Методические рекомендации по написанию курсовых работ для студентов 2-го курса специальности «Психология»


Скачать 404.21 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по написанию курсовых работ для студентов 2-го курса специальности «Психология»
страница1/3
Дата публикации04.06.2013
Размер404.21 Kb.
ТипМетодические рекомендации
userdocs.ru > Психология > Методические рекомендации
  1   2   3
Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»
Факультет психологии

Методические рекомендации по написанию курсовых работ

для студентов 2-го курса

специальности «Психология»

Минск 2009

Составители:

Д.Г. Дьяков, кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической и консультативной психологии;

В.И. Слепкова, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры прикладной психологии;

Н.П. Радчикова, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры социальной психологии.

Рецензенты:

^ Л.В. Финькевич, декан факультета психологии, и.о. заведующего кафедрой социальной психологии учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», кандидат психологических наук, доцент;

^ Т.И. Гаврилко, заведующий кафедрой клинической и консультативной психологии учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», кандидат психологических наук, доцент;

^ С.С. Гончарова, заведующий кафедрой прикладной психологи учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», кандидат психологических наук;

^ Л.В. Марищук, заведующий кафедрой общей и дифференциальной психологии учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», доктор психологических наук, профессор;

^ Н.В. Чурило, и.о. заведующего кафедрой педагогической психологи учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», кандидат психологических наук.

Утверждено научно-методическим Советом факультета психологии учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»
24.11.2009 г., протокол № 3

Председатель
___________В.С. Волченков
Секретарь
___________ В.В. Солодуха
^ Требования к содержанию, оформлению и объему курсовых работ, выполняемых студентами 2-го курса специальности «Психология»

Курсовая работа, выполняемая студентами факультета психологии на 2-м курсе (при заочной форме получения образования – на 3-м курсе), представляет собой начальный этап подготовки специалистов к научно-исследовательской работе.

Целью написания курсовой работы студентами является формирование у них знаний и умений, необходимых для осуществления научно-исследовательской деятельности.

Задачами, обеспечивающими реализацию данной цели, являются формирование:

  • умения четко определить цель, задачи, объект и предмет исследования;

  • знаний научной литературы по выбранной проблеме;

  • умения работать с первоисточниками и другими профессиональными текстами (обзорами, справочной литературой и т.п.);

  • способностей к критическому мышлению, к анализу материалов исследования, знаний и умений оформления научного аппарата работы (навыков правильного цитирования; составления библиографических обзоров, списка используемой литературы и т.д.);

  • способности к осуществлению дедуктивного вывода;

  • умения в области теоретического моделирования.

Данная работа носит реферативно-аналитический характер и не предполагает проведения эмпирического исследования.

^ Целью исследования является разработка выбранного предмета исследования посредством подбора, анализа и обобщения профессиональных текстов, раскрывающих его основные признаки, закономерности и механизмы.

Курсовая работа должна быть теоретической научной работой, имеющей внутреннее единство, и свидетельствующей о личном вкладе автора в разработку заявленной проблематики, содержать обобщенное изложение результатов выполненного автором исследования.

Сформулированные автором выводы должны быть аргументированы, критически оценены, определена их научная и практическая значимость.

На первом этапе защиты курсовой работы студент должен предоставить на кафедру до 10 декабря текущего учебного года письменный отчет о проделанной работе, в котором должны быть отражены следующие результаты учебного исследования:

а) библиография по теме исследования, оформленная в соответствии со стандартными требованиями (см. приложение 3);

б) краткий реферативный обзор основной литературы – не менее 12 источников (см. приложение 3);

в) план-проспект исследования с указанием целей и задач, объекта и предмета исследования, понятийного аппарата, с описанием логических этапов анализа проблемы, характеристикой проблемного поля и планом работы (оглавлением).

Отчет должен быть проверен научным руководителем, который выставляет положительную или отрицательную оценку по системе «зачет/незачет». Письменный текст отчета должен быть выполнен при помощи соответствующих компьютерных программ и оформлен в соответствии с требованиями.

Средний объем отчета составляет ^ 5-8 страниц компьютерного текста.

На втором этапе защиты курсовой работы за десять дней до установленной деканатом даты заседания комиссии по защите студенты предоставляют на кафедру завершенный вариант курсовой работы, оформленный в соответствии со стандартными требованиями и методическими рекомендациями для написания курсовых работ.

Оценивание курсовой работы осуществляется на основании критериев оценивания, представленных в приложении 1.

Объем курсовой работы должен составлять 25-30 страниц текста.

Проблематика курсовых работ для студентов 2-го курса разрабатывается и периодически утверждается ведущими специалистами кафедр. Перечень тем утверждается решением кафедры. Студент может выбрать тему из списка имеющихся либо предложить свой вариант темы, обосновав целесообразность ее разработки и руководствуясь своими научными интересами (примерная проблематика курсовых работ представлена в приложении 2).

Руководитель совместно со студентом составляет план работы и консультирует его в рамках отведенного учебным планом времени. В ходе консультаций преподавателем определяется цель, разъясняются назначение и задачи, структура и объем, принципы выполнения и оформления курсовой работы.
^ СТРУКТУРА КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Работа должна содержать:

* титульный лист;

* оглавление;

* перечень условных обозначений (при необходимости);

* введение, включающее общую характеристику работы;

* основную часть, представленную главами;

* заключение;

* список использованных источников.

^ 1. Титульный лист

На титульном листе должны быть приведены следующие сведения: наименование высшего учебного заведения, где выполнена курсовая работа; фамилия, имя, отчество автора; название работы; ученая степень, ученое звание, фамилия, имя, отчество научного руководителя; город и год. (См. приложение 4).

Название работы должно выражать предмет осуществленного теоретического исследования, быть конгруэнтным содержанию и по возможности кратким. В названии работы следует (по возможности) избегать использования усложненной узкоспециальной терминологии. Не рекомендуется начинать название работы со слов: «Изучение процесса...», «Исследование некоторых путей...», «Разработка и исследование...», «Некоторые вопросы...», «Материалы к изучению...», «К вопросу...» и т.п., в которых не отражается в должной мере суть рассматриваемой проблемы, завершенность работы, нет достаточно ясного определения ее цели и результатов.

2. Оглавление

Оглавление включает в себя названия структурных частей работы («Перечень условных обозначений», «Введение», «Глава», «Заключение», «Список использованных источников»), названия всех глав, разделов и подразделов с указанием номеров страниц, на которых размещается начало соответствующих частей работы. Оглавление дается вначале, т.к. это дает возможность сразу увидеть структуру работы.

^ 3. Перечень условных обозначений, символов, единиц и терминов

Если в работе принята специфическая терминология, а также употребляются малораспространенные сокращения, новые символы, обозначения и т.п., то их перечень должен быть представлен в работе в виде отдельного списка, помещаемого перед введением.

Перечень должен располагаться столбцом, в котором слева (в алфавитном порядке) приводят сокращение, справа – его детальную расшифровку.

Если в работе специальные термины, сокращения, символы, обозначения и т.п. повторяются менее трех раз, перечень не составляют, а их расшифровку приводят в тексте при первом упоминании.

^ 4. Введение – 4-5 стр.

Введение – вступительная часть работы, в которой дается общая оценка состояния научной, социальной или иной сферы деятельности общества, где находится избранный автором объект исследования. При необходимости дается исторический экскурс, очерчивается круг проблем, нуждающихся в научном изучении, определяется направление курсового исследования автора.

Общая характеристика работы

В общей характеристике курсовой работы раскрывается:

^ Актуальность темы работы:

Следует указать степень разработанности темы, место исследований по курсовой работе среди других подобных исследований в этой же области, кратко охарактеризовать необходимость проведения исследований для решения конкретной проблемы (задачи), развития конкретных направлений в соответствующей отрасли.

^ Цель и задачи исследования:

Обычно формулируется одна цель работы и несколько задач, которые необходимо решить для достижения поставленной цели. Не рекомендуется формулировать цель как "Исследование...", "Изучение...", так как эти слова указывают на процесс достижения цели, а не на саму цель.

^ Объект и предмет исследования:

Объект исследования – фрагмент действительности, который познается, исследуется автором. Предмет – свойства, стороны, отношения и процессы данной реальности (т.е. данного объекта), выделяемые исследователем для целенаправленного изучения.

Методология и методы проведенного исследования:

В данном разделе определяются методология и методы осуществляемого исследования.

^ 5. Основная часть –20–25 стр.

Основная часть работы содержится в 2 главах, в которых отражается:

  • общая концепция и методы исследования,

  • обзор литературы по выбранной теме,

  • выполненные в работе теоретические исследования,

  • анализ и обобщение результатов исследования.

Распределение основного материала работы по главам определяется автором работы.

^ В первой главе (10–12 стр.) автор осуществляет описание основных этапов в развитии научной мысли в рамках рассматриваемой проблемы. Необходимо определить основные логические линии в развитии представлений о предмете исследования, а также актуальные сегодня подходы к проблеме.

^ Во второй главе (10–12 стр.) осуществляется идентификация автора в рамках одного из направлений научных исследований, определяется современный уровень разработанности проблемы в рамках выбранного автором направления. Выявляются неисследованные области изучаемого явления, определяется актуальность и возможные направления их изучения. В случае необходимости конструируется идеальная модель изучаемого явления, определяется методология и дается теоретическое обоснование предлагаемых методов исследования.

Весь порядок изложения в работе должен быть подчинен цели исследования, сформулированной автором. Логичность построения и целеобусловленность изложения основного содержания достигается только тогда, когда каждая глава имеет определенное целевое назначение, связана с общей целью работы и является базой для последующей главы (в случае ее наличия).

В работе следует сжато, логично и аргументировано излагать содержание и результаты исследования; избегать обилия общих слов, бездоказательных утверждений, тавтологии, неоправданного увеличения объема работы.

При написании работы автор обязан давать ссылки на авторов и источники, из которых он заимствует материалы или отдельные результаты. Цитирование допускается только с обязательным использованием кавычек. Не допускается компилятивный пересказ текстов других авторов.

В конце каждой главы следует приводить краткие выводы, что позволяет четко сформулировать итоги каждого этапа исследования и дает возможность освободить основные результаты по работе от второстепенных подробностей.

^ 6. Заключение – 1-2 стр.

В этом разделе должны содержаться основные результаты исследования и выводы, сделанные на их основе с учетом цели и задач, заявленных в работе. Раздел должен состоять из нескольких (3-4) крупных обобщающих пунктов, подводящих итог выполненной работы.

^ 7. Список использованных источников

Перечень литературы, используемой в курсовой работе, должен включать:

  • классические исследования теоретического или экспериментального типа по анализируемой проблеме;

  • историю и методологию исследования проблемы;

  • исследования, отражающие современное состояние проблемы.

В списке литературных источников могут быть представлены монографии, монографические сборники, статьи из профессиональных журналов. Допустимо присутствие в работе ссылок на авторефераты диссертаций, тезисы конференций, конгрессов, симпозиумов и пр.

Допускается использование источников из смежных наук, если это делает анализ проблемы более системным и целостным.

Общий объем списка должен составлять не менее 12 источников. Присутствие литературного источника в списке должно быть обосновано наличием минимум одной ссылки на него в тексте курсовой работы.

Список должен быть оформлен в соответствии с прилагающимися правилами оформления.

^ Правила оформления курсовых работ, выполняемых студентами 2-го курса специальности «Психология»

Общие правила оформления курсовой работы

Работа на 2 курсе печатается с использованием компьютера и принтера на одной стороне листа белой бумаги формата А4 (210х297 мм). Допускается представлять таблицы и иллюстрации на листах формата А3.

Текст работы печатается с количеством знаков в строке 60–75, с межстрочным интервалом, позволяющим разместить 40 строк на странице (минимум 17 пт). При компьютерном наборе печать производится шрифтом 13-14 пунктов. Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определениях, терминах, важных особенностях, применяя шрифты разной гарнитуры, выделение с помощью рамок, разрядки, подчеркивания и пр.

Текст работы следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: левое – 30 мм, правое – 10 мм, верхнее – 20 мм, нижнее – 20 мм.

Объем курсовой работы, как правило, не должен превышать 30 страниц текста, оформленного в соответствии с вышеназванными требованиями (исключая список использованных источников).

Шрифт печати должен быть четким, плотность текста должна быть одинаковой.

Опечатки, описки и графические неточности, обнаруженные в процессе оформления работы, допускается исправлять подчисткой или закрашиванием белой краской и нанесением на том же месте исправленного текста (графиков) машинописным или рукописным способами.

Текст основной части работы делят на главы, разделы, подразделы, пункты.

Заголовки структурных частей работы «ОГЛАВЛЕНИЕ», «ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ», «ВВЕДЕНИЕ», «ГЛАВА», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ» печатают прописными буквами в середине строк. Так же печатают заголовки глав. Слово «ГЛАВА» перед заголовком главы, как в тексте, так и в оглавлении может не употребляться. Заголовки разделов печатают строчными буквами (кроме первой прописной), располагая их в середине строк. Заголовки подразделов печатают строчными буквами (кроме первой прописной) с абзаца. Точку в конце заголовка не ставят. Если заголовок состоит из двух или более предложений, их разделяют точкой. Заголовки пунктов печатают строчными буквами (кроме первой прописной) в разрядку или с использованием шрифтового выделения (полужирный шрифт, курсив), с абзаца в подбор к тексту. В конце заголовка, напечатанного в подбор к тексту, ставится точка. Для заголовков могут использоваться гарнитуры шрифта, отличные от гарнитуры основного текста.

Расстояние между заголовком и текстом, после которого заголовок следует, рекомендуется делать несколько больше, чем расстояние между заголовком и текстом, к которому он относится.

Каждую структурную часть работы следует начинать с нового листа.

^ Правила нумерации

Нумерация глав, разделов, подразделов, пунктов, рисунков, таблиц, формул, уравнений дается арабскими цифрами без знака «№».

Номер главы ставят после слова «Глава». Разделы «Оглавление», «Перечень условных обозначений», «Введение», «Общая характеристика работы», «Заключение», «Список использованных источников» не имеют номеров. Не нумеруют и подразделы раздела «Общая характеристика работы».

Разделы нумеруют в пределах каждой главы. Номер раздела состоит из номера главы и порядкового номера раздела, разделенных точкой, например: «2.3» (третий раздел второй главы).

Подразделы нумеруют в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит из порядковых номеров главы, раздела, подраздела, разделенных точками, например: «1.3.2» (второй подраздел третьего раздела первой главы).

Пункты нумеруют арабскими цифрами в пределах каждого подраздела. Номер пункта состоит из порядковых номеров главы, раздела, подраздела, пункта, разделенных точками, например: «4.1.3.2» (второй пункт третьего подраздела первого раздела четвертой главы). Номера пунктов выделяют полужирным шрифтом.

Заголовок главы печатают с новой строки, следующей за номером главы. Заголовки разделов, подразделов, пунктов приводят после их номеров через пробел. Пункт может не иметь заголовка.

В конце нумерации глав, разделов, подразделов, пунктов, а также их заголовков точку не ставят.
^ Правила оформления иллюстраций

Иллюстрации (фотографии, рисунки, чертежи, схемы, диаграммы, графики, карты и другое) и таблицы служат для наглядного представления в работе характеристик объектов исследования, полученных теоретических данных и выявленных закономерностей. Не допускается одни и те же результаты представлять в виде иллюстрации и таблицы.

Иллюстрации и таблицы следует располагать в курсовой работе непосредственно на странице с текстом после абзаца, в котором они упоминаются впервые, или отдельно на следующей странице. Они должны быть расположены так, чтобы их было удобно рассматривать без поворота курсовой работы или с поворотом по часовой стрелке. Иллюстрации и таблицы, которые расположены на отдельных листах курсовой работы, включают в общую нумерацию страниц. Если их размеры больше формата А4, их размещают на листе формата А3 и учитывают как одну страницу.

Иллюстрации и таблицы обозначают соответственно словами «рисунок» и «таблица» и нумеруют последовательно в пределах каждой главы. На все таблицы и иллюстрации должны быть ссылки в тексте курсовой работы. Слова «рисунок» «таблица» в подписях к рисунку, таблице и в ссылках на них не сокращают.

Номер иллюстрации (таблицы) должен состоять из номера главы и порядкового номера иллюстрации (таблицы), разделенных точкой. Например: «рисунок 1.2» (второй рисунок первой главы), «таблица 2.5» (пятая таблица второй главы). Если в главах курсовой работы приведено лишь по одной иллюстрации (таблице), то их нумеруют последовательно в пределах курсовой работы в целом, например: «рисунок 1», «таблица 3».

Иллюстрации должны быть выполнены с помощью компьютерной техники либо чернилами, тушью или пастой черного цвета на белой непрозрачной бумаге. Качество иллюстраций должно обеспечивать возможность их четкого копирования. Допускается использовать в качестве иллюстраций распечатки с приборов, а также иллюстрации в цветном исполнении.

В курсовой работе допускается использование как подлинных фотографий, так и распечаток цифровых фотографий. Фотоснимки размером меньше формата А4 должны быть наклеены на стандартные листы белой бумаги. На оборотной стороне каждой наклеиваемой иллюстрации проставляется номер страницы, на которую она наклеивается.

Иллюстрации, как правило, имеют наименование и пояснительные данные (подрисуночный текст), располагаемые по центру страницы. Пояснительные данные помещают под иллюстрацией, а со следующей строки – слово «Рисунок», номер и наименование иллюстрации, отделяя знаком тире номер от наименования. Точку в конце нумерации и наименований иллюстраций не ставят. Не допускается перенос слов в наименовании рисунка. Слово «Рисунок», его номер и наименование иллюстрации печатают полужирным шрифтом, причем слово «Рисунок», его номер, а также пояснительные данные к нему – уменьшенным на 1-2 пункта размером шрифта.

При необходимости следует давать пояснения или справочные данные к содержанию иллюстрации (таблицы) или к тексту непосредственно в виде примечаний, которые приводят непосредственно под ними. Если примечание одно, то после слова «Примечание», написанного с абзацного отступа, ставится тире и с прописной буквы излагается примечание. В случае нескольких примечаний каждое из них печатается с новой строки с абзацного отступа и нумеруется арабскими цифрами. Слово «Примечания» и их содержание печатаются шрифтом с размером на 1–2 пункта меньше размера шрифта основного текста.

Студент обязан давать ссылки на источники, материалы или отдельные результаты, из которых приводятся в его работе или на идеях и выводах которых разрабатываются проблемы, задачи, вопросы, изучению которых посвящена работа. Такие ссылки дают возможность найти соответствующие источники и проверить достоверность цитирования, а также необходимую информацию об этом источнике (его содержание, язык, объем и другое).
^ Правила оформления ссылок на литературные источники

При использовании в курсовой работе текстов, авторство которых принадлежит третьим лицам, необходимо использовать ссылки. Оформление литературных источников осуществляется в соответствии с Инструкцией по оформлению диссертации, автореферата и публикаций по теме диссертации ВАК РБ.

При использовании сведений из источника с большим количеством страниц студент должен указать в том месте текста, где дается ссылка на этот источник, номера страниц, иллюстраций, таблиц, формул, уравнений, на которые дается ссылка в работе. Например: [14, с. 26, таблица 2] (здесь 14 – номер источника в библиографическом списке, 26 – номер страницы, 2 – номер таблицы).

Ссылки на источники в тексте курсовой работы осуществляются путем приведения номера в соответствии с библиографическим списком. Номер источника по списку заключается в квадратные скобки.

Сведения об использованных в курсовой работе источниках приводятся в разделе «Список использованных источников». Допускается приведение одного и того же источника в библиографическом списке только один раз.

Список использованных источников формируется в алфавитном порядке фамилий первых авторов и (или) заглавий.

В списке использованных источников сведения об источниках нумеруют арабскими цифрами.

При формировании списка использованных источников в алфавитном порядке он представляется в виде трех частей. В первой части представляются библиографические источники, в которых для описания используется кириллица, во второй части – латиница, в третьей – иная графика (например: иероглифы, арабское письмо). Если для описания используется иная графика, то после необходимых библиографических данных на языке оригинала в скобках приводится их перевод на русский язык. Примеры оформления литературных источников приводятся в приложении 3.

Приложение 1

Критерии оценки курсовой работы студентов 2-го курса специальности «психология» в 10-балльной шкале
^ 10 баллов – десять:

курсовая работа представляет собой самостоятельное теоретико-аналитическое исследование;

предмет исследования является актуальным и новым;

четко определены и согласованы между собой цель, объект и предмет теоретического анализа;

адекватный теме работы выбор литературных источников;

полнота и грамотность критического анализа используемых первоисточников и профессиональных текстов, точное использование научной терминологии;

логичность и стилистическая грамотность изложения, убедительная аргументированность и самостоятельность заключений и выводов;

оформление работы в соответствии с требованиями.
^ 9 баллов – девять:

курсовая работа представляет собой самостоятельное теоретико-аналитическое исследование;

предмет исследования является актуальным;

четко определены и согласованы между собой цель, объект и предмет теоретического анализа;

адекватный теме работы выбор литературных источников;

полнота и грамотность критического анализа используемых первоисточников и профессиональных текстов, точное использование научной терминологии;

логичность и стилистическая грамотность изложения, убедительная аргументированность и самостоятельность заключений и выводов;

оформление работы в соответствии с требованиями.
^ 8 баллов – восемь:

курсовая работа представляет собой самостоятельное теоретико-аналитическое исследование;

предмет исследования является актуальным;

цель, объект и предмет теоретического анализа согласованы между собой;

адекватный теме работы выбор литературных источников;

логичность и стилистическая грамотность изложения, аргументированность заключений и выводов;

осведомленность в теориях, концепциях и направлениях по изучаемой проблеме;

оформление работы в соответствии с требованиями.

^ 7 баллов – семь:

курсовая работа представляет собой самостоятельное теоретико-аналитическое исследование;

цель, объект и предмет теоретического анализа согласованы между собой;

адекватный теме работы выбор литературных источников;

логичность изложения, аргументированность заключений и выводов;

ориентация в основных теориях и направлениях по теме работы,

оформление работы в соответствии с требованиями.
^ 6 баллов – шесть:

курсовая работа представляет собой самостоятельное теоретико-аналитическое исследование;

имеются определения цели, задач, объекта и предмета теоретического анализа;

достаточный для раскрытия темы список литературных источников;

реферативное изложение основных теорий и концепций по теме работы;

структурированность изложения материала, наличие самостоятельных заключений и выводов;

оформление работы в соответствии с требованиями.
^ 5 баллов – пять:
курсовая работа представляет собой теоретико-аналитическое исследование;

описаны цель, задачи, объект и предмет теоретического анализа;

достаточный для раскрытия темы список литературных источников;

реферативное изложение теорий и концепций по теме работы;

наличие заключений и выводов;

оформление работы в соответствии с требованиями.
^ 4 балла – четыре:

курсовая работа представляет собой теоретико-аналитическое исследование;

представлены цель, задачи, объект и предмет теоретического анализа;

достаточный для раскрытия темы список литературных источников;

реферативное изложение теорий и концепций по теме работы;

проведение оценки реферированных источников;

неточности в оформлении работы.
^ 3 балла – три:

курсовая работа представляет собой изложение случайно отобранных текстов авторов по теме исследования;

цель, задачи, объект и предмет теоретического анализа не согласуются между собой;

представленный список литературы не достаточен для ориентации в проблеме исследования;

отсутствует самостоятельный анализ и выводы по проблеме исследования;

неточности в оформлении работы.
^ 2 балла – два:
работа представляет собой компилятивный пересказ текстов других авторов.

1 балл – один:
работа представляет собой компилятивный пересказ текстов других авторов и при этом не соответствует декларируемой автором теме или не представлена к защите.

Приложение 2

Примерная проблематика курсовых работ студентов 2-го курса специальности «психология»
Социальная психология

  • Разработка дизайна социально-психологического исследования.

  • Принятие решения в ситуации неопределенности: правила и предубеждения.

  • Проблематика исследований каузальной атрибуции.

  • Прикладное значение теории атрибуции.

  • Сравнительный анализ теорий формирования установок.

  • Социальная установка и возможности ее измерения.

  • Авторитарная личность и тоталитарное «Я».

  • Теория социального сравнения в объяснении предрассудков и стигматизации.

  • Место социальной поддержки в ситуации тревоги.

  • Концепции привлекательности.

  • Дружба и одиночество в юношеском возрасте.

  • Теории социальной власти.

  • Влияние меньшинства на большинство как средство социальной инноватики.

  • Экспериментальные модели влияния меньшинства.

  • Модели социальной фасилитации.

  • Причины и характеристика феномена группового единомыслия.

  • Семья как малая группа: структура и динамика развития.

  • Стресс как процесс взаимодействия индивида с окружающим миром.

  • Соотношение механизмов психологической защиты и копинга в когнитивно-феноменологическом подходе.

  • Социально-психологический анализ основных направлений исследований лидерства и руководства в отечественной и зарубежной психологии.

  • Роль социального интеллекта в процессе жизненной адаптации.

  • Человеческий потенциал как фактор развития социальной активности.

  • Понятие и основные характеристики групповой динамики.

  • Неудачная социализация как феномен современной социальной психологии.

  • Предрассудки и предубеждения: структура и происхождение.

  • Этнические стереотипы как предмет исследования социальной психологии.

  • Современные подходы к изучению феноменологии детства в социально-психологических исследованиях.

  • Проблемы межгрупповых отношений.

  • Механизмы идентификации-обособления как социально-психологические детерминанты социализации.

  • Психологическая сущность коммуникативной компетентности.

  • Социально-психологический климат группы.

  • Основные институты и агенты социализации ребенка.

  • Проблемы межкультурного взаимодействия.

  • Психология рекламы.

  • Психология массовых коммуникаций.

  • Психология посредничества в конфликте.


Общая психология

  • Проблема бессознательного в изучении творческой деятельности.

  • Проблема потребностей в психологии.

  • Природные факторы индивидуализации развития психики (наследственность, конституциональные типы, пол, нейрофизиология, биохимия, биоритмы и т.д.).

  • Теоретические интерпретации дифференциации и изменчивости развития психических и поведенческих свойств.

  • Системные процессы в психике как самоорганизующейся структуре (проблемы индивидуальности).

  • Индивидуальный стиль деятельности (общения, жизни).

  • Проблема мышления и речи в психологии.

  • Язык и сознание.

  • Языковое сознание личности.

  • Проблема переживания в психологии.

  • Культурно-историческая теория Л.С. Выготского.

  • Теория деятельности А.Н. Леонтьева.

  • Особенности познавательной деятельности детей с аномальным развитием.

  • Особенности эмоционально-волевой сферы детей с аномальным развитием.

  • Особенности личностно-смысловой сферы детей с аномальным развитием.

  • Методологические основы изучения детей с аномальным развитием

  • Модели памяти в психологии.

  • Развитие эмоциональной и образной памяти в процессе обучения.

  • Соотношение произвольного и непроизвольного запоминания в процессе обучения.

  • Приемы активизации мыслительной деятельности в процессе обучения.

  • Воображение и мышление в учебной деятельности.

  • Процессы памяти и факторы их эффективности в обучении.

  • Переработка информации в кратковременной памяти.

  • Структура сенсорной памяти.

  • Память и регуляция деятельности.

  • Долговременная память: модели, проблемы и современные направления изучения.

  • Фундаментальные зрительные функции и явления.

  • Цветовое зрение.

  • Иллюзии зрительного восприятия как метод изучения законов восприятия.

  • Восприятие пространства и времени.

  • Фундаментальные функции слуха и связанные с ними явления.

  • Дедуктивное и индуктивное мышление.

  • Мышление и социальный контекст.


Психология развития

  • Отклоняющее поведение как средство неправильного воспитания.

  • Концепция объекта и объектных отношений в классическом и современном психоанализе.

  • Становление индивидуальных механизмов переработки стресса в онтогенезе.

  • Проблема формирования потребностей в отечественной и зарубежной психологии.

  • Соотношение процессов интерио- и экстериоризации в психическом развитии.

  • Проблемы возрастной периодизации психического развития.

  • Особенности формирования психологической культуры на различных возрастных этапах.

  • Особенности развития личности на разных этапах онтогенеза.

  • Особенности формирования самосознания.

  • Психологический аспект креативности.

  • Детская субкультура: содержание, структура и современные подходы к исследованию.

  • Гендерно-ролевая социализация детской личности.

  • Факторы отклоняющегося поведения в детском возрасте.

  • Отношение к жизни и смерти в пожилом возрасте.

  • Особенности агрессивного поведения в подростковом возрасте.

  • Особенности самосознания подростков.

  • Возрастные аспекты одаренности.

  • Проблема возрастных кризисов в психологии.

  • Динамика основных новообразований в детском возрасте.

  • Проблема ведущей деятельности в психологии развития.

  • Новообразования и их исследование в современной психологии

  • Психологические особенности учебной деятельности школьников разного возраста.

  • Диагностика возрастной динамики психологических детерминант межличностных отношений.

  • Факторы развития интеллекта.

  • Развитие социального интеллекта и проблемы его измерения.

  • Сравнительный анализ систем традиционного и развивающего образования.

  • Проблема отношения к смерти в дошкольном, младшем школьном, подростковом и юношеском возрасте.

  • Социальная художественная перцепция и эмоциональное развитие личности.

  • Формирование нравственных представлений у школьников в процессе учебно-воспитательной работы

  • Развитие учебной мотивации школьников.

  • Проблема формирования толерантности к старости в подростком и юношеском возрасте.

  • Формирование половой идентичности и полоролевого поведения.

  • Динамика психологических детерминант межличностных отношений на различных возрастных этапах.

  • Влияние ранней профессионализации на особенности нормативного развития личности.

  • «Кризисы разочарования» и основные этапы развития психолога-профессионала.


Психология личности

  • Личностная идентичность и возможности ее измерения.

  • Современные методы исследования личности: нарративное интервью и дискурсный анализ.

  • Теории социальной идентичности.

  • Развитие категории «отношение» в отечественных и зарубежных теориях личности.

  • Теории мотивации: сравнительный анализ.

  • Конструктивная и деструктивная функции межличностного конфликта в разных психологических школах.

  • Социально-психологические закономерности адаптации личности: сравнительный анализ в рамках различных психологических подходов.

  • Сравнительный анализ представлений о структуре личности в работах отечественных психологов.

  • Сравнительный анализ представлений о структуре личности в работах зарубежных психологов.

  • Механизмы психологической защиты в различных психологических подходах.

  • Проблема одиночества в современных теориях личности

  • Психология личности предпринимателя.

  • Взаимосвязь личностных особенностей с типами конфликтного поведения.

  • Взаимосвязь личностных особенностей и социального статуса.

  • Типы реагирования личности на болезнь.

  • Современные психологические теории суицидального поведения.

  • Изучение профессиональных деформаций личности в система «человек-человек».

  • Личностные особенности социально успешных людей.

  • Личностные особенности взрослых людей, изучающих психологию.

  • Характер и профессиональное становление личности.

  • Профессиональные деформации личности педагога.

  • Направленности личности и профессиональные предпочтения.

  • Акцентуации личности.

  • Сравнительный анализ теорий самосознания и «Я-концепции» личности в отечественной и зарубежной психологии.

  • Современные походы к изучению механизмов социализации в детском возрасте.

  • Этнокультурные факторы социального развития личности на разных этапах онтогенеза.

  • Отклоняющееся формирования личности.


Приложение 3

Примеры оформления литературных источников, используемых в работе.
  1   2   3

Похожие:

Методические рекомендации по написанию курсовых работ для студентов 2-го курса специальности «Психология» iconМетодические рекомендации по написанию и оформлению курсовых работ...
Методические рекомендации по написанию и оформлению курсовых работ для студентов специальности «Финансы и кредит» очной и заочной...
Методические рекомендации по написанию курсовых работ для студентов 2-го курса специальности «Психология» iconМетодические рекомендации для выполнения курсовых работ по дисциплине...
Методические рекомендации по написанию курсовых работ по дисциплине «Теоретические основы финансового менеджмента» для студентов...
Методические рекомендации по написанию курсовых работ для студентов 2-го курса специальности «Психология» iconМетодические рекомендации по написанию и оформлению курсовых работ...
Методические рекомендации предназначены для студентов дневной и заочной форм обучения специальности 040201 «Социология», направления...
Методические рекомендации по написанию курсовых работ для студентов 2-го курса специальности «Психология» icon«Бухгалтерский управленческий учет» Методические рекомендации по...
Методические рекомендации предназначены для курсантов, студентов и слушателей при изучении дисциплин «Бухгалтерский управленческий...
Методические рекомендации по написанию курсовых работ для студентов 2-го курса специальности «Психология» iconМетодические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям, зачетам,...
Самостоятельная работа студентов: Методические рекомендации. Ростов н/Д.: Изд-во скагс, 2010
Методические рекомендации по написанию курсовых работ для студентов 2-го курса специальности «Психология» iconМетодические рекомендации по написанию, оформлению и защите курсовых...
Написание курсовой работы по дисциплине «Налоговый контроль» является важной итоговой частью по изучению данного курса студентами...
Методические рекомендации по написанию курсовых работ для студентов 2-го курса специальности «Психология» iconРоссийской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное...
Методические рекомендации по написанию дипломного проекта для студентов 5 курса специальности 080504
Методические рекомендации по написанию курсовых работ для студентов 2-го курса специальности «Психология» iconМетодические рекомендации по написанию курсовых работ. Общие положения
Целью кр является систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических профессиональных знаний и навыков студентов,...
Методические рекомендации по написанию курсовых работ для студентов 2-го курса специальности «Психология» iconМетодические рекомендации по написанию выпускных квалификационных...
Государственной аттестационной комиссии уровня квалификации и подготовленности студента к самостоятельному решению задач, стоящих...
Методические рекомендации по написанию курсовых работ для студентов 2-го курса специальности «Психология» iconМетодические указания по подготовке, написанию и защите дипломного...
Методические рекомендации содержат указания по подготовке, написанию, оформлению и защите дипломного проекта для студентов обучающихся...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница