Книга посвящена актуальной теме речевому развитию ребенка 1,5-3 лет


НазваниеКнига посвящена актуальной теме речевому развитию ребенка 1,5-3 лет
страница1/22
Дата публикации01.05.2013
Размер2.26 Mb.
ТипКнига
userdocs.ru > Психология > Книга
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22



Янушко, Елена.

Я65 Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет. / Елена Янушко. — Москва : Теревинф, 2007. — 232 с.

Книга посвящена актуальной теме — речевому развитию ребенка 1,5-3 лет.

Чтобы заговорить, ребенку необходима помощь взрослого. Начальный этап состоит из занятий, которые помогают наладить общение со взрослым, развива­ют подражание, слуховое внимание и восприятие ребенка, дыхание, мелкую мо­торику. Основной раздел книги — «Развитие речи» — ставит своей целью «раз­говорить» ребенка и описывает логопедические занятия и специальные приемы логопедического воздействия, учитывающие особенности работы с маленькими неговорящими детьми. Представленный материал поможет создать речевую сре­ду развития, накопить пассивный словарь. Развитие активной речи ребенка (именно то, чего с таким нетерпением ожидают близкие!) достигается путем раз­вития у ребенка речевого подражания, использования ритма и т.д.

Книга является практическим пособием. Материал изложен кратко, в попу­лярной и удобной форме, включает в себя описания занятий в виде занима­тельных игр.

Книга будет полезна как логопедам и воспитателям, так и родителям.

Содержание

От автора 5

Логопедические занятия с детьми раннего возраста 7

Необходимость логопедических занятий

с неговорящими детьми раннего возраста 9

Особенности занятий с детьми раннего возраста 10

Особенности логопедических занятий с детьми раннего возраста ^ 16
Развитие общения и сотрудничества со взрослым 19

Развитие эмоционального общения со взрослым 21

Игры для налаживания контакта с ребенком 23

Развитие общего подражания 35

Игры со стихотворными текстами 38

^ Подвижные игры 46

Игры с игрушками и предметами 51

Развитие делового общения со взрослым 60
Развитие слухового восприятия 71

Развитие неречевого слуха 73

Игры для развития физического слуха 75

Развитие речевого слуха 83

^ Игры для развития речевого слуха 85
Развитие дыхания 93

Развитие физиологического дыхания 95

Игры и упражнения для развития плавного ротового выдоха 96

Развитие речевого дыхания 111

^ Игры для развития речевого дыхания 112
Развитие моторики рук 119

Развитие движений и двигательных навыков в детстве 121

Значение развития движений рук и мелкой моторики пальцев 123

Игры и упражнения для развития ручной моторики ^ 125

Занятия с предметами и материалами 126

Игры 140

Пальчиковые игры 147
Развитие речи 165

Развитие понимания речи 167

Создание речевой среды 167

Накопление пассивного словаря 175

^ Игры для развития пассивного словаря 179

Развитие активной речи ребенка 190

Развитие речевого подражания 191

Игры для развития общего и речевого подражания 196

Использование ритма в развитии речи 207

^ Упражнения на договаривание слов и строк 211

Потешки 214

Песенки 216

Рифмованные загадки 222

Развитие речи на основе знакомства с окружающим миром ^ 225
Словарь терминов, использованных в книге 228
Литература 231

От автора

Предлагаемая вашему вниманию книга описывает начальный этап работы с неговорящими детьми 1,5-3 лет. Отавная цель кни­ги — описать игры и упражнения, а также специальные приемы работы, с помощью которых удается «разговорить» ребенка, дать импульс к дальнейшему развитию активной речи.

В книге подробно рассматривается специфика работы с деть­ми раннего возраста, отстающими в речевом развитии. Такая рабо­та требует от логопеда определенных навыков и особенного подхо­да к обучению, так как методика занятий с малышами коренным образом отличаются от занятий с детьми дошкольного возраста. В настоящее время предлагается широкий выбор книг и пособий для логопедических занятий с дошкольниками, а вот описание практического опыта работы с малышами встречается гораздо реже.

Известно, что именно в раннем возрасте (до 3-4 лет) наилуч­шим образом развиваются многие психические функции. Тема раннего развития детей очень популярна, и проблема развития речи продолжает оставаться наиболее актуальной и требует самого серьезного отношения. Время диктует свои условия: сейчас к шес­ти годам ребенок должен не только чисто говорить, иметь доволь­но богатый словарный запас, уметь четко выражать свои мысли, но и читать, писать печатными буквами, уметь производить звуко-буквенный анализ слов. Поэтому, чем раньше начать занятия с ребенком, тем больших успехов можно добиться в работе. Особенно пристальное внимание требуется в случае, если ребенок отстает в речевом развитии.

Книга имеет практическую направленность, все теоретические аспекты проблемы намеренно опущены. Мы описываем исключи­тельно практический опыт работы с безречевыми детьми раннего возраста. Советуем помнить, что для адекватного восприятия пред­лагаемого материала необходимо понимать механизмы, законо­мерности и этапы развития речи как в норме, так и в случае рече­вых нарушений.

Представленный вашему вниманию материал отобран по уров­ню эффективности: мы выбрали для книги только самые интерес-

ные игры, любимые детьми, дающие отличные результаты. Поми­мо эффективности, мы позаботились о простоте и удобстве: мате­риал в книге строго систематизирован, игры и занятия с детьми описаны понятно и подробно, тексты и ход игры быстро запоми­наются.

Описанные этапы работы вытекают один из другого, но воз­можно и выборочное использование отдельных видов игр с учетом уровня развития конкретного ребенка и целей занятий. Игры и занятия можно использовать как в индивидуальной, так и в груп­повой работе. Отдельные игры могут стать основой целого занятия или его частью.

Мы искренне надеемся, что эта книга будет полезна как для специалистов, так и для родителей.

Логопедические занятия с детьми раннего возраста


Необходимость логопедических занятий с неговорящими детьми раннего возраста

В ситуации, когда у малыша 1,5-2,5 лет отсутствует активная речь, перед родителями и педагогами встает вопрос: необходимо ли немедленно начинать специальные логопедические занятия или стоит подождать?

Родители обычно сравнивают речь ребенка с уровнем развития речи его сверстников. И, безусловно, их начинает беспокоить тот факт, что ребенок отстает в речевом развитии. Однако на бытовом уровне существуют представления о том, что «мальчики вообще начинают говорить позже» или «бывает, что молчит, молчит, а потом заговорит», и т.п.

Часто и логопеды в поликлинике советуют немного подождать. Объяснить это можно тем, что занятия с малышами требуют особо­го подхода, не каждый специалист обладает необходимыми знани­ями, опытом, а также желанием заниматься с маленькими деть­ми. Гораздо легче проводить занятия с ребенком 4,5-5 лет, поведе­ние которого уже в достаточной степени произвольно.

На наш взгляд, в случае отсутствия активной речи у малыша 1,5-3 лет необходимо организовать консультацию у грамотных специалистов — логопеда, психолога, психоневролога, оторинола­ринголога (ЛОР), провести ряд медицинских исследований (энце­фалограмму и эхограмму мозга, аудиограмму и др.). Наблюдения специалистов и объективные данные медицинских исследований позволяют уточнить характер нарушения и степень его сложности, предположить возможные причины возникновения нарушения. В результате такого обследования становится возможным органи­зовать адекватную помощь ребенку.

В раннем возрасте различные нарушения развития по своим внешним проявлениям еще не дифференцированы, часто имеют схожие проявления. Но нарушение развития речи в той или иной степени сопровождает любой дефект. Организация наблюдения за ребенком и коррекционные занятия помогут дифференцировать нарушение речи от других нарушений (задержка психического раз­вития, олигофрения, нарушения слуха, аутизм), поставить более точный диагноз.

^ Логопедические занятия с детьми раннего возраста

Обычно на консультации у логопеда или в процессе логопеди­ческих занятий с детьми раннего возраста родители хотят полу­чить прогноз развития речи ребенка на ближайшую и отдаленную перспективу. Насколько возможно составить точный прогноз? Так как в раннем и младшем дошкольном возрасте у детей с наруше­нием речи разной степени сложности уровень общего и речевого развития может выглядеть примерно одинаково, предположения о дальнейшем развитии речи ребенка можно составить только учи­тывая динамику развития речи в ходе обучающего логопедическо­го воздействия.

При проведении систематических логопедических занятий часть детей, имеющих сходные речевые нарушения в раннем и младшем дошкольном возрасте, могут полностью преодолеть свой речевой дефект, догнать по уровню развития речи сверстников, а в будущем успешно обучаться в массовой школе. Другая часть детей даже в ходе систематических занятий оказывается не способна полностью преодолеть свою речевую недостаточность, в школьном возрасте у них возникают проблемы с усвоением письменной речи (дисграфия, дислексия). В первом случае можно говорить о задер­жке речевого развития (ЗРР), во втором случае — об общем недораз­витии речи (ОНР).
Особенности занятий с детьми раннего возраста

Работа с детьми раннего возраста требует особого подхода. За­нятия с маленькими детьми отличаются от занятий с дошкольни­ками не только объемом и содержанием материала, но и специфи­ческими приемами проведения занятий. Чтобы построить работу наилучшим образом, логопед также должен хорошо представлять себе психологическую характеристику раннего возраста: особен­ности развития восприятия, внимания и памяти, речи, мышле­ния, деятельности и т.д.

Итак, в работе с детьми раннего возраста следует учитывать следующие моменты:

^ Ребенок познает мир с помощью взрослого человека путем подражания

Малыши с интересом исследуют сенсорные свойства окружаю­щих предметов: открывают и закрывают, бросают, трогают, нюха­ют, пробуют на вкус. Но только с помощью взрослого ребенок узна­ет функциональное назначение предметов нашего быта — что ложкой едят суп, а лопаткой копают песок, книжку читают, а ка­рандашом рисуют.

Взрослый знакомит малыша с новыми играми, когда учит уба­юкивать куклу, строить из кубиков, катать машинку за веревочку и т.д. Наблюдая за взрослым и повторяя его движения, действия, слова, ребенок усваивает новые навыки, учится говорить, обслу­живать себя, становится более самостоятельным.

Вывод: занятия с малышами основаны на подражании

взрослому, его движениям, действиям и словам, а не на

объяснении, беседе, внушении.
В совместной деятельности ребенка и взрослого необходимо совмещать элементы игры и обучения

Дети раннего возраста активны, подвижны и любознательны. Дет­ская непосредственность лежит в основе познания окружающего мира и общения с людьми. У малышей еще не сформированы по­нятия: что такое хорошо, а что такое плохо, как можно себя вести, а как нельзя и др. Обучение малышей возможно только в том слу­чае, когда затронуты положительные эмоции ребенка. Такого эмо­ционального подъема можно достичь только в игре. Сознательное отношение к обучению появится позже — в старшем дошкольном возрасте. А пока... если малышу неинтересно, он просто отвернет­ся или уйдет.

Вывод: элементы обучения необходимо вводить в специ­ально организованные игры.
Чтобы новый навык закрепился, необходимо повторение

Малыши любят повторять одно и то же действие (или движение, слово и т.д.) снова и снова. Это механизм обучения: чтобы навык закрепился, необходимо большое количество повторений, и чем сложнее навык, тем больше времени и количества повторений по­требуется.

Предположение, что необходимо постоянно вносить разнообра­зие в игры и занятия ребенка, правильно для детей старшего воз­раста. А малыши более комфортно чувствуют себя в знакомой ситу­ации, действуют более уверенно в ходе знакомых любимых игр.

Вывод: чтобы новые знания, умения и навыки закрепились, необходимо многократное повторение пройденного.
Содержание материала должно соответствовать детскому опыту

Материал для игр и занятий с маленькими детьми необходимо подбирать таким образом, чтобы его содержание соответствовало детскому опыту. Используйте знакомые малышу ситуации. На­пример, игра с машинкой — дети видели машины на улице; игра «Киса, киса — брысь!» — дети видели и гладили кошку.

Если же предлагается новый материал, то предварительно не­обходимо дать ребенку новые представления. Например, игра «Ку­рочка с цыплятами». Маленькие городские дети часто не имеют реального представления о домашних птицах, поэтому покажите ребенку игрушки — курочку и цыплят — или картинки, немного расскажите об этих домашних птицах, а потом начинайте играть. Основные темы занятий — быт человека, животные и птицы, растения, сезонные изменения и погода и т.д. Одни и те же сюже­ты закрепляются, уточняются, расширяются на разных занятиях. Повторное использование знакомых сюжетов в работе с маленьки­ми детьми вполне оправданно и полезно.

Вывод: содержание материала для занятий с малышами требует серьезного и вдумчивого отбора (можно взять за основу раздел программы детского сада «Ознакомление с окружающим миром»).

^ Необходимо контролировать уровень сложности предлагаемого материала

Уровень сложности материала для занятий с детьми раннего воз­раста должен быть адекватен возрасту. Опыт работы показывает следующую тенденцию: педагоги склонны завышать уровень слож­ности материала и предъявляемых к малышам требований. Это можно объяснить тем, что взрослому человеку очень трудно занять позицию маленького ребенка. А ведь то, что очевидно и просто для ребенка старшего возраста, а тем более для взрослого, для малы­шей представляет серьезную задачу.

Следует также помнить, что если перед ребенком будет стоять непосильная для него задача, он заведомо оказывается в ситуа­ции неуспеха. Малыш попытается выполнить задание, но у него не получится, и он быстро потеряет интерес. В этом случае будут разо­чарованы и ребенок и взрослый, а в следующий раз малыш может отказаться от попыток выполнения сложного задания.

Вывод: материал должен быть доступен для маленького ребенка, усложнение одного и того же задания происходит постепенно, от занятия к занятию (реализация принци­па «от простого к сложному»).
^ Необходимо контролировать длительность занятия

Следует учитывать тот факт, что внимание маленьких детей непро­извольно и кратковременно. Поэтому необходимо заранее планиро­вать занятие таким образом, чтобы избежать переутомления ре­бенка и потери интереса к занятию. Каждая игра длится от 5-10 до 15-20 минут. При этом следует учитывать конкретную ситуацию и поведение детей на занятии: можно быстро свернуть игру, если увидите, что дети устали, либо продолжить и расширить ее, если у малышей есть настроение и силы продолжать.

Вывод: на занятиях с маленькими детьми не следует пла­нировать длительные игры. Также во время занятия не­обходимо гибко варьировать длительность игр, в зависи­мости от ситуации, возможностей детей и их поведения.
^ Необходима четкая структура занятия

Чтобы информация лучше усваивалась малышами, необходима четкая структура занятия: каждое занятие, каждая игра внутри занятия имеют начало, продолжение и конец. При этом начало и конец игры очень непродолжительны по времени (вступительные и заключительные реплики педагога). Продолжение игры вклю­чает основное содержание предлагаемого материала. При варьи­ровании длительности игры мы манипулируем именно этой час­тью игры. И в случае короткого, и в случае долгого варианта игры не забывайте о вступительной и заключительной репликах, обо­значающих начало и конец каждой игры.

Рассмотрим в качестве примера уже упомянутую выше игру «Курочка и цыплята». Варианты начала игры — «Вот к нам при­шли курочка и цыплята», или «Сейчас мы поиграем в «Курочку и цыплят» и т.п. Варианты окончания игры — «Курочка с цыплята­ми пошли домой» (курочка и цыплята уходят), «Курочка и цыплята прощаются — до свидания!» и т.п. А вот продолжение может быть любым по содержанию и длительности в зависимости от постав­ленных задач.

Вывод: игра должна иметь начало, продолжение и конец.
Необходима смена видов деятельности

Смена видов деятельности, когда занятие состоит из нескольких разных игр, позволяет дольше удерживать внимание малышей, увеличить продолжительность и эффективность занятия. Важно, чтобы подвижные игры сочетались со спокойными занятиями. Кстати, смена видов деятельности (например, умственной и физи­ческой) помогает увеличить работоспособность и у старших детей, и у взрослых.

Вывод: каждое занятие должно включать несколько раз­ноплановых игр, сменяющих одна другую.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22

Похожие:

Книга посвящена актуальной теме речевому развитию ребенка 1,5-3 лет iconКонтрольный тест по теме «Интеллектуальная одарённость»
Чему равен iq у ребенка с хронологическим возрастом 8 лет и 4 месяца и умственным
Книга посвящена актуальной теме речевому развитию ребенка 1,5-3 лет iconАлександра Свияша "Разумный путь"
Эта книга посвящена теме, которая волнует многих: какие наши внутренние установки и особенности характера препятствуют достижению...
Книга посвящена актуальной теме речевому развитию ребенка 1,5-3 лет iconЛиценциат факультета «Исламский шариат», университет «Азхар» Переводчик: Сарбулатов И. Ф
Данная книга посвящена  стратегически важной теме взаимоотношениям с нашими родителями. Мы все прекрасно знаем, какие конфликты и...
Книга посвящена актуальной теме речевому развитию ребенка 1,5-3 лет iconТемы по развитию речи детей 4-8 лет
А80 Лексические темы по развитию речи детей 4—8 лет: Ме­тодическое пособие. — М.: Тц сфера, 2008. — 128 с.— (Серия «Логопед в доу».)...
Книга посвящена актуальной теме речевому развитию ребенка 1,5-3 лет iconБлочные методы шифрования
Курсовая работа посвящена госту, который является обязательным для органов государственного управления на территории Российской Федерации....
Книга посвящена актуальной теме речевому развитию ребенка 1,5-3 лет iconКнига посвящена трагической, но до сей поры, мало освещённой теме:...
России и Русских. Книгу можно заказать, написав по адресу или приобрести в магазине «Слобода “Голос Эпохи”»
Книга посвящена актуальной теме речевому развитию ребенка 1,5-3 лет icon…, которой посвящён текст известного учёного (писателя, журналиста), актуальна, так как …
Текст (указать автора) посвящён актуальной теме … Сегодня её актуальность не ослабевает, потому что …
Книга посвящена актуальной теме речевому развитию ребенка 1,5-3 лет iconЕлена Минилбаева Воспитай своего ребенка миллионером Книга посвящается...
Посмотрите в глаза маленького ребенка. Это глаза ангела. Они светятся любовью, искренностью, в них – божественный свет. Взгляд ребенка...
Книга посвящена актуальной теме речевому развитию ребенка 1,5-3 лет iconКнига входит в комплект пособий по развитию связной речи у детей...
Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с онр. Конспекты подгрупповых занятий логопеда / Н. Е. Арбекова. — М. Издательство гном, 2011....
Книга посвящена актуальной теме речевому развитию ребенка 1,5-3 лет iconРечь и мышление ребенка dvs1 (4pda) «Жан Пиаже. Речь и мышление ребенка»:...
Данная книга швейцарского психолога Жана Пиаже является результатом многолетних исследований таких психических функций в детском...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница