Вопросы к зачету по детской психологии, 3 курс


Скачать 69.37 Kb.
НазваниеВопросы к зачету по детской психологии, 3 курс
Дата публикации17.05.2013
Размер69.37 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Психология > Документы

Козачек Ольга Валерьевна

Вопросы к зачету по детской психологии, 3 курс

  1. Предмет детской психологии, ее связь с другими науками. Теоретические и практические задачи детской психологии. Методологические принципы изучения психики ребенка.

  2. Зарождение детской психологии как самостоятельной отрасли знаний. Предпосылки возникновения детской психологии. Парадоксы детского развития.

  3. Основные стратегии исследования в детской психологии. Стратегии возрастных срезов. «Поперечные срезы» (сравнительно-возрастной метод). «Продольные срезы» (лонгитюдный метод).

  4. Экспериментально-генетическая стратегия исследования в детской психологии. Специфика построения формирующего эксперимента.

  5. Классификация методов современной психологии (по Б.Г. Ананьеву). Планирование и построение исследования в детской психологии.

  6. Характеристика основных эмпирических методов детской психологии: наблюдение, беседа, тестирование, анализ продуктов деятельности, эксперимент (его разновидности), графические методы.

  7. Понятие развития. Решение проблемы психического развития в отечественной психологии. Условия, источник, движущие силы развития. Основные положения культурно-исторической концепции Л.С. Выготского.

  8. Характеристика биогенетического (С. Холл, К. Бюлер, З. Фрейд, Ж. Пиаже, А.Гезелл и др.), социогенетического подхода (Э. Тондайк, Б. Скиннер, Э. Эриксон) и теорий конвергенции (В. Штерн, Р. Заззо, Ф. Мальре) к решению проблемы психического развития в зарубежной психологии.

  9. Психоаналитический подход к развитию психики ребенка З. Фрейда.

  10. Учение Ж.Пиаже об интеллектуальном развитии ребенка. Особенности детского мышления, стадии интеллектуального развития ребенка. Феномены Пиаже.

  11. Характеристика эпигенетической концепции Э. Эриксона.

  12. Представления о соотношении обучения и развития в отечественной (Л.С. Выготский) и зарубежной (Ж. Пиаже, У. Джемс, К.Коффка, и др.) психологии. Понятие о «зоне ближайшего развития» и «зоне актуального развития». Закон развития высших психических функций Л.С. Выготского.

  13. Общая стратегия анализа возрастных периодов (по Л.С. Выготскому). Понятие о динамике возраста.

  14. Типология периодизаций психического развития в детском возрасте. Работа Л.С. Выготского «Проблема возраста».

  15. Понятие деятельности, ведущей деятельности (по А.Н. Леонтьеву). Особенности деятельности ребенка внутри систем «ребенок - общественный предмет», «ребенок - общественный взрослый». Роль деятельности в развитии личности ребенка.

  16. Теоретические основы и принципы построения периодизации психического развития в детском возрасте Д.Б. Эльконина. Теоретическое и практическое значение разработки Д.Б. Элькониным проблемы периодизации психического развития в детском возрасте.

  17. Психологическая характеристика периодов детского развития: социальная ситуация развития, ведущая деятельность и возрастные новообразования. Оценка нормального психологического развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте.

  18. Понятие о кризисных и сензитивных периодах в детском развитии. Работа Д.Б. Эльконина «К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте».

  19. Содержание фаз кризиса. Работа К.Н. Поливановой «Психологический анализ кризисов возрастного развития».

  20. Психическое развитие младенца в работах зарубежных исследователей (З. Фрейд, Э. Эриксон, Ж. Пиаже).

  21. Характеристика периода новорожденности как первого критического возраста. Индивидуальная психическая жизнь как новообразование новорожденности. Общая характеристика анатомо-физиологических особенностей новорожденного.

  22. Психологическое содержание младенческого возраста – социальная ситуация развития, ведущая деятельность, возрастные новообразования.

  23. Непосредственно-эмоциональное общение как ведущий тип деятельности младенца. Формы общения младенца со взрослым по М.И. Лисиной. Роль общения младенца со взрослым в развитии предметно-манипулятивной деятельности ребенка (работа Е.О. Смирновой, Г.Н. Рошка).

  24. Психическая депривация в детском возрасте: причины, особенности, последствия для психического развития ребенка.

  25. Особенности сенсомоторного развития младенца. Показатели нервно-психического развития детей первого года жизни по Э.Л. Фрухт.

  26. Характеристика “акта хватания”: время появления, значение для психического развития. Этапы развития предметных действий (по Р.Я. Абрамович-Лехтман).

  27. Развитие познавательной сферы младенца. Предпосылки развития речи в младенчестве.

  28. Развитие самосознания ребенка в раннем детстве. Кризис первого года, его разрешение в социальной ситуации развития преддошкольника.

  29. Психологическое содержание преддошкольного возраста: социальная ситуация развития, ведущая деятельность, возрастные новообразования раннего детства.

  30. Становление предметно-манипулятивной деятельности ребенка в раннем детстве. Предметные и орудийные действия преддошкольника.

  31. Особенности познавательной сферы в раннем детстве. Характеристика речевого развития ребенка 1-3 лет.

  32. Особенности общения ребенка со взрослыми и сверстниками в раннем детстве. Ситуативно-деловое общение ребенка со взрослым по М.И. Лисиной.

  33. Характеристика игровой деятельности ребенка с года до трех лет. Игровые замещения в раннем детстве.

  34. Психологическая характеристика кризиса трех лет. Симптомы кризиса трех лет по Э. Келлер, Л.С. Выготскому, К.Н. Поливановой. Работа Л.С. Выготского «Кризис трех лет».

  35. Новообразования кризиса трех лет по Д.Б. Эльконину, Л.И. Божович. Статья Л.И. Божович «Этапы формирования личности в онтогенезе».

  36. Специфика личностных новообразований, возникающих в период кризиса 3-х лет по М.Г. Елагиной, Т.В. Гуськовой. Статья данных авторов «Личностные новообразования у детей в период кризиса трех лет». Роль взрослого в проживании кризиса трех лет.

  37. Психологическое содержание дошкольного возраста: социальная ситуация развития, ведущая деятельность, возрастные новообразования дошкольного детства. Работа Е.Е. Кравцовой «Психологические новообразования дошкольного возраста».

  38. Сюжетно-ролевая игра как ведущая деятельность дошкольного возраста. Социальная сущность происхождения и содержания ролевой игры. Структура игры, уровни развития сюжетно-ролевой игры по Д.Б. Эльконину.

  39. Развитие игры в дошкольном детстве: в младшем, среднем, старшем дошкольном возрасте. Виды детских игр. Значение игры для психического развития ребенка.

  40. Психологическое строение деятельности в концепции А.Н.Леонтьева. Психологические основы игры по А.Н.Леонтьеву.

  41. Деятельность дошкольника: изобразительная, конструктивная, лепка, аппликация, трудовая и их значение для его психического развития. Предпосылки формирования учебной деятельности у старшего дошкольника.

  42. Развитие общения ребенка со взрослыми в онтогенезе. Особенности внеситуативно-познавательной и внеситуативно-деловой формы общения ребенка со взрослым по М.И. Лисиной. Концепция целостного развития ребенка как субъекта детских видов деятельности.

  43. Характеристика контекстного общения детей старшего дошкольного возраста со взрослыми (по Е.Е. Кравцовой). Методы диагностики контекстного общения.

  44. Развитие ощущений и восприятия дошкольника. Психологические основы системы сенсорного воспитания. Психологическая характеристика основных перцептивных действий по Л.А. Венгеру. Пути их диагностики, формирования, а также общие задачи перцептивного обучения детей в онтогенезе.

  45. Специфика внимания дошкольников разных возрастных групп. Основные изменения, происходящие в развитии внимания дошкольников: расширение объема внимания; рост устойчивости; формирование произвольного внимания. Способы управления вниманием дошкольников.

  46. Особенности памяти в жизни ребенка младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Стратегия формирования логического запоминания у детей.

  47. Виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое. Механизм их формирования у дошкольников (по Н.Н. Поддьякову). Взаимосвязь мышления и речи. Этапы решения дошкольниками задач в наглядно-действенном плане по А.А. Люблинской.

  48. Развитие интеллекта по Ж. Пиаже. Детский эгоцентризм. Феномены Пиаже. Работа В.А. Недоспасовой «Роль позиции в развитии логического мышления».

  49. Характеристика образов воображения ребенка-дошкольника. Знаково-символическое замещение, моделирование, умственное экспериментирование как основа развития воображения в детском возрасте. Развитие творческого воображения у дошкольников.

  50. Условия развития личности ребенка. Общение как важный фактор личностного становления дошкольника. Влияние взрослого и детского сообщества на формирование личности дошкольника. Механизмы развития личности дошкольника: идентификация, интериоризация, сдвиг мотива на цель, подражание. Социализация и индивидуализация как основной путь развития личности в онтогенезе. Работа Д.Б. Эльконина «Развитие личности ребенка-дошкольника».

  51. Специфика развития мотивационной сферы дошкольника. Возникновение новых мотивов, иерархия и соподчинение мотивов. Понятие о внутренней позиции школьника (по Л.И. Божович).

  52. Закономерности развития эмоций и чувств в дошкольном возрасте. Сущность эмпатии как психологического новообразования дошкольника. Работа Я.З. Неверович «Мотивация и эмоциональная регуляция деятельности у детей дошкольного возраста».

  53. Волевая сфера дошкольника. Генезис волевых действий. Произвольное поведение ребенка в дошкольном возрасте. Роль взрослого в становлении волевого и произвольного поведения ребенка. Ролевая игра как средство развития произвольного поведения. Работа Л.И. Божович, Л.С. Славиной, Т.В. Ендовицкой «Психологическое изучение произвольного поведения».

  54. Развитие морального сознания и этических оценок в дошкольном детстве. Психологический механизм формирования первичных этических инстанций у детей (С.Г. Якобсон). Стадии развития нравственного сознании (Л. Кольберг). Психологическая природа жалоб дошкольников (по А.Т. Абрамовой, Л.Н. Рузской).

  55. Структура самосознания по В.С. Мухиной. Особенности самопознания, эмоционально-ценностного отношения к себе и саморегуляции у детей старшего дошкольного возраста. Полоролевая социализация.

  56. Особенности детской индивидуальности: темперамент, характер, способности дошкольника.

  57. Характеристика кризиса семи лет. Подходы к пониманию кризиса 7 лет в отечественной психологии. Работа Л.С. Выготского «Кризис семи лет» и Л.И. Божович Л.И. «Этапы формирования личности в онтогенезе».

  58. Типология психического развития детей при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту (по Л.А. Венгеру и К.Н. Поливановой).

  59. Структура школьной готовности. Виды психологической готовности ребенка к обучению в школе. Диагностическая программа А.Л. Венгера и др. по выявлению уровня специальной готовности детей к школе.

Похожие:

Вопросы к зачету по детской психологии, 3 курс iconВопросы к экзамену по дисциплине "психология" (аб 2 курс)
Предмет психологии и задачи психологии. Место психологии в системе наук. Классификация отраслей психологии
Вопросы к зачету по детской психологии, 3 курс iconВопросы к зачету по психологии
Общая характеристика психологии как науки. Предмет социальной психологии – Алиева Ксения
Вопросы к зачету по детской психологии, 3 курс iconВопросы к экзамену для студентов заочного отделения
Предмет и задачи детской психологии как науки. Исторические этапы в развитии психологии
Вопросы к зачету по детской психологии, 3 курс iconВопросы к экзамену (зачёту) по дисциплине «Основы психологии и педагогики»
Вопросы к экзамену (зачёту) по дисциплине «Основы психологии и педагогики» для студентов дневной и заочной форм обучения рассмотрены...
Вопросы к зачету по детской психологии, 3 курс iconВопросы к зачету по дисциплине «Основы специальной психологии и специальной...
...
Вопросы к зачету по детской психологии, 3 курс iconЗаконодательный процесс: понятие, субъекты, стадии
Вопросы к зачету по курсу «Правотворческий процесс» до 2 курс, озо 2 курс (4 года), озо 5 курс
Вопросы к зачету по детской психологии, 3 курс iconКурс II вопросы к зачету по страноведению describe the uk in general: what comes to mind first?

Вопросы к зачету по детской психологии, 3 курс iconВопросы к зачету
Междисциплинарные связи юридической психологии с различными отраслями психологической и правовой науки
Вопросы к зачету по детской психологии, 3 курс iconЛ. С. Выготский. Вопросы детской психологии
Это отношение мы и назовем социальной ситуацией развития в данном возрасте Она определяет целиком и полностью те формы и тот путь,...
Вопросы к зачету по детской психологии, 3 курс iconВопросы зачету по юридической психологии
Психологические особенности речи судьи, прокурора, адвоката в гражданском процессе
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница