Специальная психология. Вопросы к тестированию


Скачать 224.82 Kb.
НазваниеСпециальная психология. Вопросы к тестированию
Дата публикации05.05.2013
Размер224.82 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Психология > Документы
Специальная психология. Вопросы к тестированию
1. К какой области наук относится специальная психология.

Специальная психология может быть охарактеризована как одна из старейших прикладных отраслей психологической науки, что следует понимать буквально, как систему использования психологических знаний в решении конкретных проблем практической деятельности человека. Так, применение психологии в здравоохранении, просвещении, промышленном производстве стало основой для возникновения таких ее прикладных отраслей, как медицинская, педагогическая, трудовая психология.

Прикладной характер специальной психологии раскрывается через ее исторические связи с коррекционной педагогикой. Именно формирование и развитие системы специального образования стало одним из определяющих, хотя далеко не единственным фактором в возникновении данной науки.

  1. С какими явлениями связано формирование и развитие специальной психологии?


Развитие специальной психологии в нашей стране связано с организацией помощи аномальным детям в государственном масштабе, начиная с 1918 г., когда возникла потребность в научном обосновании путей и методов обучения и воспитания аномальных детей.

Развитие социальной психологии в послевоенный период было обусловлено необходимостью восстановления, развития и дифференциации системы специального образования. Поскольку именно дифференциация системы специального образования вплоть до 90-х годов рассматривалась как магистральный путь совершенствования психолого-педагогической помощи разным категориям детей с нарушениями развития, усилия психологов в этот период были направлены прежде всего на изучение особенностей обучения и развития детей (главным образом когнитивной сферы) внутри ранее выделенных типов аномального развития.

Бурное развитие специальной психологии в начале XX века неотрывно от особенностей культурного контекста европейской истории этого периода. Особенностью этого контекста явился необыкновенный подъем интереса к феномену детства, которое долго трактовалось в узкобиологических рамках. Детство стало рассматриваться как сложный многомерный объект изучения. Ребенок превратился в излюбленного персонажа литературных и живописных произведений. Именно в этот период создаются наиболее яркие работы по детской психологии, в частности по психологии игры и детского творчества, шокирующие публику исследования 3. Фрейда, посвященные детской сексуальности, закладывают основы этнографии детства. Ярким примером повышения интереса к детской тематике стало появление особой науки — педологии, оказавшей сильное влияние на специальную психологию.
3. Что изучает специальная психология?
Специальная психология исследует различные формы и стороны развития психики в неблагоприятных условиях. Иначе говоря, ее может интересовать то, как протекает процесс психического развития в самых разных патогенных ситуациях; как и каким образом могут изменяться в зависимости от многообразных параметров этих условий различные характеристики психогенеза. Говоря о том, что специальная психология изучает процесс развития, протекающий в осложненных условиях, которые сами по себе не могут изменить его сущности и направленности, но придают ему определенную специфику в форме особого способа реализации, мы можем более или менее точно очертить рамки предмета специальной психологии, не сводя все ее содержание к психологии слепоты, глухоты, умственной отсталости и т. п. В качестве таковых могут выступать не только нарушения в деятельности анализаторов, опорно-двигательного аппарата, разнообразные церебральные, речевые расстройства, то есть факторы внутреннего порядка. Помимо этого можно говорить и о внешних неблагоприятных факторах, широкий спектр которых формируется при серьезных и длительных деформациях социальной ситуации развития — тяжелые психотравмирующие обстоятельства жизни, воспитание за пределами семьи, несоответствующие возрасту ребенка образ жизни, виды деятельности, требования и ожидания со стороны взрослых.
4. Что такое нарушенное развитие?
Нарушенное развитие понимается как особый способ генеза психики. Нарушенное развитие представляет собой стойкое изменение параметров актуального функционирования психики и темпов её возрастной динамики, достоверно отличающихся от средних значений, характерных для данного возраста.
5. В каком качестве выступает специальная психология для специальной (коррекционной) педагогики?
Взаимосвязь специальной психологии с педагогикой выражается в том, что вопросы обучения и воспитания детей с аномалиями в развитии разрабатываются на основе общей теории дидактики и частных методик обучения. Короче говоря, теоретическая основа для практики.
6. Частью какой науки являлась специальная психология?
Становление специальной психологии происходило в рамках дефектологии – интегративной области научного знания, органично соединившей клинико-физиологическое и психолого-педагогическое направления исследований процессов развития и обучения детей. В этих рамках специальная психология исходно воспринималась как прикладная дисциплина, создающая обеспечение оптимального решения задач коррекционного педагогического процесса и, прежде всего, методов психологической диагностики, определяющих особенности психического развития ребенка.
7. Кому принадлежит особая роль в формировании специальной психологии?
История создания теоретических основ специальной психологии и методологии экспериментальных исследований в этой области тесно связана с именем выдающегося отечественного психолога Льва Семеновича Выготского.
8. Что является центральным вопросом теории специальной психологии?
Феномен нарушенного развития. Говоря о том, что специальная психология занимается изучением процесса развития в неблагоприятных условиях, которые способны приводить к изменению его параметров, мы с необходимостью должны поставить вопрос о сущностной природе самого феномена нарушенного развития. Без преувеличения можно сказать, что это один из центральных вопросов теории специальной психологии, ибо постижение сущности составляет смысл любой науки.
9. Каким термином обозначается нарушенное развитие?
Дезонтогенез. Впервые термин «дизонтогенез» был предложен в 1927 г. Швальбе.

10. Что фиксируется в существующих терминах нарушенного развития?
Какой вопрос, называется, такой и ответ.

Спектр нарушений развития очень широк. Установлено, что для биологической полноценности индивида большое значение имеют социально-психологические факторы, а, с психолого-социальной точки зрения, для нормального развития личности существенны и биологические факторы.

Выявление причин, вызвавших отклонение в развитии, необходимо для научного обоснования психолого-педагогических и медицинских мероприятий, направленных на диагностику, коррекцию, восстановление и компенсацию нарушенных функций.

Под причиной нарушений в развитии понимают воздействие на организм внешнего и/или внутреннего фактора, которые определяют специфику поражения или нарушения психомоторных функций. Изучение этиологии или причин развития нарушений развития в детском возрасте предполагает изучение того, как биологические, психологические и средовые процессы взаимодействуют, что именно приводит к результатам, наблюдаемым в поведении детей спустя какое-то время.

По биологическому, социальному, психологическому и педагогическому аспекту причины нарушений могут быть разнообразны. Нарушения возникают в результате действия наследственных факторов, а также в период внутриутробного (пренатального) или послеродового развития (постнатального).

Развитие специальной психологии и детской патопсихологии позволило выделить факторы риска и факторы жизнеспособности, влияющие на пути развития детей. В самом деле, почему одни и те же вредоносные воздействия у одного ребенка привели к тяжелым нарушениям, а у другого – нет? Поиск ответа на этот вопрос привел к выделению факторов риска и факторов жизнеспособности.

Факторы риска – это условия, которые предшествуют негативному результату и повышают вероятность наступления этого результата. Многие из факторов сегодня значительно отличаются от тех, с которыми люди сталкивались еще в прошлом веке. К таким новым неблагопри­ятным условиям относятся ставшие особенно заметными в последнее время заболевания, связанные с ВИЧ инфекцией, наркоманией, проблемы адаптации детей из семей иммигрантов, неадекватный уход за ребенком со стороны малоимущих родителей, бездомность и др. Даже прогресс в медицине может иметь отрицательные последствия: повышение вероятности выживания недоношенного плода способствует увеличению числа детей с трудностями в поведении и обучении.

К факторам риска сегодня относятся бедность (низкий доход в семье влечет за собой низкий уровень образования, недостаточное медицинское обслуживание, плохое питание, ограниченные возможности в приобщении к культуре) и другие негативные социально-экономические условия, а также насилие, пренебрежение жизненными потребностями ребенка, с которыми сталкиваются многие дети и которые оказывают кумулятивное воздействие на их психическое здоровье.

^ Факторы жизнеспособности – это условия, которые повышают способность человека избегать негативных результатов несмотря на объективную подверженность возникновению нарушения. Понятие фак­торов жизнеспособности не предполагает какого-то прямого пути, ведущего к конкретному результату; напротив, оно связано с постоянно меняющимися защитными и ослабляющими факторами, имеющими отношение как к самому ребенку (например его темперамент), так и к его окружению (например заботливые родители, бабушки и дедушки), а также взаимодействию ребенка и окружения.

Защитные факторы – это личностные или ситуативные условия, которые уменьшают опасность развития у ребенка расстройства, тогда как ослабляющие факторы приводят к увеличению вероятности возникновения у ребенка трудностей. И те и другие факторы следует рассматривать как процессы, а не как абсолютные величины, поскольку одно и то же событие или условие может выступать в качестве и защитного, и ослабляющего фактора в зависимости от общих условий, в которых они действуют.

В основе самой распространенной классификации причин нарушений в развитии лежит разделение их на две группы в зависимости от времени и среды воздействия. Выделяют причины внутреннего происхождения (эндогенные) и внешнего происхождения (экзогенные).
11. Как определяется психическая «норма» с позиции частотного подхода?
Большинство – норма, меньшинство – патология.
12. Как определяется психическая «норма» с позиции культурно-релятивного подхода?
Тип культуры и историческое развитие выступают дифференциальной шкалой, критерием ненормальности.
13. Как определяется психическая «норма» с позиции уровнево-типологического подхода?
Определяется эффективностью социального и биологического функционирования человека.
14. Какие существуют причины дизонтогенеза.
Органические и функциональные. И те и другие могут быть эндогенными и экзогенными. Экзогенные подразделяются на социально-психологические и анатомо-физиологические. В основе самой распространенной классификации причин нарушений в развитии лежит разделение их на две группы в зависимости от времени и среды воздействия. Выделяют причины внутреннего происхождения (эндогенные) и внешнего происхождения (экзогенные).
15. Сколько видов дизонтогенеза выделяются в классификации отклоняющегося развития В.В. Лебединского?

В настоящее время у нас наибольшую популярность, судя по числу ссылок, приобрела классификация отклонений в развитии, предложенная В.В. Лебединским. Он выделяет шесть видов дизонтогенеза.

1. Психическое недоразвитие, типичной моделью которого является умственная отсталость.

2. Задержанное развитие — полиформная группа, представленная разнообразными вариантами инфантилизма, нарушений школьных навыков, недостаточностью высших корковых функций и т. д. В отличие от умственной отсталости характеризуется порциальной ретардацией и разными степенями обратимости.

3. Поврежденное психическое развитие описывает случаи, при которых ребенок имел достаточно длительный период нормального развития, нарушенного заболеваниями (прежде всего, центральной нервной системы) или травмами.

4. Дифицитарное развитие представляет собой варианты психофизического развития в условиях глубоких нарушений зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата.

5. Искаженное развитие — сочетание недоразвития, задержанного и поврежденного развития.

6. Дисгармоническое развитие — нарушения в формировании личности. Типичной моделью данного видадезонтогенеза могут быть различные формы психопатий.

16. Какого вида дизонтогенеза не существует в классификации В.В. Лебединского?
Методом исключения, ребят. Я чет не поняла вопроса. М.б. асинхронное развитие по паре Симаго, но я допускаю что это синоним дисгармоническому у Лебединского.
17. К какому варианту дизонтогенеза относятся нарушения зрения, слуха?
Дифицитарное развитие.
18. К какому варианту дизонтогенеза относится умственная отсталость?
Психическое недоразвитие
19. Для чего необходима перестройка системы организации психики при нарушенном развитии?

20. Что означает изменения в параметрах работы функции при нарушенном развитии?


21. Что такое первичные расстройства?
Первичные, или ядерные, нарушения представляют собой мало обратимые изменения в параметрах работы той или иной функции, вызванные непосредственным воздействием патогенного фактора. Сразу же подчеркнем, что речь идет о нарушениях в работе именно психических функций, а не их анатомофизиологических предпосылок. В литературе нередко встречаются указания на то, что первичными выступают органические поражения мозга и анализаторных систем. В действительности подобные нарушения не представляют собой явления психологического порядка и не могут включаться в структуру психологического анализа. Следует отметить, что при определенных условиях в развитии первично нарушенных функций может появляться определенная позитивная динамика.
22. Что такое вторичные нарушения?
Вторичные, или системные, нарушения имеют иную природу и свойства, представляя собой обратимые изменения процесса развития психических функций, непосредственно связанных с первично нарушенной. Отсюда и само название — системные нарушения, то есть недостаточность определенных функций, возникающая вследствие существующей на данный момент системы межфункциональных связей. Подобные расстройства обладают большей степенью обратимости под влиянием коррекционных мероприятий, что не исключает в ряде случаев возможности спонтанного восстановления. Говоря об обратимости системных отклонений в результате коррекционной работы, следует иметь в виду, что исправление этих нарушений может быть весьма длительным и трудоемким.
23. Что представляют собой соотношение первичных и системных расстройств?
Помните схему с циферками которую рисовали? Вот это про нее. Характер взаимосвязи первичных и вторичных отклонений можно проиллюстрировать, используя нижеприведенную схему на рисунке 9.1. На ней весьма упрощенно представлен набор неких психических функций, объединенных ассоциативными связями. Представим, что функция под номером 6 первично нарушена. Тогда непосредственно связанные с ней элементы под номерами 3, 5 и 9 должны проявить симптомы системных отклонений в своем развитии. Очевидно, что в данном случае имеет значение не только наличие прямой связи, но и степень ее прочности и близости. Чем она теснее, тем более выраженными будут вторичные нарушения, и наоборот. Функции под номерами 2 и 8 могут остаться относительно сохранными, в силу отсутствия указанных отношений с первично поврежденной.
24. Какими расстройствами являются вторичные нарушения?
Системными и обратимыми.
25. Как в структуре расстройства рассматриваются третичные нарушения?
В литературе весьма часто употребляется понятие третичные нарушения, под которым имеют в виду нарушения разных сторон психики, не имеющих непосредственных связей с первично поврежденной функцией. Иногда в качестве критерия здесь выступает признак факультативности, то есть необязательности. Иначе говоря, третичные нарушения рассматриваются в ряду индивидуально вариабельных признаков, необязательных для лиц с определенным типом дизонтогенеза.
26. Что происходит с возрастом с составом вторичных отклонений?
Исходя из того, что процесс развития есть, по сути, изменение отношений между разными сторонами психики, можно предположить, что одно и то же первичное нарушение с возрастом будет менять состав вторичных отклонений. Этим объясняются существенные различия в структуре последних при одном и том же ядерном расстройстве у людей разного возраста. Вместе с тем соотношение между симптомами первичных и вторичных отклонений в развитии определяется не только характером межфункциональных связей и фактором хроногенности, но и во многом зависит от индивидуальных особенностей человека, в частности от его компенсаторных возможностей, и тем более от своевременности и адекватности коррекционной работы, эффективность которой тем выше, чем раньше она начинается. Благодаря этому не всегда удается обнаруживать прямую зависимость между глубиной и выраженностью ядерного расстройства и характером проявлений вторичных отклонений.

Структура нарушенного развития не остается с возрастом неизменной. Ее динамика может быть как негативной, так и позитивной. Характер последней, как мы уже указывали, во многом зависит от особенностей коррекционной работы, но лишь при условии, что сама первично поврежденная функция в своих параметрах остается относительно неизменной. Куда более сложной выглядит картина развития в ситуации, когда ядерным выступает текущее заболевание, в особенности заболевания головного мозга и психические расстройства. В подобных случаях мы сталкиваемся с негативной динамикой структуры дизонтогенеза. Прогрессирующее заболевание в конечном счете способно приостановить процесс развития и привести к распаду, к дезорганизации психических функций, при которой утрачивается внутренняя целостность психической деятельности. При этом нарушается адекватность отражения окружающего мира и возможность продуктивной регуляции поведения.
27. Какую психическую функцию затрудняет любое первичное нарушение?
Затрудняет общение, процессы передачи опыта и психогенеза.
28. Какой вид развития страдает при дизонтогенезе?
Познавательная деятельность наверное.
29. Что такое асинхрония развития?
Неравномерность темпа развития систем, органов, их функции с опережением одних и отставанием других. Асинхронии психического развития (греч. a — не, без + synchronos — одновременный) — понятие, введенное известным немецким психиатром и психологом Э. Кречмером для характеристики нарушения сроков и темпа полового и психического созревания, при котором нарушается гармония в созревании разных систем и оно становится дисгармоничным, диссоциированным. В рамках А. п. р. описываются акселерация (ускорение развития), ретардация (замедление развития), а также высвобождение и фиксация ранних онтогенетических форм нервно-психического реагирования по механизмам возрастной дисфункции созревания, основой которых является преходящая физическая незрелость.
30. Какие процессы происходят благодаря высокой пластичности функциональных систем?
Компенсаторные наверное.
31. Что такое коррекция?
Коррекция (от лат correcccio – исправляю) – форма психолого-педагогической деятельности, направленная на исправление недостатков, отклонений в развитии детей. В специальной психологии термин употребляется в частном значении – исправление отдельных нарушений, например недостатков звукопроизношения, коррекция близорукости с помощью очков и т.д., и общем значении – коррекционно-воспитательная работа как система средств, направленная на сглаживание вторичных недостатков. В этом смысле коррекция должна осуществляться комплексом психолого-медико-педагогических средств с помощью специальных методов и с опорой на сохранные функции.
32. Что такое глухота?

Глухота - континуум потери слуха в пределах от частичной до полной. Также как и в случае слепоты, иногда неверно считается, что потеря слуха происходит по принципу "все или ничего". Также подобно слепоте, глухота может возникать в результате генетических дефектов, травм, нарушений в коре головного мозга или вследствие ряда анатомических/физиологических факторов. Глухота может быть очень специфической, так что бывают, затронуты только некоторые диапазоны слышимых звуков (например, высокочастотные тона). Специальные формы приводятся ниже.
Глухота врожденная - глухота, существующая со времени рождения. Обычно употребляется в отношении случаев, объясняющихся как генетическими факторами, так и факторами окружающей среды.
Глухота нервная - глухота, возникающая в результате любого неврологического расстройства слуховых рецепторов в улитке или слуховом нерве. Обычно противопоставляется проводящей глухоте.
Глухота мозговая - термин, используемый для обозначения любой формы глухоты, вызванной повреждениями мозга. Когда имеются достаточные основания для определения локализации повреждения, употребляются некоторые другие термины, например, кортикальная глухота для случаев повреждений коры, центральная глухота для случаев повреждения слухового центра мозга.

33. Какие несоразмерности в развитии наблюдаются у глухого ребенка?
Глухота вызывает вторичные изменения в психическом развитии ребенка — более медленное и протекающее с большим своеобразием развитие речи. Нарушение слуха и речевое недоразвитие влекут за собой изменения в развитии всех познавательных процессов ребенка, в формировании его волевого поведения, эмоций и чувств, характера и других сторон личности.
Для психического развития глухих детей, как и всех других, имеющих нарушения слуха, является чрезвычайно значимым, как организуется процесс их воспитания и обучения с раннего детства, насколько в этом процессе учитывается своеобразие психи­ческого развития, насколько систематически реализуются социально-педагогические средства, обеспечивающие компенсаторное развитие ребенка.
Могут быть изменения: нарушения мозговых систем, ведущих к детскому церебраль­ному параличу; локальные нарушения слухоречевой системы мозга (корковых и подкорковых образований); заболевания ЦНС и всего организма, ведущие к психическим заболеваниям (шизофрении, маниакально-депрессивному психозу и др.); возможность глубокой социально-педагогической запущенности.

34. К каким изменениям приводит нарушение деятельности зрительного анализатора у слепых?
Чем раньше возник дефект зрения, тем больше он сказывается на формировании психики.
Значительное сокращение или полное отсутствие зрительных ощущений, восприятии и представлений ограничивает возможности формирования образов воображения и памяти.
Происходят качественные изменения системы взаимоотношений анализаторов, возникают специфические особенности в процессе формирования образов, понятий, речи, в соотношении образного и понятийного в мыслительной деятельности, в ориен­тировке в пространстве и т.д. Значительные изменения происходят в физическом развитии: заметно нарушение точности движений, их интенсивности, становится специфической ходьба и другие двигательные акты. Следовательно, у ребенка формируется своя, очень своеобразная система психических функций, качественно и структурно несхожая с системой нормально развивающегося ребенка.
Ребенок с нарушением зрения зависит от выбора, обработки, удержания в памяти и использования слуховой информации.
Меньшая психическая активность младенца с нарушением зрения, связанная с отсутствием зрительных впечатлений, является фактором, затрудняющим темп его психического развития, ведущим к отставанию от уровня развития зрячего.
После шести месяцев жизни слепые дети начинают резко отставать в развитии движений от зрячих того же возраста.
В психологическом развитии в период 1-2 лет главенствующее положение занимает речь, развивающаяся у ребенка с нарушением зрения теми же темпами, как и у зрячих, хотя по своему содержанию она более формальна и бедна конкретными связями с предметным окружающим миром. У таких детей трудно и медленно формируется предметность восприятия.
В старшем дошкольном возрасте большинство слепых детей четко соотносят звуковые качества с предметами, действиями с ними или орудиями действий, обосновывая логически свои суждения.
Для детей с глубокими нарушениями зрения характерно замедленное формирование различных форм деятельности.
Глубокие нарушения зрения оказывают влияние на разные компоненты структуры личности. В связи с тем что одни черты и качества личности оказываются в значительной зависимости от дефекта зрения, другие в меньшей, на третьих от­ражаются неблагоприятные внешние условия развития.
Первый блок структуры личности — формирование таких психических процессов, как мышление, речь — находится в опосредованной зависимости от нарушения зрения, так как за счет развития компенсаторных процессов они развиваются до уровня нормы.
Второй блок структуры личности — психические состояния — также испытывают влияние дефекта, хотя это влияние имеет временный характер. Сюда входят эмоции, возникающие при появлении или осознании своего дефекта, отличия от нормально видящих.
Третий блок структуры личности — темперамент, характер, способности, направленность личности — рассматривается как устойчивые ее свойства, определяющие личность человека.
можно говорить о том, что такие глубокие нарушения зрения, как слепота и слабовидение, оказывают влияние на формирование всей психики человека, включая и личность.
Дети с глубоким поражением зрения в подрастковом возр. очень сильно пережив. свое несовер-ство.
А.Г.Литвак, анализируя взгляды ученых начала XX в. на мышление слепых, выделяет две противоположные точки зрения.
1. потеря зрения способствует более раннему и быстрому развитию у слепых логического мышления.
2. что слепота тормозит и ограничивает развитие мышления.

35. Чем обусловлена речевая патология?
Клиническая характеристика речи
В детском возрасте в развитии речевых процессов значительную роль играет правое полушарие. В формировании же сознательного и произвольного применения речевых средств ведущая роль принадлежит структурам доминантного по речи (обычно левого) полушария мозга.
Особенностью речевых нарушений в детском возрасте является их обратимость, что связано с высокой пластичностью детского мозга.
Речевые нарушения, наблюдаемые в детском возрасте, могут быть физиологического (связаны со сроками созревания периферических центральных структур головного мозга) и патологического (болезненного) характера.
Патологические нарушения речи в зависимости от локализации подразделяются на центральные и периферические, а в зависимости от характера нарушения — на органические и функциональные.
Клинические формы нарушений речи:
1) периферического характера:
механическая дислалия (нарушения звукопроизношения); функциональная дислалия (нарушение функции артикулирования — неправильные, неточные движения артикуляционного аппарата при сохранном строении органов артикуляции); ринолалия — нарушение голоса и звукопроизношения; ринофония — нарушение тембра голоса;
2) центрального характера:
дизартрия — нарушение звукопроизношения, просодики, голоса в результате органического поражения центральной нервной системы; алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка. При моторной алалии трудности касаются развития собственной речи при относительно сохранной возможности понимания обращенной речи. При сенсорной алалии наблюдается противоположная картина: нарушается в ой или иной степени понимание речи окружающих;
афазия — полная или частичная утрата ранее сформированной речи в результате тяжелых травм головного мозга, воспалительных процессов и опухолей, затрагивающих речевые зоны. Деляться на афферентные и эфферентные. К афферентным относятся: сенсорная, акустико – мнестическая афазия, оптико-мнестическая афазия, афферентная моторная афазия, кинестетическая моторная афазия, семантическая. К эфферентным относятся: моторная эфферент. афазия, динамическая афазия.
дисграфия, или аграфия, — специфическое, соответственно частичное или полное расстройство процесса письма. Проявляется в нестойких оптико-пространственных образах букв, в искажениях звукослогового состава и структуры предложения. Письмо может нарушаться при поражении почти любого участка коры левого полушария мозга. дислексия (алексия) — стойкое нарушение чтения, связанное с недоразвитием в основном теменно-височно-затылочной области головного мозга.

36. С какими причинами связаны системные нарушения при ДЦП?
Нарушение двигательных систем головного мозга. Связано чаще всего с кислородным голоданием. Влияет на формирование произвольных движений.
37. Как определяется умственная отсталость?
^ Умственная отсталость – это состояние задержанного или неполного развития психики, которое в первую очередь характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, т.е когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей.
38. Что можно сказать о процессе развития у умственно отсталых?
Ум-но отсталые дети характеризуются существенными отклонениями в развитии моторики. Поздно начинают тянуться к игрушке, позднее начинают сидеть, стоять, ползать, ходить. Замедленное развитие двиг-ной сферы существенно снижает возможности ребенка знакомиться с окру-им его предметным миром, ориент-ься в пространстве.
Движения умственно отсталых дошк-в отличаются неловкостью, плохой координиров-тью, чрезмерной замедленностью или импульсивностью. В дош-ом возрасте многие ум-но отсталые дети, с которыми специально не проводилась длительная, целенаправленная работа, не могут самостоятельно одеться и раздеться, правильно сложить свои вещи.
Внимание ум-но отст. детей преимущественно непроизвольно. Оно характеризуется небольшим объемом, неустойчивостью, а в ряде случаев — трудной переключаемостью. Проявления основных свойств внимания ребенка зависят от его дефекта. Особенно малый объем внимания и его кратковременность свойственны воз­будимым дошкольникам.
Мотивационно-потребностная сфера умственно отсталых дошкольников находится на начальной стадии становления. Их интересы тесно связаны с занимательностью выполняемой деятельности, мало интенсивны, неглубоки, односторонни. Отсутсв-т интерес к учебе, познанию.
Память умственно отсталых детей дошкольного возраста развита очень слабо. Это особенно ярко обнаруживается на примерах запоминания вербального материала. Успешнее запоминают наглядный материал — яркие картинки.
Большие трудности вызывает у дошкольников необходимость припоминания воспринятого материала.
Объем запоминаемого учениками вспомогательной школы материала существенно меньше, чем у их нормально развивающихся сверстников.
Большую роль в становлении и развитии играет мышление.
У умственно отсталых детей дошкольного возраста имеет место недостаточность всех уровней мыслительной деятельности.
Наиболее трудными оказываются задания, выполнение которых основывается на словесно-логическом мышлении.
Мыслительные процессы у ум-но отсталых млад. школьников протекают весьма своеобразно. Так, выполняемый ими мысленный анализ зрительно воспринимаемого реального предмета или его изображения отличается бедностью, непоследоват-ью, фрагме-тью.
Становление речи умственно отсталого ребенка осуществляется своеобразно и с большим запозданием. У них слабо выражено стремление подражать речи взрослого. Многие произносят первые слова в 2—3 года или даже в 5 лет.
39. Что такое ММД?
Минимальные мозговые дисфункции (ММД). В настоящее время ММД рассматриваются как особые формы дизонтогенеза, характеризующиеся возрастной незрелостью отдельных высших психических функций и их дисгармоничным развитием. При этом необходимо иметь в виду то, что высшие психические функции, как сложные системы, не могут быть локализованы в узких зонах мозговой коры или в изолированных клеточных группах, а должны охватывать сложные системы совместно работающих зон, каждая из которых вносит свой вклад в осуществление сложных психических процессов и которые могут располагаться в совершенно различных, иногда далеко отстоящих друг от друга участках мозга.

При ММД наблюдается задержка в темпах развития тех или иных функциональных систем мозга, обеспечивающих такие сложные интегративные функции, как поведение, речь, внимание, память, восприятие и другие виды высшей психической деятельности. По общему интеллектуальному развитию дети с ММД находятся на уровне нормы или в отдельных случаях субнормы, но при этом испытывают значительные трудности в школьном обучении. Вследствие дефицитарности отдельных высших психических функций, ММД проявляются в виде нарушений формирования навыков письма (дисграфия), чтения (дислексия), счета (дискалькулия). Лишь в единичных случаях дисграфия, дислексия и дискалькулия проявляются в изолированном, "чистом" виде, значительно чаще их признаки сочетаются между собой, а также с нарушениями развития устной речи.
40. Какие существуют варианты задержки психического развития?
К.С. Лебединской выделено 4 группы:
1. ЗПР конституционального происхождения. Такие дети отличаются уже внешне. часто рост у них меньше среднего и личико сохраняет черты более раннего возраста, даже когда они уже становятся школьниками. Сильно выражено отставание в развитии эмоциональной сферы. наблюдается большая выраженность эмоциональных проявлений, яркость эмоций и вместе с тем их неустойчивость и лабильность.
2. ЗПР соматогенного происхождения, которая связана с длительными тяжелыми соматическими заболеваниями в раннем возрасте. Это могут быть тяжелые аллергические заболевания (бронхиальная астма, например), заболевания пищеварительной системы и т.д.
3. ЗПР психогенного происхождения. Редкие случаи. Должны быть уж очень неблагоприятные условия соматические или микросоциальные, чтобы возникла задержка психического развития этих двух форм. связана с неблагоприятными условиями воспитания, вызывающими нарушение формирования личности ребенка.
4. ЗПР церебрально-органического генеза.

Похожие:

Специальная психология. Вопросы к тестированию iconСпециальная психология. Вопросы к тестированию
Так, применение психологии в здравоохранении, просвещении, промышленном производстве стало основой для возникновения таких ее прикладных...
Специальная психология. Вопросы к тестированию icon1. Специальная психология
Специальная психология отрасль психологии, изучающая людей, для которых характерно отклонение от нормального психического развития,...
Специальная психология. Вопросы к тестированию iconСпециальная психология как отрасль науки Понятие, объект и структура специальной психологии
Специальная психология это область психологической науки, изу­чающая людей, для которых характерно отклонение от нормального психи­ческого...
Специальная психология. Вопросы к тестированию iconМатериалы для подготовки к тестированию по оспиП (Болотов М. А.). Специальная педагогика
Объектом специальной педагогики является специальное образование лиц с особыми образовательными потребностями как социокультурный,...
Специальная психология. Вопросы к тестированию iconТема номера: специальная психология и коррекционная педагогика. К вопросу о терминологии

Специальная психология. Вопросы к тестированию iconВопросы к экзамену (тестированию) по курсу
Укажите основные форматы графических файлов предназначенных для публикации в web-приложениях
Специальная психология. Вопросы к тестированию iconХарактеристика на выпускника 2011 года факультета «Клиническая и...
Словению, курорт – Доленске Терме. (17. 05. 06.) 2009 г.; (14. 05. 31. 05.) 2010 г
Специальная психология. Вопросы к тестированию iconКафедра с пециальной п сихологии Специальность «Специальная психология...
«Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами и отклонениями в развитии»
Специальная психология. Вопросы к тестированию icon1 Предмет и задачи специальной психологии
Специальная психология — наука о    закономерностях и особенностях  развития детей с физическими и психическими нарушениями, о принципах,...
Специальная психология. Вопросы к тестированию iconАкадемия социального образования Факультет педагогики и психологии...
Методы психологической коррекции, применяющиеся в работе с детьми, страдающими рда
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница