На вопросы к экзамену по возрастной психологии


НазваниеНа вопросы к экзамену по возрастной психологии
страница1/8
Дата публикации21.06.2013
Размер0.82 Mb.
ТипВопросы к экзамену
userdocs.ru > Психология > Вопросы к экзамену
  1   2   3   4   5   6   7   8
ОТВЕТЫ

на вопросы к экзамену по возрастной психологии

© Хохлов Н.А.


  1. Предмет и задачи психологии развития и возрастной психологии.

Ее теоретическое и практическое значение.
Предмет возрастной психологии изучает закономерности психического развития человека в онтогенезе и особенности развития психики, сознания, личности и ее деятельности на каждой из возрастных стадий развития.
Теоретическими задачами психологии развития являются:

1. Изучение общих закономерностей психического развития человека в онтогенезе, определение детерминант (причин) развития, определение роли наследственности, среды, общения и деятельности в развитии.

2. Построение периодизации психического развития человека в онтогенезе от рождения до завершения жизненного цикла. Периодизация проявляет и делает «прозрачными» представления той или иной теории о механизмах развития.

3. Определение соотношения и взаимообусловленности процессов обучения и развития.

4. Определение качественного своеобразия и психологических особенностей человека на каждой из возрастных стадий. Метафора «психологический портрет возраста» делает очевидной эту задачу.

Важнейшей задачей возрастной психологии является контроль за ходом и динамикой психического развития человека, предполагающий при необходимости коррекцию и профилактику негативных тенденций и нарушений. Соответственно, можно выделить ряд частных задач, специфических для каждой возрастной стадии.

Например:

  • В каком возрасте следует начинать школьное обучение?

  • Как определить психологическую готовность ребенка к школе?

  • Что обеспечивает прогрессивное развитие личности в старости?

  • Как пережить кризис середины жизни?



  1. Соотношение понятий рост, развитие, созревание.


Рост – количественные изменения, увеличение размеров, функциональных возможностей органа, системы, организма.
Развитие – качественные изменения, перестройка, преобразование структуры.
Созревание – запрограммированный процесс органического роста и развития в соответствии с генетическим планом.

  1. ^ Особенности наблюдения и эксперимента в психологии развития и возрастной психологии.


Наблюдение – точное и систематическое наблюдение в течение более-менее длительного природа времени за особенностями поведения и деятельности ребёнка в естественных, специально не изменяемых условиях.

Требования к наблюдению:

  • Определение цели наблюдения

  • Систематичность

  • Объективность

  • Ребёнок не должен знать, что за ним наблюдают


Используется метод включённого наблюдения – исследователь выполняет какую-либо деятельность в том же помещении, где находится испытуемый. В данном случае необходимо создать легенду своего пребывания там.
Виды наблюдения:

В зависимости от того, кто наблюдает:

  • самонаблюдение

  • объективное наблюдение

В зависимости от систематичности:

  • сплошное

  • выборочное

В зависимости от позиции наблюдателя:

  • внешнее

  • включённое

  • параллельное (резко уменьшает вероятность ошибки)



Метод эксперимента остаётся ведущим методом в изучении детского развития.

Эксперимент – решение испытуемыми задач в специально контролируемых условиях.

Характеристики метода эксперимента:

  • контроль условий

  • выделение независимой и зависимой переменных

  • экспериментальная и контрольная группы

  • последовательность этапов исследования от претеста к посттесту

Использование эксперимента в отношении ребёнка всегда подразумевает наличие опасности в том, что ребёнок будет выполнять не ту задачу, которую ему дал экспериментатор.

По Эльконину, существуют четыре установки ребёнка в отношении решения задачи:

  • адекватное принятие задачи

  • подмена задачи коммуникацией

  • подмена задачи исследованием своих возможностей

  • отказ от выполнения задачи в силу её бессмысленности для испытуемого (по Кёлеру, сверхтрудная задача обессмысливает действие)


Виды эксперимента:

  • лабораторный – специально созданная ситуация, использование приборов

  • естественный – отвечает требованию экологической валидности
    (У. Бронфенбреннер)

  • педагогический/обучающий – оценка развивающего эффекта учебных программ




  1. Формирующая стратегия исследования как альтернатива констатирующей стратегии.


Стратегии исследования:

  • Констатирующая – развитие – стихийный естественный процесс; позиция наблюдателя внешняя.

  • Формирующая – развитие – процесс усвоения социо-культурного опыта; исследование – управляемое моделирование форм сотрудничества ребёнка с взрослым в ходе усвоение опыта.


Формирующую стратегию предложил Л.С. Выготский. Концепция Выготского – развитие ребёнка происходит в социуме. Развития вне культуры быть не может. Закон развития ВПФ. Усвоение культурных средств.

Формирующая стратегия подразумевает целенаправленно моделирование общения ребёнка с взрослым, целью которого является усвоение культурно-исторического опыта.

3 этапа развития формирующей стратегии исследования развития:

  1. Генетико-моделирующий метод – моделирование развитие ВПФ (Выготский)

  2. Моделирование процесса преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность (Леонтьев)

  3. Метод планомерно-поэтапного формирования умственных действий (Гальперин)

Пиаже отстаивал необходимость констатирующей стратегии, развитие ребёнка спонтанно и любое вмешательство в него нежелательно.

Гальперин писал, что констатирующая стратегия предполагает абсолютизацию стихийного характера развития. Этому подходу, по его мнению, надо противопоставить концепцию поэтапного формирования психических действий.


  1. «Поперечные» и «продольные срезы» (лонгитюд) как разновидности констатирующей стратегии.


Проекты (формы) исследования:

  • «Поперечные среды» - одновременное сравнительное исследования испытуемых разных возрастов.

  • Лонгитюд («продольные срезы») – систематическое исследование психического развития одного испытуемого (группы) на протяжении продолжительного периода времени.

  • Временное запаздывание – сравнение особенностей развития различных когорт (повторение «поперечных срезов» или лонгитюда).




  1. ^ Критический анализ факторного подхода в понимании движущих сил психического развития человека в онтогенезе.


Теории, игнорирующие или отрицающие значение активности человека в развитии, получили название факторного подхода. Развитие интерпретируется как результат влияния двух факторов — наследственности и среды. Альтернативой факторному подходу являются деятельностные подходы, когда активность рассматривается как основная причина развития. Это культурно-исторический подход (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин), а также конструктивистский подход (Ж. Пиаже).
Берёт начало из противостояния Джона Локка и Рене Декарта (XVII век).

Два фактора – наследственность и среда являются основными в детерминации развития ребёнка.

Рене Декарт связывается с нативизмом – теория врождённых идей. Декарт полагал, что рефлекторная дуга связана с внешним влиянием, однако каждому из нас от рождения присущи некоторые высшие идеи (от бога). Развитие, по Декарту, актуализация и развитие того, что заложено в нас от рождения.

Джон Локк в трактате «О воспитании» писал о том, что каждый человек от рождения обладает некоторыми предрасположенностями, но они не определяют наше развитие. То, чем мы являемся, – есть результат нашего внешнего и внутреннего опыта. Метафора чистой доски. Локк – основатель ассоциативной эмпирической психологии.

Факторный подход – это подход, согласно которому развитие определяется действием двух факторов: наследственности и среды.

Согласно позиции нативизма, все развитие человека определяется его наследственностью. Философское обоснование этого подхода было дано Декартом, который предложил свою теорию врожденных идей.

Нативизм в истории психологии представлен теориями преформизма, рекапитуляции и созревания.


  1. ^ Критика биогенетического направления в исследовании детского развития. Теория рекапитуляции.


Концепция рекапитуляции (Г.С. Холл) в психическом развитии индивида основывается на идеях Ч. Дарвина об эволюции видов и единстве органического мира и биогенетическом законе Э. Геккеля, открытом в 1866 г. Биогенетический закон определяет закономерности эмбрионального развития формулой: «Онтогенез есть краткое и сжатое повторение филогенеза».
В дальнейшем биогенетический закон был подвергнут критике в биологии. Выявлены значительно более сложные отношения между филогенезом и онтогенезом, чем простое повторение. Показано, что продолжительность онтогенеза в процессе филогенеза не просто удлиняется за счет добавления новых стадий, а увеличивается за счет изменения структуры онтогенеза. Онтогенез как индивидуальный жизненный цикл сам имеет историю своего развития. Эмбриогенез, выступающий главным доказательством биогенетического закона, в филогенезе также претерпевает значительную перестройку, связанную в первую очередь с изменением порядка закладывания органов и динамики их развития, по сравнению с порядком их возникновения в процессе эволюции, в пользу наиболее важных и значимых органов.
По Г.С. Холлу, индивидуальное развитие в онтогенезе есть быстрое повторение эволюции видов и истории человеческого рода. Стэнли-Холл обнаружил, что у всех детей на определённой стадии развития существуют одинаковые страхи, интересы и увлечения. Он связал это с определённой стадией филогенеза и антропогенеза. Согласно теории рекапитуляции Г. С. Холла, индивидуальное развитие человека в онтогенезе есть повторение сначала филогенеза, потом антропогенеза и, наконец, — социогенеза.
Основные направления критики:

  • биологизация развития человека, отождествление законов развития человека и животных в онтогенезе;

  • игнорирование фактора среды в развитии, представление о том, что развитие полностью определяется наследственностью, доминирование фатализма;

  • неучёт роли научения;

  • игнорирование роли активной деятельности самого человека в развитии.


Критика Л.С. Выготского:

  • Нельзя отождествлять три принципиально различных линий развития: филогенез, социогенез, онтогенез.

  • Законы онтогенетического развития психики человека принципиально отличны от законов онтогенеза животных.

  • У человека – иной тип жизни (социально-исторический), иной тип развития (культурный).

  • Нельзя отрицать значимую роль обучения
    и воспитания в развитии ребёнка.


По С.Л. Рубинштейну:

Параллели и аналоги между онтогенезом и социогенезом объясняются сходством логики познания мира и усвоения социо-культурного опыта ребёнком и создания этого опыта в социогенезе.
Существуют различия между онтогенезом и социогенезом:

  • в роли морфо-физиологических условий развития;

  • в роли труда;

  • в роли речи;

  • в роли поколений.




  1. Теории развития как созревания. Проблема соотношения созревания, развития и обучения.


Теории созревания рассматривают психическое развитие как эндогенный процесс, детерминированный биологическим созрева­нием морфологических структур мозга в соответствии с врожден­ной наследственной программой. Последовательность и содержа­ние стадий психического развития, согласно теориям созревания, оказываются полностью предопределены последовательностью и динамикой созревания соответствующих отделов центральной нерв­ной системы. Новые психические явления и формы развития пред­ставляют собой результат развертывания генетически заданной программы созревания. Теории созревания, как и преформизм, яв­ляются разновидностью нативизма в понимании движущих сил психического развития. Однако если в отношении теорий префор­мизма и рекапитуляции можно сказать, что они устарели, то теории созревания очень широко распространены в житейском сознании и оказывают значительное влияние на суждения и взгляды.
Классическим вариантом теории созревания является теория трех ступеней К. Бюлера. Исследователь считал, что развитие психики в филогенезе происходит как последовательное разверты­вание трех стадий.

^ Первая ступень (стадия) — инстинкт (врожден­ное поведение, не требует вручения, одинаково у всех членов вида, адаптивно для очень узкого круга ситуаций).

Вторая ступень — на­выки, или дрессура (не врождены, возникают в результате научения, круг адаптации более широк).

^ Третья ступень — интеллект, высшая форма поведения (научения не требует, основывается на внезапном постижении сущностных отношений проблемной ситуации — инсай-те). Схема развития поведения и психики, предложенная для фило­генеза Бюлером, была перенесена на понимание онтогенеза. Стадия инстинкта характеризует развитие ребенка от рождения до шести месяцев. Стадия навыков или дрессуры — от шести месяцев до года. Стадия интеллекта — от года и старше. Бюлер считал, что у ребенка до трех лет интеллект тождественен интеллекту шимпанзе, и назы­вал его шимпанзеподобным возрастом. Переход со стадии на ста­дию Бюлер связывал с развитием ЦНС и последовательным созре­ванием подкорковых структур (стадия инстинкта), созреванием пер­вичных и вторичных проекционных зон (стадия навыка), третичных интеграционных полей коры больших полушарий (интеллект). Пред­полагалось, что созревание соответствующей структуры автоматически приводит к возникновению новой формы поведения.


  1. ^ Проблема движущих сил психического развития ребенка в бихевиоризме. Развитие как научение.


Теории развития как научения исходят из приоритета фактора среды. Начало эмпиризма в понимании развития было положено работами Дж. Локка.
Бихевиористы считали, что ребенок от рождения обладает очень бедным врожденным репертуаром поведенческих реакций, не обеспечивающих приспособления к среде. Поэтому буквально с первых дней жизни ведущее место в развитии занимают процессы научения. В рамках бихевиоризма научение приравнивается к развитию. Однако не следует считать, что представители данной школы не делали попыток развести эти понятия. Такая попытка принадлежит Дж. Уотсону, выделившему следующие законы развития: хронологический порядок возникновения новых поведенческих реакций; увеличение количественной выраженности реакций.

Однако эти законы ограничены простым феноменологическим описанием, не дающим ответа на вопрос: «Каковы причины развития?»

Д. Уотсон понимал недостаточность этих законов, поэтому попытался дифференцировать научение и развитие следующим образом. В обоих случаях результат— возникновение нового поведения. Когда поведение возникает в результате научения, а когда — в результате развития? Уотсон комментировал следующим образом: если новое поведение приобретается в условиях созревания и не связано с научением напрямую — то это развитие; если нет доказательств созревания и присутствует момент научения, то это научение. Однако в детском возрасте развитие и научение осуществляются в условиях созревания, равно как нет развития нового поведения вне процессов обучения в широком смысле слова.
Основные направления в бихевиоризме

  1. Теория классического обусловливания (Д. Уотсон, Э. Торндайк)

Схема научения:

1 этап: условный стимул → безусловный стимул → безусловная реакция

2 этап: условный стимул → условная реакция

Законы научения:

  • закон готовности

  • закон эффекта (подкрепления)

  • закон упражнения



  1. Теория оперантного научения (Б. Скиннер)

Модель научения:

Реакция → положительное подкрепление → усиление реакции

Условия научения:

  • систематический контроль

  • немедленное подкрепление

Практическое применение:

  • программированное обучение

(недостаток – возможность неконтролируемого случайного ответа наобум)

  • поведенческая терапия – метод «жетонов»

(недостаток – инструментальный обмен благами)


  1. Теория социального научения (А. Бандура) – выходит за пределы факторного подхода

Модель научения

Социальное подражание – имитация поведения социальных моделей.

Условия научения

  • когнитивные процессы – восприятие, мышление, память.

  • процессы саморегуляции – самоконтроль и самоподкрепление.

  • высокая самоэффективность.

Успех научения Бандура связывает с процессами саморегуляции — самоконтроля и самоподкрепления.

  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

На вопросы к экзамену по возрастной психологии iconОтветы на вопросы к экзамену по психологии развития и возрастной психологии
Возрастная психология это отрасль психологии, где изучается онтогенетическое развитие психики на различных возрастных этапах, факты...
На вопросы к экзамену по возрастной психологии iconI. теоретические и методологические вопросы возрастной и индивидуальной...
Прикладное и теоретическое значение возрастной и дифференциальной психологии, ее задачи
На вопросы к экзамену по возрастной психологии iconПрактикум по возрастной психологии удк 159. 922. 6(076. 58) Ббк 88. 4я73 А16 Абрамова Г. С
А16 Практикум по возрастной психологии: Учеб по­собие для студ вузов. — 2-е изд., стереотип. — М
На вопросы к экзамену по возрастной психологии iconВопросы к экзамену по дисциплине "психология" (аб 2 курс)
Предмет психологии и задачи психологии. Место психологии в системе наук. Классификация отраслей психологии
На вопросы к экзамену по возрастной психологии iconВопросы к экзамену ия 2011-12 Педагогическая антропологи: часть 1 общая психология
Предмет психологии, история развития предмета психологии, задачи и принципы психологии. Место психологии в системе наук
На вопросы к экзамену по возрастной психологии iconВопросы к государственному экзамену по психологии для выпускников...
Понятие предмета и объекта науки. Основные этапы развития представлений о предмете психологии. Современные представления о предмете...
На вопросы к экзамену по возрастной психологии iconВниманию студентов 1 курса фмф: Материалы к экзамену по курсу Возрастная...
Краткая история становления возрастной психологии как самостоятельной отрасли психологической науки
На вопросы к экзамену по возрастной психологии iconВопросы к экзамену (зачёту) по дисциплине «Основы психологии и педагогики»
Вопросы к экзамену (зачёту) по дисциплине «Основы психологии и педагогики» для студентов дневной и заочной форм обучения рассмотрены...
На вопросы к экзамену по возрастной психологии iconВопросы к экзамену вопросы по психологии человека предмет и задачи курса «Психология человека»
Общее представление о методах научного исследования. Основные методы психологии, их сравнительная характеристика
На вопросы к экзамену по возрастной психологии iconКафедра психологии человека Российского государственного педагогического...
Оргкомитет принимает к рассмотрению материалы, посвященные широкому кругу проблем общей, возрастной, социальной, педагогической,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница