Методы зоопсихологии Учебные вопросы: Зоопсихология и сравнительная психология


НазваниеМетоды зоопсихологии Учебные вопросы: Зоопсихология и сравнительная психология
страница1/5
Дата публикации21.06.2013
Размер0.54 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Психология > Документы
  1   2   3   4   5
Дисциплина ОПД. Ф.16 «Зоопсихология и сравнительная психология» относится к дисциплинам федерального компонента государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Курс рассчитан на подготовку специалистов по специальности 020400 «Психология».

Цель дисциплины «Зоопсихология и сравнительная психология»: овладение студентами навыками выявления биологического и социального в психике человека, конкретных форм их взаимодействия, взаимовлияния.

Задачи дисциплины «Зоопсихология и сравнительная психология»:1) синтез данных зоопсихологии и психологии человека с целью выявления в его поведении общих с животными факторов; 2) выявление и учет качественных отличий между человеком и животным; 3) изучение взаимодействия природных и социально обусловленных способов поведения человека. Задачи курса обеспечивается лекционной, семинарской, практической частью курса.

^ Место дисциплины в учебном процессе. Дисциплина «Зоопсихология и сравнительная психология» является существенной составляющей психологического направления подготовки студентов. Подготовка специалистов по данному курсу предполагает комплексное усвоение обучающимися знаний по психологии и смежным областям, их фундаментальных теоретических концепций, прикладных аспектов применительно к задачам подготовки этих специалистов.

Тема 1.

Предмет, задачи зоопсихологии и сравнительной психологии.

Методы зоопсихологии
Учебные вопросы:

1. Зоопсихология и сравнительная психология.

2. Сравнительная психология и зоопсихология в России
^

1. Зоопсихология и сравнительная психология


Зарождение научной зоопсихологии и сравнительной психологии относится к концу XVIII-началу XIX в., моменту появления трудов крупнейших биологов того времени - Ж. Бюффона и Ж.Б. Ламарка.

Зоопсихология - это наука о проявлениях, закономерностях и эволюции психического отражения на уровне животного, о происхождении и развитии в онто- и филогенезе психических процессов у животных и о предпосылках и предыстории человеческого сознания.

Как отмечает Е.Н. Панов (1970), термин "зоопсихология" нередко используется в разных значениях. В частности, основанный в 1937 г. К. Лоренцем и О. Келером журнал, где публиковались основные работы этологов, также назывался зоопсихологическим - и лишь позднее был переименован в "Ethologie".

В конце XIX в., в противовес господствовавшему в психологии методу интроспекции, основанному на самонаблюдении, стал внедряться экспериментальный подход к изучению психики человека. Этот подход был предложен немецким ученым В. Вундтом (1832-1920). Тогда же начал свои исследования на животных и английский психолог Э. Торндайк. Своими экспериментами этот ученый существенно расширил арсенал методов объективного изучения поведения. Введенные им в практику лабораторного исследования методы, в том числе и метод "проблемных ящиков", позволяли количественно оценивать ход процесса научения. Кроме самого эксперимента, ставшего весьма популярным среди экспериментаторов, Торндайк разработал графическое изображение хода выработки навыка - "кривую научения", которая находит свое применение и в наши дни. Работа Торндайка явилась поворотным моментом в развитии зоопсихологии. Наиболее важными ее моментами стали показанная роль подкрепления ("закон эффекта") и возможность строгой количественной оценки поведения животных в эксперименте. Таким образом, Э.Торндайк стал признанным основоположником сравнительной психологии и зоопсихологии. Зарождение этого направления послужило стимулом для дальнейших работ в данном направлении и организации в Америке ряда лабораторий. Так, на грани XIX-XX вв. У. Смолл в университете Кларка начал исследовать обучение в лабиринтах у белых крыс. Роберт Йеркс в это же время стал заниматься сравнительной психологией в Гарварде. В Чикаго диссертацию о неврологическом и психологическом созревании у крыс написал Дж. Уотсон. К 1910 г. в США существовало уже восемь зоопсихологических лабораторий, а в нескольких других учебных заведениях читались лекции по этому предмету.

На ранних этапах развития зоопсихологии ученые работали с животными многих видов. Так, например, Р. Йеркс изучал медуз, дождевых червей, мышей и приматов. Были опубликованы работы, посвященные инфузориям, ракам, попугаям, крачкам и другим "не традиционным" животным.

Подобные же данные были получены целым рядом других ученых, в том числе, несколько позже, Л.Г. Ворониным и его сотрудниками. Этот факт оказал важное влияние на будущие исследования, поскольку выяснилось, что все позвоночные обучаются приблизительно одинаково и изучать закономерности и механизмы этого процесса представлялось целесообразным на более доступных лабораторных животных - крысах и голубях. Многие десятилетия они были основными объектами зоопсихологических экспериментов, считавшихся "сравнительными", хотя на самом деле таковыми не являлись. Основное внимание при анализе поведения отводилось проблемам обучения.

Столь узкий выбор экспериментальных объектов зоопсихологов вызывал резкую критику со стороны ученых других поведенческих профилей. Так, например, в середине 40-х гг. американский психолог Ф. Бич опубликовал карикатуру, на которой была изображена играющая на дудочке белая крыса, бодро ведущая за собой в "пропасть заблуждения" узких специалистов-психологов.

Под сравнительной психологией понимается сравнительное изучение психических процессов у животных разных таксономических групп. В иностранной литературе сравнительно-психологическими обычно называют исследования способностей животных к обучению и рассудочной деятельности, проводящиеся в лабораторной обстановке. В нашей стране сравнительная психология, являющаяся составной частью учебного курса " Зоопсихология и сравнительная психология", обычно рассматривается в эволюционном аспекте с позиций концепции А.Н. Леонтьева об эволюции психики. Сравнительной психологии посвящен специальный раздел нашего учебника.
  1   2   3   4   5

Похожие:

Методы зоопсихологии Учебные вопросы: Зоопсихология и сравнительная психология iconКурс в\о зимняя сессия 2000\2001 года
...
Методы зоопсихологии Учебные вопросы: Зоопсихология и сравнительная психология iconУчебное пособие удк 159. 9(075) Печатается ббк 88. 2я73 по решению Ученого Совета
Зоопсихология и сравнительная психология: Учебное пособие. Ставрополь: скси, 2005. 272 с
Методы зоопсихологии Учебные вопросы: Зоопсихология и сравнительная психология iconВопросы к экзамену вопросы по психологии человека предмет и задачи курса «Психология человека»
Общее представление о методах научного исследования. Основные методы психологии, их сравнительная характеристика
Методы зоопсихологии Учебные вопросы: Зоопсихология и сравнительная психология iconКонспект лекций мой и Никиты по зоопсихологии. К. Э. Фабри «Основы зоопсихологии»
Хрестоматия по зоопсихологии сравнительной психологии (под ред. Мешковой и Федорович)
Методы зоопсихологии Учебные вопросы: Зоопсихология и сравнительная психология iconКонспект лекций мой и Никиты по зоопсихологии. К. Э. Фабри «Основы зоопсихологии»
Хрестоматия по зоопсихологии сравнительной психологии (под ред. Мешковой и Федорович)
Методы зоопсихологии Учебные вопросы: Зоопсихология и сравнительная психология iconЛекции по общей психологии Александр Романович Лурия
...
Методы зоопсихологии Учебные вопросы: Зоопсихология и сравнительная психология icon1 Зоопсихология как наука
Только за последние десять лет появился ряд новых журналов, а также сайтов Интернета, посвященных проблемам зоопсихологии, в периодических...
Методы зоопсихологии Учебные вопросы: Зоопсихология и сравнительная психология iconПатологическая Физиология. Стр. 7 Изучаемые вопросы. Методы
Основы патологической анатомии и сравнительная характеристика органов человека при различных заболеваниях
Методы зоопсихологии Учебные вопросы: Зоопсихология и сравнительная психология iconКонтрольные вопросы для подготовки к экзамену по курсу «Психология»
Психология как наука: объект, предмет, основные направления. Основные методы психологических исследований
Методы зоопсихологии Учебные вопросы: Зоопсихология и сравнительная психология iconВопросы к экзамену по дисциплине «Психология физического воспитания и спорта»
...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница