Когнитивная психология


НазваниеКогнитивная психология
страница1/19
Дата публикации11.05.2013
Размер2.56 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Психология > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19
Robert L.Solso

COGNITIVE PSYCHOLOGY

6-th edition

ALLYN AND BACON

Boston • London • Toronto • Sydney • Tokyo • Singapore

Роберт Солсо

КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

6-е издание



Москва • Санкт-Петербург ■ Нижний Новгород ■ Воронеж

Ростов-на-Дону • Екатеринбург • Самара • Новосибирск

Киев • Харьков • Минск

2006

ББК УДК С60

88.351 159.928.235

С60 Когнитивная психология / Р. Солсо. — 6-е изд. — СПб.: Питер, 2006. — 589 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»).

ISBN 5-94723-182-4

В книге последовательно и целостно излагаются теоретические и эмпирические основы когнитивной психологии, представлен ясный, убедительный анализ таких важнейших разделов данной предметной области, как репрезентация знаний, обработка информации и когнитивная нейронаука. Предлагаемое вниманию читателей издание является полностью переработанным, особое внимание уделено одной из прогрессивных научных областей — нейропознанию, оказывающей существенное влияние на современное понимание человеческой психики. Кроме того, в качестве доказательств когнитивных теорий представлены данные новейших нейрокогнитивных исследований. Книга существенно дополнена современной информацией по физиологии и смежным темам, включая последние достижения технологий нейрокогнитивного отображения. Адресована студентам, аспирантам, преподавателям факультетов и отделений психологии вузов, а также всем, кто интересуется функционированием разума.

ББК 88.351 УДК 159.928.235

©2001, 1998, 1995, 1991, 1988, 1979 by Allyn & Bacon

© Перевод на русский язык ЗАО Издательский дом «Питер», 2006

© Издание на русском языке, оформление ЗАО Издательский дом «Питер», 2006

ISBN 0-205-30937-2 (англ.) ISBN 5-94723-182-4
 Оглавление

Предисловие ..............................................................14

Студенту ............................................................... 14

Преподавателю......................................................... 15

^ Глава 1. Введение в когнитивную психологию ............................. 19

Что такое когнитивная психология?.....................................20

Модель обработки информации.........................................23

Сфера когнитивной психологии.........................................24

Когнитивная нейронаука............................................24

Восприятие ......................................................... 25

Распознавание паттернов ............................................26

Внимание ........................................................... 26

Сознание........................................................26

Память..............................................................21

Репрезентация знаний ..................................................28

Воображение ........................................................28

Язык................................................................29

Психология развития................................................29

Мышление и формирование понятий ...............................30

Человеческий и искусственный интеллект ...........................30

Краткая история когнитивной психологии ..............................31

Первые представления о мышлении..................................31

Познание в эпоху Возрождения и после нее ..........................32

Когнитивная психология: начало XX столетия.......................34

Когнитивная психология сегодня....................................37

Концептуальная наука и когнитивная психология.......................39

Когнитивные модели ................................................41

Компьютерная метафора и человеческое познание.....................43

Когнитивная наука .................................................45

Нейронаука и когнитивная психология ..............................45

Параллельная распределенная обработка (PDP) и когнитивная психология .............48

Эволюционная когнитивная психология.............................49

Резюме.................................................................51

Рекомендуемая литература .............................................52

^ Глава 2. Когнитивная нейронаука.........................................53

Исследование и картирование мозга....................................54

XXI век — наука о мозге ................................................54

Проблема психики и тела ...............................................55

Когнитивная нейронаука ...............................................57

Когнитивная психология и нейронаука...............................58

6

Нервная система .......................................................59

Нейрон..............................................................61

Головной мозг: от компартментализации к массовому действию.......64

Анатомия головного мозга........................................... 66

Современные методы нейрофизиологии.................................74

Отображение магнитного резонанса и эхо-планарная томография ..... 74

Компьютерная аксиальная томография...............................75

Позитронно-эмиссионная томография...............................77

История о двух полушариях ............................................82

Когнитивная психология и науки о мозге.............................91

Резюме.................................................................91

Рекомендуемая литература.............................................92

^ Глава 3. Восприятие и внимание........................................... 93

Вычислительный мозг..................................................94

Ощущение и восприятие................................................95

Иллюзии............................................................ 96

Предшествующее знание.............................................96

Сенсорная предрасположенность мозга ..............................98

Объем восприятия.....................................................100

Иконическое хранение.................................................102

Влияние задержки подсказки.......................................104

Эхоическое хранение..................................................104

Функции сенсорных хранилищ........................................106

Внимание .......................... 107

Пропускная способность и избирательность внимания.................. 111

Слуховые сигналы....................................................111

Модели избирательного внимания —.................................113

Модель с фильтрацией (Бродбент)..................................113

Модель делителя (Трейсман) .......................................117

Зрительное внимание............................................. 120

Автоматическая обработка............................................. 122

Нейрокогнитология внимания.........................................125

Внимание и человеческий мозг......................................125

Внимание и ПЭТ...................................................126

Резюме................................................................127

Рекомендуемая литература............................................129

^ Глава 4. Распознавание паттернов........................................130

Теории восприятия....................................................132

Распознавание зрительных паттернов..................................134

Зрение .............................................................135

Субъективная организация .........................................136

Теория гештальта......................................................138

Канонические перспективы ............................................141

Принципы обработки информации: «снизу вверх» и «сверху вниз» . 144

7

Сравнение с эталоном .................................................145

Теория геонов ......................................................148

Метод предварительной подготовки.................................150

Подетальный анализ...................................................152

Движения глаз и восприятие паттерна..............................155

Прототипное сравнение........___....................................155

Абстрагирование зрительной информации..........................156

Псевдопамять ......................................................158

Теория прототипов: центральная тенденция и частота признаков .... 160

Восприятие формы: интегрированный подход..........................161

Распознавание паттернов экспертами ..................................162

Распознавание образов в шахматах...................................162

Роль наблюдателя в распознавании паттернов..........................165

Резюме......166

^ Рекомендуемая литература............................................167

Глава 5. Сознание .......................................................168

История изучения сознания .....................169

Когнитивная психология и сознание...................................171

Эксплицитная и имплицитная память............................... 173

Исследования с подготавливающими стимулами....................174

Нейрокогнитивные исследования: сон и амнезия ....................178

Сознание как научный конструкт ......................................181

Ограниченная пропускная способность.............................183

Метафора новизны .................................................184

Метафора прожектора..............................................184

Метафора интеграции: театр в обществе разума.....................185

Современные теории сознания..................................... 187

Модель отдельных взаимодействий и сознательного опыта Шактера .. 187

Теория общего рабочего пространства Баарса ...................188

Функции сознания....................................................192

Резюме.................................................................193

Рекомендуемая литература ............................................194

^ Глава 6. Мнемоника и эксперты ..........................................195

Король из Техаса в паре с королем Полом Баньяном из Миннесоты .....196

Мнемонические системы..............................................197

Метод размещения .................................................198

Система «слов-вешалок»...........................................199

Метод ключевых слов..............................................201

Организующие схемы ..............................................203

Воспроизведение имен ..........................................205

Воспроизведение слов  ..........................................206

Выдающиеся мнемонисты.............................................208

Ш.: Лурия..........................................................208

V. Р.: Хант и Лав....................................................211

Другие примеры....................................................213

8 Оглавление

Эксперты и мастерство ................................................ 214

Н. О.: исследование на примере художника — Солсо; Майалл и

Чаленко.................................................216

Структура знания и мастерство.....................................220

Теоретический анализ мастерства...................................221

Резюме........... :....................................................222

Рекомендуемая литература ............................................223

^ Глава 7. Память: структуры и процессы  ..............................224

Кратковременная память..............................................225

Нейрокогнитология и КВП .........................................227

Рабочая память.....................................................229

Объем КВП.........................................................231

Кодирование информации в КВП ...................................233

Воспроизведение информации из КВП..............................241

Долговременная память...............................................243

Нейрокогнитология и ДВП.........................................243

ДВП: структура и хранение .........................................245

Сверхдолговременная память (СДВП)..............................249

Автобиографические воспоминания.................................254

Ошибки памяти и свидетельские показания.........................257

Резюме................................................................ 260

Рекомендуемая литература .................:..........................261

^ Глава 8. Память: теории и нейрокогнитология ............................262

Первые исследования..................................................263

Нейрокогнитология памяти............................................267

Два хранилища памяти................................................269

Место памяти в процессе познания.....................................272

Модели памяти........................................................ 273

Модель Во и Нормана ..............................................273

Модель Аткинсона и Шифрина .....................................275

Уровень воспроизведения (УВ).....................................277

Уровни обработки (УО): Крэйк.....................................278

Эффект соотнесения с собой (ЭСС).................................283

Эпизодическая и семантическая память: Тульвинг...................285

Коннекционистская (PDP) модель памяти: Румельхарт и

Мак-Клелланд ..................................................288

Резюме ..............................................................293

Рекомендуемая литература.............................................294

^ Глава 9. Репрезентация знаний...........................................296

Семантическая организация ...........................................298

Ассоцианистский подход..............................................299

Организующие переменные: Бауэр..................................299

Оглавление 9

Когнитивные модели семантической памяти ...........................301

Теоретико-множественные модели..................................301

Модель сравнительных семантических признаков ...................302

Сетевые модели ....................................................305

Пропозициональные сети...........................................309

Репрезентация знаний — нейрокогнитивистская позиция...............316

Поиск неуловимой энграммы .......................................316

О чем говорят нам больные амнезией, когда они забывают ...........317

Знание «что» и знание «как»........................................319

Таксономия структуры памяти......................................319

Память: консолидация .................................................321

Коннекционизм и репрезентация знаний ...............................322

Резюме................................................................325

Рекомендуемая литература ............................................326

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

Похожие:

Когнитивная психология iconОдно из самых популярных направлений психологии в США когнитивная психология
Одно из самых популярных направлений психологии в США когнитивная психология. Альберт Эллис один из ее основателей был в 1993 году...
Когнитивная психология iconВопросы к экзамену по курсу «основы психологии и педагогики»
Школы современной психологии и их связь с педагогикой: психология сознания, гештальтпсихология, когнитивная психология
Когнитивная психология iconКлиническая психология, статистика и методы оценки и измерения, экспериментальная...
Образование: бакалавр, Лондонский университет, 1938; Доктор философии. Лондонский университет, 1940
Когнитивная психология iconСеминар №1 предмет, задачи и методы педагогической психологии
...
Когнитивная психология icon1 неделя психология 4 курс
Специализации: «социальная психология» «психол. Консультирование» «психология управления»
Когнитивная психология icon1. Психология управления: ее объект и предмет Психология управления...
Личность работника изучается рядом психологических дисциплин, таких как общая психология, психология труда, инженерная психология....
Когнитивная психология iconЛекции по общей психологии Александр Романович Лурия
...
Когнитивная психология iconМетодические рекомендации по изучению курса «Психология» (II часть)...
Кузнецова, Е. В. Методические рекомендации по изучению курса «Психология» (II часть) («Возрастная психология», «Педагогическая психология»,...
Когнитивная психология iconРабочая программа учебной дисциплины социальная психология по специальности...
Безносов Д. С., Заварзина Л. В., Трофимов А. Б. Социальная психология: Учебная программа по специальности 020400 – «Психология» Под...
Когнитивная психология iconШаповаленко И. В. Ш24 Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология)
Допущено Советом по психологии умо по классическому университетскому образованию в качестве учебника для студентов высших учебных...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница