Групповая метафора, возникшая на одном из тренингов iconИгорь Николаевич Калинаускас Ева Израилевна Весельницкая Мужчина и Женщина. За порогом Рая
Мужчина и Женщина пытаются найти суть возникающих противоречий и дорогу к гармонии и пониманию. Оказывается, мы такие разные, и в...
Психологическая инициация женщины «Хорошая женщина мёртвая женщина». Групповая метафора, возникшая на одном из тренингов icon8 марта. Как оно есть и как должно быть. Первые впечатления 
«Женщина поздравляю тебя с тем, что ты женщина!». Так?! Ну на самом деле ведь это не так! Ведь праздник то изначально называется...
Психологическая инициация женщины «Хорошая женщина мёртвая женщина». Групповая метафора, возникшая на одном из тренингов iconRepublic Commando. Book Tripple Zero
Корусканта (человек, мужчина) Генерал этейн тер-мукан, рыцарь-джедай (человек, женщина) Генерал арлиган зей, мастер-джедай (человек,...
Психологическая инициация женщины «Хорошая женщина мёртвая женщина». Групповая метафора, возникшая на одном из тренингов iconАбэ Кобо Женщина в песках «Женщина в песках»: Рипол Классик; 2004; isbn 5-7905-2393-5
Женщине так трудно быть одной. Но с мужчиной еще труднее. Ведь мужчина так ценит свободу. Но однажды мышеловка захлопнется, и мужчина...
Психологическая инициация женщины «Хорошая женщина мёртвая женщина». Групповая метафора, возникшая на одном из тренингов iconВсе мужчины одинаковы перед женщиной, которой они восхищаются
Женщина есть первое человеческое существо, попавшее в рабство. Женщина стала рабой еще тогда, когда рабов еще не существовало
Психологическая инициация женщины «Хорошая женщина мёртвая женщина». Групповая метафора, возникшая на одном из тренингов iconКнига французской писательницы и философа Симоны де Бовуар «Второй пол»
«природное назначение пола», чем и почему положение женщины в этом мире отличается от положения мужчины, способна ли в принципе женщина...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница