Развитие психики и сознания в филогенезе


Скачать 137.15 Kb.
НазваниеРазвитие психики и сознания в филогенезе
Дата публикации14.05.2013
Размер137.15 Kb.
ТипЛитература
userdocs.ru > Психология > Литература
Преподаватель:

Кузнецова Елена Владимировна,

Кандидат психологических наук, доцент
Практические занятия по курсу «Общая психология»
Направление подготовки: 050100.62_Педагогическое образование

Профиль Математика и информатика, Филологическое образование, Филологическое образование (английский язык и иностранный (немецкий))
Занятие № 1.

Тема: РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ И СОЗНАНИЯ В ФИЛОГЕНЕЗЕ


  1. Стадии и уровни развития психики и поведения животных:

  • Стадия элементарной сенсорной психики;

  • Стадия перцептивной психики;

  • Отражение межпредметных связей (интеллектуальное поведение).

  1. Возникновение и развитие сознания человека.

  2. Феномен сознания. Проблема изучения структуры сознания в современной психологии.

  3. Проблема бессознательного в психологии.


Литература:

    1. Гальперин П.Я. Введение в психологию. – М., 2002.

    2. Басин Ф.В. Проблема бессознательного. – М., 1968.

    3. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1981.

    4. Леонтьев А.Н. Эволюция психики. – М, 1999.

    5. Психология. /Под ред. В.Н. Дружинина, СПб, 2002.

    6. Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. – М., 1999.


Занятие № 2

Тема: Психология как часть философии и естествознания (Психологические учения античности)

1. Основные этапы развития психологических знаний, эволюция предмета психологии.

2. Основное содержание учений ионийских философов VI в. до н.э.: Фалеса (милетская философская школа, 624-547 гг. до н.э.), Анаксимена (V в. до н.э.), Анаксимандра (VI в. до н. э.), Гераклита (VI-V вв. до н. э.).

3. Атомистический материализм Демокрита (460-370 гг. до н.э.):

  1. что Демокрит говорил о происхождении и природе души?

  2. что Демокрит понимает под ощущениями и мышлением?

  3. каково содержание идеи детерминизма системы Демокрита и проблемы свободы действий человека?

4. Основные положения учения Сократа (470-399 гг. до н.э.) о душе:

  1. каким образом в учении Сократа соотносятся понятия "знание" и "нравственный поступок"?;

  2. почему знание является основанием нравственного поступка?

  3. каковы принципы и правила проведения сократической беседы?

5. Учение Платона (427-347 гг. до н.э.) о душе:

  1. дайте общую характеристику учения Платона о душе. Почему Платона называют учеником Сократа (в чем конкретно это проявилось)?

  2. как и в чем проявляется душа согласно Платону? Как Платон доказывал бессмертие души?

  3. согласно Платону, можно ли воспитывать душу? Если да, то каким образом?

  4. как повлияли идеи Платона на дальнейшее развитие психологии античности, Средневековья и Нового времени?

6. Психологические воззрения Аристотеля (384-322 гг. до н.э.):

  1. какое определение души дает Аристотель? Какие виды души он выделил?

  2. что, по мнению Аристотеля, представляют собой процесс познания, аффекты, чувства и воля?

  3. опишите основное содержание учения Аристотеля о видах действий человека;

  4. опишите основное содержание учения Аристотеля о характере. Кто из учеников Аристотеля продолжил его учение о характере и в чем его основная суть?


Литература:

  1. Большой психологический словарь [Текст] / сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко / 3-е изд., доп. и перераб. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. - 672 с.

  2. Ждан, А. Н. История психологии [Текст]: от античности к современности / А. Н. Ждан. - 3-е изд., исправл. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 512 с.

  3. Марцинковская, Т. Д. История психологии [Текст]: учеб. пос. для студентов высших учебных заведений / Т. Д. Марцинковская. - М.: Издательский центр "Академия", 2004. - 544 с.

  4. Петровский, А. В. История психологии [Текст]: учеб. пос. для высшей школы / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. - М.: Российский государственный гуманитарный университет, 1994. - 448 с.


Занятие № 3

Тема: Проблемы психологии в средние века и эпоху Возрождения (VIXVI вв.)
1. Общественно-исторические условия развития научной и философской мысли в средние века и в эпоху Возрождения.

а) какое влияние на развитие общественно-исторической жизни Средневековья оказала церковь?

б) в чем и как проявилась связь средневековой научной и философской мысли с идеями античных философов?

в) какое место занимают научные и философские взгляды представителей европейской, арабской, китайской и других культур в общем ходе развития средневековой науки?

2. Общая характеристика психологии в эпоху Средневековья (временные рамки, основные представители и теории).

3. Основные представители, исследования и достижения арабской психологии (Ибн аль - Хайсам, Ибн Сина, Ибн Рушд).

  1. раскройте содержание ключевых психофизиологических идей, развиваемых в учении Ибн-Сины (Авиценны) (980-1037): проблема разделения психологии на две части, физиологическая психология, проблема эмоций и их роль в жизни человека и пр.;

  2. раскройте содержание основных идей Ибн-аль-Хайсама (Альгазена) (965-1039);

  3. каково содержание основных идей Ибн Рушда (Аверроэса) (1126-1198)?

4. Основные теории и представители психологии в позднем Средневековье (Ф. Аквинский, Р. Бэкон, Д. Скот, У. Оккама).

5. Общая характеристика развития психологии в период Возрождения (временные рамки, основные представители и теории).
Литература:

  1. Большой психологический словарь [Текст] / сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко / 3-е изд., доп. и перераб. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. - 672 с.

  2. Ждан, А. Н. История психологии [Текст]: от античности к современности / А. Н. Ждан. - 3-е изд., исправл. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 512 с.

  3. Марцинковская, Т. Д. История психологии [Текст]: учеб. пос. для студентов высших учебных заведений / Т. Д. Марцинковская. - М.: Издательский центр "Академия", 2004. - 544 с.

  4. Петровский, А. В. История психологии [Текст]: учеб. пос. для высшей школы / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. - М.: Российский государственный гуманитарный университет, 1994. - 448 с.

  5. Смит, Р. История психологии [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Роджер Смит. - М.: Издательский центр "Академия", 2008. - 416 с.



Занятие № 4-5

Тема: Психология Нового времени: выделение сознания в качестве критерия психики в рационалистической философии. Ассоциативная психология

1. Общая характеристика психологии в период Нового времени (временные рамки, основные представители и теории).

2. Рационалистическая философия Рене Декарта: основные научные проблемы и их решение в философии Декарта (1596-1650).

3. Развитие рационализма в трудах Б.Спинозы, Г.Лейбница.

4. Д.Локк, Т.Гоббс и дальнейшее развитие сенсуализма.

5. Основные идеи французских просветителей (Ж. Ламетри, Д. Дидро, Ж.Ж. Руссо, П.Ж. Кабанис).

6. Основные идеи немецкой психологии XVIII века (Х.Вольф, И.Кант).

7. Зарождение и развитие ассоциативной психологии как самостоятельного направления (труды Д. Гартли, Д. Беркли, Д. Юма).

8. Классические теории ассоциативной психологии (И.Гербарт, Джон Милль, Г. Спенсер).
Литература:

  1. Большой психологический словарь [Текст] / сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко / 3-е изд., доп. и перераб. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. - 672 с.

  2. Ждан, А. Н. История психологии [Текст]: от античности к современности / А. Н. Ждан. - 3-е изд., исправл. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 512 с.

  3. Марцинковская, Т. Д. История психологии [Текст]: учеб. пос. для студентов высших учебных заведений / Т. Д. Марцинковская. - М.: Издательский центр "Академия", 2004. - 544 с.

  4. Петровский, А. В. История психологии [Текст]: учеб. пос. для высшей школы / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. - М.: Российский государственный гуманитарный университет, 1994. - 448 с.

  5. Рубинштейн С.Л. Развитие психологии в Новое время // Хрестоматия по курсу Введение в психологию. - М.: РПО, 1999. - С. 86-94.

  6. Смит, Р. История психологии [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Роджер Смит. - М.: Издательский центр "Академия", 2008. - 416 с.


Занятие № 6

Тема: Построение психологии как самостоятельной науки

        1. Влияние естествознания на процесс становления психологии как самостоятельной науки.

        2. Естественно-научные предпосылки выделения психологии в самостоятельную науку. Теория Ч.Дарвина.

        3. Методология и практика психологического эксперимента (работы Г. Гельмгольца, Э Вебера, Г.Т. Фехнера, И.Гербарта ).

        4. В. Вундт и создание первой экспериментальной лаборатории психологии.

        5. Г. Эббингауз. Характеристика основных экспериментов.


Литература:

  1. Марцинковская Т.Д. История психологии. -М, 2003.

  2. Ждан А.Н. История психологии. От Античности до наших дней: Учебник для вузов.-5-е изд., перераб. и доп.-М: Академический Проект, 2004. - 576с.

  3. Ярошевский М.Г. История психологии. От античности до середины 20 века: Учебное пособие для высших учебных заведений. - М., 1997.

  4. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История психологии. М., 1994.

  5. Шульц Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии/Пер. с англ. А.В. Говорунов, В.И. Кузин, Л.Л. Царук/ под ред. А.Д. Наследова. - СПб., 2002.


Практическое занятие № 7-8

Тема: Методологический кризис в психологии. Характеристика основных психологических школ и направлений, оформившихся в эпоху открытого кризиса


  1. Социальные и общенаучные причины открытого кризиса в психологии на рубеже XX века. Пути выхода и исторический смысл кризиса.

  2. Предпосылки возникновения бихевиоризма. Основные этапы развития направления. Общая характеристика бихевиоризма. Его предмет, основные представители и понятия.

  3. Э. Торндайк, биография и вклад в становление бихевиоризма.

  4. Дж. Уотсон, страницы биографии, основные идеи.

  5. Скиннер биография и основные положения его теории.

  6. А. Бандура и теория социального научения.

  7. Предпосылки возникновения психоанализа. Эволюция направления. З.Фрейд, биография и общая характеристика психоанализа (предмет, основные проблемы и понятия).

  8. А.Адлер, биография и основные положения индивидуальной психологии.

  9. К. Юнг, биография и основные положения аналитический психологии.

  10. Необихевиоризм. Представители и теории.

  11. Экспериментальное исследование восприятия движения М. Вертхеймером и начало гештальт психологии. Общая характеристика гештальт психологии (представители, предмет и основные понятия).

  12. Келер и экспериментальное исследование мышления.

  13. К. Левин и теория поля.

  14. Общая характеристика гуманистический психологии (основные представители, теории, понятия) А. Маслоу, К. Роджерс).

  15. Ж. Пиаже и генетическая психология.

  16. Когнитивная психология (основные представители, теории, понятия).


Литература:

  1. Марцинковская Т.Д. История психологии. - М, 2003.

  2. Ждан А.Н. История психологии. От Античности до наших дней: Учебник для вузов.-5-е изд., перераб. и доп.-М: Академический Проект, 2004. - 576с.

  3. Ярошевский М.Г. История психологии. От античности до середины 20 века: Учебное

  4. пособие для высших учебных заведений. - М., 1997.

  5. Степанов С.С. Век психологии: имена и судьбы. - М., 2002.

  6. Степанов С.С. Психология в лицах. - М., 2001.

  7. Фрейд 3. О психоанализе. Пять лекций. - СПб.,2000.

  8. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История психологии. М., 1994.

  9. Шульц Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии/Пер. с англ. А.В. Говорунов, В.И. Кузин, Л.Л. Царук/ под ред. А.Д. Наследова. - СПб., 2002.

  10. Ярошевский М.Г. История психологии. От античности до середины 20 века: Учебное пособие для высших учебных заведений. - М., 1997.


Практическое занятие №9-10

Тема: Развитие психологии в России

  1. Специфика зарождения психологии в России. Анализ факторов, определивших динамику развития отечественной психологии.

  2. Зарождение отечественной психологии: факторы, тенденции, основные периоды ее развития.

  3. Российская психология на рубеже 19-20 вв. Экспериментальное направление в психологии: Грот Н.Я., Сеченов, Бехтерев, Челпанов, Лазурский, Ланге.

  4. Гуманитарное направление в психологии: Кавелин, Потебня, Соловьев, Лопатин, Лосский, Франк, Введенский.

  5. Возникновение и развитие советской психологии.

  6. Развитие и судьба отечественной психотехники и педологии.

  7. Русский путь в развитии науки о поведении в работах И.П.Павлова, В.М.Бехтерева, А.А.Ухтомского.

  8. Характеристика социогенетического и биогенетического направлений в советской психологии в первой половине XX века (П.П.Блонский, А.Б.Залкинд).

  9. Русский путь в развитии науки о поведении в работах И.П. Павлова, В.М. Бехтерева, А .А.Ухтомского.

  10. Развитие экспериментальной психологии в России.

  11. Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского.

  12. Вклад А.Р. Лурия в развитие современной психологии.

  13. Принцип деятельности в психологии (теория Басова М.Я.: «человек- деятель в среде»; теория Рубинштейна С.Л.: «единство сознания и деятельности», теория Леонтьева А.Н.: «строение деятельности»).

  14. Развитие отечественной психологии во второй половине XX века (представители, теории).


Литература:

  1. Марцинковская Т.Д. История психологии: Учеб. Пособие для студ. высш. Учеб. Заведений. – М. .: Издательский центр «Академия», 2001. – 544с.

  2. Ждан А.Н. История психологии. От Античности до наших дней: Учебник для вузов. – 5-е изд., перераб. И доп. – м.: Академический Проект, 2004. – 576с.

  3. Лучинин А. С.   История психологии : учеб.пособие / А.С.Лучинин. - Ростов на/Д : Феникс, 2005. - 416 с.

  4. Петровский А. В.   Психология в России ХХ век. - М. : УРАО, 2000. - 312с.

  5. Психологическая наука в России ХХ столетия : проблемы теории и истории / под ред. А.В. Брушлинского. - М. : Ин-т психологии РАН, 1997. - 576с.

  6. Психология личности : хрестоматия : в 2-х т. Т. 2 / ред.-сост. Д. Я. Райгородский. - 3-е изд., доп. - Самара : Издательский дом "БАХРАХ-М", 2002. - 544 с.

  7. Морозов А. В.   История психологии : учеб.пособие для студ.вузов / А.В.Морозов. - М. : Академический Проект: Фонд "Мир", 2005. - 288 с.

  8. Психологическая наука в России 20 столетия : проблемы теории и история. Под.ред Брушлинского А.В. - М., 1997.

  9. Вопросы психологии/АЯрошевский М.Г. Трактовка истории поведения в научной школе Выготского - Лурия. – 1998 - №2, - с.118.

  10. Политическая история психологии в России в 20 веке: Учебный видеокурс в четырёх частях.: УРАО - студия, 2001.

  11. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность - М., 1975.

  12. История советской психологии труда: тексты / под ред. Зинченко В.П. - М.: Изд-во Московского университета, 1983.-359с.



Занятие № 11.

Тестирование №1 по теме «Введение в психологию. История психология»

Занятие № 12

Тема: ЛИЧНОСТЬ И ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ

  1. Понятия «личность», «индивид», «индивидуальность», «субъект» (Рассмотреть сложность разведения понятий в современной психологии).

  2. Самосознание личности, «Я-концепция» и самооценка.

  3. Основные теории личности в зарубежной психологии:

    • психоаналитическая, (З. Фрейд, А.Адлер, К.Юнг);

    • гуманистическая (Э.Фромм, А.Маслоу);

    • социокультурная (К.Хорни);

    • бихевиориальная (Б.Ф.Скиннер);

    • когнитивная (Д.Келли);

    • феноменологическая (К.Роджерс);

    • диспозициональное (Г.Олпорт, Р.Кеттел, Г.Айзенк).


Литература:

  1. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. – М., 2001.

  2. Психология. /Под ред. В.Н. Дружинина, СПб, 2002, часть 2, Психология личности.

  3. Психология личности: хрестоматия. Т.1 / ред.- сост. Д.Я. Райгородский. - Самара: Издательский Дом "БАХРАХ", 1999. - 448 с. - (Зарубежная психология).

  4.  Психология личности: хрестоматия. Т.2 / ред.- сост. Д.Я. Райгородский. - Самара: Издательский Дом "БАХРАХ", 1999. - 544 с. - (Отечественная психология).

  5. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). – СПб, 1999.

  6. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – М., 2002


Занятие № 13.

Тема: ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

  1. Общее понятие о деятельности. Строение деятельности.

  2. Освоение деятельности (знания, умения, навыки).

  3. Основные виды деятельности (игра, учение, труд) и их роль в психическом развитии человека.

  4. Общее понятие о мотивации деятельности. Мотивация с точки зрения различных теорий.

  5. Виды мотивации (экстринсивная и интринсивная; положительная и отрицательная). (см. список литературы № 3)

  6. Понятие «потребность» и «мотив». Классификация мотивов. Характеристики мотива.


Литература:

  1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ.-метод. пособие к курсу «Психология человека». – М., 2001.

  2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. – М., 1988.

  3. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб., 2000.

  4. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: развитие человека от рождения до поздней зрелости. – М., 2001.

  5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1982.

  6. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб., 2000.

  7. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – Кн.1. Общие основы психологии.

  8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 1999.


Занятие № 14. + (Тестирование №2 по теме: «Личность. Деятельность»)

Тема: ОБЩЕНИЕ КАК ОСОБЫЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА


  1. Понятие общения как особом виде деятельности человека. Функции общения. Критерии удовлетворенности общением.

  2. Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения).

  3. Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения).

  4. Общение как восприятие людьми друг друга (перцептивная сторона общения). Феномены социальной перцепции.

  5. Эффективность педагогического общения.


Литература:

  1. Андреева, Г. М.   Социальная психология: Учебник для вузов. - М., 2001

  1. Андреева Г.Н. Психология социального познания: Учебное пособие. – М., 2000.

  2. Битянова, М.Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей: Учебное пособие. – М., 2001.

  3. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций: Учебное пособие для вузов. – М., 1997.

  4. Куницына, В.Н. и др. Межличностное общение: Учебное пособие. – СПб., 2001.

  5. Реан, А.А., Коломенский, Я.Л. Социальная педагогическая психология: Учебное пособие. – СПб., М., Харьков, Минск, 1999.

  6. Социальная психология: учеб. пособ. для вузов / Сост. Р.И. Мокшанцев, А.В. Мокшанцева. – Новосибирск, 2001.

  7. Социальная психология: Учеб. пособ. для студ.вузов / Под ред.А.Н. Сухова, А.А. Деркача. - М., 2001.


Занятие № 15.

Тема: ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ

  1. Общее понятие о темпераменте. История учений о темпераменте (Гиппократ, Э. Кречмер, У. Шелдон, Г. Айзенк, И.П.Павлов, Б.М.Теплов).

  2. Структура и свойства темперамента.

  3. Типы темперамента, их характеристика.

  4. Общее понятие о характере. Структура характера и типы характера.

  5. Закономерности формирования характера.

  6. Общее понятие о способностях. Уровни развития способностей. Виды способностей.

  7. Природа человеческих способностей (способности и задатки).


Литература:

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций: Учебное пособие для вузов. – М., 1997.

  2. Корниенко Н.А. Типология личности. – Новосибирск, 1998.

  3. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Общая психология. М., 1999.

  4. Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под общ. ред. В.Н.Дружинина. – СПб., 2002. (или учебник для экономических вузов)

  5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.- СПб., 1999.

  6. Мерлин В.С. Очерк теории темперамента. – М.: Просвещение, 1964.

  7. Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. – М., 1979.

  8. Теплов Б.М. Избранные труды: В 2 т. Т.1. – М.: Педагогика, 1985.


Занятие №16. .+ (Тестирование №3 по теме: «Индивидуально-психологические особенности. Состояния»)

Тема: Психические состояния

  1. Понятие психического состояния в современной психологии. Виды психических состояний.

  2. Эмоции и чувства. Виды и роль эмоций и чувств в жизни человека.

  3. Теории эмоций. Эмоции и личность.

  4. Понятие воли. Основные признаки волевого акта. Волевая регуляция поведения. Свобода воли и личностная ответственность.

  5. Понятие стресса в современной психологии. Стресс психологический. Стресс в профессиональной деятельности.

  6. Понятие работоспособности. Стадии работоспособности, фазы работоспособности. Биоритмы и работоспособность. Динамика работоспособности.


Литература:

  1. Леонова, А.Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса // Вестн. Моск. ун-та. сер. 14. Психология. – 2000. - №3. – С.4-19.

  2. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб., 2000.

  3. Митина Л.М. Профессиональная деятельность и здоровье педагога: учеб пособие для студ. высш. пед. заведений. – М., 2005.

  4. Никифоров, Г.С. Психология здоровья. Учебное пособие. – СПб., 2002.

  5. Реан, А.А., Баранов, А.А. Факторы стрессоустойчивости учителей // Вопросы психологии. – 1997. - №1. – С.57-64.


Занятие № 17. .+ (Тестирование №4 по теме: «Познавательные процессы»)

Тема: ИНТЕЛЛЕКТ

  1. Понятие «интеллект». Соотношение понятий «интеллект» и «мышление».

  2. Модели интеллекта (изобразить схематично каждую модель).

  3. Общая характеристика интеллектуальных способностей.

  4. Подходы в экспериментально-психологических теориях интеллекта.

  5. Индивидуальные, возрастные, половые и социальные особенности интеллекта.

  6. Основные проблемы в изучении интеллектуальных способностей.


Литература:

  1. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб., 1999.

  2. Психология. Учебник для гуманитарных вузов. / Под общ.ред. В.Н.Дружинина. – СПб., 2000.

  3. Психология. Учебник для экономических вузов. / Под общ.ред. В.Н.Дружинина. – СПб., 2002.

  4. Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. – СПб., 2002.

  5. Глейтман Г. и др. Основы психологии: Пер. с англ./Под ред. Большакова В.Ю., Дружинина В.Н. – СПб., 2001.

Похожие:

Развитие психики и сознания в филогенезе iconРазвитие психики в филогенезе
Формы проявления психики: сознательное и бессознательное (явления в которых человек не отдает себе отчета)
Развитие психики и сознания в филогенезе iconДетерминизм,развитие психики в деятельности,единство сознания и деятельности,системность
...
Развитие психики и сознания в филогенезе iconСтруктура сознания, согласно Зигмунду Фрейду состоит из …
Способность человеческой психики в процессе познания формировать идеальные модели реальности связана с …
Развитие психики и сознания в филогенезе iconНепроформированному к нему же относится развитие Галактики, развитие...
Л. Колберг рассматривает развитие морального сознания как последовательный прогрессивный процесс. Обобщив обширный экспериментальный...
Развитие психики и сознания в филогенезе iconЭкстатические состояния и развитие высшего сознания
«въехать на гребне волны» в новый мир, который только сейчас зарождается. Эволюция сознания достигается через спиральную механику...
Развитие психики и сознания в филогенезе iconСоотношение философского и психологического подходов к исследованию сознания
Чтобы уяснить подход классической теории сознания, необходимо прежде всего обратить внимание на то, как в ней ставится сама проблема...
Развитие психики и сознания в филогенезе iconДжеффри Мишлав корни сознания история, наука и опыт высвобождения скрытых возможностей психики
Особое внимание уделено явлениям, изучаемым в настоящее время с привлечением научной методологии: различным формам экстрасенсорного...
Развитие психики и сознания в филогенезе icon1. Кто внес решающий вклад в выделение психологии в самостоятельную...
Основными принцами современной психологии как науки, являются: Принцип детерминизма, Принцип единства сознания и деятельности,Принцип...
Развитие психики и сознания в филогенезе iconНа вопросы к экзамену по возрастной психологии
Предмет возрастной психологии изучает закономерности психического развития человека в онтогенезе и особенности развития психики,...
Развитие психики и сознания в филогенезе iconЛекция I и проблема языка и сознания лекция II 31 слово и его семантическое...
Монография представляет собой изложение курса лекций, про* читанных автором на факультете психологии Московского государственного...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница