Учебно-методическое пособие по изучению дисциплины и выполнению контрольных работ для студентов-заочников всех специальностей высшего профессионального образования Краснодар


НазваниеУчебно-методическое пособие по изучению дисциплины и выполнению контрольных работ для студентов-заочников всех специальностей высшего профессионального образования Краснодар
страница1/9
Дата публикации04.05.2013
Размер1.07 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
userdocs.ru > Психология > Учебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО Кубанский государственный технологический университет

(КубГТУ)

Кафедра философии

ПСИХОЛОГИЯ И педагогика

Учебно-методическое пособие по изучению дисциплины и выполнению контрольных работ для студентов-заочников всех специальностей

высшего профессионального образования

Краснодар

2005

УДК 159.9 + 37.01

Составители:

канд. пед. наук, доц. С.В. Кабанова,

канд. пед. наук Л.А. Корнилова

Психология и педагогика. Учебно-методическое пособие по изучению дисциплины и выполнению контрольных работ для студентов-заочников всех специальностей высшего профессионального образования. – Краснодар: Изд-во КубГТУ, 2005. – 61 с.

В учебно-методическом пособии изложены программа курса, варианты контрольных заданий, вопросы к зачету (или экзамену), рекомендуемая литература, приведены требования к оформлению контрольных работ.

Печатается по решению методического совета Кубанского государственного технологического университета

Рецензенты: доктор философских наук., профессор П.М. Хакуз;

канд. психол. наук, профессор О.Б. Головацкая.

© КубГТУ, 2005

Содержание

Введение 4

1 Инструкция по работе с учебно-методическим пособием ………………..4

2 Программа дисциплины …………………………………………………….5

3 Темы практических (семинарских) занятий……………………………….13

4 Контрольные работы………………………………………………………..13

5 Содержание и оформление контрольных работ ……………………….....14

5.1 Требования к содержанию контрольных работ…………………………14

5.2 Требования к оформлению контрольных работ………………………...14

6 Задания для выполнения контрольных работ……….……………………15

7 Вопросы для подготовки к экзамену (зачету)……………………………58

8 Список рекомендуемой литературы………………………………………59

9 Приложение А. Тексты лекций

Введение
К современному выпускнику высшей школы предъявляются высокие требования прежде как к высококвалифицированному специалисту.

Психология и педагогика – область знания, изучающая закономерности формирования психики, ее функции в регулировании поведения человека, а также социализации личности, что позволяет рассматривать изучение психологии и педагогики как важное звено гуманитарной подготовки студентов технологического университета.

Психология и педагогика, как учебный предмет, имеет целью познакомить студентов с основами данных наук, помочь им разобраться в своей собственной психической деятельности: понимать мотивы своих и чужих поступков, научиться регулировать свои эмоциональные состояния, избавляться от комплексов, выходить из стрессов и депрессий; активизировать познавательную деятельность: развивать внимание, память, мышление, воображение.

^ 1 Инструкция по работе с учебно-методическим пособием
Учебно-методическое пособие включает теоретический и практический материал.

В разделе «Программа дисциплины» приведено содержание дисциплины по темам, указано содержание курса, которое необходимо знать в пределах каждой темы. Здесь же приводятся вопросы и задания для самопроверки усвоения каждой темы, литература из списка рекомендуемой литературы.

При изучении каждой темы рекомендуется использование текстов лекций. В основу текстов лекций положены труды известных отечественных и зарубежных психологов и педагогов, список трудов которых прилагается.

Ознакомившись с текстом лекций и литературой по каждой теме, ответьте на вопросы для самоконтроля и выполните задания для самостоятельной работы, позволяющие применить усвоенные знания на практике.

Познакомьтесь с тематикой практических занятий и подготовьтесь к ним, используя тексты лекций и рекомендованную литературу.

Ознакомьтесь с тематикой контрольных работ и требованиями к их выполнению.

Вариант контрольной работы выбирается по последней цифре шифра вашей зачётной книжки. В том случае, если последняя цифра вышей зачетной книжки 0, то вы выбираете контрольную работу № 10.

В разделе «Темы практических занятий» приводятся темы практических занятий, которые будут проводиться в период лабораторно-экзаменационной сессии, и указывается литература для подготовки к ним.
^ 2 Программа дисциплины
Тема 1. Предмет психологии. Методы научно-психологических

исследований
Рассмотрите определение психологии как науки и предмет психологии. Обратите внимание на специфику предмета психологии.

Рассмотрите основные этапы развития психологии, становление ее предмета: донаучная психология, рождение научной психологии, современная психология. Основные научные школы и направления современной психологической науки.

Рассмотрите отрасли психологической науки и роль психологии в организации профессиональной деятельности.

Познакомьтесь с методами научно-психологических исследований, их классификацией, обратите особое внимание на практические методы исследований, которые вы будете использовать при выполнении контрольной работы.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Что является предметом современной психологии?

  2. Какие этапы становления психологической науки выделяют?

  3. Почему психология на каждом этапе своего развития имела свой предмет исследования?

  4. В чем заключалось своеобразие взглядов на психические явления в глубокой древности?

  5. Каковы основные представления древнегреческих философов о душе?

  6. Кто был основателем научной психологии? Докажите.

  7. Каков предмет психологии с точки зрения классического бихевиоризма? В чем заключается сущность теории этого направления?

  8. Каковы основные направления развития отечественной психологии?

  9. Какой был первый метод научных исследований в психологии, какими методами пользовалась донаучная психология?

  10. Какими методами научно-психологических исследований пользуются современные психологи? Каковы возможности этих методов?

  11. Какие основные психологические школы появились на рубеже третьего и четвертого этапов развития психологии? Каковы основные их характеристики?


^ Задания для самостоятельной работы.

  1. Проведите сравнительный анализ психологических концепций на каждом этапе развития психологии. Назовите самые, на ваш взгляд, значимые для становления психологии как науки.

  2. Познакомьтесь подробнее с методами научно-психологических исследований в учебниках психологии (см. список рекомендуемой литературы 1, 2, 5). Примените методы опроса в вашей практической деятельности, соблюдая все необходимые требования к проведению психологического исследования.


Литература: [3], [5], [12], [33], [35], [43], [50] [51].
^ Тема 2. Личность и ее направленность
Личность как ключевое понятие в психологии и педагогике. Рассмотрите понятие личности, соотношение понятий: индивид, личность, индивидуальность. Определите, как выделить общее и индивидуальное в каждой личности.

Рассмотрите структуру личности как единство составляющих ее компонентов, ролевую концепцию личности.

Обратите внимание на образы внутреннего "Я" личности по З.Фрейду. Рассмотрите направленность личности, потребности и мотивы ее деятельности, активность личности.

Рассмотрите факторы, влияющие на формирование и развитие личности. Биологическая и социальная теории развития личности. Определите роль психологических и педагогических знаний в формировании и развитии личности.

^ Вопросы для самоконтроля

  1. Раскройте соотношение понятий «человек», «личность», «индивидуальность»

  2. В чем сущность различных подходов к определению понятия «личность»? Назовите авторов различных теорий личности.

  3. Какова психологическая структура личности по К.К. Платонову?

  4. Почему К.К. Платонов считал «направленность» ведущей подструктурой личности?

  5. Какие еще подструктуры, кроме «Направленности», «Опыта», «Особенностей психических процессов», «Биопсихических свойств» входят в структуру личности?

  6. Какова роль потребностей и мотивов в формировании направленности?

  7. Какова сущность подхода А. Маслоу к изучению потребностей? Какие потребности, по мнению А. Маслоу являются наивысшими и почему?

  8. Какие мотивы являются осознанными? Назовите их.


Задания для самостоятельной работы

  1. Изучите иерархию потребностей по А. Маслоу. Ранжируйте свои потребности. Попытайтесь объяснить ранг, присвоенный вами той или иной потребности.

  2. Изучив классификацию мотивов учения, определите свои мотивы учения в вузе.

  3. Ранжируйте ваши интересы по содержанию. Охарактеризуйте Ваши профессиональные интересы с точки зрения объема. Какие интересы у Вас преобладают по устойчивости. Распределите Ваши интересы на две группы по уровню действенности (активные и пассивные).


Литература [19], [25], [33], [34], [36], [37], [43], [47].
^ Тема 3. Индивидуально-типологические особенности личности
Изучите индивидуально-типологические особенности личности.

Темперамент. Типы темпераментов: холерический, сангвинический, флегматический, меланхолический. Темперамент и основные свойства нервной системы. Психологическая характеристика типов темперамента. Положительные и отрицательные стороны каждого темперамента, проявление основных свойств темперамента в познавательной деятельности личности, в предметной деятельности, общении. Связь темперамента со свойствами личности.

Характер. Определение характера. Обратите внимание на сходство и различие темперамента и характера. Типологии характера. Акцентуации характера. Структура характера. Формирование характера. Воспитание, самовоспитание, перевоспитание характера. Черты характера современного специалиста.

Способности. Общая характеристика способностей. Признаки наличия способностей. Биологическое и социальное в структуре способностей. Задатки и способности. Понятие одаренности. Способности и деятельность. Виды и уровни способностей. Взаимосвязь и взаимная компенсация разных способностей. Связь способностей со знаниями, навыками, умениями. Развитие способностей. Связь способностей с другими свойствами личности.

Обратите особое внимание на взаимосвязь и взаимовлияние темперамента, характера и способностей.
Вопросы для самоконтроля

  1. От чего зависят различия людей по темпераменту?

  2. Каково происхождение названий типов темперамента?

  3. Каковы психические свойства, характеризующие сангвиника (холерика, флегматика, меланхолика)?

  4. В чем заключается сущностное отличие темперамента от характера и их взаимосвязь?

  5. Что влияет на формирование характера?

  6. Что вы знаете о классификации черт характера?

  7. Какие бывают типы акцентуации характера?

  8. По каким основным признакам мы можем определить способности человека к той или иной деятельности?

  9. Какие бывают виды способностей?

  10. Что является физиологической основой способностей?

  11. Каковы уровни развития способностей?

Задания для самостоятельной работы

  1. Определите ведущий тип Вашего темперамента.

  2. Какие присущие Вам психические свойства, характеризующие ведущий тип темперамента, способствуют профессиональной деятельности, а какие мешают?

  3. Проанализируйте свое поведение, мысли, чувства и определите ведущие черты Вашего характера. Что повлияло на формирование трех первых черт, которые Вы указали. Предложите свой способ формирования волевых черт характера.

  4. Определите, какие специальные способности необходимы Вам в профессиональной деятельности. Проанализируйте, какие способности у Вас уже развиты, а над развитием каких Вам необходимо работать.


Литература: [1], [2], [3], [19], [24], [30], [31], [33], [34], [35], [36], [37], [43].
^ Тема 4. Психология деятельности и познавательных процессов
Рассмотрите понятие и строение человеческой деятельности. Обратите внимание на главные отличия деятельности человека от активности животных. Мотивы человеческой деятельности. Основные виды деятельности, их характеристика. Структура деятельности. Деятельность и психические процессы.

Изучите познавательные психические процессы.

Ощущение и восприятие. Понятие об анализаторе. Виды ощущений, чувствительность и пороги ощущений. Основные свойства ощущений. Виды восприятия. Основные свойства восприятия: целостность, константность, избирательность, осмысленность и обобщенность, апперцепция. Ошибки восприятия. Зрительные иллюзии.

Понятие о внимании. Виды внимания. Свойства внимания: объем распределение, переключение, концентрация, и колебания внимания. Связь внимания с другими познавательными психическими процессами. Развитие внимания. Внимательность и наблюдательность как свойства личности.

Общее представление о памяти. Значение памяти в психической жизни личности. Процессы памяти: запоминание, сохранение, забывание, воспроизведение, узнавание. Виды памяти и их особенности. Основания для классификации видов памяти. Классификация видов памяти по времени хранения информации: мгновенная, кратковременная, долговременная, генетическая. Классификация видов памяти по предмету запоминания и использованию анемических средств: образная, двигательная, словесно-логическая, эмоциональная, произвольная и непроизвольная, механическая и логическая. Характеристика видов памяти. Связь смыслового запоминания с мышлением и внутренней речью. Смысловая организация материала в долговременной памяти. Индивидуальные различия памяти у людей, качественные и количественные характеристики. Различия в объеме кратковременной и долговременной памяти. Зрительная и эйдетическая память, связь эйдетической памяти с воображением. Слуховая память, логическая память. Нарушение памяти при различных заболеваниях. Основные теории памяти в психологии: ассоциативная теория памяти, гештальт теория памяти, смысловая концепция памяти, психоаналитическая теория. Механизмы забывания по З. Фрейду. Законы памяти. Формирование и развитие памяти. Различные теории развития памяти. Приемы запоминания и улучшения памяти.

Определение воображения. Виды воображения: активное, пассивное, продуктивное, репродуктивное. Основные функции воображения. Воображение и творчество. Творческое воображение как отражение личности человека, его психологического состояния. Методы изучения воображения. Влияние воображения на состояние организма. Развитие воображения.

Мышление. Природа и виды мышления. Отличие мышления от других познавательных процессов. Социальная природа мышления. Проблемный характер мышления. Логические операции мышления: сравнение, анализ, синтез, абстракция, конкретизация, обобщение. Виды мышления. Особенности творческого мышления. Мышление и речь. Мышление и эмоции личности. Понятие интеллекта. Тест интеллекта. Устойчивость и изменчивость показаний интеллекта. Развитие мышления. Различные подходы к развитию мышления. Речь. Функции речи. Речь как средство общения. Речь как инструмент общения. Участие речи в решении интеллектуальных задач. Виды речи и их характеристика. Обратите внимание на взаимосвязь и одновременность протекания познавательных психических процессов.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Похожие:

Учебно-методическое пособие по изучению дисциплины и выполнению контрольных работ для студентов-заочников всех специальностей высшего профессионального образования Краснодар iconУчебно-методическое пособие по изучению дисциплины и выполнению контрольных...
Экология. Учебно-методическое пособие по изучению дисциплины и выполнению контрольных работ для студентов-заочников специальностей...
Учебно-методическое пособие по изучению дисциплины и выполнению контрольных работ для студентов-заочников всех специальностей высшего профессионального образования Краснодар iconУчебно-методическое пособие на английском языке Rostov-on-Don 2011...
Учебно-методическое пособие предназначено для взрослых, которые впервые обращаются к изучению английского языка или имеют значительный...
Учебно-методическое пособие по изучению дисциплины и выполнению контрольных работ для студентов-заочников всех специальностей высшего профессионального образования Краснодар iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины и организации самостоятельной...
Федральное Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методическое пособие по изучению дисциплины и выполнению контрольных работ для студентов-заочников всех специальностей высшего профессионального образования Краснодар iconУчебно-методическое пособие для студентов очной формы обучения
Настоящее учебно-методическое пособие разработано на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методическое пособие по изучению дисциплины и выполнению контрольных работ для студентов-заочников всех специальностей высшего профессионального образования Краснодар iconМетодические рекомендации по изучению курса для студентов всех форм обучения Тверь 2006
«Мировой экономики» предназначены для студентов экономических специальностей всех форм обучения. Методические рекомендации содержат:...
Учебно-методическое пособие по изучению дисциплины и выполнению контрольных работ для студентов-заочников всех специальностей высшего профессионального образования Краснодар iconУчебно-методический комплекс дисциплины для обучающегося «Политология»
Государственного общеобязательного стандарта высшего профессионального образования для всех специальностей
Учебно-методическое пособие по изучению дисциплины и выполнению контрольных работ для студентов-заочников всех специальностей высшего профессионального образования Краснодар iconМетодические указания по выполнению контрольных работ для студентов...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методическое пособие по изучению дисциплины и выполнению контрольных работ для студентов-заочников всех специальностей высшего профессионального образования Краснодар iconМетодические рекомендации по выполнению практических навыков по хирургии...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов V курса лечебного факультета и субординаторов-хирургов
Учебно-методическое пособие по изучению дисциплины и выполнению контрольных работ для студентов-заочников всех специальностей высшего профессионального образования Краснодар iconУчебно-методическое пособие для студентов 6 курса
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Санкт-Петербургская государственная медицинская...
Учебно-методическое пособие по изучению дисциплины и выполнению контрольных работ для студентов-заочников всех специальностей высшего профессионального образования Краснодар iconУчебно-методическое пособие Практическая грамматика английского языка....
Пособие составлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом и включает задания и упражнения для самостоятельной...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница