Возможности сюжетно-ролевой игры в диагностике детско-родительских отношений


Скачать 36.66 Kb.
НазваниеВозможности сюжетно-ролевой игры в диагностике детско-родительских отношений
Дата публикации07.06.2013
Размер36.66 Kb.
ТипИсследование
userdocs.ru > Психология > Исследование
Возможности сюжетно-ролевой игры в диагностике детско-родительских отношений
// Материалы научно-практической конференции «Проблемы психологии XXI века глазами молодых ученых».
— М., 2002. — с. 187 — 189.

Разработка надежных средств диагностики переживания ребенком детско-родительских отношений является актуальной проблемой современной психологии семьи. Одним из используемых диагностических средств в этой области служит диагностика в игровой форме. Различные виды режиссерских, драматизирующих игр, тесты с игрушками, построенные на использовании марионеток, кукол и небольших игровых предметов, достаточно распространены в проективном тестировании (А. Фрейд, Г.Л. Лэндред, С. Миллер, В. Оклендер, А.С. Спиваковская и др.).

Однако, несмотря на широту применения, недостаточно разработаны научно обоснованные критерии проведения игровых диагностических процедур.

Цель нашего исследования состояла в анализе диапазона диагностических возможностей сюжетно-ролевой игры для определения особенностей переживания детско-родительских отношений старшими дошкольниками.

Гипотеза исследования формулировалась следующим образом: направленная сюжетно-ролевая игра в «Семью» может быть использована для диагностики особенностей переживания старшими дошкольниками детско-родительских отношений.

Задачи исследования:

1. Выявление особенностей переживания детско-родительских отношений детьми старшего дошкольного возраста.

2. Исследование особенностей сюжетно-ролевой игры.

3. Разработка и апробация диагностической методики сюжетно-ролевой игры по заданному сюжету «Семья».

4. Определение конструктной валидности разработанной диагностической процедуры направленной игры в «Семью» на основе сравнения результата обследования детско-родительских отношений с помощью методик «Рисунок семьи» и «Цветовой тест отношений».

Операционализация процедуры игровой диагностики переживаний внутрисемейных отношений касалась следующих структурно-образующих частей:

1) игрового материала, позволяющего моделировать ситуации семейного взаимодействия;

2) тактики воздействия, содержащей директивные и недирективные элементы, подводящие ребенка к воспроизведению в игре действий, отражающих реальные переживания;

3) критериев оценки игровых действий ребенка, позволяющих проанализировать особенности восприятия ребенком внутрисемейных отношений.

Исследование проведено в 1999–2000 годах в дошкольных учреждениях Москвы на группе семей, имеющих детей старшего дошкольного возраста 5–6 лет. Обследуемая выборка являлась представительной по критерию выраженности переживании дисгармонии в детско-родительских отношениях (ДРО).

В ходе исследования нами были выявлены формы неблагополучия в семейном взаимодействии: отсутствие семейной сплоченности, отсутствие принятия со стороны взрослого, игнорирование кого-либо из членов семьи, межсиблинговые конфликты, доминирование какого-либо члена семьи. В качестве дополнительных данных анализировались случаи выраженного позитивного, негативного или амбивалентного отношения к кому-либо из членов семьи, идентификации с каким-либо членом семьи (как позитивно, так и негативно переживаемой).

Были также выделены четыре группы неблагополучия: конфликтные отношения с матерью (мать является источником тревожности, напряжения, дискомфорта); конфликтные отношения с отцом или другими взрослыми членами семьи (отец не дает достаточной возможности для формирования позитивной идентификации с ним, мало коммуницирует с ребенком); межсиблинговые конфликты (недостаточность кооперативных отношений с сиблингом); смешанные конфликты (нет четкой локализации источника неблагополучия, постоянного проблемного члена семьи).

Разрабатывая игровую диагностическую процедуру, мы выделили два основных блока характеристик игровой деятельности в моделировании сюжетно-ролевых отношений.

К первому блоку относятся формальные характеристики особенностей игровой деятельности: продолжительность, основное содержание, степень речевой активности, основные используемые речевые формы, особенности поло-ролевой идентификации, уровень предметного замещения, степень освоения пространства, обобщенный уровень игровой деятельности.

Ко второму блоку относятся индивидуальные особенности игры в моделировании реальных социальных взаимодействий: доминирующий сюжет игры, основные предметные предпочтения, степень выраженности эмоционального отношения, наличие агрессивных предметов в сюжете, наличие намеренных конфликтных ситуаций, реакция на окончание игры, особенности выхода из направленных конфликтов, характер выбора персонажей для членов семьи.

Исследование показало, что дошкольники, находящиеся в определенных группах неблагополучия, имеют различные игровые стратегии, отражающие особенности переживания дисгармонии во взаимодействии с членами семьи: привнесение агрессии (наступательной или защитной), протестных либо конфликтных элементов; нивелирование собственной активности, моделирование подчиненного положения; защитное приукрашивание, идеализация; эмоциональный нейтралитет, стандартные правилосообразные действия.

В ходе проведения исследования было показано, что разработанная нами диагностическая методика направленной сюжетно-ролевой игры «Один день из жизни семьи» является адекватным диагностическим средством выявления особенностей переживания ребенком ДРО.

Похожие:

Возможности сюжетно-ролевой игры в диагностике детско-родительских отношений iconФакультет гуманитарных и прикладных наук
...
Возможности сюжетно-ролевой игры в диагностике детско-родительских отношений iconН. В. Краснощекова сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста
К 78 Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста / Н. В. Краснощекова. Изд. 3-е. Ростов н/Д.: Феникс, 2008. 251 с. (Школа...
Возможности сюжетно-ролевой игры в диагностике детско-родительских отношений iconВопрос 159. Лишение и ограничение родительских прав (понятие, последствия)
Лишение родительских прав – мера ответственности, применяемая к родителям за совершение виновного правонарушения в отношении своих...
Возможности сюжетно-ролевой игры в диагностике детско-родительских отношений iconОтдел по делам молодежи, культуре и спорту Кировского района г. Новосибирска...
Модель ООН – это синтез конференции и ролевой игры, в ходе которой в течение нескольких дней студенты и учащиеся старших классов...
Возможности сюжетно-ролевой игры в диагностике детско-родительских отношений iconПравила полигонной ролевой игры живого действия: Скайрим. Время легенд....
Архангельский полигон «Озера» (24 км по трассе м-8, сот «Магистраль», станция ж/д «Илес»)
Возможности сюжетно-ролевой игры в диагностике детско-родительских отношений iconПравила игры «Зарница-2» участники игры цель игры средства и объекты...
Целью игры является расшифровка фразы (известного слогана или строки из стихотворения) армиями, которая по отдельным буквенно-цифровым...
Возможности сюжетно-ролевой игры в диагностике детско-родительских отношений iconДжанелла Нейра не исключает возможности возобновления отношений с Сегундо Сернадасом
Актриса говорит, что несмотря на то, что сейчас они в разводе, нельзя исключать возможности воссоединения
Возможности сюжетно-ролевой игры в диагностике детско-родительских отношений iconОбщие Правила Полигонной Ролевой Игры мг «Ахалай-Махалай» 2012 год
Персии; законы шариата для мусульман и священные заповеди для огнепоклонников. Представители других религий течений и этносов не...
Возможности сюжетно-ролевой игры в диагностике детско-родительских отношений icon27. Патология пищеварительной системы Тема 27. 9
Тема 27 синдромы дисфагии, рвоты и нарушения акта дефекации в хирургической клинике. Значение в диагностике и дифференциальной диагностике....
Возможности сюжетно-ролевой игры в диагностике детско-родительских отношений iconВозможности гистологического метода при диагностике дисфункциональных маточных кровотечений
Охватывают одновременно всю его толщу. Десквамация функционального слоя при этом равномерна на всем протяжении слизистой и заканчивается...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница