Разработка серийного оформления художника В. Щербакова


Скачать 10.27 Mb.
НазваниеРазработка серийного оформления художника В. Щербакова
страница1/71
Дата публикации09.05.2013
Размер10.27 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Психология > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   71
УДК 820(73) Г>БК 88.3 А 64

Перевод с английского Д. Гурьева, М. Будыниной, Г. Пимочкиной, С. Лихацкой

' ——-*Научный редактор

" кандидат психологических наук Крашенинников Е.Е.

Разработка серийного оформления художника В. Щербакова

Серия основана в 2000 году




Анастази А.

А 64 Дифференциальная психология. Индивидуальные и групповые разли­чия в поведении /Пер. с англ. — М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. — 752 с. (Серия «Кафедра психологии»).

ISBN 5-04-006108-0

Данный фундаментальный труд Анны Анастази зарекомендовал себя как один из лучших классических учебников по дифференциальной психологии мирового уровня, со знакомства с которым должен начинать любой студент, изучающий эту дисциплину. В учебнике в доступной и увлекательной форме рассматриваются проблемы индивидуальных различий человека как отдельного индивида и как представителя той или иной группы, исследуются причины и механизмы его поведения.

Рекомендуется в качестве учебного пособия для студентов, изучающих психологию человека и группы, а также для всех, кто интересуется данной тематикой.

УДК 820(73) ББК 88.3

ISBN 5-04-006108-0

© Перевод, оригинал-макет книги.

«Апрель Пресс», 2001 © Оформление. ЗАО «Издательство

«ЭКСМО-Пресс», 2001

Глава 1

^ ПРОИСХОЖДЕНИЕ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ

ПСИХОЛОГИИ

Человек всегда понимал, что живые существа бывают раз­ные. Его теории, верования и суеверия, в которых он пытался постичь причины этих различий, были многочисленны и явля­лись отражением его мировоззрения. Но во все времена он вос­принимал существование этих различий как данность. Среди древнейших следов человеческой деятельности существуют сви­детельства того, что люди знали об индивидуальных различиях и учитывали их. В то время, когда еще не было письменности, уже существовали люди — первобытные художники, знахари и вож­ди, — которые не могли не обладать особым» способностями и личностными свойствами. На каком бы уровне развития ни на­ходилась культура, она не может существовать без разделения труда, а следовательно, предполагает признание различий меж­ду людьми.

Человек видел, что индивидуальные различия характерны in- только для людей, но и для животных. И в научной, и в худо­жественной литературе можно найти признание того, что у сло-нон, буйволов и подобных им стадных животных есть индивиды, иыполняющие в стаде функции вожаков, «лидеров». Часто упо­минаемая «иерархия едоков», распространенная, например, среди цыплят, также свидетельствует об этом. Обычно отноше­ния социального доминирования цыплята проявляют при раз-■i.iчс корма. При этом индивид А нападает на индивида В, но не i поборот. Драка же возникает тогда, когда кто-то начинает ос-паринать авторитет «главного едока». И этот и многие другие примеры иллюстрируют наличие различных реакций индивида иа других представителей своей группы.

Объективное количественное исследование индивидуаль­ных различий в поведении и является предметом дифференци-а и.пой психологии. Какова природа этих различий, насколько

6 Дифференциальная психология

они велики? Что можно сказать об их причинах? Как на них влияют подготовка, развитие, физическое состояние индиви­дов? Каким образом различные характеристики соотносятся друг с другом и сосуществуют? Вот некоторые из фундаментальных вопросов, которыми занимается дифференциальная психология и которые будут рассмотрены нами в первой части этой книги.

Кроме этого, дифференциальную психологию интересует анализ природы и свойств большинства традиционных групп, — людей маргинальных и гениальных, различающихся по призна­кам пола, расы, национальности и культуры. Это является пред­метом рассмотрения последних семи глав. Изучение таких груп­повых различий преследует триединую цель. Во-первых, через конкретные группы характеризовать современное общество, по­этому их подробное исследование несет в себе практическую пользу: информация о них может повлиять на восприятие обще­ством данных групп и в конечном счете способствовать улучше­нию межгрупповых отношений.

Во-вторых, сравнительное исследование разных групп по­может прояснить фундаментальные проблемы индивидуальных различий в целом. В таких группах можно увидеть как проявляют­ся индивидуальные различия и проследить к чему они приводят. Групповые различия в поведении, рассматриваемые совместно с другими сопутствующими различиями между группами, по­зволяют эффективно анализировать причины различий между людьми.

В-третьих, сравнение того, как некий психологический феномен проявляется в разных группах, может способствовать более четкому пониманию самого феномена. Выводы общей пси­хологии, проверенные на самых различных группах, иногда ока­зываются не такими уж «общими». Исследование феномена во всех его разнообразных проявлениях позволяет лучше понять его суть.

В отличие от широко распространенных ранее представле­ний об индивидуальных различиях, сформировавшихся в про­цессе приспосабливания к повседневной жизни, систематичес­кое изучение таких различий появилось в психологии сравни­тельно недавно. Поэтому мы начнем с рассмотрения тех усло­вий, которые способствовали возникновению современной диф­ференциальной психологии.

Происхождение дифференциальной психологии 7 ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ В РАННИХ

^ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТЕОРИЯХ1

Одним из наиболее ранних примеров явного изучения ин­дивидуальных различий, является «Государство» Платона. Основ­ной целью его идеального государства являлось, на самом деле, распределение людей в соответствии с предназначенными для них задачами. Во второй книге «Государства» можно найти сле­дующее утверждение: «...два человека не могут быть совершенно одинаковыми, каждый отличается от другого своими способно­стями, одному следует заниматься одним, другому — другим» (11, с. 60). Более того, Платон предложил «показательные уп­ражнения», которые можно было бы использовать в идеальном государстве для отбора солдат. Эти «упражнения», предназна­ченные для отбора людей, обладающих качествами, существен­ными для доблести военного, представляют собой первый сис­тематически составленный и записанный тест на профпригод­ность.

Разносторонний гений Аристотеля также не мог пройти мимо индивидуальных различий. В его работах значительное мес­то отведено анализу групповых различий, в том числе, различий видовых, расовых, социальных и половых, проявляющихся в психике и морали. Многие из его работ содержат также скрытое допущение индивидуальных различий, хотя Аристотель и не про­водил их развернутого исследования. Создается впечатление, что он считал наличие таких различий слишком очевидным и пото­му не требующим специального рассмотрения. То, что он отно­сил эти различия частично к врожденным факторам, следует из его утверждений, которые подобны следующему:

«Возможно, кто-то может сказать: «Поскольку в моей вла­сти быть справедливым и добрым, то я, если захочу, стану луч­шим из людей». Это, конечно, невозможно... Человек не сможет

1В дополнение к краткому историческому экскурсу в область исследова­ний индивидуальных различий, представленному в этом и последующих раз­делах, мы рекомендуем читателю ознакомиться с классическими работами по истории психологии Боринга (7), Мэрфи (23) и Рэнда (28).

Библиографические ссылки здесь и далее даются списком в конце каж­дой главы.

Дифференциальная психология

стать лучшим, если у него нет для этого природных задатков» (29, «Большая этика», 1187b).

В «Этике» Аристотеля неоднократно встречаются высказы­вания, в которых косвенно говорится об индивидуальных разли­чиях. Например, следующее утверждение не оставляет ни малей­ших сомнений в том, что думает Аристотель по этому поводу:

«Сделав эти разделения, мы должны отметить, что во вся­ком протяженном и делимом существует избыток, недостаток и значение, — все это существует в отношении друг к другу или в отношении других к нам, например, в гимнастическом или ме­дицинском искусствах, в строительстве и навигации, в любом действии, научном или ненаучном, умелом или неумелом (29, Евдемова этика, 1220b).

После этого Аристотель описывает качества людей, обла­дающих избытком или дефицитом вспыльчивости, смелости, стыдливости и др.

В средневековой схоластике индивидуальные различия при­влекали к себе сравнительно мало внимания. Философские обоб­щения о природе разума формулировались преимущественно на теоретической, а не эмпирической основе. Поэтому исследова­ния индивидов, если и играли, то очень малую роль в развитии таких доктрин. Об особом интересе к дифференциальной психо­логии св. Августина и св. Фомы Аквинского свидетельствует их «психология способностей». Такие способности, как «память», «воображение» и «воля» рассматриваются сейчас некоторыми учеными как предшествующие качествам и факторам, опреде­ляемым в настоящее время средствами статистического анализа тестовых значений. Как бы то ни было, эти недавно определен­ные факторы отличаются по ряду существенных параметров от способностей, которые были умозрительно выведены схоласти­ческой философией.

Представители множества разновидностей ассоцианизма, процветавших с семнадцатого по девятнадцатый век, также мало что могли сказать об индивидуальных различиях. Ассоцианис-тов интересовал, прежде всего, механизм, посредством кото­рого объединяются идеи и который позволяет образовываться Ьложным мыслительным процессам. Они формулировали об­щие принципы, не оставлявшие места индивидуальным разли­чиям. Однако Бейн, последний из так называемых чистых ассо-

Происхождение дифференциальной психологии 9

цианистов, в своих работах обратил внимание на индивидуаль­ные различия. Следующий отрывок взят из его книги «Чувства и интеллект» The Senses and the Intellekt», 1855): «Существует естественная способность к ассоциированию, особая для каж­дого типа людей и отличающая индивидов друг от друга. Это свойство, подобно всем остальным характерным свойствам че­ловеческой природы, распределено между людьми не в равной пропорции» (3, с. 237).

Параллельное развитие теории образования имеет к рас­сматриваемому нами предмету прямое отношение. В трудах и в практической деятельности группы просветителей «натуралис­тов» в конце восемнадцатого и начале девятнадцатого века, вклю­чая Руссо, Песталоцци, Гербарта и Фребеля, отражается оче­видное возрастание интереса к индивидуальности ребенка. Об­разовательная стратегия и методы определялись не внешними критериями, а исследованием самого ребенка и его способнос­тей. Однако акцент по-прежнему делался скорее на подходе к каждому ребенку как к представителю человечества, а не на том, что отличало его от других детей. Несмотря на то что в работах просветителей можно найти немало высказываний об индиви­дах, отличающихся друг от друга, и об образовании, которое должно учитывать эти отличия, они подчеркивали значимость свободного, «естественного» образования скорее в противовес навязываемым извне педагогическим воздействиям, чем вслед­ствие действительного осознания значимости индивидуальных различий. Понятие «индивидуальный» часто использовалось как синоним понятия «человеческий».

^ ЛИЧНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИ ВЫЧИСЛЕНИЯХ В АСТРОНОМИИ

Довольно курьезно, что первое систематическое измере­ние индивидуальных различий было проведено не в психоло­гии, а в рамках гораздо более старой науки — астрономии. В 1796 юлу Мэскелин, астроном Гринвичской астрономической обсер-ншории, уволил Киннебрука, своего ассистента, за то, что тот ^фиксировал время прохождения звезды на секунду позже, чем пи. В то время подобные наблюдения осуществлялись методом

10 ■• ■ Дифференциальная психология

«глаз и ухо». Этот метод предполагал не только координацию зрительных и слуховых впечатлений, но и формулирование дос­таточно сложных суждений о пространстве. Наблюдатель отме­чал на часах время с точностью до секунды, затем начинал от­считывать секунды по бою часов, наблюдая одновременно за тем, как звезда пересекает поле телескопа. Он отмечал положе­ние звезды по последнему удару часов перед тем, как она дости­гала «критической» линии поля; сразу же после того, как звезда пересекала эту линию, он аналогичным образом отмечал ее по­ложение по первому удару. На основе этих наблюдений с момен­та прохождения звезды через критическую линию оценка дела­лась через десятые доли секунды. Эта процедура была стандарт­ной и позволяла делать измерения с точностью до одной или двух десятых секунды.

В 1816 году кенигсбергский астроном Бессель прочел в ис­тории Гринвичской астрономической обсерватории об инциденте с Киннебруком и заинтересовался личными особенностями вы­числений, производимых различными наблюдателями. Изначаль­но личностное уравнивание относилось к фиксации различия в секундах между оценками двух наблюдателей. Бессель собрал и опубликовал данные по нескольким подготовленным наблюда­телям и отметил не только наличие таких личных особенностей и разницы в оценках, но также изменчивость вычислений в каж­дом новом случае. Это и явилось первой публикацией количе­ственных измерений индивидуальных различий.

Многие астрономы приняли на вооружение данные Бессе­ля. Во второй половине девятнадцатого века с появлением хро­нографов и хроноскопов стало возможным измерять личные осо­бенности конкретного наблюдателя без сравнения его с други­ми наблюдателями. Это была попытка свести все наблюдения к объективно корректным значениям без обращения к системе времени, привязанной к какому-либо наблюдателю, чьи наблю­дения принимались за стандарт. Астрономы произвели также анализ различных условий, влияющих на особенности вычисле­ний разных наблюдателей. Но это все относилось скорее к про­блеме астрономических наблюдений, чем к измерению индиви­дуальных различий, которое было предпринято позднее пред­ставителями ранней экспериментальной психологии в их иссле­дованиях «времени реакции».

Происхождение дифференциальной психологии 11

^ ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

В течение второй половины девятнадцатого века психологи стали отваживаться вставать со своих кабинетных кресел и пере­ходить в лабораторию. Большинство представителей ранней экс­периментальной психологии были физиологами, чьи экспери­менты постепенно начинали приобретать психологическую ок­раску. В результате идеи и методы физиологии нередко перено­сились непосредственно в психологию, которая как наука нахо­дилась еще на детской стадии развития. В 1879 году Вильгельм Вундт открыл первую лабораторию экспериментальной психо­логии в Лейпциге. Эксперименты психологического свойства уже проводились до этого Вебером, Фехнером, Гельмгольцем и дру­гими, но лаборатория Вундта была первой, созданной исклю­чительно для психологических исследований и предоставлявшей при этом возможности для обучения студентов методам новой науки. Естественно, она оказала существенное влияние на раз­витие ранней экспериментальной психологии. Лаборатория Вун­дта привлекала студентов из разных стран, которые, по возвра­щении на родину, основывали подобные лаборатории в своих собственных странах.

Проблемы, которые исследовались в первых лабораториях, свидетельствовали о сходстве экспериментальной психологии с физиологией. Изучение зрительных и слуховых впечатлений, ско­рости реакции, психофизики и ассоциаций — вот почти все, в отношении чего ставились эксперименты. Первоначально пси­хологам-экспериментаторам было свойственно игнорировать индивидуальные различия или рассматривать их просто как слу­чайные «отклонения», ведь чем больше в феномене выражены индивидуальные особенности, тем менее точными будут сделан­ные в отношении него обобщения. Таким образом, степень ин­дивидуальных различий определяла «вероятность отклонений», которые можно ожидать в проявлении общих психологических законов.

Очевидно, что возникновение экспериментальной психо­логии не способствовало развитию интереса к изучению инди­видуальных различий. Ее вклад в дифференциальную психоло­гию должен был заключаться в демонстрации того, что психо-

12 '■"' Дифференциальная психология

логические феномены доступны для объективного и даже коли­чественного исследования, что психологические теории можно проверять на соответствие объективным данным и что психоло­гия может стать эмпирической наукой. Это было необходимо для того, чтобы вместо теоретизирований об индивиде могло воз­никнуть конкретное изучение индивидуальных различий.

^ ВЛИЯНИЕ БИОЛОГИИ

В конце девятнадцатого века биология под влиянием дар­виновской теории эволюции развивалась очень быстро. Эта тео­рия, в частности, способствовала возрастанию интереса к срав­нительному анализу, предполагающему наблюдение за тем, как одни и те же качества проявляются у представителей разных ви­дов. В поисках того, что могло бы подтвердить истинность эволю­ционной теории, Дарвин и его современники собрали огром­ную первичную базу данных о поведении животных. Начав с описания неких нестандартных случаев и анализа наблюдений, эти исследователи, в конечном счете, способствовали тому, что в двадцатом веке стало возможным проводить настоящие, с вы­сокой степенью контроля, эксперименты с животными. Такие исследования поведения животных оказались весьма полезными во всех отношениях для развития дифференциальной психоло­гии. Примеры соответствующих исследований мы подробно рас­смотрим в главе 4, в частности, мы будем говорить об изучении эволюционных рядов в контексте открытия принципов развития поведения; об исследовании анатомических и других органичес­ких изменений, соответствующих определенным поведенческим изменениям, и о многочисленных экспериментах, проявляющих зависимость поведения от меняемых внешних условий.

Особенно важными для дифференциальной психологии являются исследования английского биолога Френсиса Гальто-на, одного из наиболее знаменитых последователей Дарвина. Гальтон первым попытался применить эволюционные принци­пы изменчивости, отбора и приспособляемости к исследованию человеческих индивидов. Научные интересы Гальтона были мно­госторонни и разнообразны, но все они были связаны с изуче­нием наследственности. В 1869 году он издал книгу под названи-

Происхождение дифференциальной психологии 13

ем «Наследственный гений» Hereditary Genius»), в которой, применяя хорошо известный сегодня родовой исторический ме­тод, попытался продемонстрировать, как наследуются способ­ности к тем или иным видам деятельности (ср. с главой 9, чтобы получить более полную картину). После этого он написал еще две книги на эту тему: «Английские ученые» English Men of Science», 1874), и «Наследственность» Natural Inheritance», 1889).

Для Гальтона, изучавшего человеческую наследственность, вскоре стало очевидным, что для определения степеней сход­ства между индивидуумами их можно измерять, — каждого в отдельности, в сравнении друг с другом, целенапрвленно и боль­шими группами. Для этой цели он разработал многочисленные тесты и процедуры измерений, основав в 1882 году в Музее Южного Кенсингтона в Лондоне свою знаменитую антропомет­рическую лабораторию. В ней люди за небольшую плату могли измерить уровень восприимчивости своих органов чувств, мо­торные способности и другие простые качества.

Измеряя сенсорные процессы, Гальтон надеялся получить возможность оценивать интеллектуальный уровень человека. В сборнике «Исследование человеческих способностей» Inquiries into Human Faculty»), опубликованном в 1883 году, он написал: «Вся воспринимаемая нами информация о внешних событиях поступает к нам через каналы наших органов чувств; чем более тонкие различия способны воспринимать органы чувств челове­ка, тем больше у него возможностей для формирования сужде­ний и осуществления интеллектуальной деятельности» (13, с. 27). Кроме этого, на основе обнаруженного им пониженного уровня чувствительности у идиотов он сделал вывод, что сенсорные нозможности различения «в целом должны быть наивысшими у интеллектуально одаренных» (13, с. 29). По этой причине изме­рение сенсорных возможностей, таких как зрение и слух, зани­мают сравнительно большое место в тестах, которые разработал и создал Гальтон. Например, он создал шкалу для визуального определения длины, свисток для проявления слуховой чувстви­тельности к предельно высоким звукам, кинестетические тесты, основанные на сериях взвешиваний, а также тесты на прямизну движения, на скорость простых реакций и многие другие. Галь­тон также впервые использовал тесты на свободные ассоциа­ции, — технику, которую впоследствии применял и развивал

14 ' ■ т Дифференциальная психология

Вундт. Столь же новаторским было исследование Гальтоном ин­дивидуальных и групповых различий образного мышления. Это было первое развернутое применение метода анкетирования в психологии.

Существенное влияние на формирование дифференциаль­ной психологии оказало и развитие современной генетики. Зако­ны наследственности Менделя, заново открытые в 1900 году, привели к возобновлению экспериментальных работ в области механизмов наследования. На дифференциальную психологию оказали многостороннее влияние в высшей степени результатив­ное изучение наследования физических черт у животных, самым выдающимся среди которых было изучение фруктовой мухи дро­зофилы. Оно, во-первых, позволило прояснить и более четко сфор­мулировать понятие наследственности. Во-вторых, дало возмож­ность получать многочисленные генетические модели в сжатые сроки, позволяющие собирать данные о поведении их носителей. В-третьих, оно привело непосредственно к экспериментирова­нию с животными по формированию у них новых психологичес­ких характеристик (ср. гл. 4). И наконец, развитие генетики чело­века позволило использовать методы статистического анализа, для того чтобы находить черты родового сходства и различия, что получило широкое применение в психологии (ср. гл. 9).

^ РАЗВИТИЕ СТАТИСТИЧЕСКОГО МЕТОДА

Статистический анализ является одним из основных средств, которые использует дифференциальная психология. Гальтон очень хорошо понимал необходимость приспособления статистичес­ких методов к процедурам обработки собранных им данных по индивидуальным различиям. Для этой цели он предпринял по­пытки адаптировать многочисленные математические процеду­ры. Среди принципиальных статистических проблем, которыми занимался Гальтон, была проблема нормального распределения отклонений (ср. с гл. 2) и проблема корреляции. Что касается последней, то он провел большую работу и в конце концов вы­вел коэффициент, который получил известность как коэффи­циент корреляции. Карл Пирсон, который был его студентом, впоследствии разработал математический аппарат теории кор-

Происхождение дифференциальной психологии 15

реляции. Таким образом, Пирсон внес свой вклад в развитие и систематизацию того, что раньше относилось только к области статистики.

Другим британским ученым, чей вклад существенно по­влиял на развитие статистики, был Р. А. Фишер. Работая преиму­щественно над исследованиями в области сельского хозяйства, Фишер разработал множество новых статистических методов, которые зарекомендовали себя как в высшей степени полезные во многих других областях, включая психологию, и открыли широкие возможности для анализа данных. Его имя больше все­го ассоциируется с анализом изменчивости — методом, позво­ляющим проводить одновременный анализ результатов несколь­ких вариантов одного и того же эксперимента.

Для квалифицированной интерпретации практически лю­бого исследования в области дифференциальной психологии требуется понимание определенных фундаментальных статисти­ческих понятий. В задачу данной книги не входит их углубленное обсуждение или описание вычислительных процедур. Существу­ет множество хороших учебников по психологической статисти­ке, и студентам для более полного понимания' деталей необхо­димо ознакомиться с ними1. Тем не менее раскрыть сущность двух статистических понятий, играющих важнейшую роль в диф­ференциальной психологии, а именно, статистической значи­мости и корреляции, будет полезно.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   71

Похожие:

Разработка серийного оформления художника В. Щербакова iconСтивене Д. 80 Сознавание: исследуем, экспериментируем, упражняемся/ Пер с англ. А. Пилюгина
Разработка серийного оформления художника В. Щербакова Серия основана в 1999 году
Разработка серийного оформления художника В. Щербакова iconКакова роль художественного оформления спектакля в выявлении образов...
Образ спектакля должен обладать могучей силой эмоционального воздействия, воспитывать в людях высокие нравственные и эстетические...
Разработка серийного оформления художника В. Щербакова iconУпражнение Вычерчивание штампов
Гост, устанавливающих взаимосвязанные правила и положения по порядку разработки, оформления и обращения конструкторской документации,...
Разработка серийного оформления художника В. Щербакова iconЩербакова Марина Владимировна
В рамках аккредитации университета в апреле-мае 2012 года вы будете проходить Интернет-тестирование по следующим дисциплинам общего...
Разработка серийного оформления художника В. Щербакова iconРекомендации по оформлению выпускной квалификационной работы
Излагаются требования к компьютерному набору, правила оформления рукописи и ее документального сопровождения. Приводятся образцы...
Разработка серийного оформления художника В. Щербакова iconПо-русски ли мы говорим? (Литературное произношение) 
Ораторская речь с трибуны, лекция преподавателя с кафедры, выступление чтеца с эстрады, речь актера со сцены, звуковое кино, радиовещание,...
Разработка серийного оформления художника В. Щербакова iconФормирование требований к ас; Разработка концепции ас
Техническое задание тз (Разработка и утверждение технического задания на создание ас)
Разработка серийного оформления художника В. Щербакова iconРазработка фильтра цифровых сигналов с конечной импульсной характеристикой
Разработка модели системы передачи дискретных сообщений с использованием квадратурной амплитудной модуляции
Разработка серийного оформления художника В. Щербакова icon1. Настоящий Порядок оформления заявок на предоставление специального...
Порядком предоставления мер социальной поддержки отдельных категорий граждан в Санкт-Петербурге по специальному транспортному обслуживанию,...
Разработка серийного оформления художника В. Щербакова iconИнструкция как составить бизнес-план самостоятельно Последовательность оформления бизнес-плана
Большое значение имеет титульный лист бизнес-плана. Чем профессиональней он составлен, тем лучшее впечатление произведет сам проект....
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница