Школы, направления, концепции в психологии




Скачать 127.22 Kb.
НазваниеШколы, направления, концепции в психологии
Дата публикации15.05.2013
Размер127.22 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Психология > Документы

Школы, направления, концепции в психологии


Наука психология создала немало школ, направлений, концепций. Отношение к ним было разное, вплоть до отрицания. Так, от советской психологии идеологические работники постоянно требовали монотеистического подхода к изучению и интерпретации психических явлений. Методологической основой исследования психики была диалектически - материалистическая философия. Диалектический материализм - термин, которым называлась философия К. Маркса (1818-1883). Диалектика Г.В.Ф. Гегеля (1770-1831) была идеалистической, а материализм Л. А. Шевченко (1804-1872) – не диалектическим (метафизическим). К. Маркс соединил материализм и диалектику.

Несмотря на попытки партийных идеологов сориентировать психологию бывшего Советского Союза на единый подход к выяснению сущности психики, все же во многих случаях отечественные ученые в конкретных исследованиях использовали достижения психологов различных направлений и школ. Такое творчество в науке оправданно, если иметь в виду чрезвычайную сложность предмета исследования, численность факторов, действующих на те, или иные психические явления.

^ Интроспективная психология охватывает ряд направлений. Общим у них является то, что все они пользуются основным методом изучения психики - методом самонаблюдения, т.е. наблюдения человека за собственным сознанием.

Одним из направлений интроспективной психологии является учение о "внутреннем опыте", с позиции которого психические явления познаются принципиально иным способом, чем материальные (Дж. Локк (1632 - 1704), Р. Декарт (1596-1650) и др.). Интроспективную психологию следует рассматривать как важный этап в развитии науки. В конце концов, почти все современные психологи считают сознание совокупностью феноменов, часть которых можно изучать с помощью самонаблюдения, т.е. интроспекции (от лат. introspectare - смотрю внутрь).

^ Ассоциативная психология берет свое начало от древней философии. В рамках этого направления психические явления объяснялись преимущественно посредством понятия ассоциации. Еще Аристотель высказал мнение, что психические явления сочетаются, по сути, сходством и контрастностью. Это направление в психологии существовало довольно долго. Более поздние исследования побудили отказаться от его абсолютизации, особенно в отношении мышления, психологического обоснования обучения и др. Так, было доказано, то что построенное на ассоциативной теории обучения дает репродуктивные знания. Но положение представителей ассоциативной психологии плодотворно используются в современной психологии, например, при объяснении некоторых механизмов памяти в психоанализе.

Некоторые из представителей ассоциативной психологии придерживались теории "элементарности", согласно которой сознание состоит из простых элементов (ощущения, упоминания т.п.), а эти элементы объединяются по законам ассоциаций.

^ Психоаналитический подход разработал 3. Фрейд (1856-1939) в конце XIX - начале XX века, сперва для лечения психических заболеваний, а затем применил для построения гипотез и теорий по психологии, в частности для объяснения роли бессознательного в жизни человека. Фрейд стремился создать обобщение не только психологического, а и философского характера, построить оригинальную теорию психоаналитической психологии и философии, в анатомии личности Фрейд выделял три взаимодействующие компоненты: "Оно", "Я", "Над-Я", бессознательное "Оно", по 3. Фрейду, унаследовано человеческой организацией, глубинным слоем, "кипящим котлом инстинктов", неугомонных рвений человека. Сознательное "Я" является посредником между "Оно" и внешним миром. "Я" выполняет функцию воздействия этого мира на несознательное "Оно". "Над-Я" - это интернализированная версия общественных норм и стандартов поведения.

По 3. Фрейду, "Я" пытается подчинить себе "Оно", а если это не удается, то "Я" подчиняется "Оно", создавая видимость своего превосходства над ним. "Над-Я" тоже может господствовать над "Я", выступая в роли совести или подсознательного чувства вины. Итак, по 3. Фрейду, "Я" как бы сжатое в тисках многих противоречий. "Я", отмечает Фрейд, находится под угрозой со стороны внешнего мира, со стороны "возмущений" "Оно" и суверенности "Я".

Психоанализ 3. Фрейда со временем претерпел изменений - появился неофрейдизм. Один из его представителей - немецко-американский психолог Э. Фромм (1900-1980) - опроверг биологизм , 3. Фрейд пересмотрел символику бессознательного, смещая акценты с подавления сексуальности на конфликтные ситуации, обусловленные социальными причинами. Он ввел понятие "социального характера", трактуя его как связующее звено между психологией индивида и социальной структурой общества.

^ Объективная психология - психологическая школа, направленная на применение объективных методов анализа, основанных на конвенционных правилах фиксации психических явлений. К таким проявлениям относят поведение, реакции, рефлексы и т.д. Из этой школы берут начало другие направления в психологии.

Бихевиоризм (от англ. behaviour - поведение) - направление в американской психологии, представители которой отрицают сознание как предмет психологии. Основатель этого направления Дж. Б. Уотсон (1878 - 1958) выступил против понимания психологии как науки о непосредственных субъективных явлениях. Вместо этого он предложил считать предметом психологии поведение. Понятия образы, мышление, чувства и т.д. Дж. Уотсон заменил понятиями о мышечные и секреторные реакции.

Уотсон предложил схему "стимул - реакция" (S - R), которая означает, что каждой ситуации стимула S соответствует определенное поведение или реакция R. Он считал, что с помощью этой схемы можно объяснить любую деятельность человека. Стимулом является каждый физический, химический или механический агент, способен раздражать рецепторы кожи, глаза, уха, носа или языка. Однако такие взгляды оказались ограниченными, и на смену бихевиоризму пришел необихевиоризм.

Необихевиоризм возник в 30-х годах XX века, принял главные положения бихевиоризма, согласно которым предметом психологии является объективное наблюдение реакции организма на стимул внешней среды (схема S - R). Однако представители необихевиоризма ввели в общей схеме "промежуточную переменную" - связующее звено между "стимулом" и "реакцией" (S - О - R), они считают, что понятие "промежуточная переменная" (О) определяет познавательные и мотивационные компоненты поведения. Сторонники этого направления обосновали "закон эффекта" ( "закон выгоды"), рассматривая поведение личности как совокупность "воздействий" (реакций) за определенные "вознаграждения" (стимулы), которые получает человек. Они считают, что среднее звено (О) не поддается анализу с помощью объективных методов.

Один из представителей необихевиоризма американский психолог Б. Ф. Скиннер (1904-1990) феномены сознания, самопознание, моральные ценности и мотивы, субъективность человека пытается объяснить мотивацией поведения. Цель человеческой деятельности, утверждает он, лежит вне индивида, в сфере объективных надличностных структур.

Гештальтпсихология (от нем. gestalt - целостная форма, образ) - одно из направлений в психологии 20-30-х годов XX века, созданных М. Вертгеймером (1880-1943), В. Келером (1887-1967), К. Каффкой ( 1886 - 1941) и другими немецкими психологами. Они исходили из преимущества целого над частями, формы над материалом. Начальным и основным элементом психики гештальтисты считают не ощущения, а целостные образы - гештальт. Эти образы возникают вследствие стремления психического поля сознания индивида образовывать простые, уравновешенные, симметричные и замкнутые фигуры, которым свойственны константность и стойкость. Гештальтисты перенесли термин "гештальт" на мышление и культурные образования как целостности, элементы которых связаны в единую структуру.

Психологическая школа, связанная с деятельным подходом, была создана в бывшем Советском Союзе. Эта школа строилась на принципах развития, предметности и историзма. Представители этой школы творчески обрабатывали идеи иностранных ученых, в частности швейцарского психолога, философа и логика Ж. Пиаже (1896-1980) о операционной концепции интеллекта. Немало разработок этой школы имеют определенную научную ценность.

Персонализм (от лат. persona - лицо) - направление в психологии и философии, возникшее в конце XIX в. в России, Украине и США. Представителями персонализма были украинский и русский философ Н. А. Бердяев (1874-1948), американский философ Б. П. Боун (1847-1910), французский мыслитель Э. Мунье (1905-1950) и др. Они провозглашали личность первичной творческой реальностью, а весь мир проявлением творческой активности "верховной личности" - Бога. По мнению представителей этого направления, исследования развития личности - основа для изучения всех психических явлений.

^ Гуманистическая психология возникла в начале 50-х годов XX ст. Представители этого направления - американские психологи А. X. Маслоу (1908-1970) и К. Роджерс (1902-1982) и др. сосредотачивали внимание на автономности, самоактуализации, самосовершенствовании, свободе выбора, ответственности, стремлении человека к высшим ценностям и т.п.

В центре внимания гуманистической психологии - проблемы личности, ее развитие. В противовес психоанализа представители гуманистической психологии подчеркивают роль сознания и самосознания в причинной обусловленности человека. Например, К. Роджерс рассматривает эмпатии как основной метод "центрирования на клиентов" психотерапии, в которой психолог вступает в глубокий контакт с пациентом и помогает ему осознать себя полноценной личностью, способной взять на себя ответственность за решение собственных проблем. Психологов этого направления интересовали ведущие мотивы в жизни человека, потребности личности в положительной оценке и т.п.

^ Когнитивная психология (от лат. cognitus - знание, познание) - одно из направлений современной психологии. Исследования представителей когнитивной психологии связанные с анализом различных аспектов мыслительной деятельности индивида. К принципу когнитивной психологии принадлежит трактовка человека как деятельной, активно воспринимающей информацию личности, которая руководствуется определенными планами, правилами стратегиями. Для представителей когнитивной психологии характерна направленность исследований на переход от понимания сложного феномена к простому. Значительное влияние на развитие понятийного аппарата когнитивной психологии произвела теория информации и исследования в области искусственного интеллекта.

^ Экзистенциальная психология (от лат. existentia - существование) - направление, основанное на принципах гуманистической психологии и смысле бытия человека, связанного с проблемами стресса и тревоги.

Представители этого направления считают, что основными в психологии должны быть проблемы времени, жизни и смерти человека; ее свободы, ответственности и выбора; общения, любви и одинокости человека; смысла жизни и поиск этого смысла.

Экзистенциальный психоанализ направлен на рассмотрение человеческого бытия, на осмысление человеческой реальности через будущее, а не прошлого.

^ Функциональная психология ориентируется на исследование приспосабливающихся функций психики. Она возникла в США в конце XIX в. В последствии дифференцировалась, выделив несколько течений, возглавляемых Т. А. Рибо (1839-1916) во Франции, Н. Н. Ланге (1858 - 1921) в Украине, и др. Все они определяли психологию как науку о функциях сознания.

^ Аналитическая психология основана швейцарским психологом и психиатром К. Г. Юнгом (1875-1961). Он трактовал процесс психического развития индивида как ассимиляцию сознанием содержания личного и коллективного бессознательного.

По К. Юнгу, центром психики является архетип Самости (архетип - от греч. - начальный образ, идея). Понятие Самость у Юнга употребляется, как архетип коллективного бессознательного. Развитие личности в процессе ее индивидуализации идет от сознания к личному бессознательному, а от него - до коллективного бессознательного, центром которого является Самость. К. Юнг отмечает, что в мифах, сказках, сновидениях символами Самости часто выступают мудрый дедушка, крест, круг, квадрат и прочие символы целостности. Он использует это понятие для обоснования самореализации, глубины коллективного бессознательного. Конечной целью индивидуального развития является достижение личной неповторимости. В соответствии с К. Юнгом, человеческая психика объединяет в себе различные архетипы. Все они рассматриваются как глубинный, первоначальный образ, который человек воспринимает только интуитивно и который в результате несознательной деятельности оказывается "на поверхности сознания" в форме разнообразных представлений, символов - важной подоплеки воображения, фантазии.

Срок используется в аналитической психологии для оценки субъективного внутреннего видения, которое складывается у субъекта о самом себе, о своих чувствах, помыслы и т.д. Употребляется и понятие "свое глубинное". Оно означает совокупность знаний человека о своем внутреннем мире, который независимый от внешней реальности.

К. Юнг ввел понятие комплекс - совокупность взаимосвязанных, эмоционально заряженных идей. В психоанализе комплекс трактуется как бессознательно психическое образование, которое возникает вследствие вытеснения из сознания идей, связанных с важными для индивида переживаниями. Распространены понятия "комплекс неполноценности", "комплекс предпочтения" и т.д.

Комплекс (от англ. complex и лат. complexus - связь, сочетание) - термин, используемый в психологии для обозначения болезненного осознания собственного несовершенства.

^ Структурный психоанализ - направление современного психоанализа. Основывается на значении языка для характеристики бессознательного, подсознательного и для терапии психоневрологических заболеваний.

^ Феноменологический психоанализ охватывает психоаналитические взгляды и концепции, направленные на расширение феноменологических составляющих психоанализа и переосмысливания их на базе феноменологической концепции сознания, то есть концепции, согласно которой духовная сущность сознания не зависит от реального существования человека и его жизненного опыта.

^ Глубинная психология - направление, в котором решающее значение придается бессознательным компонентам, расположенным в "глубинах" психики человека, спрятанные за поверхностью сознания.

^ Проективная психология построена на положениях о целостности личности как единого "организма", неотделимость личности от социальной среды; о рассмотрении личности как саморегулирующей системы с целью организации субъективного опыта в соответствии с задачами адаптации и т.п.

^ Топологическая психология - направление гештальтпсихологии, разработанное немецким и американским психологом К. Левином (1890 - 1947), согласно которым описание поведения человека во внешнем мире можно сделать с помощью математических понятий топологии, одного из разделов математики, которая изучает те свойства фигур, которые не изменяются при любых деформациях.

^ Концепция психологии народов - одно из направлений в социальной психологии. Возникло в Германии в середине XIX ст. Согласно этой концепции главной движущей силой истории является народ, "дух целого", который выражает себя в искусстве, религии, воспитании, языке, мифах, легендах, обычаях и т.п. Представители этой концепции исходят из того, что индивидуальная психика, сознание личности является продуктом целого, звеном в социально-психологической связи. Психологию народов они считали отдельной наукой. К представителям этой концепции принадлежал, в частности, в Германии В. Вундт (1832-1920), в Украине - А. А. Потебня (1835-1891).

Эпистемология основана швейцарским ученым Ж. Пиаже (1896-1980). Ведущим фактором интеллектуального развития ребенка он считал процессы социализации. Источником интеллектуального развития, по Ж. Пиаже, являются действия с вещами.

По мнению Ж. Пиаже, психика функционирует и развивается в рамках адаптации индивида к схемам поведения, а также приспособления (акомодации) этих схем к конкретным ситуациям. Высшей формой уравновешенности субъекта и объекта является образование так называемых операционных структур. Под операцией понимают действие, способное координироваться с операциями в структуре ансамбля. Ж. Пиаже употреблял понятие схема, каким обозначал организованную совокупность движений (смоктание, схватывание, толкание, присущих ребенку от рождения или приобретенных или операций (анализ, классификация, измерение и т.д.), которые развиваются в процессе взаимодействия с окружающим миром.

^ Концепция отношений личности. Разработана украинским психологом А. Ф. Лазурским (1874-1917) и российским психологом В. М. Мясищевим (1892-1972). Согласно этой концепции психологическим ядром личности является ее сознательно-избирательное отношение к действительности.

Программно-ролевая концепция научного коллектива касается коллективной научной деятельности.

Концепция поэтапного формирования умственных действий разработана российским и украинским психологом Б. Я. Гальперин (1902 - 1988); связана с учением о создании у человека действий, образов и понятий.

^ Психоаналитическая герменевтика - одна из научных течений, в которой рассматривается мыслительное толкование текстов при психоаналитических исследованиях.

Биопсихизм - теория, согласно которой психика приписывается всему живому, вплоть до растений.

^ Психология поступка – предложенная украинским психологом В. А. Роменцем (1926-1998). На современном этапе выступает как концепция, в которой автор пытался соединить гуманистические идеи с другими, которые возникли в прошлом.

Логотерапия - направление, связанное с поисками смысла жизни.

Психосоматика — направление в медицине, основано на признании исключительной привилегии роли психических факторов в появлении и развитии болезней и выздоровления пациента.

Неопсихоанализ - направление в психологии, психоанализе и психотерапии.

Неофрейдизм - направление в современной психологии, психоанализе, философии и социологии.

В отечественной психологии преобладает общий взгляд на психику как функцию мозга, как отражение объективной реальности; отмечается самодетерминация психической деятельности, общественная обусловленность сознания человека, единство сознания и деятельности (С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев).

Кроме объяснения природы психического, для отечественной психологии характерным является выяснение его движущих сил, настоящего регулятора психической активности, поиск ответа на вопрос, который выводит на проблему "внутреннего и внешнего".

Не утратили своей актуальности формулы С. Л. Рубинштейна "внешнее через внутреннее" и А. Н. Леонтьева "внутреннее через внешнее", принцип детерминизма Г. С. Костюка и А. М. Ткаченко и мысли Г. С. Костюка о объектах психологических законов, которые определяют становление, возникновение и развитие субъективного. Они направлены на раскрытие механизмов функционирования и развития психики человека.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Школы, направления, концепции в психологии iconВозникновение и развитие этнологии
В ответ на эти проблемы и потребности стали возникать теории и концепции, складываться научные направления и школы, которые постепенно...

Школы, направления, концепции в психологии iconВопросы для итогового контроля знаний студентов по юридической психологии
...

Школы, направления, концепции в психологии iconИмени их создателей, а также философской или психолого-педагогической...
Корчака), так и новые идеи (например, идея школы диалога культур, идея школы-парка, идея школы-клуба, идея школы обучения детей без...

Школы, направления, концепции в психологии iconТема: Проблема личности в социальной психологии
Решение: Представителями школы психологии масс в социальной психологии являются Г. Тард, Г. Лебон, С. Сигеле

Школы, направления, концепции в психологии iconСовременные школы и направления в тмо
Возникновение школы связывают с публикацией книги К. Уолца «Теория междунарлдной подлитики» (1979)

Школы, направления, концепции в психологии iconИстория современной психологии
Не игнорируя ранние философские школы мышления, мы сосредоточились на том, что непосредственно связано со становлением психологии...

Школы, направления, концепции в психологии iconИстория психологии от античности до середины ХХ в
Оба направления нераздельны: за каждой проблемой сегодняшней научной психологии стоят достижения прошлого

Школы, направления, концепции в психологии iconИстория психологии от античности до середины ХХ в
Оба направления нераздельны: за каждой проблемой сегодняшней научной психологии стоят достижения прошлого

Школы, направления, концепции в психологии iconВопросы к экзамену по курсу «основы психологии и педагогики»
Школы современной психологии и их связь с педагогикой: психология сознания, гештальтпсихология, когнитивная психология

Школы, направления, концепции в психологии iconПрограмма дисциплины Тем Психология труда как наука
Исследования Элтона Мейо. Системный и ситуативный подход в менеджменте. Концепции креативной организации. Развитие индустриальной...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
userdocs.ru
Главная страница