Типологические особенности психосоциального развития подростков


Скачать 37.41 Kb.
НазваниеТипологические особенности психосоциального развития подростков
Дата публикации07.06.2013
Размер37.41 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Психология > Документы
ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХОСОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКОВ

М.Ю. КОНДРАТЬЕВ

Сталкиваясь в реальной школьной практике с многочисленными случаями отклоняющегося поведения учащихся и стремясь объяснить себе побудительные причины подобной активности подростков, педагоги пытаются анализировать конкретную ситуацию с учетом прежде всего возрастных особенностей ее участников. Понятно, что основной опорой здесь оказываются различные периодизации возрастного развития, как бы вобравшие в себя наиболее психологически выверенные представления о специфике каждого возрастного этапа. В этом плане особое место в их ряду в отечественной психологии занимает разработанная Д.Б.Элькониным и включающая в себя возрастную периодизацию концепция развития психики в детском возрасте [7] - наиболее общепринятый подход к рассмотрению определяющих возрастных закономерностей психического развития формирующейся личности.

В силу своей общеизвестности теоретическая модель возрастного развития психики, предложенная Д.Б.Элькониным, не требует сколько-нибудь развернутого комментирования, тем более что ее углубленному анализу посвящено достаточное число специальных исследований (В.В.Давыдов, Д.И.Фельдштейн, Б.Д.Эльконин и другие), а на уточнение ее частных позиций и эмпирическую проверку гипотетически выдвинутых в ней положений направлен практически весь массив конкретных экспериментальных работ по возрастной и педагогической психологии, выполненных у нас в стране с середины 70-х гг. и до настоящего времени.

Напомним лишь, что в рамках данной концептуальной схемы выделены две основные группы ведущих типов деятельности, развивающих психику, которые, последовательно сменяя друг друга, обусловливают смену возрастных периодов развития:

1) деятельности, обеспечивающие преимущественное развитие у детей мотивационно-потребностной сферы, т.е. деятельности в системе "ребенок - общественный взрослый" ("непосредственно-эмоциональное общение" - эпоха раннего детства, период младенчества; "ролевая игра" - эпоха детства, период дошкольного возврата; "интимно-личное общение" - эпоха отрочества, период младшего подростничества);

2) деятельности, обеспечивающие преимущественное формирование у детей операционно-технических возможностей, т.е. деятельности в системе "ребенок - общественный предмет" ("предметно-манипулятивная деятельность" - эпоха раннего детства, период раннего детства; "учебная деятельность" - эпоха детства, период младшего школьного возраста; "учебно-профессиональная деятельность" - эпоха отрочества, период старшего подростничества).

Касаясь непосредственно эпохи отрочества, отметим также, что в отличие от эпох раннего детства и детства, применительно к которым автор периодизации без труда определил ведущие деятельности, решение аналогичной задачи в отношении третьей эпохи представлялось Д.Б.Эльконину достаточно сложной проблемой, хотя он и выделил интимно-личное общение в качестве ведущей развивающей психику деятельности для младшего подросткового возраста, а учебно-профессиональную деятельность - для старшего подросткового возраста.

Достаточно очевидно, что подразделение эпохи отрочества на два периода обосновано не только и не столько с психологических, сколько с чисто педагогических позиций и продиктовано реально существующим в школьной практике выделением средних и старших классов.

Кроме того, рассмотрение интимно-личного общения и учебно-профессиональной деятельности в качестве двух независимых и хронологически сменяющих друг друга ведущих деятельностей, соответствующих двум качественно различным возрастным периодам психического развития подростка, является не столько отражением действительно психологической реальности, сколько следствием попытки, не меняя логики периодизации психического становления развивающейся личности, "достроить" концептуализированную схему.

Если же говорить о действительно ведущей деятельности в подростковом возрасте, то ее никак невозможно охарактеризовать иначе, как многоплановую, или, по терминологии Д.И.Фельдштейна [6], "развернутую", которая на протяжении всей данной эпохи психического развития человека обеспечивает становление его и интеллектуально-познавательной, и мотивационно-потребностной сфер. Понятно, что и на каждом из более ранних возрастных этапов развитие психики ребенка осуществляется в рамках не какой-то отдельно взятой монодеятельности, и все же подлинно полидеятельностный характер развивающая активность личности приобретает именно в эпоху отрочества.

Нельзя также забывать, что описанная Д.Б.Элькониным модель последовательного включения растущего человека в новые виды деятельности, как, по сути дела, и все остальные концепции возрастного развития психики, носит нормативный характер и, по существу, рисует картину желаемого пути психического становления развивающейся личности. Другими словами, используя рассматриваемую концептуальную схему, необходимо помнить, что ею описывается процесс психического развития таким, каким он "должен быть", каким его стремится "заложить" и ожидает увидеть контролирующая обучение и воспитание современного ребенка инстанция. Понятно, что в реальной действительности в отдельных случаях возможны и даже нередки различные виды отклонений от нормального, естественно-поступательного включения индивида в новые виды деятельности, а также ситуации, которые характеризуются определенными сложностями протекания процесса "присвоения", интериоризации субъектом структур этих деятельностей. Отметим, что речь здесь идет не непосредственно об отклоняющемся поведении, его формах и разновидностях, а скорее о формировании "базы", фундамента социальных девиаций, которые являются следствием искривления, условно говоря, "деятельностной линии" онтогенеза.

Похожие:

Типологические особенности психосоциального развития подростков iconВопросы для подготовки к экзамену
Восприятие человека человеком. Индивидуально-типологические особенности восприятия
Типологические особенности психосоциального развития подростков iconОсобенности проведения процедуры исследования
Тест интеллекта. Предназначен для измерения уровня интеллектуального развития детей и подростков. Предложен Ф. Гудинаф в 1926 г
Типологические особенности психосоциального развития подростков iconТемы дипломных работ Роль журнала "Охота и охотничье хозяйство" в...
Структурно-типологические характеристики аграрной прессы. История развития аграрной прессы. Становление аграрной прессы и ее современное...
Типологические особенности психосоциального развития подростков iconР. Якобсон типологические исследования и их вклад в сравнительно-историческое языкознание
Типологические исследования и их вклад в сравнительно-историческое языкознание [1]
Типологические особенности психосоциального развития подростков icon" Горизонт " Ковенский пер. 16
Игрище драматическое киномастерство в системе творческого развития детей, подростков, молодежи
Типологические особенности психосоциального развития подростков iconАнализ глубинных интервью 56
Влияние интернета на российских подростков и юношество в контексте развития российского информационного пространства
Типологические особенности психосоциального развития подростков iconЛекция 12. Гигиена детей и подростков. Состояние здоровья и физическое...
Ение определения воз здоровья взрослых «Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не...
Типологические особенности психосоциального развития подростков iconНа вопросы к экзамену по возрастной психологии
Предмет возрастной психологии изучает закономерности психического развития человека в онтогенезе и особенности развития психики,...
Типологические особенности психосоциального развития подростков iconОстрая ревматическая лихорадка у детей и подростков (лекция)
Проблема острой ревматической лихорадки у детей и подростков остается актуальной в настоящее время
Типологические особенности психосоциального развития подростков iconРуководство по проведению теста. Для правильного проведения тестирования...
Школьный тест умственного развития предназначен для диагностики умственного развития подростков учащихся 6-8 классов (это соответствует...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница