Учебное пособие для студентов высших учебных заведений


НазваниеУчебное пособие для студентов высших учебных заведений
страница1/28
Дата публикации12.03.2013
Размер4.54 Mb.
ТипУчебное пособие
userdocs.ru > Психология > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28








УДК 159.922.1(075.8) ББК 88.37я73 0 75

Авторы:

Жедунова Л.Г.: глава 6, МожаровскаяИ.А.: глава 1 (параграфы 1.1,1.2,1.7 — совместно с Посысоевым Н.Н.); Посысоев Н.Н.: глава 1 (параграфы 1.1., 1.2., 1.7), глава 3, глава 4, глава 5 (совместно с Юрасовой Е.Н.), глава 7, Юрасо-ва Е.Н.: глава 1 (параграф 1.6), глава 2, глава 5

Рецензенты:

директор Института педагогики и психологии Ярославского государствен­ного педагогического университета им. К.Д. Ушинского, профессор, доктор пед. наук ММ. Рожков;

профессор Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова, доктор психологических наук ММ. Кашапов

Основы психологии семьи и семейного консультирования: О ^ 75 Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под общ. ред. Н.Н. Посысоева. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. — 328 с. ISBN 5-305-00113-7.

Учебное пособие предназначено для студентов высших учебных заве­дений, специализирующихся по психологии и социальной педагогике. В нем раскрываются основные психологические закономерности брака и семьи как особого пространства жизнедеятельности. Систематизирова­ны основные принципы и подходы к консультированию семьи как живой развивающейся системы. Основные феномены, проблемы семейных отно­шений рассматриваются в логике развертывания жизненных фаз разви­тия семьи от добрачного ухаживания до поздней зрелости.

УДК 159.922.1(075.8) ББК 88.37я73

© Коллектив авторов, 2004

© ООО «Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС», 2004

© Серия «Учебное пособие для вузов» и серийное оформление.

ООО «Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС», 2004 © Художественное оформление. ООО «Издательство

ВЛАДОС-ПРЕСС», 2004 ^ ISBN 5-305-00113-7 © Макет. ООО «Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС», 2004

Учебное издание

Жедунова Людмила Григорьевна, Можаровская Ирина Александровна, Посысоев Николай Николаевич, Юрасова Елена Николаевна

^ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ СЕМЬИ И СЕМЕЙНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

Учебное пособие для студентов высших учебных заведений

Редактор Н.В. Менщикова; художник обложки OA. Филонова: макет и верстка ОJH.. Емельяновой: корректор Т.С. Кудинова

Отпечатано с диапозитивов, изготовленных ООО «Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС».

Лицензия ИД № 00349 от 29.10.99. Санитарно-эпидемиологическое заключение № 77.99.02.953.Д.006153.08.03 от 18.08.2003. Сдано в набор 15.03.03. Подписано в печать 10.09.03- Формат 60x90/16. Печать офсетная. Бумага газетная. Усл. печ. л. 20,5. Тираж 10 000 экз. Заказ № Я-850

«Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС». 119571, Москва, просп. Вернадского, 88, Московский педагогический государственный университет. Тел. 437-11-11, 437-25-52, 437-99-98: тел./факс 735-66-25. E-mail: vlados@dol.ru http://www.vlados.ru

Государственное унитарное предприятие Полиграфическо-издательский комплекс «Идел-Пресс». 420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Декабристов, 2.

ОГЛАВЛЕНИЕ


Введение 7

Глава 1

^ СЕМЬЯ КАК ОБЪЕКТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО

ИССЛЕДОВАНИЯ И ВОЗДЕЙСТВИЯ 9

  1. Психологическое содержание понятия «семья» 10

  2. Семья как пространство жизнедеятельности 12

  3. Семья как социальный институт и малая группа 20

Соотношение понятий «брак» и «семья» 20

Семья как социальный институт 23

Семья как малая группа 25

  1. Функции семьи 29

  2. Типы семей 40

  3. Современные тенденции в развитии семьи 71

  4. Этнические и конфессиональные особенности современных семей 83

Контрольные вопросы 95

Литература 96

Глава 2

^ ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ СЕМЬИ 99

1. Общие понятия 100

Определение понятия «жизненный цикл семьи».
Стадии жизненного цикла
100

Задачи развития семьи. Стадии родительства 103

2. Этап добрачного ухаживания 105

Задачи развития на этапе добрачного ухаживания 105

Психология влюбленности и любви 112

Мотивы выбора брачного партнера 126

3. Молодая семья 129

Формирование внутрисемейной коммуникации 129

Брачное соглашение — психологическое

содержание 139

Основные виды брачных сценариев 141

Типы психологических отношений в браке 144

Типы сексуальных отношений в браке 149

4. Семья с маленьким ребенком 152

Подготовка семьи к рождению ребенка 152

Кризис первой беременности 152

Изменения в семье в связи с рождением

ребенка 163

5. Зрелая семья 168

Психологические проблемы зрелого брака 168

Изменение отношений с детьми 170

Изменение отношений между супругами.

Психология измены, ревности 177

Изменение отношений с прародителями 187

6. Семья со взрослыми детьми (уход детей

из семьи) 189

Реконструкция супружеских отношений 189

Особенности внутрисемейной коммуникации

со взрослыми детьми 197

Освоение новых семейных ролей — бабушки

и дедушки 198

7. Супружество в старости 199

Изменения в жизни семьи в связи с выходом

на пенсию 199

Реакция на смерть супруга и проживание

вдовства 201

Контрольные вопросы 203

Литература 204

Глава 3

^ ПРОБЛЕМНАЯ СЕМЬЯ 207

  1. Определение понятия «проблемная семья» 208

  2. Семья с больным ребенком 210

  3. Семья с нарушением внутрисемейной

коммуникации 212

  1. Семья — дисгармоничный союз 213

  2. Семья в разводе 217

  3. Неполная семья 222

  4. Семья алкоголиков 224

  5. Повторный брак 226

Контрольные вопросы 230

Литература 230

Глава 4

^ РЕБЕНОК В СЕМЬЕ. ВЛИЯНИЕ НАРУШЕНИЙ

СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ПСИХИЧЕСКОЕ

РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА -.231

  1. Типы семейного воспитания 232

  2. Родительские директивы 237

  3. Роли ребенка в семье 242

  4. Материнская депривация 243

  5. Психологические механизмы формирования ребенка-невротика 245

  6. Методы изучения родительских позиций и мотивов семейного воспитания 251

Контрольные вопросы 255

Литература 256

Глава 5

^ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА

С ДЕТЬМИ 257

  1. Психолого-педагогическая работа с детьми 259

  2. Психолого-педагогическая работа с родителями 264

  3. Работа социального педагога с семьей 270

Контрольные вопросы 273

Литература 274

Глава 6.

^ ОСНОВЫ СЕМЕЙНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ 275

  1. Основные принципы консультирования семьи 276

  2. Психодинамическая модель 281

  3. Поведенческая модель 285

  4. Системный подход 288

Структурная школа 289

Гештальт-подход 294

Модель, основанная на опыте 298

Контрольные вопросы 306

Литература 307

Глава 7

^ ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
ПРОБЛЕМНОГО ПОЛЯ СЕМЬИ 309


1. Схема психологического анализа семьи

как системы 310

2. Методы диагностики семейных отношений 313

Генограмма 315

Скульптура семьи 319

Семейное пространство 321

Проективный тест «рисунок семьи» 323

Карта семьи 326

Контрольные вопросы и задания 328

Литература 328

ВВЕДЕНИЕ


В последние годы существенно возрос интерес к семье спе­циалистов различных областей научного знания, как теоре­тиков, так и практиков. По существу, семья в настоящее вре­мя является сферой поли дисциплинарных исследований. Интерес к ней связан с той ролью, которую она играет в про­цессе формирования и развития личности, а следовательно, настоящего и будущего общества в целом. Обладая устойчи­востью и даже некоторой ригидностью, семья тем не менее очень чутко реагирует на социально-экономические и поли­тические процессы, происходящие в обществе через измене­ния в системе внутрисемейных отношений. Увеличение чис­ла проблемных семей во время переходных, кризисных периодов общественного развития иллюстрирует эту зависи­мость.

Поддержка семьи и усиление ее воспитательного потенци­ала требует от специалистов, работающих с семьей, глубоких системных знаний, умений определять точки приложения профессиональных усилий, находить адекватные средства и способы взаимодействия с ней. В учебном пособии для буду­щих педагогов-психологов и социальных педагогов система­тизированы различные отечественные и зарубежные подхо­ды к пониманию закономерностей функционирования и развития семьи, а также способы психолого-педагогической работы с ней. Работая над пособием, авторы старались дать целостное представление о семье как предмете психологичес­кого анализа и психолого-педагогической практики. Цент­ральная идея, положенная в его основу, состоит в рассмотре­нии семьи как особой системы, характеризующейся определенной цикличностью процессов становления и разви­тия, а также как особого пространства, в рамках которого человек проживает различные эмоционально значимые собы­тия и осуществляет творческую деятельность по воспроизвод­ству жизнедеятельности.

Пособие состоит из семи глав, каждая из которых раскры­вает содержание отдельного аспекта психологического

анализа семьи и описывает определенную сферу психолого-педагогического воздействия на семью.

В связи с тем, что Россия является многонациональным государством, один из параграфов посвящен особенностям су­ществования и функционирования семьи, обусловленным эт­ническими и конфессиональными факторами.

Отдельная глава посвящена относительно новому для оте­чественных специалистов полю деятельности — психологи­ческому консультированию семьи. Здесь также рассматрива­ются подходы основных психологических школ к работе с семьей, включая опыт российских психологов.

Последняя глава посвящена средствам психолого-педаго­гической диагностики проблемного поля семьи и способам работы с ним. В ней предложены методики и технологии, при­меняемые на различных этапах работы с семьей, которые мо­гут быть использованы для отработки практических навыков будущих специалистов.

В конце каждой главы предлагаются вопросы для обсуж­дения и приводится список рекомендуемой литературы для более глубокого изучения данной темы.


^ СЕМЬЯ КПК ОБЪЕКТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ И ВОЗДЕЙСТВИЯ



Глава Г

1. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «СЕМЬЯ»

Определений семьи в научной литературе достаточно мно­го, причем многие дефиниции настолько давно вошли в об­щественное сознание, что трудно установить авторство этих определений.

Семья определяется как социальный институт, как ячей­ка общества, как малая группа совместно проживающих и ведущих общее хозяйство родственников. Однако психологи­ческий подход к пониманию семьи (в отличие, например, от социологического и экономического подходов) имеет свою спе­цифику. В рамках этого подхода семья рассматривается как пространство совместной жизнедеятельности, внутри ко­торого удовлетворяются специфические потребности людей, связанных кровными и родственными связями. Это простран­ство представляет собой достаточно сложно устроенную структуру, состоящую из различного рода элементов (ролей, позиций, коалиций и т. п.) и системы взаимоотно­шений между ее членами. Так структура существует в со­ответствии с законами живого организма, поэтому имеет за­кономерную динамику, проходя в своем развитии целый ряд фаз и этапов.

С точки зрения известного семейного психолога Г. Навай-тиса, определение психологической сущности семьи должно соотноситься с целями исследования семьи и целями взаимо­действия психолога с семьей. Г. Навайтис обсуждает понятие семьи, которое целесообразно исследовать при консультиро­вании семьи психологом. Он предлагает ввести понятие се­мьи как малой группы, которая получает профессиональную психологическую помощь со стороны специалистов. Содержа­ние понятия «семья» раскрывается через ряд положений.

Семья — группа, удовлетворяющая потребности своих членов. Эти потребности наиболее успешно удовлетворяются в уникальном взаимодействии конкретных людей. Главная

особенность семейного взаимодействия — объединять удов­летворение различных потребностей.

  • Для удовлетворения связанных с семьей потребностей создается структура семейных ролей.

  • Семейная структура и функции семьи закономерно раз­виваются.

  • Психологическое консультирование семьи помогает со­гласовывать и удовлетворять потребности, связанные с семьей, оптимизировать семейную структуру и спо­собствует развитию семьи.

  • Потребность в консультировании семьи возрастает в моменты перехода семьи с одного этапа развития на другой.

  • Периодизация развития семьи может определяться по совокупности отношений, связанных с семьей, и их зна­чимости.

  • На каждом этапе развития семьи существуют специ­фические задачи, без решения которых невозможно пе­рейти на новый этап.

Известный отечественный психолог В. Дружинин предла­гает простую систему своеобразных координат, относительно которых происходит самоопределение психолога в выборе се­мьи как объекта психологического исследования. Он говорит о том, что исследовательские подходы к семье можно распо­ложить на двух условных шкалах:

  • «нормальная — аномальная семья»;

  • «идеальная — реальная семья».

Рассматривая первую шкалу, Дружинин определяет поня­тие «нормальная семья» как семью, которая обеспечивает требуемый минимум благосостояния, социальной защиты и продвижения ее членам и создает потребные условия для со­циализации детей до достижения ими психологической и физической зрелости. Таковой является семья, где ответствен­ность за семью как целое несет отец. Все остальные типы се­мей, где это правило не выполняется, Дружинин считает ано­мальными.

В рамках второй шкалы понятие «идеальная семья» опре­деляется как нормативная модель семьи, которая принима­ется обществом и отражается в коллективных представлениях и культуре, главным образом религиозной. Это, в частности, обозначает, что психологическая структура нормативной


православной семьи (в структуру входят особенности распре­деления власти, ответственности и эмоциональной близости между отцом, матерью и детьми) значительно отличается от структуры католической, протестантской и мусульманской семей. Типы идеальных семей исследуются, главным образом, культурологами. Под реальной семьей понимается конкрет­ная семья как реальная группа и объект исследования. Дру­жинин подчеркивает, что при упоминании семьи как предме­та исследования необходимо ясно осознавать, о каком типе семьи идет речь. Таким образом, психологи исследуют реаль­ные семьи с точки зрения их отклонения от нормы.

Это можно проиллюстрировать рисунком № 1, где круг представляет собой графическое изображение пространства психологических исследований.

1.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28

Похожие:

Учебное пособие для студентов высших учебных заведений iconУчебное пособие Рекомендовано Министерством общего и профессионального...
Учебное пособие предназначено для аспирантов и студентов высших учебных заведений, а также психологов, социологов, педагогов и всех,...
Учебное пособие для студентов высших учебных заведений iconУчебное пособие Курс лекций Для студентов высших учебных заведений...
Учебное пособие предназначено для студентов вузов, но может быть полезно и тем, кто самостоятельно изучает экономическую теорию
Учебное пособие для студентов высших учебных заведений iconУчебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся...
Перминов О. Г. Уголовно-исполнительное право: учебное пособие для вузов М.: «Былина», 1999 240 с
Учебное пособие для студентов высших учебных заведений iconУчебное пособие для студентов высших учебных заведений 2-е издание, стереотипное Москва academia
Патопсихология: Учеб пособие для студ высш учеб заведений. — 2-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 208...
Учебное пособие для студентов высших учебных заведений iconУчебное пособие Рекомендовано Министерством общего и профессионального...
Основы философии: Учебное пособие для вузов / Рук автор колл и отв ред. Е. В. Попов. М.: Гуманит изд центр владос, 1997. 320 с
Учебное пособие для студентов высших учебных заведений iconУчебное пособие составитель Лауреат Государственной премии Российской...
Учебное пособие предназначено для студентов, аспирантов, преподавате­лей высших юридических и исторических учебных заведений, для...
Учебное пособие для студентов высших учебных заведений iconУчебное пособие рекомендовано Учебно-методическим центром «Классический...
М64 Управление качеством: учеб пособие. М. Тк велби, Изд-во Проспект, 2006. 288 с
Учебное пособие для студентов высших учебных заведений iconЯковлев Е. Г. Я47 Эстетика: Учебное пособие
Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений
Учебное пособие для студентов высших учебных заведений iconУчебное пособие для студентов и преподавателей филологических факультетов, учителей-словесников
Рекомендовано Учебно-методическим объединением высших учебных заведений Российской Федерации по педагогическому образованию
Учебное пособие для студентов высших учебных заведений iconУчебное пособие для вузов
Учебное пособие предназначено для студентов высших учебных заведений, специализирующихся по психологии и социальной педагогике. В...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница