Литература Основная


НазваниеЛитература Основная
страница1/21
Дата публикации11.03.2013
Размер2.46 Mb.
ТипЛитература
userdocs.ru > Психология > Литература
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21
ЛЕКЦИИ ПО КУРСУ: «Основы менеджмента»

Дидактический план
1. Менеджмент и деловая активность организации.

Сущность, объект и субъект менеджмента. Базовые принципы менеджмента. Базовые принципы менеджмента и этика служебно-деловых отношений. Место и роль менеджмента в системе деловой активности организации.

2. История развития теории и практики менеджмента.

Основные научные школы и направления менеджмента. Научная школа менеджмента, Административная школа. Теория “человеческих отношений”. Бихевиоризм. Квантификационная школа. Общее представление о процессном, системном и ситуационном подходах.

3. Организационные построения

Сущность и базовые понятия. Организационные элементы. Типология организационных построений.

4. Мотивационно-поведенческие аспекты менеджмента.

Сущность и принципиальный механизм мотивации. Содержательные теории мотивации. Процессуальные теории мотивации.

5. Агрегированные модели управления организациями.

Автократический подход (теория “Х” Макгрегора). Демократический подход (теория “Y” Макгрегора). Теория “Z” Оучи.
Литература
Основная
1. Бусыгин А.В. Менеджмент. М.: Дело и сервис, 2000.

2. Менеджмент / Под ред. Ю.В.Кузнецова, В.И.Подлесных. СПб.: “Бизнес-пресса”, 2001.
Дополнительная
3. Дункан Д.У. Основополагающие идеи в менеджменте (пер. с англ.). М.: ДЕЛО, 1996.

4. Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления. М.: ИНФРА-М, 1999.

5. Лютенс Ф. Организационное поведение. М.: ИНФРА-М, 1999.

6. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. (пер. с англ.). М.: ДЕЛО, 1996.

7. Саймон Г. А. и др. Менеджмент в организациях. М.: “Экономика”, 1996.

8. Смирнова В.Г. и др. Модульная программа для менеджеров. Часть 2. Организация и ее деловая среда. М.: ИНФРА-М, 2000.

9. Фатхутдинов Р.А. Система менеджмента. М.: “Интел-Синтез”, 1997.

1. Менеджмент и деловая активность организации
1.1. Сущность, объект и предмет теории управления
Для достижения целей организации необходима скоординированность ее задач. Поэтому управлению отводится существенная роль в обеспечении функционирования организации. Управление представляет собой неотъемлемую часть деятельности человека, которая в той или иной степени нуждается в координации. Еще философы древности полагали, что причиной бедственного положения общества, как правило, является отсутствие должного уровня управления либо нарушение старшинства между людьми.

Английское слово “менеджмент” происходит от латинского слова “манус” – рука. Первоначально оно относилось к сфере управления животными и означало искусство управлять лошадьми. Позже это слово было перенесено в сферу человеческой деятельности и стало обозначать область науки и практики управления людьми и организациями.

Таким образом, оказывается, что менеджмент и управление – это практически игра в дефиниции. Поэтому в переводной литературе менеджмент и управление определяются как слова-синонимы.

Вместе с тем следует отметить, что понятие “менеджмент” имеет междисциплинарный характер и семантика этого слова очень сложна. Фундаментальный Оксфордский словарь английского языка так определяет менеджмент:

1. Способ, манера общения с людьми.

2. Власть и искусство управления.

3. Особого рода умелость и административные навыки.

4. Орган управления, административная единица.

Как специфическая область деятельности и знаний, управление имеет собственные базовые проблемы, свои специфические подходы и трудности.

В специальной управленческой литературе даются различные толкования менеджмента в широком понимании этого слова: менеджмент как вид деятельности, как процесс, как категория людей, управляющих организацией и т.д.

В современной теории и практике под менеджментом понимается процесс руководства (управления) отдельным работником, рабочей группой и организацией в целом. Практически все известные зарубежные энциклопедии трактуют понятие “менеджмент” как процесс достижения целей организации посредством труда других людей. Деятельность по координированию работы других людей и составляет сущность управления.

Таким образом, управление (менеджмент) – это интегрированный процесс планирования, организации, координации, мотивации и контроля, необходимый для достижения целей организации.

“Управление – это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу. Управление как таковое является и стимулирующим элементом социальных изменений, и примером значительных социальных перемен” (Питер Друкер).

Элементы, составляющие процесс управления, называются функциями менеджмента. К ним традиционно относят следующие: планирование, организацию, мотивацию, контроль. Кроме того, к этим четырем часто добавляют функцию координации (по Анри Файолю).

Планирование – функция управления, определяющая цели деятельности, необходимые для этого средства, а также разрабатывающая методы, наиболее эффективные в конкретных условиях. Планирование включает в себя и составление прогнозов возможного направления будущего развития объекта в тесном взаимодействии с окружающей его средой.

^ Организация (как функция менеджмента) – функция управления, занимающаяся формированием структуры объекта и обеспечением ресурсами, необходимыми для его нормальной работы, – персоналом, материалами, оборудованием, зданиями, денежными средствами и др. Любой план предусматривает стадию организации, т.е. создания реальных условий для достижения запланированных целей.

Мотивация – функция управления, связанная с активизацией работающих, и побуждение их эффективно трудиться для выполнения целей, сформулированных в планах, с помощью экономического и морального стимулирования и создания условий для проявления творческого потенциала работников и их саморазвития.

Контроль – функция управления, связанная с количественной и качественной оценкой и учетом результатов работы, на основании которой производится корректировка ранее принятых решений, планов, норм и нормативов.

Координация – функция управления, связанная с достижением согласованности в работе всех звеньев системы путем установления рациональных связей (коммуникаций) между ними.

В процессе управления любая организация может быть рассмотрена как система управления, имеющая управляемую и управляющую подсистемы (см. рис. 1), называемые также объектом и субъектом управления.

^ Субъектами менеджмента являются физические и юридические лица, а также группы физических лиц, обособленные функционально или посредством иных признаков, оказывающие то или иное влияние на процесс управления.

В свою очередь, объектами менеджмента является все то, на чем сосредоточено управленческое воздействие, включая деловую активность организации в целом, отдельные функционально-целевые направления активности организации, а также подконтрольные организации ресурсные единицы и их комплексы.

Категория “менеджер” распространяется на:

• руководителей линейного менеджмента: директоров, руководителей производственных подразделений среднего и нижнего звеньев управления;

• руководителей функционального менеджмента: заместителей директора. руководителей функциональных подразделений и их частей (бюро, лабораторий, секторов);

• организаторов определенных видов работ.

Объект и субъект менеджмента находятся во взаимной связи и зависимости. Чем больше по объему объект менеджмента, тем больше будет и субъект менеджмента. Это не прямо пропорциональная зависимость, поскольку на размер субъекта менеджмента будут действовать и другие факторы, такие как организованность объекта менеджмента, уровень компьютеризации работ и др. Подобное деление системы менеджмента на субъект и объект менеджмента и такая взаимосвязь между ними имеет место на всех уровнях менеджмента: верхнем, среднем и нижнем.

Управляющая и управляемая подсистемы между собой связаны посредством информации. Из объекта управления информация о ходе работ (для ее обозначения существует специальный термин “обратная связь”) поступает в управляющую подсистему и позволяет ей выработать команды управления, которые затем передаются в управляемую подсистему для исполнения.
^ 1.2. Базовые принципы менеджмента
1.2.1. Принцип гармонии интересов и принцип ответственности
Основы первого важного принципа управления – принципа гармонии интересов – были заложены около ста лет назад. Американский инженер Фредерик Уинслоу Тейлор – основоположник научной организации труда и управления, “отец научного менеджмента”, – наблюдая за работой по погрузке чугунных чушек в железнодорожные вагоны и за работой землекопов, обратил внимание на то, что рабочие по-разному относятся к своему труду, требующему только физической силы и несложных навыков. Одни, физически крепкие и имеющие средние интеллектуальные способности, работали с удовольствием, для других же эта работа была в тягость. Тейлор предложил провести отбор рабочих на основе научно разработанных критериев и внедрить систему тренировки и обучения их.

^ Принцип гармонии интересов – требование, чтобы конструктивные интересы всех субъектов менеджмента были учтены, сбалансированы и максимально возможно удовлетворены.

Принцип гармонии интересов тесно связан с другим принципом, называемом принципом ответственности. ^ Принцип ответственности – требование, чтобы все субъекты менеджмента имели максимально четко определенную компетенцию, чтобы они ясно осознавали последствия своих действий и были готовы возместить вред, причиненный неадекватным поведением.

В самом деле все действия человека внутри организации, его продвижение вверх по служебной лестнице определяются дилеммой “интересы – способности”. Есть люди, которым интересно зарабатывать побольше денег. Есть люди, которым надо реализовать свое призвание. Есть люди, которым интересно решать какие-либо специфические задачи (скажем, учить языки, и они становятся филологами, или решать абстрактные задачи, и тогда они становятся математиками). Но прежде чем удовлетворить их интерес, надо посмотреть, а справятся ли они. Ведь если организация ставит перед сотрудником задачу, это делается не потому что ему это интересно, а потому что эту задачу нужно решить. Сотрудник должен осознавать свою ответственность и не браться за задачи, которые ему интересны, но которые – при данном уровне компетентности – он решить не может.

Важно вовремя поддержать робкого, помочь ему или умерить непомерные амбиции излишне самоуверенного. Один из самых знаменитых менеджеров Америки, Ли Якокка, говорит об этом так: “Я наблюдал много случаев, когда люди годами занимали посты, не соответствовавшие их возможностям. Чаще всего администрация не располагала средствами выявить это до того, когда уже было слишком поздно. Любая компания теряет хороших работников, просто оказавшихся не на своем месте; они, быть может, получили бы большее удовлетворение и достигли бы больших успехов, если бы их не увольняли, а переводили на более подходящую для них работу. Совершенно очевидно, что чем раньше выявляется суть проблемы, тем лучше шансы на ее решение”.

Выполняемая работа должна соответствовать интеллектуальным и физическим возможностям исполнителя – вот основа принципа соответствия. Многие смогут привести примеры из своего производственного и жизненного опыта, когда благодаря случайностям конъюнктуры человек со средними интеллектуальными и организаторскими способностями был вознесен на верх служебной иерархической лестницы и, несмотря на все его старания, на работу без отдыха с утра до глубокой ночи, так и не смог добиться каких-либо заметных результатов. Страдает не только работа, под угрозой и его здоровье, благополучие семьи, дружеские контакты с другими людьми. Принцип соответствия необходимо применять каждому руководителю при подборе и расстановке управленческих кадров и в первую очередь при оценке своих собственных возможностей, своего соответствия выполняемой работе. Четко применять принцип соответствия рекомендовал еще великий древнегреческий философ Сократ. Он учил, что главная задача и основное свидетельство искусства любого общественного деятеля, военачальника, торговца, строителя – умение дать человеку работу по его способностям и добиться выполнения порученного задания.
^ 1.2.2. Принцип юридического и этического конформизма
Конформизм, согласно “Словарю иностранных слов”, есть “пассивное принятие существующего порядка вещей, господствующих мнений и т.п.”.

Принцип юридического и этического конформизма – требование, чтобы все субъекты менеджмента воздерживались от действий, противоречащих закону или морально-этическим нормам.

Взаимодействие между производителем и потребителем, между продавцом и покупателем зависит от многих правовых ограничений. Постоянно принимаются все новые и новые законы, меняются кодексы, корректируется система учета, отчетности и надзора, меняются и непрестанно регулируются требования к качеству пищевых продуктов и к защите прав потребителя, к охране труда и нормативам условий работы, к охране окружающей среды и т.д. Чтобы принцип конформизма (юридического, этического) соблюдался, менеджер должен быть в курсе происходящих в стране событий. Более того, с ростом важности международной торговли становится все более важно знать и постоянно изучать законодательные акты стран-партнеров по бизнесу: действующие торговые ограничения этих стран, таможенные тарифы, квоты (ограничения на ввоз того или иного товара в страну), систему эмбарго (перечень запрещенных видов импорта), существующую систему валютного контроля и т.д.
^ 1.2.3. Принцип конструктивной инновационности
Принцип конструктивной инновационности – требование о том, чтобы управленческая деятельность постоянно и рационально совершенствовалась на основе самых современных достижений научно-технического прогресса.

Применение современных систем математического программирования и технических средств обработки информации позволяет решать и накапливать принципиально новые производственные и научные задачи. Неразумно создавать автоматизированные системы только в расчете на традиционные методы управления производством и действующие технологии. Применение современной компьютерной техники и мощного комплекса программных средств позволяет создавать новые методики планирования и управления, новые информационные технологии, которые в традиционных системах нельзя было применить из-за невозможности обработки большого объема информации в жесткие сроки.

Большинство принципиально новых задач имеет сложную организационно-технологическую модель и с трудом поддается формализации. Имеющиеся в распоряжении теории алгоритмов и программ методы не всегда могут описать многовариантные ситуации, возникающие в процессе управления. В настоящее время ведутся поиски в области создания таких моделей, которые, возможно, более полно описывали бы анализируемую ситуацию и отражали бы опыт одного или нескольких высококвалифицированных специалистов по решению возникшей задачи. Системы, действующие на основании таких моделей, получили название экспертных и находят все большее применение при решении новых задач в различных областях науки и техники, в том числе и в менеджменте. Высокий интерес к экспертным системам объясняется тем, что для решения сложных новых ситуационных задач необязательно привлекать крупных специалистов, эти задачи могут быть решены рядовыми сотрудниками, владеющими компьютерной техникой.

Однако внедрение принципа новых задач при реализации постоянно встречает заметное сопротивление. Руководитель должен быть готов к этой негативной реакции на нововведения и понимать ее причины: боязнь сокращения рабочего дня, а следовательно заработка, и даже потери рабочего места; опасность снижения социального статуса и того, что возникнут новые нормы и требования к интенсификации труда. Наиболее обоснованной причиной сопротивления любым новациям является боязнь безработицы, которая стала за последние годы реальной составляющей нашей повседневной жизни. Есть и другие причины, более личностного характера : критика и отказ от традиционных методов работы могут восприниматься как личная обида, опасения узкой специализации и монотонности новых условий труда, непонимание сути и последствий нововведений и, наконец, главное – боязнь обесценивания, девальвации своей личности, ее социального значения. Вновь уместно напомнить, что управление является не только наукой, но и великим искусством. Когда управление предприятием осуществляется только на основе рациональных, научно обоснованных, но традиционных методов, в этом таится угроза развитию и появляется вероятность потери самых талантливых, неординарно мыслящих специалистов, способных ставить и решать принципиально новые задачи.

Склонность к нетрадиционным методам, к поиску новых способов решения задач и риску внедрения новейших технологий могут проявлять не только отдельные яркие личности, но и целые предприятия во главе со смелыми руководителями. В начале XX в. появилось даже специальное название для таких предприимчивых фирм – грюндеры. Сегодня стратегию смелого вложения капитала в новейшие высокие технологии и в поиск нетрадиционных решений новых задач называют венчурной. Обычно венчурные предприятия создаются учеными, изобретателями, разработавшими новые идеи или оригинальные технологии (“ноу-хау”). Примеров такого “грюндерства” в мировой практике много, достаточно вспомнить фирму “Эппл”, создавшую первые персональные компьютеры, конвейерную технологию производства автомобилей Г.Форда, конструкторское бюро С.П.Королева, создавшее первый в мире спутник и космический корабль. В конкурентной борьбе, да и в любых жизненных ситуациях, шансы на успех имеет тот, кто способен принимать непредсказуемые, иногда внешне нелогичные решения по возникающим проблемам.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21

Похожие:

Литература Основная iconЛитература Основная литература
Гесиод. Работы и дни. Теогония. В кн. Эллинские поэты в пер. В. В. Вересаева М. 1963 или по 1 части антологии
Литература Основная iconЛитература по курсу «Психологические основы профориентации и профессионального...
Бодров В. А. Психология профессиональной пригодности: Учебное пособие М.: Пер сэ., 2006
Литература Основная iconЛитература Основная литература
Герчикова И. Н. Международные экономические организации: регулирование мирохозяйственных связей и предпринимательской деятельности...
Литература Основная iconЛекция: литература и театр
История литературы (античная литература, литература средних веков и эпохи Возрождения, литература Нового времени, литература ХХ –...
Литература Основная iconОсновная литература
Искусство стран и народов мира. Краткая художественная энциклопедия. Т. 1 М., 1962-1981
Литература Основная iconЛитература Основная
Горбачев В. В. Концепции современного естествознания: Учеб пособие для студентов вузов. — М., 2003
Литература Основная iconОсновная литература
Анцыферова Л. И. Личность в тяжелых жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита
Литература Основная iconОсновная литература
Горшкова К. В., Хабургаев Г. А. Историческая грамматика русского языка. – М.: Высшая школа, 1981. 359 с. (52 экз.)
Литература Основная iconСписок рекомендуемой литературы Основная литература Безруких М. М.,...
Глозман Ж. М. Нейропсихология детского возраста. – М.: «Академия», 2009. – 272 с
Литература Основная iconЛитература: Источники Литература а Основная Социология. Основы общей теории: учебник для вузов
Социология. Основы общей теории: учебник для вузов/ под ред. Г. В. Осипова. М., 2003, гл. 9,14
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница