Модуль 9 Системный психологический подход в управлении (Т9)


Скачать 339.72 Kb.
НазваниеМодуль 9 Системный психологический подход в управлении (Т9)
страница1/3
Дата публикации02.05.2013
Размер339.72 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Психология > Документы
  1   2   3


Модуль 9

Системный психологический подход в управлении (Т9)


  1. Психология управления как наука. Основные направления развития психологии управления.

  2. Процесс и система управления.

  3. Психологизация менеджмента, управления людьми и группами.


Успешное развитие на протяжении длительного периода экономики США, Японии, Германии, Южной Кореи побудило ученых и практиков внимательно изучить механизм и причины, за счет которых обеспечивается высокая эффективность производства в этих странах. Анализ показал, что здесь в центре концепции управления находится человек, рассматриваемый как высшая ценность организации. Следовательно, современный менеджмент целенаправленно поворачивается в сторону психологизации. Работники и сотрудники рассматриваются не столько как средство для достижения определенных результатов, сколько как главная цель управления, субъект деятельности.

Психология менеджмента учит решать поставленные задачи, опираясь на творчество, способности, интеллект, профессиональные знания и умения.

^ Люди, профессионально занимающиеся управленческой деятельностью, называются менеджерами. Менеджеру необходимо теоретическое осознание и практическое применение знаний в различных аспектах сферы управления. Менеджер любого уровня, желающий выполнять свою работу квалифицированно, должен:

• понимать природу управленческих процессов;

• владеть знаниями по основам функционирования организационных структур;

• обладать способностью распознавать проблемы и эффективно принимать решения;

• знать информационные технологии и средства коммуникации, необходимые для управления;

• уметь устно и письменно выражать свои мысли;

• быть компетентным в управлении людьми, при отборе и подготовке требуемых специалистов, поиске лидеров, оптимизации трудовых и межличностных взаимоотношений среди работников, находящихся в подчинении;

• иметь представление об особенностях организационного поведения, структурах в группе, мотивах и механизмах поведения работников и коллективов;

• уметь осознавать свои цели, правильно распределять время, оценивать собственную деятельность;

• быть способным создавать рабочую атмосферу в орга­низации и устанавливать высокое качество отношений между сотрудниками и клиентами;

• снимать стрессы, связанные с управленческой деятельностью.

Управление — это творческий, постоянно изменяющийся процесс, и менеджеру необходимо научиться анализировать конкретные ситуации, делать из проведенного анализа правильные выводы.

М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбович дают следующее определение этой отрасли психологии: «Психология управления отрасль психологии, изучающая управленческую деятельность, свойства и качества личности, необходимые для ее успешного осуществления». С.Ю. Головин говорит о психологии управления как об отрасли психологии, изучающей психологические закономерности управленческой деятельности. А.А. Урбанович определяет психологию управления как «отрасль психологической науки, объединяющую достижения различных наук в области изучения психологических аспектов процесса управления и направленную на оптимизацию и повышение эффективности этого процесса».

В поле зрения психологии управления находятся следующие проблемы:

• личность менеджера, вопросы его самосовершенствования и саморазвития;

• организация управленческой деятельности с точки зрения ее психологической эффективности;

• коммуникативные умения менеджера;

• конфликты в производственном коллективе и роль ме­неджера в их преодолении.

Менеджер обязан обладать высокой психологической культурой, которая является неотъемлемой частью общей культуры человека. Психологическая культура включает следующие элементы: познание себя, другого человека, умение регулировать свое поведение и направлять поведе­ние группы.

Объектом изучения психологии управления являются люди, входящие в юридическом и финансовом отношении в разнообразные организационные системы управления.

Предмет изучения психологии управления — психологические аспекты, факторы и механизмы функционирования управляющей и управляемой подсистем организации, определяющие эффективную ее деятельность.

Предмет психологии управления обычно подразделяется на четыре основные области:

1) психологические закономерности управленческой деятельности;

2) психологические закономерности субъекта этой деятельности — руководителя;
3) основные особенности взаимодействия руководителя с подчиненными;

4) психологические закономерности управляемой подсистемы и ее субъектов (подчиненных).

Правила, нормы и требования организации предполага­ют и порождают особые психологические отношения меж­ду людьми, которые существуют только в организации, — это управленческие отношения людей, т. е. отношения по поводу организации совместной деятельности.

Предмет управленческой деятельности — коллективный труд конкретной организации, руководимой данным пер­соналом управления. Так как по условиям и содержанию труда организации существенно различаются, психологи­ческие особенности управленческой деятельности обретают в каждом случае специфический характер и подлежат спе­циальному изучению.

^ В психологии управления и отдельный работник, и социальная группа, и коллектив анализируются в контексте организации, в которую они входят.

К числу наиболее актуальных для организации психологических проблем относят следующие:

• повышение профессиональной компетентности руко­водителей (менеджеров) всех уровней, т. е. совершенствование стилей управления, межличностного общения, стратегического планирования и маркетинга, принятие реше­ний, преодоление стрессов и др.;

• повышение эффективности методов подготовки и пе­реподготовки управленческого персонала;

• поиск и активизация человеческих ресурсов организации;

• оценка и подбор (отбор) менеджеров для нужд организации;

• оценка и улучшение социально-психологического климата;

• сплочение персонала вокруг целей организации.

Современный подход к управлению основывается на признании приоритета личности перед производством. В мировом сообществе уже не говорят об управлении кадрами, рабочей силой. Во главу угла ставится управление че­ловеческими ресурсами, что и приводит к эффективности управления предприятием. Конкурентная борьба связана в первую очередь с вопросом, каким трудовым потенциалом обладает предприятие и насколько рационально оно его использует. Одной интуиции, личного потенциала руководителя и даже его харизмы уже недостаточно, менеджеру требуется профессиональный подход к работе с персоналом. Для этого необходимо знание психологических аспектов управления.

В крупных фирмах считается обязательным иметь не отдел кадров, а службу управления человеческими ресурсами, целую систему управления персоналом. Так, в 1970-е гг. кадровая служба на предприятиях США была преобразована в «службу человеческих ресурсов». Управ­ление человеческими ресурсами, их планирование на уровне фирм приобретает долговременный характер и стано­вится одним из ведущих направлений стратегического уп­равления корпорациями.

Подобные перемены происходят и на предприятиях Беларуси. В перечне должностей служащих, одобренном Постановлением Министерства труда от 30.12.99 № 159 с изменениями и дополнениями от 31.03.03 № 35, указана должность «менеджер по персоналу». Некоторые предприятия, в первую очередь иностранные, организуют у себя службы управления персоналом (СУП), которые имеют в своем составе профессиональных психологов. Создаются и функционируют оценочные центры, подобно принятым на Западе, в которых работников подвергают тщательному изучению и отбору не только при приеме на работу, но и при любых должностных перемещениях. В том числе изучаются и личностные характеристики. Таким образом, в центре внимания оказывается личность человека, его индивидуальность.

Психология управления предоставляет знания, которые возможно использовать при решении проблемы управления деятельностью трудового коллектива.

Особенностью психологии управления является то, что ее объектом является организованная деятельность людей. Организованная деятельность - это деятельность людей, объединенных в одну организацию, подчиняющихся правилам и нормам этой организации и выполняющих заданную им совместную работу в соответствии с экономическими, технологическими, правовыми, организационными и корпоративными требованиями.

Социально-психологические отношения выступают как взаимоотношения людей, опосредованные целями, задачами и ценностями совместной деятельности, т.е. ее реальным содержанием. Управленческие отношения составляют организованную совместную деятельность, делают ее организованной.

В социальной психологии отдельный работник выступает как часть, как элемент социальной группы, вне которой его поведение не может быть понятым.

В психологии управления и отдельный работник, и социальная группа, и коллектив выступают в контексте организации, в которую они входят и без которой их анализ в плане управления оказывается неполным.

Основная задача психологии управления - анализ психологических условий и особенностей управленческой деятельности с целью повышения эффективности и качества работы в системе управления. Процесс управления реализуется в деятельности руководителя, в которой психология управления выделяет такие моменты как: диагностика и прогнозирование состояния и изменений управленческой подсистемы; формирование программы деятельности подчиненных, направленной на изменение состояний управляемого объекта в заданном направлении; организация исполнения решения. В личности руководителя психология управления различает его управленческие потребности и способности, а также его индивидуальную управленческую концепцию, включающую сверхзадачу, проблемное содержание, управленческие замыслы и внутренне принятые личностью принципы и правила управления. Практическая реализация разработок в области психологии управления осуществляется в виде создания диагностического инструментария, разработки активных методов подготовки руководителей, управленческого консультирования, создания резерва на выдвижение на руководящие должности и т.д.

^ Основные методы психологии управления

Психология управления использует различные психологические методы, основными из которых являются наблюдение и эксперимент.

Наблюдение - сложный объективный психологический процесс отражения действительности. Его сложность обусловлена тем, что оно ведется в естественной обстановке функционирования организации, в которой место и роль исследователя как наблюдателя оказывает определенное влияние и воздействие на наблюдаемых, с одной стороны, и на подбор и обобщение информации, с другой.

Эксперимент - один из самых своеобразных и трудно осваиваемых методов сбора информации. Осуществление эксперимента позволяет получить уникальную информацию Основная цель его проведения - проверка гипотез, результаты которых имеют прямой выход на практику, на различные управленческие решения.

^ 2. Психологические законы управления

Законы психологии управления проявляются во взаимодействии в межличностных отношениях и в групповом общении. Основными законами психологии управления и управленческой деятельности в целом являются:

1. Закон неопределенности отклика. Его можно назвать законом зависимости внешних воздействий от внутренних психологических условий (структур). Этот закон основывается на психологических явлениях - апперцепции и наличии стереотипов сознания. Апперцепция - зависимость восприятия от прошлого опыта субъекта. Стереотипы сознания - устойчивые мнения, оценки, суждения, которые неточно и неполно отражают окружающую действительность и влияют на поведение, создавая явные или скрытые коммуникационные барьеры. Один и тот же человек в разное время может качественно по-разному реагировать на одно и то же воздействие. Множество внутренних психологических факторов (настроение, эмоциональное состояние и т.д.) серьезно влияют, а порой и определяют реакции конкретного человека в конкретных ситуациях. И эти факторы невозможно учесть.

2. Закон неадекватности взаимного восприятия. Суть этого закона состоит в том, что человек никогда не может постичь другого человека с той точностью и полнотой, которая была бы достаточной для серьезных решений относительно этого человека.

1) ЧЕЛОВЕК всегда находится в состоянии изменения. Известно, что в любой момент времени любой человек определенного возраста может находиться на разных уровнях физического, физиологического, интеллектуального, социального, нравственного, эмоционального и сексуального развития.

2) ЧЕЛОВЕК всегда осознанно или неосознанно защищается от попыток раскрыть его особенности и «слабые места».

3) ДОСТАТОЧНО часто человек не может дать информацию о себе потому, что не знает себя. А в некоторых случаях он, часто сам того не подозревая, старается показаться не таким, какой есть на самом деле, а таким, каким ему хочется быть в глазах других людей.

Неадекватность восприятия и стремление человека показать себя лучше, чем он есть, необходимо учитывать, принимая любое управленческое решение.

Специалисты в области управления рекомендуют менеджерам использовать следующие принципы подхода к людям:

а) принцип универсальной талантливости. С управленческой точки зрения, он может звучать так: «Нет людей бездарных, неспособных. Есть люди, занятые не своим делом»;

б) принцип развития. Способности (как общие, так и специальные) могут развиваться;

в) принцип неисчерпаемости. Ни одна оценка, данная человеку при его жизни, не может считаться окончательной

3.Закон неадекватности самооценки. Суть этого закона состоит в том, что при попытке оценить себя человек сталкивается с теми же внутренними барьерами и ограничениями, что и при анализе других людей.

4. Закон искажения информации. Иногда его называют законом потери смысла управленческой информации, или законом расщепления смысла управленческой информации. Суть этого закона заключается в том, что управленческая информация (директивы, приказы, распоряжения и т. д.) имеет объективную тенденцию к изменению смысла в процессе движения «сверху вниз». Степень изменения прямо пропорциональна числу звеньев, через которые проходит информация: чем больше работников знакомится с ней и передает ее другим людям, тем сильнее смысл отличается от первоначального. В основе потери смысла информации лежат следующие обстоятельства:

1) ЯЗЫК, на котором передается управленческая информация, является языком многозначным.

2) ЕСЛИ информация неполная, если доступ к ней ограничен и потребность подчиненных в получении оперативных сведений удовлетворяется не полностью, то люди неизбежно начинают домысливать, додумывать, дополнять то, что знают, опираясь на непроверенные факты и собственные догадки. И тогда объем информации изменяется не только в сторону уменьшения, но и в сторону увеличения.

3) ЛЮДИ, воспринимающие информацию и передающие ее, отличаются друг от друга по уровню образования, интеллектуального развития, по своим потребностям, а также по физическому и психическому состоянию.

Чтобы свести искажение к минимуму рекомендуется произвести следующие действия:

1) УМЕНЬШИТЬ количество передаточных звеньев, участвующих в процессе распространения информации.

2) СВОЕВРЕМЕННО снабжать сотрудников всей необходимой информацией по тем вопросам, которые они должны решать.

3) ПОДДЕРЖИВАТЬ обратную связь с подчиненными с целью контроля за правильностью усвоения получаемых сведений.

5. Закон самосохранения. Суть этого закона в том, что одним из ведущих мотивов, определяющих поведение людей, является сохранение личного статуса, состоятельности, собственного достоинства. Прямое или косвенное ущемление достоинства вызывает отрицательную реакцию.

6. Закон компенсации. При высоком уровне стимулов к данной работе или высоких требованиях к человеку недостаток каких-либо способностей к данному виду деятельности возмещается другими способами или навыками и умением работать. Если это происходит неосознанно, то необходимый опыт приобретается методом проб и ошибок. Но если компенсация осуществляется сознательно, то эффект от нее можно увеличить.
  1   2   3

Похожие:

Модуль 9 Системный психологический подход в управлении (Т9) iconМатериалы к семинару «Системный подход в работе методического отдела»...
Материалы к семинару «Системный подход в работе методического отдела». Санкт-Петербург, 2006 г. 40с
Модуль 9 Системный психологический подход в управлении (Т9) iconКурс «Основы теории систем и системного анализа» Особенности системного...
Термины теория систем и системный анализ или, более кратко — системный подход, несмотря на период более 25 лет их использования,...
Модуль 9 Системный психологический подход в управлении (Т9) iconУправленческий анализ в отраслях
Системный подход к управленческому анализу, сущность и цель управленческого анализа
Модуль 9 Системный психологический подход в управлении (Т9) iconВопросы к экзамену по Социологии организации
...
Модуль 9 Системный психологический подход в управлении (Т9) icon1. Системный подход к определению сущности маркетинга
С другой стороны,он предусматривает целенаправленное и активное воздействие на ранок, на формирование потребностей и покупательских...
Модуль 9 Системный психологический подход в управлении (Т9) iconПримерный перечень вопросов к экзамену по курсу «информационные технологии...
Системный подход к проектированию сложных систем. Применение sadt-технологий в проектировании эс
Модуль 9 Системный психологический подход в управлении (Т9) iconКонспект лекций по дисциплине “ информационные технологии” содержание...
Системный подход к решению функциональных задач и к организации информационных процессов 43
Модуль 9 Системный психологический подход в управлении (Т9) iconСистемный подход к управлению. Взаимодействие внутренней и внешней...
Ный подход рассматривает организацию как целостную совокупность различных видов деятельности и элементов, находящихся в противоречивом...
Модуль 9 Системный психологический подход в управлении (Т9) iconХайнц Кохут Анализ самости системный подход к лечению нарциссических...
...
Модуль 9 Системный психологический подход в управлении (Т9) icon2. Руководство страной и ее Вооруженными Силами при подготовке к...
Системный подход при анализе результатов управляемых процессов, опыта истории и при прогнозировании
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница